Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Россия и антихрист. Преп

Если Антихрист реально появится, то как об этом узнать? Как подтвердить, что он близко? В Библии и некоторых других источниках есть специальные признаки и знамения того, что Антихрист скоро появится или уже властвует.

Знамения пришествия Антихриста можно разделить на несколько групп:

  • До его прихода: многочисленные страшные и кровавые войны, болезни, природные катаклизмы, конец Римскому государству, распространенность Евангелия во всем мире.
  • Во время его прихода: Антихрист станет главой всех стран, он воссядет в храме Иерусалима, его будут считать Спасителем, он будет творить «чудеса», имя Антихриста будет написано на лбу и правой руке людей, страдания последователей Христа, недолгая власть Антихриста (чуть больше трех лет).
  • После прихода Антихриста: Иисус Христос придет во второй раз, свершится страшный суд, наступит конец света.

Пришествие Антихриста принесет много бед людям. Оно будет символизировать конец всего: жизни, мира, света.

Некоторые признаки пришествия Антихриста уже сбылись, а некоторые еще нет. Вот какие это признаки:

Будет ли вообще приход Антихриста? Некоторые исследователи считают, что события, которые происходят в мире в двадцатом и двадцать первом веках, это и есть первые признаки. С этим можно частично согласиться. Действительно, повсюду ведутся кровопролитные войны, люди погибают от стихийных бедствий. Но, может быть, это всего лишь совпадение?

Появление Антихриста коснется всех жителей планеты. Поэтому многие экстрасенсы и предсказатели высказывали свои предположения и пророчества об Антихристе. Вот некоторые из них:

Какое же пророчество о пришествии Антихриста правдиво? Это может показать только время. Возможно, что не сбудется ни одно из них. Ведь пророчества – это всего лишь предположения.

А откуда придет Антихрист? Это один из самых сложных вопросов. Один из вариантов – Рим, вечный город. Второй – это Иерусалим. В Библии говорится, что ждать его нужно из какого-то северного государства. Есть и такие данные, что он придет с территории близ рек Тигр и Евфрат. Как известно, сегодня в этих регионах очень напряженная обстановка (Сирия, Иран, Ирак, Турция). Может быть, это знак? Или простое совпадение? В любом случае, откуда бы ни пришел Антихрист, это имеет уже второстепенное значение. Гораздо важнее, что же произойдет со всем населением мира и с планетой Земля.

Пришествие Антихриста. Кто будет Антихристом?

Пророчества преп. Серафима Саровского, свят. Игнатия (Брянчанинова) и других старцев и православных мыслителей об антихристе и судьбах России

Продолжая дискуссию, предлагаем читателям ознакомиться с подборкой пророчеств и высказываний святых старцев и православных мыслителей о судьбах России и антихристе.

Пророчества преподобного Серафима Саровского

Текст пророчеств преп. Серафима, записанный с его слов «служкой Божией Матери и Серафимовым» Н.Л. Мотовиловым и переданных им С.А. Нилусу (из архива отца Павла Флоренского):

«Пройдёт более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их.

Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит...

Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил “Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня”…

Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их…

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России… Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются.

Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и ее правил, и заповедавшего им: “Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам”.

Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда их Св. Преемниками - Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах.

Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит, наша вера не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее...

Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской... Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременныя жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние...

Проповедь эта будет официально объявлена всем людям, не только русским, но и вселенским, во всесовершенное известие…

Перед концом времен Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: “Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И всё это, всё верно… Когда империя русская получит сто восемьдесят миллионов в своё владение, должно ожидать явления антихриста.

Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет “Москво-Петроградом”, или “Градом конца”, как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий.

До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей...

Дух тьмы обещает устройство рая на земле… Среди славян и русских родится истинный антихрист-бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения...

Но некто из русских, доживши до рождения антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть истинный антихрист.

Преподобный Серафим Саровский

Подборка цитат печатается по книге: Пророчества об антихристе и судьбах России. - М., 1997. С. 35-36; Также см.: Россия перед вторым пришествием. М., 1998. Т. 2. С. 549-550; Антихрист и Россия // Литературная Учёба, кн. 1. 1991 г. С. 133-134.

