Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Фреска белый ангел что означает. Белый Ангел Милешевы

Царь-мученик

У подножия памятника русскому Государю всегда лежат живые цветы. Их приносят не только наши соотечественники, но и сербы, которые свято почитают Царя-мученика.
В 1925 году в сербской печати появилась необычная статья. В ней говорилось о видении одной пожилой сербке, которая потеряла на войне трех сыновей. Однажды после горячей молитвы за всех воинов, погибших в последней войне, женщина заснула и увидела во сне императора Николая II.
- Не горюй, - сказал он, - один твой сын жив. Он находится в России, где вместе со своими двумя братьями боролся за славянское дело. Ты не умрешь, - продолжал Царь-мученик, - пока не увидишь своего сына.
Прошло всего несколько месяцев, и счастливая мать обняла сына, вернувшегося из России. Об этом событии узнала вся страна. В сербский Синод потоком хлынули письма, в которых люди, чаще всего простые, сообщали о том, как горячо они любят русского Государя.
Через некоторое время лик Царя-мученика снова чудесным образом явился в этой стране. Произошло это так. Русского художника и академика живописи С.Колесникова, который жил в Сербии, пригласили в древний монастырь святого Наума на Охридском озере. Ему поручили расписать купол и стены храма, предоставив полную свободу в творчестве. Художник решил в пятнадцати овалах написать лики святых. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, но пятнадцатый овал долго оставался пустым - какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках он вошел в храм. Внизу было темно, и только купол освещали лучи заходящего солнца. Дивная игра света и теней делала все каким-то неземным, особенным. В этот момент художник увидел, что чистый овал ожил: из него глядел скорбный лик императора Николая II. Охваченный молитвенным порывом, Колесников начал, не нанося углем контуров чудного лика, писать сразу же кистью. Наступившая ночь прервала работу. Художник не мог спать, и, едва забрезжил рассвет, он был уже в храме и работал с таким вдохновением, какого у него давно не было. "Я писал без фотографии, - рассказывал позже Колесников. - В свое время я несколько раз близко видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Портрет-икону я снабдил надписью: "Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства".
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ристич. Он долго смотрел на лик Царя-мученика, и по щекам его текли слезы. Обратившись к Колесникову, он тихо молвил: "Для нас, сербов, он есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых".

Гимназисты

Православная гимназия в Ховрине - единственное среднее учебное заведение в Москве, где дети изучают сербский язык.
- Везде изучают романские и восточные языки, а мы - славянские, - говорит директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин. - Сербский язык у нас преподает Илья Михайлович Числов, славист и переводчик. Он очень любит Сербию и ее народ, знает ее культуру, переводит на русский сербских прозаиков и поэтов.
- Я провожу уроки только на сербском языке, - добавляет Илья Михайлович. - О чем мы говорим в первую очередь? Конечно, о Сербии: об ее истории, культуре, обычаях, традициях. Ну и, конечно, об истории Сербской Православной Церкви и ее святых. Неудивительно поэтому, что наши дети знают сербский язык, и прежде всего разговорный, достаточно хорошо. В Сербии они чувствовали себя прекрасно - для них не существовало языкового барьера. Именно им, детям, лучше и быстрее удавалось коснуться сердечных струн сербов.
В городе Нови Сад мы были в гостях у епископа Бачского Иринея (он, кстати, возглавляет Отдел зарубежных связей Сербской Православной Церкви). После богослужения в кафедральном соборе епископ представил нас своей пастве и отдельно сказал несколько слов о детях. В ответ Наташа Егорочева, Юля Утенкова и Миша Катышев прочитали на языке оригинала гимн святителю Савве Сербскому, который знает каждый серб. Надо было видеть, какое умилительное впечатление произвело это на присутствующих. Мужчины и женщины обнимали наших детей, дарили им подарки.
В Сремских Карловцах мы посетили духовную семинарию. Ее воспитанники дали нам прекрасный духовный концерт. Игорь Алексеевич, подойдя к нашим детям, стал с ними о чем-то совещаться, после чего они вышли на сцену и рассказали собравшимся (разумеется, это был экспромт) житие святителя Саввы Сербского. Семинаристы наградили юных гостей дружными и громкими аплодисментами.

Вода жизни

Это случилось в 1711 году в одном из уединенных уголков обширной плодородной Бачской низменности. Крестьянин пас в поле овец. Был жаркий день, и он присел под дерево отдохнуть. Вдруг всю округу осиял необыкновенный свет, который был ярче солнечного, и мягкий женский голос произнес:
- Отныне этот луг будет местом исцеления Моего народа. Вода, которая здесь потечет, станет водой жизни.
Крестьянин пришел в священный ужас. Он забыл про овец и думал только о том, что все это значит. На другой день, отправляясь в поле, он взял с собой заступ и в том месте, где было видение, стал копать землю. Сразу же появилась вода, она все прибывала и прибывала и вскоре потекла маленьким ручейком. В течение нескольких дней крестьянин вырыл колодец, сделал для него сруб, а рядом поставил скамеечку.
Однажды сюда пришел слепой: когда он умылся этой водой, то прозрел. Быстро разнеслась весть о целебном источнике. К нему стало притекать множество людей. Глухие и немые, прокаженные и бесноватые, согбенные и хромые, испив воды, становились здоровыми.
Прошло почти три века. Уже в наши дни по благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла на этом месте было решено основать монастырь. Вот эту великую святыню пригласил нас посетить епископ Бачский Ириней.
Бачская низменность - гладкая и ровная, как паперть. Автобус катится и катится по дороге, а глазу не за что зацепиться. Одно село осталось позади, второе, третье - все они похожи друг на друга как две капли воды. Поворот, еще один поворот, остановка.
Легкие железные ворота. Дорожка, выложенная каменными квадратными плитками. Маленький храм в честь Успения Божией Матери. Неподалеку, в каких-нибудь пятидесяти шагах, еще один храм - летний. Он открытый, у него нет ни одной двери: это, по сути дела, только алтарь - для священнослужителей, а сам храм - там, где молятся люди, - под открытым небом.
Ну а где же святой источник? Он здесь, как и три века назад. Среди цветов и фруктовых деревьев возвышается большое мозаичное панно, изображающее национального героя сербского народа старого Юга и девять юговичей, о которых я расскажу чуть позже; у подножия панно - несколько кранов, можно подойти и утолить жажду целебной водой.
Монастырь делает свои первые шаги. Службы совершает местный приходской священник. Но в том, что обитель открывается именно в наши дни, есть глубокий духовный смысл.

