Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Как украсить собственный дом или баню с помощью художественной резьбы? Ковш для бани: виды, изготовление и особенности использования Резной ковш из дерева.

Банные аксессуары – принадлежности, без использования которых нельзя назвать парилку полностью укомплектованной и комфортной. Благодаря стильным и удобным вещицам появляется возможность создать особенную уютную атмосферу. К ним относятся шапочки, веники и многое другое. Аксессуары для бани своими руками сможет сделать каждый желающий.

Изготовление принадлежностей для оснащения бани сегодня вышло на новый уровень. Разнообразная продукция, которую предлагает большое число фирм и компаний, может удивить даже самого требовательного покупателя. Однако большинство отдают предпочтение аксессуарам, изготовление которых осуществляется вручную. И это не вызывает удивления, ведь они и выглядят красиво, и практичны в использовании.

Ведро из дерева самостоятельно

Какая же баня без деревянного ведра с прохладной или теплой водой? Представить себе парилку без этого важного приспособления невозможно. Чтобы самостоятельно его сделать, для начала требуется определиться с разновидностью древесины. Известно, что самой крепкой и качественной породой является дуб, но если ввиду определенных причин, его не удается использовать, то можно воспользоваться ясенем или шелковицей. Аксессуары в баню своими руками часто изготавливаются именно из них.

Доски, которые используются для изготовления ведер, именуются клепками. При их подборе рекомендуется соблюдать, чтобы между ушками было расстояние, ровно в половину периметра. Тогда изделием будет удобно пользоваться. Ушки должны быть, как можно длиннее. Это исключает возможность раскалывания дужек. Неправильно одетая проволочная дужка может резать руку, поэтому чтобы сделать аксессуар безопасным, на дужку требуется надеть рукоятку, выполненную из дерева.

Дужка ведра изготавливается из стальной проволоки, толщина которой составляет более 7 мм. Отлично подойдет дужка, снятая со старого ведра. Однако перед началом её использования, нужно тщательно удалить с неё все остатки ржавчины.

Инструкция

Ведро для бани своими руками, инструкция:

  1. После выбора и обработки материала, необходимо определиться с объемами изделия. Оно может быть любым, но не меньше десяти литров;
  2. Теперь требуется вычислить, сколько приблизительно потребуется клепок на выбранный размер будущего ведра;
  3. Затем необходимо обработать клепки, придать им нужную форму. Издавна эти доски делали шире с концов, нежели в центральной части. Такая простая подсказка значительно облегчит сборку аксессуара;
  4. Для изготовления ведра обязательно потребуются обручи. Они могут быть произведены из дерева, которые смотрятся эффектно, или из металла, который превосходит предыдущий материал по уровню крепости;
  5. Следующим шагом требуется определиться с диаметром обручей, определиться, сколько их потребуется. Минимальное количество колец – два, один снизу, другой сверху;
  6. Теперь можно приступать к сборке. К обручу с самым маленьким диаметром необходимо прикрепить на равном расстоянии три клепки с использованием зажимов. Затем нужно с аккуратностью заполнить все оставшееся пространство между ними другими досками;
  7. С особенной осторожностью нужно вставлять последний элемент. Если ему не хватает свободного места, то в этом не ничего страшного. Достаточно просто немного её обстрогать, затем вставить;
  8. Чтобы прикрепить дно ведра, древесину предварительно требуется распарить в горячей воде. Для этого на тридцать минут круг положит в кипяток;
  9. Далее практически готовое ведро необходимо перевернуть, на распущенный край изделия требуется накинуть веревку. Концы её рекомендуется привязать на крюк, который нужно установить в любом надежном месте. После этого кусок металла требуется вставить между жгутами и начать натягивать его по направлению к себе;
  10. После стягивания можно закрепить остальные обручи;
  11. При установке дна требуется воспользоваться металлическими зажимами.

Чтобы самостоятельно изготовленные ведра, не стали портиться со временем, рекомендуется ознакомиться со следующими советами:

  • В качестве основного материала производства выступает дерево. Оно может трескаться, на нем со временем появляется налет и плесень. Чтобы такие неприятности не произошли с вашими изделиями нужно каждый раз отпаривать их горячей водой, затем ведра нужно выбирать насухо и убирать дальше от огня. Это не представляет большой сложности, но зато убережет изделия от порчи;
  • Если вы долго не использовали емкости, произведенные из дерева, то они будут постепенно терять свою герметичность. Поэтому прежде чем начинать банные процедуры, нужно наливать в них холодную воду и оставлять в таком состоянии на ближайшие три четыре часа. Из-за этого материал набухнет, маленькие трещинки сами устранятся. По окончании воду нужно вылить, а само ведро ошпарить кипятком в целях дезинфекции.

