Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Фискальная политика государства. Фискальная политика Достоинства и недостатки фискальной политики

3.5.1. Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики

Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти , т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3. Достижение высокого уровня занятости.

4. Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1. Государственные расходы.

2. Налоги.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.

Фискальная политика бывает двух типов:

Дискреционная

Это политика активная.

Это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде.

Основные инструменты:

1. Государственная программа занятости (финансовые биржи труда, размещение государственных заказов на частных предприятиях).

2. Разработка различных социальных программ.

3. Программа общественных работ (производство общественных товаров – общественный транспорт, связь, благоустройство парков, скверов).

Изменение налоговых ставок – основной инструмент.

Политика встроенных стабилизаторов пассивная политика. Она основана на том, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов.

Основные инструменты:

Подоходный налог;

Пособия по безработице;

Социальные выплаты;

Индексация доходов.

В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из:

Увеличение государственных расходов;

Уменьшение налогов;

Сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

Это приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивается сокращение падения производства.

В условиях инфляции сдерживающая политика .

Она называется фискальная рестрикция :

Уменьшение государственных расходов;

Увеличение налогов;

Сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета, которое вызывает сокращение производства.

Политика встроенных стабилизаторов (пассивная) – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких–либо шагов со стороны правительства.

Основные стабилизаторы – изменение налоговых поступлений.

В период экономического подъёма налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста.

В период экономического спада налоговые поступления сокращаются, и происходит постепенное увеличение покупательной способности, сдерживает экономический спад.

Предыдущая

1. Функции и роли финансов. Финансовая система. Экономическая структура любого общества в настоящее время является смешенной, т.е. в экономику свободного рынка вмешивается государство. Основная цель данного вмешательства – корректирование проблем рынка и организация тех рынков, которые не под силу рыночной системе. Для осуществления деятельности обществом определена категория финансы. Финансы - это экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) между:

· государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой;

· самими юридическими лицами;

· отдельными государствами.

Система этих отношения получила название финансовой системы. Она включает следующие 4 звена:

1. Общегосударственные финансы: бюджеты различных уровней (федеральный, субъектов федерации); фонды социального имущественного и личного страхования; внебюджетные социальные фонды, фондовый рынок.

2. Территориальные финансы.

3. Финансы предприятий.

4. Финансы домохозяйств.

Функции финансов – создание и расходование фондов.

Роли финансов – контрольная и регулирующая (либо стимулировать, либо угнетать).

2. Бюджет. Бюджетная система Российской Федерации. Центральная категорияв финансовой науке – это бюджет. Он представляет собой собственно фонд денежных средств и поэтому есть у всех звеньев финансовой системы. Различают государственный бюджет – централизованный, выполняющий общенациональные функции; и децентрализованный – выполняющий функции отдельных коллективов, групп людей. Под государственным бюджетом в РФ понимают федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

Функции бюджета – создание и использование фондов денежных средств. Роли бюджета – экономическая, социальная, политическая, контрольная.

В основе построения бюджетной системы лежит определение собственности. В РФ бюджетные отношения законодательно регулирует Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ (ст. 6), бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Рис. 27. Схема бюджетной системы Российской Федерации

В условиях рыночной экономики в основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип фискального федерализма, согласно которому региональные бюджеты автономны и не входят в федеральный бюджет. За каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, согласно распределения собственности. При этом действует принцип оказания финансовой помощи: федерального бюджета – бюджетам субъектов РФ, бюджетов субъектов РФ – местным бюджетам.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; как экономический документ бюджет отражает политические и социальные изменения общества.

Бюджет представляет собой баланс доходов и расходов и состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый реальным сектором экономики. При недостатке – привлекается национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих поколений).

3. Доходы бюджета. Налоги. Налоговая система. Кривая Лаффера. Все источники доходов делятся на 2 группы – внутренние и внешние. Внутренние источники – национальный доход и национальное богатство; внешние источники – внешние займы (национальный доход другой страны).

Виды доходов бюджета: 1) налоговые поступления (80-90% всех доходов); 2) неналоговые доходы (доходы от экономического использования собственности); 3) займы; 4) эмиссия (выпуск) денег (только у федерального бюджета).

Налоги – это императивные (предполагают отношения власти и подчинения), безэквивалентные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Признаки налога:

1. Принудительность – субъект налога не вправе отказаться от уплаты. Строгие санкции.

