Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что означает фрустрация в психологии. Причины развития этого явления

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.


Дата создания: 17.12.2007
Дата обновления: 27.07.2017

Людям часто свойственно строить планы, намереваться чего-то достичь, или совсем просто, - надеяться на чудо. Но когда по тем или иным причинам планы рушатся, достижения не осуществляются, а чуда не происходит – многие (да практически все!) испытывают достаточно выраженные неприятные ощущения: напряжение, тревожность, разочарование...


Фрустрация [лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror - обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности.
БСЭ

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.
Большой психологический словарь, 2004 г.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Ф. – это внутриличностный конфликт между направленностью личности и осознанием объективных возможностей, с которыми субъект не согласен. Ф. сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, досадой, чувством вины и т. д. Типичными реакциями на Ф. является агрессия (или аутоагрессия), снижение ценности недосягаемого объекта, регрессия.

Словарь конфликтолога-2009

Приведя эти и некоторые другие определения к общему знаменателю, можно определить фрустрацию как психическое состояние невротического характера, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
Иными словами, фрустрация – это комплекс негативных эмоциональных переживаний, которые возникают в результате некоего обмана ожиданий.

С состоянием фрустрации сталкиваются в той или иной степени все или почти все, кто так или иначе воспринимал себя обманутым. Неважно, кто выступил в роли обманщика: чужой человек или близкий родственник, государство или «дорогое мироздание». Часто наряду с чувством обмана наличествует и ощущение потери чего-то значимого, подчас невосполнимого.

Клиническая картина расстройств, вызванных фрустрацией, определяется и особенностями личности, и нюансами самой ситуации. А во многом и протяжённостью деятельности человека, дающей надежду и предшествующей осознанию обмана.

Одно дело, когда, вложив требуемую денежную купюру в торговый автомат, после короткого жужжания человек не получает ничего. Другое дело, если в течение всей школьной жизни с интересом набирать знания, преодолевать трудности на пути к ним, учиться понимать то, что многим доступно только в вузе, и не набрать необходимого балла для поступления в этот вуз. Конечно, и та и другая ситуация настроения не улучшит, но в первом случае будет лишь короткий приступ агрессии, направленный на железяку, не желающую продолжать диалог. Во втором случае депрессия с аутоагрессией нередко приводит к суицидам . Человек, поставивший перед собой цель и уверовавший в правильности длинного и трудного пути к ней, часто ставит под сомнение правильность вообще своей жизни; и не видит смысла , не желает жить дальше. Его высказывания часто носят характер риторических вопросов: «Зачем мне нужна эта жизнь? Как мне всё это пережить?» Частые, но мелкие обманы приводят к затяжным хроническим депрессиям и, как следствие, к апатии, безынициативности, потере трудоспособности. В таких ситуациях многие «решают» проблемы, уходя в другую крайность: вообще ничего в жизни не предпринимать и практически полностью ограничить свою активную деятельность. Такое психологические и социальное затворничество, предпринимаемое вопреки желаниям самого человека, тоже приводит к дополнительным стрессам и кризисам. В так называемых цивилизованных станах это привело к массовому применению седативных препаратов, а в России - к традиционному алкоголизму.

Я обозначил лишь только наиболее яркие осложнения фрустрационного невроза , но приведёнными примерами список не ограничен. Так попробуем проанализировать возникновение и дальнейшее развитие столь массового и столь опасного явления.

Как уже отмечалось, важнейшим компонентом фрустрации является обман. Но для того, чтобы человек оказался обманутым кем-либо (или чем-либо), нужно, чтобы он этому кому-либо (или во что-либо) поверил. Человека, который не верит, или как чаще говорят, не доверяет, обмануть очень проблематично. Поэтому придётся коснуться таких понятий, как вера и знания, стоящих по разные стороны так называемого рубежа Юма.

