Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Православие крещение взрослого. Что нужно для крещения

Крещение взрослого – продуманный и осознанный им шаг. По церковным канонам возраст человека не является каким-либо ограничением для принятия христианства. Предлагаем подробнее узнать, как в православии проходит обряд крещения взрослого и что ему предшествует.

Подготовка к таинству

Взрослый человек, выбравший православие осознанно, обязан постичь основные догматы веры. Сюда входит овладение понятиями о главных заповедях Господа и Святой Троице, знакомство с Библией, изучение молитв. Конечно же, базовым требованием является желание человека вести жизнь благочестивую, придерживаться религиозных канонов. Многие храмы проводят для всех желающих принять крещение огласительные толкования, во время которых священнослужители рассказывают об основах Христианства и Православия, отвечают на основные вопросы.

В идеале крещению взрослого должен предшествовать ряд событий, включающих:

  • посещение церковных молебнов;
  • беседы с наставником на духовные темы;
  • богоугодные поступки;
  • нравственный образ жизни;
  • обучение в воскресной школе;
  • изучение Святого Писания и Жития святых.

Непосредственно перед обрядом необходимо исповедаться и в течение минимум трех дней придерживаться поста.

Крещение взрослого человека правила и некоторые обычаи

Прийти к Богу можно в любом возрасте, от рождения до самой смерти. Если вспомнить историю религии, то сын Божий принял крещение далеко не в юном возрасте, к тому времени ему было тридцать лет. Таинство подразумевает избавление от первородного греха, совершенного прародителями человечества Адамом и Евою. Сам человек тоже должен раскаяться в неблаговидных поступках и очиститься, поведав о них священнику.

Считается, что после свершения таинства крещения душа рождается к новой жизни. Человеку прощаются прошлые грехи, свершенные им до того, как он обратился к Господу. Правила крещения взрослых несколько отличаются от проведения аналогичного обряда над детьми, но разница состоит в подготовке к таинству, а не в порядке его проведения. Для взрослого человека принятие православной веры должно быть осознанным шагом, а не стремлением получить какие-либо преференции. Знайте, что таинство возможно лишь раз в жизни.

В каждой церкви существуют дни, в которые проводится обряд крещения взрослых. Однако самой популярной была и остается дата 19 января. Как известно, именно в этот день Иисус принял крещение в водах реки Иордан. Многие храмы проводят таинство в этот день, но нужно учитывать наплыв желающих. Некоторые хотели бы совместить проведение обряда с традиционным купанием в проруби на Крещение. Но будьте осторожны, необходимо заранее подготавливать организм к таким шоковым процедурам: закаляться, вести здоровый образ жизни. Поэтому адекватно оценивайте собственные силы.

Непосредственно перед крещением

Выбор храма – важная часть подготовки к мероприятию. Необходимо подыскать подходящую церковь, ознакомиться с расписанием дней проведения крещения взрослых. Надо заметить, что купели, в которые человек во время крещения погружается полностью, есть далеко не в каждом храме. Большинство обходится при проведении обряда чашей со святой водой, что сути таинства никак не изменяет. Но если вы желаете креститься, не отступая от традиции, заранее уточните, есть ли при выбранной церкви отдельное помещение с купелью.

Подробности о том, как подготовиться к крещению взрослому человеку, лучше узнать не из интернета, а непосредственно у священнослужителей. В очищении нуждается не только душа крещаемого, но и его тело. Поэтому в день таинства особое внимание нужно уделить гигиеническим процедурам. Приобрести все необходимое лучше заранее, чтобы не отвлекаться от обряда на бытовые мелочи.

Что нужно для крещения взрослого

Для проведения церковного обряда взрослому необходимо предъявить паспорт и свидетельство о прохождении огласительных бесед. Свершение таинства предполагает проведение над человеком соответствующих обрядовых действий. Для этого необходима подходящая одежда, открывающая некоторые части тела, а также церковная атрибутика. Перед крещением необходимо подготовить:

  • крестильную рубашку или сорочку (для женщины);
  • простыню;
  • сменную обувь (лучше непромокаемую);
  • свечи для всех гостей, присутствующих при обряде;
  • нательный крест с тесьмой или цепочкой.

Чтобы не замерзнуть, выйдя из купели, нужно захватить с собой большое полотенце.

Крест символ веры

Любой христианин носит крестик нательный постоянно. Смысл символа раскрывают слова апостола Павла «Я сораспялся Христу». Крест обозначает принадлежность человека к православной Церкви. Считается, что символ веры оберегает от зла, подвигает на богоугодные дела и жизнь праведную. Нередко приходится слышать, что крест из драгоценного металла недопустимо использовать при крещении. Однако это утверждение в корне неверно, поскольку главное не из чего сделан символ веры, а с какой целью человек носит его.