2. Индивидуальная безвозмездность для налогоплательщика – ничего взамен (ни права, ни документа). Отличается от пошлин (право ввоза-вывоза)

3. Легитимность – налоги взимаются только с законных операций.

В РФ налоги есть отношения не целевые. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются. Все правила сбора налогов в Российской Федерации регламентированы Налоговым кодексом РФ.

Основные функции налогов - фискальная (основная) и экономическая. Фискальная функция – наполнение бюджета. Экономическая функция – использование налогов как инструмента перераспределения национального дохода, формирование интересов хозяйствующих субъектов в развитии разнообразных видов деятельности, оказание государственного влияния на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

При рассмотрении видов налогов необходимо уяснить, что их классификация осуществляется в зависимости от:

· субъектов налогообложения (при этом выделяют налоги с физических и юридических лиц);

· объектов налогообложения (выделяют прямые и косвенные налоги);

· экономического воздействия на уровень доходов (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, твердые);

· структуры бюджета (федеральные, республиканские, местные).

Для изучения налогов необходимо выделить его элементы. Элементы налога, без которых налог не может считаться установленным:

· субъект налога – налогоплательщик – юридическое или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги;

· объект налога – имущество или доход, которые служат основанием для обложения;

· налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

· налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

· налоговый период – время, определяющее период исчисления налога и сроки его внесения (как правило, календарный год);

· налоговая льгота – снижение размера налогообложения: введение необлагаемого минимума, установление налогового иммунитета (освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков), понижение налоговых ставок, предоставление налогового кредита (отсрочки внесения налогов) и т.д.;

· налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности;

· налоговая политика – порядок исчисления налогов;

· налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением Налоговый механизм вместе с налоговой политикой находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства;

· налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, действующих на территории страны, методы и принципы их построения.

Существуют 2 вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной весь доход делится на части (шедулы) и каждая облагается налогом особым образом - по различным ставкам, льготам и другим элементам налога. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.

Основные принципы налогообложения (были сформулированы Адамом Смитом):

1. Принцип равномерности налогообложения. Означает, что уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей (уровня доходов) налогоплательщика.

2. Принцип определенности налогообложения. Налог не должен быть произволен, он должен быть точно определен по размеру, времени, способу уплаты, иметь однократный характер налогообложения.

3. Удобство налогообложения. Каждый налог должен взиматься в такое время и в такие сроки, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Минимальность затрат по сбору налогов.

Способы взимания налогов:

1) Кадастровый (кадастр – таблица, справочник) – когда объект налога дифференцирован и каждой группе устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности объекта.

2) На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него, таким образом, выплата налога производится после получения дохода.

3) У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход, а налогоплательщик получает доход, уменьшенный на сумму налога.

Уровень налогового бремени рассчитывается по доле налогов в валовом внутреннем продукте: Кнал.бремени = Н / Y.

Чрезмерное налоговое бремя снижает располагаемый доход и, соответственно, стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Это демонстрируют кривая А. Лаффера, показывающая взаимосвязь налоговых поступлений и ставок налога: с ростом налоговых ставок сумма поступлений в бюджет сначала растет, но дальнейшее повышение ставок может привести к сокращению налоговых поступлений.

Рис. 28. Кривая Лаффера

Налоги имеют мультипликационный эффект. Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Налоговый мультипликатор (MRt) имеет вид:

MRt

Суть эффекта мультипликатора-множителя в рыночной экономике состоит в том, что снижение налогов приведет к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем снижение. Мультипликатор будет действовать точно также и при росте налогов, но с обратным эффектом.

Совокупный эффект от изменения налогов равен их изменению, умноженному на мультипликатор:

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо большее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов.

4. Правительственные расходы и формирование совокупного спроса. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства. Все государственные расходы могут быть сгруппированы:

По направлениям: социальные, экономические, на национальную оборону, на управление, на международную деятельность;

По экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, платежи по государственным долгам.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд государственных предприятий или носить регулирующий характер (как в случае закупки сельскохозяйственной продукции в целях поддержания рыночной цены. Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, здесь нет риска неплатежей, цены стабильны, реализация продукции может быть осуществлена крупными партиями по заранее заключенным контрактам, возможно получение налоговых и кредитных льгот.

