Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Принципы гештальт-терапии: здесь и сейчас. Гештальт-терапия: здесь и сейчас

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Много вы помните таких ситуаций, когда, например, общение с вашими клиентами на работе прошло на позитивных нотах, и вы при этом сумели очень легко договориться о сделке? Немного? Смутно? Помните что было, но детали в памяти не сохранились?

А когда, наоборот, всё закончилось ссорой, непониманием? Намного лучше и ярче отображается в воспоминаниях? Все верно, именно так оно и бывает у большинства людей. Это и есть гештальт .

Пока он не закрыт и «это все вертится у вас в голове», вам трудно будет обрести покой, равновесие и почувствовать себя счастливым. Методы гештальтпсихологии как раз и помогают избавиться от всего «застрявшего в голове» и продолжить счастливо жить, получая от этого удовольствие.

Что такое гештальт и почему он нас преследует

Слово само по себе происходит от немецкого (кто бы сомневался, исходя из его звучания) Gestalt . В буквальном переводе оно означает фигуру, образ, форму или структуру (можете сами в Гугл переводчике глянуть). Другими словами, это целостный образ, который является чем-то большим, чем сумма его составляющих.

Ввел его в обиход немецкий философ более века назад, и дал более точное, но менее понятное объяснение (оно приведено в размещенном ниже ролике).

Хотите пример такого образа (гештальта)? Ну, возьмите мелодию. Ведь это много больше, чем отдельные звуки ее составляющие. То же самое можно сказать про картину. Это свойство психики — искать в разрозненном целое.

Какие-то отдельные вещи мы может умственно собирать в единый образ. Так работает наша психика и это помогало нам выживать веками (например, распознавая фигуру хищника затаившегося в кустах).

Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению . Наверняка у вас в памяти сохранился лучше образ фильма, который вам не удалось досмотреть. Покопайтесь в своей голове. А сколько раз вы видели, когда травмированный спортсмен все равно стремиться хотя бы доковылять до финиша. Стремление к завершению — оно присуще всем нам.

Все это происходит на уровне подсознания и обычный человек (не умеющий профессионально копаться в своей голове) всего этого просто не осознает. Однако, некоторые незавершенные гештальты очень глубоко «заседают в голове» и преследуют нас (порой всю жизнь), накладывая свой отпечаток на поведение. Больше всего склонны к этому люди , то есть с .

Человек раз за разом вытягивает из памяти какую-то проблемную, так до сих пор и не разрешенную ситуацию, и она его терзает. Это может длиться годами, уходя корнями зачастую в самое детство. Вся загвоздка в том, что причина проблемности этой ситуации (незавершенность гештальта) нами попросту не осознается , что и мешает выйти из нее.

Это как заноза, от которой мы чувствуем дискомфорт, но понять первопричину не можем. Гештальтпсихология как раз и признана указать человеку на эту занозу и помочь от нее избавиться. Нет, даже не так. Не указать, а научить самим находить эту взаимосвязь и избавляться от таких душевных заноз в дальнейшем уже самостоятельно.

Такая терапия призвана научить человека самостоятельно избавляться от деструктивных гештальтов , чтобы он мог идти по жизни не хромая на обе ноги, а спокойно и конструктивно строя свое будущее (без лишних незавершенных психологических проблем за плечами).

Первопричиной всех проблем в гештальтпсихологии признается то, что данный конкретный человек не может жить настоящим и тащит с собой из прошлого все незакрытые гештальты. Постоянно их извлекает из памяти, прокручивает и страдает оттого, что сделал тогда что-то не так. Закрыть все эти проблемы и научить человека жить настоящим — это и есть задача терапевта практикующего эту методику.

Взгляд в историю гештальтпсихологии

До 1940-х годов в мире психотерапии царил метод Фрейда. Его немецкий ученик – Фриц Перлз совместно со своей супругой пересмотрели свои взгляды на его теорию. Они добавили новые понятия и немного поменяли способ общения с человеком на сеансе.

«Гештальт-терапия : возбуждение и рост в человеческой личности» — это первая изданная книга на данную тематику, написанная им вместе с Полом Гудменом. По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике (точнее, просто в квартире) Перлзов.

Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами , поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим.

В сети можно найти редкие исторические кадры его гештальт-сеансов, посмотрев которые (правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом) вам станет понятен его метод:

Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более . Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу.

Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё.

Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными , на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон.

Незавершённый гештальт — в чем суть проблемы

Гештальт – это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т.п.

