Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Прямое и косвенное влияние телевидения на здоровье. Виды педагогического взаимодействия: преднамеренное и непреднамеренное

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме - супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента - консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.

Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь - из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель". Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93:

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство - это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.

Пример,

Клиент может сказать: «Я - окно. Ко мне подходят люди; Смотрят на мир за мной, не замечая меня, несмотря на то, что именно я сохраняю в их жилище тепло». Таким изящным способом консультант получит представление и о структуре проблемы клиента и о специфике его восприя­тия себя в ней.

Некоторым клиентам трудно говорить о лицах, вовлечен­ных в проблему. В подобных случаях для прояснения сути проблемы и способов ее разрешения полезно перевести про­блему из субъективной реальности клиента в метафориче­скую. Данный переход можно осуществить при помощи во­проса: «Как бы это могло происходить на корабле (если клиент ходит в море), в саду (если клиенту нравится этот вид дея­тельности), в магазине?» и т.п. Подбираете метафору, основываясь на предварительно собранной информации, под спе­цифику жизненной ситуации клиента. И клиент может сказать: «Садовник ухаживает за садом, но ему грустно при мысли, что когда он устанет, растения не дадут ему возмож­ности укрыться от лучей- палящего солнца». И тогда консуль­тант может спросить: «Что может сделать садовник для того, чтобы ситуация изменилась?» И, возможно, клиент скажет: «Он должен четко сказать растениям, что он от них ожида­ет». Когда специалист понимает, что располагает достаточ ной информацией, он может осуществить обратный переход из метафорической реальности в реальность клиента при по­мощи вопроса: «Что это может значить для вашей ситуации?»

В тех случаях, когда у клиента имеется воспоминание о некой ситуации, итог которой ему хотелось бы изменить, консультант может предложить ему придумать сказку (исто­рию, анекдот), в которой он был бы главным героем (или главный герой попадал в подобную ситуацию) и вел бы себя таким образом, что данная ситуация имела желательный для него исход, который удовлетворил бы клиента и впослед­ствии, оказавшись в подобной ситуации он мог бы восполь­зоваться данной структурой поведения для получения желае­мого результата.

Метафоры также полезны для прояснения отношения кли­ента к своему прошлому, настоящему и будущему. С этой целью консультант может спросить клиента, какие метафоры он мог бы использовать для описания своей жизни в любом из данных временных отрезков. Выслушав метафоры, пси­холог должен продолжать работать над их прояснением. На­пример. Если клиент определяет свое прошлое как черную дыру, то выясните: ведет ли она куда-нибудь, что за ней на­ходится, есть ли в ней жизнь и если да, то кто населяет дан­ное пространство.

93 Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. П. С. 8.

Задание (выполняется в паре)

Запишите на листке то стихотворение, строчку из песни, пословицу, цитату из книги, которые в последнее время вы могли бы сделать эпиграфом своей жизни. Поменяйтесь листками с партнером. Сделайте анализ полученного текста по направлениям: пси­хоэмоциональное состояние, актуальная проблема на дан­ный момент, возможные способы решения ситуации. Под­берите метафору. Объясните ваш алгоритм рассуждений: на основании чего вы пришли к данному заключению? Снова обменяйтесь текстами. Прочтите анализ вашей си­туации, сделанный коллегой. Оцените степень достоверно­сти психологического диагноза и степень результативности

предложенных мероприятий исходя из специфики вашей личности и жизненной ситуации.

P.S. Многие методы и техники влияния сложно отнести к какому-либо одному виду вследствие их многоаспектности воздействия на клиента.

Литература

1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994.

2. Коннер Р.В. Введение в семейную психотерапию / Институт семейной терапии. - Новосибирск, 2001.

3. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. I. - Новоси­бирск, 2001.

4. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. П. - Ново­сибирск, 2001.

5. О"Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Пер. с англ. - М., 2003.

6. Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер Ком, 1998.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение процессу влияния.

2. Какие существуют виды влияния? Охарактеризуйте их.

3. Какие классификации видов влияния вы знаете?

4. Какие основные принципы лежат в основе данных классифи­каций?

5. Что такое «невербальное воздействие»? Из каких элементов состоит невербальное воздействие?

6. В чем отличие между прямым и косвенным влиянием?

7. Какой из видов влияния, с вашей точки зрения, наиболее эф­фективен?

8. Перечислите правила преподнесения предписаний клиенту.

10.В чем заключается смысл парадоксального подхода?

11.Какие этапы парадоксального подхода вы знаете?