Трансфертные платежи – выплаты, которые осуществляются населению без возникновения со стороны последних каких-либо обязательств, это пенсии, пособия, стипендии и т.п. Трансфертные платежи не относятся к производительным видам экономической деятельности государства.

Рост государственных расходов ведет к приросту ВНП, причем большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

MRg

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение государственных расходов приведет к сокращению ВНП и совокупных доходов большему, чем сокращение правительственных расходов.

5. Бюджетный дефицит. Государственный долг. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, при принятии бюджетного плана возможны не совпадения – превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов над доходами (дефицит). Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП.

Бюджетная несбалансированность является средством борьбы с инфляцией и спадом производства (см. след. вопрос).

Характер бюджетного сальдо (дефицит или профицит) зависит от состояния экономики в целом. Правительственные расходы не зависят от уровня дохода (ВНП), а налоги пропорциональны доходу. Таким образом, при низком доходе будет наблюдаться дефицит, при высоком – излишек.

Однако государственные расходы и налоги и сами могут влиять на уровень совокупного спроса и на объем ВНП. Рост расходов повлечет за собой рост доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего, дефицит может сократиться. При снижении налогов произойдет рост совокупного спроса, объема производства, доходов, а, следовательно, и налоговых поступлений.

Различают циклический и структурный дефициты бюджета.

Структурный дефицит (дефицит бюджета полной занятости) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных расходов и естественном уровне безработицы.

Циклический дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня.

Рис. 29. Структурный и циклический бюджетный дефицит

Если в условиях полной занятости ВНП равняется Q1,то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов дефицит бюджета равен ab. При уровне производства, равном Q2, той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактический бюджетный дефицит будет равен ce, в том числе, cd – это структурный дефицит, а de – циклический дефицит, результат падения объемов производства (Q2 меньше Q1).

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования. Если для покрытия дефицита правительство берет займы в центральном банке или эмитирует деньги («включает печатный станок»), то раскручивается инфляционная спираль. Если государство берет займы у населения, то возникает «эффект вытеснения», снижающий инвестиции. Суть последнего состоит в том, что размещая займы на денежном рынке, правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Повышение спроса на денежные средства ведет к росту процентных ставок и последующему снижению инвестиций. Правительственные расходы, как правило, носящие не производительный характер, «вытесняют» частные инвестиции в производство.

Государственный долг - сумма накопленных бюджетных дефицитов прошлых лет. Государственный кредит существенно отличается от частного кредита. Последний используется, как правило, для целей производственного назначения. Выплата процентов по частным кредитам осуществляется за счет прироста дохода. Госкредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.

С учетом размещения различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг (долг своему населению) образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Последствия накопления внутреннего госдолга:

1. Приводит к перераспределению доходов среди населения. Все граждане страны как налогоплательщики оплачивают процент по госдолгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства, а это, как правило, наиболее богатые слои населения.

2. Возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если госзаймы истрачены на текущее потребление, то рост долга и процентов по нему приведут к ограничению потребления в будущем. Важно, чтобы госдолг шел на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем.

3. Быстро растущие проценты затрудняют сокращение бюджетного дефицита, т.к. они оборачиваются новыми расходами госбюджета, новыми займами для выплаты процентов по старым долгам.

Внешний государственный долг погашается путем передачи товаров другой стране. Для того, чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Если займы за границей делаются для потребительских целей, то происходит переложение долгового бремени на потомков – как и в случае с внутренним долгом.

6. Фискальная политика государства. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. В настоящее время фискальная политика – основное средство регулирования экономики развитых стран. Цели политики:

Сглаживание колебаний экономического цикла;

Стабилизация темпов экономического роста;

Достижение уровня естественной занятости;

Умеренные темпы инфляции.

Следует различать пассивную и активную бюджетно-налоговую политику, последняя отражает кейнсианский подход к макроэкономическому регулированию. В рамках кейнсианского подхода бюджетно-налоговая политика рассматривается как наиболее действенный инструмент государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен (см. тему 14).

Основой фискальной политики государства является положение: - Снижение налогов и рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы; и наоборот: - увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов, занятости и темпов инфляции.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Государственные расходы увеличивают объем совокупного спроса (AD), присоединяясь к расходам на потребление (C) и инвестиции (I). Воздействие государственных расходов на объем производства и по величине и по направленности такое же, как и влияние инвестиций. Увеличивая объем государственных закупок, правительство осуществляет вливания (инъекции) в национальную экономику.