Чтобы подавать воду в бане, требуется использовать специальный деревянный ковш. Только он поможет аккуратно, небольшими порциями наливать воду на каменку и не обжечь руки. Чтобы ковш не только справлялся со своими задачами, но и выглядел привлекательно, этот аксессуар можно сделать своими руками. Это не займет много времени, но зато вы значительно украсите свою баню, сделаете её в несколько раз функциональнее.

Первым делом необходимо определиться с деревом, из которого будет осуществляться изготовление ковша. Это может быть:

  • Дуб – самая популярная и востребованная порода древесины, которая славится своими прочностными характеристиками. Отличается от остальных разновидностей дерева, эта своим насыщенным цветом и привлекательным обликом;
  • Ясень – древесина светлого цвета с приятным ароматом. Она отлично подойдет для изготовления ковша, так как ей не страшны температурные перепады, постоянно присутствующие в парилке;
  • Шелковицы – последняя порода дерева, которую рекомендуется использоваться для изготовления банного аксессуара. Ей нипочем воздействие влаги или влажного воздуха, поэтому она сможет сохранить свой красивый облик на длительный срок времени.

После выбора материала, необходимо его подготовить. Для этого требуется высушить бруски, придать им необходимую форму.

Процесс изготовления

Ковш для бани своими руками:

  1. После выбора материала, требуется определиться с размерами будущего ковша. Он не должен быть большим, иначе воду будет неудобно и тяжело передавать. Однако не стоит делать его слишком маленьким;
  2. Следующим шагом требуется найти картон, начертить на нем три шаблона (для боковых сторон, дна и верхней части аксессуара), вырезать их;
  3. Затем с их использованием требуется разметить на древесине контур торца. После этого провести черновую обрубку изделия;
  4. Далее необходимо провести все то же самое, но только для верхней части и боковых сторон. Полученной заготовке попробуйте придать очертание, присущее ковшу;
  5. Следующим шагом требуется обработать заготовку с использованием круглой стамески. Этот этап включает в себя снятие лишней древесины, формирование ручки;
  6. После требуется обработать внутреннюю часть изделия с применением тесла. Еще раз проработать его стенки с большой стамеской;
  7. Далее нужно придать ручке и всему изделию форму специальным ножом, вырезать детали для украшения хвоста и головки аксессуара. С применением клюкарзы обработать внутреннюю поверхность;
  8. Теперь можно приступать к шлифовке изделия. Для начала обработать шкуркой внешнюю сторону изделия, после чего приступить к внутренней части. Не нужно шлифовать ту поверхность, на которой планируется оформить резьбу;
  9. С использованием стамесок маленького размера можно вырезать отделочный узор;
  10. Последним шагом работы является покрытие поверхности слоем воска, выступающим в качестве защиты.

Стоит обратить внимание, что традиционно ковши для применения в русских банях вырезались только из дерева. Выделялось несколько разновидностей изделий: московские, новгородские, суздальские. Все они различались между собой по рисунку и общему оформлению. Например, московские всегда изготавливались только из капа, обладающего красивой текстурой. Тверские мужчины изготавливали ковши из корней дерева.

Аксессуары для бани своими руками сделать несложно. Несмотря на это, они будут красиво выглядеть, радовать глаз, привлекать внимание и поражать своей функциональностью и удобством.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X – XII веках. В XVI – XVII веках посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII веке, когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX веке с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видовхудожественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины.

Ендова – невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари . Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние – для подачи напитков на стол, малые – для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик – в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера – прорезной петлей внизу.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Каждая баня для проведения банных процедур должна быть оснащена необходимыми аксессуарами. Но не все знают, на чем остановить свой выбор — металлический, пластмассовый или ковш для бани из дерева будет лучше всего? Этот вопрос мы и рассмотрим подробно.

Зависимость выбора

Выбор предметов оснащения широк, но он продиктован различными потребностями ().