Крестик может быть выполнен из золота, серебра или дерева. Однако драгоценный металл предпочтительнее, поскольку он не окисляется и достаточно прочен. Считается, что наибольшей силой обладает как раз крестильный крест, а изделие из золота прослужит долгие годы. Основное требование к атрибуту – он должен быть освященным. Сделать это церковнослужитель может непосредственно во время проведения обряда.

Одежда для крещения

Приобрести одежду для обряда крещения взрослых можно в церковной лавке, там же продаются полотенца. Сорочка или рубашка для крещения взрослого человека должна иметь длину ниже колен. Девушки и женщины нередко используют в качестве крестильной одежды ночную рубашку. Церковью это не возбраняется, главное чтобы вещь была новой. Лучше если наряд и аксессуары будут белого цвета, ведь именно он считается символом духовной чистоты. Однако и другие пастельные оттенки не запрещены. Крестильную одежду и полотенца после проведения таинства хранят как памятную реликвию, использовать или стирать эти вещи не принято.

Молитвы, необходимые для обряда

Обряд крещения младенца или взрослого человека сопровождается чтением молитв. Поскольку крещаемый должен будет повторять их вслед за священником, текст нужно выучить наизусть. Основные молитвы, которые необходимо знать: «Символ веры», «Отче наш», «Господи, помилуй» и «Богородица Дева, радуйся».

Выбор крестных

Традиционно в крещении человека принимают участие так называемые воспреемники. Церковь не требует обязательного присутствия при обряде крестных. Однако младенцу помощник при проведении таинства необходим, поскольку малыш пока не может самостоятельно отвечать на вопросы святого отца или читать молитву. На вопрос, нужен ли крестный взрослому при крещении, ответить однозначно сложно. Человек в сознательном возрасте сам способен пройти обряд, но нет ничего плохого в том, чтобы в дальнейшей жизни у нового христианина был хороший наставник. Очевидно, что решение о том, приглашать ли на таинство крестного, человек должен принять самостоятельно.

Выбор кандидата базируется на основном требовании. Крестным может стать только православный, ведущий нравственный, с точки зрения церкви, образ жизни. Между ним и крещаемым не должно быть интимных отношений.

Пост перед крещением

Подготовка к крещению взрослого предполагает непродолжительный отказ от скоромной пищи. Можно сказать, что это первое испытание серьезности намерений будущего христианина. Держать пост перед крещением необходимо минимум три дня. В этот период запрещены мясо, рыба, яйца, молочные продукты. Прием пищи перед таинством запрещен, начиная с полуночи. Пост предполагает не только отказ от животной белковой пищи, но и очищение духовное. Готовясь к таинству, нужно отказаться от алкоголя, курения, увеселительных мероприятий, интимных отношений. Свободное время посвящается чтению религиозной литературы, молитвам, посещению храма.

Беседа с духовным отцом

Приняв решение о крещении, необходимо поговорить со священником. Основные постулаты христианства следует выучить перед беседой, чтобы батюшка понимал, что желание принять веру исходит из личной убежденности человека. Подготовка к таинству включает процедуру катехизации. Так принято называть беседы, проводимые перед крещением взрослого человека . Из них будущий православный христианин сможет узнать о вероучении и своих обязанностях перед Богом. Предварительная запись на посещение таких бесед не требуется, достаточно узнать их расписание и подойти к назначенному времени. Продолжительность мероприятия 2,5 часа. После прохождения катехизации, каждому слушателю вручают свидетельство.

Обряд крещения

Порядок проведения ритуала не зависит от возраста, последовательность остается одинаковой для взрослых и младенцев. В зависимости от наличия при храме отдельного обрядового помещения, процедура немного разнится. Как именно проходит крещение в выбранной вами церкви, можно заранее узнать у его служителей или добровольных помощников.

Порядок проведения таинства

Чтобы не испытывать неловкости во время проведения таинства, не мешает заранее узнать, как происходит крещение взрослых по православному обряду. Первым действом священнослужителя становится наречение крещаемого церковным именем, которое не всегда совпадает с мирским. Далее служитель церкви осуществляет рукоположение, символизирующее получение новым христианином благословения Господа. Считается, что с этого момента человек находится под защитой и покровительством высших сил. После благословения начинается чтение молитв. Крещаемому задают вопросы, на которые нужно отвечать внятно и четко.

За время обряда крещаемый отрекается от сил зла и приносит клятву Господу, после чего читает вместе со священником молитву «Символ веры», текст которой представляет краткое содержание основных христианских догм. Троекратное погружение в воду символизирует очищение и духовное перерождение человека. Крещение взрослого в православную веру предполагает постоянное ношение символического распятия, которое священник и надевает на шею крещаемому.

Если обряд проходил с погружением в купель, после этого всем будет предложено сменить мокрую одежду на сухую. Затем вновь читается молитва и производится миропомазание. Священник наносит елей на лоб, уста, грудь и кисти крещеного, после чего трижды обходит купель вместе с ним. Следующим шагом у новокрещеного выстригается небольшой локон волос, священник произносит молитву «Господу Богу помолимся» и подносит распятие для поцелуя.

