Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся. Методика пиктограммы лурия

Использование пиктограмм в речевом развитии и развитие мыслительных процессов в работе с детьми дошкольного возраста

1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Дошкольное образование – первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагога, работающего с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в запоминании стихов и небольших рассказов и их воспроизведении. Работая с детьми с ОНР, воспитателю приходится искать вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является пиктограмма.
Что такое пиктограмма?
Пиктограмма (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде.

История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.
Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собою рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.
Письменность значительно изменила оперирование информацией, но в этот период интерес к методам управления памятью был очень высок. Среди самых видных ученых, работавших над вопросом запоминания, был Джордано Бруно (ХV1век). В его честь названа современная система запоминания Джордано.
В ХХ веке методика «Пиктограммы» была разработана и использовалась в психологических исследованиях. В 60 – 70 годах применение данной методики расширилось.

В России целенаправленное использование мнемотехники ещё молодое направление в области педагогики. Проблемы коммуникации при грубом нарушении речевой функции решается с привлечением определённых коммуникативных стратегий, повышающие возможности понимания и облегчающие информационный обмен между людьми.
Блиссимволика – письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965году. Она понятна людям, говорящим на любом языке. Набор символов состоит приблизительно из одной сотни картинных идеографем и произвольно выработанных символов, которые можно использовать как по одиночке, так и в определённых комбинациях.

В мире специального обучения весьма распространена знаковая система Макатон, история которой начиналась в 1972году со словаря символов. Макатон представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующим средством речи.

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Так Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами,
Ткаченко ТА – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем,
Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, отобрав данные ученных об использовании мнемотехники в развитии у детей памяти и речемыслительной деятельности, у меня стал вопрос о необходимости использования пиктограмм и разработке нетрадиционных технологий в системе дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Цель внедрения в традиционный процесс интеллектуального воспитания образовательного учреждения - развитие памяти, воображения, мышления, повышение качества речемыслительной деятельности, всестороннее развитие личности.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
Работая воспитателем в логопедической группе с детьми с ОНР, я столкнулась с проблемой, а именно:
– плохого запоминания детьми стихотворений и небольших текстов

Отсутствию умения четко, последовательно излагать свои мысли, делать умозаключения
- наличие речевых нарушений резко ограничивали общение детей с окружающими.
Проводя диагностику речевой активности и психических функций, я обратила внимание на наличие:
- отставания в развитии мыслительных операций, вызывающие затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением
- нарушение внимания, приводящего к трудностям выполнения задания на основе словесной инструкции.
В то же время дети с удовольствием рассматривают книги на основе комиксов и сюжетных картинок, пытаясь «читать» текст, а через некоторое время пересказать то, что было «прочитано».

Я пришла к мысли, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, но способен сохранять только внутренние связи между объектами.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Пиктограмма (от латинского pictus – рисованный и греческого gramma – запись) – это рисуночное письмо, используется в психологии для изучения опосредованного запоминания, то есть запоминания при помощи средств.
Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких либо слов и выражений.
Вербальный вид общения (от латинского «устный», «словесный») – речевой, осуществляется с помощью слов, к которому относится человеческая речь.
Произвольная память – процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности. Одним из важнейших приемов – составление плана запоминаемого материала.
Наглядно-образное мышление – мышление, в основе которого лежит моделирование и решение проблемной ситуации в плане представлений. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает у дошкольников, т.е. в возрасте 4-7 лет.
Речемыслительная деятельность – мыслительная деятельность, осуществляемая с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, представляемая с использованием алфавита соответствующего языка.
Кратковременная память – один из видов памяти, характеризующихся ограниченным временем хранения информации и ограниченным количеством удерживаемых элементов.
Визуализация (от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный). Процесс визуализации – это свертывание мыслительного содержания в наглядный образ; будучи воспринятым образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Ассоциация – закономерная связь между двумя содержаниями сознания(ощущениями, представлениями, мыслями,чувствами и т.д.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.
Запоминание – процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

3.Педагогический опыт.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.

