Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова. Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов

Тема сегодняшнего занятия посвящена важной теме - «Магнитный поток». Для начала мы вспомним, что такое электромагнитная индукция. После поговорим, за счет чего возникает индукционный ток и что является главным для того, чтобы этот ток появился. На опытах Фарадея мы узнаем, как возникает магнитный поток.

Продолжая изучение темы «Электромагнитная индукция» давайте подробнее остановиться на таком понятии, как магнитный поток .

Вы уже знаете, как обнаружить явление электромагнитной индукции - если замкнутый проводник пересекают магнитные линии, в этом проводнике возникает электрический ток. Такой ток называется индукционным.

Теперь давайте обсудим, за счет чего образуется этот электрический ток и что является главным для того, чтобы этот ток появился.

Прежде всего, обратимся к опыту Фарадея и посмотрим еще раз на его важные особенности.

Итак, у нас в наличии есть амперметр, катушка с большим числом витков, которая накоротко прикреплена к этому амперметру.

Берем магнит, и точно так же, как на предыдущем уроке, опускаем этот магнит внутрь катушки. Стрелка отклоняется, то есть в данной цепи существует электрический ток.

Рис. 1. Опыт по обнаружению индукционного тока

А вот когда магнит находится внутри катушки электрического тока в цепи нет. Но стоит только попытаться этот магнит достать из катушки, как в цепи вновь появляется электрический ток, но направление этого тока изменяется на противоположное.

Обратите внимание также на то, что значение электрического тока, который протекает в цепи, зависит еще и от свойств самого магнита. Если взять другой магнит и проделать тот же эксперимент, значение тока существенно меняется, в данном случае ток становится меньше.

Проведя эксперименты, можно сделать вывод о том, что электрический ток, который возникает в замкнутом проводнике (в катушке), связан с магнитным полем постоянного магнита.

Иными словами, электрический ток зависит от какой-то характеристики магнитного поля. А мы уже ввели такую характеристику - .

Напомним, что магнитная индукция обозначается буквой , это - векторная величина. И измеряется магнитная индукция в теслах.

Тесла - в честь европейского и американского ученого Николы Тесла.

Магнитная индукция характеризует действие магнитного поля на проводник с током, помещенный в это поле.

Но, когда мы говорим об электрическом токе, то должны понимать, что электрический ток, и это вы знаете из 8 класса, возникает под действием электрического поля.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что электрический индукционный ток появляется за счет электрического поля, который в свою очередь образуется в результате действия магнитного поля. И такая взаимосвязь как раз осуществляется за счет магнитного потока .

Что же такое магнитный поток?

Магнитный поток обозначается буквой Ф и выражается в таких единицах, как вебер, и обозначается .

Магнитный поток можно сравнить с потоком жидкости, протекающей через ограниченную поверхность. Если взять трубу, и в этой трубе протекает жидкость, то, соответственно, через площадь сечения трубы будет протекать определенный поток воды.

Магнитный поток по такой аналогии характеризует, какое количество магнитных линий будет проходить через ограниченный контур. Этот контур это и есть площадка, ограниченная проволочным витком или, может быть, какой-либо другой формой, при этом обязательно эта площадь - ограниченная.

Рис. 2. В первом случае магнитный поток максимален. Во втором случае - равен нулю.

На рисунке изображены два витка. Один виток - это проволочный виток, через который проходят линии магнитной индукции. Как видите, этих линий здесь изображено четыре. Если бы их было гораздо больше, то мы бы говорили, что магнитный поток будет большой. Если бы этих линий было меньше, например, мы бы нарисовали одну линию, то тогда бы мы могли сказать, что магнитный поток достаточно мал, он небольшой.

И еще один случай: тогда, когда виток располагается таким образом, что через его площадь не проходят магнитные линии. Такое впечатление, что линии магнитной индукции скользят по поверхности. В этом случае можно сказать, что магнитный поток отсутствует, т.е. нет линий, которые пронизывали бы поверхность этого контура.