Окошечко

В городе Нови Сад произошла одна из самых удивительных встреч за все время нашего путешествия. В храме Трех Святителей ко мне подошел священник. У него было типично русское открытое лицо, чистый красивый лоб, умные глаза смотрели остро и проницательно.
- Вы тоже из Москвы? - спросил я, увидев на нем нагрудной крест (сербские священники таких крестов не носят).
- Нет, я из Америки.
- А где служите?
- В одном из приходов Русской Православной Церкви.
- Патриархийной?
- Нет, Заграничной.
Наше знакомство с отцом Федором, как звали священника, продолжилось в Бачском епархиальном управлении, куда нас любезно пригласил епископ Ириней. В старинном добротном здании на втором этаже находится часовня Василия Великого. На северной стороне часовни - семь икон: Святителя Николая, святой царицы Александры, святителя Алексия, митрополита Московского, равноапостольной Ольги, Великой княгини Российской, мученицы Татианы, преподобной Марии Египетской и великомученицы Анастасии-узорешительницы - это небесные покровители и заступники всех членов Царской семьи.
В этой маленькой церковке служили и молились десятки, а может, и сотни русских людей, которые волею судеб оказались в свое время в Сербии.
- Когда мне исполнилось семь лет, - начал свой рассказ отец Федор, - я стал приходить в этот храм и помогать батюшке в алтаре. Мне это очень нравилось, и я старался не пропустить ни одной службы. Так продолжалось семь или восемь лет. А потом я с родителями уехал в Америку, и вот уже почти пятьдесят лет там живу. В Америке я закончил университет, прекрасно знаю английский язык. В этой заокеанской стране много хорошего: мы, русские, можем свободно исповедовать здесь свою веру, строить православные храмы, преподавать Закон Божий. Но в Америке нет и не может быть той духовной культуры, которую дает Православие. Американцы построили Вавилонскую башню цивилизации, а чем заканчивается такое строительство, мы прекрасно знаем из Священного Писания.
- У меня сегодня особенный день, - продолжил рассказчик, - я буду вспоминать о нем до конца моей жизни... Вернувшись в Сербию через полвека, я, можно сказать, вернулся на родину. Жаль, что не в Россию. Все мои мысли там, в России, с русским народом. Я ловлю каждую весточку оттуда, переживаю все, что там происходит, и молюсь, молюсь о России, о стране, где я мог бы родиться, но не родился, где мог бы собирать цветы на берегу тихого ручья, но не собираю, где мог бы радоваться со своими друзьями, но не радуюсь, где бы мог печалиться с ними, но не печалюсь, где мог бы умереть и быть похороненным в родной земле, но я умру совсем в другом месте и меня погребут в чужой земле...
Отец Федор замолчал, опустив голову, а мы стояли рядом, и никто не проронил ни слова, боясь нарушить тишину и то особое состояние души, которое овладело в эти минуты нашим собеседником... Наконец священник поднял голову и... улыбнулся!
- Я вспомнил сейчас одну интересную деталь: когда я прислуживал в алтаре, то всегда открывал для диакона или священника южную дверь. Но уловить момент, когда они пойдут в алтарь, было затруднительно. Тогда я соскоблил краску на стекле почти у самой дверной ручки и в это маленькое "окошечко" наблюдал за диаконом или за священником, чтобы вовремя открыть алтарную дверь. Посмотрите сюда: это "окошечко" сохранилось до сих пор, как бы дожидаясь моего возвращения.

Белый Ангел

Монастырь Милешево, расположенный в южной части Сербии, на берегу горной речки Милешевка, - один из самых древних монастырей страны. Он сооружен в XIII веке. Люди приезжают сюда со всего мира, и есть из-за чего.
Когда с благоговением переступишь порог храма и, пройдя вперед, поднимешь голову, то на правой стене, над гробницей святого короля Владислава, увидишь изумительную по красоте фреску. Она изображает Ангела в белом одеянии. Эта фреска напоминает нам о великом Евангельском событии, когда Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень и возвестил женам-мироносицам о воскрешении Христа.
Чем больше смотришь на Белого Ангела (так зовут его в Югославии), тем больше убеждаешься в том, что это - шедевр средневековой фресковой живописи. Здесь все совершенно: и поворот головы Ангела, и его глаза, и асимметричный размах крыльев, и движение руки, и его легкая, изящная, как бы невесомая фигура. Отойдешь немножко назад или приблизишься к гробнице - взгляд Ангела с тобой, он держит тебя, и ты весь во власти сообщенной Ангелом неземной вести.
Белый Ангел стал духовным символом Югославии. Его изображение встретишь везде - и в гостинице, и в салоне междугороднего автобуса, и в студенческой аудитории, и в келии монаха, и в кабинете министра... Даже взяв в руки авиабилет, пассажир встречается с завораживающим взглядом Небесного посланника.
Почему Белый Ангел везде и всюду сопровождает каждого серба? Потому что он, Белый Ангел, возвещает воскресение Иисуса Христа, а значит, и воскресение каждого верующего серба, воскресение всей прекрасной Сербии.

Слободна вожня

На лобовом стекле нашего автобуса было написано "Слободна вожня". Это означало, что наш маршрут намечен лишь в общих чертах, а в деталях мы были свободны: захотели - свернули с основной трассы, чтобы познакомиться с очередной святыней Сербии, захотели - сделали короткую остановку в тенистом ущелье, чтобы сфотографировать шумный сверкающий водопад.
Очень часто нас поджидали сюрпризы. Например, когда мы приехали в монастырь Святителя Николая в селе Хопово, то нашли здесь мощи... великомученика Федора Тирона. А в окрестностях города Нови Пазар мы увидели самый древний храм на территории Сербии (он назван именем апостола Петра) и самый древний монастырь - святого великомученика Георгия Победоносца. Этот монастырь находится в восхитительном месте, на вершине пологого холма, на все четыре стороны света открывается захватывающая панорама: такое ощущение, что отсюда мы увидели сразу всю Сербию...
Монастырь Жича расположен в самом центре страны. И в стародавние времена, и в нынешнее время его несколько раз разрушали. В 1941 году фашистская авиация превратила монастырские постройки в руины. Сейчас в обители спасаются около пятидесяти монахинь.
А вот монастырь Студеница. Он - в горах. Прямо из автобуса мы прошли в храм. Совершалось всенощное бдение под двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Служба шла на церковнославянском языке, все было понятно, лишь в некоторых словах ударение слышалось не на том слоге, как у нас. Но в целом было впечатление, что мы находимся дома, в одном из русских монастырей. Уже на утрени мы освоились настолько, что иеромонах Антоний, который вел службу (кстати, он закончил Московскую духовную академию), благословил нас встать на клирос.
Обитель по праву гордится своими редчайшими святынями: при входе в храм, по правую руку, гробница преподобного Симеона мироточивого, отца святителя Саввы; она очень высокая и строгая на вид; внизу, у основания гробницы, широкий каменный желоб, в который собиралось миро от мощей святого. Но это было давно, в лучшие времена православной Сербии, а потом излияние мира прекратилось.
Не могли мы проехать и мимо монастыря "Печская Патриархия". В нем находится чудотворная Печская икона Божией Матери. История ее на редкость интересна и поучительна. Она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Христова. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Опасаясь, что икона попадет в руки турок, христиане доставили ее в Херсон. Отсюда равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев. Осчастливив своим пребыванием и новгородцев, чудотворная икона вернулась в Иерусалим. Святитель Савва, прибыв в Святую Землю и получив в подарок святыню, принес ее в Сербию. Круг замкнулся: сама Божия Матерь, взяв русский и сербский народы под свой честной омофор, повелела хранить нам святое неразрывное единство перед лицом наглеющего зла.
В обители три больших храма, которые находятся под одной крышей (четвертый - совсем маленький - расположен отдельно). В них так много святынь, что перечислить их просто невозможно: назову в первую очередь гробницы с мощами сербских святителей Саввы II, Саввы III, Саввы IV, Никодима, Арсения, патриархов сербских Иоанникия и Ефрема, а также ковчег с главами святых мучеников Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста.
Особо хочу остановиться на монастыре Црна река (Черная река), который приютился в тесном горном распадке. Здесь подвизался святой Петр Корежский. Трудно было найти более дикое и неприступное место, но то, что отталкивает людей мирских, привлекает монахов. Высоко над обрывом, в скале, угодник Божий нашел небольшую пещеру и стал в ней жить. Со временем тут образовалась обитель.
- Судьба наших и русских монастырей очень схожа, - сказал настоятель обители игумен Николай. - В безбожные титовские времена наша обитель была разорена и закрыта, а монахи рассеялись кто куда. Нормальная жизнь возобновилась совсем недавно. Устав у нас весьма строгий, и это идет всем на пользу. Приведу один пример: настоятели таких известных сербских монастырей, как Высоки Дечани и Сопочани, - бывшие наши насельники.
В маленьком скальном храме было полутемно, теплилось лишь несколько свечек. Чувствовалось, что храм очень благодатный, в нем хотелось остаться подольше.
- Многие паломники приезжают к нам специально для того, чтобы исцелиться, - сказал игумен. - Они остаются на всю ночь в храме - на ложе, которое находится под ракой преподобного. Во сне они и получают исцеление.
Когда все вышли из храма, я решил полежать на благодатном ложе. Нагнувшись, увидел, что кто-то меня опередил. Это был монах Киприан.
- Ложись мне под бок, - предложил он.
Я последовал его совету, и через несколько минут мы... уснули. Нас разбудил кто-то из братии.
- Вас зовут, - сказал он, - все уже уходят.
Как ни жалко было расставаться с целебным ложем, пришлось встать и бегом догонять группу. Скажу только, что через несколько часов я понял, что исцелился от одного своего недуга.
"Слободна вожня" привела нас в один из самых старинных и самобытных сербских монастырей - Грачаницу.
- Грачаница - это задужбина сербского короля Милутина, - пояснил Предраг. - Он был очень благочестивым правителем. "Сколько лет я буду царствовать, столько храмов и построю", - заявил он при вступлении на престол.
- Ну и сколько же построил?
- Сорок храмов!
Мы замолкли, ошеломленные.
- А что такое задужбина?
- Задужбина - это храм или монастырь, построенный кем-либо во спасение своей души. За-дуж-бина - за ду-шу.
- Значит, у короля Милутина было сорок задужбин?
- Выходит, так.
Покидая монастырь, мы обычно говорили:
- Хвала!
И слышали в ответ:
- Богу хвала!