3.1.Описание основных методик и методов, используемых в представленном педагогическом опыте.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания.
У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста зрительный образ возникает в воображении и это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, например, в стихах и текстах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостно образа в рифмованной форме. Суть использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, зарисовывается всё стихотворение. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

3.2. Актуальность педагогического опыта.
Мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с детьми с ОНР я вижу в следующем:
- пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью, т.к. облегчают запоминание и увеличивают объем памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей;
- пиктограммы используют естественные механизмы памяти и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- дети, овладевшие приемом использования пиктограмм, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Реализуя данную технологию, я поставила пред собой следующие задачи:
- помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
- обогащение словарного запаса детей и развитие связной речи;
- обучение последовательности, логичности и связности изложения;
- воспитание потребности в речевом общении;
- развитие мышления, воображения, речеслуховую и зрительную память;
- развитие мелкой моторики.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
На использовании пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольной грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой. Схемы и модели постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогает ребенку увидеть связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, общению, совершенствует речемыслительную деятельность детей.
Овладение приемами использования пиктограмм значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:
- развития основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики при графическом воспроизведении.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий на начальном этапе работы необходимо сформировать у детей знаково-символические функции. Они носят символы различного характера:
- геометрически фигуры;
- символические изображения предметов: силуэты, контуры, условные обозначения.
Пиктограммы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, пересказа сказок. Суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание составляется картинка и произведение зарисовывается схематически.
После этого ребенок о памяти, используя опору на графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

3.4. Результативность педагогического опыта.
Научными исследованиями доказано, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%. На основе этого, использование пиктограмм в работе с детьми, позволило мне повысить уровень развития связной речи у детей. Одновременно решить задачи на развитие основных психических процессов и как следствие в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав тему педагогического опыта «Использование пиктограмм» предполагались на окончательном этапе следующие результаты:
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- совершенствование связной речи;
- развитие логического и образного мышления, развитие памяти;
- формирование целостности окружающего мира;
- умение осуществлять поиск информации, материалов для исследовательской деятельности;
- умение обрабатывать собранный материал.

О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу.
Так при запоминании стихотворения вербальным способом результаты были такие – 20%низкий уровень запоминания, 50%средний уровень,30%высокий.
Запоминание стихотворений с помощью пиктограмм (невербальный способ) дало результат-0%низкого уровня, 40%средний уровень,60%высокий уровень.
Сравнительная диагностика развития связной речи у детей логопедической группы в период с сентября 2011 года по май 2013 года. Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно улучшился, видна положительная динамика.

3.5. Новизна педагогического опыта.
При использовании схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, и в сознании детей слова начнут существовать не сами по себе, а группами, объединенными одним признаком.
Метод использования пиктограмм можно с успехом применять в любой образовательной деятельности:
- развитие культурно-гигиенических навыков
- формирование здорового образа жизни (физминутки, корригирующие гимнастики и т.д.).
- пересказ произведений
- заучивание стихотворений
- дидактические игры.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Работа по реализации задач использования пиктограмм осуществляется в несколько этапов:

I. Установление эмоционального контакта. В основе лежит эмоциональный контакт, который постепенно перерастет в сотрудничество.
II. Повышение психической активности ребенка.
III. Создание продуктивного педагогического общения. Моделирование, организация и управление непосредственным обучением, анализ результатов.
IV. Создание единого ответа – решения поставленных проблем.
Воспитатель должен определить последовательность своих действий и работы детей; время, которое будет затрачено на осуществление данного вида обучения; прогнозирование и результативность.

План использования пиктограмм в работе с текстом:
1. Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2. Затем к каждому из выделенных слов или выражений нарисовать картинки, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово (эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией на слово), картинка не должна быть не слишком схематичной, не слишком подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных художественных навыков. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована.
3. Дальше, в зависимости от времени на запоминание, а также способностей к визуализации, возможны разные варианты работы с текстом:
- сначала попробовать, глядя на рисунки, воспроизвести текст, как можно подробней. Затем, попробовать воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно, т.е. не глядя на них;
- если необходимо помнить текст долго, то целесообразно возвращаться время от времени к своим пиктограммам и пытаться воспроизвести его по ним.
Такое повторение намного рациональнее, чем обыкновенное запоминание, использование методик пиктограмм, очень эффективно.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
В процессе традиционного обучения я внедрила занятия с использованием пиктограмм 1 раз в месяц со своей группой, 2 раза в месяц по подгруппам и индивидуально.

