Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Образ в литературе определение. Определение литературный образ

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественным образом обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления в сравнении с другими основными формами мыслительной деятельности.

Подлинно художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значительностью поставленных проблем. В художественном образе, как важнейшем средстве отражения действительности, сосредоточены критерии правдивости и реалистичности искусства. Соединяя реальный мир и мир искусства, художественного образа, с одной стороны, дает нам воспроизведение действительных мыслей, чувств, переживаний, а с другой - делает это с помощью средств, характеризующихся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. Поэтому яркой художественной образностью отличаются не только произведения великих художников-реалистов, но и те, которые целиком построены на вымысле (народная сказка, фантастическая повесть и др.). Образность разрушается и исчезает, когда художник рабски копирует факты реальности или когда он полностью уклоняется от изображения фактов и тем самым порывает связь с действительностью, сосредоточившись на воспроизведении своих различных субъективных состояний.

Таким образом, как результат отражения действительности в искусстве, художественный образ представляет собой продукт мысли художника, однако мысль или идея, заключенные в образе, всегда имеют конкретночувственное выражение. Образами называют как отдельные выразительные приемы, метафоры, сравнения, так и целостные структуры (персонажи, характеры, произведение в целом и т. п.). Но сверх этого существует и образный строй направлений, стилей, манер и т. д. (образы средневекового искусства, Возрождения, барокко). Художественный образ может быть частью произведения искусства, но может быть и равным ему и даже его превосходить.

Особенно важно установить взаимосвязь между художественным образом и художественным произведением. Иногда они рассматриваются в аспекте причинно-следственных связей. В этом случае художественный образ выступает как нечто производное от художественного произведения. Если произведение искусства - это единство материала, формы, содержания, т. е. всего того, с чем работает художник для достижения художественного эффекта, то художественный образ понимается лишь как пассивный результат, фиксированный итог творческой деятельности. Между тем деятельностный аспект в равной мере присущ как художественному произведению, так и художественному образу. Работая над художественным образом, художник часто преодолевает ограниченность первоначального замысла и порой материала, т. е. практика творческого процесса вносит свои поправки в самую сердцевину художественного образа. Искусство мастера здесь органически слито с мировоззрением, эстетическим идеалом, которые выступают основой художественного образа.

Основными этапами, или уровнями, формирования художественного образа являются:

Образ-замысел

Художественное произведение

Образ-восприятие.

Каждый из них свидетельствует об определенном качественном состоянии в развитии художественной мысли. Так, от замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса. Именно здесь происходит «озарение» художника, когда будущее произведение «вдруг» представляется ему в главных чертах. Конечно, это схема, но схема наглядная и образная. Установлено, что образ-замысел играет одинаково важную и необходимую роль в творческом процессе как художника, так и ученого.

Следующий этап связан с конкретизацией образа-замысла в материале. Условно его называют образ-произведение. Это такой же важный уровень творческого процесса, как и замысел. Здесь начинают действовать закономерности, связанные с природой материала, и только здесь произведение получает реальное существование.

Последним этапом, на котором действуют свои законы, является этап восприятия художественного произведения. Здесь образность не что иное, как способность воссоздать, увидеть в материале (в цвете, звуке, слове) идейное содержание произведения искусства. Это умение видеть и переживать требует усилия и подготовки. В известной мере восприятие - это сотворчество, результатом которого является художественный образ, способный глубоко взволновать и потрясти человека, одновременно с этим оказать на него огромное воспитательное воздействие.

Художественный образ

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного об­раза определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

Итак, «художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимо­феев).

Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевско­го «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», - думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения - человек,

изменя­ются и формы его отражения искусством.

Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвы­шают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живопис­цы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственны­ми мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.

Художественные средства создания образов

Речевая характеристика героя :

- диалог – разговор двух, иногда более лиц;

- монолог – речь одного человека;

- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

В общепринятом понимании художественный образ - это чувственное выражение какой-либо термин определяет действительность, отражение которой находится в форме конкретного жизненного явления. Художественный образ рождается в воображении человека, занимающего искусством. Чувственное выражение любой идеи является плодом напряженного труда, творческих фантазий и мышления, основанного только на своем жизненном опыте. Художник создает определенный образ, являющийся отпечатком в его сознании реального объекта, и воплощает все в В картинах, книгах или кинофильмах отражается собственное видение идеи ее создателем.

Художественный образ может родиться только тогда, когда автор умеет оперировать своими впечатлениями, которые лягут в основу его произведения.