Понятие рубежа Юма (ещё его иногда называют «гильотина Юма») разделяет различные законы на действующие в природе – естественные, и на созданные людьми. Естественные законы природы действуют вне зависимости от их первооткрывателей и даже от существования человека на Земле. А нарушителю этих законов нередко грозит Нобелевская премия. Самое же главное, что определил ещё Юм – эти законы описывают те или иные явления так, как это есть. Это естественное существование природы (в древности её называли натурой, и даже предполагалось, что культура в человеке, путём внутриличностной борьбы, должна окончательно победить натуру).
Законы второго типа всегда придуманы людьми, хотя в идеологических целях авторство нередко приписывается неким высшим силам. Эти законы и правила часто написаны, напечатаны, нацарапаны на твёрдых носителях, но могут передаваться от человека к человеку «из уст в уста». Вне человеческого общества эти законы не работают (животные, например, ничего не знают про закон о запрете пропаганды гомосексуализма). Но главное по Юму - они определяют, как должно быть. Мы все, живя среди людей, живём в мире этих законов. Различные правила, предписания и всевозможные ограничения и запреты пронизывают наше бессознательное и по сути являются тем, что Фрейд назвал Супер-Эго, а Бёрн – внутренним Родителем. Можно предположить, что некоторые из этих запретов прописаны даже в генах: если некий авторитетный палеоантроп запрещал своему подопечному посещать вон ту пещеру, а ученик нарушил запрет, то, встретив в ней пещерного медведя, юноша лишился возможности передать свои гены потомству.

Вообще действие цензуры обычно поддерживается системой наказаний. Не всегда можно было дождаться помощи карающего медведя, и авторитеты-иерархи брали эту функцию на себя: естественно, в своих интересах. И использовали принцип не только кнута, но и пряника. А для понимания такого явления, как фрустрация, в первую очередь важна именно вторая часть воспитания-дрессировки – система поощрения. Главный тезис которой – если всё сделать правильно, то в конце получишь награду. И это тоже порой становится частью бессознательного: той самой его части, которую Берн назвал внутренним Ребёнком, самой ранимой и впечатлительной части человеческой психики. То, что после самоограничений и страданий наступит заслуженная награда, постулировано ещё в мифах и сказаниях Древней Индии: оттуда вместе с индоевропейской группой языков эта установка распространяется по планете уже на протяжении более чем пятидесяти тысяч лет, приобретая в каждой культуре свои особенности. Более того – баланс потерь и наград воспринимается как чувство справедливости, и нарушение этого баланса сбивает эмоциональный гомеостаз и даёт ощущение фрустрации.

В качестве примера рассмотрим сценку из советского кинофильма «Серёжа» режиссёров Георгия Данелии и Игоря Таланкина по одноимённой повести Веры Пановой: где взрослый мужчина протягивает ребёнку пустой, но свёрнутый как конфета фантик. Сцена, где Серёжа уличил взрослого дядю в обмане, да ещё и спросил "Дядя Петя, ты дурак? », в годы выхода фильма вызвала шквал официальной критики: «Ребёнок не должен так поступать!» И внутренний Ребёнок, ведомый цензурой, обычно так и не поступает, в результате проглатывая обман за обманом и испытывая фрустрацию за фрустрацией.

Казалось бы, сейчас уже многое изменилось в странах, которые мы называем цивилизованными. Люди в большинстве своём получили расширенный доступ к информации и возможность сравнивать её, выверять несоответствия и превращать эту информацию в знания, не полагаясь на веру. Действительно, средний европеец и североамериканец стали менее подвержены внушению, менее гипнабельными, чаще проявляют здравый скепсис и прагматизм. Даже к рекламе, точнее, к рекламируемому товару многие относятся с определённым скепсисом. Но вот идеологический подтекст рекламы, вместе с иными пропагандистскими посылами СМИ, окружает современного человека везде. Сияющие счастьем рекламные модели предлагают соревнование в вещественном благополучии, опередить и победить конкурентов, превращая людей в зомби-гладиаторов в Колизее жизни. Идеология соревновательности повседневной жизни превращает её в борьбу на выбывание: «Пусть проигравший плачет». Соревнование – везде и во всём: например, в супружестве . Два близких человека оказавшись в одной семейной упряжке, вдруг начинают бороться друг с другом, чаще всего за власть, а захватив её, стремятся унизить своего партнёра, чтобы эту власть закрепить. Проф. В. В. Макаров говорил, что семья могла бы быть первым психотерапевтом для её членов, но на практике она часто становится первым источником фрустраций. В мегасемье при современных быстро меняющихся условиях родители уже не могут обеспечить себе авторитет на монополию актуальных знаний, и часто готовы идти на обман для сохранения власти.

Примерно то же подчас происходит и на работе: от старого и почти безобидного соцсоревнования друзья-коллеги все чаще переходят к противостоянию. Даже внутри одной организации псевдодрузья борются за продвижение по службе, благосклонность начальства, подогреваемые начальственным принципом «разделяй и властвуй». И об этом никому нельзя говорить, ибо проигравший подвергается социальному моббингу .