Следует обратить внимание на то, что преп. Серафим Саровский отождествляет Россию последних времен с библейскими «Гогом» и «Магогогом», нашествие которых потрясёт мир в преддверии воцарения антихриста. Так в книге пророка Иезекииля (Иезек. 38-39) «Гог из земли Магог» - это «верховный князь», который является предводителем народов Роша (Роса), Мешеха (Мосха) и Фувала (Тубала) в земле Магог - «великого сборища полчищ», которые «от пределов севера» вторгнутся в обетованную землю «в последние дни… как буря» (Иезек. 39). А в Апокалипсисе о Гоге и Магоге сказано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их - как песок морской» (Откр. 20: 7).

Упомянутые в Священном Писании имена Мешех (Мосх) и Рош (Рос) некоторые религиозные мыслители издавна относили к Москве и России, тогда как Магог - к монголам и желтой, азиатской расе. Такая трактовка прочно вошла в православную эсхатологическую мысль, особенно после российской богоборческой революции 1917 г. Образованное на месте бывшей православной России антихристианское коммунистическое государство СССР многие святые старцы ассоциировали именно с этими апокалиптическими именами, носители которых сыграют важную роль в подготовке воцарения антихриста.

Помимо преп. Серафима Саровского о явлении антихриста именно в России предсказывал в XIX веке и выдающийся русский богослов и аскет, святитель Игнатий (Брянчанинов). В пророчестве об антихристе от 26 октября 1861 г. святитель писал: «Народ наш может и должен соделаться орудием гения из гениев [антихриста], который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» [См.: Пророчества об антихристе и судьбах России. - М., 1997. С. 45; Также: Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.-СПб, 1995. С. 27; Также: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. - М.: Паломникъ, 2002. Т. 4. C. 536-537].

В других поучениях святитель Игнатий так пишет об антихристе: «Мир как бы единодушно устремился на встречу какого-то особенного лица, гения, на встречу великолепную, торжественную. Это очевидно. Лицо так будет замаскировано, что масса признает его Мессиею... Предуготовляется путь, путь мысленный для входа действу льсти (см. 2 Сол. 2, 11) в умы и сердца» [Свт. Игнатий Брянчанинов. Письма к монашествующим. Письмо 41, 18 мая 1861 года].

«Водящиеся духом антихриста, отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. Сего ради послет, то есть попустит им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавшие истине, но благоволившие в неправде. В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа… В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» [Беседа в понедельник 29-й недели. О чудесах и знамениях // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. - М.: Паломникъ, 2002. Т. 4. C. 299-300].

Помимо преп. Серафима Саровского и свят Игнатия (Брянчанинова) о явлении антихриста в России предсказывал также в конце XIX века и выдающийся русский православный мыслитель К.Н. Леонтьев:

«Через какие-нибудь полвека, не более, русский народ из народа “богоносца” станет мало-по-малу, и сам того не замечая, “народом-богоборцем”, и даже скорее всякого другого народа, быть может. Ибо, действительно, он способен во всем доходить до крайностей... Евреи были гораздо более нас, в свое время, избранным народом, ибо они тогда были одни во всем мире, веровавшие в Единого Бога, и однако, они же распяли на кресте Христа, Сына Божия, когда Он сошел к ним на землю... ... Русское общество, и без того довольно эгалитарное по привычкам, помчится еще быстрее всякого другого по смертному пути всесмешения и - кто знает? - подобно евреям, не ожидавшим, что из недр их выйдет Учитель Новой Веры, - и мы, неожиданно, лет через 100 каких-нибудь, из наших государственных недр, сперва безсословных, а потом безцерковных или уже слабо-церковных, - родим того самого антихриста, о котором говорит епископ Феофан вместе с другими духовными писателями» [Леонтьев К.Н. Над могилой Пазухина. 1891. // К.Н. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 678-685].

В этом контексте важно помнить предостережения святителя Аверкия (Таушева) о том, что «Антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил» [Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. С. 289].