Магнитный поток характеризует весь магнит в целом (либо другой источник магнитного поля). Если магнитная индукция характеризует действие в какой-то одной точке, то магнитный поток - весь магнит целиком. Можно сказать о том, что магнитный поток - это вторая очень важная характеристика магнитного поля. Если магнитную индукцию называют силовой характеристикой магнитного поля, то магнитный поток - это энергетическая характеристика магнитного поля.

Вернувшись к экспериментам, можно сказать о том, что каждый виток катушки можно представить как отдельный замкнутый виток. Тот самый контур, через который и будет проходить магнитный поток вектора магнитной индукции. В этом случае будет наблюдаться индукционный электрический ток.

Т.о., именно под действием магнитного потока создается электрическое поле в замкнутом проводнике. А уже это электрическое поле создает не что иное, как электрический ток.

Давайте посмотрим еще раз на эксперимент, и теперь, уже зная, что существует магнитный поток, посмотрим на связь магнитного потока и значение индукционного электрического тока.

Возьмем магнит и достаточно медленно пропустим его через катушку. Значение электрического тока меняется очень незначительно.

Если же попытаться вытащить магнит быстро, то значение электрического тока будет больше, чем в первом случае.

В данном случае роль играет скорость изменения магнитного потока. Если изменение скорости магнита будет достаточно большим, значит, и индукционный ток тоже будет значительным.

В результате такого рода экспериментов были выявлены следующие закономерности.

Рис. 3. От чего зависят магнитный поток и индукционный ток

1. Магнитный поток пропорционален магнитной индукции.

2. Магнитный поток прямо пропорционален площади поверхности контура, через который проходят линии магнитной индукции.

3. И третье - зависимость магнитного потока от угла расположения контура. Мы уже обращали внимание на то, что, если площадь контура тем или иным образом, это оказывает влияние на наличие и величину магнитного потока.

Таким образом, можно сказать, что сила индукционного тока прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока.

∆ Ф - это изменение магнитного потока.

∆ t - это время, в течение которого изменяется магнитный поток.

Отношение - это как раз и есть скорость изменения магнитного потока.

Исходя из этой зависимости, можно сделать вывод, что, например, индукционный ток может быть создан и достаточно слабым магнитом, но при этом скорость движения этого магнита должна быть очень большой.

Первым человеком, который этот закон получил, был английский ученый М. Фарадей. Понятие магнитного потока позволяет глубже взглянуть на единую природу электрических и магнитных явлений.

Список дополнительной литературы:

Элементарный учебник физики. Под ред. Г.С. Ландсберга, Т. 2. М., 1974 Яворский Б.М., Пинский А.А., Основы физики, т.2., М. Физматлит., 2003 А так ли хорошо знакомы вам потоки?// Квант. — 2009. — № 3. — С. 32-33. Аксенович Л. А. Физика в средней школе: Теория. Задания. Тесты: Учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования / Л. А. Аксенович, Н.Н.Ракина, К. С. Фарино; Под ред. К. С. Фарино. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004. — C.344.

Класс: 9

Цель: через понятия и формулы магнитного потока и ЭДС индукции подвести учащихся к пониманию правила определения направления индукционного тока.

Оборудование:

  • доска интерактивная SMART
  • программное обеспечение L-микро, раздел «Электродинамика»,
  • блок согласования с компьютером,
  • приставка «Осциллограф»,
  • катушка индуктивности и штатив,
  • полосовые магниты,

ХОД УРОКА

У: Вспомним, что такое магнитный поток.

Д:
1)формула; Ф = В S Cosα;
2) число линий поля через площадку

У: Чтобы стало всем понятно, нарисуйте, как вы поняли, что такое магнитный поток.

Д: Используя инструменты интерактивной доски, изображаем линии поля, проходящие через площадь контура (рис.1, рис 2).

