Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Основными приемами авторитарного воспитания являются. Стили воспитания ребенка в семье

Психологи давно занимаются изучением того, как именно родители влияют на развитие детей. Установить причинно-следственную связь между действиями родителей или опекунов и поведением детей бывает очень трудно. Часто бывает, что в очень разных условиях вырастают люди с похожими личностными особенностями, а в одной семье могут вырасти поразительно разные дети.

Обзор методов воспитания дает лишь общую информацию. Реальные последствия воспитания зависят от огромного числа факторов, включая индивидуальные особенности ребенка, общество, массовую культуру и так далее. Кроме того, здесь представлены основные методы воспитания в «чистом виде». В реальности же в одной семье могут быть использоваться приемы из разных методов.

У авторитарных родителей обычно очень высокие ожидания в отношении своих детей; отличительной чертой их воспитания являются строгие правила, которым дети должны следовать беспрекословно. Родители чаще прибегают к наказаниям, чем к дисциплине (нередко они не отличают одно от другого) и не могут или не желают объяснить свои требования кому-либо. Единственное возможное объяснения требований: «Потому что я так сказал(а)». Родители, использующие авторитарный метод воспитания в чистом виде, не проявляются любви и теплого отношения к детям. Они не предлагают им делать выбор (игрушек, место проведения каникул, иногда - даже будущей профессии), и выбирают за них.

  • Как правило, они считают, что своим успехом могут заслужить любовь
  • Они связывают и не всегда различают любовь и повиновение
  • Многочисленные трудности в общении
  • Низкая самооценка (в некоторых случаях чрезмерно завышенная - это так называемое компенсаторное поведение)

Поскольку родители требовали от таких детей полного подчинения, в будущем они в большинстве случаев будут идеально подходить для задач, требующих строгого следования правилам. В то же время у них очень слабая самодисциплина - они не умеют действовать самостоятельно, и без постоянного руководства эффективность их работы будет низка.

В отношении детей, чьи родители придерживаются этого метода воспитания, также действуют четкие правила, однако этот метод значительно демократичнее. За нарушение правил детей обычно не наказывают. Такие родители не ведут себя с детьми на равных, как с друзьями, но, сохраняя свой авторитет, с готовностью слушают их и всегда предлагают высказывать свое мнение по важным вопросам. Требуя от детей дисциплины, они в то же время показывают свою любовь к ним и готовность к диалогу.

Дети, к которым применялся метод авторитетного воспитания, как правило, умеют хорошо контролировать и регулировать свои эмоции , обладают хорошими социальными навыками и самодисциплиной, уверены в себе, способны к самостоятельным действиям.

Многие специалисты считают этот метод воспитания наиболее эффективным.

Разрешающее воспитание

При использовании такой модели воспитания родители предъявляют к своим детям минимальные требования. Если в такой семье существуют правила, то они обычно непоследовательны и могут часто меняться. Родители в таких семьях, как правило, очень открыто проявляют свою любовь к детям. Дети часто воспринимают их в большей степени как друзей, чем как авторитетных родителей. Чтобы убедить ребенка что-то сделать, могут использоваться такие средства поощрения, как игрушки, сладости, и так далее.

Глава 5
Системы и методы воспитания

Воспитательная система представляет собой целостный комплекс, в состав которого входят цели воспитания, участники воспитательного процесса - дети и педагоги, реализующие деятельность по достижению этих целей, методы и способы организации воспитания. Основной водораздел между системами воспитания издавна проходит по линии, разделяющей авторитарное и гуманистическое воспитание (рис. 86). Концепция авторитарного воспитания основана на подчинении воспитанника воле воспитателя. Следствием подчинения неизбежно является подавление активности, индивидуальности, творческого начала и самостоятельности детей. Другие следствия связаны с развитием скрытой конфронтации, озлобления у сильных от природы личностей и с развитием безволия, подчинения и страха у слабых детей. Возможно, наиболее общим следствием авторитарного воспитания является отсутствие таких общечеловеческих чувств, как любовь,

Рис. 86. Основные типы воспитания и основные черты поведения, формируемого под их воздействием

приязнь, дружба, которые заменяются такими суррогатами, как рабская униженная любовь и рабская преданность.

Можно указать на две коренные причины возникновения авторитарного воспитания. Первая связана с социальным устройством общества в условиях господства тоталитарных, авторитарных политических режимов. Можно сказать, что сдвиг в сторону авторитарного воспитания происходит тогда, когда в обществе развиваются устойчивые тенденции преобладания приоритетов государства над приоритетами личности.