Следует помнить и предостережения блаженной памяти последнего законного Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви старца-митрополита Виталия (Устинова, 1910-2006) о будто бы наступивших переменах в современной России: «Мы здесь почему-то не можем никак понять, что коммунистическая партия, облачившись в тогу демократов, осталась та же коммунистическая партия (как волки в овечьей шкуре), с которой Московская патриархия идет рука в руку… Договариваться с безбожной властью, которая держит над вашей головой занесенный меч, нельзя. Надо идти или в катакомбы, или на славную мученическую смерть! Другого выхода нет. Всякий договор, который совершается под занесенным мечем, есть падение. И непременно будет падение… Это значит идти на сговоры с сатаной! С сатаной договариваться нельзя, это безнадежно» [Митрополит Виталий. О Московской патриархии].

Важно также понимать, что распространяемые в последние 20 лет в среде «Церкви-блудницы» - Московской патриархии - лжепророчества о том, что антихрист будто бы не сможет ступить на территорию России до самого Второго пришествия Христова, поскольку в России ему будет противостоять «православный царь», не соответствуют святоотеческому учению и носят хилиастическо-еретический характер. Более того, подобного рода экзальтированные подделки намеренно созданы в последнее время для того, чтобы усыпить бдительность православных русских людей, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24), т.е. православных христиан. По этому поводу в Священном Писании недвусмысленно сказано: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). Именно поэтому утверждения о том, что современная РФ (занимающая первое место в мире по абортам, алкоголизму, наркомании, проституции, а также коррупции и преступности) и ее нео-советские власти (преследующие истинно-православных христиан, восстанавливающие советское наследие безбожного СССР и на протяжении более чем 20-ти лет грабящие собственный народ) являются «удерживающим мировое зло», - есть ни что иное как ересь, противоречащая православному святоотеческому учению о последнем времени и антихристе. Что же касается «Русского Царства», которое будто бы не одолеют «врата ада», то в Писании однозначно говорится не о государственном образовании и не о земном царе, а о Истинной Церкви Христовой, которая даже в период антихристовых гонений будет хранима в катакомбах Духом Святым: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Не следует также забывать, что богоборческий большевизм родился и победил именно в православной России, превратив ее в атеистический СССР и распространив свое тлетворное антихристово влияние на половину Земного шара, обратив народ-богоносец в народ-богоборец, как и предрекал Константин Леонтьев. Если такое перерождение могло произойти в православной Российской империи, стоит ли обольщаться современной РФ, считающей себя «правопреемницей СССР»? Для тех православных христиан, кто в 2001-2007 гг. не принял унии с Советской церковью (МП), это должно быть очевидным.

В отношении же хилиастических ожиданий многих современных российских православно-патриотических деятелей, будет полезно напомнить слова видного богослова и святителя РПЦЗ архиепископа Аверкия (Таушева): «Что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви (кроме верховодов и заправил этой ереси, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царства Божия на земле, а - в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле… будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе не кто иной, как Антихрист. Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики - нео-хилиасты!»

Некоторые православные мыслители считали, что мнение об антихристе как об исключительно израильском правителе, восседающем физически в восстановленном храме в Иерусалиме, не является общепризнанным в Православной Церкви, и что под храмом Божиим (2 Фес. 2: 4) следует понимать не только материальный Иерусалимский храм, но и, иносказательно, Церковь Христианскую как таковую, - ту ее часть, которая выродится в «Церковь лукавнующих». В связи с этим пророчества преп. Серафима Саровского и свят. Игнатия (Брянчанинова) о том, что антихрист может родиться и прийти к власти в отрекшейся от истинного православия России (точнее, на территории возродившегося пред-апокалиптического красного зверя СССР - «Гог и Магог») становятся особенно актуальными.

Блаженной памяти архиепископ Лазарь (Журбенко), архиерей гонимой в СССР Катакомбной Церкви, предостерегал свою паству о том, что «антихрист не сможет прийти, пока не будут излечены раны зверя». Под этим «зверем», вслед за многими святыми Новомучениками, он подразумевал антихристианский, богоборческий СССР, который возник на месте некогда православной Святой Руси. А под «ранами зверя» - распад СССР на части («раны»), которые перекрасившиеся богоборцы непременно попытаются «уврачевать», причем под видом псевдо-православного возрождения.