На процесс выбора влияют следующие факторы:

  1. площадь самой бани;
  2. наличие в ней моечного отделения;
  3. наличие водопровода;
  4. вид котла.

Выбор по назначению

Для чего нужны ковшики и черпаки в парной и моечном отделении? Естественно, для того, чтобы черпать ими воду.

По назначению они разделяются следующим образом:

  1. черпак объемом от 1 литра и выше с длинной вертикальной ручкой, применяется для набора горячей воды из котла в тазы и бадейки;
  2. аналогичный банный ковш, но для набора холодной воды из бочки;
  3. ковшики для обливания с короткой ручкой, объема примерно 0,4 – 1 л, их должно быть несколько, не меньше, чем число одновременно моющихся в бане людей;
  4. емкость для подачи пара объемом примерно 0,2-0,3 л, с длинной ручкой.

Первый и второй варианты актуальны только, если отсутствует водопровод. При наличии кранов горячей и холодной воды, а также смесителей, необходимость в таких изделиях отпадает.

Выбор по материалам

Предложений на рынке по аксессуарам для парной великое множество. Каждый производитель хвалит свое изделие. Но необходимо понимать, из каких материалов должны быть изготовлены эти аксессуары, ведь они должны выдерживать достаточно высокие температурные нагрузки ().

Хорошим черпакам не страшен постоянный контакт с холодной и горячей водой, а также значительные перепады температур. Не каждый материал способен справиться с такими нагрузками.

Дерево

Традиционные аксессуары для использования в бане издавна изготавливались из дерева. Русские крестьяне даже после появления металлической утвари предпочитали пользоваться деревянной, которую часто и изготавливали своими руками, особенно резную или долбленую.

Деревянные аксессуары для бани могли быть трех видов, разделяемых по принципу изготовления:

  1. бондарные , когда сама емкость состоит из отдельных дощечек, которые скреплены между собой металлическими обручами;
  2. резные , когда изделие вырезается полностью из куска дерева;
  3. долбленые , чаши выдалбливались из цельного куска дерева.

Изготавливались различные деревянные предметы для осуществления банных процедур:

  1. черпаки и ковши;
  2. ведра;
  3. шайки;
  4. лохани;
  5. ушата;
  6. корыта;
  7. бочки.

Большинство этих предметов производилось в бондарных мастерских. Сегодня, когда в обиходе присутствует множество изделий из металла и пластмассы, изделия из дерева так и не потеряли свою привлекательность.

Произведения старинных народных промыслов не утратили актуальности и в наши дни. Всемерное поддержание традиций производства национальной русской утвари продолжается на небольших предприятиях и в частных мастерских.

Преимущество деревянных изделий состоит в их экологической чистоте.

Сегодня можно приобрести весь набор для оборудования бани из разных видов древесины:

  1. алтайского кедра;
  2. дуба;
  3. осины;
  4. лиственницы;
  5. липы.

Цена на бондарный ковш из липы будет в два раза меньше, чем на аналогичный ковш из кедра. Но изделия из кедра более долговечны. Однако, при правильном уходе за бондарными изделиями, можно значительно продлить их срок службы.

Инструкция по уходу за бондарными черпаками для бани:

  1. перед первым применением опустите ковшик в бочку с водой и подержите так в течение часа;
  2. помните, что изделие должно все время находиться во влажном состоянии;
  3. черпаки нельзя держать без воды на солнце или рядом с обогревательными приборами;
  4. не допускается чистка ковшиков химическими средствами.

Металл

Еще один подходящий материал для изготовления ковшей – это металл. Главное достоинство металлических изделий заключается в длительном сроке службы.

Но есть один минус. Металлические ковшики сильно нагреваются.

Избежать ожогов можно в том случае, если этот аксессуар будет комбинированным:

  1. металлическая емкость с деревянной ручкой;
  2. деревянный черпак со вставкой из металла.

Для изготовления банных аксессуаров выбирают металл, который не подвержен коррозии:

  1. латунь;
  2. медь;
  3. оцинкованная сталь;
  4. алюминий.

Самым удобным, практичным и эстетичным считается вариант сочетания деревянного бондарного ковша с металлической вставкой. Такой черпак не протекает, ведь металл не рассыхается. Нет опасности, прикоснувшись к нему, получить ожог.

Пластик

Емкости из пластмассы используются в бане только в отделении для мытья. Обычно, они выпускаются с небольшой ручкой и служат для обливания теплой или холодной водой.