В своем относительно слабом проявлении авторитарное воспитание ведет к неоправданно сильному развитию конформизма. Под конформизмом подразумевается свойство личности изменять, перестраивать свои убеждения, ценностные установки и поступки так, чтобы они соответствовали взглядам и установкам социального слоя или групп людей, находящихся у власти. При этом настоящий конформизм не является внешним (публичным), связанным с притворством и демонстрацией подчинения. Настоящий, внутренний конформизм связан с действительным преобразованием личности человека, с появлением у него соответствующих убеждений и внутренних установок.

Очень важным аспектом конформизма такого рода является то, что собственные ценности и взгляды человека на самом деле в соответствии с фрейдистскими теориями, могут "уходить", "загоняться" в подсознание. И как следствие этого у человека проявляется "двойное сознание", причем второе, подавляемое сознание причиняет ему много неприятностей и сильно усложняет жизнь. В качестве подтверждающего примера можно вспомнить замечательное описание "двойного сознания", приведенное в книге Оруэлла "1984".

Тема конформизма приводит нас к рассмотрению второй коренной причины возникновения авторитарного воспитания. Эта причина связана с законами развития человеческой психики. Дело в том, что в первые годы жизни ребенок с неизбежностью проявляет некоторые черты конформного поведения, что связано с его подчиненным положением, копированием поведения родителей, усваиванием правил общения, оценок тех или иных событий. Психологическая основа такого поведения заключается в наличии высокой внушаемости ребенка, слабости нервных процессов.

Возможно, одной из важнейших причин возрастных кризисов ребенка является попытка его психики выйти из состояния конформизма. Действительно, поведение ребенка становится явно неконформистским. Он перестает слушаться старших, теряет всякую покладистость, становится вздорным, раздражительным, конфликтным, у него появляются черты "негативизма", отрицания всего и всех, неуправляемости. Считается, что при этом ребенок переходит в состояние нонконформизма, определяемое как стремление при всех условиях поступать вопреки мнению старших, любой ценой утверждать противоположную точку зрения. На бытовом уровне такие случаи отражены в поговорках типа: "если скажешь черное, он ответит белое, если скажешь белое, он ответит черное" или "изменился, точно бес в него вселился".

Характерной чертой подросткового и школьного возраста является одновременное проявление черт конформного и нонконформного поведения. Нонконформное поведение проявляется в отношениях с семейной группой (родители, старшие родственники) и взрослыми, конформное - в отношениях со сверстниками, точнее, с теми группами сверстников, с мнением которых подросток считается. Причем степень зависимости подростка от социально значимой группы сверстников настолько велика, что изгнание, отторжение или даже выход из такой группы, например при переходе в другую школу, зачастую приводят к развитию тяжелых психических травм.

Важно также отметить, что по мере возрастного развития периоды конформного и нонконформного поведения подростка неоднократно сменяют друг друга, коррелируя с моментами возрастных кризисов. Вследствие этого объективная оценка характера подростка представляется трудной задачей не только для родителей, но и для опытных воспитателей.

Каковы же методы коррекции с подростковым конформизмом? Из сказанного следует, что методы авторитарного воспитания при этом, как правило, малоэффективны. Запреты, приказы только усиливают нежелательные тенденции, развитие которых может привести к включению подростка в криминальные, противоправные, социально опасные

группы. Решение проблемы видится в связи с активным использованием методов гуманистического воспитания. Основные положения этого подхода формировались еще в эпоху Возрождения на фоне общепринятых в то время догм авторитарного воспитания. Появление гуманистических основ воспитания было связано с переходом от принципа "учиться - значит ходить под розгой" к принципам "мягкой руки", опоры на интерес, удовольствие, радость, к принципам сознательного и критического отношения к себе и другим, к опоре на моральное поощрение, похвалу.

Преодоление конформизма (и гипертрофированного нонконформизма) при помощи современных методов гуманистического воспитания основано на систематическом развитии навыков сознательного, аргументированного анализа жизненных ситуаций, на подчеркнуто уважительном отношении к ребенку и подростку, на развитии способности к самостоятельному мышлению. На самом деле использование методов гуманистического воспитания является безальтернативным выбором современного общественного устройства, когда уровень жизни молодого человека зависит от его собственных способностей, знаний, умения ориентироваться в сложных и динамичных жизненных условиях, от способности находить общие интересы с людьми различных социальных групп.

