Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Психологические комплексы, психология, самооздоровление организма, определитель болезней. Достоинства и недостатки трансперсональной психологии (Гроф, Ассаджиоли)

Недостатки человека – это качества душевной и физической организации, считающиеся нежелательными, могут отображать личностные, поведенческие и физические проявления человека, включают его поступки и вкус. Т.е. касаются абсолютно любой сферы человеческого проявления, но не удовлетворяющие либо непосредственно человека, либо кого-то, кто оценивает личность. Достоинства и недостатки человека имеют субъективный радикал, как основной для определения. Невозможность однозначного и статичного разделения качеств на хорошие и плохие вносит путаницу в разграничение и классификацию человеческих проявлений как недостатков или же достоинств. Так же при различных ситуациях, вносящих разный смысловой контекст, одинаковые действия имеют разную трактовку, как проявление недостатка или же достоинства (например, быстрое реагирование, без учета малейших деталей, в семейной жизни – недостаток, тогда как в ситуации военной опасности данное качество играет первоочередную роль и считается достоинством).

Упоминание недостатка подразумевает контекст малого количества или отсутствия чего-либо, хотя в отношении характера подобное также справедливо (недостаток терпения или честности).

Что такое недостатки?

Под недостатками личности подразумеваются пороки и слабости, принимающие форму пагубных привычек или бесхребетности характера, сюда же стоит отнести проявление негативных и качеств из разряда и . Достоинства и недостатки человека являются полярными проявлениями, одно помогает двигаться вперед, достигать успеха, вызывает уважение, второе разрушает судьбу человека, перестраивает его личность, тем, что делает слабым, препятствует успеху, толкает на недостойные или даже незаконные действия и является основной причиной неуважительного отношения и избегания общения со стороны общества.

Недостатки обычно представляются как характерная особенность, являющаяся характеристикой человека довольно постоянное и длительное время. Все, что случается ситуативно и не системно может называться недостойным поведением, и акцентировать особое внимание на подобных единичных проявлениях не стоит столь сильно, как при постоянном варианте.

Бытует мнение, что в любимом человеке нравятся даже недостатки, но, к сожалению, любовь не столь мощна, чтобы противостоять серьезным личностным изменениям, влияющим на жизнь окружающих. Одно дело, когда это чувство позволяет принять некую неаккуратность, но смириться с неконтролируемыми вспышками на фоне алкозависимости с последующими побоями вряд ли поможет. Соответственно ждать, что мир будет продолжать крутиться вокруг и принимать все, как есть, не имеет ни смысла, ни надежды, недостатки нужно исправлять, заменяя их достойным поведением и проявлением, учась новым жизненным стратегиям, иначе потворство своим слабостям приведет к полнейшей личностной деградации и разрушению жизни.

Из похожей концепции принятия некоторые проповедники смирения пытаются сами и советуют другим не избавляться от недостатков, а принимать их. И идея сама по себе очень замечательная, она про принятие и ценность своей самости, но невозможно проявлять любовь к себе, оставляя активным разрушительное поведение. Любой вид зависимости – это латентный , любая обида занимает место и душевную энергию, где могла бы находиться любовь, время, потраченное на ссоры не вернуть, чтобы заняться созиданием. Для любого проявления необходимы ресурсы времени и энергии, а значит, расходуя их на недостойные вещи, вы тем сами лишаете какую-то эффективную свою часть возможности для реализации. Честное признание недостатка и поиск выгодной и полезной тенденции, на которую его можно заменить – более верный путь. Именно заменить, а не просто искоренить, поскольку пустое место потребует заполнения и лучше заранее выбрать, чего вы хотите достичь или что в себе развить, пока на место одного недостатка не влез другой.

Какие бывают недостатки у человека?

Как и вся человеческая природа имеет физическую и психическую сторону проявления, так же и недостатки разделяются относительно данных сфер. К психическим недостаткам относят любые подтвержденные медико-психологической комиссией отклонения от нормы психики (включает интеллектуально-мнестические и речевые нарушения, отклонения в эмоциональной и мыслительной сфере, задержки развития). К физическим недостаткам относят любые отклонения от нормальных критериев физического развития, ограничивающие физическую, психическую и социальную деятельность и имеющие подтверждение специально созданной врачебной комиссии.

Данные два типа недостатка имеют нормативные критерии и являются объективно признанными, но когда заходит речь о недостатках человека, большинство людей не вспомнит о психических и физических, относя их, скорее к сфере клинических заболеваний, при этом определяя, как недостатки некоторые личностные проявления. Именно характерологические особенности и модели взаимодействия считаются теми недостатками, с которыми необходимо бороться и которые человек в некоторой степени способен преодолеть самостоятельно.

