Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Тепловые явления в природе. Презентация на тему тепловые явления

Повторительно-обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" можно разнообразить при помощи презентации

"Тепловые явления в природе", состоящей из трех разделов: Тепловые явления1, тепловые явления2, тепловые явления3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Большелеушинская СОШ»

Урок физики в 8 классе

Тема урока: Тепловые явления в природе

Цели урока:

  1. В интересной форме обобщить, закрепить знания, полученные учащимися по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы».
  2. Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных задач, расширить кругозор учащихся.
  3. Развивать умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности.
  4. Воспитывать патриотические чувства и гордость за то, что в нашей стране жили и работали великий ученый М.В. Ломоносов, поэты В. Брюсов, Ф. Тютчев, П. Вяземский и другие поэты и писатели, писавшие стихи и прозу о природе России.

Тип урока: повторительно - обобщающий

Методы урока: словесные, наглядные

Структура урока:

  1. Организационный момент. Объявление целей и задач урока.
  2. Введение в урок. Чтение стихотворения П. Вяземского.
  3. Актуализация знаний учащихся по теме (презентация учащегося)
  4. Итог урока. Рефлексия.
  5. Домашнее задание

Ход урока:

Время

Предполагаемый результат

Организационные формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 мин.

Организационный момент: беседа.

(слайд № 1-4 презентации учителя)

Будут знакомы с этапами проведения урока

Фронтальная

Приветствует учеников; сообщает тему урока.

Приветствуют учителя; слушают, осмысливают план проведения урока

3 мин.

Введение в урок.

(слайд № 5 презентации учителя)

Чтение ученицей стихотворения П. Вяземского.

«Сегодня новый вид окрестность приняла,
Как быстрым мановением чудесного жезла;
Лазурью светлою горят небес вершины,
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля,
И нас приветствует живительной улыбкой,
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой...»

Слушая стихотворение, придет лучшее осмысленное понимание темы урока, целей и задач урока.

Индивидуальная, фронтальная

Совместно с учащимися ставит цели и задачи урока.

Обсуждают, осмысливают.

7 мин

Актуализация знаний учащихся по теме (презентация учащегося «Тепловые явления»)

Повторят физический смысл понятий: агрегатное состояние вещества; явлений - теплопровод-ность, конвекция, излучение; понятие фазового перехода; явлений - плавление, кристаллизация, испарение, конденсация; сублимация уже знакомые учащимся из предыдущих тем уроков

Фронтальная

Совместно с учащимися оказывает помощь учащимся и отвечает на возникшие вопросы.

Смотрят слайды № 1-15 презентации, слушают, помогают ученику, приготовившему презентацию и задают ему вопросы.

25 мин.

Решение качественных задач и изучение интересного дополнительного материала по теме

(Презентация учителя

слайды № 7 - 40)

Научатся видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научатся применять знания в новой ситуации, будут развиваться умения объяснять окружающие явления, совершенствоваться навыки решения качественных задач, расшириться кругозор учащихся.

Фронтальная

Использует мультиме-дийное оборудование и компьютер. Задает вопросы учащимся, показывает эти вопросы в презентации.

После того, как учащиеся ответили на вопрос, учитель показывает слайд с ответом.

Читает дополнительный материал «В мире интересного»

Слушают, осмыслива-ют, делают выводы, задают вопросы, отвечают устно на вопросы учителя из презентации.

Учащиеся читают правильный ответ на слайде презентации.

3 мин.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание

(Презентация учителя

слайд № 41- 42)

«Во все века жила, затаена, надежда вскрыть все таинства природы»

В.Я. Брюсов

Обобщат и систематизируют знания по теме «Тепловые явления»

Запишут домашнее задание. Получат представление о выполнении домашнего задания.

Фронтальная

Индивидуальная

Дает установку по обобщению и систематизации знаний, определяет совместно с учащимися, достигнуты ли цели урока.

С каким настроением учащиеся уходят с урока.

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания: повторить весь материал по теме; запомнить основные понятия; повторить формулы и посмотреть раннее решенные задачи разных типов по данной теме

Определяют, выполнили они те задачи, которые были определены ими и учителем в начале урока.

