Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Кто такой гейб. Гейб Ньюэлл: тяжелая икона игровой индустрии

Любой человек - это живая загадка. Он совершеннейшее творение природы. Ни одно существо на нашей земле не обладает такой палитрой разума, как человек. В литературе 19 века поднимается важная тема человеческой индивидуальности.

На примере каких произведений мы можем раскрыть эту тему? Лермонтов «Герой нашего времени» Тургенев «Отцы и дети» Достоевский «преступление и наказание» Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» Стендаль «Красное и черное»

«Герой нашего времени» Печорин-человек талантливый, непростой; Человек, которого сложно понять полностью. Печорин умен, образован, храбр, энергичен. Герой притягивает читателя своей неординарностью, но в то же время отталкивает его равнодушие к людям, его неспособность к любви, дружбе, его эгоизм. Печорин предстает перед читателями как разрушитель жизней и судеб других людей (к примеру, Белы; страдают Мэри, Вера, погибает Грушницкий) Но люди все равно тянуться к нему.

Мы пытаемся понять, почему такой необычный человек так эгоцентричен, почему чуждо общество. Герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его» Возможно он сам не разобрался еще в глубинах своей души. Печорин-представитель галереи «лишних людей» . Белинский писал: «для него все старое разрушено, а нового еще нет…»

«Отцы и дети» Базаров-материалист, человек самостоятельно мыслящий и независимый, нигилист. Понятие «нигилизм» было ново для того времени. В литературе Базаров, как герой, можно сказать, основоположник этого понятия. Базаров умен, образован, но конфликтен. Читателю сразу же хочется отгадывать это человека, как «загадку» . Его личная трагедия заключена в нем самом, человек не может существовать в постоянном конфликте с самим собой. Стремление Базарова изменить мир, внести чтото новое, искренность побуждений делают его еще одним ярким примером высказывания Михаила Булгакова.

«Преступление и наказание» Раскольников молод, умен, красив, образован, обладает сильным характером и незаурядными способностями. В то же время он высокомерен, тщеславен, необщителен и вместе с тем великодушен, добр, готов помочь ближним, рисковать ради них жизнью, отдать им последнее. Герой вызывает противоречивое отношение. И вместе с тем он очень интересен читателю. В данном произведении писатель дает возможность нам «окунуться в дебри души» главного героя и попытаться понять его психологию, мотивы преступления и т. д

«Портрет Дориана Грея» Зарубежные авторы тоже затрагивали данную тематику. Ярким примером «человека-загадки» является Дориан Грей. Роковой выбор Дориана Грея заставляет читателя размышлять, анализировать, что же послужило причиной такого выбора образа жизни. Ведь не только влияние лорда Генри сказалось на судьбе героя. Милый и красивый внешне молодой человек, возможно, таил в себе не лучшие качества. Как говориться, « в тихом омуте черти водятся» .

Герои данных произведений наполнены противоречиями и загадками, что выделяет их на фоне других героев. Их образы требуют внимательного анализа для того, чтобы их можно было понять. Следуя по страницам за Печориным, Базаровым, Раскольниковым и другими, анализируя их сущности души, можно с уверенностью сказать, что все они «живые загадки» и отгадывать их каждый будет по-своему.

Цель: обобщение и систематизация знаний у воспитанников о живой и неживой природе, развитие внутренней потребности любви к природе.

Задачи: систематизировать знания воспитанников о природе. Показать эстетическое, познавательное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду. Развивать экологическую этику воспитанников. Развитие экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры. Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности.

Форма проведения: устный журнал.

Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.

Условия для проведения: кабинет экологии.

Оборудование: выставка книг о животных, растениях, выставка рисунков на тему “Человек и природа”, картинки с исчезающими животными, карточки (зеленые и красные) для проведения игры.

Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи, проводится конкурс рисунков “Природа и человек”, воспитанники рисуют знаки правильного поведения в природе. Ведущий – педагог, действующие лица – дети.

План занятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы занятия.

  1. Загадки “Живая – неживая природа”.
  2. Чтение стихов воспитанниками.
  3. Игра “Экологический светофор”.