Типы таких занятий:
- традиционные
- предметно-образные
- по сказкам, по литературным произведениям, по интересам, на свободное творчество.

Приемы обучения моделированию художественных произведений:
- кодирование в образы
– запоминание(соединение двух образов)
– пересказ информации с опорой на пиктограмму
- воспроизведение пиктограммы.

Руководствуюсь на них по такой методике: дети слушают материал и, основываясь на образное и ассоциативное мышление, зарисовывают построчно произведение, привязав каждое слово к зрительному образу. Использую и другие варианты использования пиктограмм. Детям раздаются картинки с изображением предметов, действий, признаков.
Первоначальное понятие «знак» - обобщенное понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Нормирование нагрузки в большей степени основывается на индивидуальных особенностях детей; осуществляю дифференцированный подход. Так условия выполнения детьми задания повышаю постепенно. Если ребенок выполняет задание быстро, то ему даются дополнительные задачи (более усложненные). С более слабыми детьми выполняем задание вместе, тем самым активизируем воображение и речевую деятельность.

Большое внимание уделяю оценке деятельности детей с учетом дифференцированного подхода, направленного на развитие успеха.
В процессе занятий поощряю активность, умение высказывать свои мысли, самостоятельность, инициативность.
Моя работа с детьми, по внедрению нетрадиционных технологий (использование пиктограмм), дала положительный результат.

4. Выводы.
Реализация педагогического опыта направлена на освоение использования пиктограмм в развитии речемыслительной деятельности детей и развития памяти.
Данный опыт позволяет детям:

Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формировать и высказывать суждения и умозаключения более логично и последовательно;
- развивать неречевые процессы: внимание, мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки текста детьми)
- поддерживать интерес детей к активной речевой деятельности.

Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, поэтому можно говорить.
Все перечисленное составляет в совокупности основу для использования опыта в системе образования, как коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.


Цель: обеспечить дополнительную возможность развития связной речи ребёнка. Задачи: развить интерес к составлению творческих рассказов; создать мотивацию к рассказыванию своих историй; расширять словарный запас; учить преодолевать робость, застенчивость; воспитывать умение свободно держаться перед аудиторией.




Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».


Пиктогра́мма (от лат. Pictus рисовать и греч. Γράμμα запись) знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.лат.греч.


Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. наглядную и доступную форму.


Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.


Знаю много я игрушек... Знаю много я игрушек, С ними мне совсем не скучно: Кубик, мяч, совок, сачок, Мишка, лейка, флаг, бычок. Ива Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация воспитателей ДОУ

Тема. «Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста»

учителя – логопеда

Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;

Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;

Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ;

Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Таким образом, содержание пинтограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Изображаются предметы (на голубом фоне), их признаки (на зеленом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной

«Я - говорю!» , предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:

Идентификация символа.

Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других.

Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;

Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Конструирование фразы с помощью пиктограмм.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией:

Составить из пиктограмм пару.

Первый вариант : взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко-> есть.

Второй вариант : взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать->уши, пить->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний.

Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его;

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши->усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе.

Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

Составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

первоначальное понятие «знак » (пиктограмма) -> обобщающее понятие -> закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами -> самостоятельная ориентировка в системе знаков .

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста» Учитель – логопед Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. (Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему) применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμ α - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает: - Облегчить общение. - Улучшить всестороннее развитие ребёнка. - Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: - как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; - как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; - как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной «Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами: 1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания; 2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией; 3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания: - идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; - выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; - выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Девочка ест на кухне

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией: - составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко -> есть. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать -> уши, пить ->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний. Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его; - найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши-усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа: - составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; - составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами самостоятельная ориентировка в системе знаков


Этот метод, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12-16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

3. Развитие

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Ядовитый вопрос

10. Дружба

11. Темная ночь

12. Печаль

13. Справедливость

14. Сомнение

15. Теплый ветер

16. Обман

17. Богатство

18. Голодный ребенок

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.

Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать - «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово - как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме.

Заданные выражения

Рисунки и объяснения больного

Восприятие спустя час

Если же испытуемый сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?».

Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной не устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли испытуемый устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).