Ситуацию фрустрации отягощает и часто значительно осложняет давление не просто внутренней цензуры , а так называемого Родителя-контаминанта , который вешает на человека чувство вины, обзывая его ни к чему не способным неудачником, лузером и другими новомодными словечками. Так что поводов испытать фрустрацию у современного человека более чем достаточно. К сожалению, собираясь на консультацию к психологу и даже к психотерапевту, потенциальный клиент нередко строит для себя «предполагаемую модель» будущей работы и взаимоотношений с консультантом на основе обычно контаминированных представлений «как должно быть». И закономерно чувствует себя обманутым, когда и взаимодействие в реальности происходит несколько иначе, и работа протекает не так, как думалось, и результаты предполагаются вообще какие-то не те.

Таким образом, однажды попав в ловушку фрустрационного невроза, человек может уйти в соматизированную депрессию , замкнуться в себе и попытаться спрятаться от контаминанта за щитом нарастающей соматики. Шутка, что почти все болезни от нервов, приобретает иной смысл: почти все болезни от фрустраций.

Наверное, лучшей профилактикой подобных неврозов был бы общечеловеческий отказ от обмана, а также избавление всех людей от чувства несправедливости, от навязывания межличностной борьбы, оценочности и ранжирования по неким «общепризнанным» стандартам. Понятно, что в настоящее время это утопия. Были попытки найти фармакологические средства, способные создать человеку такие ощущения. Но там, где удавалось продвинуться в этом направлении, получался новый наркотик. И это закономерно, так как это попытка один обман заменить другим.

В порядке самопомощи для укрепления устойчивости к фрустрациям может быть полезным усиление здравого скепсиса, некоторое недоверие к требованиям типа «ты должен(а)», если конечно, у вашего контрагента нет реальной долговой расписки. Опора на знание, а не на веру (тут помним про принцип Юма). Иными словами – развитие и использование той субличности, которую Эрик Бёрн называл внутренним Взрослым. Конечно, всё это требует определенного интеллектуального труда и способности думать, но тем не менее это одно из наиболее действенных средств против будущих (да и наступивших) фрустраций: быть информационно и интеллектуально независимым, иметь свое обоснованное мнение и не опираться на чужой разум.

Какую-то часть поводов для возможных фрустраций предусмотреть всё равно нельзя: это всё, что связано с так называемыми форс-мажорными обстоятельствами разного рода и прочими не зависящими от человеческого разума факторами. Но человек разумный как вид стал, как говорится, вершиной эволюции еще и потому, что пока что сохраняет высокую приспособляемость к различного рода условиям, в том числе и быстро меняющимся. И так называемое стохастическое мышление предполагает, что желаемый результат можно получить далеко не единственно «правильным» путём: всегда возможны варианты. Иными словами, даже непредсказуемой фрустрации скорее избежит (или переживёт ее с минимальными последствиями) тот, кто в принципе имеет определенную гибкость мышления .

Что касается психотерапии фрустраций – то это одна из наиболее сложных тем работы. Как минимум потому, что внутри головного мозга каждого человека уникальный космос, а возможность увидеть его только через узенький речевой канал. Кроме того, врач и клиент многие термины и понятия часто представляют по-разному, а бессознательное у каждого конкретное и уникальное. И важно, что вышеупомянутый контаминант сидит в том же самом бессознательном, являясь его частью его. Работа осложняется ещё и тем, что на высоте невротических проявлений, вызванных фрустрацией, происходит как бы «сужение сознания», как бы зацикленность на упущенной возможности, на не достигнутой цели или пережитой потере. А частая попытка консультанта «дать добрый совет» воспринимается как замена одного контаминанта другим, не менее чуждым.

Но кое-что можно предложить и здесь в помощь и консультанту-психотерапевту, и клиенту.

