Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Князь серебряный в сокращении. Князь серебряный

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день рада
Вас увидеть я!

Классный час начать я хочу скорей!

(минутка вступления)

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба.

Тема классного часа «Умейте дружбой дорожить!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по Самопознанию «Умейте дружбой дорожить»

Цель: содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи:

1. Дать представление о понятии «дружба», правилах поведения с друзьями.

2. Развитие внимания, памяти, сообразительности; образного мышления.

3. Воспитание чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей
Классный час начать я хочу скорей!

(минутка вступления)

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба.

Тема классного часа «Умейте дружбой дорожить!»

Песня «Мир похож на цветной луг»

II. Основная часть. 1. Работа над понятием «дружба».

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает Саша
Это слово? Значит что оно?

Дружба – что такое?

Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют. Бекзат

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

Учитель: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано такое объяснение слову «дружба»: Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Игра: «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл)

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов)

7. Веселый Дядя Федор и… (кот Матроскин, пес Шарик)

8. Добрая Герда и …(Кай)

9. Маленькая Дюймовочка и …(Ласточка)

10. Большая черепаха и …(Львенок)

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Ученики:

Друг – это интересная книга, которую читаешь. Денис

Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту. Лаура

Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний. Бекзат

Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо. Сабрина

Друг – это мой непослушный щенок. Арсений

Кого можно назвать другом?

Учитель: Заглянем в словарь Ожегова. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Ребята, а у вас есть друзья?

(Высказывания учащихся)

А кого называют настоящими друзьями? (ответы детей)
/ Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы/

3. Игра "Цветик-семицветик"

Учитель: У вас на партах лежат лепестки "Цветика-семицветика".

Вы должны продолжить предложение и прикрепить лепесток .

« Если хочешь быть хорошим и верным другом…»

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2. Умей слушать.

3. Оказывай другу помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не обсуждай друга в его отсутствие.

7. Радуйся успехам своего друга.

8. Завидуй успехам друга.

9. Никогда не заступайся за друга.

10. Дерись за место за партой.

11. Радуйся неприятностям друга.

12. В лицо говори одно, а за спиной другое.

4. Чтение стихотворения. Беседа по вопросам.

Учитель: Иногда от ребят нашего класса можно слышать грубые слова, а иногда бывает так, как в стихотворении. Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. Внимательно слушайте.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонечко приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней, Милана

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Все внимательно слушали стихотворение?

А теперь скажите мне, о чем оно?

Можно ли такое отношение назвать дружеским?

Учитель: Правильно, конечно же, нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.

Песня: Ты, да я, да мы с тобой.

5. Игра «Терем – теремок»

В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей.

Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участник игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабу, мухи и т.д., исполняют роли статистов – они только произносят слова: «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить». Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего: они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например: «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «…он станет двор мести».

Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.

Интересно наблюдать, какие аргументы будут приводить дети и какие из них окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все участники размышляют о том, что было главным в ходе игры).

Если дружбой дорожить,
Можно спорить
И дружить, Алина
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Лаура

То любое желанье исполнится.

6. Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

Учитель: Ребята, а нужна ли дружба в классе?

Выберите и займите позицию, которая вам ближе:

«дружба в классе нужна», «дружба в классе не нужна» .

Я рада ребята, что большинство из вас выбрали позицию, что дружба в классе нужна.

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может, Арсений

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал - богаче стал, Сабрина

Что сберег, то потерял.

7. «Дерево дружбы»

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать вашим другом?

Давайте вместе составим « Дерево дружбы ». Продолжите утверждения. Сейчас я буду называть качества свойственные дружеским отношениям и несвойственные дружеским отношениям . А вы в первом случае хлопаете в ладоши. А во втором топаете ногами.

Добрый -отзывчивый -чёрствый -искренний враждебный

Рассудительный -лживый -ласковый -любознательный общительный

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад. Денис

Лишь тот не на год - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет сквозь года.

Учитель: Но, к сожалению, ребята иногда даже между самыми закадычными друзьями происходят ссоры.

А в нашем классе часто ссорятся друзья?

Из-за чего происходят ссоры?

А как можно помириться?

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою. Юра

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям Милана

Никогда не надо!

Учитель: Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать "Правила дружбы".

Памятка «Правила дружбы»

1. Не обижай своих товарищей, не обзывайся.

2. Относись к своим одноклассникам уважительно.

3. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду.

4. Не смейся над своими друзьями.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

6. Не жадничай! Делись с товарищами.

7. Не бойся попросить прощения.

8. Не бросай друга в беде.

9. Не выдавай чужие секреты.

10. Не ябедничай.

11. Если друг в чем-то не прав, то скажи сразу ему об этом.

12. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи его.

13. Умей принимать помощь, советы и замечания от других ребят.

Знайте и выполняйте их!

Что чудес никаких не имеется.

Есть на Земле чудеса, Саят

Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда.

Сто открытий для нас всех таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

III. Подведение итогов. Рефлексия.
Посмотрите на экран и продолжите предложения:

Что для меня было сегодня самым интересным…

Что важного для себя я открыл сегодня…

Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Учитель: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Песня «Будьте добры»
Учитель: Вот и подошёл наш классный час к концу. Надеюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными. Спасибо за активную работу!


