Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что такое икона спас нерукотворный. Чудотворные списки «Спаса Нерукотворного»

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть , равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.


Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.

Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нем чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.


Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира,
утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.
По Преданию, она чудесным образом запечатлелась на куске ткани, которым Господь вытер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге едесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.
По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первый из образов, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Иногда этот образ, как и целый ряд других, именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), так как волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб в виде креста и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево. В верхних углах средника сохранилась надпись: IС ХС.

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со стекающими каплями крови.

В православной церкви прославление Нерукотворного Образа Спасителя распространилось в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом Спаса из Едессы в Константинополь. В Древней Руси Спас Нерукотворный известен в храмовых росписях XII века Спасо-Мирожского собора 1156г. и Спаса на Нередице 1199г.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731гг.) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны четыре Нерукотворных Образа Спасителя:

1) В Едессе, царя Авгаря - 16 августа.

2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января). По сказанию преподобного Никодима Святогорца (1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа.

3) При императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа).

4) На керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Чудеса святой иконы Спасителя.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлено от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алесей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, приказано было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали носить вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм. В Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение этого святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора - там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Иконография образа Спаса Нерукотворного.

Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному иконографическому канону, Спас Нерукотворный пишется в виде человека средних лет, словами иконописного подлинника: «в образе мужа совершенна», что соответствует пятой седмице (от 28 до 35 лет) древнерусского исчисления человеческой жизни. На иконе «Спас Нерукотворный» изображен только Божественный лик Спасителя. Причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.

Все эти иконы пишутся с «подлинного оригинала». Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами.

Иконы «Спас Нерукотворный» принято разделять на основные типы: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие», «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более темным цветом по сравнению с Убрусом.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.

Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней. Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере. В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Нерукотворный Образ Спасителя представляет собой одно из изначальных изображений, запечатлевшее на себе лик Господа. Образ выступает весьма значимым у приверженцев христианской религии, зачастую его выдвигают на одно место с крестом и распятием.

Если вы – православный человек и желаете узнать настоящую характеристику данной иконы, а также от каких неприятностей можно защитить себя с её помощью – непременно читайте дальше.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того , про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили до наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Полотно натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Нерукотворный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая акцент на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Спаситель изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые действия. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём он не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Образ уникален своей зеркальной симметричностью, в которую не вписались лишь глаза Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Список Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой эталон античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения здесь уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые словно заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Что обозначает икона «Спаса Нерукотворного»

Удивительный образ Спасителя отличается определёнными характеристиками:

  • именно описываемая икона представляет собой непременный элемент программы обучения иконописцев и их первую самостоятельную икону;
  • это единичное из ликов Иисуса, на котором присутствует замкнутый нимб. Нимб выступает олицетворением гармонии и завершённости Вселенной;
  • изображение отличается симметрией. Лишь глаза Иисуса немного скашиваются в боковую сторону, чтобы продемонстрировать более живую картину. Симметрия на образе призвана напомнить про симметрию во всём, что было сотворено Господом;
  • лицо Иисуса на иконе не выражает эмоций страдания или боли. Напротив, оно вызывает ассоциации со спокойствием, равновесием и чистотой, а также – свободой от любых эмоциональных переживаний. Зачастую лик ассоциируется с понятием «чистой красоты»;
  • икона демонстрирует исключительно портрет Спасителя, одну его голову, даже отсутствуют плечи. Эта особенность может быть трактована с разных позиций, в частности, голова ещё раз делает акцент на главенстве духовного над телесным, плюс выступает своеобразным напоминанием про важность Сына Божьего в церковной жизни.

Примечательно, что описываемая икона выступает единственным изображением только лица Иисуса. На всех остальных святых Ликах можно обнаружить Спасителя двигающимся либо стоящим во весь рост.

С какими просьбами можно обратиться к «Спасу Нерукотворному»?

Икона способна выручить человека в ряде неприятностей, а именно:

  • если человек решает сложную жизненную проблему, находится в затруднительном положении, из которого трудно найти выход – стоит обратиться за помощью к иконе «Нерукотворного Спаса»;
  • если утрачивается вера – также поможет лик Спасителя;
  • если имеют место различные тяжёлые патологии – тоже стоит обратиться к лику;
  • при наличии дурных, греховных помыслов, помолившись у данной иконы, вы сможете быстро избавиться от последних;
  • молясь у образа реально получить милость и снисхождение у Спасителя, как для себя, так и для своего близкого окружения;
  • если вы страдаете от апатии, нехватки физической энергии – эту беду также позволяет решить лик Спаса Нерукотворного.

Прежде, чем вы начнёте просить про помощь Христа у его иконы – покайтесь и прочтите текст молитвы «Отче наш».

В завершение предлагаю вам также просмотреть информативное видео про икону «Нерукотворный Спас»:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Спас Нерукотвомрный, чудотворный Мандилиомн -- особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате).