Чем отличается крещение взрослого человека от младенцев

В православии крещение взрослого и младенца отличается мало. Последовательность действий остается неизменной, но человек сознательного возраста самостоятельно произносит текст молитвы и отвечает на вопросы священника. Для восцерковления после обряда женщины подходят к церковным вратам, осеняя себя знамением. Младенцев мужского пола проносят к алтарю через Царские врата, согласно канонам православия. Взрослых мужчин после крещения проводят через диаконские врата.

Женские особенности

В отличие от мужчин, представительницам прекрасного пола церковные каноны предписывают находиться в церкви с покрытой головой. Платок или шарф снимают вместе с одеждой непосредственно перед погружением в святую воду. В некоторых храмах купель огораживается переносной ширмой, так что батюшка видит только голову крещаемой. Однако в большинстве церквей подобное не предусмотрено.

Крещение взрослых девушек и женщин имеет некоторые нюансы. К примеру, во время месячных обряд проводить не принято, связано это скорее с соображениями гигиены, ведь объем купели невелик и вода в ней не проточная. Выбирая дату крещения, стоит учесть это обстоятельство.

Под крещением взрослого человека церковь понимает участие в обряде тех, кто уже вышел из возраста младенца. Проще говоря, в процедуре могут участвовать женщины и мужчины, девочки и мальчики разного возраста. Поэтому если вас смущает рубашка, которая после намокания будет просвечивать, под неё можно надеть раздельный купальник.

Стоимость обряда

Торговля в храме запрещена религиозными канонами. Поэтому за проведение обрядов взимать плату не принято. Однако современные реалии вносят свои коррективы, и церкви приходится устанавливать твердую таксу на проведение обрядов венчания, крещения, отпевания.

Трудно обозначить точную стоимость обряда, т.к. она может сильно отличаться в зависимости от величины и известности храма, размера вашего города, поселка. Вдобавок необходимо будет заплатить за свидетельство о крещении, церковные свечи и возможно другие церковные расходы.

Еще не так давно, каких-нибудь 15 лет назад, во многих храмах, особенно больших городских, практически каждое воскресенье можно было наблюдать удивительную картину: обряд массового Крещения. Единовременно крестили порой до 100 человек. Люди приходили в храм целыми семьями. Подобное можно было увидеть разве только в первые века христианства с одной лишь «маленькой» разницей: тогда люди хорошо понимали, что они делают. В наше же время, как это обычно бывает, решение креститься люди принимали спонтанно, за компанию, да и просто отдавая дань моде.

Хотя сегодня массового Крещения, пожалуй, не увидишь, однако, к сожалению, мало что изменилось в самом отношении к Таинству. Далеко не все знают, чем в действительности оно является. Для многих по-прежнему это - только обряд, который якобы оказывает некое магическое действие или просто идентифицирует по национальному признаку: крещеный - значит русский. Но отрадно, что не все подходят к этому важнейшему вопросу так легкомысленно. Об этом свидетельствует непрекращающийся поток вопросов, приходящих на наш епархиальный сайт. Остается только напомнить, что на нем уже размещены ответы на многие вопросы, и прежде чем задавать свой, нужно посмотреть, возможно, кто-то о чем-то похожем уже спрашивал.

Зачем нужно креститься?

Таинство Крещения - одно из основных Таинств Православной Церкви. С него начинается христианская жизнь человека. Таинство Крещения установил Сам Господь: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3 , 5). О важности этого события говорит и тот факт, что на Руси духовное рождение считалось важнее телесного, поэтому многие даже не помнили, когда они родились, и отмечали не день рождения, а день ангела, или именины,- день памяти святого, чье имя получил человек при Крещении.

Принимая Таинство Крещения, человек освобождается от первородного греха и становится полноправным членом Церкви, то есть получает ее молитвенную помощь. Особенно это необходимо, конечно же, младенцам, поскольку они менее всех защищены в наше нестабильное время. Но главное в этом Таинстве то, что человек рождается для вечности, для него становится возможным наследовать Царство Небесное в жизни будущей. Смерть телесная для верующего человека - это уже не смерть, а сон (поэтому умершие во Христе называются усопшими).

Когда совершается Таинство Крещения?

Устав Православной Церкви разрешает совершать Таинство Крещения в любой день года. Однако в каждом храме существует свой распорядок богослужений, в котором для Крещения может быть отведено строго определенное время. Поэтому следует за несколько дней до предполагаемой даты Крещения обратиться в храм, где собираетесь совершить это Таинство, для того, чтобы узнать все, что для этого необходимо.

Как покреститься взрослому человеку и что для этого нужно?