Классный час по Самопознанию «Умейте дружбой дорожить»
Цель: содействие в формировании представления о дружбе, осознание своих
обязанностей перед друзьями.
Задачи:
1. Дать представление о понятии «дружба», правилах поведения с друзьями.
2. Развитие внимания, памяти, сообразительности; образного мышления.
3. Воспитание чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к
другим людям.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя. Актуализация темы.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей
Классный час начать я хочу скорей!
(минутка вступления)
Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у
девочек ­ нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и
обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и
накрыть стол.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших
друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она
бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и
учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?
­Правильно, это дружба.
Тема классного часа «Умейте дружбой дорожить!»

Песня «Мир похож на цветной луг»
II. Основная часть. 1. Работа над понятием «дружба».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает Саша
Это слово? Значит что оно?
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют. Бекзат
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и взрослые, и дети!
Учитель: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг
друга, доверяют друг другу. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано такое
объяснение слову «дружба»: Дружба – это близкие отношения, основанные
на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Игра: «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл)
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов)
7. Веселый Дядя Федор и… (кот Матроскин, пес Шарик)
8. Добрая Герда и …(Кай)
9. Маленькая Дюймовочка и …(Ласточка)
10. Большая черепаха и …(Львенок)
– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
­Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
Ученики:

Друг – это интересная книга, которую читаешь.
Денис
Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.
Лаура
Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний. Бекзат
Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.
Сабрина
Друг – это мой непослушный щенок. Арсений
­ Кого можно назвать другом?
Учитель: Заглянем в словарь Ожегова. Друг – это человек, который связан
с кем­нибудь дружбой; сторонник, защитник кого­нибудь.
­Ребята, а у вас есть друзья?
(Высказывания учащихся)
­А кого называют настоящими друзьями? (ответы детей)
/Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы/
3. Игра "Цветик­семицветик"
Учитель: У вас на партах лежат лепестки "Цветика­семицветика".
Вы должны продолжить предложение и прикрепить лепесток.
«Если хочешь быть хорошим и верным другом…»
1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.
2. Умей слушать.
3. Оказывай другу помощь и поддержку.
4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.
5. Сохраняй тайны своего друга.
6. Не обсуждай друга в его отсутствие.
7. Радуйся успехам своего друга.
8. Завидуй успехам друга.
9. Никогда не заступайся за друга.
10. Дерись за место за партой.

11. Радуйся неприятностям друга.
12. В лицо говори одно, а за спиной другое.
4. Чтение стихотворения. Беседа по вопросам.
Учитель: Иногда от ребят нашего класса можно слышать грубые слова, а
иногда бывает так, как в стихотворении. Может быть, прослушав его, кто­то
узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Внимательно слушайте.
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонечко приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немного посильней,
Милана
Другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
­ Все внимательно слушали стихотворение?
­ А теперь скажите мне, о чем оно?
­Что автор хотел нам сказать, как вы думаете?
­Можно ли такое отношение назвать дружеским?
Учитель: Правильно, конечно же, нельзя. И я надеюсь, что вы не будете
похожими на героев этого стихотворения.
Песня: Ты, да я, да мы с тобой.
5. Игра «Терем – теремок»
В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и
увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для

гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых
поведенческих привычек детей.
Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок».
Сюжет сказки переворачивается: мышка­норушка всем зверям, просящим
пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя
хорошо!» Активные участник игры, получившие роли медведя, зайца, лисы,
волка, ежа, петуха, жабу, мухи и т.д., исполняют роли статистов – они только
произносят слова: «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе
жить». Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего: они
обращаются к мышке­норушке («Уважаемая мышка­норушка!» или «Дорогая
мышка!» или «Сударыня мышка!») и приводят разнообразные аргументы в
пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа.
Например: «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «…он
станет двор мести».
Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой­проситель
останется на улице.
Интересно наблюдать, какие аргументы будут приводить дети и какие из них
окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все
звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом: жители
теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все участники размышляют о
том, что было главным в ходе игры).
Если дружбой дорожить,
Можно спорить
И дружить, Алина
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Лаура
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
6. Физминутка (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

Учитель: Ребята, а нужна ли дружба в классе?
Выберите и займите позицию, которая вам ближе:
«дружба в классе нужна», «дружба в классе не нужна».
Я рада ребята, что большинство из вас выбрали позицию, что дружба в классе
нужна.
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может, Арсений
И во всем без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал - богаче стал, Сабрина
Что сберег, то потерял.
7. «Дерево дружбы»
­ Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать вашим другом?
Давайте вместе составим «Дерево дружбы». Продолжите утверждения.
Сейчас я буду называть качества свойственные дружеским отношениям и
несвойственные дружеским отношениям. А вы в первом случае хлопаете в
ладоши. А во втором топаете ногами.
­добрый ­отзывчивый ­чёрствый ­искренний враждебный
­рассудительный ­лживый ­ласковый ­любознательный общительный
Лишь тот не на год - навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Денис
Лишь тот не на год - счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет сквозь года.
Учитель: Но, к сожалению, ребята иногда даже между самыми закадычными
друзьями происходят ссоры.
­ А в нашем классе часто ссорятся друзья?
­ Из­за чего происходят ссоры?