Когда кто-то находится в соре с близким человеком или не может долгое время найти работу – это сильно удручает, согласитесь. Давайте рассмотрим пару распространенных жизненных ситуаций, чтоб понять что к чему.

Примеры

Представьте ситуацию. Человек очень сильно хотел стать художником, пытался рисовать, но потом забросил это дело. Проходит время, все идет как обычно, но вот когда он лезет в шкаф за какими-то вещами, то случайно натыкается на свои работы.

Что происходит? Он огорчается, поскольку вспоминает о своём желании, которое не достиг . Потом целую неделю ходит грустным по квартире.

Рассмотрим незавершённый гештальт на примере расставания мужчины и женщины. Допустим, кто-то из них решил разойтись. Как правило, такая новость будет как снег на голову в середине лета. Человек будет обескуражен, огорчён.

Возможно, он впадёт в состояние безысходности, углубится в депрессивное состояние. Его будут терзать мысли, что нельзя вернуть всё, как раньше, что-то исправить.

Эта ситуация останется незакрытой , если ее не проработать правильным образом в своей голове самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как проходит сеанс гештальт-терапии

Терапия-гештальт – это, простыми словами, попытка закрыть те вещи и жизненные ситуации, которые не дают человеку покоя .

Если это индивидуальный сеанс, то клиент рассказывает психологу о том, что его тревожит. И терапевт помогает найти выход. Главное здесь слово – «помогает», а не «указывает» на решение проблемы.

Если психотерапевт сразу укажет, как стоит поступить, что делать, как мыслить, то гештальт закроется, да. Но при дальнейших похожих ситуациях человек снова не будет знать, что делать, как совладать с собой и окружающим миром. Поэтому психолог учит правильно мыслить , самостоятельно выходить из лабиринта неурядиц.

В арсенале терапевта не только обычная беседа с клиентом, но и много методик. Например, есть методика, подходящая для людей, у которых остался незакрытый гештальт с каким-то человеком, с которым уже невозможно физически поговорить и решать проблему. Допустим, он не желает с ним видеться, выехал в другую страну либо скончался.

В этом случае, напротив клиента ставят стул и просят представить, что на нём сидит тот, с кем произошло непонимание или на него таят сильную обиду. Это может занять некоторое время, поскольку нужно углубиться в ситуацию. После чего клиент должен сказать образу, что он его прощает, отпускает, больше не держит негативные чувства. Перед этим может «ему» высказать весь негатив – выпустить пар.

Принцип «Здесь и сейчас» в гештальтпсихологии

Гештальт — это то, что нужно закрыть, чтобы быть счастливым . А принцип «здесь и сейчас» — это подход к мышлению, который берёт свои истоки из философии буддизма. К слову, Фриц Перлз тщательно изучал восточную культуру.

Психотерапевт всегда спрашивает, как чувствует себя пациент в данный момент, какие у него эмоции и чувства. Если человек рассказывает о прошлом, психолог пытается вернуть его в настоящее вопросами:

  1. А какие у вас сейчас отношения?
  2. Что вы чувствуете, когда это говорите?
  3. Как можно исправить данную ситуацию сегодня?
  4. Как эта ситуация влияет на вас сейчас?

Это создаёт уверенность в том, что клиенту подвластна проблема здесь и сейчас. Даже если она произошла несколько лет назад.

Понимание того, что человек должен жить в данный момент и час, даётся нам очень сложно. Мы часто застреваем то ли в прошлом, то ли в мечтах о будущем.

Поэтому есть упражнения, как этому научиться. Одно из них можно делать во время завтрака, обеда и ужина. Нужно сосредоточиться на столовых приборах, которые подносим ко рту; на процессе пережёвывания пищи; на руке, которая тянется за солью. Здесь и сейчас.

Когда стоит обратиться к гештальт-психологу?

Разные направления психотерапии подходят для какого-то типа людей и определённой сферы проблем, а для каких-то не подходят. Как понять, что нужно вам и нужно ли вообще?

При каких обстоятельствах нужно обращаться к профессионалу , который разбирается в гештальт-терапии? Ответ вовсе не очевиден, но честные ответы на ряд вопросов (они приведены ниже), помогут вам разобраться.