Пока слово не сказано, оно словно нахо­дится в заточении, из которого стре­мится вырваться на волю. Но стоит слову вырваться на свободу, как тот, кто был его хозяином, становится его плен­ником.

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме - супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента - консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.


Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь - из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель". Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93:

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство - это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.

Нормальное состояние и функционирование биосферы невозможно без обеспечения благоприятной среды обитания для всех биосистем во всем их многообразии. Утрата же биоразнообразия ставит под угрозу не только благополучие человека, но и само его существование. Скорость уменьшения биоразнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях за последние 30-40 лет резко увеличилась. Происходит самое значительное за 65 млн лет сокращение и исчезновение видов растений и животных со скоростью, в пять тысяч раз превышающей естественный ход эволюции биосферы.

В общей сложности во всем мире нуждаются в охране 25-30 тыс. видов растений, или 10% мировой флоры. Сокращение площадей, покрытых зеленой растительностью, или ее разреживание крайне нежелательно, так как, во-первых, нарушается глобальный круговорот углерода в биосфере и, во-вторых, снижается интенсивность поглощения солнечной энергии биосферой в процессе фотосинтеза.

Огромное значение в природе и жизни человека имеют леса, которые в России занимают более 1,2 млрд га, или 75% от всей площади земельного фонда. Но размещение лесов неравномерно: наибольшая часть их находится в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где сосредоточены основные площади сосны обыкновенной, ели, лиственницы, пихты, кедра сибирского, осины. Влияние лесов на окружающую природную среду весьма многообразно и проявляется в том, что леса являются основным поставщиком кислорода на планете и непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды. Они снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков, смягчают климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур, поглощают и преобразовывают часть атмосферных химических загрязнений, защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов, а также создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяются на три группы:

  • леса, выполняющие защитные экологические функции (водоохранные, полезащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные); они строго охраняются, особенно лесопарки, городские леса, особо ценные лесные массивы, национальные парки;
  • леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, и строгий режим лесопользования;
  • эксплуатационные леса, которые являются основным поставщиком древесины, но заготовка древесины должна осуществляться без изменения естественных биотопов и нарушения естественного экологического равновесия.

Воздействие человека на леса и на весь растительный мир может быть прямым и косвенным. К прямому воздействию относятся сплошная вырубка лесов, лесные пожары и выжигание растительности, уничтожение лесов и растительности при создании бытовой и хозяйственной инфраструктуры - городов, карьеров, промышленных комплексов, усиливающийся пресс туризма. Косвенное воздействие - это изменение условий обитания растительности в результате антропогенного загрязнения воздуха, воды, применения пестицидов и минеральных удобрений. Определенное значение имеет также проникновение в растительные сообщества чужих видов растений (интродуцентов).

Человечество существует на планете Земля более 2 млн лет и с древнейших времен оказывает на природу различное воздействие. Люди стали вырубать леса, чтобы освободить место для строительства сначала поселений, потом - городов, истреблять животных, используя их мясо в пищу, а шкуры и кости - для создания одежды и жилищ. Многие представители фауны исчезли с лица планеты, став жертвами людей. Рассмотрим влияние людей на животных.

Уничтожение лесов

Влияние человека на животный мир может носить как положительный, так и отрицательный характер. Прежде всего, люди с давних времен активно вторгаются в жизнь дикой природы, уничтожая леса. Человечеству необходима древесина, которая используется в строительстве и промышленности. Население планеты растет с каждым годом, поэтому требуется также и свободное место, где будут располагаться города. На месте некогда густых лесов человек устраивает пастбища.

Поэтому леса подвергаются вырубке. Диким представителям фауны становится негде жить, поэтому год от года их популяции сокращаются. Помимо этого, леса - это зеленые легкие планеты, поскольку деревья в процессе фотосинтеза выделяют в воздух кислород. Чем их меньше, тем хуже становится и сам воздух, делая жизнь некоторых видов очень нелегкой. Если раньше большая часть североамериканского континента была покрыта густыми лесами, то теперь на их местах гордо разместились города. Тропики, известные своей разнообразной фауной, раньше покрывали более 10% поверхности планеты, сейчас же их всего 6%. Нередко животные исчезают вместе со своим «домом».

Итак, первый фактор негативного влияния людей на животных - уничтожение леса, которое приводит к гибели целых видов и даже экосистем.