Определяют своё настроение.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания, записывают в дневник. Задают вопросы, уточняющие понимание и выполнение домашнего задания.

Подписи к слайдам:

Жители Крайнего Севера используют снег как плохой теплопроводник для строительства очень теплых жилищ. Эти снежные жилища называются иглу. Внутри стены жилища завешивают сукном, шкурами, на пол кладут шкуры оленя, устраивают очаг для варки пищи. Несмотря на очень большие (50-60 оС) морозы, внутри помещения из снега тепло, как в обычной комнате.
… Вот ворона на крыше покатой,Так с зимы и осталась лохматой А уж в воздухе – вешние звоныДаже дух занялся у вороны… А.Блок «Ворона»:Почему ворона зимой была лохматой?
Представьте себе, что вы опускаете ложку в стакан с чаем, чтобы размешать сахар, и чувствуете, как ложка быстро теряет массу. Вынимаете ее из стакана, а у вас только самый кончик. Ложка расплавилась. Может ли быть такое? Может. Теперь освоено изготовление легкоплавких сплавов. Один из них, состоящий из индия, висмута, олова и свинца, плавится при температуре 45оС, хотя ни один из перечисленных металлов при такой температуре не плавится.Правда, чайные ложки из этого сплава не штампуют. Его применяют в автоматических устройствах и регуляторах, которые должны следить за малейшим повышением температуры и немедленно сигнализировать об этом.
Дед Мороз, как известно, делает чудеса. Он может без топора и единого гвоздика построить мост на реке, может воду превратить в лед. Используя возможности мороза, физики могут сделать воздух жидким и текучим, как вода. И тогда его можно переливать из одного сосуда в другой. Если в жидкий воздух опустить свинцовый колокольчик – он зазвенит, как серебряный. Охлажденный в нем спирт становится твердым. И сколько ни поджигай его спичкой – не загорится! Мыло, побывавшее в жидком воздухе, становится желтым и … светится в темноте. И не только мясо, но и кость, хлеб, яичная скорлупа, вата, охлажденные жидким воздухом, также светятся.

8 класс

Physis (греч.) - ПРИРОДА АРИСТОТЕЛЬ IV век до н.э. в науку ЛОМОНОСОВ М.В. XVIII век в русский язык

Физика - наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

Изменения, происходящие в природе - физические явления Механические Электрические Магнитные Оптические Звуковые Тепловые

Тепловые явления 24 часа

Урок №1 Тепловое д вижение. Температура.

Цель урока Познакомиться с понятиями: «тепловое движение» «термометр» «температура»

Тепловые явления Таяние льда Кипение воды Образование снега Действие электронагревательных приборов Плавление металлов

Что общего? Тепловые явления – это явления, связанные с изменением температуры тел.

Температура - свойства тел Изменение времени года Состояние воды Состояние льда

Температура - свойства тел

Температура – величина, характеризующая тепловое состояние тел, степень его нагретости Примеры: Температура горячей воды выше температуры холодной воды Зимой температура воздуха на улице ниже, чем летом

Температура связана с субъективными ощущениями «тепла» и «холода», связанными с тем, отдаёт ли живая ткань тепло или получает его. Термо́метр (греч. θέρμη - тепло; μετρέω - измеряю) - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

Из истории термометра 1597 (1603) год Термоскоп Галилео Галилей (итальянский учёный) 1702 г Воздушный термоскоп постоянного объема (Амонтон франц.)

Из истории термометра Жидкостные термоскопы постоянного объема (около1702 г.) Термометр Галилея

Из истории термометра Термометры 19-го века

Жидкостные термометры 1714 год Фаренгейт (голландский учёный) ртутный термометр 0 0 F смесь льда и соли 32 0 F таяние льда 212 0 F кипение воды Англия, США 1°F= 1 0 С · 1,8 + 32 0 С 1730 год Реомюр (французский физик) спиртовый термометр 0 0 R таяние льда 80 0 R кипение воды 1 °R = 1,25° C

Жидкостные термометры 1742 Термометр Цельсия Андре Цельсий (1701-1744) -шведский физик и астроном 0 0 С –температура тающего льда; 100 0 С – температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении.