Если вы нашли в себе какой-то их приведенных ниже симптомов (или несколько из них сразу), то стоит всерьез задуматься о методах гештальтпсихологии:

  1. У вас часто случаются стрессовые ситуации;
  2. Имеются трудности общения с родителями/детьми/друзьями/мужем/женой;
  3. Сложно адаптироваться к новому окружению;
  4. Вы погружены в длительное депрессивное состояние;
  5. Вы жертва морального или физического насилия;
  6. Периодически возникает непонятное чувство грусти или пустоты;
  7. Вы пережили тяжёлую потерю и нуждаетесь в поддержке;
  8. У вас есть фобии, которые ухудшают качество жизни;
  9. Вы не можете достичь поставленной цели;
  10. Вы не можете удовлетворить своё желание;
  11. Вы не можете начать жить сегодняшним днём;
  12. Вам сложно определить, что чувствуете.

Нужно подобрать психотерапевта, с которым будем комфортно общаться. Не бойтесь поменять нескольких, пока не найдёте подходящего. Тогда эффективность сеансов будем намного выше, и вы останетесь довольны результатом.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Ипохондрия - это обычное нытьё или серьёзное заболевание Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой Депрессия - это плохое настроение или психическое заболевание Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принцип «здесь и сейчас», или концентрация на настоящем моменте, является, пожалуй, самым важным принципом гештальт-терапии. Он берет свое начало в традициях дзен-буддизма и ряде других восточных практик, которые с присущей Перлзу тщательностью и основательностью, были им изучены.

*** Суть данного принципа состоит в том, что в процессе сеанса терапевт часто обращается с просьбой определить, что пациент в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. В случае появления в процессе работы материала, связанного с какими-либо важными аспектами личности, терапевтом предпринимаются усилия перенести этот материал в настоящее время. К примеру, если пациент рассказывает о каких-то событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоящее и излагать события так, как если бы они происходили в данный момент. В таких случаях часто выявляется, как много людей избегают контакта со своим настоящим и склонны углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.

*** Т.е. принцип «здесь и сейчас», - это принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

Пациенту следует повторять основное предложение: "Сейчас я осознаю". Обязательно использование настоящего времени. Возможны следующие варианты вопроса: "Что вы осознаете сейчас?", "Где вы сейчас?", "Что вы видите? чувствуете?", "Что вы делаете рукой? ногой?" или "Осознаете ли вы, что вы сейчас делаете своей...?", "Что вы хотите?", "Чего ждете?".

Задача психотерапевта - привлечь внимание пациента к его поведению, чувствам, переживаниям, не давая им интерпретации. Задача состоит в том, чтобы выяснить как, а не почему - как пациент мешает собственному осознанию незавершенного или прерванного дела, "дыр", или недостающих частей личности, отвергаемых или диссоциированных ее аспектов. Осознание нельзя вызвать силой; формирование гештальтов - процесс автономный. Таким образом, если пациент сопротивляется работе с материалом, к которому привлекает его внимание психотерапевт, не следует его подталкивать. Придут другие времена, когда пациент будет готов к такой работе.

Используя тематическое исследование с отключенным клиентом, современный гештальт-терапевт развенчивает мифы, которые остались со времен расцвета Фрица Перлса.

В клинической литературе хорошо известно, что терапевтические отношения имеют ключевое значение. Фокусирование на контакте клиент-терапевт - это полезная линза для любой терапевтической практики, независимо от ориентации.

Но как это разыгрывается в ходе нашей работы, может быть неясно. Легко увязнуть в срочно возникающих проблемах наших клиентов и попытаться «исправить» все, что не так.

Часть сила гештальт терапии заключается в том, что она сосредоточена не на решении проблем и не на том, чтобы заставить людей думать иначе, а скорее,

Гештальт призывает нас внимательно следить за отношениями «здесь и сейчас», создавая встречу, в которой клиент может развить осознание терапевтической встречи - что происходит с ним и между нами в данный момент.

Джим: тематическое исследование

Джим пришел на терапию, потому что он чувствовал себя «застрявшим» в своей жизни. Когда он впервые вошел в мой кабинет, схватил меня за руку и несколько раз пожал. Казалось, он спешит сесть на автобус. Но, несмотря на его энергичное поведение и изысканную внешность, Джим был глубоко несчастен. Сорок один год, разведенный, у Джима было двое детей от предыдущего брака. Он чувствовал, что находится на тупиковой работе в сфере финансов. Он также был недоволен своей способностью иметь глубокие, устойчивые позитивные отношения с женщинами и сверстниками.