К критике собственного поведения чаще всего относят бесхребетность и неспособность отказывать. Что мешает жить своей жизнью, а в некоторых случаях способствует специальному подставлению под удар своих потребностей, при этом довольно удобна окружающим. Причины кроются в и желании всем нравиться, а избавление влечет определенную перестройку жизни. Придется понять, что не всем своим знакомым вы приятны, многие просто используют вашу безотказность; придется принять собственную агрессию и силу, и научиться с ними обращаться, а не заталкивать в самый темный угол, как раньше. Неспособность отстаивать свои интересы и отказывать людям говорит о проблемах с внутриличностными границами и умением их отстаивать – посмотрите, не находитесь ли в созависимых отношениях и сколько своей собственной жизни у вас осталось.

Следующая черта, не добавляющая плюсов в вашем взаимодействии с социумом это высокомерие, причем замечено, что к незнакомцам в реальной жизни его проявляют крайне редко, зато относительно близкого круга людей или же на просторах сети все чаще возникают высказывания с надменным видом и в унижающей форме для других. Толкает на это иллюзорное ощущение безопасности (от любимого-то получить нелестный ответ тяжелее, чем от постороннего) и проблемы с . Мир полон людей, лучших и худших чем вы, но ни первое, ни второе проявление не являются вашей заботой, все вольны поступать как им угодно. Призывать к смирению можно бесконечно, но задумайтесь, почему вам так важно оставаться на мнимой вершине, критиковать и стремиться установить свои правила, неужели больше нечем заняться в собственной жизни, кроме как повышать свою значимость подобными способами?

Где-то рядом может выскочить потребность контролировать, и хорошо, если это окажется окружающее пространство, и вы пилите домочадцев за неверную последовательность расстановку баночек на кухне, а если это начинает касаться жизни, поступков и выборов других, то будьте готовы к тому, что окружающие скоро взвоют и сбегут. Опять разговор про нарушение границ и вторжение в чужую жизнь. Брать ответственность только за себя и давать советы только когда попросят – примерно к такому положению дел нужно стремиться.

Многие приписывают к недостаткам безосновательную , граничащую с и не дающую жить спокойно ни одному из партнеров. Это не считается проявлением страстности или страха потерять, на уровне ощущений подобное воспринимается как недоверие или даже оскорбление тем, что подобные мысли допускаются. Вскоре избыточная ревность тянет за собой еще один недостаток, который может существовать и отдельно – . Не учитывая лжи во благо, что тоже является сомнительным мероприятием, репутация вруна ни кому не шла на пользу, а разрушила довольно много отношений.

Негативных черт множество, были рассмотрены лишь те, жалобы на которые более распространены, но в любом случае при определении недостатков следует ориентироваться на собственную систему ценностей и ощущений (в среде киллеров – убивать это ремесло, оттачиваемое годами и уважаемое, но вряд ли это станет большим достоинством для воспитательницы в детской группе).

Недостатки любимого человека

Начиная с кем-то отношения, обычно мы впадаем в , что человек идеален, но со временем и старания по предъявлению только своих положительных качеств уменьшаются и открывается реальная картина и завеса из разбушевавшихся гормонов падает и оказывается, что рядом не такой уж принц. Тем, кому повезло, в любимом человеке нравятся даже недостатки и они могут найти совпадения в этих моментах, но тогда нельзя считать данные качества прям уж недостатками в системе мироощущения партнера, скорее это про навязанный социальный образ. А вот когда вас начинают бесить какие-то проявления партнера, и вы пытаетесь их искоренить, значит, вы столкнулись с тем, что является недостатком в вашей жизненной модели.

Стоит отметить, что рихтовка поведенческих и эмоциональных проявлений другого начинается с обеих сторон, сознательно или нет, поскольку различия в характерах без соответствующих изменений приведут к невозможности мирного существования на одной территории. Что считать недостатками каждый решает (или скорее чувствует) самостоятельно, но основании привычного отношения и семейных сценариев в родительских семьях. Но есть качества и звоночки, требующие проанализировать возможные последствия.

Сюда входят постоянные опоздания, без учета ценности вашего мнения, времени и планов. Грубость, проявляющаяся к окружающим, родственникам, лично вам. Возможно это словесная форма насилия, крик или применение силы – неумение человека сдерживать собственную импульсивность и агрессию является критичным недостатком для выстраивания отношений. Чрезмерная ревность может радовать самооценку в начале, перейдя потом в проявление собственничества и ограничения вашей свободы.