Возможно, крайний, но яркий вариант реализации принципов гуманитарного воспитания представляет собой валъдорфская педагогика, дидактические и методологические основы которой были разработаны Р. Штейнером. Первая школа такого типа была открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", в 1990 г. в мире было около 500 вальдорфских школ и около 1000 детских садов. Свою идеологию Р. Штейнер развивал на основе представлений И. В. Гете о развитии путем прохождения этапов обязательных, присущих природе человека преобразований - метаморфоз. Классическим примером метаморфоз является цикл превращений насекомых, например, превращение гусеницы в бабочку.

Метаморфозы человеческого развития, по этим представлениям, протекают в соответствии с биогенетическим законом. Семилетние этапьк метаморфоз, по Штейнеру, определяют развитие тела, мышления, чувств, воли человека. Ввиду того, что хронологически семилетки различных сфер не совпадают, перед педагогом стоит сложная задача - точно отслеживать этапы развития отдельных сфер. При этом существенно, что вальдорфская педагогика признает только косвенные, опосредованные воздействия на волю ребенка. Основной принцип воспитания: "сначала художественное, затем на его основе интеллектуальное" определяет также ориентацию на развитие сферы чувств,

живого мышления и живого знания. Искусство признается как фундамент и как лучшее средство для формирования личности ребенка.

Классный наставник, учитель и воспитатель в одном лице является главным действующим лицом в системе вальдорфской педагогики. Стержневой идеей его деятельности является индивидуальный подход, в результате которого он должен путем выявления склонностей, способностей, типов восприятия и мышления сформировать учебный план для каждого ученика. Классный руководитель в течение восьми лет преподает общеобразовательные предметы и обеспечивает взаимодействие учеников с другими преподавателями и родителями. Задачей вальдорфской педагогики является "искусство пробуждать" творческие природные способности человека, воспитание свободной, духовно развитой личности.

Другим примером гуманитарного воспитания является система итальянского педагога и врача Марии Монтессори, которая исходно разрабатывала методы сенсорного и интеллектуального развития умственно отстающих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пик развития системы пришелся на начало XX века, в ее основе лежали идеи свободного воспитания, основой которых были недопустимость насилия, уважение к личности ребенка, опора на естественные этапы развития психики ребенка. Особенностью системы Монтессори явилось отрицание активной воспитывающей роли педагога, опора на принцип автодидактизма, согласно которому методы обучения и воспитания в максимальной степени обеспечивают самостоятельность ребенка.

Когда мы тут обсуждали папу с пистолетом, основная масса согласных с его методами в качестве основного аргумента его правоты приводили следующий довод. Что же делать, если дитя не слушается? Показать кто в доме хозяин или вытереть сопли и поцеловать чадо чуть пониже спины? Конечно выбор из 2- стилей очевиден. Поэтому хочу дать некоторую дополнительную информацию к размышлению по типу стилей воспитания.

На самом деле стилей не 2, а 3 основных. Есть еще разные нюансы и авторские идеи, но поговорим о тех 3-х.

Но прежде определимся вообще с воспитанием. Процесс это весьма многогранный и одной из функций воспитания является формирования у ребенка здоровых границ и функционирующих адаптивных схем. Т.е. родители помогают сформировать некую оболочку (границы) и механизмы, которые позволяют личности работать (схемы).

Смысл роста и развития личности - расширение границ, развитие их упругости, и создание большого разнообразия разной «механики» внутри. Родитель не может просто купить запчастей в соседнем магазине и смонтировать их внутри ребенка. Ребенок делает это сам, но под руководством родителей. Чтобы продолжать идти вперед и обогащать себя опытом, ребенку нужны не только границы, но и свобода.

При этом ребенок пытается всегда расширить свою зону и проверить на прочность границы родителя или узнать какие методы и действия вызывают какой ответ. Не обязательно ребенок делает что-то экстраординароное, иногда ему хочется хотя бы «палочкой потыкать». Если я скажу так маме, или сделаю это для папы, что будет?

Это довольно важный момент в развитии нового человека. Все новое привлекает и манит. Он не знает, как функционирует общество и пробует разные подходы, что прокатит, а что нет. От этих ответов на вопросы что можно и нельзя и формируются его представления о мире. Т.о. ребенок постоянно будет испытывать на прочность границы родителей с разной интенсивностью, это его первый полигон для испытания себя в обществе. Потом он переключится на друзей и педагогов. Но именно на уровне родителей важно дать ему инструменты для расширения и развития себя без ущемления чужих границ.

И именно на соотношении границ и свободы, как раз и выделены стили воспитания. Итак:

Авторитарный тип или «границы без свободы» . Родители полагают, что они всегда лучше знают то, сколько и чего ребенку нужно. Если у ребенка возникает трудности или он пытается потыкать палочкой в границы родителей, то немедленно получает разной степени выраженности негативную реакцию. Не важно, зачем ребенок тыкал палочкой. Что он хотел добиться? Внимания, одобрения, или попытался добиться каких-то благ. Немедленно дать по рукам, чтобы дальше ребенок никогда не пробовал.