В первые две минуты нашей первой сессии, когда я кратко рассказал о том, что я делаю и как я это делаю, Джим прервал меня. «Это действительно хорошо, - сказал он, - но вот то, о чем я хочу поговорить с тобой».

«Джим, позволь мне просто закончить», - ответил я и продолжил то, что говорил.

«Да, да, да, я понял». Затем Джим мчался вперед в мельчайших подробностях - ошеломляющих деталях - объясняя свои опасения.

Когда он закончил свой первый монолог, я попытался внести некоторые мысли о том, что он говорил; Я особенно хотел изучить его отношения с женщинами. Когда я задавал свои вопросы, он перебил меня и продолжил объяснять, что, по его мнению, мне нужно было знать - совершенно не обращая внимания на мысль о том, что я пытаюсь исследовать то, что он только что сказал. Я начал чувствовать разочарование.

Через некоторое время я сказал ему: «Джим, ты в курсе, что каждый раз, когда я хочу что-то сказать тебе, ты меня перебиваешь?»

Но вместо того, чтобы ответить на то, что я сказал, он помчался со своей историей об ужасном первом свидание, на котором он недавно был. Все время, пока он рассказывал свою историю, он не смотрел на меня.

Через несколько минут я снова остановил его и сказал: «Джим, я хочу, чтобы ты заметил, как мы говорим, что происходит. Я просто хочу, чтобы ты обратил внимание на то, что происходит между нами, пока мы разговариваем. Не только на то, что ты говоришь мне, не только идеи, но и то, что происходит между нами.

Он ответил мне взмахом головы. "Ладно ладно. Ну, ты же сказал, что я не даю тебе шанса. Он рассказал мне более подробно содержание некоторых из этих историй, которыми он развлекал эту прекрасную молодую женщину. «Я не могу понять, - сказал он, почему она не хотела снова встречаться со мной!»

Теперь, в ответ на мои неоднократные попытки ответить ему, Джим повысил голос, говорил еще больше быстро и наклонился ко мне, жестко жестикулируя, поскольку он объяснил мне в запутанных деталях, как, будучи настолько интересным в эту встречу, он, не смог привлечь внимание этой женщины.

Несколько минут спустя, когда я готовился что-то сказать, он высоко поднял руки, посмотрел прямо на меня и сказал: «Я знаю, я знаю. Мне нужно позволить тебе поговорить. Но он тут же опустил глаза и снова начал. Очевидно, он заметил, что я делаю, но затем погрузился в очередной порыв рассказа.

На этот раз я решительно вмешался..

«Ты не должен позволять мне говорить», - сказал я. «Я просто пытаюсь помочь тебе заметить, что происходит между нами, когда я пытаюсь вести этот разговор. Очень трудно вставить хоть слово..

Он остановился на минуту. Затем, более низким голосом с оттенком грусти в конце, он сказал: «Знаешь, некоторые женщины, с которыми я встречался, жаловались мне на это».

«Правда?» - криво сказал я с небольшим количеством ложного любопытства.

«Они говорят, что я настолько полон энтузиазма, что никогда не спрашиваю их о себе.

Как ты думаешь, каково это быть в отношениях с кем-то, кто делает это, Джим?»

Он снова сделал паузу. «Ааа... Возможно, не очень.

Знаешь, - сказал он, - то, что ты говоришь, напоминает мне о том, как это было за моим обеденным столом. Все говорили без перерыва, особенно мой отец и мои братья. Сложно было сказать слово. Мы все боролись за микрофона, пытаясь найти кого-то, кто бы нас послушал.

Ну, из того, как ты сейчас выглядишь, очевидно, что ты все еще занимаешься этим, - ответил я.

«Ты прав». Его лицо стало грустным. «Как ты думаешь, это как-то связано с моей проблемой развития близких отношений?»

Конечно, я знаю. Ты уже сказал мне, что люди указывали на это, но ясно, что их указание не оказало на тебя большого влияния.

Он смущенно покачал головой и посмотрел вниз. «Ты прав», повторил он. После этого он начал смотреть на меня с небольшим интересом, с большим уважением и любопытством. Он стал немного больше интересоваться тем, что я должен был сказать, а также замечать свой собственный голос. С точки зрения гештальта, он начал осознавать, как он взаимодействует на сессии. Это, в свою очередь, усилило его понимание своего внутреннего опыта, а также влияние его поведения на меня.