Любой недостаток, прежде чем раскрыться полностью и нанести необратимый урон вашей жизни или психике, проявляется в незначительных моментах, не бывает, чтобы ничто не указывало на возможность проявления или ухудшения ситуации. Так что, дабы не участвовать в реабилитационных мероприятиях, задумайтесь в начале и будьте внимательны к деталям.


Консультирование в процессе оказания психологической помощи подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента, с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилактики, а также информирование индивида о его индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования, методах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения способам восстановления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях.

Диагностические процесс в структуре психологического консультирования включает клиническое интервьюирование (см.главу 1) и использование батареи экспериментально-психологических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности. Существенным при

Консультировании в практическом отношении является процесс информирования человека об объективных параметрах его психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.

^ Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией.

Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач получают в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при информировании. Можно фиксировать внимание на: а) явных отклонениях функционирования организма и психики; б) всех имеющихся отклонениях; в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить; г) всем спектре проявлений - и нормальных и аномальных; д) нормативных признаках и проявлениях. Известны три подхода при фокусировке внимания и информировании человека: оптимистическая, пессимистическая и нейтральная. Одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная. Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане воды: 1) стакан наполовину полон, 2) наполовину пуст или 3) жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объектов фокусировки внимания человека в процессе оказания психологической помощи. Это могут быть отдельные функции или деятельность всего организма наличности («У Вас качественно нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерархия ценностей» или «У Вас отмечаются существенные отклонения в поведении, вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).

В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюирования и диагностики клинических феноменов. Возможны оиеночный или описательный подходы . В первом случае информирование включает оценочные категории (адекватный-неадекватный, нормальный-патологический, здоровый-больной, дефектный и т.д.). Во втором психолог или врач при информировании стараются избегать оценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.

Существенным в процессе информирования является также используемая клиницистом (психологом или врачом) терминология . Он может применять специфическую научную терминологию и даже жаргон («разноплановость мышления», «использование каузальной атрибуции» и пр.), непонятные обследованному, или, учитывая языковые и иные параметры клиента, делать заключение на обыденном языке.

^ Обучение навыкам саморегуляции в процессе психологического консультирования осуществляется различными способами с ориентацией на приоритетность предоставления клиенту или пациенту максимально возможной информации о способах и методах психологической защиты и компенсации, сано- и патогенетических паттернах мышления и прогнозирования, закономерностях развития, этапах и исходах межличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультирования обучается навыкам рефлексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивным формам реагирования исключительно с помощью информирования, поскольку тренинговый способ входит в структуру иного вида психологической помощи - психокоррекции.

В первую очередь, клиент или пациент приобретают знания способов психологической защиты. Сутью их является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М.Ярош).

Рационализация - стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например, окружающих людей в возникновении болезни или психологической проблемы. Больной при этом старается найти максимально убедительные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта развития у него болезни.

Проекция - приписывание другим своих неблагоприятных черт характера. Такой механизм личностной защиты наиболее часто отмечается у пациентов с погра-

Ничной психической патологией (при личностных расстройствах и неврозах). Больной осознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.

Вытеснение - проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного ее непризнания. Наиболее ярко вытеснение проявляется при истерических расстройствах - пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.

Идентификаиия - достижение внутреннего психического успокоения путем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми - желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).

Компенсаиия основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например, усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).

Гиперкомпенсаиия - стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физически слабый с помощью интенсивных тренировок старается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливый человек прикрывается напускной развязностью и грубостью, лживый человек стремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительной честности).

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-то тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутрипсихического напряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие, или сверхценные, идеи - убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивацион-ным стимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не принимаются в расчет.

По мнению П. Лейстер, основные защитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чем важно информировать клиента в процессе психологического консультирования для формирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическим проблемам, связанным с жизненными сложностями или внугриличностным конфликтам (таблица 22).

Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты способно сформировать новый взгляд на собственную психику, закономерности и особенности психического реагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответствующего анализа. Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах психологической защиты сам человек сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему. При консультировании не происходит навязывание клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многовариантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и психотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансформации остается за индивидом.

