Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Метод фрейда в чем заключается. Суть теории зигмунда фрейда кратко

Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Личность и ее свойства

– отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.

Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
  • Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
  • – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
  • Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
  • Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.

Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.

Различные теории личности

Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.

Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:

  • По способу определения причин :
  1. психодинамические,
  2. социодинамические,
  3. интеракционистические,
  4. гуманистические.
  • По акценту на структуру или динамику свойств и качеств:
  1. структурные,
  2. динамические.
  • По диапазону возрастов, рассматриваемых в теории:
  1. дошкольного и школьного возраста,
  2. всех возрастных периодов.

Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.

Наиболее интересные и известные теории личности:

  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
  • теория социальных ролей Э. Берна;
  • теория личности А. Маслоу;
  • теория личности Э. Эриксона.

З. Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.

З. Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы и определил их как психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.

Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.

Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.

В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.

Структура личности по Фрейду включает три компонента:

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОНО, Id (ИД)

Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.

Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.

Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.

Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.

Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.

Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.

  • СВЕРХСОЗНАНИЕ ИЛИ СВЕРХ-Я, SUPER-EGO (СУПЕР-ЭГО)

Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.

Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.

Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.

  • СОЗНАНИЕ ИЛИ Я, EGO (ЭГО)

Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.

Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.

Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.

Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.

З. Фрейд выделил такие защитные механизмы:

  1. Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
  2. Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
  3. Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
  4. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
  5. Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
  6. Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
  7. Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
  8. Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
  9. Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
  10. Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.

Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.

И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.

Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.

В наши дни нет, наверное, человека, который не слышал о Зигмунде Фрейде (1856-1939). Это австрийский психолог, невролог и психиатр. Именно он является "отцом" психоанализа, который оказал огромное влияние не только на медицину, но и на социологию, искусство, литературу. Австриец внёс большой вклад в понимание причинно-следственных связей поведенческих функций личности. Благодаря этому, стало более ясно, почему человек думает, чувствует, поступает именно так, а не иначе.

Для одних специалистов теория Фрейда является образцом понимания человеческой сущности, для других - конъюнктурщиной, не имеющей под собой никакой рациональной основы. Однако, несмотря на агрессивно настроенных оппонентов, всемирное признание налицо. Поэтому находится немало людей, желающих ознакомиться с работами австрийского психолога. Но рассмотреть в полном объёме труды Фрейда в рамках одной статьи невозможно. Во-первых, они предназначается для специалистов, а во-вторых, слишком обширны и многогранны. Поэтому в сжатой форме ознакомимся лишь с основными постулатами и выкладками, отражающими суть фрейдовской теории.

Суть теории Фрейда

Зигмунд Фрейд был убеждён, что всё, о чём мы думаем и переживаем, имеет свою первопричину . Это означает, что в поведении человека не бывает случайных поступков. В глубинах нашего сознания находятся скрытые источники, побуждающие совершать те или иные действия. Глубины сознания - это подсознание . Именно оно и играет определяющую роль в нашей жизни. Нам кажется, что мы разумны, рациональны, отдаём отчёт своим действиям. Однако в действительности это лишь внешняя оболочка, под которой скрыт огромный пласт непознанного.

Теория Фрейда утверждает, что все мы родом из детства . Именно в первые 5-6 лет жизни закладываются основы человеческого характера. Иными словами, создаётся фундамент, на котором уже строится здание. При этом строительные работы ведутся всю жизнь. Что-то меняется, убирается, достраивается. А вот фундамент незыблем. Его просто нельзя трогать, так как тогда всё здание рухнет.

Далее следует сказать, что в трудах почтенного австрийца большое значение придаётся сексу. Но в это понятие Фрейд включал не примитивное совокупление двух тел, а целый мир человеческих удовольствий, чувств и страстей. Что касается половой жизни, то она является лишь частью многогранной и прекрасной действительности, формирование которой происходит в первый годы человеческой жизни.