У: Кто может увеличть магнитный поток? Покажите как. (Д: увеличивают число линий магнитной индукции, увеличивают площадь кольца) (рис 3, рис 4)

У: Значит, чтобы уменьшить магнитный поток нужно…
Д: Уменьшить число линий, уменьшить площадь кольца. То есть, для «управления» магнитным потоком можно изменять по величине магнитное поле и площадь контура.
У: Нарисуйте магнитный поток
Д: Его вообще не будет!
– Нет будет! Линии поля рисуюся непрерывно, и охватывают весь магнит. Мы же для удобства рисуем только их часть.
– На лабораторной работе опилки собирались и у северного полюса и у южного. Так что магнитный поток здесь тоже будет.
У: Тогда как переворот магнита повлиял на магнитный поток?
Д: Наверное ни как. Если магнит и площадь взять как и на предыдущем рисунке то по величине ни чег не изменится. Ф = ВS
У: Как же показать, что магнит развернулся?
Д: Поставить знак «–»
У: Расположите кольцо и магнит так, что бы поток через кольцо был равен 0.
Д: рис 5

У: В формуле магнитного потока стоит соsα. Из справочника по математике

Где этот угол на рисунке, между какими двумя направлениями? Поток может быть равен 0, если угол будет 90 o , это же перпендикуляр. А у нас кольцо и магнит параллельны (рис. 6).
Д: У линий поля есть направление, а у площади нет.
У: Вспомните, как задается этот угол по тексту в пособии.
Д: Там нарисован перпендикуляр к рамке
Значит угол между вектором магнитного поля и нормалью. (рис. 7)

У: Проверьте себя – нарисуйте максимальный поток, выносим все возможные варианты на доску. (рис 8)

Д: Второй и третий не подходят. Там поток получается отрицательный.

Д: Ну и, что? Число линий то одинаково, значит и поток одинаковый. В опытах с магнитами, опилкам было все равно к какому полюсу приставать – к северному или южному.
У: Тогда, вообще, зачем нам знать знак потока, угол. Поток все равно понятно, где максимальный?
Д: ?
У: Демонстрация опыта Фарадея с катушкой и магнитом.
Д: В опытах Фарадея! Мы же видели, что направление тока меняется, в зависимости от того, как вносим или выносим магнит.
У: Запишите закон Фарадея математическим выражением.
Д: E = – ,
У: Давайте попытаемся разобраться со знаками в этом законе. Если мы хотим получить «положительное» направление тока, то …
Д: Поток должен убывать. Тогда ∆Ф < 0 и в итоге получиться плюс.
Д: Он может и нарастать, но со знаком минус
У: Нарисуйте, как должен двигаться магнит.

Д: Магнит вставляем в катушку, число линий увеличивается, значит поток нарастает только с противоположным знаком. Можно проверить на числах (рис. 9).
Д: Магнит вынимаем из катушки так, чтобы поток был положительный, а изменение потока будет отрицательно.
У: В эксперименте направление тока в обоих случаях совпадает. Значит, наш анализ формул верен.
У: Воспользуемся современным оборудованием, которое позволяет посмотреть как меняется направление тока не только по направлению, но и по величине со временем.
Даётся информация о возможностях измерительного комплекса «L-микро», краткое объяснение назначения приборов и устройств.

Выполнение демонстраций

Катушку индуктивности закрепляли с помощью штатива. Изменение магнитного потока проводилось с помощью перемещения полосового постоянного магнита относительно катушки индуктивности. Возникающая в катушке индуктивности ЭДС индукции подавалась на вход приставки «Осциллограф», которая через блок согласования передавала изменяющийся во времени электрический сигнал на компьютер и фиксировалась на мониторе. Запуск осциллографа осуществлялся от исследуемого сигнала в режиме развертки «ждущая» при уровне сигнала на порядок меньшим, чем максимальное значение ЭДС индукции. Это позволяло наблюдать ЭДС индукции практически полностью от момента начала изменения магнитного потока.
Сквозь катушку кидаем не маркированный магнит. На экране вычерчивается график зависимости величины ЭДС от времени. Но аналогично будет вести себя и график зависимости тока от времени.
Учащиеся видят, что магнит, пролетая сквозь катушку, вызывает в ней появление индукционного тока. (рис. 10)

У: Зарисуйте схематично график в тетрадь.