Психологическое консультирование используется при любых психологических проблемам человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокоррекции и психотерапии. Специфической мишенью консультирования являются психологические феномены, обусловленные кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные нарушения. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов, экзистенциальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается необоснованным и малоэффективным. Единственной возможностью оказать действенную психологическую помощь человеку в период экзистенциального кризиса, не сопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, является использование психологического консультирования - совместный (клиента и психо-

479-


^ Таблица 22 Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Преимущества

Недостатки

Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

Идентификация

Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроециро-ванных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я.

Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

^ Образование реакций

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

Преимущества

Недостатки

Бегство

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Оглушение

Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь

Экранированность

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие - удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

^ Толкование бессилием

«Я ничего не могу сделать - таковы обстоятельства» - таким образом человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций

^ Разыгрывание ролей

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской

^ Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, то становится больным телесно и психически

лога) поиск истины, рассмотрение философских вопросов бытия, жизни и смерти с различных позиций и точек зрения, а также эмоциональная поддержка человека. При этом следует учитывать, что выбор способа действия в таких условиях остается за индивидом.

Классическим примером столкновения различных видов психологического воздействия являются суицидальные намерения индивида, обусловленные межличностным или внутриличностным конфликтами. После исключения психопатологических (неосознанных или болезненных) мотивов стремления человека к совершению суицида клинический психолог, как правило, может выбрать три известных пути психологического воздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и «психотерапевтический путь». Его выбор будет основываться, в первую очередь, на теоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального поведения, тогда как индивидуально-психологические особенности потенциального суицидента могут вообще не рассматриваться. В силу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психолог может выбрать либо консультирование с использованием совместного обсуждения экзистенциальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения на самого клиента; либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматься тренингом, направленным на поддержание нацеленности насохранение жизни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть; либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли и намерения как патологию, требующую купирования, к примеру, суггестией.

Мишенью для психологического консультирования являются также межличностные конфликты: развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидом сквозь призму мировоззренческих и нравственных проблем. Внешние психо-травмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают к жизни принципиальные вопросы бытия - справедливости, верности, доверия и др. Следовательно, и в этих случаях наиболее адекватным следует признать применение психологического консультирования и отдать ему предпочтение по сравнению с другими методами психологического воздействия. Сходный процесс происходит и при появлении у человека соматического заболевания. Он также требует не коррекции или терапии, но, в первую очередь, консультирования.

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются рациональная

психотерапия (P.Dubois), логотерапия (V. Frankl), психология самореализации (А.Maslow), позитивная психотерапия (N.Peseschldan), когнитивная терапия (А.Веск), рационалъно-эмотивная психотерапия (A.Ellis) и психотерапия «здравым смыслом» . Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится т.н. патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева . Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

Осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций

Осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов

Осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами

Осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций

Осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений

Научения понимания и вербализации своих чувств.

Обучения саморегуляции

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором - осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем - решение конфликта и на четвертом - реконструкция системы отношений личности.

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития психологических проблем и невротических симптомов ус-

Матривается в нравственных исканиях человека, конфликте совести и, в целом, в «экзистенциальном кризисе». Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». V.Frankl считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логических обоснований уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности трансцен-денции - сущности существования. Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:

1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.

2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).

3. Аутентичность - способность познать истинные собственные потребности и возможности.

4. Способность принимать себя.

5. Потребность в любви.

A.Maslow признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности). К ценностям бытия относятся такие, как: 1) целостность - единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность; 2) совершенство - необходимость, естественность, уместность; 3) завершенность - конечность; 4) справедливость - законность, долженствование; 5) жизненность - спонтанность, саморегуляция; 6) полнота - дифференцированность, сложность; 7) простота - искренность, сущностность; 8) красота - правильность; 9) праведность - правота, желанность; 10) уникальность - неповторимость, индивидуальность, не-сравненность; П) непринужденность - легкость, отсутствие на-

Пряженности изящество; 12) игра - веселье, радость, удовольствие; 13) истинность - честность, реальность; 14) самодостаточность - автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

Изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях

Познания традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов

Расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней

Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. К примеру, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него аллопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голоса. Транскультуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность - как способность телом сказать «нет», анорексия - как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).

Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется формированию личностной и характерологической гармоничности с помощью предоставления информации о традиционных транскульту-ральных способах переработки конфликтов и формирования ценностей (см. главу 4).

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные

Расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» - предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестоко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

Сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая)

Катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий)

Произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозаключений)

Персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений)

Дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей)

Выборочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста).

Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается раиионально-эмотивная терапия , нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т.н. «иррациональных установок и мыслей». A.Ellis описал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («люди должны быть честными», «супруг должен быть верным»); катастрофические установки («все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («я должен быть счастилив»); оценочная установка. Основным способом терапии является сократовский диалог - когнитивный диспут с использованием законов логики.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод раииональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения появления невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основанного на определенности, последовательности и доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности. Ой противопоставляется одновариант-ному (ригидному), являющемуся частью Патологического мыслительного паттерна при т.н. каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антици-пационная состоятельность» (В. Д.Менделевич) - способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, используя прошлый жизненный опыт. Считается, что гармоничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае использования таких принципов, как: а) отказа от претензий («мне никто ничего не должен»); б) отказа от однозначности (при истолкований происходящих событий - «это может значить все, что угодно»); в) отказа от фатальности (при

Истолковании будущих событий - «все возможно»); г) выработки стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости».

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о психокоррекции. Слово «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекцией называется целенаправленное исправление недостатков в психологии или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции поддаются, как правило, недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и потом практически не изменяются.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача психологического развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Отличие психокоррекции от психотерапии заключается в том, что психотерапия имеет дело с болезнями психики человека и занимается их лечением. Многие аномалии в психике и поведении людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. В ряде случаев – тех, которые относятся к пограничному состоянию между нормой и патологией, - психокоррекцию и психотерапию трудно различить как по применяемым методам, так и по результатам такого воздействия. Людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют пациентами, а тех, кто нуждается только в психокоррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, и который не способен самостоятельно их разрешить.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих основных видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Убеждение – это способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на сознание и волевое исправление человеком недостатков в своей психологии и поведении. Убеждение помогает человеку понять причины возникших у него затруднений, подкрепляет желание избавится от недостатков.

Убеждение, в свою очередь, может иметь ряд разновидностей. Первый - помочь человеку осознать собственные недостатки с расчетом на то, что он сам найдет в себе силы избавиться от них. На это, в частности, рассчитана логотерапия, частично- психоанализ. Второй вид убеждения, кроме такой помощи, пред­полагает указание способов, с помощью которых он мог бы изба­виться от недостатков. Такова, например, помощь во время пси­хологического консультирования. Третий вид убеждающего пси­хокоррекционного воздействия заключается в том, что с самого начала психолог помогает своему клиенту. При этомсам клиент добровольно и осознанно участвует в процессе вместе с психоло­гом. Так происходит, например, в клиентоориентированной пси­хотерапии К. Роджерса.

Внушение - это процедура психологического воздействия на клиента, которая не предполагает с его стороны осознания всего того, что происходит. Клиент может смутно понимать, что на не­го оказывается психологическое воздействие, но до конца не осознавать, что на самом деле происходит. К внушению обраща­ются, например, тогда, когда клиент хочет измениться, а сам не­осознанно этому сопротивляется.

При внушении человек может быть в сознании, в полусозна­нии и в бессознательном состоянии. При бессознательном внушении используют, например, технику гипноза или отвлекают вни­мание клиента.

Методика подражания состоит в том, что психолог ничего не объясняет и не внушает клиенту, а просто демонстрирует ему нужные образцы поведения, предлагая их повторить. Такое не­редко происходит при использовании групповых методов психо­коррекции, когда участники решают проблемы поведенческого и межличностного, характера. Ведущий группы в этом случае по­казывает, как надо себя вести в тех или иных ситуациях.

Наконец, подкрепление - это процедура, выработанная в бихевиористски ориентированной психотерапии, которая строится на основе теории социального научения . В данном случае для достижения необходимого психокоррекционного результата при­меняются разнообразные стимулы, поощрения и наказания, с помощью которых подкрепляются нужные и разрушаются не­нужные поведенческие реакции.

Психокоррекция на практике может применяться в двух фор­мах: индивидуальной или групповой. В первом случае психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает сразу с группой клиентов, ко­торые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не толь­ко с ним, но и друг с другом.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.

Применение индивидуальной психокоррекции. Индивидуаль­ная психокоррекция используется, когда проблемы клиента ин­дивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-ли­бо причинам его работа в группе невозможна; когда применяют­ся достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем.

Индивидуальная психокоррекция необходима, когда у клиен­та психолог находит повышенную тревожность , сильную заторможенность , неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла и цели жизни.