­ А как можно помириться?
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою. Юра
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям Милана
Никогда не надо!
Учитель: Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа,
прежде всего, над собой. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы
дружба была крепкой, нужно соблюдать "Правила дружбы".
Памятка «Правила дружбы»
1. Не обижай своих товарищей, не обзывайся.
2. Относись к своим одноклассникам уважительно.
3. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся
поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду.
4. Не смейся над своими друзьями.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
6. Не жадничай! Делись с товарищами.
7. Не бойся попросить прощения.
8. Не бросай друга в беде.
9. Не выдавай чужие секреты.
10. Не ябедничай.
11. Если друг в чем-то не прав, то скажи сразу ему об этом.
12. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи его.
13. Умей принимать помощь, советы и замечания от других
ребят.
Знайте и выполняйте их!
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса, Саят
Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее,
И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Посмотрите на экран и продолжите предложения:
Что для меня было сегодня самым интересным…
Что важного для себя я открыл сегодня…
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…
Учитель: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь
дорожить дружбой. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших
и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного
героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить
дружно!»
Песня «Будьте добры»
Учитель: Вот и подошёл наш классный час к концу. Надеюсь, что
сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными. Спасибо за
активную работу!

Тема : Познай себя

Задачи : развивать интерес к теме, убедить в важности самопознания для успешного решения жизненных вопросов; развивать практические навыки по самопознанию; обучать общению с использованием дополнительных знаний по философии и психологии; развивать творческие способности учащихся.

Подготовительная работа : задания учащимся по изучению дополнительной литературы; распределение творческих заданий; оказание помощи в подготовке презентаций; работа с психологом, библиотекарем; оснащение демонстрационным материалом; подготовка тестов; распечатка раздаточного материала.

Участники : учащиеся; классный руководитель; психолог.

Ход мероприятия

Для человека нет ничего более интересного, чем люди.

В. Гумбольдт

Классный руководитель. Итак, для человека нет ничего более интересного, чем люди. А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я и что я? — задаем мы себе вопрос. Зачем, для чего и для кого я в этом мире, что могу и на что способен?

Стремление разобраться в себе всегда было свойственно людям. В древние времена они, познавая себя, стремились определить волю богов в своей судьбе. Древнегреческие мыслители призывали познать свое предназначение на Земле, открыть свои возможности. А что вы можете сказать, исходя из каких потребностей человек стремится разобраться в себе в наше время?

Учащиеся:

— Думаю, что любой из нас хочет знать, что будет с ним завтра. И при этом не стоит надеяться на гадалок. Надо хорошо знать себя (изучить свои особенности и способности) и проанализировать все положительные и отрицательные обстоятельства. Вот тогда можно будет говорить о том, что ты в состоянии создавать свою жизнь и судьбу для себя и для общества, в котором живешь.

— Считаю, что люди, занимающиеся самопознанием, умные и мудрые. Они смотрят далеко вперед. Такие люди если и ошибаются, то не часто. Гете говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

Классный руководитель. Что же является главным в самопознании?

Учащиеся:

— Человек должен знать все свои все свои положительные качества и способности. И на основе этого должен уметь принимать разумные, обоснованные решения. Например, вовремя отказаться от выгодного, но непосильного для него дела.

— Наряду с положительными, надо знать и все свои отрицательные качества и недостатки. Без этого человек не сможет определить, на что он способен, каким он может и должен стать в будущем.

Классный руководитель. Ребята, надо искать в себе свое собственное «Я». Ведь некоторые из вас часто думают больше о престижности чего-то в жизни (профессии, социального статуса, положения в обществе и др.), фантазируют, уходя в детские мечты, не разобравшись со своими способностями и возможностями, а иногда даже с данным им природой даром, развив и закрепив который, можно достичь больших высот. Ведь одно дело хотеть, а другое — стать и быть, состояться как человек, гражданин, профессионал. Вот в чем главная задача самопознания. Сейчас мы поговорим об основных качествах личности и о тех видах деятельности, в которых они проявляются. Какие качества являются ведущими? Какие качества присущи вам?

Учащиеся. Ведущими качествами личности являются нравственные, умственные, волевые и эмоциональные.

Классный руководитель. Давайте поговорим о них подробнее. И я предлагаю, по мере презентации этих качеств, отмечать их наличие у себя {отмечают на заранее заготовленных листах).

Ребята разбиваются на 4 группы. 1-я группа представляет нравственные качества.

К нравственным качествам относятся

— коллективизм и гуманизм;

— трудолюбие;

— честность;

— нетерпимость к безнравственности.

Идет представление качеств:

— Если вы готовы к товарищеской взаимопомощи, всегда и везде заботитесь о людях, умеете согласовать личное и общественное на пути достижения своих целей, если вы не только понимаете и принимаете требования общества, но и действуете с пользой для него, занимаете социально активную позицию в деятельности и отношениях личности, то это значит, что вам характерны такие качества, как коллективизм и гуманизм.

Всегда, везде о людях он в заботе,

Я помощь чувствую и в жизни, и в работе.

Он может быть рабочий иль артист,

А по натуре — человек и гуманист.

— Если ваше трудолюбие распространяется на овладение знаниями, если у вас возникает постоянная потребность трудиться, а не проводить все время в праздности и лени, если вам присуще чувство ответственности за порученное дело и вы выполняете его охотно, с удовольствием, значит, трудолюбие — одно из ваших ведущих качеств.