Когда сессия продолжалась, Джим стал больше осознавать не только то, что он говорил, но и то, как он это говорил. К концу он заметил, как часто он перебивал меня. Он казался печальнее, и его монолог замедлился. Когда я посмотрел в его глаза, я увидел легкое помутнение и начало печального взгляда, в отличие от его прежнего дикого, напряженного выражения. Когда он начал успокаиваться, он обратил на меня больше внимания, и в процессе, его печаль начала подниматься внутри него.

В конце сеанса он спросил: «Есть ли что-то, что я могу сделать?»

«Я просто хочу, чтобы ты обратил внимание на разницу между настоящим моментом и в следующий раз, когда мы встретимся, чтобы посмотреть, сможешь ли ты заметить, когда ты почувствуешь, что хочешь прервать кого-либо, прежде чем ты это сделаешь.

Это было действительно полезно, - сказал он, уходя.

Здесь и сейчас: историческая перспектива

В отличие от других форм психотерапии, для меня с Джимом на первом сеансе было важно не понять его историю или его проблемы в деталях. Скорее, с самого начала сессии я обращал внимание на то, как мы были вместе. Для меня важен был характер общения, как мы взаимодействовали друг с другом. В данном случае я сосредоточился на том, что Джим не мог слушать меня, он говорил милю в минуту, он не мог отметить, и тот факт, что он был полуотключен от меня, и того, что я говорил.

Итак, с самого начала сессии я сосредоточился на повышении его осведомленности, помогая ему начать замечать, как он говорит то, что он говорит, а также качество нашего контакта. На протяжении первой сессии я не сосредотачивался на сборе подробностей его жизни, не пытался научить его, как бороться с мыслями в голове,не пытался установить отношения, узнав его. В первую очередь я был заинтересован в том, чтобы помочь ему испытать процесс того, как мы вместе.

Гештальт-подход возник в конце 40-х годов, когда группа нью-йоркских интеллектуалов начала возражать против психоанализа, который они считали строго ограниченным, поскольку он фокусировался на патологии, а не на потенциале. Эти интеллектуалы - Лаура и Фриц Перлз, Пол Гудман и Ральф Хефферлайн, среди прочих - ответили на этот недостаток, создав более открытый, увлеченный, оживленный психотерапевтический опыт, ориентированный на освобождение и рост, который позволил человеческой личности преодолеть ограничения оборонительных сооружений.

Гештальт снял людей с дивана и встретил их лицом к лицу с терапевтом. Вместо интеллектуального анализа, основными инструментами Гештальта были осведомленность и контакт. Сосредоточив внимание на встрече «здесь и сейчас», Гештальт привнес идею опыта клиента в процесс терапии, а также присутствие терапевта во встрече. Это отношения, и терапевтический процесс возникает из отношений.

В первые дни своего существования гештальт был тесно связан с работой Фрица Перлса, который справедливо или неправильно воспринимался как нарциссический, а иногда и бесчувственный. Из-за его агрессивного подхода гештальт получил небезопасную, жестокую, почти групповую репутацию. Но Perls также был невероятно ярким и способным развивать глубокое понимание процессов клиентов. За годы своего существования гештальт сформировался как философско-методологический подход, используемый психотерапевтами во всем мире. Хотя он по-прежнему верен основным основополагающим принципам, изложенным его основателями, гештальт превратился в модель, которая действительно позволяет клиентам испытать себя и использовать свои ресурсы для создания фундаментальных изменений в себе.

Движение вперед

В гештальт-процессе, когда клиент вступает в контакт и начинает ощущать себя в отношениях с другим, его самость становится более видимой для него и для его терапевта. Когда Джим стал больше осознавать, что происходит внутри него, его личность начала проявляться в этот момент. Он начал получать доступ к своему внутреннему миру иначе, чем раньше, и он стал лучше осознавать влияние своего поведения на других.

По мере развития терапии он начал чувствовать и выражать грусть по поводу низкого качества жизни; и когда он почувствовал больше своих чувств, его взаимодействие со мной улучшилось. Вместо того, чтобы говорить со мной, он посмотрел в глаза и рассказал мне о своей грусти и одиночестве, а также о своей неспособности добиться успеха так, как он хотел быть с женщинами и со сверстниками.

Одна из вещей, которые он обнаружил в наших встречах, заключалась в том, что, когда он начал меньше прерывать и больше концентрироваться на том, что я должен был сказать, он стал более тревожным и неуверенным в себе.