Важно. Применение пластмассовых ковшиков в парной нежелательно, так как от высоких температур изделие может расплавиться. Помимо этого, в условиях повышенной температуры пластмассой могут выделяться вредные вещества.

Современные технологии не стоят на месте, появляются виды пластмасс, которые обладают термостойкостью и не выделяют вредных веществ. Одним из таких новых материалов является поликарбонат, который сочетает в себе уникальную прочность с высокой термостойкостью.

На фото — шайка и ковшик из поликарбоната с березовыми ручками.

Важно. Хранить ковшики и другие изделия из поликарбоната необходимо при комнатной температуре без воды, насухо протерев полотенцем.

Резюме

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Выставки русской деревянной ложки в ВМДПНИ. Посмотрим же на эти изделия подробнее. Далее — фото и тексты непосредственно с самой выставки.

Ложки-черпаки
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, начало XX в.
Дерево, кап берёзы, долбление, резьба

Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Сколько пословиц, поверий с ней связано! Однако так ли часто мы задумываемся, всегда ли она была такой, какой мы привыкли её видеть?..



Ложка шаманская
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, конец XIX в.
Дерево, долбление, резьба

Мы рады представить Вам выставочный проект, в котором постарались показать всё многообразие привычной нам деревянной ложки . И действительно, сложно порой представить, что ковш-черпак может достигать в длину полутора метров, а некоторые ложки становятся поистине магическими предметами, являясь верными спутниками шамана.



Сверху вниз: Ковш

Кап, долбление, резьба. Коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Хабаровский край, мастера-нивхи, 2006 г.
Дерево (грецкий орех), резьба, тонировка. Коллекция В. Б. Карпова
Детские нанайские ложки
В. Донкан, 1974 г.
Хабаровский край, с. Сикачи-алян
Дерево, резьба, цветная гравировка

Представленные на выставке ложки из музейного собрания — от ковшей XIX века до авторских ложек конца 1960-х годов — органично дополняет коллекция современных резных ложек Виктора Борисовича Карпова, собранная им в разных уголках нашей страны. Предметы из неё, выполненные из разных пород древесины, необыкновенно передают красоту текстуры натурального дерева.



Слева: Черпак для медвежьего мяса
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма. Дерево, резьба
Справа: Лоток
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма
Дерево, долбление, резьба, подкраска
Ложки нивхские для медвежьего праздника
Хабаровский край, дер. Ухта, с. Романовка, первая четверть XX
Дерево, резьба, подкраска
Ниже: Ложка
2013 г., приобретена в Москве
Дерево (орех), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

История изготовления ложки насчитывает не одно тысячелетие. Так, по свидетельствам археологических раскопок, уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте пользовались ложками из камня и дерева, а в Греции — особыми ракушками.



Ложка нанайского шамана
Хабаровский край, 2006 г.
Дерево (ольха), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

В повседневный обиход в Европе ложки вошли в Средние века и были в основном деревянными и роговыми. А на Руси ложка была известна уже в X веке, во времена князя Владимира — упоминания об этом можно найти в «Повести временных лет». Знакомая нам овальная форма ложки с длинным черенком получила особое распространение к середине XVIII века.



Композиция из трёх ложек 2015 г., приобретена в Москве
Кап ореха, резьба, тонировка. Коллекция В.Б. Карпова

Для простого крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей, и «свою» ложку часто помечали особым образом. Но, как многие предметы традиционной культуры, ложка была не просто частью повседневного быта. Она играла важную роль в обрядах, олицетворяя члена семьи; молодожёнам на свадьбу обязательно дарили деревянную расписную ложку; она была также необходимым атрибутом некоторых святочных гаданий.



Ложка удегейская (юга) . Дерево, резьба

Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Ложку украшали искусной резьбой, красочной росписью, а иногда даже инкрустировали перламутром или металлом.


На нашей выставке представлено более 120 ложек из самых разных регионов России — от Архангельска до Якутии. Многообразный предметный ряд дополняют графические зарисовки из экспедиций НИИХП 1960-х годов, а также редкие фотографии и эскизы из архивов В.М. Вишневской, В.А. Барадулина и других.



Справа вверху: Сувенирные черпаки
Карачаево-Черкесское объединение художественных промыслов и производства сувениров, 1977 г.