С утра трудиться и до ночи...

Не многие вот так охочи

За дело браться, да еще с охотой.

Лишь только те, кому мила работа.

— Если вы искренни и верны данному слову, самокритичны, умеете доверять людям, значит, вам присуще такое замечательное качество, как честность.

Скажи, легко ли честным быть,

Именно быть, не просто слыть?

И жить доверчиво, самокритично,

Чтоб люди ставили за суть твою «отлично».

— Если для вас неприятие аморальных явлений — это норма жизни, если вы боретесь со злом в любых его проявлениях, значит у вас развито такое качество, как нетерпимость к безнравственности.

Что в людях аморально,

То в жизни не похвально.

Ты это уяснил сполна.

И зло ты отрицаешь,

И зависть отметаешь,

Ведь жизнь дана на добрые дела.

2-я группа.

Основными умственными качествами личности являются следующие:

— самостоятельность ума (его сообразительность);

— объективность ума;

— любознательность;

— эрудированность.

Если в вашей деятельности преобладает познавательная: исследования, опыты, учение, самообразование, если вы способны к нестандартному и творческому мышлению, значит, у вас самостоятельный и сообразительный ум.

Предлагается задание на сообразительность:

Перевод английского стишка:

Я видел павлина с хвостом огневым,

Я видел комету с хвостом дождевым,

Я видел тучу, на грядке растущую,

Я видел репу, по кочке ползущую...

Чепуха, не правда ли?

А что нужно сделать, чтобы в чепухе появился смысл?

Ответ: переставить знаки препинания, и тогда получится: я видел павлина, с хвостом огневым я видел комету, с лицом дождевым я видел тучу... и так далее.)

— Если у вас есть постоянная потребность впечатлений, получения новой информации, если в этой информации и различных явлениях и событиях жизни вы умеете видеть главное, если это присуще всем видам вашей деятельности, значит, ваш ум объективен и любознателен.

Приводят пример «Для вас, любознательные»:

Бесконечный разум, считает американский ученый Э. Холмс, является абсолютной и единственной силой во Вселенной. А разум каждой личности - это какая-то частица вселенского разума, а мысли обладают созидательной силой. Чем больше хорошего мы пожелаем другим, тем больше этого хорошего вернется к нам. Люди — это особое выражение жизни, бесконечное поле сознания. Разум должен протекать через нас и воплощаться во внешний результат наших усилий. Если человек сможет управлять своими мыслями, значит, он сможет сделать все и иметь все, чего он захочет. Для человека, у которого разум и тело активны, жизнь никогда не станет скучной. Необходимо трудиться над развитием и расширением своего мышления и предохранять свой ум от появления негативных мыслей. Если человек научится контролировать свои мысли, значит, он сможет управлять своей судьбой.

Если вы очень любознательны и ваш ум впитывает огромное количество информации, то нагрузка на мозг возрастает, и на такие «мелочи», как что мама поручила купить в магазине, часто уже не остается места. Но с необходимостью запоминать приходится все-таки сталкиваться. Мы предлагаем вам тренинг «Запоминание последовательностей».

«Способ карманов» — самый простой способ запоминания. Вам поручено купить восемь наименований продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье. Первое, что вы должны сделать - рассортировать продукты по отделам магазина: например, хлеб, печенье, сахар и чай скорее всего продаются в одном отделе. Распределите эти продукты во внутренних карманах пиджака: в левый положите булку и печенье (представьте, с какими трудностями вы заталкиваете все в карман, тогда все лучше запомнится). А в правый карман — чай и сахар (пакеты рвутся — неприятное впечатление, но забыть такое трудно). В наружные карманы кладем молочные продукты (пакет разорвался, творог попадает в карман, ужасно!). Шутка? Всерьез? А попробуйте на практике этот прием несколько раз, вы убедитесь, что теперь с запоминанием у вас все в порядке (желающие тренируют память на примере «Быстро соберись в школу», «Классная просила не забыть...»).

— Если вы хорошо обо всем осведомлены и постоянно развиваете свои познавательные способности, значит, вам присуще такое умственное качество, как эрудированность.

Проверьте свою эрудированность:

1. Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось? (Он стал английским королем, а так как был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчика.)

2. Смертный грех, говорящий о скудости ума, по мнению святых отцов, - это: а) чревоугодие; б) сребролюбие; в) любострастие; г) гордыня. (Ответ г) гордыня.)

3. На гербе Суворова, нарисованном им самим, — его девиз: глазомер, быстрота, натиск - венчает слово «победа» и еще одно, не отделимое от победы русского оружия. Назовите его. (Ура!)

А сейчас мы хотим предложить вам технику умственной работы.

1. Обуздайте свой ум (развивайте способность сосредоточиться на одном предмете).

Тренинг-1

Посмотрите на репродукцию картины. Что на ней изображено? Какие тона преобладают? Что дано более крупным планом?

Есть ли изображение людей на картине? Где они расположены? (Закрывают картину, стараются передать увиденное.)

Тренинг-2

Встаньте из-за столов, подожмите одну ногу, закройте глаза и сложите ладони перед собой. Только абсолютное внимание поможет вам удержаться в этой позе (такому сосредоточению учат в индийских школах).