Иногда бывает так, что по характеру проблемы клиенту тре­буется групповая психокоррекция, но он категорически отказы­вается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на пу­ти его реабилитации можно использовать индивидуальную рабо­ту и постепенно, по мере его готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями к групповой психокоррекционной ра­боте могут стать сильно выраженная возбудимость и эмоцио­нальная неуравновешенность клиента, его трудный характер, болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или мораль­ного развития и другие. При сильно действующих групповых психокоррекционных процедурах у таких людей может на­ступить эмоциональный стресс или срыв. В силу второй из на­званных причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать остальным участникам группы. По следующей причине у него может резко ухудшиться состояние здоровья. На­конец, он может или не понимать, что от него требуется, или ве­сти себя в группе недостаточно культурно, шокируя остальных своим поведением, выводя их из равновесия.

Иногда клиент хочет - и это ему действительно необходи­мо - работать в группе, но фактически внутренне сопротивляет­ся этому. Тогда психолог должен постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Есть такие клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу.

Для того чтобы правильно пользоваться психокоррекцией на практике, необходимо знать следующее. Индивидуальная психо­коррекция реально помогает только тем, у кого есть действитель­ные психологические или поведенческие проблемы. Наличие та­ких проблем может установить только профессиональный психо­лог или осознавать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда, напро­тив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она сущест­вует.

Для оказания профессиональной психологической помощи не­обходимо знать причины психологических недостатков, а также то, что происходит в психике и поведении человека, особенно в процессе коррекции. Этот процесс необходимо контролировать и уметь предвидеть его результаты. Для этого нужны разнооб­разные и глубокие психологические знания, которые, как прави­ло, можно получить только в специальных высших учебных заве­дениях на факультетах психологии. Если за работу по оказанию индивидуальной психокоррекционной помощи берется некомпе­тентный человек, он способен нанести клиенту весьма сущест­венный вред.

Психокоррекция мало что может дать тем людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьез­ными заболеваниями органического характера. Она может, ко­нечно, и на них оказать временное положительное воздействие, облегчающее общее физическое и психологическое состояние, но из-за того, что психокоррекция сама по себе не в состоянии устранить органический дефект, после нее возможны психологические и поведенческие рецидивы, т. е. восстановление соответст­вующих отклонений. В данном случае рекомендуется параллель­но с психокоррекцией заниматься серьезным лечением соответст­вующей органической болезни под наблюдением врача.

Еще одно обстоятельство, которое надо иметь в виду, приме­няя индивидуальную психокоррекцию, следующее. Полученный эффект психокоррекционного воздействия необходимо закреп­лять практически. Если клиент вместе с психологом справился со своей проблемой, то это еще не означает, что он сможет само­стоятельно полностью избавиться от нее без постоянной помощи психолога. Под наблюдением психолога ему необходимо нахо­диться достаточно длительный период времени даже после того, как появились положительные результаты психокоррекционного воздействия: их надо закрепить, чтобы предупредить возможные рецидивы.

Виды индивидуальной психокоррекции. Рассмотрим психоло­гические особенности различных видов индивидуальной психо­коррекции: убеждения, внушения, психоанализа и логотерапии.

Убеждение в основном применимо к людям, обладающим вы­соким уровнем интеллектуального развития и способным - если их удастся убедить - самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с доста­точно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.

Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало.

Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.

В случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией...

Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

В этой статье мы приведем несколько советов о том, как правильно распорядится своим потенциалом, как превратить недостатки в Ваши достоинства, да и просто, как воспользоваться всем тем, что мы имеем.

Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. В одну колонку выпишите все Ваши достоинства, а в другую все недостатки, пробелы. Попросите кого-нибудь из Ваших близких друзей, которые, наверняка, будут с вами откровенны, трезво оценить информацию на листе и...

Болгарские ученые-психологи после длительного изучения причин распадов семей выработали для женщин, желающих иметь хорошую семью, следующие правила:

1. Не думайте, что профессия, карьера и социальный престиж заменят вам семью и детей. Как это ни трудно, но надо научиться сочетать их. И не забывать, что женщина должна уделять необходимое внимание своей внешности, одежде и всем остальным видимым и невидимым атрибутам женственности.

2. Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не...

О гипнозе можно говорить долго... Здесь, мы затронем частный вопрос взаимоотношений гипноза и психоанализа.

Надо сказать, что психоанализ вышел, "вылупился" из гипноза. На Фрейда, во времена его Парижской стажировки, произвели большое впечатление гипнотические опыты Шарко, когда тот под гипнозом вызывал (и снимал) психические симптомы у своих пациентов.

Фрейд также присутствовал на экспериментах другого француза Бернгейма, речь шла о так называемом постгипнотическом внушении. Все эти...