Вообще, обычно подразумевается, что ребенок должен получить урок и немедленно его выучить. Обычно приводится в пример электрическая розетка, в которую ребенок тыкает гвоздем. Получив удар тока, он больше никогда этого не повторяет. Вообще, справедливости ради надо сказать, что некоторые дети продолжают экспериментировать с другими материалами, и у ребенка всегда есть возможность исследовать природу тока другими методами, которые на самом деле более информативны. Например, включать и выключать свет и т.п. Родитель при авторитарном воспитании сразу перекрывает электричество во всем доме. Не обязательно доходить сразу до рукоприкладства, но авторитарный родитель имеет довольно много разных способов в ассортименте. Это крики, обвинения, оскорбления, изоляция и всякие другие методы агрессии –эмоциональной и скрытой.

При этом ребенку не дают возможности понять ясно посыл родителя, и не объясняют причину. Просто это нужно так, и ребенок должен догадаться, почему он не прав (родитель обычно считает, что неправота ребенка для самого ребенка должна быть очевидна) К примеру, ребенок играет в мяч в зале рядом со стеклянным журнальным столиком, врывается отец отнимает мяч и дерет его за ухо, приговаривая, « я тебе покажу! Мы с матерью работаем-работаем, а ты только развлекаешься и ничего не ценишь». С точки зрения ребенка ситуация непонятная потому, что стеклянный стол в его мире занимает очень непочетное место. Т.е. если стола вдруг не будет, он не почувствует себя осиротевшим. Т.е. за что его наказали и что он должен был сделать. У него не было никакой информации о том, что стол ценен. Совершенно непонятно еще и то, о чем еще он должен догадаться.

Следующий урок, который получает ребенок – сила всегда права и своего можно добиться агрессией. У тебя проблема? Кто-то угрожает твоей любимой вещи? Надо на него как-нибудь напасть. Ты чувствуешь себя раненым и обиженным, дай другому почувствовать тоже, сделай ему больно или неприятно. Поэтому через какое-то время папа может обнаружить сына с мячом возле стола снова. Но ребенок это поведение уже будет использовать для давления и манипуляцией родителем. Не пошел со мной в зоопарк? Сейчас я тебе покажу. Буду играть мячом на зло возле стола. Если ты увидишь, что я играю, ты узнаешь, что ты мне не авторитет. Если я разобью стол, тебе еще больнее будет. Да, в итоге может быть больнее сыну. В области крестца. Но дети не очень хорошо планируют и предвидят последовательность событий. Особенно если они переполнены негативными эмоциями (обида на отца).

У детей не формируется способности решать адекватно проблемы. Ребенок лишен в принципе проблемы решать. У него есть желания, которые удовлетворяются или не удовлетворяются родителем, в зависимости от мировоззрения родителя. Если доча хочет платье, мама решает, какого цвета, за какую цену, и какого фасона. Тебе или придется носить только это, либо вообще без платья. С точки зрения родителя для ребенка делается все и ребенок живет как принц или принцесса и потребляет то, что родители считают самым лучшим. Понятно, что дочу никто не спрашивает, хочет ли быть она принцессой. Не нравится розовое платье, которое выбрала мама? Да ты сволочь неблагодарная! Далее на ребенка выливается некоторое количество негатива в виде угроз и оскорблений и требования соблюдения правил. В итоге во взрослом состоянии ребенок подходит к решению проблем так.

  1. Мама знает, как решить проблему.
  2. Бери что дают, а не то хуже будет. То что хочешь, это никого не волнует и за сообщения своих желаний можно схлопотать люлей.
  3. Если тебя действительно все достало, то вполне обосновано просто напасть на обидчика. В зависимости от уровня уверенности в себе это может быть тайная порча имущества или саботаж (всякие мелкие гадости, которые не сразу догадаешься кто сделал) до открытого мордобоя или «заказа бандитам».
  4. Нужны очень жесткие схемы и границы, которые не могут быть изменены. Если проблема не решается, то значит решать ее не надо
  5. Главное в решении проблемы установить виновных и наказать их.