Охота

С древнейших эпох одним из основных способов добычи пищи для людей была охота. Человек научился использовать копья и гарпуны, лук и стрелы, чтобы как можно более просто и безопасно убивать представителей дикой фауны. Однако охота первобытных людей, основной целью которой была добыча пропитания, не оказалась такой уж губительной для зверей, гораздо хуже с ними поступил современный человек. Мясо уже не представляло ценности само по себе, но животных истребляли в огромных количествах из-за ценного меха, кости, бивней. Поэтому полностью уничтоженными оказались многие виды:

  • Пример ужасающей жестокости и самого негативного влияния человека на животных - стеллеровы коровы. Эти добродушные неповоротливые гиганты на свою беду имели очень вкусное нежное мясо и плотную шкуру, которая применялась для изготовления лодок. Поэтому менее чем за 30 лет знакомства с цивилизованными людьми они полностью исчезли с лица земли.
  • Бескрылые гагарки - жители Северной Антарктики. Когда люди добрались сюда, им по вкусу пришлись мясо и яйца этих птиц, а мягким пухом стали набивать подушки. В итоге редкая птица была уничтожена.
  • Черные носороги имели очень ценный рог, из-за которого стали желаемой добычей охотников и браконьеров. Сейчас этот вид считается полностью уничтоженным, а сами животные - редкими и находятся под охраной.

Помимо вымерших животных, которых наши потомки уже никогда не увидят, можно привести массу примеров представителей фауны, чью численность резко сократили необдуманные действия людей. Это слоны, тигры, коалы, морские львы, галапагосские черепахи, гепарды, зебры, бегемоты. Далее рассмотрим прямое и косвенное влияние человека на животных.

Загрязнение природы

Промышленность активно развивается, постоянно открываются все новые заводы, которые, при всей своей полезности, выпускают в воздух ядовитые отходы, оказывающиеся губительными для живой природы. Загрязнение воздуха и почвы - пример влияния человека на животных, причем влияния отрицательного.

Чтобы заработал завод, ему необходима энергия, получаемая при помощи сжигания топлива, в роли которого выступают древесина, уголь, нефть. Горя, они образуют дым, в составе которого больше всего двуокиси углерода. Он отравляет атмосферу и может даже вызвать парниковый эффект. Поэтому представителям дикой фауны становится все труднее выживать в условиях, созданных ненасытной цивилизацией. Гибель сотен зверей вызывают кислотные дожди, употребление отравленной воды из водоемов, куда современные предприятия сливают свои отходы.

Экологические катастрофы

Отрицательное влияние человека на животных может быть вызвано и трагической случайностью. Так, к числу наиболее страшных экологических катастроф, приведших к гибели большого числа представителей фауны, можно отнести следующие:

  • В 2010 году потерпел крушение промышленный танкер, едва не уничтожив главную природную достопримечательность Австралии - Большой Барьерный риф. В воду тогда попало более 900 тонн нефти, поэтому событие по праву считается одной из самых страшных по последствиям экологических катастроф. На поверхности воды образовалось нефтяное пятно площадью около 3 км, и лишь оперативное вмешательство людей спасло природу от полного уничтожения.
  • Утечкаметилизоцианата в индийском городе Бхопал в 1984 году. Тогда в атмосферу попало более 40 тонн ядовитых паров, что стало причиной смерти тысяч людей и животных.
  • Взрыв на Чернобыльской АЭС навсегда изменил природный мир Украины. Последствия этой чудовищной катастрофы до сих пор дают о себе знать.

Примеров ужасающих экологических катастроф можно привести множество, все они оказывают косвенное воздействие на мир дикой природы и ее фауну.

Осушение болот

При кажущейся пользе этот процесс приводит к нарушению экологического баланса и может вызвать гибель животных. Он влечет за собой гибель растений, которые нуждаются в повышенной влажности, что не может не отразиться на сокращении численности и видов диких животных, которые использовали эти растения в пищу. Таким образом, осушение болот - пример негативного воздействия человечества.

Использование пестицидов

Желая получить богатый урожай, люди опрыскивают поля ядовитыми веществами, которые позволяют уничтожить бактерии и грибы, поражающие культурные растения. Однако жертвами нередко становятся и представители животного мира, которые, поглотив химикат, погибают сразу или получают заражение.

Исследования

Наука шагает вперед широкими шагами. Люди научились создавать вакцины против таких заболеваний, которые пару столетий назад считались неизлечимыми. Но страдают от этого снова животные. Именно на них проводятся опыты, исследуются новые препараты. С одной стороны, своя логика в этом есть, но с другой - страшно представить, сколько невинных созданий погибло в муках в лабораториях.