Окончание следует

Группа самарских паломников побывала на праздновании 1700-летия Миланского эдикта в сербском городе Нише.

Всё в нашей жизни промыслительно. Позапрошлым летом Православная певица Юлия Славянская выступала с концертами в Сербии и привезла мне оттуда в подарок икону «Белый Ангел», особо почитаемую сербами. Когда я молился перед этой иконой, мной написались стихи, которые Юлия потом положила на музыку. Так появилась песня «Белый Ангел», посвящённая сербским новомученикам ХХ века. Она вошла в четвёртый альбом певицы и часто звучит на её концертах.

Белый Ангел

Посвящается Сербским мученикам.

Белый Ангел на камне у гроба,
Мироносицы в утренней мгле…
Пусть исчезнут страданья и злоба
На истерзанной Сербской земле!

Это вечное Косово поле,
Эта вечная битва с врагом…
Пусть все будет по Божьей воле,
Пусть останется мирным наш дом.

Самолеты летят над Белградом,
Словно коршуны в темной ночи,
Что им в маленькой Сербии надо?
Мать над сыном убитым кричит…

Белый Ангел, взмахни над страною
Ослепительно-белым крылом,
Белый Ангел, будь вечно со мною,
Как с восставшим из гроба Христом!

В то время я не мог и подумать, что окажусь в сербском монастыре Милешево и буду служить в том храме, где находится знаменитая фреска «Белый Ангел на Гробе Господнем», или «Мироносицы у Гроба».

Но мы предполагаем, а Господь располагает. Крёстная моего младшего сына Екатерина, возглавляющая самарскую службу «Паломник» и уже побывавшая в Сербии, решила организовать туда паломническую поездку. Приурочила её к празднованию 1700-летия Миланского эдикта Императора Константина Великого о принятии Христианства в качестве официальной религии в Римской Империи. Этот эдикт прекратил гонения на Христиан и сделал веру во Христа Спасителя государственной на всей территории огромной Империи. В эту поездку она пригласила и меня с сыном. Почти все, кто отправился в паломничество, столкнулись с неожиданным открытием: оказывается, святой равноапостольный Император Константин Великий был родом из сербского города Ниш. Он и его мать святая царица Елена стали покровителями этого города, им же посвящён один из храмов Ниша, в котором 3 июня Сербский Патриарх Ириней в сослужении десятков епископов и священников совершил Божественную литургию.

Самолёт из Москвы задержали на три с половиной часа, и наша паломническая программа нарушилась. Нас ждали в Белграде в обед, а мы прилетели только вечером и лишились возможности попасть на приём к Патриарху Сербскому Иринею. А ведь это было вполне реальным, так как на торжества в Ниш прибыла из России всего лишь одна наша группа. Но и возможность помолиться на Патриаршей литургии, а также получить благословение от Первоиерарха Сербской Православной Церкви для нас была Божией милостью и несказанной радостью.

Торжественное Богослужение проходило на специально сооружённой площадке перед храмом на выносном престоле. Нас порадовала простота встречи Патриарха Иринея. Никакого оцепления, никакой охраны, никакой помпезности и суеты. Его встречали священники, монахи и простой народ. Патриарх вышел из машины, взял крест у священника и по дороге к храму стал благословлять всех, кто к нему подходил. Когда я прикладывался к его руке, то почувствовал волну благодати, исходящей от Святейшего Патриарха. Несмотря на торжественность и благолепие, на трансляцию через огромный экран, на многочисленные микрофоны и кинокамеры, Божественная литургия прошла просто и молитвенно. Господь сподобил сослужить Предстоятелю Сербской Церкви двух священников из нашей группы - архимандрита Вениамина (Лабутина) и игумена Алексия (Медведева). Священников было столько, что не все уместились на площадке, и человек двадцать стояли просто с молящимися.

Во время Литургии явственно проявилась Божественная благодать. С утра погода была пасмурная, временами моросил дождь. И вдруг на «Отче наш» тучи разошлись, и солнечный луч упал прямо на престол. Вскоре небо прояснилось, стало светло и тепло. И другой момент. Когда Патриарх благословлял молящихся трикирием и дикирием, одна свеча на трикирии от дуновения ветра погасла. Но вот он повернулся в другую сторону, и свеча снова загорелась!

Нас со священником из Петербурга отцом Григорием сербский иеромонах Христослав пригласил в конце Литургии в храм, где рассказал об истории церкви святых Константина и Елены. Так как наши языки имеют общие славянские корни, то мы отца Христослава в общем-то поняли без переводчика. Храм новый, от него не веет вековой древностью, тем не менее он особенно любим жителями Ниша.

После Божественной литургии состоялся необычный Крестный ход. У нас в России я такого не видел. Он показал единство Церкви и государства. Впереди шествовал военный духовой оркестр, игравший национальные марши. За оркестром алтарники несли хоругви и запрестольные иконы. После них шёл детский церковный хор. Дальше - монахи и священники без облачений, священники в облачениях, участвовавшие в Литургии. Потом служившие епископы и за ними Патриарх Ириней. Шествие завершали миряне.

Движение на улицах города было перекрыто полицией, и Крестный ход, сопровождаемый радостными улыбками горожан, спокойно и торжественно прошёл по кварталу, где находится храм Константина и Елены. Но праздник ещё не закончился. День памяти равноапостольных святых в Нише является Днём города. И поэтому после Богослужения совершается Слава. Это празднование существует только в Сербской Православной Церкви. У нас, например, есть святые покровители, имена которых нам даны при крещении, и мы празднуем День своего тезоименитства, или День Ангела. У сербов же существуют покровители семьи, рода, города, государства. В день памяти святых покровителей и празднуется Слава. Выпекается большой калач (если сказать по-русски - каравай), надрезается крестообразно снизу, а надрезы поливают красным вином. Это напоминает освящение хлебцев на литии во время всенощного бдения. Калач потом дают надкусить всем родственникам и гостям праздника. На Славе города Ниша надрезание калача совершил Патриарх Ириней. Первыми его надкусили почётные гости, присутствовавшие на торжествах, - мэр и благотворители Нишской епархии. Предстоятель Сербской Церкви наградил их церковными наградами и сказал слово по случаю 1700-летия эдикта Императора Константина.