Известно, что чем точнее эталоны, к которым стремится человек, тем труднее их достичь. Например: если достигать точности изготовления детали трактора по стандартам важнейших деталей самолётных турбин, то сама деталь станет дороже всего трактора, да и поля со всем его урожаем. Но с позиции инфантильно-бинарного оценочного подхода «всё, что не эталон - то брак, всё, что не идеальный порядок – хаос». Собственно эталонно-линейная логика сама по себе является источником фрустраций и основной пищей контаминанта. Так будем учиться у природы. Ей чуждо эталонно-армейское однообразие, но в ней нет и полного хаоса. Есть некоторые закономерности с компонентами хаотичности, анализируемые с помощью стохастической логики . Опираясь на стохастическое мышление , можно помочь клиенту выйти из жестких рамок детерминированной безысходности фрустрации. А вооружившись отдельными компонентами стохастической логики, человек может начать изменять свою жизнь по-своему, уникальным образом, гармонизируя её с реальной окружающей его средой (при этом не забывая о рубеже Юма).

Я хочу вернуть дочь
Я хочу вернуть любовь Темы: личностные кризисы , Новый Год , праздники , фрустрация .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Фрустрация – понятие неоднозначное в психологической науке. Под фрустрацией понимают как эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на неудачи в достижении каких-либо целей и потребностей. Другие специалисты считают, что фрустрация – это внутренняя преграда, мешающая человеку достигать эти цели. Ясно одно – это состояние не является патологией, но для человека создает множество проблем, связанных с адаптацией к окружению.

Фрустрация не возникает просто так. Перед появлением этого состояния есть определенные ситуации, которые приводят к результату: подавленному настроению, крушению надежд, невозможности достигать поставленные цели, депрессии – именно так понимают врачи фрустрацию.

Состояние фрустрации может возникать у многих людей. Чтобы понять, у кого есть вероятность испытать фрустрацию, нужно вернуться к истокам психологии личности. У каждого человека, без исключения, есть базовые потребности: биологические, социальные, духовные, дополняют их материальные и другие. Все они не могут просто так быть и не беспокоить человека. Они выражаются в виде влечения, желаний или стремлений. Каждая потребность начинает беспокоить человека, когда есть ее неудовлетворенность, то есть, нет возможности в данный момент ее восполнить.

В случае постоянной неудовлетворенности потребности (когда человек продолжительное время хочет чего-то достичь, но не знает, как это сделать) возникает негативная эмоциональная реакция, психическое состояние, называемое психологами фрустрацией.

Причины развития этого явления

Но человек сплошь и рядом встречается с неудовлетворенными потребностями, скажете вы. Чего стоит захотеть сырокопчёную колбасу, а вместо нее купить только вареную, и возникнет фрустрация? Нет, не каждая неудовлетворенная потребность приводит к этому состоянию. Есть определенные факторы, способствующие его появлению.

  1. Если человек уже не может вынести ощущение неудовлетворенности какого-либо стремления. То есть, превышен порог его выносливости в этой области. Часто из-за этой причины возникает детская фрустрация или сексуальная.
  2. Если человек субъективно воспринимает препятствие к удовлетворению потребностей как сложное и такое, которое невозможно ему преодолеть, появляется фрустрация.

Чаще всего данное состояние возникает у людей, привыкших, во что бы то ни стало достичь своей цели, эмоциональных и слишком обязательных.

Существует классификация препятствий для восполнения потребностей и стремлений, они бывают:

Симптомы явления

Фрустрация не может долго беспокоить человека и не быть не замеченной окружающими. Она имеет определенные симптомы, которые дают понять специалисту, с чем он имеет дело. Многие люди, долго находясь в этом состоянии, теряют навыки общения с окружающими, веру в себя и в успех того, что задумали сделать. Также в состоянии фрустрации человек теряет способность к мотивации своей деятельности, что сказывается на ее эффективности.

Получается замкнутый круг: негативная эмоциональная реакция на препятствия к достижению цели ведет к усугублению состояния, в свою очередь, это вызывает инертность и пассивность человека на пути к своей цели, он перестает верить в себя. Такое состояние ведет к заметному снижению качества и эффективности действий, а это создает еще большие преграды и ведет к еще большему усугублению состояния.

В состоянии фрустрации внутри личности происходит буря эмоций, переоценка идеалов, стремлений. Данное состояние может проявляться еще через такие симптомы:

По поведению человека уже можно понять, что его что-то беспокоит. Одни становятся задумчивыми, переживая трудности в себе. Другие выбрасывают весь негатив во вне (на окружающих). Победить данное состояние очень сложно, если человек не имеет способности к адаптации к этой трудности. Адаптивный тип личности редко страдает из-за фрустрации. У таких людей при возникновении проблем мобилизуются все внутренние структуры личности, и человек становится мотивированным и активным для достижения цели.