Ребёнок утоляет голод не только потому, что это является физиологической потребностью организма, но и потому, что поглощение пищи доставляет ему наслаждение. Он начинает испытывать любовь к тем, кто баюкает его, ласкает, вытирает, то есть даёт физические радости. Они сочетаются с духовной пищей, когда общение с человеком доставляет малышу удовольствие.

По мере взросления ребёнок обнаруживает, что его половые органы чрезвычайно чувствительные. Это уже следующий этап развития личности. Но по своей сути он является продолжением предыдущего процесса, в основе которого лежат физические наслаждения. Способность любить и характер этой любви становятся основой сексуального воспитания.

С раннего детства каждого человека постоянно побуждают отказываться от чего-то любимого. Малыш любит оправляться, когда ему заблагорассудится и игнорирует туалет, но по мере взросления ему запрещают это делать. Ребёнок хочет выразить свой протест, а ему напоминают, что плачут лишь маленькие дети.

Количество ограничений с возрастом растёт, а требования повышаются. Дети не любят рано вставать, но их заставляют это делать, потому что нужно идти в детский сад. И постепенно в сознании маленького человека формируется уверенность, что заслужить любовь окружающих можно лишь, не возражая им. Происходит подавление своих чувство и желаний в угоду другим людям.

Человек растёт, становится взрослым. Он достигает психологической зрелости, а иногда, наоборот, направляет свои силы на удовлетворение всё тех же детских желаний. Разница заключается лишь в том, что они несколько видоизменяются в зависимости от психического и интеллектуального развития личности.

Кто-то может с наслаждением предаваться чревоугодию. Для этих целей он использует свой рот, через который и получает наслаждение. А другой индивидуум становится блестящим оратором. В этом случае используется тот же орган, но он приносит наслаждение уже в иной плоскости. Первый человек ограничивается примитивным удовольствием в ущерб подлинным радостям. Второй достигает наивысшей гармонии в своих желаниях. При этом оба используют одну и ту же часть лица.

Зигмунд Фрейд (в центре) в 30-е годы

Теория Фрейда описывает множество вариантов замены детских желаний более зрелыми и взрослыми. Такие процессы он назвал "механизмами адаптации". В их основе лежат устремления маленького ребёнка, претерпевшие трансформацию в результате определённого жизненного опыта и возраста. Это лишний раз подчёркивает, что каждый человек - большой ребёнок . Если с него сорвать груз лет и лишнюю шелуху, то на свет появится очаровательный малыш со своими детскими пристрастиями и желаниями.

Другой основополагающий момент психоанализа - наличие в сознании человека самых разнообразных конфликтов . Это означает, что в психике каждого человека идёт непрестанная борьба противоборствующих сил. Это жадность и щедрость, добро и зло, легкомыслие и основательность, порок и целомудрие. Данный перечень можно продолжать очень долго. Это нужно обязательно помнить для того, чтобы лучше познать свой внутренний мир и раскрыть свою истинную природу. Ведь иногда человек знает себя очень плохо и не может даже представить, на что он способен в той или иной ситуации.

Основная задача теории Фрейда заключается в создании универсальной методики, способной помочь человеку решить его жизненные проблемы . Психоанализ и старается по мере сил справиться с тем грузом проблем, который давит на психику и мешает каждому из нас почувствовать себя по-настоящему счастливым. Фрейдовские методы подсказывают, как переосмыслить самые глубинные свои желания. Внешне они регулярно проявляются в повседневном поведении, но вот так сразу определить их очень сложно.

Поэтому люди иногда годами ходят к психоаналитику. Даёт ли пользу такое лечение? Всё зависит от конкретного человека, от его желания познать свой внутренний мир и измениться к лучшему. Чтобы был положительный результат, нужно в первую очередь верить в эффективность психоанализа, а стало быть, и в самого австрийца, придумавшего его. Если же относиться ко всему этому несерьёзно или с иронией, то позитивный итог никогда не наступит, а теория Фрейда так и останется теорией и не обретёт практическую ценность.

Этот мыслитель помог нам приблизиться к пониманию того, почему наша жизнь и отношения настолько запутаны и болезненны, почему жизнь трудна и как с этим справиться.