Солнце уже начинало припекать, и с трудом верилось, что в начале Божественной литургии моросил дождь и слышались раскаты грома. Жаль было расставаться с этим благодатным местом, но впереди нас ожидала обширная и интересная программа, включавшая посещение многих святых мест. Общительный и добрый отец Христослав проводил нас до автобуса и попросил нас молиться о нём. Дай Бог ему здравия и спасения!

В двух известных сербских монастырях мы служили Божественную литургию. Первую - в Студеницах, вторую - в Милешево.

Монастырь Студеница основал в 1190 году первый сербский король Стефан Неманя, более известный в Православной Церкви как Симеон Мироточивый. Когда он охотился в лесистых горах, ему понравилось одно красивое место, и он решил построить там монашескую обитель. С тех пор молитвы в этом святом месте непрестанно возносятся к Богу. В 1196 году на Соборе в Студеницах Стефан Неманя отказался от престола ради «благого ига Христова», постригся в ангельский образ, а затем ушёл на Афон, где подвизался в обители Хиландар. Его первый сын святой Савва наоборот пришёл с Афона в Сербию и был одно время в Студеницах архимандритом. Второй его сын король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, нашёл упокоение в стенах этой обители.

Литургия в сербских монастырях начинается рано, около семи часов утра. В Студеницах мы служили одни, настоятеля монастыря почему-то не было. Нам сослужил сербский диакон Александр, всего пять дней как рукоположенный, но очень благоговейный и с хорошим звонким голосом. Алтарничал послушник по имени Воин, молодой человек с открытым улыбающимся лицом. От него исходила настоящая христианская любовь, и он старался во всём нам услужить.

Проскомидию совершал отец Вениамин, а мы с интересом смотрели на огромную просфору, лежащую на жертвеннике. У нас принято вырезать Агнца и вынимать частицы из пяти служебных просфор, а здесь, оказывается, вынимают из одной общей просфоры.

На Литургии причащалась почти вся наша паломническая группа и одна средних лет сербка. После службы наш гид Зорица рассказала нам о храме с сохранившимися древними фресками и о мощах, которые в нём находятся. С левой стороны от алтаря стоит рака с мощами святой Анастасии, матери святого Саввы, а с правой - рака с мощами монаха Симона, или Стефана Первовенчанного, Святого Короля, как называли его в народе. У южной стены, ближе к притвору, находится гробница Симеона Мироточивого. Пропев величания этим святым угодникам Божиим, мы приложились к их гробницам, прося молитвенного заступления.

Над входом в храм я увидел небольшой барельеф святого, сидящего на коне с поднятым в руке мечом. Вроде бы похож на Георгия Победоносца, но обычно он изображается с копьём, протыкающим змея. Я спросил у алтарника Воина:

Кто этот святой на коне?

Великомученик Георгий, - ответил он.

А почему он изображён с мечом, а не с копьём?

Он ограждает храм от турок, которые когда-то захватили сербские земли. Поэтому у него в поднятой руке меч.

Теперь всё понятно. Турецкое иго коснулось многих христианских народов на Востоке и на Балканах, три столетия страдали от них и сербы. Этот барельеф - безмолвный свидетель политической ситуации того времени.

Монастырь Милешево основан сыном Стефана Первовенчанного князем Владиславом в начале ХIII века. Точная дата его основания неизвестна, предположительно между 1219 и 1235 годами. Несколько столетий он был духовным центром Сербии, потому что там почивали мощи Святителя Саввы Сербского.

Патриарх Сербский Ириней и самарские священники.

Святой Савва родился по усердным молитвам его отца Стефана Немани и матери Анны. Родители хотели дать ему хорошее светское образование и учить воинскому искусству. Но сердце юноши тяготилось этим, оно стремилось не к мирскому, а к духовному; не к земному, а к небесному. Савва много слышал о подвижниках Афонской горы и решил посвятить свою жизнь монашеству. Однажды во время охоты он скрылся и тайно отправился на Афон. Когда Стефан Неманя узнал, что его сын на Афоне, сразу же послал за ним своих слуг. От возвращения домой Савву спасла долгая монастырская служба. Во время всенощной слуги утомились и задремали, а юноша, пользуясь благоприятным случаем, попросил игумена постричь его в иноческий образ. В конце службы перед слугами Стефана Неманя стоял уже новоиспечённый инок Афонской горы. Им не оставалось ничего другого, как вернуться к отцу Саввы с этой вестью, а сам Савва написал родителям успокоительное письмо. Стефан и Анна просили сына хотя бы навестить их, но он, в свою очередь, уговаривал их оставить мир и постричься в монашество. Как мы знаем, Стефан Неманя так и сделал, оставив княжеский престол своему второму сыну. Ушла в монастырь и его мать Анна (в монашестве Анастасия). Стефан, в монашестве Симеон, прожил после пострига всего восемь месяцев. Похоронив его, Савва затворился в келье в Карее на Афоне и предался уединению и монашеским подвигам. По святым молитвам подвижника ему явился во сне отец и сказал, что Господь прославил его. Через год святой Савва открыл мощи отца, и они оказались нетленными. Потом их перевезли в Сербию. На свою родину пришлось вернуться и самому святому Савве. В то время римские католики начали активно проповедовать своё неправое учение в Сербии, и святой, болея за Православие и свой народ, просил греческого императора и Патриарха поставить в Сербии самостоятельного архиепископа. Но те, видя его ревность о Православии, упросили его самого принять на себя святительский сан. Так святой Савва с грустью оставил любимый Афон и приехал в Сербию. Там он благоустроил Сербскую Церковь, поставил несколько епископов, оградив Православие от влияния католичества. Своей праведной подвижнической жизнью он подавал пример всем верующим людям. Устроив церковную жизнь на своей родине и поставив себе преемника на святительской кафедре, святой Савва отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню. На обратном пути святитель остановился погостить у болгарского короля, заболел и умер. Произошло это в 1237 году. Тело святого Саввы похоронили в Тырново, а через год перенесли в Сербию. При перенесении оказалось, что мощи его нетленные и источают множество чудес. Святитель Савва был погребён в Милешево, которое вскоре стало центром паломничества для сербского народа. Мощи святого Саввы являлись главной святыней для Православной Сербии. Туркам, захватившим Балканский полуостров, это очень не понравилось. В 1595 году они привезли мощи святителя из Милешево в Белград и там на глазах его жителей сожгли на высоком холме.

Но часть мощей святого Саввы всё же сохранилась. В монастыре хранится ковчег с его десницей. Стоит он в храме на престоле.

Литургию мы служили с настоятелем монастыря архимандритом Леонтием. Обитель Милешево женская, диакона там нет, поэтому ектении нам пришлось читать самим. Осознание того, что рядом с нами, на престоле стоит ковчег с десницой святителя Саввы Сербского, придавало службе особый трепет. От волнения я даже забыл в алтаре свой служебник в красивом кожаном переплёте, некогда подаренный мне келейницей блаженной схимонахини Марии Самарской. Пусть это будет даром от меня знаменитому сербскому монастырю. А знаменито Милешево ещё тем, что в древнем храме находится фреска «Белый Ангел на Гробе». Когда реставраторы расчищали более поздний слой фресок, то под ними обнаружили эту хорошо сохранившуюся фреску. Теперь она во множестве репродукций разошлась по всему миру.

В средние века в храме монастыря Милешева, на втором этаже притвора, располагалась подпольная типография, где печатали Псалтирь, Евангелие, богослужебные книги. Подпольная - потому что Сербия находилась под властью турок. А сейчас в Милешево есть даже своё радио.