Справа внизу: Ковш
Ессентуки, 2001 г.
Красное дерево (тис, топляк), долбление, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Дерево (грецкий орех), резьба Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Слева внизу: Композиция из ковша и трёх ложек
Ессентуки, 2001 г.
Софора (кавказская акация), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева внизу в углу: Ложка-змейка 2004 г., приобретена в Москве
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева вверху снизу вверх: Ложечка декоративная 2000 г., приобретена в Москве
Красное дерево, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка-совок
Дерево (розовая акация), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Ложка-черпачок
Дерево (корень вишни), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В.Б. Карпова

Самые ранние из представленных предметов — ковши, изготовленные в XIX веке на Русском Севере и в Поволжье. Среди других — ложки Сергиево-Посадского региона рубежа XIX-XX веков, в том числе ложки И.С. Хрустачева со сценами из жития Сергия Радонежского, поражающие своей тончайшей миниатюрной резьбой.



Зарисовки ковша и ложки . Из альбома «Художественная обработка дерева в Западной Сибири».
А. Артемов, г. Москва, НИИХП, 1972 г. Картон, акварель, карандаш.

Особое место на выставке занимают декоративные ковши, выполненные в русском стиле выдающимся мастером В.П. Ворносковым в мастерских села Кудрина и А.П. Зиновьевым в Талашкине.



Ложки . Казахстан. Дерево, резьба, выжигание.

Ну и, конечно, на выставке невозможно было обойтись без знаменитых хохломских ложек, изготовленных в нижегородских селе Сёмине и городе Семёнове, который нередко называют «ложкарной столицей».



Слева ниже: Ложка разливная
Дагестан, с. Кумух, начало XX в.
Дерево (акация), долбление, резьба
Слева в центре: Черпак «Гель»
Г.Г. Газимагомедов, 1990 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), мельхиор, резьба, насечка, лак
Слева вверху: Поставец для столовых приборов с ложками
Г.Г. Газимагомедов, 1989 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), металл, резьба, точение, насечка, лак; дерево (абрикос), резьба, лак


Слева: Ложки ладьеобразные
Дагестан, начало XX в.
Дерево (самшит; горный дуб), резьба, тонировка, графическая вязь
Справа: Ложка на длинном черенке для размешивания праздничной халвы — бяхух
Дагестан, с. Куяд, первая треть XX в.
Дерево (дуб), резьба
Привезена из экспедиции Е.М. Шиллинга 1944 г.

Уже в конце XIX века изделия местных мастеров пользовались заслуженным успехом на Нижегородской ярмарке. Мы же представляем в этом разделе выставки наиболее ценные образцы 1920-х — 1960-х годов, которые редко покидают музейные фонды.


Среди ложек из других регионов — привезённые из экспедиций в Дагестан 1944-1946 гг. знаменитым этнографом-кавказоведом Е.М. Шиллингом, а также необыкновенные работы из аварского села Унцукуль. Оно знаменито своим промыслом насечки по дереву, который соединяет различные виды декоративно-прикладного искусства — резьбу по дереву и ювелирное дело. В комплексе, посвящённом Дальнему Востоку и Якутии, вы увидите нивхские ложки для медвежьего праздника и редкую шаманскую ложку.


Эскиз ложки и совка с хохломской росписью .
1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель


Рисунок. Ложки из собрания ГИМ. 1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель

В коллекции представлены декоративные неокрашенные ложки, изготовленные из различных пород деревьев.



Ложки и черпаки с росписью хохломского типа
Нижегородская обл., 1920-е — 1960-е гг., Дерево, резьба, роспись

Для изготовления декоративных ложек мастера используют древесину почти всех пород, кроме сосны и ели. Заготовка для будущей ложки называется «баклуша». Она должна быть предварительно хорошо просушена, чтобы ложку не «повело» при изготовлении. Естественная сушка занимает до полугода, но сейчас мастера всё чаще используют для этого специальные печи.



Художницы артели «Хохломская роспись» М.М. Артамонова и Ф.Ф. Сиротина, 1959

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянных ложек — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, раньше проводились не мастером, а помощником-подмастерьем. Первоначально выражение имело смысл «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл — «бездельничать, праздно проводить время».



Ложки
Горьковская обл., с.Полховский Майдан, 1960—1970-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак

При работе над ложкой мастер учитывает тип и фактуру дерева. Самая мягкая и податливая для обработки древесина у липы, ольхи, осины, поэтому эти породы пользуются у мастеров наибольшей популярностью. Структура древесины у таких ложек однотонная и не яркая.