Сигизмунд Шломо Фрейд родился в семье евреев мещан в 1856. Его профессиональная жизнь задалась не сразу. Обучаясь медицине он препарировал сотни угрей тщетно пытаясь найти их репродуктивные органы. Он продвигал кокаин, как лекарство однако позже оказалось, что тот вызывает опасное привыкание, но спустя годы он основал дисциплину, которая принесла ему славу - новый вид психотерапии под названием психоанализ.

Революцию совершила его книга 1900-го года Толкование сновидений, за ней последовали и другие. Несмотря на успех он был очень несчастен. Во время одного особенно трудного исследования он написал «Мой главный и самый трудный пациент - я сам.»

Фрейд был убежден, что умрет в 61 или 62 и жутко боялся этих чисел. Впрочем, умер он куда позже. В 83. Возможно именно благодаря своему отчаянию Фрейд смог глубоко постичь причины человеческого несчастья. Он предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия. Он толкает нас к простым физическим и эмоциональным наградам и отвращает от неприятных вещей вроде скуки и дисциплины. В младенчестве мы практически полностью ведомы принципом удовольствия, утверждает Фрейд, но если следовать ему без ограничений он ведет к опасным и безответственным поступкам. Например к полному безделью или перееданию или (нашумевшая деталь) к сексу с родственниками.

Мы должны учитывать то, что Фрейд назвал принципом реальности. Мы все ему подвластны однако Фрейд считал, что есть гармоничные и дисгармоничные способы с ним жить. Дисгармоничные способы он назвал неврозами. Неврозы - результат неумелой торговли с принципом удовольствия или, словами Фрейда, вытеснение этого принципа.

Фрейд описал конфликт между тремя сторонами нашей природы: Оно (Id), движимое принципом удовольствия, Сверх-Я (Super Ego), которое хочет следовать правилам и быть хорошим в глазах общества и Я (Ego), которое вынуждено подстраиваться под обоих соседей.

Чтобы понять их взаимоотношения Фрейд предлагает найти истоки наших неврозов в детстве.

Фазы психосексуального развития по Фрейду

В начале жизни мы проходим через то, что Фрейд называл оральной фазой психосексуального . На этом этапе главным генератором удовольствия является рот. Мы осваиваем чувства связанные с глотанием и едой. Здесь может развиться множество неврозов, например отказ от еды, как удовольствия или наоборот еда, как утешение или страх зависеть от того кто нас кормит.

Затем идет анальная фаза тесно связанная с тем, что мы называем «приучить к горшку». В этот период человек впервые получает возможность хоть что-то контролировать в своем организме, а именно процессы дефекации и мочеиспускания. В этой фазе мы учимся пробовать на прочность власть других. Если здесь что-то не так, если разочаровались в фигуре власти, мы можем терпеть просто ей назло. Такая фиксация формирует анально-удерживающий тип личности. Такой человек неспособен отдавать или примиряться.

Далее наступает фаллическая фаза. Она длится примерно до 6 лет. Фрейд шокировал современников, утверждая, что у детей есть сексуальные чувства. Мало того, в фаллической стадии дети направляют сексуальные импульсы на своих родителей - самых доступных и близких людей в их жизни. Именно Фрейд описал знаменитый Эдипов комплекс - бессознательную навязчивую влюбленность в одного родителя и ненависть к другому.

Проблема в том, что как бы родители нас не любили, они не могут перенести это в область секса. Они всегда будут строить полноценные отношения прежде всего друг с другом. От этого мы чувствуем опасные ревность и гнев. А также стыд и вину за то что злимся. Этот комплекс вызывает невероятную внутреннюю тревогу у малыша. В итоге большинство из нас переживает смешанные чувства к родителям, которые позже формируют наш образ любви. Например, если мать была к нам холодна, мы все равно тоскуем по ее нежность, но при этом можем продолжать ассоциировать любовь с некоторой отстраненностью. Часто любовь, какой мы ее усвоили от родителей запрещает смешивать любовь и секс, ведь люди которые научили нас любви также были недоступны для секса. Поэтому иногда, чем больше мы любим человека, тем сложнее с ним заниматься любовью.