Для взрослого человека основанием для принятия Крещения является вера. К Крещению необходимо подготовиться, решить для себя еще до его принятия очень важные, по сути, самые важные в жизни вопросы: нужно ли это лично Вам, готовы ли Вы? Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь исключительно земных благ: здоровья, успешности или решения семейных проблем. Цель Крещения - соединение с Богом.

Однако Крещение - только щедрый залог нашего спасения. После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться и изучать путь приближения к Богу с помощью творений тех, кто этим путем прошел,- святых отцов. То есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, то Крещение не будет иметь никакого смысла.

В древности Крещению предшествовал достаточно длительный период (от сорока дней до нескольких месяцев, а то и лет) огласительных бесед - наставлений в вере. Человека постепенно подготавливали к принятию решения. Сейчас в большинстве храмов для тех, кто готовится к Таинству Крещения, проводятся подготовительные беседы, во время которых можно узнать, в чем состоит вероучение Православной Церкви. Если такой практики в храме не придерживаются, можно и нужно поговорить со священником о своем решении, и он сможет хотя бы вкратце рассказать о сути Таинства, ответит на вопросы, посоветует, что почитать на эту тему.

Перед Крещением желательно начать посещать храм (но не оставаться на литургии после того, как будут произнесены слова «оглашенные, изыдите»): там можно не только увидеть, как проходят богослужения, но и познакомиться с верующими людьми, которые помогут в приобретении необходимых знаний. Нужно постараться как можно больше узнать об этом Таинстве, начать читать православную литературу. Но в первую очередь нужно читать Евангелие, лучше всего - от Матфея, так как Евангелие - это и есть тот закон, исполнять который дают обет во время Крещения. Прочтите Символ веры - эта молитва есть в любом молитвослове, постарайтесь изучить ее, так как в ней содержится исповедание веры православного христианина.

И еще: надо принести покаяние за всю прожитую жизнь. Такая исповедь по сути не является Таинством, но это древняя практика, дающая возможность осмыслить, понять свои ошибки и стараться их не повторять.

Для проведения Таинства Крещения нужно иметь освященный крестик на цепочке (лучше освятить его заранее), крестильную рубашку (новую длинную белую рубашку, которую впоследствии нужно сохранить как домашнюю святыню) и полотенце, которое понадобится после выхода из воды.

Когда лучше крестить новорожденного ребенка? И как новорожденного причащают?

Чинопоследование наречения имени, которым начинается Таинство Крещения, принято совершать на 8-й день после рождения младенца. Однако Устав не запрещает делать это и в любой из предыдущих дней. Поскольку время очищения матери ребенка продолжается до сорокового дня, и она может войти в храм только после этого срока (при условии прочтения особой, так называемой «сороковой» молитвы), обычно Таинство совершается на сороковой день или чуть позже. Не следует откладывать Крещение на более поздний срок, так как чем раньше новорожденный младенец станет членом Церкви, тем сильнее он будет защищен от окружающего его греха и происходящего из греха зла.

Православная Церковь считает, что новорожденного можно и нужно причащать, и как можно чаще. Тело и Кровь Господа Иисуса Христа не является пищей в обычном значении этого слова. Причащается человек не для насыщения своей плоти, а исключительно для установления сущностной связи с Господом. Устав предусматривает причащение младенцев только Кровью Христовой, именно поэтому их можно причащать только на полной Божественной литургии, но не на Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам во время Великого поста.

Реальность причащения не зависит от количества Святых Даров, предлагаемых причастнику. Поэтому вся полнота Божественной благодати становится достоянием ребенка, которого причащают Кровью Христовой, подаваемой под видом настолько ничтожного количества вина, что оно никак не повредит его здоровью.

Как выбрать имя для ребенка?

Имя христианина - свято. Наречение имени устанавливает особую связь между крещеным, то есть присоединившимся к Церкви человеком, и святым, имя которого выбрано. Этот святой становится небесным покровителем крещеного. К нему, после Господа Иисуса Христа и Божией Матери, чаще всего обращается с молитвой верующий человек. Православная Церковь не накладывает никаких ограничений на выбор имени для ребенка, лишь бы оно было именем святого, почитаемого Церковью. Выбрать имя Вам помогут списки святых, которые называются святцами. Они обычно печатаются в конце церковных календарей.

Может случиться так, что выбранное Вами имя носили несколько святых. В этом случае полезно прочесть их жития и выбрать имя того святого, житие которого Вас более всего тронуло.

В прошлом существовала традиция, согласно которой ребенка называли в честь святого, память которого совершается в день рождения ребенка или в один из ближайших к нему дней. Эта традиция хороша тем, что редкие, иногда почти забытые имена вновь становились живыми и любимыми.

Если же ребенок уже получил имя, которого нет в святцах, при Крещении ему будет дано другое, чаще всего созвучное со светским.

Можно ли крестить ребенка на дому и сколько это стоит?