Первые уроки того, как быть идеальной хозяйкой, мамой и женой, мы получали от своих мам, которые, в свою очередь, учились этому искусству у бабушек. Нередко в своей борьбе за кубок с надписью «Лучшая жена в мире» мы забываем о том, что и на солнце есть пятна, но солнце от этого не светит менее ярко.

И существует целый ряд недостатков, которые делают женщин в глазах мужчин более привлекательными. И просто необходимо расслабиться и научиться позволять себе эти маленькие очаровательные «огрехи...

Привычка находить положительные стороны в родных, подкрепленная верностью и уважением, сможет принести в вашу семью мир и счастье.

Все знают, что счастливая семейная жизнь складывается из нескольких факторов. Одним из таких является умение не обращать внимания на недостатки своих близких.

Но кто может похвастаться такой способностью? В любой семье есть проблемы, и нам очень сложно не замечать негатив, когда он происходит у нас на глазах. Это очень сложная задача для любого человека...

Если тебе кажется, что жизнь твоя развивается единственно правильным путем, что она достаточно интересна или же полезна таковой каковой является, что в ней совершенно нечего менять, что ты – человек широких взглядов, сделай сегодня так.

Обрати внимание на человека, совсем на тебя не похожего, с которым как тебе кажется у тебя нет ничего общего.

Представь, каков его распорядок дня; его обязанности от которых он не может отступиться; его социальные ограничения – будь то низкий уровень...

  • Плюсы профессии психолога
  • Минусы профессии психолога

Профессия психолога в современном мире актуальна, престижна и популярна как никогда. Во многих учебных учреждениях, промышленных предприятиях, службах спасения и помощи людям есть специалисты, помогающие мятущимся душам найти выход из проблемных ситуаций. Практически в каждом университете выпускают психологов - спрос порождает предложение.

Что такое психология? С древнегреческого это слово переводится как «наука о душе», ведь психологические проблемы долгое время считались душевными ранами. Да и сейчас в нашем словаре есть такое слово как «душевнобольной», хотя все мы уже знаем, что проблемы таких людей заложены в мозге. Психология изучает мыслительные и эмоциональные процессы, структуру личности, способы связи человека со внешним миром, тонкости общения и отношений, специфику самовосприятия. Психология разделяется на теоретическую и практическую. Первая занимается исследованием нормальных и аномальных состояний психики, вторая - коррекцией проблем.

Получить профессию психолога сегодня несложно. Можно отучиться в университете, если решение помогать людям пришло в юном возрасте. Если это зрелое решение, то можно оставить в качестве базы уже имеющееся высшее образование и пойти на курсы, которых сегодня предлагается огромное количество. Главное - не попасться на удочку мошенника: хорошенько разузнать об учреждении и преподавателях, получить отзывы, поинтересоваться, какие именно знания дают на данных курсах.

Отучиться на психолога и стать им - это не совсем одно и то же. Начнем с того, что не все досконально знают, чем отличаются психологи от психотерапевтов и психиатров.

Психотерапевт и психиатр - это медицинские специальности, которые востребованы в больницах и различных медицинских центрах. Они предполагают наличие медицинского образования, поскольку врачи этой специальности должны знать анатомию человека, назначать препараты, уметь проводить диагностику с помощью различной аппаратуры.

Психология - это гуманитарное направление, которое не требует медицинского образования. Она раскрывает механизмы психических процессов и дает понимание причин их нарушения. Помощь пациентам производится посредством разъяснительных бесед, тренингов, практик.

Куда идти с дипломом психолога? Конечно, каждый мечтает открыть собственный кабинет, чтобы зарабатывать хорошие деньги на консультациях. Но дело в том, что частный психолог - это в первую очередь имя и репутация, новичок не сможет получать прибыть, сняв кабинет и развесив объявления на столбах. Поэтому сначала нужно поработать в государственной структуре. Это:

  • детские сады, школы, училища, вузы;
  • центры реабилитации (подростков, жертв домашнего насилия, заключенных, людей с зависимостями и т.д.);
  • службах спасения (МЧС, служба скорой помощи);
  • военные подразделения;
  • спортивные учреждения.

После получения определенной практики можно замахнуться на должность психолога на частном предприятии - заводе, проектном бюро, IT-компании. Здесь психологи участвуют в подборе персонала, организовывают тренинги, занимаются развитием корпоративной этики, ну и, конечно, проводят личные беседы. Они отвечают за положительный, эффективный и созидательный настрой команды.