О происхождении данной святыни, служащей источником иконографии, существует два типа предания, каждый из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Предание, сохранившееся в Восточной Церкви о Нерукотворном Образе более древнее, упоминается с первой половины IV века. История связана со страдавшим болезнью царем Эдессы Авгарем и получением им плата (убруса, куска ткани, полотенца), на котором запечатлелся отпечаток лица Христа, Который умыл лицо и вытер его этим платом. Авгарь посылал в Палестину живописца Ананию, чтобы тот написал лик Христа. Авгарь хотел в болезни утешится хотя бы тем, что сможет видеть лик Христа, в Которого уверовал, хотя даже не видел Его лично. Но по Промыслу Божию труды Анании, когда он достиг Иерусалима и нашел Христа, не увенчались успехом, и он не смог ничего написать, глядя на Спасителя. Христос Сам позвал к Себе художника, прочел послание Авгаря, умыл Свое лицо водой и вытер его куском ткани, на котором сразу же появилось подобие Его лица. Поскольку борода Спасителя после умывания была влажная, то отпечаталась на плате одной крупной клиновидной прядью, в связи с этим иногда этот образ называют "Спас Мокрая Брада."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа

Таким образом, Святой Мандилион (от греч. "убрус", "мантия", "шерстяной плащ") стал первой в истории иконой.

Евсевий Кесарийский описывает это в своем труде "Церковная история."http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/.. Евсевий Кесарийский Церковная история книга 1,13. Евсевий Кесарийский в качестве подтверждения приводит два документа из архивов Эдессы, переведенных им с сирийского: просьбу Авгаря и ответ Спасителя.http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/evsev.. Евсевий Кесарийский. Церковная история КНИГА ВТОРАЯ Рассказывает о письмах Авгаря и Христа так же Ефрем Сирин.http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_017... Ефрем Сирин ТВОРЕНИЯ Том 3, ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ.

Так же, переписка царя со Христом и рассказ о принесении послами Авгаря изображения лика Христа включены в книгу "История Армении" армянским историком V века Моисеем Хоренским. "Это послание принес Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне."http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html MOBCEC XОPEHAЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ» КНИГА ВТОРАЯ, 30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара.

Авгаря так же посетил Фаддей. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа в Эдессу пришел святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Подробно рассказав о Христе Авгарю, Фаддей крестил его, после чего Авгарь был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем так же крестилась вся его семья и домочадцы, позже были крещены все жители Эдессы. Установленный на воротах города языческий идол был уничтожен. На этом месте Авгарь сделал углубление в стене, позволявшее защитить его от попадания осадков; наложил плат с изображением Христа на доску, изготовленную из дерева, не поддающегося гниению и стойкого ко внешним воздействиям, украсил получившуюся икону золотом, драгоценными камнями и установил в это углубление в городской стене над входом в город. Кроме этого, он так же выполнил надпись: "- Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа. Об этом событие рассказывает Прокопий Кесарийский, повествуя о осаде Эдессы персидским царем Хосровом в своей книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история": по его словам, Авгарь в старости страдал тяжелой подагрой.http://www.alanica.ru/library/Prokop/text.htm "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" Прокопий Кесарийский Война с персами. Книга 2,XII.Есть и апокрифические свидетельства неизвестных авторов об этом событии: Учение Аддая апостола (V--VI вв.) и более позднее Древнерусская версия легенды об Авгаре, рукопись XIII века.http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g02 Учение Аддая апостола,http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Avgar_Rus.. Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов ОГЛАВЛЕНИЕ Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века.

Кроме того сохранилось еще свидетельство Эгерии "Паломничество по святым местам"http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm Эгерия(Этерия) "Паломничество по святым местам".

Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города. Впервые историю Нерукотворного образа изложил император Константин VII Багрянородный. Согласно его повествованию Авгарь украсил Нерукотворный образ Спасителя и установил его в каменной нише над входом в город, для того, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением.

Меж тем спустя некоторое время один из потомков Авгаря вернулся к язычеству, тогда чтобы уберечь язычников, его заложили в нише кирпичами (черепицей) и он был продолжительное время спрятан до вторжения персидского войска Хосрова. Согласно версии, приведенной императором Константином, в момент закладки иконы кирпичом перед ней была установлена горящая лампада. Во время войны с персами, в одну из ночей Евлалию, епископу этого города, было дано ведение: он увидел некую женщину, которая сказала ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его», и указала на это место. Епископ ранним утром разобрал кирпичную кладку и обнаружил образ Спаса Нерукотворного. По свидетельству императора Константина, лампада продолжала гореть, не потухнув и не повредив икону, кроме того на кирпичах осталось точное изображение Спасителя, запечатлевшееся с иконы. Таким образом, был получен второй образ, точная копия первого, названная "Спас Нерукотворный на черепье" или Керамида.http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&m.. 681. (410.) Минея четья мес. август, полууст., напис. 1627 года Германом Тулуповым. Слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческаго, Повесть от различных собрана историй о посланием ко Авгарю нерукотворенном и божественном Образе Христа Бога нашего, и како от Едесапринесеся ко всеблагоденствующему и царствующему во градехКонстантинуграду. (перевод прп.Максима грека),http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Addai.php Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов Учение Аддая апостола. Лист 558.