В храмах нет цены на совершение Таинства Крещения, есть рекомендуемая сумма пожертвования. И если люди, желающие Крещение принять, необходимыми средствами не располагают, то Таинство это, разумеется, должно быть совершено безвозмездно. Что же касается Крещения на дому, то оно оправдано и возможно лишь в том случае, когда речь идет о тяжелобольном человеке, который сам не может добраться до храма. Детей в церковь привозят родные, и если у ребенка нет никаких угрожающих его жизни заболеваний, то крестить его надо в храме.

Как подготовить ребенка дошкольного возраста к Таинству Крещения?

В возрасте 5–6 лет ребенок без труда может усвоить, в чем состоит смысл Таинства Крещения. Перед совершением Крещения ребенка следует познакомить с основным содержанием Евангелия, хотя бы в объеме детской Библии, рассказать ему о земной жизни Христа, о Его Богочеловеческом достоинстве, о Его заповедях.

Желательно, чтобы до совершения Таинства Крещения ребенок неоднократно побывал в православном храме, в том числе и во время богослужения. Малыша надо постепенно приучать к жизни православного христианина, чтобы он полюбил храм, понял назначение икон, знал, кто на них изображен, что означает поставленная перед иконой свеча. Ребенок должен научиться молиться о себе, о своих родителях, о своих друзьях и близких, об усопших родственниках. Непосредственно перед совершением Таинства Крещения необходимо выучить с ним несколько простых молитв: Иисусову молитву, Отче наш, Богородице Дево, радуйся…

Говорят, что родители не должны присутствовать на крестинах своего ребенка. Так ли это?

Правил, воспрещающих присутствие родителей на крестинах своего ребенка, нет. Мнение, что родителям не следует присутствовать при Крещении младенца, вероятно, сложилось по таким соображениям: Крещение есть духовное рождение, и так как при этом духовном рождении бывают восприемники, которые становятся ребенку духовными родителями, то и нет надобности быть тут плотским родителям. К тому же раньше ребенка крестили практически сразу после рождения, поэтому мать не могла присутствовать на крестинах «по обыкновенному закону очищения».

Марина Новакова


С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Они становились духовными родителями ребенка и духовными родственниками его родителей. Еще сравнительно недавно кум и кума являлись практически членом семьи, их присутствие было обязательным во время всех значительных семейных событий. Отрадно, что кумовство в хорошем смысле этого слова сегодня активно возрождается.

Зачем ребенку крестные и кто может стать крестными?

Ребенок, особенно новорожденный младенец, ничего о своей вере сказать не может, не может ответить на вопрос священника, отрекается ли он от сатаны и сочетается ли со Христом, не может понять смысла происходящего Таинства. Однако оставлять его вне Церкви до того, как он станет взрослым, нельзя, поскольку лишь в Церкви есть благодать, необходимая для его правильного возрастания, для сохранения его телесного и духовного здоровья. Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама принимает на себя обязательство воспитывать его в православной вере. Церковь состоит из людей. Свое обязательство правильно воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого называет восприемниками или крестными родителями.

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах, а также степень знакомства и просто приязненность отношений.

Забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве кума и кумы ближайших физических родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой же причине старались не допускать того, чтобы у братьев и сестер был один и тот же крестный. Поэтому родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети становились восприемниками только в крайнем случае.

Сейчас, собравшись крестить ребенка, молодые родители часто не задумываются о том, кого выбрать крестными. Они не ожидают от крестных своего ребенка серьезного участия в его воспитании и приглашают быть восприемниками людей, которые в силу своей неукорененности в церковной жизни не могут выполнить обязанностей крестных родителей. Бывает и так, что крестными становятся люди, которые совсем не ведают о том, что им выпала действительно большая честь. Чаще всего почетное право быть крестными предоставляется близким друзьям или родственникам, которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства и откушав всевозможных яств за праздничным столом, редко вспоминают о своих обязанностях, напрочь забывая иногда и о самих крестниках.

Однако, приглашая крестных, нужно знать, что Крещение по учению Церкви - это второе рождение, то есть «рождение от воды и Духа» (Ин. 3, 5), о котором как о необходимом условии спасения говорил Иисус Христос. Если физическое рождение является вхождением человека в мир, то Крещение становится вхождением в Церковь. И принимают младенца в его духовном рождении восприемники - новые родители, поручители перед Богом за веру принятого ими нового члена Церкви. Таким образом, восприемниками могут быть только православные, искренне верующие взрослые люди, способные научить крестника основам веры (не могут быть крестными несовершеннолетние и душевнобольные). Но не надо пугаться, если, соглашаясь стать крестным, вы не в полной мере соответствуете этим высоким требованиям. Это событие может стать замечательным поводом для самообразования.

Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка.

Беременность крестной матери является вполне допустимым состоянием для участия в Таинстве Крещения.

Каковы обязанности крестных?

Обязательства, которые принимают на себя перед Богом восприемники, очень серьезны. Поэтому крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике.