В монастыре Хопово, основанном в 1496 году на Фрушкой горе (а всего на этой горе было семнадцать монастырей) Господь сподобил нас отслужить акафист перед мощами великомученика Феодора Тирона. Думаю, нет необходимости рассказывать о том, какое значение имеет этот святой для христианской Церкви. На первой седмице Великого поста во всех Православных храмах ему служится канон и освящается коливо.

Мощи святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана.
В монастыре тринадцатого века Сопочаны мы молились перед мощами святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана. Там же можно увидеть чудесно сохранившуюся фреску Успения Богородицы. Турки снимали с сербских храмов купола, покрытые листами из олова, и переплавляли их на пули. Дожди и ветер, проникающие в обезглавленные храмы, за столетия разрушили безценные фрески. А фреска в Сопочанах прекрасно сохранилась, поэтому монастырь входит в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

В кратком очерке невозможно описать все храмы, монастыри и святыни, которые мы посетили на сербской земле. Расскажу лишь в двух словах о том, что заслуживает внимания для Православного паломника, отправляющегося в Сербию.

Церковь святых апостолов Петра и Павла - один из древнейших сербских храмов, построенный в десятом веке. В нём принял крещение великий жупан (князь) Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Здесь он собирал Собор против еретиков-богумилов и передавал власть своему сыну Стефану Первовенчанному.

Монастырь Жича, основанный в 1206 году. В нём с 1219 года находился престол сербского архиепископа. Первым этот престол занял святой Савва. Здесь он короновал на великое княжение своего брата Стефана Первовенчанного и совершил рукоположение епископов на новые епархии. В Жиче проходили коронации и других сербских правителей. Всего здесь было 19 коронаций, последняя - в начале ХХ века, когда на королевский престол взошёл Пётр I Карагеоргиевич.

Монастырь конца ХIV века Раваница, в котором почивают мощи святого великомученика князя Лазаря, героя битвы с турками на Косовом поле. Со своими воинами он нанёс большой урон турецкому войску, но был захвачен в плен и казнён. Сербы почитают князя Лазаря как национального героя и часто посещают Раваницу.

К концу ХIV века относится и монастырь Любостыня, где находятся мощи святой княгини Милицы, в монашестве Евгении.

В монастыре Градац, построенном во второй половине ХIII века, для паломников представляет интерес погребальная церковь святой Елены Анжуйской, в монашестве Елисаветы. Она прославилась как заступница сирот.

В монастыре Джурджеви Ступови, основанном в 1170 году и считающемся выдающимся памятником сербской архитектуры ХII века, сохранилась могила сербского короля Стефана Драгутина. Расположен монастырь на высоком холме в окружении соснового леса. Его настоятель архимандрит Герасим - личность уникальная. Он музыкант и когда-то у него была своя группа, достаточно известная в музыкальном мире. И вдруг молодой человек всё бросает, принимает монашество, приезжает в Джурджеви Ступови и начинает восстанавливать древний разрушенный храм. Сейчас церковь практически восстановлена, хотя в монастыре подвизается всего пять монахов. Отец Герасим продолжает заниматься музыкальным творчеством, но теперь уже духовной музыкой. Он создал церковный хор из мальчиков, мини-студию, записывает песнопения, проводит концерты. В разговоре с нами за чашкой кофе отец Герасим живо интересовался состоянием Православного образования в России и вообще состоянием Православия. В свою очередь он рассказал о том, как они приобщают к Православной вере сербских детей.

Монастырь начала ХVI века Крушедол, расположенный на Фрушкой горе, известен тем, что в нём почивают мощи святой Ангелины Сербской , покровительницы христианок с именем Ангелина.

Местом особого паломничества является монастырь Лелич, хотя он построен совсем недавно - в 1996 году. Его основанием послужила церковь, возведённая в 1929 году. Лелич известен тем, что в нём находятся мощи великого светильника Православной Церкви ХХ века Святителя Николая Велемировича, епископа Охридского и Жичского. Он очень почитаем и в России, его богословские труды переведены на русский язык. О жизни святого можно узнать в замечательном музее, посвящённом ему. Там собраны многие его личные вещи.

В этом монастыре мы встретили старенького архимандрита Аввакума. Его добрая открытая улыбка сразу же расположила нас к нему. Отец Аввакум показал нам свой наперсный крест, подаренный ему покойным Патриархом Алексием II в честь 45-летия служения в священном сане.

В городе Сремски Карловцы, куда после гражданской войны в России эмигрировала часть Православного духовенства, много лет размещался центр Русской Православной Церкви Заграницей. В соборе во имя Святителя Николая Чудотворца служил её Первоиерарх Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся богослов и церковный деятель. Здесь же расположены первая сербская гимназия, музей Сербской Православной Церкви, летняя резиденция сербских Патриархов, капелла Мира, памятник русскому генералу Петру Николаевичу Врангелю (могила его находится в русском Свято-Троицком храме в Белграде).

В столице Сербии взгляд Православного человека поражает самый крупный храм на Балканах, посвящённый святому Савве Сербскому. Он построен на том месте, где турки сожгли его святые мощи. Вместимость храма 12 тысяч человек, но строительство его ещё не окончено, ведутся отделочные работы. Службы ведутся в стоящей неподалёку маленькой церкви святого Саввы. В ней можно помолиться у чудотворного списка иконы Божией Матери «Троеручица», подлинник которой находится на Афоне в сербской обители Хиландар.

В древней части Белграда, называемой Калемегдан, откуда, как на ладони, видна современная часть города, расположены средневековая крепость, воинский храм Ружица и церковь святой Петки (Параскевы). Преподобная Параскева особо почитается в Сербии. В церкви когда-то хранились её мощи, но потом они были отсюда взяты и на том месте, где они лежали, забил святой источник. Этот источник бьёт из-под земли до сих пор. И часть мощей святой Параскевы всё же осталась: настоятель вынес нам небольшой ковчег, в котором хранится её палец.

В огромном парке на окраине Белграда расположен монастырь ХIII века Раковица. В нём погребён предшественник нынешнего сербского Патриарха покойный Патриарх Павел, отличавшийся простотой и подвижнической жизнью, за что снискал почитание среди сербского народа. На его могиле мы отслужили литию.

Несмотря на обилие святынь и драматическую историю Сербии, насыщенную событиями мужественной борьбы сербов за Православную веру и государственную самостоятельность, в наше время и наших Православных братьев сербов тоже, на мой взгляд, коснулся разрушительный процесс апостасии. Монастыри возрождаются, но там подвизаются всего по нескольку монахов и монахинь. В больших городских соборах молящихся на службах очень мало. На европейский манер женщины молятся в храмах и монастырях с непокрытыми головами, в брюках. На очень многих сербах я не видел нательных крестов, даже у церковных служащих. В городах нередко видишь курящих девушек или женщин. Активно насаждается западный образ жизни, который исподволь оставляет в Православной стране не меньше отрицательных последствий, чем варварские бомбежки Белграда американцами в 1999 году. Глубокая внутренняя вера, предполагающая следованию евангельским заповедям, к сожалению, постепенно утрачивается и превращается во внешнюю формальную веру, в исполнение церковных обрядов и традиций. Однако милость Божия пребывает над этой страной, как и над всеми Православными людьми.