    Естественно, что дети агрессивных родителей с авторитарным типом воспитания и дети приобретают те же навыки воспитания собственных детей. Они считают это единственно правильным путем общения. Преуспеет такой ребенок в жизни или нет, довольно сложно сказать однозначно. Многие в принципе не плохо адаптируются, но довольно часто имеют проблемы в личной жизни. Хотя им попадется личность с таким же багажом, то они прекрасно общаются на уровне суда и исполнения наказания друг над другом. Причем это делается регулярно в режиме игры потому, что санкции с одной стороны обычно вызывают санкции с другой стороны и так до бесконечности. (ты мне не всю зарплату отдал? Значит я тебе буду давать суп без мяса. Ты мне суп без мяса варишь? Пойду водку с друзьями пить в гараж. Ты водку с друзьями пьешь? Я пойду в кафе с подругами. Ты в кафе с подругами….). Многие полагают, что «все так живут». Ну вот одна из положительных сторон избегать такого стиля воспитания дать возможность ребенку узнать, что живут так не все.

    Ну, и конечно, очень ценно, чтобы ребенок умел решать проблемы не только перекладыванием ответственности и вины на других, а так же исключительно арессивным путем, но и более разумными способами.

    Ну вот, вышло много букв, так что про 2 других типа воспитания в следующий раз.

Методы воспитания делятся на три категории: авторитарный стиль, метод общения к метод модификации поведения. Все три метода управления поведением ребенка имеют свои сильные и слабые стороны. Двадцатидвухлетний опыт решения проблем воспитания в нашей педиатрической практике, а также и воспитание собственных восьмерых детей привело нас к пониманию того, что все три метода полезны в разное время, а каждый сам по себе является частью системного подхода.

Именно так надо воспитывать детей, чтобы они росли:

  • самостоятельными;
  • уверенными в своих силах;
  • общительными;
  • не страдающими тревожностью и не знающими уныния.

Родители, придерживающиеся верного стиля воспитания, чутко отзываются на потребности своих детей, поддерживают их и твердо, но уважительно требуют соблюдения установленных правил. Диана Баумринд, ученый из Калифорнийского университета в Беркли, называет такой стиль воспитания «авторитетным».

Начиная с середины 1980-х гг. одно исследование за другим подтверждает наличие прочной связи между стилем воспитания и социальным поведением ребенка - позитивным или негативным.

Это не значит, что стиль воспитания однозначно предопределяет тип социального поведения ребенка. Наше влияние на формирование личности ребенка не безгранично. Есть ведь и другие факторы: наследственность, влияние сверстников, культуры и других взрослых (нянь, учителей, дедушек и бабушек, наставников). По мнению ученых, силу воздействия родителей можно оценить в 20-50%.

Но мы делаем то, что в наших силах, так ведь?

Спектр стилей воспитания

Авторитарные родители тверды, но не добры. Они устанавливают строгие правила и требуют беспрекословного выполнения распоряжений: «Почему? Потому что я так сказал!» Как правило, их дети хорошо себя ведут, но им очень трудно освоить жизненно важные навыки саморегуляции (см, «Играя, учимся самоконтролю»), К тому же им трудно судить, что хорошо, а что плохо, поскольку им приходится не руководствоваться собственными нравственными принципами, а зависеть от внешней силы - угрозы наказания.

Потворствующие родители добры, но им не хватает твердости. Они лелеют ребенка, увлеченно общаются с ним, но склонны к вседозволенности. Стремление любой ценой избежать конфронтации и пренебрежение дисциплиной приводят к тому, что они не требуют соблюдения ими же установленных правил. Их детей отличает высокая самооценка, но также импульсивность, а в дальнейшем повышенная склонность к наркотической и алкогольной зависимости. Весьма вероятны и проблемы в школе.

Отстраненные родители и не тверды, и не добры. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, но этим их интерес к нему ограничивается. Именно у их детей наиболее высок риск совершения правонарушений.

Стиль воспитания опознается на "слух"