— отключите механизм проговаривания, чтобы он не задерживал вас;

— читайте сперва целыми фразами, потом целыми строчками.

Со временем вы научитесь схватывать одним взглядом целые абзацы (быстро читали О. Бальзак — 4000 слов в минуту, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, A.M. Горький).

3. Учитесь думать.

4. Проговорите про себя то, что хотите осмыслить. Процесс думания — это диалог двух собеседников.

5. Учитесь говорить.

— Пополните свой словарный запас;

— кратко формулируйте свое высказывание;

6. Узнайте свой биоритм.

Составляя карту своего биоритма, сосчитайте количество дней от своего рождения до сегодняшнего дня. Полученное число разделите на 23 дня физического цикла, 28 — эмоционального, 33 — интеллектуального. То, что останется от деления, определит положение каждого из циклов на данный день. Первая половина цикла — положительная, вторая — отрицательная. День перехода от первой половины ко второй — критический или нулевой. В этот день необходимо быть особенно внимательными и осторожными, меньше заниматься физической деятельностью, не принимать ответственных решений.

7. Учитесь отдыхать.

— Старайтесь не уставать. Разумно проведенные выходные снимают нагрузку рабочих дней. Старайтесь делать 5—10- минутные перерывы после часа индивидуальной работы. Изучите искусство мышечного расслабления.

— Расслабление. Лягте на диван или на пол. Руки вдоль тела. Ноги вытянуты. Носки врозь. Дышите медленно, но без напряжения. Скажите себе: Я начинаю мышечное расслабление. Последовательно сосредоточьте внимание на тех частях тела, которые вы будете называть: Я расслабляю стопы, мышцы голени, бедер, спины, рук, шеи, лица. Если вы хорошо расслабились, то ваша поднятая рука (нога) свободно упадет. Желательно делать такое расслабление дважды в день.

8. Займите свой ум эстетическим самообразованием.

9. Ваш мозг должен быть занят добрыми мыслями и делами. И вы пожнете СУДЬБУ!

Качества личности презентует 3-я группа.

К основным волевым качествам личности относятся самостоятельность, требовательность к себе и другим, целеустремленность, решительность.

Если вы во время общения и труда способны регулировать поведение (его активность и сдержанность), значит, вы обладаете таким волевым качеством, как самостоятельность. (Приводят примеры из литературных произведений, говорят о ребятах своего класса, которые, на их взгляд, обладают этим ценным жизненным качеством.)

Если вы предъявляете высокие моральные требования к людям и себе, признаете ответственность за выполнение этих требований, если в процессе самовоспитания научились признавать и исправлять свои ошибки, значит, вы требовательны к себе и другим.

Ребята демонстрируют портрет маршала Г.К. Жукова, описывают его мощный подбородок, прямой и твердый взгляд, уверенность и властность каждой черты его лица, говорят, что его требовательность к подчиненным была и талантом, и наукой. Рассказывают о любопытном случае на охоте, когда Жуков, столкнувшись лицом к лицу с медведем, не растерявшись властно приказал ему: «Стоять!» И медведь остановился, а затем убежал в лес.

Ребята говорят о том, что талант руководителя, его властность должны использоваться во благо людям, что требовать от людей надо только то, что они в состоянии сделать. Иначе человек, не справившись с чем-то, может потерять веру в себя. Воля полководца Жукова сочеталась с прекрасным знанием военного дела. А главное в требовательности — это требовательность к себе. Приводят пример Кирсанова, Рахметова и т.д., а также своих родителей.

Если вы умеете сосредоточиться на определенной цели, преодолевая трудности на пути ее достижения, умеете организовать свою жизнь по плану, включив в нее способы

достижения своей цели, значит, вам характерна целеустремленность. (Приводят примеры своих жизненных целей и план их достижений. Например, поступить в институт: 1 — получить «отлично» по... предметам, 2 — посещать курс по выбору, 3— заниматься на подготовительных курсах в институте, прочитать литературу о будущей профессии, 4 — проконсультироваться у психолога, 5 — посоветоваться с родителями, 6 — изучить рынок труда и т.д.)

— Если вы способны брать на себя ответственность за решения и поступки, значит, вам свойственна решительность.

Ребята говорят о том, что часто, когда возникает проблема выбора, инициатива и немедленные действия имеют большое значение для успеха дела. (Приводят примеры из жизни воспитателей, спортсменов, операторов, военных и из жизни ребят своей школы (спасение на воде, при пожаре и т.д.)). Нравственная оценка решительных поступков зависит от их содержания и результата. Предлагают обсудить вопрос: «Победителей не судят?»

Выступление 4-й группы.

К эмоциональным качествам личности относятся оптимизм, совестливость, восприимчивость, человечность.

— Если вы живете с верой в себя и свое будущее, а в людях умеете видеть прежде всего хорошее, значит, вы обладаете бесценным для человека качеством - оптимизмом.

Ребята предлагают записать свою реакцию на следующие фразы:

— завтра дополнительный урок по химии;

— вы получили публичное порицание;

— в гардеробе оторвали вешалку у вашей куртки.

(Раздаются листки с заранее отпечатанными фразами.)

Желающие комментируют свою реакцию, ребята из 4-й группы делают выводы.