Он понял, что много говорить - это попытка ослабить свое беспокойство - он боялся замедлить ход и привлечь людей в более интимной манере. Очевидно, что Джим начал сталкиваться на более глубоком уровне с основными проблемами, которые беспокоили его в его нынешнем существовании.

Оставаясь в настоящем, работая с прошлым

Один из мифов, которые летали в мире терапии в течение многих лет, заключается в том, что Гештальт только о настоящем. Каким-то образом, здесь и сейчас фокус гештальт-подхода создал впечатление, что прошлое никогда не рассматривалось в гештальт-терапии.

Когда я работал с Джимом через наши отношения в данный момент, его прошлое стало складываться историческим путем. Однажды, когда я указал ему, что он никогда не отвечал на то, что я сказал, а скорее говорил мне все, что приходило на ум в ответ на мои слова, некоторые детские воспоминания всплывали. Будучи ребенком, он сказал мне, что его родители всегда говорили ему, что делать, разговаривали с ним, и очень редко слушали его или воспринимали то, что он говорил, и фокусировали разговор. Другими словами, как я указывал на наших сессиях, о том, что происходило в настоящем, прошлое Джима начало проявляться органично.

В другой момент терапии, когда Джим настроился на чувство грусти из-за своего нынешнего отсутствия отношений, он начал говорить о том, насколько трудно было изолировать его семью. У них не было множества друзей в семье, и они не проводили много времени вместе как единое целое. В результате у Джима не было большой практики в построении отношений.

Таким образом, прошлое медленно разматывается и фильтруется в настоящее. Проблемы раннего детства возникают в данный момент и рассматриваются в данный момент, а не вызваны интеллектуально из прошлого..

Когда в гештальт-терапии появляется прошлое, мы часто возвращаем его в настоящее. Например, когда Джим воспитывал свою мать, я часто просил его представить ее в комнате и что-то сказать ей, чтобы он мог ярко ощутить свои чувства из прошлого, в настоящем. В результате он был более способен сталкиваться и изменять влияние прошлого на его поведение сегодня.

Поворот Джима

Джим постепенно стал замечать свою склонность к разговорам со своими мыслями, а не реагировать на то, что говорили другие. Он осознал, что это мешает ему углубить свои отношения. В процессе терапии Джима, он начал не только слушать, но и впервые реагировать на окружающих.

В этот момент он встретил женщину по имени Сара. Интересным моментом для Джима было то, что он встретил ее по пути домой из командировки. Пока он сидел рядом с ней в самолете, у него на плече было то, что он называл “маленькой нормандской птичкой”, которая сказала ему, что ему нужно слушать то, что она должна сказать, вытащить ее и попытаться понять ее перспективу, вместо того, чтобы потчевать ее, как он всегда делал с виньетками из своей жизни.
Он провел время, разговаривая с Сарой, и действительно использовал свои новые навыки. Они попали в то, что он назвал «замечательным разговором». Они так повеселились в самолете, что Сара дала ему свой номер. Он пригласил ее, и она согласилась. Они начали встречаться.

Для Джима было важно совершенно по-новому справиться с процессом знакомства. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы заинтересовать ее в себе и тем самым отогнать ее, он фактически полностью изменил процесс и выслушал; и поскольку он проводил время, узнавая ее, она становилась все более заинтересованной в том, чтобы узнать о нем.

В дополнение к своим перспективным отношениям с Сарой Джим начал лучше работать в своей рабочей среде. Он всегда был полу-успешным в профессиональном плане, но, когда он стал более опытным и способен строить отношения с людьми, его связь с сотрудниками начала процветать. Ранее те, кто докладывал ему на работе, видели в нем только пустозвона и надсмотрщика. Когда он начал меняться, его удовлетворенность сотрудников выросла, и он даже получил повышение по службе, только потому, что его сотрудники стали воспринимать его как более эффективного менеджера и лидера.

Способность Джима жить полной жизнью: цель гештальта

Когда Джим стал более полно участвовать в жизни, активно слушая и реагируя на происходящее вокруг, жизнь, в свою очередь, вознаграждала его. Это одна из самых сильных частей психотерапии, особенно гештальт-терапии. Джим получил больше внимания от женщин, когда они начали чувствовать, что он интересуется ими. Коллеги Джима заметили его новую отзывчивость и относительную легкость в помолвке. Все эти изменения возникли в результате борьбы на встрече.