Преодоление такого состояния

Состояние фрустрации можно преодолеть на начальных стадиях ее появления, а также оно поддается коррекции при затянувшемся процессе.

Медикаментозное лечение

Если к этому состоянию подключаются такие явления, как страх, патологически подавленное настроение, депрессия, то необходимо применить медикаментозные средства для стабилизации состояния человека. Это могут быть антидепрессанты, ноотропы и другие успокоительные вещества. Но медикаментозное лечение ничего не даст, если возникшую проблему не решать с помощью психотерапевтических методов.

Психотерапия

При проработке проблем, психологи и психотерапевты могут использовать разные техники направлений психологии, но есть некоторые методы и техники, с помощью которых можно эффективно устранить препятствие к достижению целей, вызывающее это явление.

Экзистенциальное направление. Человек, долгое время не верящий в свои силы, постепенно теряет смысл жизни. Он, переставая верить в свой успех, уже не видит смысла продолжать чего-то хотеть и к чему-то стремиться. В итоге из-за фрустрации он не видит смысла вообще жить.

В этом направлении психотерапевты ориентируют человека на принятие реальности, помогая разобраться с отрицательными последствиями неадекватных механизмов защиты психики.

Позитивная психотерапия применяется в работе с адаптацией личности к окружающим проблемам. Беря за основу концепцию этого направления, утверждающую, что каждый человек важен как личность со всеми его способностями базовыми и выработавшимися.

С помощью техник психотерапевт отдаляет человека, находящегося в подобном состоянии, от неудовлетворенной потребности. Происходит переработка возникшей ситуации, которая привела к этому явлению.

В процессе беседы человек получает одобрение психолога, начинает постепенно принимать себя и свои достижения вместе с неудачами. Затем, после техники вербализации, происходит увеличение границ целей человека в жизни. Это направление непосредственно работает с целями, которые человек ставил перед собой, что позволяет эффективно бороться с подобным состоянием.

Сторонники психодинамического подхода это явление рассматривают, как угнетение энергии либидо, с которой рождается каждый человек. В результате каждый человек не испытывает удовлетворения своих базовых потребностей. В работе с ним применяется беседа, когда человек рассказывает все, что думает по поводу своей проблемы, слушая себя со стороны. В идеальном варианте работы пациент должен вербализовать свое напряжение, выражая это в виде эмоций.

Когнитивно-поведенческая терапия учит человека навыкам адаптации к социальной ситуации вокруг него. Фрустрация – неспособность человека адаптироваться к возникшей проблеме. С помощью этого направления пациенты учатся осознавать и отслеживать мысли, вызывающие тревогу.

Данное явление характерно тем, что человек внутри себя сильно накручивает. Это направление настраивает человека на победу над фрустрацией посредством оценки негативных мыслей, изменения этих мыслей на конструктивные, помогающие справиться с препятствиями к достижению целей.

Эффективной в работе с подобным явлением является психодрама. В рамках этого направления человек имеет возможность увидеть свою проблему или себя со стороны. Пациенту, находящемуся в таком состоянии, становится легче понять препятствия и свое неадаптированное поведение на пути к своей цели.

Как уже упоминалось, на действие стрессора человек реагирует, в частности, фрустрацией.

Фрустрация это психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимым или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Принято различать: фрустратор причину, вызывающую фрустрацию; фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию.

Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Состояние фрустрации, как правило, достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Дело в том, что человек планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, при этом, одновременно мобилизует блок обеспечения своих целей определенными действиями. В этом случае имеется в виду энергетическе обеспечение целенаправленного поведения. Перед этим запущенным в ход действием возникает некое препятствие – само психическое событие тормозится или прерывается, при этом в месте прерывания события происходит повышение психической энергии. Все это приводит к повышению активизации корковых образований, в частности ретикулярной формации. Именно этот пререизбыток нереализованной энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять.

А. И. Еремеева и Э. И. Киршбаум приводят такие условия возникновения фрустрации: 1) наличие потребности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; 2) наличие сопротивления, т. е. препятствия – фрустратора. Сами же препятствия могут быть нескольких видов: 1) пассивное внешнее сопротивление (физическая преграда, барьер, удаленность объекта потребности во времени и пространстве; 2) активное сопротивление (запреты, угрозы наказания, если субъект совершает или продолжает совершать, то, что ему запрещено); 3) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности, неспособность осуществить намеченное, расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения; 4) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести – оправданы ли выбранные средства в достижении цели, моральна ли цель).