В период иконоборчества защищая иконы от нападок иконоборцев на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин.http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_16.html Точное изложение православной веры. Книга 4 Глава XVI Об иконах.Григорий II папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру, в которых убеждал его остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее: "В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы."http://www.pagez.ru/lsn/0410.php Первое послание святого отца Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину о святых иконах. В 787 году Седьмой Вселенский собор использует факт существования Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

29 августа 944 года образ получил император Константин VII Багрянородный и торжественно перенес его Константинополь. Эта дата вошла в церковный календарь как общецерковный праздник. Позднее реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (предполагают, что корабль, перевозивший икону в Европу, потерпел крушение и затонул вместе со всем грузом и экипажем, в том числе с изображением Спаса Нерукотворного).

Западноевропейское средневековое предание предлагает другую версию возникновения образа Спас Нерукотворный. Этот вариант предания впервые упоминается примерно между XIII и XV веками, и возникает, вероятно, в среде францисканских монахов. Согласно ему, еврейка Вероника, сопровождавшая в числе прочих Христа при Его пути на Голгофу, вытерла от пота и крови Его лицо куском льняной ткани, на котором остался отпечаток Его лика. Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог вытереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на ткани. Святыня, так называемый "плат Вероники" хранится в Риме, в соборе Святого Петра. Предполагается, что имя этой женщины возникло в предании позже, как искажение латинской фразы veraicon ("истинный образ"). Главная отличительная особенность изображения «Плат Вероники» от «Спаса Нерукотворного» -- терновый венец на голове Спасителя, так как он отпечатался на полотенце, поданном Вероникой во время несения Иисусом Христом креста. Отсюда возникает характерное изображение в западноевропейской живописи Христа преимущественно с терновным венцом на голове, который, следует отметить, был свит не в форме диадемы, как принято изображать, а представлял собой подобие шлема, полностью покрывавшего голову и терзавшего шипами кожу, по предположениям, раздирая мягкие ткани до костей.

На плате на просвет можно разглядеть изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что оно было нанесено не с помощью красок либо каких то известных органических материалов.

Известны, как минимум, два так называемых «Плата Вероники»:

1. в соборе Святого Петра в Ватикане;

2. «Лик из Манопелло», так же именуемый «Вуаль Вероники», но на нем отсутствует терновый венец, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены. Из этого исследователи делают вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю.http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь -- Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница.

Существуют теории, относящие образ Спаса Нерукотворного к еще одной общехристианской святыне - Туринской Плащанице. Она представляет собой ростовое изображение Христа, чудесным образом запечатленное на льняном холсте, которым было обернуто Его тело после распятия и снятия с креста. Предполагают, что выставляемый в Эдессе плат с изображением Нерукотворного образа мог быть сложенной в несколько раз Туринской плащаницей, следовательно, Спас на Убрусе не был утерян, а все же вывезен в Европу и сохранен. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа -- «Спас Нерукотворный -- Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Необходимо сказать о двух списках образа Спас Нерукотворный, почитаемых в качестве двух великих святынь в Италии. Это две близкие по размерам иконы, примерно 40х29 см., покрытые плоским серебряным окладом, который воспроизводит очертания лика. Одна из них находится в Риме, другая в Генуе в армянской церкви св. Варфоломея и была в 1384 г. подарена византийским императором Иоанном V генуэзскому капитану Леонардо Монтальдо.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 сУ обоих изображений общие иконографические черты: острая борода и ниспадающие волосы по одной пряди с каждой стороны лика. По мнению некоторых исследователей, например Х. Бельтинга, один из этих образов мог быть средником Синайского триптиха Х в., от которого до нас дошли только боковые части. Размеры по высоте обоих вышеотмеченных образов и боковых створок триптиха практически идентичны.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.

Со второй половины XV в. изображения Плата Вероники и Римской иконы Спаса Нерукотворного соединяются. Подтверждает это Утрехтская миниатюра второй половины XV в., а так же алтарный образ для капеллы Вероники в соборе св. Петра в Риме, написанный Уго да Карпиок. 1525 г., где св. Вероника держит Римскую икону Спаса Нерукотворного. По словам Н. Кондакова, Генуэзская икона Спаса Нерукотворного легла в основу иконографического типа Святого Мандилиона, известного в России как "Спас Мокра Брада"Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.. Немецкие исследователи К. Онаш и А. Шнипер считают, что название "мокра брода" происходит из Новгорода.Онеш К. Шнипер А. Иконы: чудо духовного преображения. - М.: Интербук, 2001. - 301 с.Преданию об Авгаре более соответствует изображение Спасителя с мокрыми волосами, как отмечалось выше. Следует отметить, что изображения именно Спасителя с клиновидной бородой и собранными в две пряди волосами вокруг лика, распространяются через Новгород в России и через западные области в Украине, находившиеся на границе католического и православного миров.