Владыка Лазарь неоднократно обращал внимание на то, что в Писании не сказано, в какой именно стране явится антихрист, но сказано, что он попытается прельстить и избранных (Мф. 24: 24). Ведь приставка «анти» в слове «антихрист» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». То есть - «подмена». Поэтому, по слову схиархиепископа Лазаря, антихрист - это подмена, внешняя подделка Христа. Подделка наблюдается ныне на некогда Святой Руси: Истинная Церковь подменяется Лжецерковью, историческая православная государственность - лжегосударственностью, православная монархия - лжемонархией… Учитывая, что ныне правительства всех стран мира, в т.ч. и РФ, контролируются представителями "колена Данова", то и явление антихриста может произойти в любой из этих стран, особенно же там, где ему необходимо будет осуществить подделку, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24).

В наше время подделка под православие становится более опасной, чем откровенная ересь и безбожие. Прельстить православного христианина ересью (и уж тем более атеизмом) сложно, а вот подделкой, имитацией православия сегодня не только прельщают огромные массы людей, но и уводят их от истинного Православия, а значит, и от спасения.

По глубокому убеждению блаженной памяти схиархиепископа Лазаря, лишь полный отказ от советского богоборческого наследия, его идей, символов, носителей и вождей, искреннее покаяние и обращение русских людей к истинному православию и Истинной Православной Церкви способны предотвратить исполнение грозных пророчеств о явлении антихриста в России, давно переставшей быть православной.

По этому поводу святой праведный о. Иоанн Кронштадтский предостерегал: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок».

Также и архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Как учит Святая Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Святая Русь наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалиптические полчаса…» [Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 126].

А вот как писал относительно надежд на возрождение православной России блаженной памяти иеромонах Серафим (Роуз): «Все будущее зависит от нас самих: если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может забрать Свои обещания…Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о ее погибели, таким образом, не осуществилось, так и пророчества о восстановлении Святой Руси могут оказаться неосуществленными, если русские люди не раскаются…Воскресение Святой Руси зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может состояться без участия православных людей - нашего общего покаяния и нашего внутреннего, а не только внешнего подвига» [Иером. Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. 1981 г.].

Помимо положительных образов, которые дарит нам православие в лице святых и самого Христа, наша вера говорит и об обратной стороне святости. Как есть добро, так есть и зло. Насколько реален Господь Бог, настолько же реален и его антипод - антихрист. Кто же это такой и что о нем говорит наша Церковь?

Кто такой антихрист

В церковной традиции антихристом называется каждый человек, который не верит в Господа Иисуса Христа, гонит Его, опровергает Его учение и всячески выступает против христианства. О таких людях мы видим строки в Евангелии, где говориться, что их всегда было и будет много. Христианство во все века было, так или иначе, гонимо, и все его преследователи могут именоваться антихристами.

Картина «Христос и антихрист»

Помимо общего обозначения врагов христианского вероучения, антихристом зовется тот, кто придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ. Именно такого антихриста, как правило, подразумевают верующие люди.

Интересно! Это будет одна конкретная личность, которая сосредоточит в себе все зло, которое есть на земле.

Само слово в переводе с греческого языка означает того, кто противится Христу или обманом выдает себя Господом. Библия нам говорит, что антихрист одновременно будет и главным врагом Христа Истинного, но в то же время будет пытаться обманом предстать вместо Него, чтобы искусить верующих людей.

Кроме того, Священное Писание дает множество других характеристик и названий этого главного противника Божиего. Он и «сын погибели», и «человек греха», и «опустошитель». Все эти и многие другие негативные характеристики свидетельствуют о том, что это будет самый большой враг человечества во все века.

Больше всего внимание личности антихриста уделяется в Откровении Ионна Богослова. Именно эта книга говорит нам о последних событиях перед кончиной мира. Примечательно, что даже в ней образ антихриста собирательный, общий. Отсутствует конкретное имя этого лжеца, но описаны все главные признаки его прихода в земной мир.