III. Итог занятия.

IV. Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир природы. Мир этот волшебный и сказочный, но очень нам знакомый. А любите ли вы природу?

Ответы детей. Да, очень. Да, любим. Природа очень красивая.

Педагог: Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне -
Вы берегите эту святыню!

Педагог: (Педагог зачитывает слова Сухомлинского В.А.)

“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры, - все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги - все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.

II. Основные этапы занятия.

1. Загадки “Живая – неживая природа”.

Педагог: “Природа и человек!” Именно эта тема свела нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. А чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. А вот, как вы знаете природу, мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам отгадать загадки о живой и неживой природе. У вас на столах лежат карточки - фигурки квадрат и круг, я буду вам загадывать загадки, вы отвечаете и поднимаете карточки. Если живая природа, показываете круг, неживая – квадрат.

Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)

В одежде богатой,
Сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)

На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда -
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел )

Заря-заряница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц увидел – не поднял,
Солнце увидало-подобрало. (Звезды)

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)

Уж очень вид у них чудной!
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена? (Лев)

Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей )

2. Чтение стихов воспитанниками.

Педагог: Стихи о природе – это в первую очередь красивые и добрые стихи, которые отвлекают от жизненных забот, и дарят ощущение умиротворенности и покоя. Меня всегда восхищали красивые стихи о природе, о временах года, о весне, о лете, об осени и о зиме.

Воспитанник:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (Александр Пушкин)

Воспитанник:

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето. Я ему бросаю круг
Свой венок последний.
Только лето не спасти,
Если день - осенний. (Новицкая Г.М.)

Воспитанник:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (Сергей Есенин)

Педагог: А кто знает стихи о временах года? Какие времена года вы знаете?

Ответы детей. Я знаю и я знаю. Осень. Зима. Лето. Весна.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Круглый год.

Ответы детей. Декабрь.

Дети читаю стихи.

Воспитанник:

Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом. (С.Маршак )

Воспитанник:

Тает снег и тает лёд,
Мамин праздник настаёт.
Дарит маме барсучок,
Вербных веточек пучок.

Воспитанник:

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник. (С.Маршак )

Воспитанник:

"Лучше нет родного края".
Жура – жура - журавель!
Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
- Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края! (Платон Воронъко )

Воспитанник:

Издалека узнаешь махаона
По солнечной тропической красе:
Пронесся вдоль муравчатого склона
И сел на одуванчик у шоссе.

Удар сачка, – и в сетке шелест громкий.
О, желтый демон, как трепещешь ты!
Боюсь порвать зубчатые каемки
И черные тончайшие хвосты.

Нацелишься, – но помешают ветки;
Взмахнешь, – но он блеснул, и был таков,
И сыплются из вывернутой сетки
Лишь сорванные крестики цветов...(В.В. Набоков )

Педагог: Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с природой. Однако, с каждым днем, она все больше нуждаются в защите.

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3. Игра “Экологический светофор”.

Педагог: У вас в руках зеленые и красные карточки. Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и поднимите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.

Пять зеленых лягушат
В речку броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле. (Красный)

Убита белка!
На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала…
Да вдруг застыла на бегу. (Красный)

Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит. (Красный)

Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы.
Чтоб оно со временем
Дало нам плоды. (Зеленый)

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой.
В крутом овраге под горой
Мы чистили родник студеный. (Зеленый)

Поливаем клумбы дружно,
Траву выполем на спор.
А зачем нам это нужно?
Чтоб красивым был наш двор. (Зеленый)

Принесли из леса шишки,
Желудей несем мешок,
От берез нашли сережки.
Чтоб посадить новый лесок (Зеленый)

Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет,
Замечательный букет. (Красный)

Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом. (Красный)

Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами. (Зеленый)

Едем на автомобиле
И гордимся, как красиво
Позади клубится дым.
Чих-чих-чих! Куда бежим? (Красный)

Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку. (Красный)

Педагог:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Педагог:

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

III. Подведение итогов мероприятия.

Педагог: Я надеюсь, что сегодняшнее занятие никого из вас не оставило равнодушным. Я уверена, что вы любите природу, любите свой край. Так много прекрасных стихов о природе, которые показывают нам, что поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Анализируя стихи поэтов, можно сделать вывод, что человек не что иное, как часть природы. И ни в коем случае, он (человек) не должен порабощать её, исчерпывая все её недра. Русские поэты внушали всему народу, что природа прекрасна, она всё, она объект, а никакой-нибудь субъект.