Традиции изображения Нерукотворного Спаса в Украине восходят к ХІ -ХІІ вв. Самым старым памятником является икона Нерукотворного Спаса ХІІ в. из ГТГ.,Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. - М.: Искусство, 1981. - С. 10-11.определенная В. Н. Лазаревым как Новгородская, поскольку икона была вывезена Иваном Грозным из Новгорода, кроме того так же по сходству изображенных ангелов на обратной стороне иконы с росписями из Нередицы. Однако сам В. Н. Лазарев обращал внимание на стилистическую разницу лицевой и оборотных сторон иконы и допускал разновременность написания сторон Там же.. Современная наука считает, что эта икона происходит из КиеваОвсійчук В. Крвавич Д. Оповідь про ікону. - Л.: Інститутнародознавства НАН України, 2000. - 396 с. На этой иконе волосы Христа разделены на четыре пряди, борода свисает; иконописец не изображает Плат, следуя преданию, согласно которому Авгарь велел натянуть Плат на доску. В таком состоянии образовывать складки убрус не могСтерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с..

Традиция не изображать складки убруса продолжается до второй половины XIII в.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с

С XV века появляются изображения Нерукотворного Спаса на полотне, покрытом складками, который держат Ангелы или Архангелы.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 15 с.

Изображенные Ангелы выражают идею соборного предстояния ангельского мира и людей Нерукотворному Образу, Самому Господу. Поводом к появлению такой композиции явилась праздничная служба Образу Спаса Нерукотворного (1629 августа), где есть слова: "Егоже пришествием совокупи с человеки Ангел множество…" (стихра 4-го гласа на великой вечерни), "Веселятся с земными Небесныя… явльшуся днесь Божественному образу" (на утрени, другой канон, глас 6, песнь 7). "Радуйся, пречестный образе, Ангелы покланяемый… человеком возжеленный…" (на утрени, на хвалитех стихира на 4, глас 5).

Этот извод широко распространяется в XVI-XVII столетиях, что подтверждает и исследуемая икона. Однако, если самый древний из сохранившихся памятников русской иконографии - псковская икона Нерукотворного Спаса, в главных чертах Лика следует образцам предшествующих эпох, то большинство украинских икон Спаса Нерукотворного идут от западных соединенных образов, созданных из соединения икон Нерукотворного Образа и Плата Вероники. Примечательно, что в XV-XVI вв. традиционный иконографический тип Плата Вероники, с ликом Христа в терновом венце еще окончательно не оформился, и в западноевропейских произведениях встречаются изображения Спасителя в венце и без него.

Русские изображения "Спаса мокра брода" изображают по преимуществу четыре пряди, иногда практически объединяя их в две.

Изображения Плата Вероники в терновом венце в Православной иконографии появляются с конца XVII в. Классическим образцом в украинской традиции предстает икона, созданная Иовом Кондзелевичем в 1722 г. Появление тернового венца на голове Христа в данной иконе предстает логическим продолжением существовавших в украинской иконографии на протяжении предыдущих столетий в украинской иконографии. В иконе И. Кондзелевича мы видим те же две пряди волос и остроконечную бородку, как на Спасе Нерукотворном, к этому добавляется терновый венец, который к тому времени становится обязательным иконографическим атрибутом Плата Вероники.

Необычайное для восточной иконографии соединение Святого Убруса и Евхаристии тоже имеет своеоснование. Традиция помещать вокруг Св. Мандилиона дополнительные изображения, объясняющие смысл почитания этой иконы, берет начало в после иконоборческом периоде, когда в подобных изображениях была острая необходимость. Сохранившиеся до нашего времени створки триптиха Х в. из Синайского монастыря дают основания утверждать, что иконописание установлено Самим Богом. Иконописец наглядно преподносит предание о Св. Убрусе, вводя в икону апостольское свидетельство в лице святого апостола Фаддея. Примеров такого соседства сюжетов немного. Самые известные - это греческая миниатюра из менология № 9 из Московского исторического музея и горельефные изображения на окладе вышеозначенной генуэзской иконы. С XVI в. Распространяется извод «Спас Нерукотворный с деяниями», известный в большом количестве списков со второй половины XVII в. К XVI в., к ним относится икона из Словакской народной галереи в Братиславе.Tkac S. IkonySlowackieod XVI do XIX wieku. - Warszawa, Bratyslawa: Arkady, Tatran, 1984. - S. 27 На иконах "Спас Нерукотворный с деяниями" в клеймах помещена история святыниПрипачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 21-23 с.. Существует старообрядческая икона второй половины ХІХ в., где Св. Убрус наложен на четырехчастное изображение. В первой написана Богородица в иконографическом типе "Знамение", с двумя Херувимами, во второй - "Спас Благое молчание", в третьей Усекновение главы Иоанна Предтечи, в четвертой - свт. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это можно объяснить следующим образом: Знамение Пресвятой Богородицы с херувимами - ветхозаветное ожидание прихода Мессии, Спас Благое молчание - Логос до Воплощения, Усекновение главы Иоанна Предтечи - казнь последнего пророка, говорившего о приходе Мессии и начало Нового Завета, Новозаветной Церкви, изображение святителей, как вселенских учителей и создателей чина литургии, т. е. Бог Вочеловечился. Все эти четыре сцены, показывающие историю Боговоплощения, заканчивает образ Нерукотворного Спаса, являющийся весомым доказательством прихода на землю Бога во плоти. Все перечисленные варианты иконографии раскрывают догмат о Боговоплощении.