Главная ипостась, в которой Апокалипсис открывает нам врага - это образ зверя. Тем не менее, все толкователи на основе Библии и Предания нашей Церкви сошлись во мнении, что этот зверь будет вполне конкретным человеком из плоти и крови, как и любой родившийся на Земле.

Мнения богословов по поводу конкретного имени, даты и места рождения и прочих тонкостей появления этого врага на Земле расходятся. Некоторые ожидают его из иудеев, другие из язычников, а кто-то высказывает мысль, то искажение христианской веры и породит его. В любом случае, это человек родится перед самым Вторым Пришествием Христа и будет соблазнять верных Господу людей.

Как Бог может допустить приход вселенского зла

Часто христиане задают вполне очевидный вопрос - если Господь есть Любовь, то как Он может допустить, чтобы в человечество вторглось такое огромное зло, которое приведет к погибели многих?

Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ

Детально на этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст: на основании слов апостола Павла (2Фес. 2, 10–12), антихрист придет осудить всех, кто выбрал путь неправедной жизни. Эти люди и так бы никогда не приняли Христа и гнали бы Его, обрекая при этом свою душу на вечные мучения.

Святой Иоанн Златоуст подбадривает верующих, говоря, что антихрист приведет к погибели только неверных и гонителей Христа, а искренне верующим людям, напротив, будет даровано вечное спасение, если они выстоят последнюю решающую битву со злом. Для того и попускается Богом приход антихриста в этот мир, чтобы каждый человек сделал окончательный свой выбор в пользу добра или зла.

Сейчас, когда у людей еще есть время покаяться и исправить свою жизнь, они не спешат этого делать. Многие «верят в душе», многие исповедуют большое количество альтернативных вероучений, кому-то вообще не до размышлений о Боге. Перед концом света мир разделится диаметрально, отпадут все другие заботы и дела, и суть будет только в выборе, с кем человек.

И вот те из людей, которые никогда не следовали за Христом и гнали его, пойдут за антихристом. Лживое учение будет восприниматься ими как истина, поскольку настоящей Истины они никогда не знали и не стремились к ней.

Признаки прихода антихриста

Пришествие Антихриста принесет много бед людям. Оно будет символизировать конец всего: жизни, мира, света.

Некоторые признаки пришествия Антихриста уже сбылись, а некоторые еще нет. Вот какие это признаки:

  • еврейский народ восстановит свою страну;
  • наступят мировые войны, люди будут голодать, умирать, природа начнет бушевать;
  • последователей Христа будут подвергать мукам, смерти;
  • разрушится мечеть Омара в Иерусалиме;
  • на землю снизойдут Илия и Енох для борьбы с Антихристом.

Будет ли вообще приход Антихриста? Некоторые исследователи считают, что события, которые происходят в мире в двадцатом и двадцать первом веках, это и есть первые признаки. С этим можно частично согласиться. Действительно, повсюду ведутся кровопролитные войны, люди погибают от стихийных бедствий.

Страхи в ожидании конца света

Поскольку Апокалипсис и многие святые говорят нам о скором Втором Пришествии и последующим за ним концом света, многие верующие буквально впадают в панику и начинают отказываться от всех современных благ цивилизации, видя в них погибель.

Откровение святого Иоанна Богослова

В Откровении Иоанна Богослова идет речь о так называемой «печати антихриста», как символе отречения от Христа и следовании за антихристом. Что это за печать? Это нанесение на руку и чело определенного знака, который будет свидетельствовать о выбранном человеком пути против Христа.

К сожалению, в современном православии сейчас часто появляются различные течения, которые видят печать антихриста буквально во всем, что создала человеческая цивилизация. Так, особенно «досталось» от ревностных христиан идентификационным налоговым номерам (ИНН) и электронным паспортам. Кроме того, некоторые особо упорные верующие усматривают антихриста в штрих-кодах, нанесенных на магазинные товары, и избегают их приобретения.

Число 666, которое действительно указано в Библии, как «число зверя», стало просто пугающим для многих верующих. Люди избегают присутствия трех шестерок в любой нумерации, с которой сталкиваются. Почему такие страхи бессмысленны?