Домашнее задание: записать, что происходило с магнитным потоком на трех этапах: магнит подлетает к катушке, движется внутри, вылетает из неё. Зарисовать свой вариант опыта, с указанием полюсов движущегося магнита.

МБОУ Локотская СОШ №1 им. П.А. Маркова

Открытый урок

по теме

« Магнитный поток. Электромагнитная индукция»

Учитель Головнева Ирина Александровна

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагнитная индукция, индукционный ток, магнитный поток.

развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

воспитательная : воспитывать трудолюбие, культуру поведения, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Задачи урока

Обучающие:

    изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;

    рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;

    показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,

    способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в коллективе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

    способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

    способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Последовательность изложения нового материала

    Магнитный поток.

    История открытия явления электромагнитной индукции.

    Демонстрация опытов Фарадея по электромагнитной индукции.

    Практическое применение явления электромагнитной индукции.

Оборудование

Разборный трансформатор, гальванометр, постоянный магнит, реостат, амперметр, магнитная стрелка, ключ, соединительные провода, модель генератора, мультимедийный проектор,аудиозапись, презентация по теме.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На предыдущих занятиях мы рассмотрели магнитное поле и характеристику магнитного поля, его действие на проводник с током и на движущийся заряд.

1. Что является источником магнитного поля?

2.Какая физическая величина является характеристикой магнитного поля?

3.Какие существуют правила для определения направления вектора магнитной индукции?

Сегодня тема нашего занятия « Магнитный поток. Открытие явления электромагнитной индукции»

Нам предстоит рассмотреть вопросы:

1.Магнитный поток.

2.История открытия явления электромагнитной индукции.

3.Демонстрация опытов Фарадея по электромагнитной индукции.

4.Значение открытия явления электромагнитной индукции.

3. Изучение нового материала

(Используются слайды презентации, интерактивная доска, оборудование для демонстрации опытов, аудиозапись).

1.Магнитный поток (определение, способы изменения, размерность, формула). Повторение 9 класса. Закрепление с помощью слайдов презентации.

1. Изучение электромагнитных явлений показывает, что вокруг электрического тока всегда существует магнитное поле. (Демонстрация опыта Эрстеда). Электрический ток и магнитное поле связаны друг от друга.

Но если электрический ток «создаёт» магнитное поле, то не существует ли обратного явления? Нельзя ли с помощью магнитного поля «создать» электрический ток? Такую задачу в 1821 году поставил перед собой английский учёный М. Фарадей.

На экране портрет М. Фарадея (1791 - 1867).

Учитель на фоне музыки знакомит с жизнью и деятельностью Фарадея.

Над поставленной перед собою задачей Фарадей работал 10 лет. Он открыл электромагнитную индукцию – новое явление, которое подробно исследовал и описал в ряде статей. Открытие Фарадея было новым шагом в изучении электромагнитных явлений.

2. Чтобы понять, как Фарадею удалось «превратить магнетизм в электричество», выполним некоторые опыты Фарадея, используя современные приборы. (Демонстрируются и анализируются опыты)

а)Фарадей обнаружил, что если взять две проволочные обмотки (мы возьмём две катушки) и в одной из них менять силу тока, например, замыкая или размыкая цепь первичной катушки, то во вторичной катушке возникает ток, несмотря на то, что катушки изолированы друг от друга. Явление возбуждения электрического тока в замкнутом проводнике с помощью магнитного поля называют электромагнитной индукцией. Возбуждённый таким образом ток назвали индукционным током.

Демонстрирую опыты:

Возникновение индукционного тока в замкнутой катушке при включении и выключении тока во второй катушке;

Возникновение индукционного тока в замкнутой катушке при изменении силы тока с помощью реостата во второй катушке;

Возникновение индукционного тока при перемещении катушек друг относительно друга.

