Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Мирное урегулирование после первой мировой войны парижская. Первые послевоенные годы

С завершением войны первое место во внешней политике европейских стран заняли вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

Одним из важных вопросов послевоенного урегулирования был вопрос о создании международной организации1.

Сан-Францисская конференция. Создание ООН. За две недели до конца войны в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. открылась конференция, на которой решались вопросы безопасности народов в послевоенный период. На ней была создана Организация Объединенных Наций и принят ее Устав.

Для участия в конференции прибыли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. Среди участников конференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Фран-циско, так как Англия и США не признали правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Германией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантское, правительство Польши, было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране будет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торже-

ственной обстановке состоялось его подписание. Он вступил в силу 24 октября того же 1945 г., и этот день считается днем рождения Организации Объединенных Наций. В Уставе сформулированы задачи новой организации и методы их осуществления. Он обязывал членов ООН «принимать эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. В пункте 7 статьи 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не угрожают другим странам агрессией и войной. Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы:

Принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого разрешения международных споров;

Развивать дружественные отношения между государствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

Осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

Служить центром, координирующим согласованные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого государства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в ее Уставе обязательства и должны, по мнению организации, их выполнять.

ООН имеет шесть главных органов: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

Главный совещательный орган ООН - Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран - членов организации. Это не законодательный орган, а международное собрание представи-

телей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам - простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня очередной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно представители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей на пять лет по рекомендации Совета Безопасности. Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Просветительная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

Несмотря на имеющиеся расхождения среди членов делегаций по ряду важных вопросов, все же удалось и довольно быстро договориться и подписать Устав новой международной организации. Это произошло потому, что люди устали от войны, убийств, обманов и ужасов и тяготели к миру и согласию.

Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих государств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных отношений между государствами. Однако сама ООН и ее Устав не гарантируют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласованные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Тайме» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, одним и только одним из проявлений которого является этот Устав».

К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким целям, ради которых создавалась эта организация.

Послевоенное урегулирование. Потсдамская конференция.

Каждая из трех стран, сыгравших главную роль в разгроме гитлеровской Германии, - СССР, США и Англия - по-своему видела мирное послевоенное урегулирование. В СССР надеялись на значительное расширение советского альянса в Европе, и не только в Европе, на со

здание на территориях европейских стран, освобожденных советской армией, буферной зоны. США намеревались сократить свое присутствие в Европе и расширить влияние на другие регионы мира, в Англии больше всего хотели сохранить равновесие в Европе и иметь возможность влиять на происходящие в регионе процессы.

В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отношении Германии эти страны взяли на себя.

Политические принципы обращения с Германией, разработанные советской стороной, были сформулированы в проекте декларации «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

Нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

Необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская - И. В. Сталиным, американская - Г. Трумэном, английская - У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В результате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делегации Англии с 28 июля.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопросов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным органом власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись демилитаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договоренности об искоренении германского милитаризма. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда. Все нацистские законы отменялись.

СССР, США, Англия и Франция установили над Германией оккупационный режим и создали единый орган управления - Союзный контрольный совет. Целями оккупации Германии являлись: полное разоружение и демилитаризация; полное и окончательное упразднение сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, СС, СА, СО и гестапо; все вооружение, амуниция, орудия войны и специализированные средства для их производства передавались в распоряжение союзников или подлежали уничтожению.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовавшими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников. Для определения конкретной виновности лиц, развязавших Вторую мировую войну, союзные государства - СССР, США, Англия и Франция - создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свободы - Шпреер и Ширах; к 15 годам - Нейрат; к 10 годам - Дениц.

СССР, США и Англия установили размер репараций Германии.

Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарационных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помощи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том, чтобы большая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет следил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией, Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.

В Потсдаме между союзниками по ряду вопросов проявились значительные расхождения, в том числе о положении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, о бывших германских территориях, отходящих к Польше, и др.