— Если вам знакомо чувство вины и стыда за содеянное или неблаговидный поступок, если вы делаете что-то не ради хвастовства, а для добра, если вы не кричите повсюду о своих делах, своем превосходстве и исключительности, значит, вам не чужда совестливость.

Ребята проводят мини-конкурс на знание русских народных пословиц и поговорок о похвальбе и совести.

— Задрал нос — и кочергой не достанешь.

— Гроша не стоит, а глядит рублем.

— Не гляди широко — запорошишь око.

— Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

В ком стыд, в том и совесть.

Волосом сед, а совести нет.

Чего стыдился, о том таился.

Жили, жили, а стыда не нажили.

Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Платье черненько, да совесть беленька.

Если вы не равнодушны к чужим бедам, способны к сопереживанию, если вы в состоянии понять духовный мир другого человека, значит, вы наделены таким качеством, как восприимчивость.

Ребята говорят о том, как иногда важно бывает для человека просто выговориться, чтобы тебя кто-то выслушал, особенно в трудной жизненной ситуации. А если тебя еще и поймут, тогда происходит выброс негативной энергии, человек больше не раздавлен обстоятельствами, у него появляется надежда на лучшее. Иногда это помогает уберечь человека от крайних мер.

Дают положительные примеры своих одноклассников, рассказывают о работе телефона доверия, о том, как важно, чтобы там работали люди по призванию.

Если вы готовы к самопожертвованию ради других людей, если вам неприятны люди завистливые и корыстные, если вам присуще стремление сделать добро, если вы отзывчивы и вам свойственно дружеское отношение к людям, значит, у вас есть, пожалуй, самое главное качество — человечность.

Мой юный друг, задумайся,

Сколько тебе лет.

А после этого мне дай

Прямой, честный ответ:

Ты заплатил за все добром,

Теплом души своей,

За то, что в жизни получил

От близких и друзей?

Или ты требуешь всех благ,

Не думая о том,

Что за все это заплатить

Не плохо бы трудом?

Лишь только слабые добры

В пустых, сладких словах.

А сильные душой добры

В поступках и делах.

А лучше дай

Себе ответ:

Какой ты, добрый

Психолог. Ребята, главными приемами самопознания являются:

— самонаблюдение (здесь большую роль играет такое качество, как наблюдательность; так как время обычно искажает картину случившегося, то хорошо бы вести дневник наблюдений; научившись наблюдать внешний мир, переключайтесь на себя);

— самокритика (вы обрабатываете результаты самонаблюдения при помощи самоанализа и самооценки);

— самоанализ (что сделано, как, что можно было сделать лучше, моя вина, вина других, всели нравственно, что сделано; что получили вы сами, что благодаря вам приобрели другие; смотрите на себя глазами своих друзей и недругов; умейте признать свои ошибки и слабости и преодолеть их).

— Самооценка (завершающий этап самопознания). Человек судит о наличии или отсутствии у него определенных качеств. Часто эти качества бывают просто слабо выражены. Оценивая себя, человек как бы примеряет свои качества, свой характер на определенный эталон, образец. Самооценка человека во многом зависит от того, насколько у человека развита критичность, требовательность к себе и окружающим. В любом обществе существуют общепринятые социальные и нравственные нормы, а также традиции и обычаи, которые и являются основой самооценки. Говоря о самооценке человека, мы обычно подчеркиваем ее результат, т.е. у данного человека она низкая или высокая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Высокая самооценка предполагает обычно достаточно низкий уровень тревожности у человека, дает ему возможность реально понимать ситуацию, себя и людей.

— Предлагает «Тест для исследования самооценки» (Модификация Л.П. Пономаренко, 1999).

При измерении самооценки можно воспользоваться методикой семантического дифференциала (Ч. Осгуда).

Инструкция. Известно, что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера,

имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство определяется у вас. В середине бланка (или листочка) колонки, имеющие номера от 1 до 7.

Общительный

Замкнутый

Уверенный в себе

Неуверенный в себе

Раздражительн ый

Спокойный

Неоткровенный

Откровенный

Нерешительный

Решительный

Понимающий других

Непонимающий других

Симпатичный

Несимпатичный

Нуждающийся в поддержке других

Самодостаточный

Импульсивный

Уравновешенный

Подчиняющийся

Доминирующий

Активный

Пассивный

Целеустремленный

Беспорядочный

На примере первой пары разберем, как работать с методикой. Если вы выбираете столбец под №1, это означает, что вы на 100% добрый человек (в вас нет ни 1% злости). Если вы считаете себя на 100% злым человеком, то должны выбрать столбец №7. Столбец №4 означает среднюю позицию (т.е. в вас 50% «доброты» и 50% «злости»). Столбец №3 — вы скорее добрый человек, чем злой (примерно 65% «доброты» и 35% «злости»). Столбец №2 — примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная справа, и на 20% — та, что слева. Выбор столбца №5 соответственно означает, что у вас немного больше выражено качество, представленное слева (в данном случае — примерно 65% «злости» и 35% «доброты»). Столбец №6 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная слева, и на 20% - та, что справа. Итак, вы уже догадались, что чем ближе расположен столбец к правой или левой стороне пары свойств, тем больше выражен этот полюс и, соответственно, меньше - второй.