Что касается налогов, то они в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения, т.е. являются утечками дохода. Следовательно, направленность воздействия государственных расходов и налогов на величину национального производства и дохода прямо противоположна.

Анализ фискальной политики предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики.

Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос возрастает, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов сильнее налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину. Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.

Рис. 30. Фискальная политика государства

Недискреционная бюджетно-налоговая политика построена на автоматических стабилизаторах, которые автоматически смягчают колебания ВНП посредством уменьшения величины мультипликатора. Наиболее важными автоматическими стабилизаторами считаются налоги, пособие по безработице, индексация доходов, субсидии сельскому хозяйству.

Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы предприятий снижаются, то автоматически уменьшаются и налоги, что при прочих равных условиях, смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать выпуск продукции. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогает экономике выйти из состояния спада. Однако в результате снижения налогов, возникает или возрастает бюджетный дефицит.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, значение мультипликатора уменьшается, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска и снижению цен. Таким образом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматическим стабилизатором экономики.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости возрастает и оказывает сдерживающее давление на совокупные расходы, в период низкой занятости, средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить все макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возрастанию бюджетного дефицита в периоды спада и бюджетному излишку во время инфляции.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика проводится по усмотрению правительства, на основе его решений и осуществляется через государственные закупки товаров, государственные трансферты и налоги. Это приводит к увеличению совокупных расходов на рынке и стимулирует рост совокупного спроса, а, следовательно, производство ВНП. Соответственно снижение государственных расходов будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВНП.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика включает в себя:

· осуществление программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой за счет средств государственного бюджета;

· реализация социальных программ, которые позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются расходы и обостряется нужда;

· изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговых ставок. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, сократить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию.

В зависимости от стадии экономического цикла дискреционная бюджетно-налоговая политика бывает стимулирующая (экспансионистская), нейтральная или сдерживающая (рестриктивная). Экспансионистская фискальная политика направлена на оживление экономической активности в стране, рост совокупного спроса. Проводится на понижательной части волны экономического цикла, путем снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот, роста государственных расходов.

Литература

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. - М.: МГУ, “ДИС”, 2007. - Гл. 25, 36

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: ИНФРА-М, 2005. - Т.1, гл.14, 20.

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 27.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое финансы, госбюджет?

2. Что представляют собой налоги?

3. В чем состоит регулирующая роль налогов?

4. Используя кривую А. Лаффера, покажите значение установления оптимальной налоговой ставки на прибыль.

5. Что собой представляют государственные расходы. Охарактеризуйте их.

6. Что представляет собой дефицит государственного бюджета?

7. Какие существуют способы покрытия дефицита государственного бюджета? Охарактеризуйте их.

8. Как бюджетно-налоговая политика способна повлиять на изменение ВНП?

10. Как автоматические стабилизаторы способны повлиять на равновесный ВНП?

Фискальная политика

Один из возможных ожидаемых результатов фискальной политики: совокупный спрос увеличивается, что ведет к подъему экономики

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy ) - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе . Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги , трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства .

Основные цели фискальной политики

Фискальная политика, помимо монетарной политики , является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие , что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен . Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос , так и совокупное предложение .

Влияние фискальной политики

На совокупный спрос

Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G ), налоги (обозн. Tx ) и трансферты (обозн. Tr ). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T ). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD ) :

Потребительские расходы (C ) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd ). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc ), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,

, где

Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:

Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов .

На совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы , важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов .

Фискальная политика и состояние экономики страны

Бизнес-циклы в макроэкономике

Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами , экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией . Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов . В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства . Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу . Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас , норвежский экономист Финн Кидланд и американец Эдвард Прескотт .

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику , чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику , дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране .

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса , то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов . Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев .

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики ». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума .

Автоматическая и дискреционная

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую . Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились .

Недостатки фискальной политики

Эффект «Crowding-out»

Данный эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма . Когда государство увеличивает свои расходы , ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги . Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны . Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов .

Другие недостатки

Примечания

  1. David N. Weil «Fiscal Policy» (англ.) // The Concise Encyclopedia of Economics : Статья.
  2. Яндекс. Словари. «Определение фискальной политики»
  3. Матвеева Т. Ю. 12.1 Цели и инструменты фискальной политики // Введение в макроэкономику . - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - С. 446 - 447. - 511 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7598-0611-0
  4. Grady, P. «Fiscal Policy» (англ.) // The Canadian Encyclopedia : Статья.
  5. Матвеева Т. Ю. Курс лекций по макроэкономике для МИЭФ. - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2004. - С. 247 - 251. - 444 с.
  6. Матвеева Т. Ю. 4.4 Экономический цикл, его фазы, причины и показатели // Введение в макроэкономику . - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - С. 216 - 219. - 511 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7598-0611-0
  7. Олег Замулин, «Реальные деловые циклы: их роль в истории макроэкономической мысли.»
  8. «Яндекс. Словари», Определение экономических циклов
  9. Harper College Material «Fiscal Policy» (англ.) : Лекция.
  10. Investopedia «Definition of Crowding-out Effect» (англ.) : Статья.
  11. Edge, K. «Fiscal Policy and Budget Outcomes» (англ.) : Статья.
  12. Матвеева Т. Ю. 12.3 Виды фискальной политики // Введение в макроэкономику . - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. - С. 458-459. - 511 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7598-0611-0

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Спичер, Майкл Скотт
  • Зе Роберто

Смотреть что такое "Фискальная политика" в других словарях:

    Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую. Фискальная политика… … Финансовый словарь

12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

12.1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА.

Фина́нсы (мн. от лат. finanсia - приказ о выплате) – это фонды денежных средств, возникающие в процессе общественного воспроизводства у основных экономических субъектов и используемые для общегосударственных нужд и нужд общественного воспроизводства. Обычно речь идёт о:

· целевых фондах государства (общегосударственные или централизованные финансы) и

· децентрализованных финансах хозяйствующих субъектов (предприятий).

В процессе формирования и использования этих фондов денежных средств возникают финансовые отношения. С помощью финансовых отношений государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования.

Финансовая система государства это система экономических отношений свя­занная с формированием и использованием фондов денежных средств, предназначенных для удовлетво­рения общегосударственных нужд и нужд расширенного воспроизводства, а также учреждения, осуществляющие управление и контроль за использованием денежных средств из этих фондов.

Общегосударственные финансы включают в себя:

1. Бюджетную систему (государственные и местные бюджеты).

2. Государственные внебюджетные целевые фонды;

3. Государственный кредит;

4. Государственные фонды страхования

Задачи, решаемые системой общегосударственных финансов:

· Развитие производственной сферы

· Развитие социальной сферы (культура, спорт, образование и пр.)

· Обеспечение финансовыми ресурсами нужд обороны, управления страной, правоохранительная деятельность.

В странах рыночной экономики производственная сфера развивается и совершенствуется за счет самофинансирования, привлечение кредитных и иных ресурсов. Государство осуществляет поддержку лишь приоритетных отраслей экономики и осуществляется по следующим направлениям:



1. Развитие отраслей и производств, обеспечивающих развитие НТП.

2. Отраслей, выпускающих экспортную или дефицитную продукцию;

3. Развитие отраслей и производств, имеющих общенациональное значение (энергетика, некоторые отрасли добывающей промышленности и сельское хозяйство)

12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

Государственный бюджem (от анг. budget - чемодан, мешок с деньгами.) - ведущее звено финансовой сис­темы. Через бюд­жет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной фи­нансовый план государства на текущий год, имеющий силу зако­на. Утверждается законодательными органами власти - парла­ментами.

Основные функции государственного бюджета. Государствен­ный бюджет современных зарубежных стран выполняет следую­щие основные функции:

1 перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% ВВП. Бюджет широко используется для:

· межотраслево­го перераспределения финансовых ре­сурсов. Таким образом совершенствуются межотраслевые пропорции и обеспечивается выделение приоритетных отраслей экономики.

· территориального перераспределения финансовых ре­сурсов. Посредством налоговой системы изымаются финансовые ресурсы из регионов, где они имеются в относительно избыточном объеме и направляются в ресурсодефицитные регионы, обеспечивая тем самым их развитие. Как правило, это области, бедные природными ресурсами или пострадавшие экологически и т.п.

· перераспределение доходов между различными группами населения посредством налоговой системы и системы социальных трансфертов.

Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первич­ного распределения национального дохода.

2 государственное регулирование и стимулирование эконо­мики . Перераспределение национального дохода в значительной мере позволяет реализовать следующую функцию государственного бюджета - государственное регулирование и стимулирование эконо­мики.