Метод Фрейда

Простого выхода здесь нет. Фрейд говорит, что мы не можем быть абсолютно рациональны, да и общество просто так не поменять. В книге 1930 года «Недовольство культурой» Фрейд писал, что общество дало нам множество благ, но при этом наложило тяжкий диктат. Например, разрешило заниматься сексом только с одним человеком, наложило табу на инцест, заставило сдерживать все наши импульсивные желания, велело слушаться власть и работать за . Само общество по природе своей невротично. Только так и может существовать в том виде, в котором мы его знаем. Отсюда постоянные войны и политические распри.

Фрейд попытался найти лекарство от наших неврозов и он назвал его психоанализ. По мнению Фрейда человеком своих бессознательных установок дает возможность человеку освободиться от их навязчивого диктата. В ходе сеансов он анализировал несколько вещей. Он обращался к снам, которые считал выражением несбывшихся желаний, также он изучал парапраксис, то что мы знаем как «оговорочки по Фрейду».

К теории Фрейда можно относиться по разному. Некоторые считают его идеи ключом к пониманию глубинной природы человека, а некоторые полностью отвергают их, но как сказал сам Фрейд, тот кто презирает ключ, никогда не сможет открыть дверь. И кто знает, возможно теория Фрейда этот тот самый ключ, именно для вас. Кто знает...

Время на чтение: 2 мин

Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Он представляет собой учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческое естество с позиции конфронтации: функционирование психики личности отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий индивида и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной.

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – , которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением
«Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

Стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

Стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

Стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ - это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.) родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии. Фрейд провел свою жизнь в Вене, здесь окончил сначала гимназию, а потом медицинский факультет Венского университета. Фрейд начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. В 1885–1886 гг. он получает стипендию и полгода стажируется в Париже у знаменитого психиатра Жана-Мартена Шарко. Вернувшись в Вену, он пытался использовать в терапевтических целях гипноз, но убедился в его ограниченной применимости. Фрейд отрабатывает психотерапевтическую технику, «метод свободных ассоциаций». В 1895 г. он публикует вместе с венским врачом Йозефом Брейером «Исследование по истерии», являющееся первым изложением психоаналитической теории. В конце 1899 г. вышла работа Фрейда «Толкование сновидений», которая до сих пор является «библией» психоанализа. В 1908 г. создается «Венское психоаналитическое общество». В 1938 г. после аншлюса Австрии гитлеровской Германией Фрейд эмигрировал в Англию, где и умер 23 сентября 1939 г.

На базе медицинской психологии и практики лечения неврозов Фрейдом было создано философское учение. Фрейд считал «безмерной иллюзией» учение о равенстве всех людей, поскольку сама природа установила неравенство физических и умственных способностей – «этому ничем нельзя помочь». Основа психоанализа – открытие Фрейдом сферы бессознательного. Психика – это структура с тремя инстанциями:

– «Оно», как совокупность инстинктивных влечений, глубинный слой бессознательного;

– «Я» – сознание, отделяющееся от «Оно» в процессе эволюции;

– «Сверх-Я» – представитель социальной, культурной среды.

Природные инстинкты – «первичные влечения», реализуясь, должны беспрепятственно пройти все три фазы психики; если же на одной из границ они встречают запрет, то вновь уходят в подсознание и мстят за себя психическими заболеваниями. В качестве основы первичных влечений Фрейд вначале рассматривает чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их понятием «либидо», которое охватывает всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. И, наконец, выдвигает гипотезу, что поведение человека обусловлено как биологическими, так и социальными влечениями, которые формируют инстинкт к жизни «эрос» и инстинкт к смерти «танатос».

«Я» стремится обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения (сублимация). Фрейд вводит такие понятия, как «замещение», когда на место вытесненного образа, представляющего подавляемое запретное влечение, бессознательное поселяет в сознании символ-заместитель («Толкование сновидений»). «Вытеснение» – процесс перемещения нежелательного представления в бессознательное, но поскольку оно стремится вернуться в сознание, то вызывает страх, чувство вины.