Перед отъездом из Сербии мы зашли в Белграде в кафедральный собор во имя Архистратига Божия Михаила. Шла всенощная. Молящихся было до обидного мало. Вышел священник с Евангелием и начал помазание святым елеем. Рядом с ним стоял монах. Увидев русских священников, он дал нам знак следовать за ним в алтарь. В алтаре стояли сербский Патриарх Ириней и три епископа. Видимо, так было угодно Богу, чтобы наша встреча со Святейшим Патриархом Сербским все-таки состоялась. Мы такого, конечно, не ожидали и с радостью подошли к Патриарху под благословение. Патриарх Ириней поразил нас своей простотой и радушием. Его Святейшество спросил, где мы остановились в Белграде, видимо, хотел пригласить нас к себе на приём. Но нам пришлось ответить, что улетаем ночью в Россию. У отца Алексия оказался с собой фотоаппарат, и Патриарх сфотографировался с нами на память. Мы ещё раз взяли у него благословение и с этим благословением вернулись к себе на родину.

ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, член Союза писателей России.

Много заблуждений даже среди верующих людей существует насчет Ангелов. Связано это с тем, что с богословской стороны тут далеко не все ясно, ведь эти существа недоступны непосредственному человеческому наблюдению. Тем не менее, в православии существует традиция приобретать икону Ангела хранителя, молиться перед ней своему небесному заступнику.


Кто такие ангелы

Существует каноническое учение об Ангелах, которое, впрочем, пестрит разными пробелами. Но создания эти часто упоминаются в Священном Писании, непосредственно участвуя в человеческой истории еще с райских времен. Бог поставил Херувима у райских ворот, чтобы Адам не мог туда вернуться. Ангелов Господь повелел изобразить на Ковчеге Завета, затем в Иерусалимском храме.

Изображение Ангелов не только не запрещалось, но и поощрялось уже со времен Ветхого Завета. Согласно мнению Православной Церкви, у каждого человека имеется личный Ангел, который дается после Крещения, хотя многие считают, что сразу после рождения. Икону Ангела Хранителя можно подарить младенцу на день рождения или на крестины.

В иудаизме существует несколько сложных иерархий ангельских чинов, но после появления Нового Завета христиане разработали собственную. Григорий Богослов, например, приводит такой порядок, начиная с наименьшего достоинства:

  • Ангелы.
  • Архангелы.
  • Престолы.
  • Господства.
  • Начала.
  • Власти.
  • Силы.
  • Воинства.
  • Века.
  • Херувы.
  • Серафы.

Как правило, во многих подобных систематизациях собственно ангелы являются наименьшими чинами. Может поэтому именно они чаще всего являлись библейским праведникам, затем святым. По учению Церкви, Ангелы являются личностями, но природа их больше имеет сходства с Божественной. Тем не менее, сильно отличается от нее: например, ангелы не могут быть одновременно в двух местах.

Сегодня церковь придерживается такой иерархии, где высшим чином являются Серафимы, низшим (девятым по счету) - ангелы. От Бога Ангелы наделяются рядом недоступных человеку способностей:

  • Невидимость для людского глаза.
  • Умение летать.
  • Способность проявляться в человеческом мире и влиять на него (в ветхозаветном сюжете Ангелы, например, уничтожали города).
  • Умение говорить с людьми на их языке.
  • Способность читать человеческие мысли.


Зачем Ангел человеку

Бог наделяет ангелов разными обязанностями, использует их как посредников между Собой и людьми. Считается, что Господь посылает их, потому что люди просто не могут выдержать встречи с Ним. Даже вид ангела способен навести на человека ужас, хотя внешне они походят на людей, только с крыльями. Как на самом деле выглядят небесные создания, сказать трудно (в Библии имеются различные описания). Икона святого Ангела-Хранителя изображает лишь канонический образ, утвержденный правилами Церкви.

Согласно церковному преданию, Ангел-хранитель должен наставлять человека в постижении Божиих установлений, ограждать его от нападок темных сил. Человек не видит эти баталии, они скрыты ради того, чтобы не пугать слабых духом. Но он может чувствовать поддержку высших сил. Многие переживали в жизни необъяснимые события - например, когда чудом удавалось избежать автокатастрофы, происходили необъяснимые совпадения, встречи с нужными людьми. В таких случаях надо благодарить своего Ангела.

Молитвы возле иконы Ангела-Хранителя могут носить и характер просьбы: прежде всего, помощи надо просить в духовных аспектах своей жизни. Считается, что в загробной жизни Ангел будет доступен для восприятия человека, с ним можно будет общаться и даже дружить. Во время же земного пути надо просить, чтобы он наставлял в вере и всяком добром деле, которое будет способствовать спасению души.


История изображений

В искусстве Древнего Востока часто встречаются изображения крылатых существ: ими украшен, например, алтарь в Мегиддо. В Самарии были найдены фигуры крылатых ангелов. Ветхий Завет называет целый ряд предметов с изображением серафимов, которые находились в Храме.

В русской иконописной традиции всем привычные образы стали появляться в конце 16 в. В качестве атрибутов Ангелы имели крест (для благословения) и меч (для защиты от темных сил). Одежда их напоминает дьяконское облачение - конечно, ангелы, являясь бесплотными духами, не нуждаются в нем, это просто символ их служения на небесах. Цвет плаща обычно зеленый, хитона - красный, либо одеяние может быть белого цвета.

  • Изображение может быть как поясным, так и полным, в таком случае Ангел обычно стоит на облаке. Значение иконы «Ангел-Хранитель» - напоминать о вечном существовании души. Парящая фигура как бы призывает человека в небесные обители, откуда он был вырван грехом.
  • Хотя внешне Ангел имеет человеческий облик, его неземное происхождение подчеркивается наличием больших крыльев, сложенных за спиной.
  • Одна рука может быть поднята в благословляющем жесте, иногда обе руки сложены для молитвы. Взор обычно направлен прямо на зрителя, но может быть направлен в сторону, а голова немного наклонена в почтении, будто Ангел преклонился перед Господом.
  • На образах современных мастеров небесный хранитель может держать маленькую душу (в образе ребенка) на руках.

Как найти «свою» икону Ангела Хранителя

При крещении ребенок получает имя, его покровителем считается определенный святой. Обычно выбирается он по Святкам, но можно это сделать и произвольно, особенно если человек крестится уже будучи взрослым. Если жизненный путь какого-то конкретного святого вдохновляет - можно смело выбрать его как небесного покровителя. Ошибочно такого святого называют «ангелом-хранителем».

Например, если ребенка зовут Кирилл, ему дарят икону святого Кирилла. Но Ангел-Хранитель - это не святой, не человек, а небесное существо, состоящее на службе у Господа! Можно приобрести икону любого святого - Павла, Иоанна, Николая, здесь нет ограничений по имени или дате рождения - и быть не может. Святые не отвергают молитвы людей только потому, что они родились не в тот день. Молитвы могут быть отвергнуты только если они идут не от чистого сердца.

Ошибкой будет и «привязка» какой-то иконы Божией Матери в качестве ангела-хранителя по дате рождения. Подобная классификация неуместна, она не имеет ничего общего с православной традицией. Царица Небесная - покровительница всех людей без исключения. Это скорей вид современного язычества, появившийся из-за повальной безграмотности в вопросах религии.

Церковный праздник для всех ангельских чинов общий - он отмечается 8 ноября (Собор небесных сил). Имена каждого конкретного ангела скрыты от людей, лишь некоторые из них названы в Библии. Тем не менее, существует традиция, согласно которой икона ангела-хранителя подбирается по имени человека. На самом деле это будет образ святого, носившего то же имя, но никак не Ангела.

В чем поможет Ангел

Люди имеют внутри особенное чувство, называемое интуицией. После совершения очередной ошибки многим приходилось говорить: «Эх, ведь внутренний голос подсказывал поступить наоборот…» В подобных случаях и помогает икона «Ангел-Хранитель». Она предостерегает от досадных промахов, плохих поступков. А еще рассеивает сумрак плохих мыслей, когда все кажется безнадежным.