Принятые на Потсдамской конференции решения имели ключевое значение для послевоенного мирного урегулирования как в Европе, так и во всем мире, хотя США, Англия и Франция вскоре начали постепенный отход от согласованной линии.

Разгром Японии. 9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конференцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима, а 9 августа - на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух японских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о Второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы - Япония на Дальнем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе - потерпели полный крах.

Договоры с побежденными странами. К подготовке мирных договоров с пятью побежденными странами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией) Совет министров иностранных дел,

учрежденный по решению Потсдамской конференции для проведения подготовительной работы по мирному урегулированию, приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопросов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось до декабря 1946 г. Советские представители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежденных стран и экономическими статьями не нанести удар по жизненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингента достигали лишь такой численности, которая необходима для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлагалось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюдения и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о границах. Границы европейских стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Соединенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот средиземноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающими территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводились из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим вопросам. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении партий нацистского толка. Французские представители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мирные договоры. Окончательный их текст носил

демократический характер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и принципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непосильное экономическое бремя, а так называемые равные возможности позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших репараций, в то же время предпринимали энергичные действия, чтобы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу.

В качестве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии. Советское правительство с самого начала предложило определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составляло "/25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была символической. СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию, в размере от "/5 до "/25 части причиненного ею ущерба. Английский министр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижской сессии СМИД удалось с большим трудом, и советские претензии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам народов этих стран и позволяли им развиваться по демократическому пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась позиция Советского Союза, например, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Ев

ропейские мирные договоры после Второй мировой войны», являвшейся приложением к серии документов американской внешней политики.

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, явились хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных договоров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против агрессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

События мировой войны оказались тяжёлым испытанием для народов. На её завершающем этапе стало очевидно, что некоторые из воевавших государств не выдержали обрушившихся на них трудностей. Прежде всего это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Бремя войны, которое они несли, обостряло социальные и национальные противоречия. Многолетняя изнурительная война с внешними противниками перерастала в борьбу народов против собственных правителей. Известно, как это происходило в России.

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г . - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября - Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, - Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа - чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.

Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика - президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни - так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.

В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь - целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде... Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность - добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».


Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «...мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего - обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы...»

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» - Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, - Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди - Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии - Польше, северную часть Шлезвига - Дании (по итогам плебисцита). Левый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации - плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций - организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.). В них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние - США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой - положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Сама Первая мировая война и ее итоги, кратко говоря, имели огромное значение для последующего развития не только европейских государств, но и всего мира. Во-первых, она навсегда изменила существующие до нее миропорядок. А во-вторых, ее исход стал одной из предпосылок к возникновению второго мирового вооруженного конфликта.

Политика

Наибольшее значение война имела для дальнейшего политического взаимодействия стран.
После войны политическая карта мира довольно сильно изменилась. С нее исчезли сразу четыре крупные империи, игравшие немалую роль в мировой политике. Вместо 22 европейских государств по завершении военного противостояния на континенте стало 30 стран. Появились новые государственные образования и на Ближнем Востоке (вместо завершившей свои дни Османской империи). При этом во многих странах сменилась форма правления и политическое устройство. Если до начала войны на европейской карте было 19 монархических государств и всего три республиканских, то после ее окончания первых стало 14, а вот количество вторых увеличилось сразу до 16.
Огромное влияние на дальнейшие международные отношения оказала новая Версальско-Вашингтонская система, сформированная в большей степени с учетом интересов стран-победительниц (Россия туда не вошла, так как вышла из войны ранее). В то же время интересы вновь образованных государств, а также стран, потерпевших поражение в войне совершенно игнорировались. И даже, наоборот, молодые государства должны были стать послушными марионетками в борьбе с русской большевистской системой и германской жаждой реванша.
Словом, новая система была совершенно несправедливой, несбалансированной, а, следовательно, и неэффективной и не могла привести ни к чему иному, как только к новой широкомасштабной войне.