Давай те нарисуем рисунки и плакаты на тему: “ Охрана природы - дело каждого человека”, “Человек и природа”. Дети рисуют рисунки. А так же дети предложили написать правила поведения по охране нашей природы.

Методические советы организаторам и постановщикам: мероприятие лучше проводить в кабинете. Оформить выставку рисунков и плакатов о природе. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать музыкальное сопровождение (голоса птиц, зверей, звуки природы и т.д.).

Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать обучающимся дополнительную литературу по охране окружающей среды.

Педагог: Ребята, хотя наше занятие завершилось, но вы, приходя в лес, или парк помните о том, что животные являются братьями нашими младшими. Не обижайте их! Цените их и помните, что некоторые являются очень редкими и занесенными в красную книгу видами. Я предлагаю вам нарисовать рисунки и плакаты на тему: “ Охрана природы - дело каждого человека”, “Человек и природа”. Далее рисунки и плакаты развешиваются на стенде с целью ознакомления других с правилами поведения в природе. При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за участие, за отличные стихи которые были прочитаны, за плакаты и рисунки. А так же за их идею о правилах по сохранению природы. Отмечает яркие моменты рисунка каждого ребенка, при этом не упускает ошибок, которые были допущены.

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. - Томск, 1994 г.
  2. Касаткина Н.А. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград. “Учитель”. 2007.
  3. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Сборник стихов. Волгоград. “Учитель”. 2003.
  5. Стихи русских поэтов о природе. Времена года. - М.: 1981.

Самая великая загадка природы - человек!

Что таится за рождением человека на Земле? Эволюция, космическое происхождение или Божественный промысел? До сих пор не стихают споры в научных и философских кругах на эту вечную тему. А сама вечность, что это? Ради чего существует Вселенная? Для кого она создана? Кому подчиняются законы природы и кем они выдуманы? Интересных и грамотных рассуждений множество. А в этой статье приводятся любопытные мысли священнослужителей, без которых многие вопросы и ответы будут казаться бесцветными. Читайте их ниже. И на моем сайте «Натуралист» без этой статьи размышления о природе человека будут не полными.

Самая великая загадка. Что такое человеческое "Я"?