Выполняем опыт с приборами: катушка, соединённая с гальванометром, магнит.

Вывод: во всех рассмотренных случаях индукционный ток возникал при изменении магнитного потока, пронизывающего охваченную проводником площадь катушки.

Выполняем рисунок по проведённым опытам. (Рисунки на доске).

    Закрепление изученного материала и контроль знаний.

Выполняется тестовая работа

    Рефлексия.

У учащихся на столах смайлики (улыбающийся, равнодушный и грустный). Учитель просит поднять в руках тот, который больше соответствовал настроению каждого ученика на уроке.

Сегодня мы с вами познакомились с явлением электромагнитной индукции, которое используется во всех современных генераторах, преобразующих механическую энергию в электрическую. Это явление, открытое М. Фарадеем в 1831 году, сыграло решающую роль в техническом прогрессе современного общества. Оно является физической основой современной электротехники, обеспечивающей промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, быт людей электрической энергией.

Спасибо всем за активную работу на уроке. Оценки.

Домашнее задание

§ 8, 9 №838 (Рымкевич)

Приложение

Задание. Ознакомьтесь с биографией М. Фарадея и заполните таблицу, отражающую вклад учёного в открытие явления электромагнитной индукции. Используйте учебники, энциклопедии, книги, электронные издания, ресурсы Интернета, другие источники.

Фамилия, имя,

годы жизни

Фотография или живописный портрет

Страны, в которых работал

Основной вклад

в науку

Символ открытия

или рисунок установки, на которой работал учёный

Вклад в другие разделы физики

Что более всего поразило в биографии

9.

Тема: Индукция магнитного поля. Магнитный поток

9 класс

Продолжительность урока – 45 мин;

Использование информационных технологий – проектор.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

Цели урока:

Организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;

Создать условия для развития памяти, логического мышления;

Создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

Создать условия для развитие умений использовать научные методы познаний.

Задачи урока:

Ввести понятие индукции магнитного поля;

Ввести определение магнитного потока.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Фронтальный опрос (Слайд 6)

    Как графически изображается магнитное поле?

    Что называется линиями магнитной индукции?

    В чем отличие однородного магнитного поля и неоднородного?

    Как обнаруживается существование магнитного поля?

    Как определить направление силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током?

    Сформулируйте правило левой руки.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Некоторые магниты создают в пространстве более сильные поля, чем другие (Слайд 7 ).

    Магнитное поле характеризуется векторной физической величиной, которая обозначается В.

В- индукция магнитного поля (магнитная индукция).

Рассмотрим опыт, представленный на рисунке (Слайд 8 )

Модуль этой силы, действующей на проводник с током зависит от: (Слайд 9 ):

Самого магнитного поля

Длины проводника

Силы тока

В = F/Il [ В ] = [Тл]

Эта величина принимается за модуль вектора магнитной индукции. В зависит только от поля и может служить его количественной характеристикой.

Введя такую физическую величину, как магнитная индукция можно дать более точное определение линий магнитного поля.

Линии магнитной индукции – это линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением вектора магнитной индукции (Слайд 10 ).

Магнитное поле называется однородным , если во всех его точках магнитная индукция В одинакова. В противном случае поле называется неоднородным ( Слайд 11 ) .

2. Величина, характеризующая магнитное поле – магнитный поток или поток вектора магнитной индукции Ф .

    При увеличении вектора магнитной индукции в n раз, магнитный поток тоже увеличивается в n раз.

    При увеличении контура в n раз, магнитный поток тоже увеличивается в n раз.

    При ориентации контура перпендикулярно линиям магнитной индукции, магнитный поток – максимальный, при ориентации контура параллельно линиям магнитной индукции, то магнитный поток равен нулю

( Слайд 12-14 ).