Православная вера не поклоняется числам и не верит в их особую магическую силу. В Библии число 7 является символом Божественной благодати, но нигде в учении нашей Церкви не сказано, что само собой это число несет какую-то сверхъестественную силу или помощь от Бога.

Та же ситуация и с числом 666 - если это какой-то порядковый номер, набор цифр в номере телефона, номерной знак удостоверения или какого-либо документа, то совершенно беспочвенно приписывать этим числам мистическое значение.

Что касается ИНН или электронных паспортов, то ситуация схожая. Отвергнуть Христа вполне может и человек, который вовсе не пользуется никакими документами, не покупает в магазинах товары со штрих-кодами, не стоит на учете в налоговой инспекции и прочее. Но если при этом человек ведет греховную жизнь, не кается, не ходит в храм, не участвует в церковных Таинствах - то какая ему польза от отсутствия документов или шестерок?

Внимание! Все святоотеческое Предание нашей Церкви учит нас, что принятие или непринятие Христа - это процесс внутреннего духовного выбора. Если человек всем сердцем, всей волею и чувствами своим стремиться к Господу, никакие паспорта или шестерки не способны помешать ему.

Отвергнуть Бога в конце времен будет означать неиспользование всемирной компьютерной паутины для покупок или контроля, а внутреннее сознательное неприятие Христа, отвержение его учения, обесценивание Церкви и нежелание спасения собственной души.

О последних Временах. Знамения. Антихрист. Печать 666

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

Сама приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо". По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны - тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» - это всякий, "отвергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2:22), "а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста..." (1 Ин. 4:3), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле "...появилось много антихристов..." (1 Ин. 2:18). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: "...вы слышали, что придет антихрист..." (1 Ин. 2:18).

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение... кн. 4, гл. 26) пишет: "Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира".

Священное Писание учит об антихристе, как о конкретной личности . Господь говорит иудеям: "...иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). Апостол Павел называет антихриста: "человеком греха, сыном погибели" (2 Фее. 2, 3).

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!" (Быт. 49, 17-18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: "От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем" (Иер. 8, 16-17).

В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны : подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: "Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем". Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: "которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фее. 2, 9).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число - «666». По объяснению свщмч. Иринея Лионского, "имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого" (Против ересей, кн. 5, гл. 30).

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие "от среды удерживающего теперь" (2 Фее. 2, 7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: "ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время". Слову "что" в синодальном переводе соответствует греческое "to katechon", что буквально значит "держащее или удерживающее", в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: "не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)". Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под "удерживающим" и "держащим" можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение... кн. 4, гл. 26), "антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится". Он будет бороться против всех религий и "придет во имя свое" (Ин. 5, 43). An. Павел говорит, что антихрист есть "...превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею..." (2 Фее. 2, 4), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования.

Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство : "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе" (Откр. 13:5-6). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: "...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно - будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время.

В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки , которые "...дадут великие знамения и чудеса..." (Мф. 24:24); явление антихриста "...по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фее. 2, 9).

Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему "...силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13:2). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: "...Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лк. 4:6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая.

Царствование антихриста будет всемирным: "...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр. 13:7). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, "...чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр. 13:15). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: "И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13:16-17).

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако "...врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто "...не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фее. 2, 10).

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков - Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей.

В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24:22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: "И дано ему вести войну со святыми и победить их..." (Откр. 13:7).

Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7:25) - три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца (Откр. 11:2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12:6), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года - ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.

Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: "...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фее. 2, 8). В Апокалипсисе сказано: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19:20-21).

Второе пришествие Христово

Греческое название Второго пришествия - "parousia"; соответствующее латинское название "adventus". Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием - "...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего..." (Мф. 16:27). Выражение "во славе" в данном случае нужно понимать как "окруженный особым сиянием" . И "... сядет не престоле славы Своей" (Мф 25:31).

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф. 24:30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет Крест . Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти . Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: "...Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф. 16:27; Иуд. 14).