Люди не могут непосредственно общаться со своим Ангелом-Хранителем, но икона поможет сосредоточить мысли на молитве. Хотя некоторые святые и видели ангелов воочию, но многие ли могут сегодня претендовать на святость? Конечно, нет. Поэтому ответы на жизненно важные вопросы, которые следует задавать в молитве, для большинства приходят именно как некий внутренний голос.

Если ответа долго нет - отчаиваться не нужно. Следует продолжать молитву - Господь никогда не бросает человека. Возможно, ответ придет чуть позже, либо сам верующий просто еще не готов к тому, чтобы воспринять ответ. Иногда происходящие в жизни события сами по себе можно трактовать как предостережения. В таком случае надо немедленно изменить свое поведение, постараться встать на правильный путь. Если не получается самостоятельно - обратиться за помощью к священнику.

Где расположить святой образ

Икона Ангела-Хранителя может находиться в любом месте домашнего иконостаса, главное, чтобы центральное принадлежало образу Спасителя . По благочестивой традиции принято размещать иконку около детской колыбели - ничего плохого в этом нет. Будет хорошо, если ребенок станет свидетелем того, как родители произносят молитвы. Детская душа очень отзывчива ко всему - задача родителей дай ей правильную пищу. Вполне уместно будет разместить дома икону святого, который считается хранителем малыша по дате рождения.

Водители часто вешают святые лики в салон автомобиля. Это делается не потому, что иконы обладают какой-то собственной чудесной силой. Они призваны обращать мысленный взор человека к Небу. Чтобы в жизненной суете он не «забегался» настолько, что забудет о самом главном. Иногда это легко, особенно под давлением обстоятельств или неверующих людей.

Многие люди икону Ангела-Хранителя с написанной молитвой предпочитают носить с собой - существуют маленькие образки, предназначенные для хранения в кошельках. Это уже нечто вроде амулета, но напрямую Церковью не порицается. Главное, чтобы человек на первое место ставил не бумажку, а общение с Господом.

Значение иконы «Ангел-хранитель» такое же, как и других святых образов - она должна помочь сосредоточиться на Боге. Почитание ангелов настолько велико в Православии, что для них составлены специальные молитвы. Хорошо выучить некоторые наизусть и читать в дороге, во время монотонной работы, чтобы мысли не блуждали где попало.

Считается, что Ангел сопровождает человека до самой смерти, после которой он призван проводить душу в рай. Злые же богопротивные дела и слова отвращают это чистое создание от человека. Поэтому следует на протяжении всего дня внимательно наблюдать за собой. Пошли, Господи, Ангела-Хранителя всем христианам!

Молитвы Ангелу хранителю

Молитва Ангелу-Хранителю, которую можно повторять во всех случаях, например, перед началом всякого важного дела.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва из «Молитв утренних» в молитвослове (читается утром)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молясь перед иконой, человек обращается к тому, кто на ней изображен. Внешний облик Лиц Святой Троицы, Божией Матери, святых художниками обычно передается так, как он запечатлен в церковном Предании либо в свидетельствах очевидцев. Однако присутствуют на иконах и ангельские чины, не имеющие телесного воплощения. Какими принципами руководствуются иконописцы при их создании?

– Чем руководствуются современные иконописцы, изображая Небесные Силы, которые по определению нематериальны?
– Вообще, изобразимо все видимое. Ангельские Силы изображают согласно пророческим видениям.

– Каково древнейшее изображение Ангелов?
Древнейшие изображения Архангелов встречаются уже в III–IV веке, например, в сюжете «Благовещение». Конечно, иконография к этому времени еще не сформировалась, Ангелы там без нимбов и крыльев. Влияло то, что было время гонений. Но уже на рубеже IV–V веков складывается иконописный облик Ангелов. Они предстоят в хитоне и гиматии, со слухами (торочками), подвязывающими волосы, в сандалиях. Иконография со временем обогащалась. От VI века сохранилось изображение Архангелов Михаила и Гавриила в дорогих придворных одеждах как ближних слуг Небесного Царя. Позже, с XIV века, начинает встречаться изображение Архангела Михаила в доспехах – воина, Небесного воеводы.

В Византии встречаются изображения еще двух из семи Архангелов – Рафаила и Уриила. Кроме того, изображали другие ангельские Силы: Ангелов Господних, Престолы, Херувимов, Серафимов. Иногда они присутствуют в композиции какого-то священного сюжета, иногда – в сонме, окружающем Господа.

Белый Ангел — Сербия

– Ангельских чинов, по учению Церкви, девять. Каковы особенности изображения каждого чина?
– Дело в том, что все ангельские чины крайне редко изображаются и их иконография для меня, по крайней мере, до конца не выяснена. Есть рад изображений девяти ангельских чинов XVI–XIX веков, когда они окружают Господа. Чаще всего можно увидеть семь Архангелов, Ангелов в облике крылатых юношей. Лик, окруженный четырьмя или шестью крылами (реже – двумя), – традиционное изображение Херувимов и Серафимов. Внешне они часто не различимы, а о том, какой именно это ангельский чин, свидетельствует только подпись. Серафимы могут быть красноватыми – огненными. У Херувимов есть особенность – они иногда изображаются «многоочитыми» (ср. Быт. 3, 24), как сказано о них в Священном Писании. Кроме того, на Православном Востоке бытовало изображение Херувимов как тетраморфов – четырехглавых существ. Одна голова, с человеческим лицом, обращена к молящимся, три другие, подобные главам тельца, орла и льва, смотрят каждая в свою сторону: влево, вправо и вверх. Это символизирует, что Херувимы готовы служить Господу всем своим существом – глядеть во все глаза и действовать во все стороны. Такие изображения появляются начиная с VI века, например, в знаменитом Евангелии Раввулы, где у подножия возносящегося на небо Господа изображен такой тетраморф-Херувим, сопровождающий Его. Подобные изображения очень редки, встречаются у греков, на Балканах, в Грузии, но в русской иконописной традиции я таких изображений не видел.

Порой на иконе можно видеть подобие колеса с крыльями, покрытого глазами. Это традиционная иконография Престолов. Таких изображений также крайне мало, одно из первых – в уже упоминавшемся Евангелии Раввулы. В русской иконописи Престолы присутствуют на иконе «Спас в Силах» около подножия трона, на котором почивает Бог.

– В какое время появляются изображения Ангелов, Архангелов по отдельности?
– Одно из первых изображений собственно Ангелов имеется на мозаиках храма святого Георгия в Солуни. Это рубеж IV–V веков. Мозаика сохранилась частично, но все равно хорошо видно, что там Ангелы изображены не группой, а по отдельности, распределены вокруг утраченного изображения Христа Спасителя.

Отдельно предстоящие Архангелы Михаил и Гавриил изображаются уже в VI веке в мозаиках Равенны, присутствуют в деисусном чине, по крайней мере, с XI–XII веков. Их изображения имеются и в минологиях X–XII веков – изобразительных сборниках, сопровождающих крат­кие жития святых.

Если говорить об отдельных моленных иконах Архангела Михаила, то уже с конца XIII века – это характерное явление. Такая икона, например, имеется в Третьяковской галерее. Нередко образ Архангела Михаила окружен клеймами, иллюстрирующими его участие в жизни Церкви Земной и Небесной. Для позднего Средневековья это очень характерное явление. В Средневековье появляется икона Собора Архангела Михаила. Начиная с XIII века, таких изображений имеется целый ряд.