Заповедники

Стремясь сохранить редкие и исчезающие виды, человек берет их под свою защиту, открывая разнообразные заповедники, заказники, парки. Здесь звери живут на свободе, в естественной для себя среде обитания, охота на них запрещена, а численность регулируется опытными исследователями. Для мира фауны созданы все условия. Это пример положительного влияния человека на животных.

Помощь природным сокровищам

Уже упомянутый Большой Барьерный риф в Австралии - пример не только негативного, но и положительного влияния человечества на природу. Так, природную достопримечательность образуют кораллы - небольшие по размеру организмы, которые проживают настолько обширными колониями, что образуют целые острова. Люди с давних времен берегут это природное сокровище, ведь в коралловых рифах нашли себе дом множество удивительных морских обитателей: рыбы-попугаи, рыбы-бабочки, тигровые акулы, дельфины и киты, морские черепахи и множество ракообразных.

Однако Большой Барьерный риф находится в опасности: коралловые полипы, его образующие, являются любимым лакомством прожорливой морской звезды «терновый венец». За год одна особь способна уничтожить более 6 кв. м кораллов. Человечество борется с этими вредителями, искусственным образом сокращая их численность, но это довольно проблематично, поскольку единственный эффективный, но безопасный для экосистемы способ - сбор тернового венца вручную.

Мы рассмотрели прямое и косвенное влияние человека на животных и можем сделать вывод о том, что негативное воздействие выражено гораздо сильнее. Люди уничтожают целые виды и делают невозможной жизнь других, многочисленные экологические катастрофы XX-XXI вв. стали причиной гибели целых экосистем. Сейчас прикладываются усилия к охране и защите редких и исчезающих видов, но пока результаты неутешительны.

Факторы прямого воздействия

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Эта зависимость станет очевидной при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

В ряде случаев все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. При этом в одних регионах, например, в Японии, возможно использование методов ограничения запасов, т.е. фирмы исходят из того, что необходимые для следующего этапа производственного процесса материалы должны доставляться точно в срок. Такая система снабжения требует в высшей степени тесного взаимодействия производителя с поставщиками. В то же время в других регионах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.

Капитал. Для функционирования и развития организации нужен капитал. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.

Трудовые ресурсы. Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером могут служить многие сектора компьютерной промышленности. Многие фирмы вынуждены были искать дешевую рабочую силу в других странах.

Основной заботой современной организации является отбор и поддержка талантливых менеджеров. В проведенных исследованиях при ранжировании по степени важности ряда факторов руководители фирм выделили в первую очередь: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию.

Законы и государственные органы

Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В преимущественно частной экономике взаимодействие между

покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает.

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

Законотворчество местных органов управления. Регулирующие постановления местных органов власти также усложняют ситуацию. Местные органы власти требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет, например, об энергетике, системах телефонной связи и страхования, то и устанавливают цены. Некоторые местные законы модифицируют федеральные нормы. Организация, которая ведет свои дела на территории десятков субъектов федерации и десятков иностранных государств, сталкивается со сложной и многообразной системой местных установлений.

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф.Друкер утверждает, что единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается, что само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в этом смысле. Так, правительство государства и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией, однако в период предвыборных кампаний граждан рассматривают как потребителей, которых нужно “купить”.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры может быть довольно значительным.

Конкуренты

КОНКУРЕНТЫ - это важнейший фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Факторы косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. (Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology, обозначающего и процессы, и методы, и технику осуществления любых производственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности.) Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Скорость изменения технологий в последние десятилетия заметно увеличилась. Из крупных технологических нововведений, которые глубоко затронули все общество и оказали сильное влияние на конкретные организации, можно отметить компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетического топлива и продуктов питания, генную инженерию и т.д. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что в будущем наиболее ценным нововведением будет считаться технология миниатюризации.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. В то же время уже сегодня все организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Состояние экономики

Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.

То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания фирмы.

Социо-культурные факторы

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако, в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной.

На основании специальных исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Многие современные работники не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции - мотивации людей с учетом целей организации. Эти факторы обусловили и появление должности по общественным проблемам корпорации.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером может служить производство одежды. Другой пример - это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на многих, связанных с этим фирмах.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.

По замечанию Р.Джоунса, бывшего председателя правления фирмы “Дженерал Электрик”, организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в организацию, приспособленную к новой среде.

Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.

Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

Отношения с местным населением

Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

Международные факторы

Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание.

Так же следует учитывать и международные факторы:

Изменение валютных курсов;

Политические решения стран-инвестеров;

Принимаемые решения международных картелей

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...