3 финансовое обеспечение социальной политики . Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здраво­охранение, социальное страхование и обеспечение.

4 реализация всех этих функций дополняется осуществлением контроля за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств . Он включает контроль за со­блюдением финансово-экономического законодательства в процес­се формирования и использования денежных фондов, оценку эф­фективности финансово-хозяйственных операций и целесообраз­ность произведенных расходов

П ериод, в течение которого действует утвержденный бюджет,называется бюджетный год .

Композиция бюджета. В широком смысле слова бюджет - баланс, в одной стороне которого нахо­дятся все доходы, в другой - расходы. (вертикальная и горизонтальная композиция бюджета)

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ре­сурсов государства, необходимых для выполнения его функ­ций. Можно выделить следующие основные источники доходной части бюджета: налоги, государственные займы, доходы от использования государственной собственности; доходы от приватизации; гранты или дары; денежная эмиссия.

1) Главный метод перераспределения национального дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюд­жета. Так, в доходах центрального бюджета различных госу­дарств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля на­логов в доходах членов федерации и местных бюджетов значи­тельно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закреплен­ных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регули­рующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджет­ной системы нижестоящему) доходов.

2) Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу госу­дарство прибегает при бюджетных дефицитах, которые преду­сматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. Существуют два пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени госу­дарства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других, кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. И часто ведет к росту налогов. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредит­ных учреждений. Поэтому средства, мобили­зуемые на основе государственных займов, необходимо рассматри­вать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда.

3) доходы от использования государственной собственности;

4) доходы от приватизации;

5) гранты (дары) от иностран­ных правительств или международных организаций. Гранты могут предо­ставляться либо для финансирования реализации определенного проекта, либо просто для поддержания бюджета дружественных государств, испытываю­щих трудности. Гранты не считаются статьей финансирования бюджета и по­казываются в его доходной части, а не "под чертой". Если грант предназначен для приобретения средств производства, он считается капитальным. Все осталь­ные гранты относятся к текущим. Гран­ты отличаются от займов тем, что по грантам не наступает контрактного обя­зательства выплачивать полученные суммы.

6) при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение на­логовых платежей, государственных займов оказывается затруд­нительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денеж­ной массы без соответствующего товарного обеспечения и при­водит к усилению инфляционного процесса, который имеет тя­желые социально-экономические последствия.

В зависимости от государственного устройства страны разли­чают:

а) в унитарном государстве - доходы центрального (го­сударственного) бюджета и доходы местных бюджетов;

б) в федеративном государстве - доходы федерального бюдже­та, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;

Расходы государственного бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.

С начала XX века основная тенденция в области расходов госу­дарственного бюджета - постоянное их увеличение. Скачкооб­разный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в десятки раз. Однако, во второй поло­вине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возрос­ли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:

1 социальные цели;

2 вмешательство в экономику;

3 военные;

5 предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Основные в государственном бюджете расходы военные, на вмешательство в экономику и на социальные цели.

I. Затраты на социальные цели включают расходы на образо­вание, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании - несколько десятков. Затраты на социальное страхование в значи­тельной мере финансируются за счет самих трудящихся.

2. Быстро растущей группой государственных расходов яв­ляются затраты по вмешательству в экономику (бюджетное финансирование). Например затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разра­ботки (НИОКР от 50 до 70% всех затрат на научные исследования), на экономическую и социальную инфраструк­туру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяй­ства и регионах страны, на стимулирование экспорта.

Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития. К ним относятся районы с высоким уровнем безработицы и замедленным экономическим ростом.

В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников. Значительные ресурсы из государственного бюджета предос­тавляются сельскому хозяйству. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой кон­курентной борьбы на мировых рынках. сти­мулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Удельный вес расходов государственных бюджетов по вме­шательству в экономику увеличился с 15-17% в середине 50-х до 20% в середине 60-х и 22-25% в 80-90-х годах.

3. На военные расходы в ведущих зарубежных странах при­ходится до 20 общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы. Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах - отграниченной части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегиче­ских вооружений, содержание и обучение личного состава воо­руженных сил, научные исследования военного характера, со­держание милитаристских блоков (НАТО).

Прямые военные расходы резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики.