Икона «Спас Нерукотворный с Евхаристией» из собрания Харьковского Художественного музея раскрывает Нерукотворный Образ как символ Евхаристический. Судя по размерам иконы и изображения Евхаристии, этот образ некогда завершал Царские Врата.

Сцена причащения хлебом расположена с правой стороны; на переднем плане находятся Престол, на нем помещаются дискос, нож и просфора. Христос подает Апостолам хлеб В сцене причащения хлебом, расположенной с правой стороны Нерукотворного Спаса, на переднем плане изображен престол. На престоле находится дискос, нож и просфора. В правой части Христос, изображенный в профиль, подает апостолам хлеб. В сцене причащения вином, которая построена аналогичным образом, на престоле изображен сосуд для вина и потир. Христос держит в левой руке потир, правой благословляет. Сцены причащения апостолов в иконе из ХХМ, образуют одно целое с Нерукотворным Образом Спаса. Немецкий исследователь Х. Бельтинг, отмечая особенности почитания Плата в Риме, упоминал, что реальность Евхаристии соединилась с желанием видеть настоящую плоть Христа.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.-265 с. Именно в этом смысле и следует понимать иконографию данной иконы. Российский исследователь Л. Успенский так же отмечал, «что Христос в Святых Дарах не показывается, а дается. Показывается же Христос в иконе.»Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат, Паломникъ, 2001. - 474с. Таким образом, икона Спаса Нерукотворного из ХХМ своей иконографической программой показывает Христа, даваемого в Евхаристии, и для этого выбрана икона Нерукотворного Спаса, как главное свидетельство реального Воплощения Бога. Свидетельство реальности Евхаристии, показанное на данной иконе, могло быть реакцией на распространение протестантизма на западноукраинских землях, о котором упоминает П. ЖолтовскийЖолтовський П. М. Українськийживопис XVII - XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.. В протестантизме Евхаристия понимается как символ, как воспоминание о Евангельской Тайной Вечери. Данная икона призвана свидетельствовать о реальности главного таинства Православной церкви.

Итак, подведем итог обзора иконографических изводов иконы «Спас Нерукотворный»:

1) «Спас Нерукотворный» («Спас Мокрая Брада»);

2) «Спас Нерукотворный с Ангелами (Архангелами)»;

3) «Спас Нерукотворный с Евхаристией»;

4) «Спас Нерукотворный с деяниями».

Итак, вновь обратимся к Святому Мандилиону, перенесенному из Эдессы в Константинополь. Проследим историю развития его иконографии и появление новых изводов на Руси. Сначала рассмотрим, же он собой представлял. Описания, составленные свидетелями его пребывания в Константинополе нечеткие. Псевдо-Симеон Магистр, византийский автор, сообщает, что после прибытия святыни император Роман Лакапин, его сыновья и Константин Багрянородный созерцали образ «на святом полотнище Сына Божьего», однако изображение на плате было трудно различимо. По одним данным, можно было разглядеть только то, что это лицо, по другим просматривались кроме того еще уши. До наших дней сохранились лишь списки со святыни, но как на самом деле выглядело полотно, запечатленное Христом, мы не знаем.

В Италии сохранились два списка, попавшие туда при разных обстоятельствах в разное время: один из них хранится в папском дворце в Ватикане и вставлен в литую раму с изображениями ангелов; датируется 1208 годом. Точная датировка и обстоятельства его попадания в Рим не известна, некоторые ученые относят его к VI веку. Образ небольшой по размеру, выполнен на куске загрунтованного холста, написан словно бы с действительного отпечатка лица: видно только невысокий лоб, небольшие глаза, клиновидные бороду и две небольшие пряди волос; нет изображения складок и нимба; цветовое решение однообразно.

С этим образом сходен еще один список, хранящийся в в монастыре Сан Барталомео дельи Армени в Генуе (вышеозначенные римский и генуэский Спасы Нерукотворные.) Образы очень схожи, различие заключается в основном в том, что эта икона уже выполнена на доске, создана по видимому на восемь веков позже и покрыта окладом с чеканными клеймами, повествующими историю Мандилиона; размеры римского и генуэзского Спасителей практически точно совпадают, внешние характеристики почти одинаковы. Очевидно, что оба образа имели один прототип. Образ из Сан Бартоломео был прислан в Геную в 1360 году в дар Леонардо Монтальдо императором Иоанном V за особые заслуги. Монтальдо почитал эту икону за подлинный Мандилион и позже пожертвовал ее монастырю.