Конечно, моя работа с Джимом была намного богаче и многограннее, чем это было представлено здесь, но сосредоточение внимания на этом конкретном вопросе иллюстрирует, что происходит в процессе гештальт-терапии и как мир может начать казаться другим для наших клиентов. Он слышал больше. Он был более осведомлен. Он взял на себя больше личной ответственности. Он действительно слышал то, что говорили люди, и это имело большее влияние на него, он мог быть затронут другими. Он получил больше положительных отзывов и поддержки от мира, для своего саморазвития.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: помогать нашим клиентам расширять и реализовывать свой потенциал для более полноценной и более полезной жизни, всегда начиная с момента, где бы они ни находились. Для гештальт-терапевтов укрепление терапевтических отношений путем присутствия на контактах здесь и сейчас на сессии - не просто самоцель; скорее, благодаря вниманию к качеству связи в тот момент, клиент учится присутствовать, как на основе своего внутреннего опыта, так и в отношениях с терапевтом. Само это осознание является катализатором перемен, открывая новые возможности для прошлого и будущего.

Норман Шуб

Запись на консультацию, терапию по тел. 8 920 303 20 48, skype sga1978

“Ты молод, и жизнь длинна – самое время убить сегодняшний день.
И когда проходит десять лет, и кусок жизни уже позади,
Ты понимаешь: никто не сказал тебе, когда бежать,
Ты проворонил выстрел стартового пистолета.
И ты бежишь, и ты бежишь, чтобы поймать солнце,
Но оно заходит…”
Пинк Флойд

“Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило. Есть лишь настоящее” (Ф. Перлз). Этот вопрос поднят в современной психологии сравнительно недавно и считается весьма “актуальным”, хотя существовал на протяжении тысячелетий в индийских религиях и достаточно подробно освещается в христианских схоластических учениях. Его суть: насколько сильно мешают нам жить наши воспоминания и наша привычка планировать будущее. Понимаем ли мы, что наша жизнь – всего лишь сумма маленьких, почти неуловимых слагаемых: “сейчас” + “сейчас” + “сейчас”…

У первобытных племен не существовало понятия времени, как нет его и у детей. Становясь цивилизованным (взрослым), человек стремится отделить себя от окружающего мира, и вот тогда у него возникает потребность “урвать” кусок у будущего, желание обмануть время, спланировать что-либо, так или иначе убежать из настоящего. Желание тщетное. Настоящее всегда с нами.

Мы всегда “здесь и сейчас”. И это настолько очевидно, что мы этого просто не замечаем, и нужно что-то, чтобы заставить нас взглянуть на время беспристрастно. Это, как ньютоново яблоко: до него предметы просто падали вниз, а не стремились к центру земли, не притягивались один к другому. Что бы мы не делали, мы живем в настоящем и ради настоящего, ради актуальных переживаний – хотя бы потому, что переживания всегда актуальны, они могут происходить только здесь и сейчас.

Быть чрезмерно увлеченным своим прошлым (“пилить опилки”) или же пребывать в мечтах о том, что когда-нибудь случится – признак душевного нездоровья. Ибо актуальные переживания по поводу будущего или прошлого – лишь способ заслониться от настоящего. И мучительная ностальгия, и маниловские мечтания – всего лишь самообман, боязнь непредвзято взглянуть на реальность, потеря истинного интереса к жизни. Это так соблазнительно и так легко: я родился не в свое время, не в той стране, этот мир не для меня. А ведь этот мир – самое лучшее место для того, чтобы жить, чтобы быть счастливым. “Там и тогда” – это способ предательства не только настоящего времени, настоящего мира, настоящей жизни, но и настоящего себя. “Неврастеник запродал душу дьяволу в обмен на сияющее воображаемое, он продолжает упорствовать в целесообразности этой сделки. Если человек может понять, как он хоронит истинное “я” именно в данный момент, он может освободиться” (Х. Наранхо).

Главный день – это сегодня. Главный человек – это тот, кто сейчас перед нами.

Тот же Перлз говаривал, что мышление – это репетиция будущего. “Вот пойду в школу, и наступит настоящая жизнь”. “Вот закончу эту мерзкую школу…”. “Вот закончу этот институт…”. “Вот выращу детей…” Жизнь воспринимается, как черновик, проходит в ожидании лучших времен, в “предбаннике”. Но жизнь живется набело. Плохо или хорошо, но набело. Одно из хрестоматийных проявлений такого отношения к себе и к миру – Петя Трофимов из “Вишневого сада”, вечный студент.