Магнитный поток - Ф = BScos α , [Ф] = [Вб] ( Слайд 15 )

Т.о. магнитный поток, пронизывающий площадь контура, меняется при изменении модуля вектора магнитной индукции, площади контура и при вращении контура, т.е. при изменении его ориентации по отношению к линиям индукции магнитного поля.

5. Этап первичной проверки понимания изученного

Вопросы:

1. По какой формуле рассчитывается магнитный поток?

2. Когда магнитный поток, пронизывающий замкнутый контур, максимален? минимален? (Слайд 16 ).

6. Этап закрепления изученного

Задачи:

1. Вода в ручейке и в реке течет с одинаковой скоростью. В каком случае больше поток воды через решето, поставленное перпендикулярно течению?

2. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник 2 м действует сила 0,4 Н? Сила тока в проводнике 10 А.

3. Плоский контур площадью 20 см 2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,5Тл. Определите магнитный поток, пронизывающий контур, если нормаль к контуру составляет угол 60°С вектором индукции магнитного поля (Слайд 17 ).

7. Итоги, домашнее задание п.46, 47,

упр. 37, 38 ( Слайд 18 )

8. Рефлексия

Используемая литература

1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 200 9.

2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции», 9 класс

Цели урока:

Цель – достичь образовательных результатов.

Личностные результаты:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– формирование ценностных отношений к результатам обучения.

Метапредметные результаты:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования;

– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений наблюдать, выделять главное, объяснять увиденное.

Предметные результаты:

знать: магнитный поток, индукционный ток, явление электромагнитной индукции;

понимать: понятие потока, явление электромагнитной индукции

уметь: определять направление индукционного тока, решать типовые задачи ОГЭ.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование

Технологии: элементы технологии критического мышления, проблемное обучение, ИКТ, технология проблемного диалога

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, катушка, штатив с лапкой, полосовой магнит – 2 шт., демонстрационный гальванометр, провода, прибор для демонстрации правила Ленца.

Ход урока

Начало: 10.30

1. Организационный этап (5 минут).

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок физики проведу я, меня зовут Иннокентий Иннокентьевич Малгаров, учитель физики Кыллахской школы. Очень рад работать с вами, с гимназистами, надеюсь, сегодняшний урок пройдет продуктивном ритме. На сегодняшнем уроке оценивается внимательность, самостоятельность, находчивость. Девиз нашего с вами урока «Все очень просто, нужно лишь понять!». Теперь, соседи по парте посмотрите друг на друга, пожелайте удачи и пожмите руки. Для наладки обратной связи я иногда буду хлопать в ладоши, а вы будете повторять. Проверим? Замечательно!

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что мы видим? Правильно, водопад и сильный ветер. Какое слово (одно!) объединяет эти два природных явления? Да, поток . Поток воды и поток воздуха. Сегодня также мы будем говорить о потоке. Только о потоке совсем другой природы. Вы догадываетесь о чем? С чем связаны темы, которые вы ранее проходили? Правильно, с магнетизмом. Поэтому, запишите тему урока в своих рабочих листах: Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

Начало: 10.35

2. Актуализация знаний (5 минут).

Задание 1. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что можно сказать о данном рисунке? Следует заполнить пропуски в рабочих листах. Посоветуйтесь с напарником.

1. Вокруг проводника с током возникает магнитное поле . Оно всегда замкнуто;

2. Силовой характеристикой магнитного поля является вектор магнитной индукции 0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Посмотрите на экран. По аналогии заполните второй столбец для контура в магнитном поле.

Посмотрите, пожалуйста, на демонстрационный стол. На столе вы видите стойку с подвижным коромыслом с двумя алюминиевыми кольцами. Одно целое, а другое – с прорезью. Мы знаем, что алюминий не проявляет магнитных свойств. Начинаем вводить магнит в кольцо с прорезью. Ничего не происходит. А теперь начнем вводить магнит в целое кольцо. Обратите внимание, сто кольцо начинает «убегать» от магнита. Останавливаем движение магнита. Кольцо тоже останавливается. Потом начинаем осторожно убирать магнит. Теперь кольцо начинает следовать за магнитом.