(Из книги Ф.И.Мельникова "Опровержение безбожия", выпуск девятый, 1937 г. С.94-96).
"Из всех тайн и загадок мира, которые волнуют человечество, самая великая и самая важная - это сам человек. И пока не будет раскрыта и понята эта тайна, вся жизнь наша будет слепой, бессмысленной и совершенно ненужной. Но эта великая тайна может быть понятой только при свете Божества, только при признании существования Творца мира, Верховного Разума - Начала всех начал, Источника всей жизни. Вопрос о природе наших мыслей, сознания и самосознания наносит смертельное поражение безбожию, которое вынуждено или признать, что существует в мире и в человеке духовное начало, или утверждать, что наша умственная деятельность и жизнь есть какая-то забава элементов, игра серы и азота. Утверждать же это, значит зачеркивать всю историю человечества.
Духовная природа наших мыслей и нашего разума до того очевидна и бесспорна, что ученые всех направлений и всех времен решительно признавали, что в человеке действует духовное начало - душа.
В высшей степени занимательно, что даже представители такого философского направления, которое признает достоверным только то, что доступно нашим чувствам, даже они твердо и убежденно заявляют, что в человеке существует разумная душа и что именно она мыслит и сознает, а не элементы: мозг только орудие её действия, как язык - орудие слова, а ноги - орудие или средство передвижения человека. Как вещество есть таинственное нечто, так и дух есть таинственное нечто, которое чувствует и думает. Слышите, дух чувствует и думает, а не мозг, не кислород и крахмал. Есть нечто, что называют моим "Я", или, выражаясь иначе, моим духом, и что я признаю отличным от этих ощущений, мыслей, и прочего, нечто, что я признаю не мыслями, а существом, обладающим субъектом.
То, существование чего может быть утверждаемо в полном смысле этого слова, мы должны назвать субстанцией души, в отличие от разнообразных форм, которые она принимает. Все наши ощущения, все наши мысли, переживания, суждения, идеи - все это лишь проявления нашей души.
Существование души в такой степени несомненно, что ученые и философы заявляют, что оно несомненнее существования самого мира. Об этом говорили и писали: знаменитый философ Шопенгауэр, известный физиолог Гельмгольц, известный позитивист Риль, физиолог Финк, талантливый автор знаменитой "Истории материализма" Ланге, русский академик Тарханов и многие другие".
(Из книги архимандрита Амвросия (Юрасова) "Вопросы о Боге, вере, душе и спасении").
"Всё то, что мы видим, слышим, запечатлевается в вечность, на все времена. Но информация вся хранится не в мозгу, а в сознании нашей души. Как-то я беседовал с одним человеком. Говорю ему:
- Где хранится информация - слуховая, зрительная, осязательная?
- Как где? В мозгу.
- А если мы мозг человека выложим на стол, возьмем электронный микроскоп, найдем ли мы какую-нибудь информацию?
- Нет.
Мозг - это инструмент; вся информация хранится в сознании нашей души, через мозг душа получает и отправляет информацию, например, человек играет на музыкальном инструменте. Мы можем разобрать на части тот инструмент, но не найдем ни нотки, ни одного произведения. Это - инструмент, через который музыкант показывает свои способности. И мозг тоже инструмент, через который душа проявляет себя".

Самая великая загадка. Непостижимая непостижимость.