Думать о прошлом или о будущем – нормально. Вспоминать и планировать – полезно. Вопрос – зачем и как? Вопрос – что меня пугает в настоящем, чего я хочу? Почему я не говорю с близким человеком о важном, а лишь о том, что кажется важным? Помните в “Том самом Мюнхгаузене”, когда он спрашивает у своей невесты Марты, о чем она думает? “Я люблю тебя!” — “Не то!” – “Я буду тебя ждать!” – “Не то!” – “Они положили сырой порох!” – “Вот!” У этого явления есть термин – “эбаутизм”, от английского about – “о”, “про” что-либо. Это означает говорить о чем-либо, пусть даже важном, но не о том, что волнует здесь и сейчас. От бесконечного повторения слова “халва” слаще не станет.

Кажется, что ощутить себя здесь и теперь легче легкого. Почему же мы это не делаем? Почему предпочитаем злоупотреблять пребыванием в зоне фантазий? Почему забываем о пережитом в детстве опыте наслаждения настоящим, жизнью, как она есть?
Разлад с действительностью начинается с игнорирования трех вопросов:
Что я сейчас чувствую?
Что я сейчас хочу?
Что я сейчас для этого делаю?

Хорошо, когда ответы на эти вопросы согласованы между собой. Чаще же бывает так, что люди едят, когда встревожены, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены и занимаются сексом, когда злы. И результатом бывает хроническое неудовлетворение “по большому счету”. Все это происходит из-за потери чувствительности и неспособности правильно позаботиться о себе. Кроме того, такая легкая на первый взгляд практика как пребывание в настоящем на деле оказывается весьма сложной и пугающей. Видеть очевидное порой невыносимо. Может случиться так, что придется обнаружить внутри себя “запрещенную” симпатию или антипатию, невыносимую леность или тревогу. И поэтому нас тянет в “там-и-тогда”: по крайней мере с этим не столкнешься лицом к лицу.

И тогда воспоминания и мечты служат привычной защитой от актуальных переживаний. Причем мы можем крайне остро “переживать” свое прошлое и требовать к нему уважительного отношения. Чаще всего это обиды на родителей, учителей, тяжелые детские болезни и т.п. “Одного пациента спросили, как он представляет себе свою жизнь, если бы был совершенно здоров, но потерял память. Сначала ему понравилась идея забыть все свои неприятности, но потом он впал в уныние, потому что угодил в собственные силки. Ему стало ясно. Что именно он – тот единственный человек. Для которого его прошлое остается живым. И это действительно так.” (И. Польстер)

За постоянное пребывание не здесь, а там, будучи на самом деле здесь, мы расплачиваемся потерей интереса к жизни.
Что же делать, чтобы чувствовать себя по-настоящему живым и быть причастным к своему актуальному опыту?

Можно начать с элементарных упражнений на осознавание текущего момента. (Важно отличать осознавание от осознания. Осознание – это интеллектуальное понимание какого-то явления. Нас интересует осознавание как понимание того, что именно ты делаешь в тот момент, когда ты это делаешь.) Причем лучше начинать с осознавания так называемой внешней зоны восприятия. Сюда относятся зрительные образы, звуки. Запахи, ощущения холода или тепла, поступающие из вне. Для этого упражнения очень удобна автобусная остановка или автомобильная пробка, или очередь. Можно по-детски разглядывать людей, их лица, прислушиваться к звучанию их голосов, визуально определять размер ближайшей лужи и степень отражаемости неба в ней…

Следующим шагом будет осознавание внутренней зоны. Это все ощущения, идущие изнутри организма: боль, жжение, зуд, расслабленность или напряжение мышц… Попробуйте почувствовать все свое тело по очереди от макушки до подошвы, ничего не пропуская – вы сможете найти участки пониженной или повышенной чувствительности. Возможно, что вы поймете, из-за чего вы сегодня суетитесь – из-за того, что ремень на брюках слишком слаб или слишком туг.

Выполнение данных упражнений обязательно будут сопровождать отвлечения из средней зоны - зоны фантазий. Это наши мысли (иногда навязчивые), эмоции, мечты и репетиции встреч, внутреннее доказывание кому-то чего-то. пение популярной песни или придумывание фасона пальто. Как правило, длительное пребывание в данной зоне, если оно не намеренное, малосодержательно и банально. А ведь в это время вокруг и внутри вас идет жизнь, она показывает не воспроизводимые дважды фильмы. В Евангелии говорится – не заботься о завтрашнем дне.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...