К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репа­рации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. а также военные расходы, которые проходят по статьям граж­данских ведомств. и

4. Расходы на содержание государственного аппарата управ­ления включают затраты на содержание органов законодатель­ной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, раз­личных министерств и ведомств. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4-5% общей суммы расходов бюджета.

5. Расходы по внешнеэкономической деятельности.

6. Расходы по обслуживанию государственного долга

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государст­венных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударствен­ного денежного фонда.

Возможны 3 варианта состояния бюджетного фонда:

· сбалансированное состояние, когда доходы равны расходам;

· профицит , когда доходы превышают расходы;

· дефицит, когда расходы превышают доходы.

Наиболее типичное – дефицит.

12.3. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Налоги - обязательный платеж, взимаемый государством с физи­ческих и юридических лиц, носящие фискальный характер.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Обосновал их необходимость и первым сформулировал основные принципы (правила) налогообложения А.Смит.

Рисунок 12.1 – Принципы налогообложения

равномерность или принцип справедливости - подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и си­лам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содер­жании правительства;

определенность - налог, который обязывается уплачи­вать каждое отдельное лицо, должен быть точно опре­делен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и опреде­ленно для плательщика;

удобство - каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;

экономия - каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казна­чейству государства.

· налог должен взиматься с доходов, а не с капитала . Чрезвычайно важ­но, чтобы налогообложение не наносило ущерба нацио­нальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях на­логи выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.

1. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функциониро­вания государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев об­щества.

Значение фискальной функции с повышением экономиче­ского уровня развития общества возрастает. XX в. характеризует­ся огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.

Фискальная функция налогов создает объективные предпо­сылки для вмешательства государства в экономические отноше­ния, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.

2. Регулирующая функция означает, что налоги как актив­ный участник перераспределительных процессов оказывают су­щественное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдер­живая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала.

3. Стимулирующая. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать произ­водству или тормозить его. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющееся для предпринимателей оп­ределяющим в процессе использования или реализации произ­водственных мощностей

В современном государстве существуют различные виды налогов (рисунок 12.2.)

Прямые - подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущест­венный налог и ряд других.

Косвенные - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монополь­ные налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налого­обложения. В налоговых поступлениях в госбюджет Республики Беларусь преобладают косвенные налоги. Это свидетельствует о том, что налоговая система страны выполняет в большей степени фискальную, нежели стимулирующую функцию.


Рисунок 12.2 – Виды налогов

Особенно важна классификация в зависимости от объекта налогообложения и его цели:

1 подоходный налог с населения. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспе­чивает подоходный налог с населения - от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.

2 налог на прибыль корпораций. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого на­логообложения в западных странах - постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета, в 1998 г. - 12%.

Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблетсяот 5,5% во Франции и Германии, до 10-11% в Великобритании.

3 налог на добавленную стоимость (НДС ). Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) НДС - важнейшая составная часть налоговых сис­тем 42 государств, в том числе 17 европейских (действует во всех странах ЕС). Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. В целях стимулирова­ния экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.

4 акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бен­зин).

5 таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при им­порте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хо­зяйственной жизни, развитием международного разделения тру­да роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращени­ем таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Ге­нерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)", созданием зон беспо­шлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др.


Налоговые платежи являются важнейшим инструментом государственного макроэкономического регулирования. Налоги должны обеспечивать доходную часть бюджета финансовыми ресурсами и одновременно они не должны быть слишком высокими, чтобы сохранялись стимулы развития производства у национальных производителей. Увеличение налоговой ставки свыше ее оптимальной величины приведет к сокращению объемов национального производства и снижению суммы налоговых поступлений в бюджет государства. Это было показано советником президента Р.Рейгана А.Лаффером

Рисунок 12.3 – Кривая Лаффера

Используя налоговую функцию: Т = t Y, А.Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max .). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y) (рис.12.3). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

Как мы уже отмечали из трех возможных состояний бюджетного фонда наиболее типичным для современного государства является состояние дефицита. Дефицит государственного бюджета может покрываться за счет заимствований государства. Государственные заимствования приводят к появлению такого явления, как государственный долг.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Осуществление государственных займов у резидентов порождают внутренний долг и у нерезидентов – внешний долг. Сумма внешнего и внутреннего долга – это национальный долг страны.