Измерение температуры: Жидкостные термометры (ртуть, спирт) Газовые термометры Электронные термометры Механические термометры Оптические термометры

Жидкостные термометры Принцип действия основан на зависимости изменения объема жидкости от изменения её температуры (тепловое расширение вещества)

Уличные и комнатные термометры Ч асы-термометр садовый (керамика)

Термометры для воды Для бассейна Для аквариума

Жидкостные термометры Для вина чая Для садоводов Для нефтепродуктов Для

Термометр всегда показывает свою собственную температуру. Для определения температуры среды: термометр следует поместить в эту среду и подождать до тех пор, пока температура прибора не перестанет изменяться, приняв значение, равное температуре окружающей среды.

Максимальный термометр Медицинский термометр, предназначенный для измерения температуры тела человека. Фиксирует наибольшую температуру, до которой он был нагрет.

Медицинские термометры Электронные (цифровые) Ртутные Ртутный термометр необходимо встряхнуть.

Механический термометр

Чем горячая вода отличается от холодной? Эксперимент Возьмем два куска сахара и один из них бросим в холодную воду, а другой – в кипяток. В горячей воде сахар растворится быстрее, в холодной медленнее. Диффузия при более высокой температуре происходит быстрее, чем при низкой. Почему?

Температура зависит от средней скорости движения и массы молекул. Скорость молекул кислорода при 0 градусов – 425 м/с 20 градусов – 440 м/с Средняя скорость молекул азота = 440 м/с при температуре 16 градусов

Температура является мерой средней кинетической энергии частиц тела

ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1 см 3 Н 2 О 3,34*10 22 молекул (33400000000000000000000) 33,4 секстиллиона Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют ТЕПЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: в природе мы являемся свидетелями тепловых явлений, но порой, не обращаем внимания на их сущность. Например, летом идёт дождь, а зимой снег. Образуется роса на листьях. Появляется туман. Зимой моря и реки покрываются льдом, а весной этот лед тает. Значение тепловых явлений в жизни человека очень велико. К примеру, незначительное изменение температуры организма означает заболевание. Температура внешней среды в любом точке Земли меняется как в течение суток, так и в течение года. Организм сам по себе не может компенсировать изменение температуры при теплообмене со средой, и нужно принимать какие-то дополнительные меры: т.е. надеть соответствующую одежду, строить жильё с учетом условий местности, где живут люди, ограничивать пребывание человека в среде, температура которой отличается от температуры организма.

Гипотеза: благодаря научным знаниям и достижениям созданы легкие, прочные малотеплопроводные материалы для одежды и защиты жилища, кондиционеры, вентиляторы и прочие приспособления. Это позволяет нам преодолевать трудности и многие проблемы, связанные с теплом. Но все же изучать тепловые явления необходимо, так как они имеют исключительно большое влияние на нашу жизнь.

Цель: изучение тепловых явлений и тепловых процессов.

Задачи: рассказать о тепловых явлениях и тепловых процессах;

изучить теорию тепловых явлений;

на практике рассмотреть существование тепловых процессов;

показать проявление этих опытов.

Ожидаемый результат: проведение опытов и изучение наиболее распространенных тепловых процессов.

: подобран и систематизирован материал по теме, проведены опыты и блиц - опрос учащихся, подготовлена презентация, представлено стихотворение собственного сочинения.

Тепловые явления - физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.

Нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация - все это примеры тепловых явлений.

Тепловое движение - процесс хаотичного (беспорядочного) движения

частиц, образующих вещество.

Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц. Чаще всего рассматривается тепловое движение атомов и молекул. Молекулы или атомы вещества всегда находятся в постоянном беспорядочном движении.

Это движение обусловливает собой наличие в любом веществе внутренней кинетической энергии, которая, связана с температурой вещества.

Поэтому, беспорядочное движение, в котором всегда находятся молекулы или атомы, называется тепловым.

Изучение тепловых явлений показывает, что насколько в них уменьшается механическая энергия тел, настолько же увеличивается их механической и внутренней энергий, при любых процессах остаётся неизменной.

В этом заключается закон сохранения энергии.

Энергия не возникает из ничего и не исчезает никуда.