Апостол Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: "...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба..." (1 Фее. 4, 16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным - "...как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:27).

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно.

"Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21:28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет , и поэтому "...восплачутся все племена земные..." (Мф. 24:30).

Воскресение мертвых, его действительность

Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: "... действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны" . Таким образом, воскресение - это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его..." (Иов. 19:25-27). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, - оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (3 Цар. 17:19), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме (4 Цар. 4:29), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.." (Ис. 26:19); "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2); в Иез. 37, 1-10 дается образное изображение воскресения; во 2 (Мак. 7, 9) сказано: "...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной".

Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: "...знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ин. 11:24).

В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: "...наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Ин. 5:25); "... Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:40). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин. (6:54) относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых.

У апостола Павла говорится: "ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна..." (1 Кор. 15:16-17), т. е. для апостола Павла Воскресение Христово - это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.


Понятие "печать Антихриста" сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:

1. "И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666" (Откр. 13, 16-18).

2. "И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (...) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его" (Откр. 14, 9-1 1).

3. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению" (Откр. 19,20).

4. "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20,4).

Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.


НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать................, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).

Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирии), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, перевернутый вниз крест). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные ("чтобы не затруднялись сим", т.е. чтобы беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы -преподобный Ефрем Сирии). 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке - Втор. 6,8; Мф. 23, 5). 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).

Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита "Слово о кончине мира...", наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста "не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям" (1, С. 412).

Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать чего-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирии пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (т.е. предтеча) Антихриста "будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимо для жизни" (1, С. 377). В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе увенчание ритуальным языческим венцом (1, С. 224-225).

Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука - деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело - познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, т.е. выкуп Царствия Небесного за земную жизнь. Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: "Куплю дейте, дондеже прииду" (Лк. 19,13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского (1, С. 377).


ИМЯ ЗВЕРЯ

Принято считать, что имя зверя, т.е. Антихриста не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: "Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге" (1, С. 377). Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста предостерегает нас от обмана, т.к. он может придти с другим именем, чем мы ожидаем (1, С. 198). Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, "что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем" (1, С. 395).

Имя ангела бездны, т.е. диавола, приводится в другом месте Откровения: "имя ему по-еврейски, Авваддон, а по-гречески - Аполлион" (Откр. 9,11), т.е. Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарийский упоминает также в толковании на стихи 13, 16-17 (1, С. 377). Имя Антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает, Спаситель) - Авваддон, Аполлон (гибель, Губитель). Указания на имя Антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ангеле-истребителе (Шар. 21,15), ангеле-губителе для истребления (Ис. 54,16).


ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666: 1) согласно числовой символике 2) согласно греческому алфавиту. Согласно числовой символике число 666 связывается:

1) с количеством шести дней, в которые был сотворен мир - т.к. антихрист должен восстановить все отступничество которое было за время существования мира (с этим ранее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет).

2) с шестым днем, в который был сотворен человек, чрез которого грех вошел в мир.

3) с шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его.

4) с истуканом Навуходоносора "Который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия Антихриста.

К сожалению, данный тип числовой символики, коренящийся в Священном Писании, не был продолжен последующей святоотеческой традицией. Лишь архиепископ Андрей Кесарийский однажды использовал данное толкование святого Иринея, но в другом месте - Откр. 14,20. Продолжая ряд толкований святого Иринея, его можно дополнить.

5) Число 666 употребляется для исчисления количества золота, которое царь Соломон ежегодно собирал в качестве дани с других народов "В золоте, которое проходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3 Цар. 10,14. Ср.: 2 Пар. 9,13). В данном случае число 666 является символом земного богатства, золота (Мамоны), а также символом дани, налога с подвластных народов.

6) В символической системе Откровения число 7 - символ полноты, следовательно, число 6 - символ недостатка, неполноты, несовершенства.

7) Число 6 определяет количество дней, отведенных в Ветхом Завете деланию, работе ради земной жизни, а день 7-й - Господу Богу твоему (Исх. 20, 8-11). В этом смысле числа 6 и 7 символизируют противостояние земного и небесного, человеческого и Божьего.