Авторитарный Авторитетный Потворствующий
«А ну-ка, не лезь без очереди! Посторонись, сначала пойдет этот мальчик» «Нужно дождаться своей очереди, солнышко» Пассивно наблюдает, как ребенок лезет без очереди. С добродушной улыбкой извиняется перед другими родителями
«Все, мы уходим!» (если ребенок продолжает играть, его берут за руку и уводят) «Через пять минут нам нужно будет уйти»; «Скатись с горки еще раз и надевай куртку»(если ребенок продолжает играть, его берут за руку и уводят) «Может, пойдем?» (если ребенок продолжает играть, родитель сидит и ждет)
«Остановись и надень туфлю» «Отличная работа! Туфля убежала, зато ты научился подниматься по лесенке» «Наверное, стоило бы надеть туфлю обратно?»
«Не смей! Немедленно извинись. И только попробуй еще раз так сделать!» «Когда мы злы, мы не деремся. Подумай, что можно сделать вместо этого? Если будешь драться дальше, нам придется уйти» «Если снова кого-нибудь ударишь, мы уйдем. Что я сказала? Не надо так делать. Хочешь, чтобы мы ушли? Я же говорила тебе, что драться нельзя. Я сказала, перестань. Ты правда хочешь, чтобы мы ушли? Стукнешь кого-нибудь еще раз, и мы уходим»
«Сядь!» «Пожалуйста, сиди спокойно. Мама очень расстроится, если ты вывалишься из коляски и ушибешься» «Пожалуйста, сядь на место. Будет лучше, если ты перестанешь вставать. Ну, ладно, можешь встать, но только на минуточку»
«Снова хочешь есть? Ничего не поделаешь, полдник уже был. Порядок есть порядок» «Снова хочешь есть? Хорошо, можешь взять этот виноград или ломтик сыра» «Снова хочешь есть? На здоровье! Чего бы тебе хотелось?»

Авторитарный стиль воспитания детей

Традиционный способ воспитания, авторитаризм, основан на том, что родители являются авторитетными персонами, которым ребенок должен подчиняться или неукоснительно подражать. Один знакомый мужчина сказал: «Я - отец, а он - ребенок, и только так. Я не нуждаюсь во всей этой новой философской чепухе.

Если он выйдет за установленные мною рамки, я покажу ему, кто главнее». При таком стиле воспитания наказания считаются уместными и просто необходимы. Положительная сторона этого метода состоит атом, что ясно определяет ответственность родителей за своих детей. Однако многие проблемы воспитания происходят сегодня именно оттого, что взрослые не прививают чувства ответственности у своих детей. Дети нуждаются в умных авторитарных фигурах, которые указывают, что делать и что не делать. Авторитарный стиль всегда будет важной частью процесса воспитания.

У авторитарных родителей могут возникнуть и другие проблемы. Например, ребенок не оправдывает родительской любви и надежды. Ребенок может также внутренне бояться родительской власти, которая управляет всей его жизнью, даже когда он становится взрослым. Очень важно понять, если этот метод используется как единственный в процессе воспитания он просто не работает. И это можно объяснить. Родители, настолько концентрируют свое внимание на удалении отрицательных элементов, что не замечают хорошего в поведении, формировании своих детей. Кроме того, приоритет наказания удерживает родителей от изучения более подходящих способов коррекции, которые делали бы второстепенной необходимость наказания. Самое худшее в авторитарном методе состоит в том, что поведение ребенка определяется страхом перед наказанием, а не желанием доставить удовольствие родителям. В результате не происходит развития внутреннего контроля. Таким образом, сдвигается обратная связь, и поведение может стать неуправляемым. Дети не разбрасывают игрушки, как того требуют взрослые, но у них появляется недостаток самодисциплины, которая нуждается в мотивации и самоконтроле, когда нет угрозы страшных последствий.

Авторитарный стиль рассматривает воспитание как влияние на ребенка, а не как процесс обучения, который вы проходите совместно с ребенком. Так много плачущий новорожденный больше напоминает тирана, плач которого нужно подавить, а ведь это прежде всего маленький человек, который нуждается в помощи. Устанавливаются и формируются взаимоотношения между родителями и ребенком, в которых смешаются Понятия: формирование чувства ответственности у ребенка и жесткое управление им. Авторитаризм создает дистанцию между родителями и ребенком по двум причинам: он базируется на наказании, которое может легко породить ярость. Это еще больше отдаляет родителей от ребенка и не позволяет (или позволяет в очень малой степени) развиваться характеру ребенка.

Умные воспитатели начинают изучать своих детей и работают над тем, чтобы узнать их лучше. Сторонники авторитарного стиля воспитания часто находят это утверждение унижающим их авторитет и поэтому не включают его в свой набор воспитательных средств. Поскольку авторитарный стиль не способствует воспитанию ребенка как личности, он редко.привлекает родителей и детей, если за тяжелой рукой кроется доброе сердце.

Воспитание как лекарство

Воспитанный ребенок, а особенно трудный, наследует в себе лучшие и худшие черты родителей, любая реакция похожа на ту, которую им привили взрослые. Поэтому, воспитывая ребенка, вы воспитываете себя. Формируя поведение ребенка, вы формируете собственное. Тренируя своего ребенка, вы тренируете себя, т. е.* происходит взаимный процесс. Понимание внутреннего мира ребенка и ваших реакций на его поведение ведет к самосовершенствованию. Воспитание ребенка поможет вам понять, как вы сами были воспитаны. Проблемы вашего прошлого могут проявиться во взаимоотношениях с ребенком и снизить возможности по воспитанию. Если ваше детство изобиловало отрицательными факторами в воспитании, то есть риск возникновения схожих проблем. Желание хорошо воспитать малыша заставит вас забыть определенные моменты своего детства, чтобы стать полноценным воспитателем для собственного ребенка.