Н.Г.Подогов и Ф.А.Бедин

Берёза и дуб более твёрдые и имеют выраженную красивую структуру.


Ковши
Архангельская губ., XIX в.; Вологодская губ., дер. Шевелевская, конец XIX — начало XX вв.
Дерево, долбление, резьба



У плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, черешня, персик) древесина ещё более твёрдая и красочная, с узорной структурой. Наиболее интересные рисунки на ложках даёт груша, причем вид узоров в сильной степени зависит от грунта, на котором росло дерево. Используют мастера и «тёмную» древесину, например, хурму, ореховые породы.



Ковш
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, вощение

Умение мастера состоит в том, чтобы «угадать» внутреннюю красоту узора дерева и наиболее интересно показать её в форме готового изделия, что хорошо видно в представленных экспонатах.



Ковш; ковш-черпак
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино, Талашкинские художественные мастерские
Дерево, медь, речной камень, монеты; долбление, резьба, выжигание, тонировка, подкраска, вощение, чеканка


Миниатюрные ковшики
В.П. Ворносков, 1902-1910 гг.
Московская губ., Дмитровский у. , дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, лак


Ковш декоративный
В.П. Ворносков, 1905-1910 гг.

Дерево, резьба, тонировка, лак



Ковш

Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино

Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1900-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1902-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.




Вверху: Ложки
г. Загорск, 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
Внизу: Ложка с черенком в виде дракона
Россия (?), начало XX в.
Дерево, резьба, тонировка






Слева: Ложка для сметаны (для правой руки)
Нижегородская губ., дер. Медведево, 1930-е гг.
Дерево, резьба
Справа: Черпаки и ложки с костяными, перламутровыми и бисерными вставками
Нижегородская губ. и г. Сергиевский Посад, первая треть XX в.



Ложки-рыбки
Приобретены в Москве, 2000 г.
Дерево (дуб), резьба коллекция В. Б. Карпова



Ложки со сценами жития св. Сергия Радонежского
Московская губерния, г. Сергиевский посад, 2 пол. XIX в. — нач. XX вв.
Дерево (кипарис), резьба
«св. Сергий Радонежский»
«Явление Богоматери св. Сергию»
«св. Сергий Радонежский и медведь» (резчик И. С. Хрустачев)
«св. Сергий перед усопшими родителями»



Ложки с жестом благословения
Нижегородская губ., дер. Медведево, начало XX в.
Дерево, резьба, инкрустация (бисер, перламутр), тонировка



Жест благословения с ложек вблизи


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».


Зарисовки ковшей
Из альбома «Народная резьба по дереву Ярославской области XVII-XX вв.»
Л.Б. Музалевский, 1971 г. Картон, бумага, гуашь, карандаш
Из альбома «Народное декоративное искусство по коллекциям музеев Новгорода, Пскова, Углича».
В.М. Вишневская, г. Москва, НИИХП, 1962 г. Картон, бумага, акварель



Вблизи: Ковши-черпаки козьмодемьянского типа
Вологодская губ. (?), Поволжье XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Вдали: Ковшик
г. Вологда, 2005 г.
Дерево (ольха), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Ковш
г. Углич, 2009 г.
Дерево (осина), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова



Рисунок. Две ложки и солонка
1950-е — 1980-е гг.
Бумага, акварель


Слева: Ковш-налевка
Вологодская губ. (?), XVIII в. (?)
Дерево, долбление, резьба
Справа: Ковш-налевка
Вологодская губ., XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства



Ковш
Русский Север (?), начало XX в.
Дерево, долбление, резьба, раскраска
Происходит из собрания МО



Ковш
Северная Двина, вторая половина XIX в.
Дерево, долбление, резьба, роспись



Внизу: Ложка «Валаам» , 2004 г.
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В. Б. Карпова
Вверху: Ложка
Нижегородская губ. (?), 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись



Ложки с росписью пижемского типа
М.Т. Чупров, П.Я. Мяндин, 1960-е гг.
Респ. Коми, Усть-Цилемский p-н. с. Пижма, дер. Замежная
Дерево, резьба, роспись


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».

В статье использованы материалы с выставки «Ложка деревянная» в ВМДПНИ .

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...