В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника. И вообще, в тех случаях, когда физические родители не имеют возможности материально обеспечить своих детей, эту обязанность принимают на себя в первую очередь не бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители.

Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.

Стоит ли соглашаться быть крестным, если родители ребенка невоцерковлены?

В этом случае необходимость в крестном возрастает, и его ответственность только усиливается. Ведь иначе каким образом ребенок сможет прийти в Церковь?

Однако, исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Терпение, снисходительность, любовь и непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей.

Сколько у человека может быть крестных отцов и матерей?

Церковные правила предусматривают наличие одного восприемника (крестного) при совершении Таинства Крещения. Для крещаемого мальчика - это восприемник (крестный отец), для девочки - восприемница (крестная мать).

Но поскольку обязанности крестных многочисленны (так, в особых случаях крестные заменяют физических родителей своего крестника), а ответственность перед Богом за судьбу крестника очень велика, в Русской Православной Церкви сложилась традиция приглашать двух восприемников - крестного отца и крестную мать. Никаких других крестных, кроме этих двух, быть не может.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Подготовка к Таинству Крещения предполагает изучение Евангелия, основ православного вероучения, основных правил христианского благочестия. Пост, исповедь и Причастие перед Крещением для крестных не являются формально обязательными. Верующий человек должен придерживаться этих правил постоянно. Было бы хорошо, если бы во время крещения хотя бы один из крестных смог бы прочесть Символ веры.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Узнать о том, что нужно приобрести заранее, можно в том храме, где вы будете ребенка крестить. Для крещения понадобится крестильный набор (его вам порекомендуют в свечной лавке). Главным образом это крещальный крестик и крещальная рубашечка (чепчик приносить не надо). Затем понадобится полотенце или простынка - чтобы завернуть ребенка после купели. По установившейся традиции для мальчика крестик покупает крестный отец, для девочки - крестная мать. Простынку и полотенце принято приносить крестной матери. Но не будет ошибкой, если все необходимое купит кто-то один.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Церковная традиция не знает «заочно назначаемых» крестных. Сам смысл восприемничества показывает, что крестные должны присутствовать при Крещении ребенка и, разумеется, давать свое согласие на это почетное звание. Крещение вообще без восприемников совершается только в особых обстоятельствах, например, когда жизни ребенка угрожает серьезная опасность.

Могут ли стать крестными представители других христианских конфессий, в частности католики?

Таинство Крещения делает человека частицей Таинственного Тела Христова, членом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Такой Церковью, основанной апостолами и сохранившей в неповрежденном состоянии догматическое учение Вселенских Соборов, является только Православная Церковь. Римо-католическая церковь, отделившаяся от полноты Вселенской Церкви в 1054 году, утратила и исказила многие вероучительные принципы; поэтому она не может считаться истинной Церковью. В Таинстве Крещения восприемники выступают поручителями веры своего крестника и принимают перед Богом обязанность воспитывать его в православной вере.

Разумеется, человек, не принадлежащий к Православной Церкви, таких обязанностей выполнить не может.

Могут ли родители, в том числе усыновившие ребенка, быть для него крестными?

При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим восприемником, который и становится его крестным отцом или крестной матерью. Это духовное родство (1-й степени) признается канонами более важным, чем родство по плоти (53 правило VI Вселенского Собора), и принципиально несовместимо с ним.

Родители, в том числе и усыновившие ребенка, ни в коем случае не могут быть восприемниками собственных детей: ни оба вместе, ни каждый в отдельности, иначе между родителями образовалась бы такая близкая степень родства, которая делала бы непозволительным продолжение их брачного сожительства.

Марина Новакова


Крещение младенцев до 7 лет.

Для младенцев Таинство Крещения проводится:

По субботам в 12.30

По воскресеньям в 14.00

С крестными родителями проводятся обязательные 2 огласительные беседы. В субботу в 12.00 и в воскресенье в 13.30. Без этих бесед Таинство Крещения совершаться не будет

Освященный крестик (в церковной лавке все крестики освящены)

Два больших банных полотенца

Крестильную рубашку (можно купить в церковном магазине)

Свидетельство о рождении

Выдается свидетельство о Крещении

В праздники возможны изменения в расписании проведения Таинства.

Справки по тел: 421-71-41

Крещение взрослых и детей после 7 лет.

Собеседование проводится по пятницам в 19.00 в храме. Всего проводится 5 огласительных бесед. После этого, с благословения священника, совершается Таинство Крещения.

Время назначается священником

Для Крещения необходимо иметь:

Освященный крестик

Крестильную рубашку

Свидетельство о рождении

Полотенце или простыню

Тапочки

После совершения Таинства выдается Свидетельство о Крещении.

На съемку таинства Крещения берется благословении у священника, совершающего Таинство.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение – но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных – в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение – это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: “Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…”? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства “Христианская жизнь”, главный редактор газеты “Клин Православный” и телепрограммы “Дорога к храму”:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Как происходит процедура крещения взрослого человека в церкви?