Она может лишь переходит из одного вида в другой, сохраняя своё полное значение.

Тепловое движение молекул никогда не прекращается. Поэтому любое тело всегда обладает какой-то внутренней энергией. Внутренняя энергия зависит от температуры тела, агрегатного состояния вещества и других факторов и не зависит от механического положения тела и его механического движения. Изменение внутренней энергии тела без совершения работы называется теплопередачей .

Теплопередача всегда происходит в направлении от тела с большей температурой к телу с меньшей температурой.

Существует три вида теплопередачи:

Тепловые процессы - разновидность тепловых явлений; процессы, при которых меняется температура тел и веществ, а также возможно изменение их агрегатных состояний . К тепловым процессам относятся:

Нагревание

Охлаждение

Парообразование

Кипение

Испарение

Кристаллизация

Плавление

Конденсация

Сгорание

Сублимация

Десублимация

Рассмотрим в качестве примера вещество, которое может находиться в трёх агрегатных состояниях: вода (Ж- жидкое, Т- твердое,Г- газообразное)

Нагревание - процесс повышения температуры тела или вещества. Нагревание сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды. При нагревании агрегатное состояние вещества не изменяется.

Опыт 1: Нагревание.

Наберём воду из крана в стакан и измерим её температуру (25°C),

затем поставим стакан на теплое место (окно на солнечной стороне), и через некоторое время измерим температуру воды (30°C).

Подождав ещё некоторое время, я еще раз измерила температуру (35°C). Вывод: термометр показывает увеличение температуры сначала на 5°C, а потом и на 10°C.

Охлаждение - процесс, понижения температуры вещества или тела; Охлаждение сопровождается выделением теплоты в окружающую среду. При охлаждении агрегатное состояние вещества не изменяется.

Опыт 2: Охлаждение. Посмотрим как происходит охлаждение на опыте.

Из крана в стакан наберём горячую воду и измерим её температуру (60°C) затем этот стакан на некоторое время поставим на подоконнике, после чего измерим температуру воды и она стала равной (20°C).

Вывод: вода охлаждается и термометр показывает понижение температуры.

Опыт 3: Кипение.

С кипением мы каждый день сталкиваемся дома.

Нальём в чайник воду и поставим его на плиту. С начала вода нагревается, а затем происходит кипения воды. Об этом свидетельствует пар, выходящий из носика чайника.

Вывод: при кипении воды, пар из горлышка чайника выходит через маленькое отверстие и свистит и мы выключаем плиту.

Испарение - это парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости.

Испарение зависит от:

Температуры вещества (чем выше температура, тем интенсивнее испарение);

Площади поверхности жидкости (чем больше площадь, тем больше испарение);

Рода вещества (разные вещества испаряются с разной скоростью);

Наличия ветра (при наличии ветра испарение происходит быстрее).

Опыт 4: Испарение.

Если Вы когда-нибудь наблюдали за лужами после дождя, то Вы, несомненно, замечали, что лужи становятся меньше и меньше. Что произошло с водой?

Вывод: она испарилась!

Кристаллизация (отвердевание) - это переход вещества из жидкого агрегатного состояния в твердое. Кристаллизация сопровождается выделением энергии (теплоты) в окружающую среду.

Опыт 5: Кристаллизация. Чтобы обнаружить кристаллизацию, проведём опыт.

Наберём воду из крана в стакан и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время происходит процесс отвердевания вещества, т.е. на поверхности воды появляется корка. Затем вся вода в стакане полностью превратилась в лед, то есть кристаллизуется.

Вывод: сначала вода охлаждается до 0 градусов, затем замерзает.

Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое. Этот процесс сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды. Чтобы расплавить твёрдое кристаллическое тело ему необходимо передать некоторое количество теплоты.

Опыт 6: Плавление. Плавление легко обнаруживается на опыте.

Достаём из морозильной камеры холодильника стакан с замёрзшей водой, который поставили мы. Через некоторое время в стакане появилась вода - лед начал таять. Спустя некоторое время весь лед растаял, то есть полностью перешел из твердого в жидкое.

Вывод: лёд с течением времени получает тепло от окружающей среды и со временем растает.