Частная практика покоряется тем, кто давно работает в сфере оказания психологической помощи, хорошо себя зарекомендовал и уже имеет небольшой круг частных клиентов. Нередко психологи совмещают работу в госструктуре и частную практику.

Плюсы профессии психолога

1. Помочь людям

Приятно знать, что ты сделал что-то важное. Психологи спасают людей от самоубийств, помогают решить проблемы в семье, дают советы в разрешении конфликтов. Каждая спасенная жизнь, сохраненная семья или человек, не ставший на скользкую дорожку - на счету психолога. И когда ты знаешь, что приносишь людям пользу, то понимаешь, что жизнь прожита не зря.

2. Помочь себе

Многие идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе, понять собственные проблемы. По статистике, четверть психологов сами имеют психологические проблемы. Хорошо это или плохо? Практикующими психологами часто становятся люди, склонные к депрессиям, и в данном случае это даже хорошо. Во-первых, они могут понять пациента как никто другой, потому что сами сталкивались с его бедами. Кроме того, помощь другим считается лучшим лекарством от депрессий. Люди, осознающие свою важность и необходимость, реже страдают от упаднических состояний.

3. Познать человеческую глубину

Мы проникли в земные глубины, нырнули в океан, взлетели в космос, расщепили атом… Но до сих пор не знаем досконально самих себя. Человек - вот самая неизученная область науки. Но даже те знания, которые у нас есть, поражают. Изучив даже самые азы, мы понимаем, насколько интересно и незабываемо это - проникать в глубинные слои человеческих душ, понимать их. И при этом перед специалистом всегда будет поле для новых открытий.

Минусы профессии психолога

1. Эмоциональное выгорание

За время практики психологам приходится сталкиваться с самыми страшными кошмарами человеческой психики. Они всегда будут видеть чужое горе, в их глаза будут заглядывать, ища сочувствия и решения проблем.

Если психолог работает в школе, то через него будут проходить дети, которых бьют родители, подростки-наркоманы и воришки, юные хулиганы - в общем, самые проблемные ученики. Если он работает в центре психологической или физической реабилитации, он каждый день будет видеть десятки искалеченных тел и жизней. Продолжать список можно еще долго, но смысл один - психологу придется увидеть самую больную сторону человеческой сущности. Сможет ли он это выдержать? Это нужно осознать и решить заранее.

2. Жилетка для друга

«О, ты психолог! Посоветуй, что делать, у меня тут такая ситуация…» Каждый знакомый и полузнакомый человек, услышав, что вы учитесь на психолога или работаете им, попросит помощи или совета. Многим приходится вежливо отказывать и советовать записаться на консультацию. Естественно, не всем это нравится - только понимающие люди способны согласиться с тем, что психологу хотя бы иногда хочется отдохнуть от груза чужих проблем. Но найдется немало таких, кто обидится и будет считать вас злым и черствым человеком. Тут уж ничего не поделаешь.


3. Без права на ошибку

Психолог - это не просто работа. Это жизненная роль. Психолог, как и политик, судья или преподаватель, должен сверкать кристально чистой биографией. Он обязан блюсти себя, ведь для людей он что-то вроде мирского священника - они открывают ему свою душу, впускают в самые потаенные уголки своей жизни. Сможет ли работать по специальности семейный психолог, у которого три развода за плечами? Доверится ли пациент психологу с алкогольной зависимостью? «Лекарь, сначала излечи себя сам», - скажут ему. И правда, как можно помогать другим, если не можешь помочь себе?

Какие личностные качества необходимы психологу?

Чтобы стать психологом, нужно в первую очередь быть альтруистом, поскольку в такой профессии никакие деньги не компенсируют эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается специалист. Только любовь к людям может стать спасительным маяком, помогающим понять, для чего это все делается. Нужно обладать большой ответственностью, ведь для многих пациентов психолог - это единственная надежда. Нужно быть стрессоустойчивым, поскольку клиенты бывают разные, в том числе и враждебно настроенные. Нужно быть тактичным и деликатным, ведь встречаются обидчивые пациенты. И, что очень важно - общительным. Тот, кто способен общаться долгое время и не испытывать эмоциональной усталости, может стать хорошим психологом. Если же вы устаете от общения, то подумайте еще раз - ваше ли это?

Суть профессии психолога заключается в том, чтобы разобрать по кирпичикам все мотивы и факторы, которые руководят поведением людей. Если провести параллель, то психолог - это механик человеческой души, который понимает, как работает все это сложное и запутанное устройство, и способен починить его в случае неполадок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...