После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно - с начала, другое - с конца. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

При истолковании результатов опыта прежде всего следует обратить внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т. е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. В норме даже школьник с образованием 5 классов может найти такой образ; так, например, для слов «тяжелая работа» он рисует лопату или молоток, человека с грузом, для слова «сомнение» - развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?). Для интеллектуально неполноценного испытуемого такая задача трудна. Для слов «тяжелая работа» он хотел бы нарисовать целую сценку работы в шахте, но боится, что не сумеет это выполнить. Для слова «сомнение» он вообще ничего придумать не может. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь» - кровать; для слов «вкусный ужин» - стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Такого рода проявления конкретности мышления, трудности обобщения наблюдаются при олигофрении, эпилепсии. В иных случаях испытуемый справляется с задачей обобщения, но никак не может ограничить себя выделением одного какого-либо образа и рисует их множество.

Так, например, решая нарисовать к слову «развитие» растущее растение, он рисует не один какой-либо росток, а целую серию постепенно увеличивающихся цветов в количестве 7,8. К слову «болезнь» он рисует кровать и больного на подушке, и пузырек с лекарством, и еще термометр. Такие множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации и наблюдаются обычно у эпилептиков, а также у некоторых больных, перенесших энцефалит. Попутно отмечается, что эти же категории испытуемых рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Вторым критерием, на котором основывается оценка выполнения данного задания, является критерий адекватности ассоциаций.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы, или даже бокал вина; к слову «разлука» - конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» - диаграмму роста или растение, или младенца, или яйцо, или физкультурника. Все эти и многие другие связи одинаково хороши, так как они действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

Но вот больной шизофренией для слова «сомнение» рисует речку и объясняет это так: «Есть романс Глинки «Сомнение», а Глинка - это есть Неглинка - речка». Такая связь носит громоздкий, заумный характер. В другом случае для запоминания слов «вкусный ужин» больной рисует туалетную комнату и в рассуждениях во время выполнения заданий приходит к этому так: «Вкусный ужин это значит - хорошо пахнет... запах... нарисую уборную». В этой ассоциации видна и парадоксальность. Другой пожилой больной для запоминания слов «теплый ветер» рисует губы и объясняет, что это «поцелуй матери». Несмотря на яркую эмоциональность, и эта ассоциация не адекватна заданию; ведь нарисованные губы не служат цели запоминания заданных слов.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциации больных шизофренией достигают такой степени, что к разным словам они рисуют лишь черточки, галочки. Такая яркость образов наблюдается часто у лиц истерического склада, хотя не исключена и у психически полноценных людей. Некоторые больные каждое заданное им для пиктограммы слово воспринимают сквозь призму своих личных вкусов и стремлений. Так, например, больной говорит: «Теплый ветер» я вообще запомнить не могу, так как у нас на севере теплого ветра не бывает; «вкусный ужин» - для меня на ужин годится только простокваша; «веселый праздник» - у меня праздников не бывает; «справедливость» - со мной поступают несправедливо» и т. д. Такая эгоцентричность восприятий наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально-значимые слова.

Поэтому, если больные ко всем таким эмоционально значимым словам подбирают совершенно нейтральные отвлеченно-общечеловеческие образы, например, «счастье» -- солнце, «печаль» - плохая погода и т. д.), это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования методов пиктограммы, - это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы. Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает больному, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти больного можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова, - иногда больные воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов.

Пиктограмму следует оценивать «в целом», т.е. по общему характеру выбираемых испытуемым образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей. Приведем пример пиктограммы, составленной психически здоровой, очень способной студенткой (рис. 2.3).

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными.

В этой пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам «разлука» и «справедливость». Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Рис. 2.3. Пиктограмма здоровой студентки

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации (рис.2.4).


Рис.2.4. Выхолощенные бессодержательные символы

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему «веселый праздник» она сможет вспомнить по крестику, а «развитие» - по галочке, «болезнь» - по двум точкам, а «дружбу» по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует «веселый праздник» округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает «счастье» прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над «разлукой», а «сомнение» - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует «сомнение» как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что «круг - это неуверенность», и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: «Как по-вашему, будет ли «неуверенность» уже или шире «сомнения» по площади?».

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией (рис.2.5, 2.6).

Рис.2.5. Символические зигзаги (больного шизофренией)


Рис 2.6. Пиктограмма больного шизофренией

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает «счастье», а спускающаяся вниз рядом - «болезнь»). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).