Психологический процесс чувственного выражения идеи заключается в воображении конечного результата труда еще до начала творческого процесса. Оперирование вымышленными образами помогает даже при отсутствии необходимой полноты знаний воплотить свою мечту в созданном произведении.

Художественный образ, созданный творческим человеком, характеризуется искренностью и действительностью. Характерной чертой искусства является мастерство. Именно оно позволяет сказать что-то новое, а это возможно только через переживания. Творение должно пройти через чувства автора и быть выстрадано им.

Художественный образ в каждой области искусства обладает своей структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также спецификой материала, который используется для создания творения. Так, художественный образ в музыке является интонационным, в архитектуре - статичным, в живописи - изобразительным, а в литературном жанре - динамичным. В одном он воплощается в образе человека, в другом - природы, в третьем -предмета, в четвертом выступает как комбинация соединений действия людей и окружающей их среды.

Художественное представление действительности заключается в единстве рациональной и эмоциональной сторон. Древние индийцы считали, что своему рождению искусство обязано тем чувствам, которые человек не смог держать в себе. Однако к художественной категории можно отнести не всякий образ. Чувственные выражения должны нести в себе особые эстетические предназначения. Они отражают красоту окружающей природы и мира животных, запечатлевают совершенство человека и его бытия. Художественный образ должен свидетельствовать о прекрасном и утверждать гармонию мира.

В чувственные воплощения являются символом творчества. Художественные образы выступают в роли универсальной категории осмысления жизни, а также способствуют ее постижению. Они обладают характерными только для них свойствами. К ним относят:

Типичность, возникающую в связи с тесной взаимосвязью с жизнью;

Живость или органичность;

Целостную ориентацию;

Недосказанность.

Строительными материалами образа являются следующие: личность самого художника и реалии окружающего мира. Чувственное выражение действительности сочетает в себе субъективное и объективное начало. Оно состоит из действительности, которая переработана творческой мыслью художника, отражающей его отношение к тому, что изображено.

Художественный образ

Художественный образ — это обобщенное выражение действительности, неотъемлемое свойство искусства. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей-ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Художественный образ неотделим от своего объективно-существующего материального прообраза. Однако нужно помнить, что художественный образ - это прежде всего образ, картина жизни, а не сама жизнь. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина челове-ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимо-феев).
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как "парус" или "тучки" у М. Ю. Лермонтова):

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом! ..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном ?..

или

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевско-го «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения — человек,
изменя-ются и формы его отражения искусством.
Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти-ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.
В образах литературы классицизма, например, очень мало индивидуального. Герои типизированы, шаблонны. Не меняется на протяжении произведения. Как правило, герой классицизма - носитель одной добродетели и одного порока. Как правило, все образы героев произведения классицизма можно разделить на положительные и отрицательные (Ромео и Джульетта, Гамлет Шекспира, Митрофанушка и г-жа Простакова у Фонвизина). А художники-романтики, напротив, уделяют внимание индивидуальному в человеке, изображают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Образ героя романтического произведения всегда двулик, терзаем противоречиями, которые происходят из-за разницы мира реального, в котором мы все живем, и идеального, того, каким мир должен быть (Квазимодо и Эсмеральда Гюго, Дон Кихот Сервантеса, Мцыри и частично Печорин Лермонтова). Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Их образы являются наиболее реалистичными, в них очень мало художественного вымысла (Чичиков Гоголя, Раскольников Достоевского). А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про-изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.
Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живопис-цы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственны-ми мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем и многогранен, как и сама жизнь.

    Художественный образ: определения, структура, типология художественных образов. Зависимость образов от рода литературы.

    Образ: знак – аллегория - символ – архетип - миф. Ступени обобщенности образов.

    Понятие типического.

    Особенность литературной формы, ее изобразительность и выразительность.

    Литература и фольклор.

    Литературное произведение: художественное единство образной системы.

    Понятие формы и содержания в философии и литературе.

    Единство формы и содержания в литературном произведении.

    Художественный прием и жизненный принцип автора в форме и содержании литературного произведения.

Вопрос 1. Художественный образ: определения, структура, типология художественных образов. Зависимость образов от рода литературы

Образ как метод художественного познания мира

В искусстве ведущим является образ. В литературе – это СЛОВЕСНЫЙ образ.

Разные науки познают мир. Ученые изображают мир разными средствами своих наук: формулами (формула моста), цифрами (g = 9,8), теоремами (Теорема Пифагора), аксиомами, законами (три закона Ньютона, три закона диалектики), таблицами (Менделеева), теориями (Теория относительности) и т.п.