8) Число 6 символизирует "усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари" (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение 2, с. 130).

Примечание: Мы не обсуждаем здесь вопросов о законности и законах. числовой символики, которые в конечном итоге коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.

В различных контекстах одно и то же число может нести различный, вплоть до противоположного смысла.

Так, например, число 6 может, вероятно, символизировать творение, творчество, почему оно используется как строительный модуль (3 Цар. 10,16-20; 3 Цар. 6, 26); может нести смысл только количественный (ср. напр.: 666 [сыновей Адоникама - 1 Ездр.2,13). Некоторые символы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом Завете приобрели смысл противоположный (звезда Давида, сам храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанный на Священном Писании и Предании, число 666 всегда было и есть символом Антихриста и таковым воспринималось на протяжении всей истории христианства.

Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, "в ком восстанавливается все (...) отступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный" (1, С. 197).

Второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.

Он сводится к поиску имени Антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным числам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан (1, С. 99), святой Викторин - Антемос, а на латинском языке - Диклюкс (1, С. 284), архиепископ Андрей Кесарийский - Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец (1, С.377-378). К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса. К чему это привело, можно видеть на примере толкования единоверческого священника Иоанна Малышева, который используя почему-то славянский алфавит, приводит в особых таблицах более 200 имен Антихриста (6, с. 33-58). Конец таким толкованиям должно было положить еще замечание самого святого Иринея о том, что, "хотя известно число имени Антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам (..). Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным" (1, С. 199). Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис - не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен.

Таким образом, в понятие "печати Антихриста" входят: 1. Начертание зверя 2. Имя зверя 3. Число зверя. Принятие печати Антихриста приравнивается в Апокалипсисе поклонению самому Антихристу или его образу (изображению).

Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия "предпечати Антихриста", распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие "предпечати Антихриста" образовано по подобию "предтечи Антихриста". Но предтеча Антихриста действует согласно Апокалипсису одновременно с Антихристом.

Понятие "предпечати" весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.


КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования Антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени - построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедб лжепророка и др.

Возможно ли несознательное принятие печати Антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.

"Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу (...) Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя - сие пресвятое и пречистое имя - вовсе не называлось во времена змия" (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 91 на пришествие Господне - 1, С. 298). "Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (...) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря" (Преподобный Ефрем Сирии - Слово 92 на пришествие Господне - 1, С. 299).

(Отр. 14,9): "Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений".

(Откр. 14,11): Следует понимать "под "ночью" - мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное" (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение. - 1, С. 379,380).

Псевдо-Ипполит в "Слове о кончине мира..." так изображал сознательность отречения от Христа: "Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра. - та печать, которая будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую" (1, С. 412).

Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13:

В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны булут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однакож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он - сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемых нам сила Божия есть (1 Кор. 1,18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 ор. 2,15). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние - благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.

Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит^" что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли св. Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.

У Солунян пред лицем были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительнаго слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов, - нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь безпредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: "любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего". То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

Ст. 11. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи.

Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, - не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, - не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и очетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, - и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружит ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Св. Златоуст пишет: "для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы".

Феодорит прибавляет: "сие же: послет им Бог действо лети, сказано Апостолом вместо - попустит явиться льсти, чтоб оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих". Экумений: послет, - не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога". Феофилакт: "послет, - вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими".

Ст. 12. Да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволивший в неправде.

Да суд приимут, - праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, -раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна; и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. - Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого, - все эти, неверовавшие и проч., кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины, и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив лежали сердцем своим, - благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.

Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверять антихристу. Св. Златоуст пишет: "заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос (видимо человек) назвал себя Богом, - то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отымет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, - тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит. Аз приидох во имя Отца во имя свое, того приемлете (Иоан, 5, 43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как напротив о Христе, - что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага" - Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта" (5, С. 330-335).

Итак, принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

На протяжении всей своей истории, когда Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной), она подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.

Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.

Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.

Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4, 3), может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т. к. это неизбежно приводит к расколу внутри Церкви.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...