Следует отметить, что возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но также зависит от особенностей личности. Например, у детей фрустрация возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации могут быть неудача в овладении предметами, неожиданные запреты со стороны взрослых и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости.

Поведение человека в состоянии фрустрации может быть самым разнообразным, оно зависит от многих факторов, таких как возрастные особенности, сила фрустратора, привлекательность цели, объем остановленной психической энергии.

Вообще, фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

Сама фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций, таких как гнев, раздражение, чувство вины и т. д. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Надо отметить, что при изучении фрустрации важным понятием является фрустрационная толерантность – устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Немецкий психотерапевт Беттхер (1973) выделяет две группы реакций на фрустраторы. Приведем одну из них: 1) препятствие усиливает мотивацию и человек не отказывается от своих целей, а продолжает с большей настойчивостью стремиться к ним, таким образом, препятствие интенсифицирует действия и повышает уровень активации; 2) препятствие вынуждает человека пересмотреть ситуацию в целом, сопоставить достигнутое с затратами, используемые средства и цели, изменить средства, сохранив цель, возможна также корректировка первоначальной цели. Приведенные поведенческие реакции остаются в пределах нормы, в целом сохраняется конструктивное поведение.

Следует отметить, что если толерантность низка, человек реагирует на фрустраторы даже незначительной силы неадекватным поведением. Можно привести основные типы неконструктивного поведения: 1) агрессивное поведение, направленное на человека, который вызвал ситуации фрустрации; 2) агрессия выливается на предполагаемого виновника, а не настоящего, также агрессия может быть направлена на самого себя, на неодушевленные предметы; 3) самоуспокоение, т. е., человек усматривает в недостигаемых целях массу недостатков и отказывается от них.

С. Розенцвейг – создатель теории фрустрации – составил психодиагностическую методику определения типов реагирования, сведя все виды реакций к девяти типам. На основании этой методики можно, с известной долей вероятности, предполагать, как будет вести себя исследуемый человек в фрустирующих ситуациях и каковы его адаптивные возможности. Изучение фрустрации приобретает важное значение для медицинской психологии в связи с актуализацией задач формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.

Так или иначе, адаптивная личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутреннего плана, так и внешнего. Именно они стимулируют активность личности, расширяют спектр связей с окружающей действительностью, делают их глубже и дифференцированнее.

состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ

психологическая боль") - блокирование целенаправленного поведения; - 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии - ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (Словарь, с. 304)

ФРУСТРАЦИЯ

frustration) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ…

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении определенного порога интенсивности (ста. ПОРОГ).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

ФРУСТРАЦИЯ

Конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1) от силы, интенсивности фрустратора;

2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, неудача) - одна из форм психологического стресса, возникающего в ситуации разочарования и проявляющегося гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Ф. вызывают объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности.

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого "чувства крушения", когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Фрустрация

Frustration). Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Фрустрация

Frustration). Отсутствие удовлетворения потребности или желания со стороны материнской фигуры. Также возникает при блокировании достижения личных целей.

Эго (Ego). В теории психоанализа - аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

ФРУСТРАЦИЯ

Специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями: 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса. 2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Фрустрация

психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Фрустрация

от frustration) вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).

Фрустрация

необходимый компонент гештальт-психотерапии, а также фактор необходимый для созревания личности (см. зрелость). По словам Перлза, гештальт-терапевт - это искусный фрустратор. Клиент проецирует (см. проекция) на терапевта способность сделать за него то, что он сам не готов сделать в своей жизни, и пытается добиться этого с помощью манипуляций (см. манипуляция). «Гештальттерапия исходит из предположения, что пациенту не хватает способности опираться на себя, и что терапевт символизирует эту неполноту «я» пациента» [Перлз (17), с. 136]. Фрустрация проявляется в том, что психотерапевт не поддерживает манипулятивное поведение клиента, а побуждает последнего мобилизовывать собственные ресурсы для удовлетворения потребностей. Важно учитывать, что фрустрация не должна быть чрезмерной - терапевт должен соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Лаура Перлз так сформулировала этот принцип: терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных. Литература:

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «...ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «...наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. ... Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «...о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...