    У меня было так. Понесли мы крестить своего ребенка. Надо, чтобы родители сами были крещеные. Я оказалась атеисткой. Батюшка сказал: Ничего страшного, сейчас мы сперва тебя покрестим, я буду твоим крестным, без крестной можно обойтись. А хочешь, загадай кого-нибудь из хороших знакомых, этого будет достаточно. Я загадала мамину подругу. Так, на всякий случай. Прочел батюшка какую-то молитву, окропил меня святой водой и надел крестик мне на шею. Крестик купили там же в церкви. Потом покрестили ребенка, с опусканием в купель. Или только побрызгали из нее, точно уже не помню. И выдали два свидетельства о крещении. Так что процедура не сложная.

    Процедура крещения именуется Таинство крещения (если мы говорим о православии). Взрослый человек перед крещением обязан пройти катехизацию (полугодовой курс изучения Закона Божьего в огласительных группах при храме), и оглашение (как минимум годовое посещение богослужений с целью изучения каноники годового церковного круга богослужений). Новопризванный оглашенный перед крещением должен знать: Отче Наш (на церковно-славянском), Верую, желательно, утреннее и вечернее молитвенное правило.

    В назначенный день своего крещения, новопризванный христианин берет с собой:

    • заранее освященный крестик. (можно за пожертву взять в церковной лавке)
    • белую крещальную ризу. Большое полотенце или шерстяной плед.
    • пару свеч среднего размера (каждому приглашенному на крещение - по свече и одну себе).

    Таинство крещения может происходить или в баптистерии, построенном возле храма (иногда и внутри храма, если храм строился с баптистерием), или же, по древней практике, - в открытом водоеме. Последний вариант возможен с благословения епископа.

    При проведении таинства, священнослужитель будет вам подсказывать, что делать и в какой момент. Перед таинством, вы должны облачиться в белую ризу (под которой ничего не должно быть), передать крестик священнослужителю. По ходу самого таинства, священнослужитель может потребовать от вас прочитать Символ Веры (Верую), далее, попросит зайти в баптистерий (или зайдет с вами же в водоем) и держа руку на вашей голове трижды погрузит вас в воду полностью (вам надо будет присесть) со словами: Крещается раб божий lt;имя> во Имя Отца (погружение), Аминь. И Сына (погружение), Аминь. И Святого Духа (погружение), Аминь. После этого, происходит Миропомазание всех частей вашего тела. (Если баптистерий будет холодным - именно тогда и понадобиться вам шерстяной плед, который можно накинут как до момента погружения, так и после).

Чем отличается обряд крещения для взрослых от крещения младенца. Его историческая традиция, как ни странно, уходит очень глубоко, не просто в первые века нашей эры, а в первые годы христианства.

Один из вопросов, которые перед крещением своего малыша часто задают родители, можно ли им окрестить свою кроху, если сами они – не крещеные?..


И нужно сказать, что в разных храмах отвечают на него по-разному: одни священнослужители не видят в этом препятствия для совершения обряда над младенцем, другие – видят.

Но и те, и другие советуют молодым родителям все-таки окреститься. Ведь причины, по которым мама или папа, а то и оба, не крестились, могут быть самые разные. Например, их собственные родители, прожившие свою жизнь в период разгула атеизма, сами ставшие убежденными атеистами. Суетность современного мира, в котором выбрать время для крещения взрослому человеку, даже если он уверовал в Бога, часто бывает действительно сложно.

Поэтому знать о том, чем отличается этот обряд для взрослых от крещения младенца, лучше заранее. Ведь его историческая традиция, как ни странно, уходит очень глубоко, не просто в первые века нашей эры, а в первые годы христианства.

В те стародавние времена практически все христиане крестились уже взрослыми, а порой и под старость: объяснялось это сразу несколькими причинами. Во-первых, конечно, жестоким преследованием христиан, которые, если они попадали в руки властей, должны были заранее знать, какие страшные пытки их ждут, и идти на муки во имя Христа осознанно. Во-вторых, прежде, чем креститься, каждый будущий христианин должен бы твердо знать, в чем заключается его религия, все ее постулаты и историю возникновения, историю жизни Иисуса, преподанную Апостолами. В-третьих – требовалось знание основных молитв к Богу и Псалмов Давида.

Поэтому для тех, кто решил стать христианином, и был установлен период оглашения, а их самих так и называли оглашенные . Что это значило на практике?

Все оглашенные, прежде чем они сдавали своеобразный экзамен по религии иерею общины – аналогу современной Церкви, - должны были обязательно ходить на службы и только перед началом причастия их просили выйти из пещерного храма или катакомб, в которых в те времена проходили христианские обряды. О том, что оглашенным пора покинуть место службы, громко оповещал иерей. Этот возглас священнослужителя, «Оглашенные, изыдите!», формально сохранился как часть службы и в наши дни, однако храм при этом никого из присутствующих покинуть не просят.