Если бы не было ума, то мы никак не могли бы вообразить его (ума), составить о нем понятие, кроме того, что и воображать, составлять понятие было бы нечем. Но ум есть, обнимает и творит. Так и мы не должны, не имеем права отрицать, что не было Ума высшего, который был бы Всем во всем...
Бытие Божье может выводиться умозаключениями, может ещё лучше чувствоваться, но все-таки остается непостижимым.
Какое же отношение времени к вечности, и человека к Богу?
Что же это за существо творящее, сохраняющее, промышляющее? Откуда оно взялось, и если не откуда ему взяться, то как же оно есть, и творит, и сохраняет, и промышляет?
И для чего? Для своей славы - это человеческие, условные слова, не имеющие понятного для нас смысла!
Откуда же зло? Для чего оно допускается?
Читатели должны помнить при всех вопросах этого рода, что они предполагаются по естественному ходу мыслей в человеке, а для верующего христианина, просвещенного Откровением, они, разумеется, не существуют.
Сколько пережило людей на свете? Сколько перебывало у них мыслей, чувств, побуждений, и всё это цело, в чем-то заключается, где-то хранится, и всё припомнится?
В мире физическом не пропадет ни одна порошинка, так и в мире нравственном не пропадет ни одна мысль, ни одно чувство, ни одно движение.
Духовная вселенная, пространная не менее вещественной, или настолько же запредельная!
Существо вечное, Которое не может не быть, и остается всегда в одном положении, всемогущее и всеведущее - непостижимая непостижимость!
Но если есть множество непостижимостей перед нашими глазами, которые мы должны признавать, и которым, при всем своем расположении к неверию, должны верить, то на каком же основании некоторые люди осмеливаются быть взыскательными, и требовать понятности только от высочайших тайн, как бытие и существо Божье, и из-за непонимания отвергают их безусловно?
Своего бытия и существа человек не понимает, а хочет понять бытие и существо Божье! Не может понять и отвергает, а сам он ведь, хоть и не понимает себя, не есть ли совершенная нелепость, или вопиющее противоречие - одно принимать и другое отвергать при тех же условиях?
Кроты роются под землей и толкуют о солнце. Находятся между ними умники, которые берутся доказать, что солнца нет, и даже быть не может. Толпа рукоплещет в полном удовольствии! Несчастные!
Выше представлены примеры бесчисленных тайн в мире видимом, осязательном, которые мы должны принимать беспрекословно: какое же право имеем мы отвергать тайны, назовем их духовными, или религиозными, по той только причине. что не можем объяснить их себе?
Отвергая религиозные тайны, вольнодумцы становятся ли умнее, способнее понимать прочие тайны? Нисколько.
Но не веруют ли все люди одинаково, или, по крайней мере, сходно, однородно, то есть все они не одинаково ли чувствуют, разумеется, каждый в известной своей степени, но чувства свои выражают разными словами, или присоединяют к одним словам разные понятия, о которых и спорят, отрешаясь от существенного их значения?
То есть, все атеисты, древние и новые, все нигилисты признают Бога, только называют его разными именами, прикладывают свои понятия о Нем к разным словам, и спорят с ожесточением об их словах, не догадываясь, что все согласны между собой, более или менее, и только отвергают общепринятое название или имя.
Отстраним на минуту понятие о Боге. Ну, эта, по мнению атеистов, сила творческая, действующая в природе, дающая цветам краску и запах, металлу блеск, плоду вкус, льву силу, орлу быстроту, соловью голос, пчеле искусство собирать мёд и лепить воск, эта сила производящая, сохраняющая, не должна ли возбуждать в человеке то же благоговение, какое внушает религия к Богу, Творцу всяческих?
Философы признают какую-то силу творческую, и не могут отказать ей в разумности, они чтят её. Она и есть Бог. Что есть высшего, святейшего из действий этой силы? Христианство.
Сколько человек может вмещать в уме своем настоящего, прошедшего, будущего, сколько мыслей, чувств, намерений, надежд, мечтаний, желаний, разнообразнейших: нельзя ли составить отсюда понятия приблизительного о Божьем всемогуществе и всеведении? Сравнивать нельзя, как бесконечно малую миниатюру с бесконечно великим оригиналом, но нельзя ли видеть здесь хоть некоторую тень, слабый отблеск, нельзя ли предугадывать бытия Ума всеобъемлющего, согласно со Священным Писанием, что человек сотворен по образу и подобию Божьему?
Какой Он? Вообразить не может, и может только чувствовать Его бытие.
Но и нашего, ограниченного ума, не могли бы мы вообразить, если бы он не был наш в нас, явен в своих действиях.
Тело, душа, дух, составляют человека. А человек создан по образу и подобию Божьему!
Мысль, звук, смысл, составляющие слово, представляют слабый пример подобия.
Есть природа видимая, мир вещественный: мы его видим, осязаем, его можно ощущать с помощью наших чувств. Явления его узнаются мало-помалу, понимаются, описываются. Науки, им посвященные, становятся в этом смысле шире и шире, хотя пробелов ещё много, хотя многие подробности и частности остаются ещё неизвестными, а другие представляются даже непостижимыми.
(Из книги М.П.Погодина "Простая речь о мудреных вещах").

Самая великая загадка. Научно необъяснимые свойства человека.