На момент заказа иконы для Леонардо в Константинополе подлинного Мандилиона уже не было, но у верующих хранились его копии. Один из них был привезен на Русь в 1354 году святителем Алексием, получившим его из рук патриарха Константинопольского, на момент возведения его на русскую кафедру. В Москве святитель основал я монастырь на Яузе для хранения великой святыни. Первым настоятелем монастыря во имя Нерукотворного Спаса, где в главном соборе хранилась икона, становится ученик Сергия Радонежского Андроник, чье имя в последствие приобретает и сам монастырь.

Этот собор своей архитектурой напоминал византийские храмы-реликварии, а монастырь воспринимался как небольшая копия Константинополя, о чем свидетельствует местная топономика.

Образ несколько столетий хранился в алтаре, вплоть до распоряжения царицы Евдокии Лопухиной в XVII веке поместить его в местном ряду иконостаса для получения доступа к святыне и свободного поклонения ей.

Образ хранился в монастыре до конца XIX века. В 1905 году исследователь Н. П. Кондаков опубликовал репродукцию иконы, что помогло позже обрести утраченного в 1917 году Спаса Нерукотворного в 2000 году. При подготовке к выставке в музее имени Андрея Рублева, расположенного на территории монастыря, «Спас Нерукотворный», икону обнаружили в запаснике музея «Новодевичий монастырь». Икона была сильно записана, но сохранила исходные черты.

Высказывалось мнение, что именно эта икона является древнейшим образом «Спаса Нерукотворного», поскольку черты лика и размеры доски совпадают с итальянскими иконами.

На Руси икону из Андроникова монастыря копировали, делали списки, которые быстро распространялись среди верующих; в основном это были домашние иконы, переходившие из поколения в поколение.

Кроме типа иконографии, представленной на этой и итальянских иконах Спасителя, появляются и другие ее типы, возникающие под влиянием множества процессов. Изменения, как правило, брали свое начало в Византии, позже распространяясь в других православных странах.

Небольшие по размерам и скромные по чертам изображения не передавали идею торжества Спасителя в мире, поэтому иконы Спаса Нерукотворного стали писать гораздо более крупными, придавая им черты идеальной красоты, не воспроизводя в точности первые списки.

К одной из таких икон относится Спас Нерукотворный из Новгорода XIII века для храма Нерукотворного образа на Добрыниной улице: крупные вытянутые глаза, изогнутые брови, пышные волосы, распадающиеся по две мягкие пряди с обеих сторон, отмеченные золотыми линиями; лик написан на фоне большого нимба с широким перекрестием. С обратной стороны доски написана еще одна икона: крест, которому поклоняются ангелы, и орудия Страстей Христовых: в целом обе стороны олицетворяют идею Боговоплощения и искупительной жертвы Господа. Такие иконы предназначались для поклонения в Страстную седмицу. Лик Христа при достаточно небольшом размере по видимому потому и является таким выразительным, что служил выносным образом и требовалось различить его черты с большого расстояния.

Вторая по древности икона с изображением Святого Лика происходит из Ростова Великого: она близка по размеру с новгородской, но выполнена в традициях русского искусства XIII века. На обороте ее ничего не написано; Спаситель изображен фронтально, с крупными чертами, волосы разделены на неравное количество прядей, борода распадается на множество небольших завитков; появляется растянутый плат, который вовсе отсутствует в новгородской иконе; на него наносятся надписи: «Царь Славы», борода и волосы выходят за грани нимба, что указывает на нерасторжимость самого лика и ткани. На Руси самой ткани святого изображения придавали большое значение, поскольку материальные святыни всегда высоко почитались в православии.

К XIV веку Спас Нерукотворный становится основным образом в русском искусстве. Существует ростовская икона XIV века с синим, со множеством ниспадающих полукругом складок и с узлами на верхних концах. Это связано с тем, что форма и размер плата в письменных источниках не указаны, но по видимому, такая традиция изображения восходит к обряду поклонения иконам, когда их выносили задрапированными тканью. Но скорее плат символически изображает небо, подтверждение чему есть в текстах службы на 16 августа. Лик на этой иконе может быть воспринят, как Лик на небесах, кроме того, золотистый нимб, особенно на синем фоне, воспринимается как символ небесного светила, «Христос-солнце правды».

В XIV веке возникает новый тип образа Спасителя, отличающийся масштабностью и выразительностью. Примером иконы этого периода является образ конца XIV века из собрания музея Андрея Рублева. Очень крупная доска, в размер человеческого роста, вмещает в себя плат со множеством вертикальных складок, описанный двойной линией по нижнему краю и удивительный лик Христа, с очень широким лбом и значительно и резко сужающийся к подбородку, с активным разворотом влево, но прямым напряженным взглядом. Икона по своим характеристикам относится к византийскому монументальному искусству, выразительный, крупный лик на фоне крупных складок ткани. Христос представлен грозным судьей, что объясняется эсхатологическими настроениями в обществе на тот момент.