Более того, взрослого человека, решившего окреститься, сегодня настоятельно просят не только выучить хотя бы одну молитву – «Символ Веры» и прочесть Евангелия. Но и приглашают походить какое-то время в храм и на исповедь - пока без причастия. И обязательно исповедоваться затем накануне совершения обряда.

Примечательно, что сейчас крестится очень много взрослых людей, подчас даже стариков! Словно Церковь вернулась к самому началу своей истории – на новом витке спирали, после десятилетий воинствующего атеизма и гонений со стороны государства. Россияне как будто проснулись от долгого сна, забытья Бога и стремятся возвратиться на истинный путь веры своих предков…
Давайте посмотрим, как в наши дни выглядит и из чего состоит обряд крещения.

Как подготовиться к крещению

Прежде всего, перед крещением необходимо внимательно прочесть Новый Завет и догматические книги, которые Вам обязательно назовет батюшка и которые есть в любой церковной лавке: это краткое изложение учения о Пресвятой Троице, о Воплощении Иисуса Христа и Его Жертве, о самом таинстве крещения, о причащении и миропомазании.

Далее - необходимо знать наизусть основные христианские молитвы. Кроме «Символа Веры», это «Отче наш…» и «Богородице, Дево, Радуйся».
Перед обрядом взрослому человеку необходимо попоститься хотя бы дня три: отказаться от мяса, молока, яиц. А также – от всевозможных развлечений, а мужу и жене – от интимных отношений.

Что нужно для крещения взрослого человека

Теперь о самом обряде. Для него нужно заранее запастись, помимо крестика, длинной крестильной рубашкой, большим полотенцем, чтобы обтереться после купели, и свечками. У женщин к этому добавляется головной платочек. Все вещи должны быть белого цвета. Важно заранее выбрать храм, в котором есть купель для взрослых! Например, в Москве это Подворье Сергиево-Посадской Лавры.

Как проходит обряд крещения взрослого

Первый этап крещения взрослого называется «Огласительным». Священник трижды дует в лицо крещаемому и читает специальные огласительные молитвы. Это своеобразный обряд в обряде, символизирующий библейский момент, когда Бог «вдунул» в тело Адама «дыхание жизни». Затем батюшка трижды благословляет его, возложив руку на голову, и читает запретительные молитвы против злых духов.
Второй этап : человек, принимающий крещение, поворачивается лицом на запад, который не только в христианстве, но вообще во всех мировых религиях считается символом тьмы и зла. Затем ему будут задаваться вопросы, на которые он должен осознанно отвечать. Суть вопросов – отрекается ли он от сатаны и будет ли верен Христу. Ответ предполагается положительный. Каждый вопрос повторяется трижды
Третий этап . Крещаемый поворачивается вновь лицом на восток и вместе со священником читается молитва «Символ Веры», которую следует знать наизусть.

Эти три этапа – подготовка к самому крещению. После того, как они завершены, священнослужитель переодевается в белое облачение, раздаются и зажигаются свечи: если у взрослого есть избранные им крестные, а это вполне допускается, свечи даются и им в руки. Затем батюшка освящает воду в купели и елей и совершает над крещаемым обряд миропомазания: мажутся лоб, грудь спина между лопаток, уши, руки и ноги – таким образом освящаются мысли, желания и будущие дела человека, принимающего Святое Крещение. И лишь после этого он трижды, под чтение иереем специальных молитв, погружается в купель. И после погружения, обсушив тело полотенцем, одевает белую крестильную рубашку – символ его новой, освобожденной от грехов жизни, а батюшка надевает на него крестик – тоже со специальной молитвой. И вновь совершается миропомазание, после которого окрещенный вместе с иереем трижды обходит купель. Затем читается Евангелие и Апостол.
В заключение с головы новоокрещенного состригается немного волос: они останутся в храме как символ преданности Христу и Его воле.

Требования к крестильной одежде взрослого

К крестильной одежде взрослых есть и специальные требования: у женщин крестильная рубашка должна быть длинной, скрывающей ноги и обязательно с длинными рукавами, голова покрыта платочком. У мужчин она может быть короче, но рукава тоже длинные. Вся одежда, как уже говорилось, белого цвета и обязательно новая.

К сказанному можно добавить, что обряд крещения взрослых в разных храмах может немного отличаться, даже если там имеется необходимая купель. Есть, например, храмы, в которых она огорожена плотной ширмой и тогда принимающий крещение погружается в нее без одежды, батюшке видна только его голова.

Но в большинстве церквей взрослые крестятся в рубашках, которые приобретаются заранее. В любом случае, во время записи на крещение Вам непосредственно в церковной лавке обязательно расскажут об отличиях обряда, существующих в избранном Вами храме.

Светлана Костицына


Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...