Рис 2.7. Стереотипные рисунки

В целом методика «пиктограммы» очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

Методика «Пиктограмма» - метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    С.Мюллер. Развитие памяти. №8. МЕТОД ПИКТОГРАММ

    3D автоматизация дорожного строительства

    Обследование ребенка 2х лет

    Еще раз о методике Самооценка по Дембо-Рубинштейну

    Ed Ulbrich: How Benjamin Button got his face

    Субтитры

История

Для экспериментально-психологического исследования метод пиктограмм был предложен в начале 1930-х годов. Целью методики было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека (Л. С. Выготский , А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека . Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств - орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием модифицирующим психические функции, является слово.

Что касается авторства метода, то его приписывают А. Р. Лурии . Сам же Лурия (1964 г.) пишет, что метод пиктограмм был предложен Л. С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Вероятнее всего, Л. С. Выготскому принадлежала общая идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа .

Описание метода

Методика заключается в том, что испытуемые должны запомнить слова и словосочетания. Для того чтобы лучше запомнить материал, он должен изобразить на бумаге что-либо такое, что могло бы ему помочь в дальнейшем воспроизвести слова, которые были предложены. Испытуемого нужно предупредить, что качество изображения в данном задании роли не играет,также роли не играет время выполнения задания. При этом испытуемому не разрешается делать записи в виде букв и цифр.

Трудность методики, с которой сталкиваются испытуемые, является то, что круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, а значение рисунка шире, чем смысл слова - это значит, что слово и рисунок должны совпадать лишь в определенность степени. В норме человек способен уловить общее и в рисунке и слове, что является основным механизмом образования условного значения. В патологии мышление изменяется и у человека затрудняется процесс создания условных связей.

На протяжении многих лет было собрано большое количество эмпирических данных. Многие исследователи в области патопсихологии систематизировали данные целого ряда своих собственных исследований и исследований своих коллег. Результатом их работы явилось представление об общей картине выполнения методики пиктограмм испытуемыми с различными психическими заболеваниями .

Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми

Здоровые испытуемые, которые имеют неполное среднее образование, легко справляются с методикой. Приведение примера, образца для выполнения помогает им, если они сталкиваются с трудностью. Такие испытуемые всегда следуют инструкции и подбирают образы для большинства понятий. Здоровые испытуемые зачастую демонстрируют свои способности рисовать и оригинально мыслить, при этом могут употреблять буквы и надписи. Если говорить об образах, то у таких испытуемых они адекватны, конкретные, лишенные эмоциональной значимости и всегда присутствуют стандартные образы. Если же проявляется стереотипия проявляется за счет частого изображения человеческих фигур. Рисунки упорядочены, графические характеристики устойчивы, размер рисунков часто уменьшается у одной стороны листа. У таких испытуемых хорошая способность запоминать. Их комментарий по поводу выбранного образа короткий и лаконичный.

Конкретные образы, отсутствие геометрической и грамматической символики, а также снижение числа метафорических символов и атрибутивных образов, стереотипизация, банальное мышление - это все может присутствовать у человека с низким уровнем образования. А для лиц с высоким уровнем интеллекта характерны следующие особенности- это своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами.

Пример 1. Пиктограмма здорового испытуемого

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспро-изведение
1. Веселый праздник Улыбающееся лицо, флажок. - «Праздник - это флажки, улыбки» Веселый праздник
2. Тяжелая работа Лопата, капли пота. -«Работать лопатой тяжело» Тяжелая работа
3. Вкусный ужин Цыпленок «табака», - «Мне нравятся жареные цыплята» Вкусный ужин
4. Болезнь Шприц, - «Все это говорит о болезни» Болезнь
5. Печаль Печальное лицо Печаль
6. Счастье Улыбка. - «Она говорит о счастье» Счастье
7. Любовь Сердце пронзенное стрелой. - «Это банально… Как рисуют на Любовь
8. Развитие Ступени. - „Лестница, ведущая вверх - символ развития“ Прогресс
9. Разлука „Двое разошлись“ Разлука
10. Обман „Дама пик“. - Это символ обмана» Обман
11. Победа «Богиня Ника - символ Победы» Победа
12. Подвиг Несколько детей. - «Воспитывать детей - это подвиг» Подвиг
13. Вражда Скрещенные мечи. - «Это символ вражды» Вражда
14. Справед-ливость Уравновешенные весы. -"Продавщица честно Честность
15. Сомнение «х». - Эта буква обозначает «неизвестное» Сомнение
16. Дружба Рукопожатие. - «Это символ дружбы» Дружба

Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга

При органическом поражении мозга в пиктограмме наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное понимание смысла задания, что связано со снижением интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкции, либо в искаженном понимании, когда понимается лишь один элемент. К примеру, больные понимают, что надо что-то нарисовать, но не связывают свои рисунки со словом. Рисунки плохо дифференцируются, больные рисуют то, что умеют.
  • Невозможность выбора образа на абстрактные. Испытуемые после полного обдумывания отказываются рисовать, либо указывают на сюжет, который они хотели бы нарисовать
  • Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов. Наблюдается даже при самых легких вариантах органических поражений, однако, этот признак не специфичен и встречается у здоровых испытуемых с низких уровнем образования
  • Снижение числа атрибутивных и метафорических образов
  • В структуре конкретных образов- преобладание фотографических часто фрагментарных.
  • Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Персеверации являются главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
  • Недостаточная дифференциация изображений
  • Снижение продуктивности опосредованного запоминания

Данные изменения характерны для интеллектуальных и мнестических нарушений. Они зависят от степени интеллектуального снижения. Для больных с органическими поражениями головного мозга характерна тревожно-депрессивная установка на исследование.

Особое место среди органических заболеваний головного мозга занимает эпилепсия . Методика пиктограмм обладает высокой чувствительностью в диагностике высших психических функций при данном заболевании. Л. В. Петренко изучала опосредованное запоминание у больных эпилепсией. В своих исследованиях она выявила, что у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, а у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

Так Б. В. Зейгарник описывает своего случай из своей практики : «У группы больных эпилепсией выполнение этого задания вызывает значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания слова „развитие“ больной К. говорит: „Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?“ Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова „разлука“. „По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?“ Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания „больная женщина“. Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: „У неё может быть грипп, и она его на ногах переносит“. Тогда больной решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: „Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает“. Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение „веселый праздник“ больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг».

Пример 2. Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение
1. Веселый праздник Флажок. - «Это как на параде. Нужно еще человека нарисовать, или демонстрацию… что-то такое…» Веселый праздник
2. Тяжелая работа Человек с лопатой. - «Это тяжело, когда копаешь» Тяжелый труд
3. Вкусный ужин Яблоко. - «Яблоки вкусные, они полезны для здоровья. Особенно, если есть их на ночь. Тяжелую пишу на ночь есть нельзя» Вкусный ужин
4. Болезнь Человек в постели. - «Это лежит больной. Болезнь тяжелая, если бы легкая, он мог бы ходить в поликлинику» Тяжелая болезнь
5. Печаль Плачущий человек. -«Он стоит и плачет» Печаль

Пиктограмма при алкоголизме

При алкоголизме имеют место быть мелкие и неявные органические изменения, которые могут проявиться уже на ранних стадиях.

Выполнение методики этими испытуемыми похоже на выполнение испытуемых с органическим поражением головного мозга, отличие состоит лишь в том, что в образах часто фигурируют спиртные напитки.

Пример: Так, испытуемый Р. рисует два стакана водки на понятие «справедливость» (объяснение: «справедливый человек разливает поровну»). Испытуемый С. рисует стакан на понятие «печаль» (объяснение: «когда человек печален, он пьет водку»). Испытуемый П. рисует бутылку на понятие «болезнь» (объяснение: «все мои болезни от выпивки»).

Пиктограммы больных психопатией на органической основе

У больных с психопатическими чертами характера либо психопатиями на фоне резидуально-органических изменений наряду с признаками типичными для органических поражений наблюдаются такие признаки как: эмоциональное нарушение в форме нарушений планирования поведения, эмоциональной возбудимости или демонстративности.

Индивидуально-значимые образы могут подчеркивать делинквентный опыт испытуемого, к примеру опыт употребления наркотиков.

Пиктограммы при шизофрении

Роль пиктограммы при исследовании шизофрениии очень большая – это ценный диагностический инструмент. Так как пиктограммы при данном заболевании многообразны, то проявляются как конкретные, так и сверхабстрактные образы. Если у больного есть бредовый компонент, то он так же будет проявляться в пиктограмме.