Метод общения

Философия обучения, как общения, имеет больше возможностей при воспитании, чем воспитание наказанием. Испытав разочарование от авторитарного метода, сопровождающегося наказаниями, родители обращаются в специальные школы, где их обучают, как лучше общаться со своими детьми. Многие книги и курсы по воспитанию, используемые сегодня, основаны на этом принципе. Философия этого метода базируется на том, что не бывает плохих детей, а бывает плохое общение; что все дети изначально хорошие, а родители должны научиться говорить с детьми и слушать их. Положительная новизна этого «современного» метода состоит в том, что он основан на уважении ребенка как личности, чьи действия определяются эмоциями и поощрениями родителей. Родители изучают методику и пути передачи детям того стиля поведения, который они желают видеть. Родители понимают важность сопереживания и создания позитивной атмосферы в доме, поэтому могут ограничить употребление слова «нет». Метод общения придает особое значение умению родителей уменьшить необходимость наказания. Понимание заменяет наказание. Телесные наказания запрещаются.

Основная проблема метода общения состоит в том, что власть родителей снижается. Родители выступают как психологи, переговорщики и дипломаты. Дети могут окончательно потерять уважение к власти родителей. Этот недостаток уважения к домашней власти перерастает в недостаток уважения к другим, включая, например, учителей или представителей власти. Если им злоупотреблять, то большинство детей будут считать этот метод ложным. Диалог может превратиться в перечень эмоционально правильных фраз матери и отца, заученных на последнем занятии вечерней школы воспитания, а не в способ общения. Вместо того чтобы сказать: «Не бей своего брата», родители - сторонники данного метода - должны обратиться к чувствам ребенка: «Не надо же так сердиться на брата». Это правильные слова, но что произойдет, если ребенок продолжает драться? Что вы будете делать? Другая проблема состоит в том, что родители сильно беспокоятся, не нарушают ли они детскую психику, если не реагируют «правильным» способом и не готовы окончательно овладеть ситуацией. Этот стиль воспитания, следовательно, может показаться слишком вольным.
Метод модификации поведения. Модификация поведения, как известно, учит, что поведение ребенка изменяется в лучшую или худшую сторону в соответствии с тем, как родители формируют окружающую среду ребенка. Если ребенок продолжает драться с другими детьми даже после того, как получил психологически правильную установку, он будет просто изолирован от группы. Большинство детей хорошо откликаются на данный вид воспитания. Некоторые относятся к этому методу как к изобретению. Хотя в этом методе есть что-то механическое (с его помощью очень просто перевоспитываются избалованные дети). Модификация поведения дает родителям определенные способы и навыки, когда авторитарный стиль и метод общения не работают. Модификация поведения может быть особенно полезна для детей, у которых есть эмоциональные и психологические проблемы, и они не откликаются на другие методы. Воспитание сосредотачивается на формировании поведения, регулируя, но не осуждая ребенка.

Слабые стороны метода модификации поведения состоят в том, что в определенный период, раньше или позже, станет тесно внутри него или сила метода является недостаточной, чтобы применить его соответствующим образом. Серьезная опасность состоит в том, что он концентрируется больше на внешних приемах, а не на взаимоотношениях родителей и ребенка. Ребенок воспринимается как объект, а не как личность.

Консультируйтесь со специалистами

Когда я консультирую начинающих специалистов-педиатров, я рекомендую «Окружите себя мудрыми и опытными родителями и учитесь у них». Это действительно специалисты в вопросах воспитания. Формулируя собственную философию воспитания, мы принимали во внимание, что делали эти мудрые воспитатели и какими стали их дети. И вот что мы узнали: мудрые родители затрачивали время и энергию, идя на шаг впереди ребенка и создавая условия, способствующие хорошему воспитанию и оставляющие меньше возможностей плохо себя вести. Мудрые родители:

  • не теряют связи со своими детьми;
  • развивают взаимные чувства между родителями и ребенком, уделяя больше времени развитию желаемого стиля поведения, благодаря чему уменьшается необходимость коррекции поведения;
  • вырабатывают понимание поведения ребенка, соотнося его с возрастом;
  • используют юмор для развития коммуникабельности ребенка;
  • умеют смотреть на мир глазами ребенка и корректировать соответственно его поведение.