Попробуйте объяснить увиденное (учащиеся пытаются объяснить).

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь скрыта подсказка. (Учащиеся приходят к выводу, что при изменении магнитного потока можно получить электрический ток).

Задание 4. Оказывается, если изменить магнитный поток, то можно получить электрический ток в контуре. Как изменить поток вы уже знаете. Как? Правильно, можно усилить или ослабить магнитное поле, изменить площадь самого контура и изменить направление плоскости контура. Теперь я расскажу одну историю. Вы внимательно слушайте и параллельно выполните задание 4.

В 1821 году английский физик Майкл Фарадей вдохновившись работами Эрстеда (того ученого, который открыл магнитное поле вокруг проводника с током) поставил перед собой задачу получить электричество из магнетизма. Почти целых десять лет он носил в кармане брюк провода и магниты, безуспешно пытаясь получить из них электрический ток. И однажды, совершенно случайно, 28 августа 1831 года у него это получилось. (Подготовить и показать демонстрацию). Фарадей установил, что если катушку быстро надевать на магнит (или снимать с него) то в ней возникает кратковременный ток, который можно обнаружить с помощью гальванометра. Данное явление стали называть электромагнитной индукцией .

Данный ток называют индукционным током . Мы говорили, что любой электрический ток порождает магнитное поле. Индукционный ток тоже создает свое магнитное поле. Причем данное поле взаимодействует с полем постоянного магнита.

Теперь, используя интерактивную доску, определите направление индукционного тока. Какой вывод можно сделать относительно направления магнитного поля индукционного тока?

Начало: 11.00

5. Применение знаний в различных ситуациях (10 минут).

Я вам предлагаю решить задания, которые предлагаются в ОГЭ по физике.

Задание 5. К сплошному алюминиевому кольцу, подвешенному на шёлковой нити, подносят с постоянной скоростью полосовой магнит (см. рисунок). Что будет происходить с кольцом в это время?

1) кольцо останется в покое

2) кольцо будет притягиваться к магниту

3) кольцо будет отталкиваться от магнита

4) кольцо начнёт поворачиваться вокруг нити

Задание 6.

1) Только во 2.

2) Только в 1.

4) Только в 3.

Начало: 11.10

5. Рефлексия (5 минут).

Пришло время оценить результаты нашего урока. Что вы нового узнали? Достигнуты ли цели, которые были поставлены в начале урока? Что для вас было трудным? Что особенно понравилось? Какие чувства вы испытали?

6. Информация о домашнем задании

Найдите в своих учебниках тему «Магнитный поток», «Явление электромагнитной индукции» прочитайте и проверьте, сможете ли вы ответить на вопросы для самопроверки.

Еще раз спасибо за сотрудничество, за интерес и, в общем, за очень интересный урок. Желаю хорошо изучить физику и на ее основе познавать устройство мира.

«Все очень просто, нужно лишь понять!»

Фамилия, имя учащегося_______________________________________ученик(ца) 9 класса

Дата «____»________________2016 г.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема урока:___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

644 " style="width:483.25pt;border-collapse:collapse;border:none">

Задание 4. Заполните пропуски.

1. Явление возникновения тока в замкнутом проводнике (контуре) при изменении магнитного поля, пронизывающего этот контур называется _______________________;

2. Ток, который при этом возникает в контуре называется ___________________________;

3. Созданное индукционным током магнитное поле контура будет направлено __________________ магнитного поля постоянного магнита (Правило Ленца).

https://pandia.ru/text/80/300/images/image006_55.jpg" align="left hspace=12" width="238" height="89">Задание 6. Имеются три одинаковых металлических кольца. Из первого кольца выводится магнит, во второе кольцо вводится магнит, в третьем кольце находится неподвижный магнит. В каком кольце течет индукционный ток?

1) Только во 2.

2) Только в 1.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...