Конденсация -переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

Конденсация сопровождается выделением теплоты в окружающую среду.

Опыт 7: Конденсация.

Мы вскипятили воду и поднесли к носику чайника холодное зеркало. Через несколько минут на зеркале четко видны капли конденсировавшегося водяного пара.

Вывод: пар оседая на зеркале превращается в воду.

Явление конденсации можно наблюдать летом, ранним прохладным утром.

Капельки воды на траве и цветах - роса - свидетельствуют о том, что водяной пар, содержавшийся в воздухе, конденсировался.

Сгорание - процесс сжигания топлива, сопровождающийся выделением энергии.

Эта энергия используется в различных

сферах нашей жизни.

Опыт 8: Сгорание. Каждый день мы можем наблюдать, как сгорает природный газ в горелке плиты. Это и есть процесс сгорания топлива.

Также процессом сгорания топлива является процесс сжигания дров. Поэтому, чтобы провести опыт по сгоранию топлива, достаточно только зажечь газовую

горелку или спичку.

Вывод: при сгорании топлива выделяется тепло, может появиться специфический запах.

Результат работы над проектом :в своей проектной работе я изучила наиболее распространенные тепловые процессы: нагревание, охлаждение, парообразование, кипение, испарение, плавление, кристаллизация, конденсация, сгорание, сублимации и десублимации.

Кроме того, в работе были затронуты такие темы, как тепловое движение, агрегатные состояния веществ, а также общая теория по тепловым явлениям и тепловым процессам.

На основе простейших опытов рассматривалось то или иное тепловое явление. Опыты сопровождаются демонстрационными картинками.

На основе опытов рассмотрено:

Существование различных тепловых процессов;

    доказана актуальность тепловых процессов в жизни человека.

Также мною был проведен блиц-опрос учащихся 9 «А» класса в составе 15 человек.

Блиц - опрос учащихся 9 класса.

Вопросы:

1. Что такое тепловые явления?

2. Приведите примеры тепловых явлений

3. Какое движение называют тепловым?

4. Что такое теплопроводность?

5. Агрегатные превращения - это…

6. Явление превращения жидкости в пар?

7. Явление превращения пара в жидкость?

8. Какой процесс называется плавлением?

9. Что такое испарение?

10. Назовите процессы, обратные нагреванию, плавлению, испарению?

Ответы:

1. Тепловые явления - физические явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел

2. Примеры тепловых явлений: нагревание и охлаждение, испарение и кипение, плавление и отвердевание, конденсация

3. Тепловое движение - беспорядочное, хаотическое движение молекул

4. Теплопроводность - передача тепла от одной части к другой

5. Агрегатные превращения - это явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое

6. Парообразование

7. Конденсация

8. Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое. Этот процесс сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды

9. Испарение - это парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости

10. Процессы, обратные нагреванию, плавлению, испарению - охлаждение, кристаллизация, конденсация

Результаты блиц - опроса:

1. Правильный ответ - 7 чел - 47%

Неправильный ответ - 8 чел - 53%

2. Правильный ответ -6 чел - 40%

Неправильный ответ -9 чел - 60%

3. Правильный ответ - 10 чел - 67%

4. Правильный ответ -6 чел - 40%

Неправильный ответ - 9 чел - 60%

5. Правильный ответ - 8 чел - 53%

6. Правильный ответ - 12 чел - 80%

Неправильный ответ - 3 чел - 20%

7. Правильный ответ - 8 чел - 53%

Неправильный ответ - 7 чел - 47%

8. Правильный ответ - 10 чел - 67%

Неправильный ответ - 5 чел - 33%

9. Правильный ответ - 13 чел - 87%

Неправильный ответ - 2 чел - 13%

10. Правильный ответ - 8 чел -53%

Неправильный ответ - 7 чел - 47%

Блиц-опрос показал, что ученики не достаточно знакомы с этой темой, и я надеюсь, что мой проект поможет им восполнить недостающие пробелы по данной теме.

Поставленная мною цель и задачи проектной работы выполнены.

Закончить свою работу хочу стихотворением, которое мы сочинили вместе с моим дедушкой.

Тепловые явления

Мы явления изучаем,

Про тепло познать желаем.