Имея многие общие физические свойства с животными, человек в то же время обладает рядом духовных свойств, которые не выводимы, а порой идут в разрез с эволюционными процессами.
РАЗУМ.
Наука до сих пор не знает закона, по которому атомы и молекулы могли бы организоваться в живую клетку и породить разум. Известный канадский профессор-биолог М.Рьюз, по своим убеждениям агностик, говоря об идее т.н.естественного возникновения человеческого разума путем эволюции, писал:"Однако, и об этом можно заявить твердо, биологическая теория и экспериментальная практика решительно свидетельствуют против этого. В современной теоретической биологии нет ничего такого, что позволяло бы допустить неотвратимую неизбежность возникновения разума".
Разум, способный к абстрактному мышлению и к творчеству, безмерно возвышает человека над животным миром. Если бы человеческий разум был результатом естественного развития мозга, то удивительно, что среди неисчислимых форм жизни, кроме человека, существует очень мало признаков мыслительной способности, превышающих инстинкт. Нет никаких свидетельств постепенной эволюции мыслительных способностей, приведшей к возникновению интеллекта. Огромная умственная пропасть между человеком и самым сообразительным животным уничтожает эволюционный миф. Инстинкт у низших животных нередко проявляет удивительную находчивость, но эта находчивость ограничена тесными рамками конкретного случая. Посредством накопленного знания человек осуществляет интеллектуальный прогресс, ведущий к белее глубокому пониманию явлений, в то время, когда животные остаются на умственном уровне своих предков.
Психическая деятельность животного главным образом отражает запросы его тела: питания, размножения, самосохранения. Никто не отрицает, что это свойственно и человеческой психике. Но есть в существе человека нечто находящееся в глубоком несоответствии с жизнью тела и даже идущее вразрез с важнейшими физическими потребностями.
Хотя общество и влияет на сознание, но, с другой стороны, именно сознание превращает стадо в организованное общество, делает социальную жизнь осмысленной, а совместный труд - творческим.
Человеку присущи такие качества, которые не могли возникнуть в процессе естественного отбора и вовсе не были решающими в биологической жизни вида. Чувства абстрактной справедливости и искание высшего смысла, не могли быть приобретены путем отбора, ибо эти чувства не доставляют никакого физического преимущества. Подобным образом нравственные чувства, как и чувства прекрасного и мистического, вовсе не являются поздними продуктами цивилизации, а, напротив, присущи "дикарям" на самых низших ступенях культуры.
В особенности заслуживает внимания то обстоятельство, что единственно человек способен возвыситься до мысли о всевышнем Создателе и желает общаться с Ним. В случае же каких-либо отклонений от нравственных норм, заложенных в совести, человек чувствует свою ответственность перед Творцом. Хотя в повседневной жизни видно много несправедливостей, человек убежден, что в конце концов правда должна восторжествовать.
Самый решающий момент в превращении из животного в человека лежит за пределами антропологии и биологии. Наука может пытаться восстановить последовательные ступени в развитии мозга - но не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом, способным уловить тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа. Вся эволюция, как и развитие нервного аппарата, есть, по словам Вл.Соловьёва, "необходимый путь к совершенству. Никто же не станет доказывать, что моллюски или губка могут познавать истину или свободно согласовывать свою волю с абсолютным Добром. Значит, нужно было, чтобы вырабатывались в мире все более сложные и утонченные органические формы, пока не создана была такая форма, в которой может раскрываться сознание и желание совершенства... Капля живой протоплазмы, создание которой потребовало тоже немалых творческих сил, хотя и заключает в себе возможность возникновения человеческого организма, но осуществление этой возможности возникновения потребовало целого биологического процесса, весьма сложного и продолжительного".
(Епископ Александр (Милеант), Миссионерский Листок №138 Свято-Троицкая Православная Миссия).

Любой человек - это живая загадка. Он совершеннейшее творение природы. Ни одно существо на нашей земле не обладает такой палитрой разума, как человек. Он создает себе преграды, подрывает землю под своими ногами, проваливаясь все глубже. Люди собственноручно окрашивают дни в яркие и радостные тона, а иногда в мрачные и серые. В последнем случае и жизнь их становится блеклой. Человек не должен быть один. Он должен распространять на кого-то любовь и, заглядывая в свою душу, находить отражение этой любви в себе самом. Но есть люди, неспособные любить, удерживать подле себя верных друзей, не стремящиеся добиться гармонии с окружающими, жизненных благ и удовольствий в такой мере, чтобы могли окружить себя нужными и любимыми: «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами… он… всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…»

Это слова героя М.Ю. Лермонтова - Г. Печорина. И как же они созвучны с другими лермонтовскими строчками:

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Печорин всегда одинок. Он все время окружен людьми, искренне любящими его и добивающимися с ним дружбы. Но создается впечатление, что герой этого не замечает, играет судьбами людей, вмешивается в течение жизни. В дневнике Печорина все чаще можно встретить слово «скучно». Оно приносит с собой ощущение бесцельности жизни:

«Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет кареты».