Виды государственного долга:

- Капитальный государ­ственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая на­численные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;

- текущий государственный долг состав­ляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем дол­говым обязательствам государства и по погашению обяза­тельств, срок оплаты которых наступил;

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Показатель величины государственного долга отражается в СНС и государство контролирует этот важнейший макроэкономический показатель. МВФ рассчитал и установил критические значения величины государственного долга. Внешний долг страны не должен превышать:

· 60%к ВВП;

· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение) 220 %;

· отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг - 25 %.

Каждое государство осуществляет управление государственным долгом для того, чтобы его величина не превысила критическое значение.

Управление государственным долгом – это система мер направленных на обслуживание долга (выплата % по нему) и его погашение.

Финансирование расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга осуществляется за счет:

1 увеличения налогов (основной, но не единственный источник);

2 продажа государственной собственности;

3 прибыль, если средства использованы производительно;

4 осуществление новых займов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.,

Наличие государственного долга имеет следующие реальные негативные последствия:

· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;

· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу может подорвать действие экономических стимулов развития национального производства;

· займы правительства в национальной банковской системе для уплаты процентов по государственному долгу приводят к сокращению инвестиций внутри страны;

· наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности ее экономики.

12.5. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.

С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.

Фискальная политика представляет собой систему мер, которую предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой).

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

По методам осуществления различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Т.е происходит естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла

К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) пособие по безработице.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, и, следовательно, величина налоговых поступлений уменьшается. В условиях экономического роста растет занятость, увеличиваются объемы выпуска, растет прибыль, налоговые поступления при прогрессивной системе налогообложе­ния увеличиваются даже при неизменной ставке налога. Увеличение налогов сокращает величину совокуп­ных расходов и оказывает антиинфляционное воздей­ствие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются транс­фертные государственные платежи (пособия по безра­ботице, по бедности), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спа­да налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают (пособия по безработице), что содействует увеличению совокупных расходов и снижению уровня безработицы.

Такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.

Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу (рис.12.3).

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида дискреционной фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) применяется при спаде (рис.12.4 (фискальная экспансия)) и предполагает увеличение государствен­ных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Она сокращает рецессионный разрыв выпуска и снижает уровень безработицы, направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) направлена на ограниче­ние циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение на­логов. (рис.12.4). Она имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.


Рисунок 12.4 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

Фискальная политика в Республике Беларусь является сдерживающей, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике. Современная бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь предполагает сокращение расходов государственного бюджета и увеличение его доходов главным образом за счет неналоговых инструментов (использование механизмов приватизации, стимулирования деловой активности).

Кроме того, проводится совершенствование и налоговой политики. Это обусловлено тем, что бюджетно-налоговая политика государство носила до сих пор фискально-защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень защиты населения. Это предполагало высокую налоговую нагрузку на экономику. В связи с этим произошло снижение темпов развития производства, снизилась собираемость налоговых платежей, произошло ухудшение собираемости налогов. Дальнейшее реформирование налоговой системы в республике предполагает дальнейшее упрощение системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки основных субъектов хозяйствования.

Макроэкономическое регулирование экономики включает в себя две составляющие:

1. Денежно-кредитную политику (см. ранее);

2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) - это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.

Фискальная политика - это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией ; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.

Рычаги фискальной политики:

1. Изменение налоговых ставок;

2. Изменение объемов государственных закупок;

3. Изменение объемов трансфертов.

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

1. Стимулирующую;

2. Сдерживающую.

Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.

Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:

1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.

2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.

Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством:

1. Сокращения государственных закупок и трансфертов;

2. Увеличения налогов.

Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:

1. Действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.

2. Действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:

1. Дискреционную фискальную политику;

2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.


При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на бо льшую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).

Формула мультипликатора «гос. закупки»:

Y = 1 = 1

G 1 - МРС MPS

где, ?Y - прирост дохода; ?G - прирост гос. закупок; МРС - предельная склонность к потреблению; MPS - предельная склонность к сбережению.

Отсюда?Y G = 1 ? ?G

Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов - к его росту.

Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.

Формула налогового мультипликатора:

Y = - МРС = - МРС

Т МРS 1 - МРС

где, ?Т - прирост налогов

Отсюда?Y T = - МРС ? ?Т

Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:

Y = ?Y G + ?Y T = ?G ? (1 - МРС) / (1 - МРС) = ?G ? 1

Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).

Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:

1. Присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;

2. Существуют административные задержки.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.

Недискреционная фискальная политика (автоматическая) - это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам относят:

1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;

2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;

3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...