Любовь к ребенку заставляет вас прислушиваться к любому совету, который, как вам кажется, поможет хорошо воспитать его и превратить в дальнейшем в яркую личность. Прислушивайтесь к советам тех, кто сам вырастил много детей, воспитание которых вам нравится. Наблюдая за такими людьми, вы сможете многому у них научиться.

Метод «прикрепления»

Родители, которые опираются на любой из трех изложенных выше методов, решая проблему воспитания, могут понять, что поведение их ребенка улучшается, но лишь временно.

Каждая семья, каждая ситуация имеет свои особенности, поэтому родители должны принимать все это во внимание, корректируя поведение ребенка. Воспитание - это сложная работа, которая не допускает перерывов.

Мы рекомендуем использовать все лучшее из трех методов, изложенных выше, но только после того, как создана прочная основа: воспитание зависит от построения правильных взаимоотношений с ребенком. Создав прочную основу на доверительных взаимоотношениях, родители могут использовать остальные методы воспитания (авторитарный, метод общения и метод модификации поведения), сочетая их в необходимых пропорциях. Если у вас возникли проблемы в воспитании ребенка, вы сможете использовать близкие доверительные взаимоотношения. Вопрос «Что происходит с моим ребенком, и как я могу помочь ему решить проблемы?» лучше, чем «Как научиться его воспитывать?» Этот метод помогает родителям и детям работать совместно, а не в противоречии. Структура метода «прикрепления» представляет собой пирамиду: основание, широкое и прочное, дает возможность дальнейшего строительства, но, поднимаясь вверх, вы должны тратить меньше энергии и материалов. Постройка прочна и сохранится навсегда. Другие подходы могут сначала казаться удобными, но применение их без прочной основы в дальнейшем приведет к необходимости сложных корректировок. Да, вы должны осуществлять надзор за ребенком, но только не путем управления. Да, вы должны общаться со своим ребенком, но в рамках доверительных взаимоотношений. Да, вам необходимы средства воспитания, чтобы справиться с реальной жизненной ситуацией, но когда эти методы не работают, вы должны попытаться глубже понять своего ребенка. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления», вы можете быть уверены," что он (в большинстве случаев) будет хорошо себя вести и развивать самоконтроль, необходимый для счастливой, успешной жизни. Там, где авторитарный метод четко определяет: «Я скажу тебе, что делать», метод общения предполагает: «Как ты думаешь, правильно ли поступаешь?», а метод модификации поведения допускает: «Если ты сделаешь это, то произойдет вот что». Наш подход основан на доверительных отношениях: «Можешь поверить, что я хочу помочь тебе».
Помните, что воспитание - это комплексная проблема и отдельные части должны быть соединены вместе, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком. Мы несем ответственность не только за то, что умеет малыш к определенному возрасту, но и за общую восприимчивость к новому, к постижению жизни. В раннем возрасте важно закладывать основы свободы выбора, выявлять таланты и способности.

Какого стиля воспитания вы придерживаетесь?

Это зависит от темперамента ребенка, от вашего собственного темперамента, от того, как воспитывали вас, и от поведения других знакомых родителей. (А также и от того, в третий раз ваше чадо явилось в гостиную поздним вечером или уже в тринадцатый.)

Проще всего быть авторитарным: грозить да наказывать большого ума не надо. Чтобы стать для ребенка авторитетом, нужно больше времени, усилий и терпения. Поэтому не лишайте себя права на ошибку. Сорвались - ничего страшного, возьмите себя в руки и попробуйте снова, особенно если вы не отличаетесь терпением или ваши собственные родители не могли послужить вам ролевыми моделями авторитетного стиля.

Придерживаться определенного стиля воспитания, а не просто реагировать на раздражители, совсем не просто. Я заметила, что каждый день понемногу меняюсь. В конце концов, все зависит от вас: отслеживайте вместе с партнером, что вы говорите и делаете, затем обдумайте это и сделайте выбор. Можно обратить за помощью к консультанту, инструктору по воспитанию или руководителю группы для родителей.

Разным детям - разные родители

Старайтесь быть авторитетными. Но не сбрасывайте со счетов и авторитарность. Авторитетный стиль воспитания лучше всего подходит уверенным в себе, активным или склонным к сотрудничеству детям. В отношении упрямых, импульсивных или непослушных ребятишек следует проявлять больше твердости, вводить больше ограничений, приближаясь к авторитарному стилю, чтобы не допустить развития агрессивности на физическом или психологическом уровне. А стеснительные, тревожные, пугливые малыши нуждаются в очень мягком руководстве с элементами потворствующего стиля воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...