В целом, в этой методике при шизофрении наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное или искаженное понимание смысла задания, особенно в остром состоянии. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом могут трактовать исследование в соответствии с содержанием бредовых идей
  • Снижение числа атрибутивных образов
  • Снижение числа адекватных образов
  • Снижение числа стандартных образов
  • Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции. У больных шизофренией проявляется атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации также не типичные, они выражаются в переносе одного элемента во рисунки
  • Употребление букв, часто вычурное. Больной деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Однако они не помогают воспроизведению слов
  • Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков
  • Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования.

Это изменения у отдельных больных могут выражаться по-разному, но наиболее ярко они проявляются в остром состоянии, при выраженной аффективной патологии, за исключением депрессии.

Неадекватные образы больных шизофренией нуждаются в отдельном описании, так как они являются важным звеном при дифференциальной диагностике шизофрении и имеют широкие и наименее определённые критерии. Образы можно отнести к неадекватным, если они не служат запоминанию понятия и очень далеки от содержания. С. В. Лонгинова приводит следующий образец неадекватных образов: при запоминании слова «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию». К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жизни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл курицу».

С. В. Лонгинова (1972), а также С. Я. Рубинштейн (1972) разработали классификацию неадекватных образов у больных шизофренией, в зависимости от того, какой вид патологии они отражают. В ней они обозначили образы, которые неадекватны по содержанию и образы, которые отражают патологию мотивационного компонента мышления и потерю целенаправленности.

Неадекватные по содержанию образы:

  • отдаленные связи
  • пустая символика
  • выбор на основе чувственного впечатления
  • ассоциация по созвучию
  • фрагментарный тип выбора

Образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления множественный выбор:

  • конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением
  • стереотипные пиктограммы

Пример 3. Пиктограмма больного шизофренией

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение Формализованная оценка
1. Веселый праздник Флажок. - «Флаги развеваются, все идут на парад» Праздник AT + Ст 0.5
2. Тяжелая работа Женщина с клубком шерсти в руке - «Это я сижу и вяжу. Это тяжело, скучно» Тяжелая работа Инд-Пс+1.0
3. Вкусный ужин Тарелка на столе. - «Вот тарелка, на тарелке все вкусное» Вкусная Ат ф + Ст 0,5
4. Болезнь Человек па кровати. - «Это я лежу после укола. Все время хочется спать» Болезнь КИнд-Пс+ КО
5. Печаль Плачущие глаза. - «Плачут черные глаза» Плач Ат Ф + 0.5
6. Счастье Глаза. - «Белые, веселые глаза» Глаза АтФОриг-
7. Любовь Большие и маленькие глаза. -«Глаза матери и ребенка» - Ориг-0 Частичная
8. Развитие Четыре глаза. - «Знания переходят из глаза в глаз, а оттуда в воздух» - Ат Ф Ориг - 0,0
9. Разлука Зачеркнутые глаза. - «Глаза не смотрят друг на друга» - Ат Ф Ориг - 0,0 Частичная персеверация
10. Обман Фигура женщины. - «Она стоит обманутая. Отчаянные глаза. А мысли бегают, бегают» (дорисовы¬вает точки вокруг головы) - К Ф - 0,0
11. Победа Ребенок в матросской шапке. - «Это мой сын. Если муж вернет мне его, то это будет моя победа. Я заставлю» Идет морячок К Инд Пс - 0,0
12. Подвиг Плывущий человек с кругом на голо¬ве - «Он плывет по океану мыслей. В голове источник гипноза. Ему не страшно» - К Инд Ориг-0.0 Проявления
13. Вражда Неясные значки. Зачеркивания, за¬тем рисует две отвернувшиеся друг от друга головы. - «Они враги» Двое К Ф + 0,0
14. Справедливость Накрытый стол. - «Когда в отделении дают обед, всем делят поровну. Это справедливо» - К Иид+0,0
15. Сомнение Зачеркнутые глаза (объяснения не дает) - Ат Ф Ориг-0,0 Персеверация
16. Дружба Рукопожатие. - «Рукопожатие - символ дружбы, между людьми, между народами» Дружба МФ + Ст 1,0

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...