На первом этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте крестиком («X») в соответствующем квадратике. После того как все участники выполнят это задание, можно приступить ко второму этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть. Например, вы оценили себя как человека, доброго на 100% (крестик под столбцом с № 1), но в жизни это часто мешает, и вы хотели бы, чтобы в вас поровну были представлены «злость» и «доброта». В таком случае вы на втором этапе выбираете позицию столбца №4 и обозначаете свой выбор кружочком. Может случиться, что вы удовлетворены тем положением, которое есть, в таком случае поставленный на первом этапе крестик просто обведите кружком. После того как вы еще раз просмотрели все 15 пар и по каждой из них отметили кружком позицию, отвечающую вашему «идеальному Я», приступаем к 3 этапу работы.

Обработка результатов

По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок. Например, по первой паре вы оценили себя как человека, доброго на 80% (крестик в столбце с №2), а хотели бы, чтобы «доброты» и «злости» было 50x50 (кружок в столбце с №4). В этом случае разница будет составлять 4-2=2. Эту цифру запишите рядом с первой парой. Если крестик в столбце с №7, а кружок — под №6, разница 7-6= 1. Если позиция крестика и кружка совпадает, разница будет 0. Эту цифру тоже следует записать рядом с соответствующей парой.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Интерпретация

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недоволь ство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Часто (если низкая самооценка не сопряжена с гиперкомпенсаторным стремлением демонстрировать собственную значительность) они больше заботятся об удобстве других, чем о собственной пользе, могут пожертвовать своими интересами ради другого человека. Бывает, что этим пользуются окружающие. Надо сказать, что с такими людьми другим хорошо, однако сами они часто страдают.

В некоторых случаях пониженная самооценка приводит к стремлению самоутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье. Вероятно, родители (или кто-нибудь один из них) были слишком строги или критичны, или часто сравнивали вас с другими, или предъявляли высокие требования к вашим достижениям. Этого уже не изменить, и путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих детских «комплексов».

Если вы набрали балл менее 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» — вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Результат мене 10 баллов может интерпретироваться по-разному. Иногда это свидетельствует о скрытом нежелании участвовать в тестировании, формальном выполнении задания. Низкий балл может говорить о защитной реакции, а также демонстрируемой высокой самооценке («У меня все хорошо, отстаньте») или свидетельствовать об отрицательном отношении к тестированию, нежелании быть откровенным. Такой балл набирают также люди, не склонные к самоанализу и рефлексии, не любящие заглядывать внутрь себя.

Если человек отвечал искренне и действительно считает, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить 0 завышенной самооценке, т. е. такие люди уверены в собственной Непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении.

Классный руководитель. Итак, вы определили, какую степень самооценки вы имеете: высокую или заниженную, уверены вы в себе или мало уверены. Если самооценка занижена, то это будет вам существенно мешать. Думаю, что у каждого из нас есть желание изменить что-то в своей жизни. Тем более, если вы обнаружили, что имеете заниженную самооценку. Послушайте, какую своеобразную программу правил предлагают нам наши девочки, которые в будущем собираются стать психологами. (Ученицы зачитывают стихи.) Правила поднятия самооценки:

— Постарайтесь же с утра

Быть в наилучшем виде.

Себе, как другу улыбнись,

В зеркале увидев.

Не забудьте вы о том

И в обед, и перед сном.

— О физических изъянах

Вам не надо всем трещать.

Кто-то просто их не видит,

Зачем вниманье заострять?

— Кругом народ, ой, как же быть?

Ведь надо речь вам говорить.

Вы смущены, лицо ваше краснеет...

Так знайте, для других

Оно всего лишь только розовеет.

— Хотите людям нравиться

И остроумьем славиться?

Нет, лучше помолчи,

Других послушай,

Пусть изольют тебе всю душу.

Отличным слушателем ты прославишься

И, будь уверен, каждому понравишься.

— А в окружении своем

Найдите, кто бы вас послушал.

Волненья, страхи, даже сны —

Откройте все и даже душу.

И обсудите не таясь

И планы, и пророчества.

Так будет легче избежать

Тоски и одиночества.

— Иногда, чтобы кому-то

Самоутвердиться,

Надо с кем-то поругаться,

Надо разозлиться.

Постарайся к людям этим

Проявить терпение.

Часто в них совсем не злость,

А робость и смущение.

Тебе придется говорить,

Старайся, не смущайся.

Лучше добрыми речами

Самоутверждайся.

— Не говорите плохо о себе,

Грехи, ошибки прошлые простите.

А вас обидели, ну что ж, за что — поймите.

И, все забыв, к успеху вновь спешите!

— С кем-то не хочется общаться?

Так поспешите попрощаться,

Чтоб дискомфорт не ощущать

И комплексы в себе не развивать.

— Будь компетентным в интересной теме,

Учись общаться и толково и любезно,

Ты новый круг общения найдешь,

И будет он и умным, и полезным.

— А за успех себя тихонько похвали,

Не жди, пока похвалят люди.

Ведь эти мысли «про себя»

Никто не слышит, не осудит.

Себя в бахвальстве не вини,

Уже ты знаешь, как наш мир устроен.

Так прежде сам себе скажи,

Где ты не прав и где чего достоин.

Классный руководитель. Вы видите, ребята, насколько по-разному можно подойти даже к негативным моментам в своей жизни. Просто

Пессимист по жизни видит неудачу,

Все ему не так, расстроен он и плачет.