Искусство тоже познает мир - внешний и внутренний. Вспомните, что Кант говорил о вечном интересе человека к миру: «Две вещи никогда не перестанут удивлять человечество: звездное небо над головой и моральный закон внутри меня»).

Художник изображает мир, который он познает (и внешний, и внутренний) при помощи образов. Кроме того, художник выражает свое отношение к этому миру при помощи образов. Следовательно, в искусстве литературы особенность познания мира при помощи образов выражается как в ее изобразительности , так и в ее выразительности.

В гуманитарных и экономических науках, ученые доказывают , что положение людей улучшилось или ухудшилось. Художники же показывают , как живут люди, и выражают свое отношение к жизни людей.

Но оба – и ученый, и художник – в чем-то УБЕЖДАЮТ !

Ученые показывают то, что было, что есть, что, возможно будет.

Художник показывает то, что всегда БЫВАЕТ, что было, есть и будет всегда.

Наши ощущения и сознание – это лишь образ внешнего мира. По законам материализма, отображаемое не может существовать без отображенного, но второе существует независимо от первого и от отображающего (то есть, в литературе отображенное существует вне зависимости от автора) .

Вспомните подробнее: три ступени познания (восприятие – мышление – практика) и три закона диалектики (отрицание – переход – противоположности) - NB: напишите, в чем из суть?

Образ = сочетание объекта и субъекта. Субъект в литературе = и автор, и читатель.

Множество определений ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА:

    Образ – это ВИДЕНИЕ ПРЕДМЕТА

    Образ – это результат не чувственного восприятия (1-ая ступень познания), и не абстрактного мышления (2-я ступень познания) , а того и другого вместе, да еще + практика

    Образ всегда конкретен и единичен. В искусстве – в образе - образе нельзя, как в науке, передавать общее в общей форме.

    Образ – это живая картина жизни, передающая общее в конкретном и единичном.

    В искусстве – в образе – не может быть человека ВООБЩЕ (как, например, в анатомии), каждый образ человека будет уникальным.

    Образ – продукт отношений объекта и субъекта

    Образ – это то, в виде чего художник в любом виде искусства передает свое познание мира

    Образ – способ отражения и познания действительности

    Образ – это всегда трансляция смысла

Характерные черты художественных образов:

    Образ складывается на глубокой почве реальности, исторически сложившейся жизни народа

    Идея не может находиться вне художественного образа

    Художественный язык строится на фундаменте, состоящем из образов

    Образ соединяет два антагонистических мира посредством конного скачка воображения

    Образ – это обмен формой и назначением между предметами и идеями природы

    Вдохновение дает образ, но одевает его наблюдение за словом.

    Воображение рождает образы, вызванные реальными предметами.

    Образ – это пластические аналогии реальных видимых предметов и чувственными ощущениями, это вдохновение, любовь, вера.

Литературный художественный образ – это образ, созданный словом. Литературным материалом является язык.

Способы создания образов – персонажей:

Исторический прототип (очерк Горького «Ленин»)

Синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте («Женитьба» Гоголя)

- «первый встречный» как прототип (Тургенев видел свои образы людей, но без лиц, пока не «встретил лицо»)

Типология образов

І. Виды образов по пластам художественного языка

1) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)

2) Образ – троп (поэтическая семантика)

3) Образ – фигура (поэтический синтаксис)

4) Образ – звук (поэтическая фоника)

І І . Виды образов по форме – в порядке возрастания смысловой нагрузки:

      Образ – деталь

    Образ – вещь

    Образ – пейзаж

    Образ – интерьер

    Образ – картина

    Образ животного

    Образ литературного произведения

    Образ – символ

    Образ – архетип

    Образ – идея

    Образ – переживание

ІІ І . Виды образов по содержанию - это только образы людей, располагаются по возрастанию обобщенности образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, индивидуальность:

    Образ – персонаж, действующее лицо - эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

    Литературный характер – совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека

    Тип = типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

    Герой – положительный типический характер (или, согласно другой литературоведческой школы, и отрицательный тоже).

І V . Виды образов по роду литературы:

    Эпические

    Лирические

    Драматические

V . Классификация образов по обобщенности

    Образ (в узком смысле слова)

    Аллегория

Интерпретация образа (читателями, критиками, литературоведами) всегда будет отставать от его реального художественного содержания, художественного смысла, художественного значения.

Приведите примеры из литературы по одному виду каждого образов из всех этих классификаций (виды образов по языку, по форме, по содержанию, по обобщенности) – NB

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...