За рубежом психоаналитики не всегда имеют медицинское образование. От человека такой анализ требует «включенности» в другого человека.

Неврозы могут быть определены:

– методом свободной ассоциации (вопрос – «фрукт», ответ – «яблоко»);

– толкованием сновидений;

– перенесением (попадание в аналогичные ситуации);

– анализом оговорок (оговорки – вытесненная сознанием мысль).

Фрейд: «Человек – существо со слабым интеллектом, бессознательный инстинкт – основа его поведения». Если человек не находит выхода инстинктам (либидо), это реализуется в появлении невроза. Творческая деятельность помогает избежать развития невроза.

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует «другой», с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойство усиливаются от того, что социальные инструменты, регулирующие отношения между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. В возникновении общества ведущая роль принадлежит сексуальному инстинкту. Пример: жила пара – муж и жена. Они родили сыновей. Те любили мать и убили отца. Их стала мучить совесть, так возникла мораль. Это в итоге приводит к возникновению культуры. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к невротизации. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являются ли многие культуры или даже культурные эпохи «невротическими», не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений «невротическим»?

Неофрейдизм

Идеи психоанализа развил Карл Юнг (1875–1961 гг.). Учение об архетипах – формальных образцах поведения, которым в реальной жизни соответствуют стереотипы поведения. Архетипы коллективны по природе и передаются традициями и наследственностью. На этом понятии строится тезис о коллективном бессознательном как общечеловеческом опыте. Структура мозга несет в себе опыт прошлых поколений, общечеловеческие первообразы, которые часто проявляются через сновидения.

Юнг разработал свою типологию людей, в основе которой лежит доминирующая психическая функция, выраженная мышлением и эмоциями. Эмоции имеют преобладающее влияние на внешний и внутренний мир. Экстравертные типы – личность устремляется во внешний мир. Интравертные типы проявляют больший интерес к миру собственных мыслей и чувств. Внутри этих типов Юнг выделяет еще четыре подтипа.

Мыслительный – мужской, чувственный – в основном женский.

Альфред Адлер (1870–1937 гг.), развивая психоанализ, писал, что для объяснения мотивов поведения личности нужно знать цель ее устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого она старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. По Адлеру, индивид из-за несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценности.

Комплекс неполноценности – это энергетический потенциал, пришедший на смену либидо. Быть человеком – значит обладать комплексом неполноценности. А комплекс требует компенсации или сверхкомпенсации. Компенсация имеет возрастные особенности. У молодежи отсутствие условий для нормальной компенсации может привести к преступности и болезни. Сверхкомпенсация – это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности, на основе которой часто вырастают «великие люди», крупные личности. Гений Бонапарта – компенсация его физического недостатка, низкого роста.

Карен Хорни (1885–1952 гг.), как последователь Фрейда, поведение человека объясняла бессознательными процессами, основным из которых является стремление к безопасности. Чувство тревоги и беспокойство сопровождают человека всю жизнь (недостаток уважения, враждебная атмосфера, насильственное подавление желаний властью или авторитетом). В книге «Наши внутренние конфликты» (1945 г.) Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим:

– к людям;

– от людей;

– против людей.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

– услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой;

– пытающаяся отрешиться от общества;

– агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакции являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, порождает все новые и новые конфликты.

Один из крупнейших представителей неофрейдизма Эрих Фромм (1900–1980 гг.) попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: экзистенциальной и исторической.

К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта. Человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно».

Существует ряд противоречий между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге «Революция надежды» (1968 г.) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение «гуманистического планирования», «активизацию индивида путем замещения методов „отчуждения бюрократии“ методами „гуманистического управления“», изменения способа потребления в направлении увеличения «активизации» человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации, которые должны быть «эквивалентами религиозных систем прошлого». Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих жизнь церковной общины.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...