– На храмовых фресках и в русской религиозной живописи XVIII – начала XX века нередко можно видеть упитанных младенцев c крылышками. Откуда к нам пришла эта традиция и насколько она канонична?
– Изображения эти, конечно, связаны с западным искусством, а оно обращалось к искусству раннехристианскому. В III веке в римских катакомбах встречаются изображения таких крылатых мальчиков и даже крылатых отроковиц. Эти изображения были заимствованы из античного искусства и в эпоху гонений говорили христианам о бестелесных небожителях. На Православном Востоке после Миланского эдикта подобные изображения исчезают. Только в эпоху Возрождения мальчики с крыльями вновь появляются в религиозной живописи Европы. Заимствованный с Запада живописный стиль в России становится модным в XVIII столетии, тогда же наши художники, а затем и иконописцы, начинают рассматривать таких крылатых младенцев как ангельский образ. Эта традиция, если сказать кратко, неканонична. Она связана не столько с христианством, сколько с античным миром.

– Из Священной истории известно, что Ангелы нередко являлись людям в человекообразном облике и их одежда, наверняка, соответствовала времени события. Почему нельзя рисовать Ангелов в современной одежде, в костюме или джинсах, например?
– Вообще икона надысторична. Мы не всегда изображаем даже и святых в тех одеждах, которые они носили в земной жизни. Даже Господь облачен на иконах в античную тунику, а совсем не в одеяние палестинского еврея I века. Поэтому когда Поленов в своей живописи пытался реконструировать события того времени, он несколько другие одежды одевал на Господа, чем те, что мы привыкли видеть на православных иконах и фресках.

Икона призвана отображать смысл, не всегда отображая реалистичную сторону событий. Кроме того, конечно же, важен знак, который не вызывал бы отрицательных эмоций. Ангел в современном костюме будет больше вызывать улыбку, чем благоговение. Важен сам знак присутствия небожителя, который помогает нам. Убежден, что к новациям вообще нужно относиться очень аккуратно.

– Но, например, Архангел Михаил часто предстает в доспехах римского воина, с копьем и щитом. Хотя понятно, что он не имеет такого воинского снаряжения…
– Иконописное изображение одежд всегда условно. Даже если сравнивать архиерейские одежды митрополита Московского святителя Петра и его облик на иконах, то они не абсолютно тождественны. Было некое преображение одежды на иконе.

Вообще, изображение поздних одежд – одна из кардинальных проблем при изображении святых нового времени, особенно святых мужчин, мучеников, не принадлежавших к духовному сословию, поскольку гражданская одежда XX века не вполне органично, некрасиво смотрится на иконе. Нужно, чтобы святой был узнаваем, и историческая эпоха как-то отражалась в его одеждах, и чтобы это было просто красиво и в традиции. Это одна из сверхзадач для современных иконописцев.

Думаю, что, если возникнет необходимость изображения современного явления Ангелов в человекообразном облике, нужно будет попробовать ее решить, отразив и реалии, и в то же время сделать это эстетически приемлемо.

– Существует икона «Ангел Хранитель Москвы». Канонично ли это изображение? Может ли по аналогии быть написана икона любого города и вообще населенного пункта?
– Наверное, может. Сама иконография Ангела Хранителя появляется в позднем Средневековье. Известны иконы конца XVI века. Человек молится своему собственному Ангелу Хранителю, созерцая икону с подписью просто «Ангел Хранитель». Еще более поздними являются изображения «Ангела молитвы», несколько иная атрибутика в руках Архангелов.

Самая старая известная мне икона «Ангел Хранитель Москвы» относится к 90-м годам XX века, была написана для Никольского храма на Маросейке. Было ли более ранее изображение – не знаю, но покойный отец Александр Куликов, возродивший храм на Маросейке, благословил такую икону написать. Я не вижу здесь повода для сомнений. Свои Ангелы Хранители, конечно же, есть у всех городов, и вполне можно написать икону Ангела Хранителя какого-то города. Что касается Москвы, то это город особенный, о нем как о столичном граде – особое попечение Божие. Надо молиться, чтобы Господь его хранил.

Ольга Маркелова

О пяти московских храмах апостола Андрея Первозванного читайте на или в газете «ПМ» (№ 5 (570), март 2015 г.).

Диакон Сергий Правдолюбов

Икона Ангела Хранителя в православной традиции приобретается с целью спасения от мирского падения. После Таинства Крещения каждый христианин получает от Всевышнего небесного заступника, оберегающего на всем протяжении земной жизни. Это эфирное создание беспокоится о здоровье телесной оболочки и души подопечного. В трудные минуты жизни следует вспоминать о нём и смиренно просить о благополучии и защите.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Ангел Хранитель - посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа - защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом . Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов , которые располагаются в зависимости от могущества.

Икона Ангела Хранителя

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика - ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

  • Ангелы Хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии.
  • Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща - зеленый, а хитона (рубашки) - красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах.
  • Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения.
  • Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною. Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области.
  • Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию.
  • Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле.
  • С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного.
  • Иконография отличается в положениях рук. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста , в другом случае - руки сложены в молитве.
  • Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону. Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах.
  • Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.

О Небесных силах:

Нахождение собственной иконы святого духа

Во время крещения ребенок получает имя , и вместе со святым покровителем ему назначается определенный Ангел Хранитель. Чаще эту процедуру проводят на Святки (период от Рождества до Крещения Сына Божьего). Однако Церковь разрешает совершать ритуал объединения с небесным защитником произвольно, если человек был крещен в зрелом возрасте.

В христианских святцах могут отмечаться несколько покровителей с датой, которая будет приближена ко дню рождения маленького ребенка. В этом случае разрешается самостоятельный выбор понравившегося покровителя.

Некоторые образы святых защитников имеют в иконографии несколько вариаций исполнения. Святой всегда помогает детям с тождественным себе именем. Выбирая покровителя, следует опираться на даты рождения или факты жизнеописание.

Для православной традиции ближе духовное родство, которое определяется по симпатии.

На заметку! Если вас вдохновляют жизненные деяния конкретного святого, церковь разрешает сделать его своим покровителем . Он - реальный человек, который был причислен церковью к лику святых (Дева Мария, Серафим Саровский и т.д.).

Правильные молитвы иконе Ангела Хранителя

Священные слова, произнесенные перед ликом небесного существа, способны визуализировать этот светлый дух и настроить общение с ним. Православная традиция рекомендует внимательно прислушиваться к подсознательному голосу во время молитвы: в этот момент святой посланник общается с подопечным.

  • Для достижения желаемого счастья и спокойствия необходимы каждодневные молитвы перед ликом Ангела. Произносятся священные слова неспешно, вдумчиво и искренне. Молитва, записанная на листе бумаги, поможет лучше сконцентрироваться.
  • Священные просьбы, произнесенные утром, уничтожают негативные влияния, рождают добродушный настрой и избавляют от потенциальных конфликтов.
  • Молитва на вечер ограждает спящего человека от вторжения темной энергии в его сознание. Она позволяет видеть пророчество и предупреждения об опасностях.
  • В православной традиции известно множество молитв, которые предназначаются для конкретной проблемы и требуют совета и помощи от посланника с небес.

О молитве:Супружеская близость не является грехом, поэтому образ защитника в спальне будет к месту. Священную молитву рекомендуют читать при покидании дома. Это повышает шансы на помощь от Ангела Хранителя. Слова произносятся четко, а мысли и желания формируются до просьбы.

Ангел Хранитель - посредник между человеком и Всевышним Господом. Он дается во время крещения и обязуется охранять жизнь подопечного от тяжелых жизненных ситуаций, а также направлять на путь истинной добродетели.

Важно! Искренние молитвы перед иконой Ангела Хранителя имеют силу избавлять от неприятностей и исполнять благочестивые желания. Получить собственного святого защитника можно в любом возрасте.

Посмотрите видео об Ангеле Хранителе

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...