Данная икона в силу большого размера не была выносной, а предназначалась для алтарной преграды. До появления в XV веке высоких иконостасов они были каменные, высотой до двух с половиной метров, а Царские и дьяконские врата завешивались тканью. Рядом с таким алтарными преградами, в сравнении с ними икона с изображением Лика на ткани со множеством складок приобретала еще более острый эсхатологический характер, придавая иконе новый содержательный акцент. Алтарь истолковывается как образ Небесного Иерусалима, Царства Небесного- места пребывания Господа, места принесения Бескровной жертвы и совершения Евхаристии. Лик Господа выступал как Образ Судьи на границе реального и духовного миров, на границе храма и алтаря. Таким образом, с соединением живописных и архитектурных приемов подчеркивались и передавались эсхатологические идеи христианства.

В XV-XVI веках иконы Спасителя приобретают новые черты. В храмах появляются маленькие выносные иконы. Предназначенные для аналоя, куда они выносились для поклонения не только 16 августа, но и в другое тремя служебного круга, указывая на истинность Воплощения Бога и возводя к Его страданиям.

Одной из таких икон является икона-таблетка из Великого Новгорода: она соединяет в себе несколько древних канонов: черты первой на Руси иконы Спаса Нерукотворного - узкий лик и две узкие пряди волос по бокам - и черты образов второй половины XIV века - разделенная на две пряди борода и задрапированный плат. Новый вариант иконографии, объединяющий в себе два самостоятельных образа, был впервые создан в Москве в процессе развития иконографии. Икона из Новгорода обладает абсолютным спокойствие и отрешенностью.

В искусстве XV-XVI были и точные повторения древней иконографии, как например икона из Великого Устюга, написанная ростовским мастером: отсутствует плат, лик помещен на золотой фон, нимб вписан в плоскость доски, близкой по формату к квадрату, как в новгородской, первой вышеупомянутой иконе, хотя мастер непосредственно этот образ мог не знать и не видеть, а работать с его списком от 1447 года, что становится понятным по дошедшим письменным источникам. Этот список послужил прототипом для всех устюжских икон Спаса Нерукотворного. Эта икона была установлена в башне города для избавления по видимому от чумы; к ней совершались соборные хождения с молитвами, что являлось утвердившейся на Руси традиций крестных ходов в подражание моленным шествиям Константинополя. Для таких крестных ходов появляются особые выносные иконы, закрепленные на древках.

Как видно, к XVI появилось несколько изводов, типов иконографии, одинаково почитаемых. В конце XV века появляется еще один тип, связанный с Софией Палеолог, ставшей женой князя Ивана III и привезшей с собой икону Спасителя, датировку написания который трудно установить. Царь Федор Алексеевич заказ для образа драгоценный оклад. Размеры иконы необычайно крупные для домашнего использования, 71х51 см: обычно в боярских палатах было несколько небольших икон, однако эта икона совпадает по размерам с образом из знатных европейских домов, где, судя по гравюрам, устанавливалась одна икона. Основным источником информации об иконе, привезенной Софией, на данный момент является оклад, повторяющий очертания изображения: пышные волосы, борода, разделенная на пряди, и два ангела, поддерживающие убрус за концы сверху, написанные в виде небольших полускрытых фигур. Эта иконография не известна ни в русском искусстве, не в византийском, но приобретает распространение в католическом, имея под собой основание изображения ангелов, несущих щит с изображением Христа Эммануила, представленных на саркофагах. Распространение такой иконографии произошло во времена папы Урбана V во второй половине XIV века: ангелы входили в композицию его личного герба.

Особая римская иконография Мандилиона предположительно была выбрана для благословения византийской царевны по причине того, что после окончательного завоевания турками Византии племянники последнего византийского императора жили в Италии на иждивении папы Павла II, под опекой кардинала Виссариона, перешедшего из православия в католицизм и искавшего для Софии жениха по всей Европе. Брак царевны с московским князем пришелся на время ступления на папский престол Сикста IV, особо почитавшего Святой Мандилион. Византийская царевна увозила на новую родину образ римской реликвии, напоминавшей о Константинополе. Новая иконография быстро и органично была воспринята русскими мастерами и так же стремительно получила распространение. Известны исполненные в XVI веке списки этой иконы, как например образ, вложенный княгиней Анной Трубецкой в Троице-Сергиев монастырь в память о муже. Белый, словно с усилием удерживаемый ангелами плат напоминал о нависающем полотне неба.

Такая иконография быстро распространилась до окраин Московского государства, стала помещаться в иконостасы, в том числе как средник деисусного ряда или как венчающая Царские Врата икона в соединении с Евхаристией, когда идея реального воплощения Господа соединялась с желанием видеть Его плоть и передавать ее в Евхаристическом общении. Одна из икон с ангела была особенно прославлена, это образ из города Хлынова (ныне город Киров), где на сегодняшний день не сохранилась, известна только фотография, с которой современным иконописцем сделан список.