Мы живем в чудесном мире -

Все, как дважды два - четыре.

Выполняем мы работу,

Раскачав молекул роту,

Колем на дрова бревно -

Нам становится тепло.

Очень важная задача-

Это теплопередача.

Тепло можно передать,

От воды нагретой взять.

Все тела теплопроводны:

Вода греет радиатор,

Воздух снизу вверх идет,

В дом тепло передает.

А оконное стекло

В доме бережет тепло.

В раме есть воздушный слой -

Для тепла стоит горой.

Он тепло не пропускает

И в квартире сохраняет.

Ну а днем, мы знаем сами,

Солнце даст тепло лучами…

Чтоб познать все свойства эти,

В дружбе жить с теплом на свете,

И на деле применить -

Надо ФИЗИКУ учить!!!

Список литературы

1. Рахимбаев М.М. Флеш-учебник: «Физика. 8 класс». 2. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост.и под ред. Э.М. Браверман:- М.: Ассоциация учителей физики, 2003. - 400 с. 3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащихся. Вестник ОГУ, №2, 2004. 4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2004. 5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 6. Электронные ресурсы:Сайт http://school-collection.edu.ru Сайт http://obvad.ucoz.ru/index/0Сайт http://zabalkin.narod.ru Сайт http://somit.ru

Тепловое движение
Тепловое движение отличается от механического тем, что в нем принимают участие частицы, которые движутся самостоятельно и из которых состоит вещество - атомы и молекулы. В газах частицы движутся беспорядочно, с разной скоростью по всему объему. В твердых телах частицы беспорядочно колеблются около своих устойчивых положений. Во время нагревания скорость теплового движения увеличивается, в процессе охлаждения - уменьшается.
Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией . Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц называют теплопроводностью . Наибольшая теплопроводность у металлов, меньшая - в жидкостей, незначительная - у газов. Вещества с низкой теплопроводностью используют там, где необходимо предохранять тело от охлаждения или перегрева. Например, дома строят не из металла, а из кирпича, бетона, дерева. Теплопроводность ведет к выравниванию температуры тела.
Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называется количеством теплоты . Теплоту измеряют термометром и выражают в градусах Цельсия - °C.
Тепловые явления в природе
Тепловая энергия Солнца поступает на нашу планету постоянно и относительно равномерно. Но из-за вращения Земли и изменение им положения относительно Солнца разные зоны планеты получают неодинаковое количество тепла с определенной периодичностью (ритмичностью ).
Различают годовые и суточные ритмы . Годовые циклы состоят из четырех времен года, суточные - со смены дня и ночи.
Тепловые явления в природе хорошо рассматривать на примере воды. Зимой вода в водоемах превращается в лед. Плотность льда меньше, чем плотность воды, и лед находится на ее поверхности. Это позволяет выживать водяным животным при низких температурах. Снег, покрывая почву, препятствует его промерзанию, что позволяет зимовать многолетним растениям и зерновым культурам, посеянным осенью. Оттаивание льда свидетельствует о повышении температуры воздуха и приход весны. Во время весеннего таяния снега почва насыщается влагой, что и делает прорастания семян и многолетних растений. Нагреваясь, вода испаряется и переходит в газообразное состояние. Пар, поднимаясь в верхние слои атмосферы, охлаждается и выпадает в виде дождя.
Сезонные приспособления живых организмов
Живые организмы по-разному приспосабливаются к изменению температуры.

Однолетние растения переносят холодное время года в состоянии семян. Многолетние травянистые растения хранят запас питательных веществ в корнях. Древесные растения защищает кора. В клетках зимующих растений является растворенная глюкоза, что препятствует их промерзанию.