А оптимист? Он по-другому скроен

И только на успех настроен.

Помогут почувствовать уверенность в себе и 10 заповедей от Дейла Карнеги.

Ребята, мало просто знать эти заповеди. Лучше повесить их на листе в своей комнате и каждое утро повторять их. Вечером проанализируйте свой день, отметьте, что вам удалось сделать. Посоветуйтесь с близкими вам людьми или специалистами, как научиться следовать этим мудрым словам. Это ли не программа для самосовершенствования и самовоспитания! (Предлагает ребятам распечатки заповедей.)

А психолог Дж. Келли утверждает, что, усвоив основные права человека и приняв их как правила жизни, вы не потеряете уверенность в себя.

Основные права человека

— Право быть одному.

— Право быть независимым.

— Право быть выслушанным и принятым всерьез.

— Право не быть напористым.

— Право получать то, за что платишь.

— Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.

— Право просить то, чего ты хочешь.

— Право на успех.

— Право делать ошибки и быть ответственным за них.

— Право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека.

Собрав воедино все советы и заповеди, найдя в себе силы и мужество разумно им следовать, вы сможете достичь в жизни своего акме. Акме (от греч. расцвет, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Вершина зрелости человека (акме) — многомерное состояние, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности.

Тема: Что такое «Я». Знаю ли я себя?

Цель: помочь учащимся познать свой внутренний мир.

Подготовительный этап. Вступительное слово учителя.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд, ребята, очень простые вопросы, но для большинства из вас, согласитесь, найти ответы на них трудно. Между тем ответы на эти вопросы определяют ваше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Цель нашего занятия - формирование представления о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности и достичь своих целей в жизни.

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Посмотрите на доску. Вот несколько высказываний древних мыслителей:

Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.

Р. Декарт

Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклит

Познай себя, и ты познаешь мир!

Софокл

Назовите из этих высказываний слова, которые вероятнее всего отражают суть темы нашего занятия.

Познай; познать самого себя, заглядывай в самого себя и т. д.

Игра «Телефон»

Игровой сюжет.

Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздался телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провоза раздается голос:

Здравствуй, с тобой разговаривает редактор детской телепередачи «Почемучка». Я приглашаю тебя к сотрудничеству. Мне хотелось узнать немного о тебе.

Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче было это сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным «путеводителем».

Путеводитель:

2. Ф. И. О. родителей.

3. Мои друзья.

4. Мои увлечения.

5. Меня радует.

6. Меня огорчает.

7. Больше всего мне нравится в людях.

8. Больше всего мне нравится в себе.

9. Я мечтаю.

Учащиеся по очереди рассказывают о себе.

Интересно ли вам было общаться? Что дал вам рассказ каждого о себе?

Вывод. Каждый имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас продемонстрировали. Я согласна, что вы узнали друг о друге больше, чем знали раньше. Каждому человеку необходимо познавать себя, а это значит оценивать свои возможности и способности, отдавать себе отчет за действия, отвечать за свои поступки.

Представление о себе имеет только человек. Система представлений о себе называется образом «Я».

«Я» сравнивают еще с источником света, лампой прожектора, луч от которого может освещать пространство нашего внутреннего мира.

Образ «Я» многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество «Я».

Послушаем стихотворение В. Лунина «Семь я».

Ролевое чтение стихотворения.

Живет во мне семь я -

Целая семья.

Когда один говорит: «Да»,

Второй говорит: «Нет».

Третий дает совет,

Четвертый - спит,

Пятый мух считает,

Шестой седьмого ожидает,

Кого мне слушать?

И во мне живет семь я -

Целая семья.

Когда один говорит:

«Пойдем пешком»,

Второй говорит:

«Поскачем верхом».

Третий говорит:

«На машине поедем»,

Четвертый:

«На велосипеде»,

«На санях»,

«Не сегодня, а на днях»,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Живет и во мне семь я -

Целая семья.

Когда один плачет,

Второй - хохочет,

Третий - знать ни о чем не хочет,

Четвертый задает за вопросом вопрос,

Пятый во все сует нос,

Шестой снова ждет седьмого,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Можете ли вы ответить на вопрос «Кого мне слушать?»

Общайся со всеми, тогда узнаешь все о себе.

Вывод. Человек по-разному представляет себя в различных обстоятельствах и ситуациях. Внутри нас живут разные «Я».

Монолог Алисы из Страны чудес

«Я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом, какая-то не такая...

Я давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко не всегда). Иногда я закатывала себе выговоры, что еле могла удержаться от слез. А как-то раз, я помню, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Я люблю понарошку быть разными людьми сразу».

А вы, ребята? Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одними, а в школе другими, в компании друзей - совсем иными?

Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.

Игра «Волшебная почта»

Цель: сравнить представление о себе с мнением одноклассников.

Учитель вытаскивает из огромного конверта письма, адресованные учащимся. По их содержанию учащиеся догадываются, кому написано то или иное письмо.

Вывод. В основном мнение окружающих (одноклассников и классного руководителя) совпало с оценкой самих авторов писем.

Рисованное письмо инопланетянину

Цель: передать информацию о себе в рисунках.

Мини-выводы.

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это прежде всего необходимо нам самим.

2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.

3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...