Композиция с ангелами органично вошла в двухчастную композицию «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати»: в верхней части представлен Спас Нерукотворный с ростовыми ангелами (они кроме того изображаются в рост возле убруса, а не только как небольшие фигуры, несколько выступающие из-за него), в нижней Спаситель на фоне креста с Богоматерью и святым Иоанно Богословом. Эту композицию можно считать развернутой иллюстрацией к одной из песней Канона Космы Маюмского, исполняемого на богослужении Великой Субботы на Страстной Седмице.

В XVII веке особо возрастает почитание Спаса Нерукотворного: Ему посвящается множество храмов, изображаются клейма с сюжетами из повести Константина Багрянородного, описывающие историю Мандилиона. В первой половине века получают распространение иконы с изображением отдельных клейм, особенно исцеление царя Авгаря.

Последовательно события истории Убруса пишутся в клеймах, средником служит двухчастная композиция «Не рыдай Мене, Мати», нередко история Убруса перемежается со сценами из земной жизни Христа. В клейма вводится изображение Седьмого Вселенского Собора в Никее, когда Святой Убрус использовали в качестве аргумента необходимости и Богоустановленности иконопочитания.

В XVII веке изменился живописный язык мастеров, сами иконы, в том числе и Спас Нерукотворный. Сама иконография сохранилась неизменной, но лик стал писаться в стиле живоподобия: лик Христа писался по подобию человеческого лица, был осязаем, плотян, с румянцем, объемный; плат с мягкими шелковистыми складками. Создателем первой такой иконы стал иконописец Симон Ушаков, соединяющий традиции более ранних западных мастеров и русские традиции иконописания. Ушаков написал несколько небольших, сходных с реальным размером человеческого лица икон Спасителя. Для церковных иконостасов он так же создал икону «Спаса Нерукотворного» с летящими ангелами, поддерживающими плат в виде завесы и текстами молитв ко Христу или перепиской Христа с Авгарем.

XVII век был последним веком традиционной русской иконописи: реалистичные тенденции русского искусства XVIII века привели к появлению нового образа «Спаса Нерукотворного»: его пишут в соответствии с новым идеалом красоты и в новых, реалистичных формах. Представление оь обобщенном, созданном чудом лике уходит в прошлое, святой Лик начинает напоминать портрет.

Обобщим линию развития иконографии «Спаса Нерукотворного»:

1) Максимально приближенные к подлинному Мандилиону изображения Спасителя.

2) В целом сохранение черт Мандилиона, но написание крупных, внушительных образов, призванных подчеркнуть торжество Христа (без плата).

3) Изображение лика неизменно, появляется плат.

4) Возникновение изображений на плате со складками, характеризующие Христа как «Свет миру» на небесном полотне.

5) Обострение эсхатологических настроений и придание образу особой строгости.

6) Соединение списков подлинного Мандилиона и развившейся на Руси иконографией.

7) Спаситель на убрусе с поясными Ангелами.

8) Спаситель на убрусе с ангелами/архангелами поясыми/ростовыми, с Богородицей и Иоанном Крестителем в молении/Евхаристией/композицией «Не рыдай Мене, Мати».

9) Иконы с клеймами из повести о Святом Убрусе: средник обычно двухчастная композиция с «Не рыдай Мене, Мати.» Иконы с отдельными сценами повести.

10) Постепенный переход к живоподобию.

11) Иконы, практически схожие по изображению с портретами.

Список Литературы

лик нерукотворный образ икона

1)Евсеева Л. М. Нерукотворный Образ Спасителя. Санкт-Петербург 2013 - 7-55 с.

2) Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви». Издательство Западно- Европейского экзархата Московский Патриархат, 1989 г.

3) Мохова Г. А. Нерукотворный образ Спасителя на Вятской земле. - Киров, 2010.

4) Робин Кормак. Иконы. Британский музей. Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. «Издательство ФАИР», 2008

5) Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. Москва, Северный паломник, 2002.

6) Белик Ж. Г. Иоанн Креститель. Санкт-Петербург, 2013.

7) Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. «Аврора», Санкт-Петербург 2008.

Икона Спас Нерукотворный

Образ «Спас нерукотворный» по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы «Спас Нерукотворный», и в каких случаях к ней обращаются за помощью.


Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:
на полотенце (Мандилиона);
на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями.

Роль образа «Спас Нерукотворный»

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:
Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;
Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;
Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;
Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;
На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.


В каких случаях обращаются к лику «Спас Нерукотворный»:

при избавлении страшных недугах;
при получении благодати для себя и своих родных;
для укрепления физического и душевного состояния;
для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач;
о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.

Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» - так было произнесено на шестом Всемирном Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

Записи об иконе «Спас Нерукотворный»

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.


В каких храмах в России хранится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
обрел зрение мужчина-слепец;
поддержка в прекращении восстании С. Разина;
паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

Тропарь, глас 2

Пресвятому облику Твоему преклоняемся, Милосердный, просим отпущение всех грехов наших, Господи Иисус, Отцовской волей подчинившийся Ты плотью, взошедший на Крест, и избавивший, Ты людской род от дел нечистых. Ради этого признательно поем Тебе: счастья явил всем, Спаситель наш, пришедший спасти людей.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...