Разочарование в жизни, скука, одиночество преследуют героя:

«И, может быть, я завтра умру!… и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно…».

Сложный персонаж, совершающий подчас не совсем понятные поступки. Таков Печорин.

Автор помещает своего героя каждый раз в иную среду, показывая его в разных обстоятельствах и в столкновениях с людьми различного социального положения, давая возможность нам видеть Печорина с новой стороны. Сначала мы узнаем о Печорине от Максим Максимыча, подчеркивающего в своих высказываниях незаурядность главного героя: «Славный был малый… только немножко странен». «Да-с, с большими странностями, и должно быть богатый человек». Он относит Печорина к тем людям, «с которыми непременно должны соглашаться». Максим Максимыч видит в герое силу воли, смелость, умение подчинить себе других. Но добрый Максим Максимыч не может разглядеть внутренний мир Печорина, он просто рассказывает о его действиях и поступках. В повести «Максим Максимыч» мы узнаем о герое от самого автора. В черновой рукописи Лермонтов сравнивал своего героя с тигром: сильным и гибким животным, ласковым, мрачным, великодушным и жестоким. Печорин, по словам Лермонтова, - тигр, способный постоянно вести борьбу и не способный покориться. Сравнение с тигром показывает мнение автора о характере своего героя. Позже Лермонтов убрал из произведения сравнение героя с тигром для того, чтобы мы сами имели возможность судить о Печорине. Первое впечатление о нем обманчиво, оно не дает нам правильного представления. Чтобы попытаться разгадать загадку Печорина, нужно прочитать остальные три повести, представляющие собой дневник героя, доверяющего ему все свои сокровенные мысли: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…». Но не только мрачные мысли читаем мы в дневнике Печорина: «Весело жить на такой земле!… Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше?»

Загадочность героя проявляется во всем. Он все время испытывает скуку, недовольство собственной жизнью. Он всегда равнодушно спокоен, безразличен ко всему. И мы могли бы составить свое впечатление о герое, как о неспособном к искренним порывам человеке, невнимательном к жизни и расслабленном, если бы не повесть «Тамань». Сам герой говорит о произошедшем в Тамани очень кратко: «Я там чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить», но мы понимаем, что там произошло что-то необычное. Читатель впервые видит героя заинтересованным. Печорин заинтригован загадочностью встретившихся ему людей. Он не довольствуется ролью простого наблюдателя, а сам становится участником событий. Его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт в повести. Однако Печорин действует не ради стремления принести пользу людям, не ради своей выгоды, ему просто впервые становится интересно; загадочность происходящего взволновала его. Здесь мы видим уже не скучающего героя, равнодушного ко всему, а действующего.

Да, природа наградила Печорина прекрасными качествами: настойчивостью и самообладанием, наблюдательностью и любовью к природе, смелостью и отвагой. Возможности, заложенные в нем, велики. Автор утверждает, что назначение ему было «высокое». Но, к сожалению, эти стороны натуры не получили настоящего развития. Вместо великих дел Печорин вмешивается в чужие жизни, заводит врагов и отвергает друзей, растрачивает себя по пустякам. Его душа для всех читателей так и остается загадкой. Таким людям, как он, всегда одиноко, они не способны чувствовать человеческое тепло и любовь.

Мне кажется, если бы Лермонтов пытался создать какой-то идеал человека, он бы никого не заинтересовал. Ведь художник, рисуя прекраснейшее лицо, не боится самых глубоких теней, от них только жизненнее и загадочнее становится портрет. Печорин в романе показан живым, падающим, ошибающимся, путающимся и непоследовательным, колючим и по-мальчишески задорным, самоуверенным и сомневающимся одновременно. Он настоящая живая загадка. И многие из нас находят в герое свои черты.. Мы такие же, как и он, одинокие в кругу людей и потерявшие веру в лучшее:

Такому ты обрек меня неверью

И в мир, и в жизнь, царящую кругом,

Что я страшусь, как дерево, упасть,

Сойти в могилу, память сохранив,

О том лишь, как несчастен был всегда.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...