Cлайд 1

Cлайд 2

Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. Теплопроводность Излучение Теплопроводность Конвекция

Cлайд 3

Опишите превращения энергии в данных примерах. 1 2 3 4 Способы изменения внутренней энергии

Cлайд 4

Количество теплоты, которое получает (или отдаёт) тело, зависит от его массы, рода вещества и изменения температуры. Удельная теплоёмкость вещества показывает, какое количество теплоты требуется для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1 0С. Обозначается: С. Единица измерения: 1 Дж / кг 0С. Q = cm(t2 – t1) Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче называют к о л и ч е с т в о м т е п л о т ы. Расчёт количества теплоты Q Российская газета

Cлайд 5

При теплопроводности само вещество не перемещается от нагретого конца тела к холодному. Как же передаётся тепло? Будет ли происходить перенос тепла в условиях невесомости? х о р о ш и е Металлы, их расплавы, твёрдые тела и др. п л о х и е Жидкости, газы, пористые тела, земля… Теплопроводность – перенос энергии от более нагретых участков тела к более холодным за счёт теплового движения и взаимодействия ч а с т и ц т е л а. Теплопроводность Особенности Проводники тепла

Cлайд 6

Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве? В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните. Деревянная ложка в стакане с горячей водой нагревается меньше, чем металлическая. Почему? Из какой посуды удобнее пить горячий чай: из алюминиевой кружки или фарфоровой чашки? Почему? Зачем жители Средней Азии в жару носят ватные халаты и папахи?

Cлайд 7

Плавление 2. Как изменяется энергия молекул и их расположение? 1. Как изменяется внутренняя энергия вещества? 4. Изменяются ли молекулы вещества при плавлении? 5. Как изменяется температура вещества при плавлении? 3. Когда тело начнет плавиться? При нагревании увеличивается температура. Скорость колебания частиц возрастает. Увеличивается внутренняя энергия тела. Когда тело нагревается до температуры плавления, кристаллическая решетка начинает разрушаться. Энергия нагревателя идет на разрушение решетки. Плавление – переход вещества из твердого состояния в жидкое. Тело принимает энергию

Cлайд 8

Кристаллизация – переход вещества из жидкого состояния в твердое. Жидкость отдает энергию 2. Как изменяется энергия молекул и их расположение? 1. Как изменяется внутренняя энергия вещества? 4. Изменяются ли молекулы вещества при кристаллизации? 5. Как изменяется температура вещества при кристаллизации? 3. Когда тело начнет кристаллизоваться? Кристаллизация

Cлайд 9

плавление нагревание отвердевание охлаждение Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для превращения 1 кг кристаллического вещества, взятого при температуре плавления, в жидкость той же температуры, называется удельной теплотой плавления. Обозначается: Единица измерения: Поглощение Q Выделение Q t плавления = t отвердевания

Cлайд 10

«Читаем график» 1. В какой момент времени начался процесс плавления вещества? 4. Сколько длилось: а) нагревание твердого тела; б) плавление вещества; с) остывание жидкости? 2. В какой момент времени вещество кристаллизовалось? 3. Чему равна температура плавления вещества? Температура кристаллизации?

Cлайд 11

Кипение – это интенсивное парообразование, происходящее одновременно внутри и на поверхности жидкости. 2. Кипение – это процесс, при котором жидкость переходит в пар при определенной и постоянной для каждой жидкости температуре и не только с поверхности, но и по всему объему жидкости. 3. Кипение происходит с поглощением теплоты. 4. С изменением атмосферного давления изменяется и температура кипения: при повышении давления температура кипения повышается. Запомни, что…

Cлайд 12

Парообразование – переход вещества из жидкого состояния в газообразное. 2. Как изменяется энергия молекул и их расположение? 1. Как изменяется внутренняя энергия вещества при парообразовании? 3. Изменяются ли молекулы вещества при парообразовании? 4. Как изменяется температура вещества при парообразовании? Испарение – процесс, при котором с поверхности жидкости или твердого тела вылетают частицы (молекулы, атомы). Парообразование Скорость испарения жидкости зависит от: 1) рода вещества; 2) площади испарения; 3) температуры жидкости; 4) скорости удаления паров с поверхности жидкости.

Cлайд 13

Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое. 2. Как изменяется энергия молекул и их расположение? 1. Как изменяется внутренняя энергия вещества при конденсации? 3. Изменяются ли молекулы вещества при конденсации? Если идет процесс парообразования, то жидкости требуется сообщить тепло, а если пар превращается в жидкость, то некоторое количество тепла выделяется. Количество теплоты, необходимое для парообразования и конденсации, определяется по формуле: Q=L*m , где L – удельная теплота парообразования. Конденсация

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...