Экономика

Даже при кратком рассмотрении становится понятно, но не меньшее значение Первая мировая война имела и для экономики всех стран, принимавших участие в ней.
В результате боевых действий большие территории стран лежали в руинах, были разрушены населенные пункты и инфраструктура. Гонка вооружений привела к перекосу экономики во многих индустриальных странах в сторону военной промышленности, в ущерб другим сферам.
При этом изменения затронули не только крупнейшие державы, тратившие колоссальные суммы на перевооружение, но и их колонии, куда переносилось производство, и откуда поставлялось все больше и больше ресурсов.
По итогам войны многие страны отказались от золотого стандарта, что привело к кризису денежной системы.
Чуть ли не единственной страной, которая получила от Первой мировой войны достаточно большую выгоду - США. Соблюдая в первые годы войны нейтралитет, штаты принимали и выполняли заказы воюющих сторон, что и привело к их значительному обогащению.
Однако, несмотря на все негативные моменты в развитии экономики, стоит отметить, что война дала стимул к развитию новых технологий, причем не только в производстве оружия.

Демография

Человеческие потери этого затянувшегося кровопролитного конфликта исчислялись миллионами. Причем они не закончились с последним выстрелом. Многие умерли из-за полученных ран и разразившейся пандемии испанского гриппа («испанки») уже в послевоенные годы. Страны Европы буквально были обескровлены.

Общественное развитие

Немалое значение, кратко говоря, имела Первая мировая война и для развития общества. Пока мужчины воевали на многочисленных фронтах, женщины работали в цехах и на производствах, в том числе и таких, которые считались исключительно мужскими. Это во многом отразилось на формировании женских взглядов и переосмыслении их своего места в обществе. Поэтому послевоенные годы были ознаменованы массовой эмансипацией.
Также война сыграла огромную роль в усилении революционного движения и как следствие в улучшении положения рабочего класса. В одних странах рабочие добивались реализации своих прав посредством смены власти, в других правительство и монополисты сами шли на уступки.

Новые идеологии

Пожалуй, одним из самых значимых итогов Первой мировой стало то, что она сделала возможным появление новых идеологий, таких как фашизм, и дала шанс укрепиться и подняться на новый уровень прежним, например, социализму.
Впоследствии многие исследователи неоднократно доказывали, что именно такие масштабные и затяжные конфликты способствуют установлению тоталитарных режимов.
Таким образом, можно сказать, что мир после окончания войны был уже совершенно не тем, который вступил в нее четырьмя годами ранее.

Начало «холодной войны»

§ 32. Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование

Последствия войны. Вторая мировая война нало­жила печать на всю историю мира второй половины ХХв.

В отличие от Первой во Второй мировой войне боль­шинство людских потерь пришлось на гражданское на­селение. Только в СССР погибшие составили не менее 27 млн человек. В Германии в концентрационных ла­герях было уничтожено 16 млн человек. Жертвами вой­ны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн человек. На каждого убитого в военных действи­ях приходилось два раненых или попавших в плен. К этим60 млн погубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихо океанском и других театрах Второй мировой войны.

За годы войны десятки миллионов человек покинули прежние места проживания. В Германию из разных стран Европы в качестве рабочей силы было согнано 8 млн чело­век. После захвата Польши Германией свыше 1,5 млн по­ляков было выселено с так называемых.исконно не­мецких. территорий. Десятки тысяч французов были изгнаны из Эльзас-Лотарингии. Из зон военных действий бежали миллионы людей. После окончания войны нача­лось перемещение огромных масс населения в обратном направлении: немцев выселили из Польши и Чехослова­кии, из бывшей Пруссии и т. д. В послевоенные годы мил­лионы людей стали беженцами. В 1945 г. по меньшей ме­ре 12 млн европейцев были признаны « перемещенными лицами», потерявшими связи с родными местами. Еще большее число людей оказались выбитыми из привычных условий жизни, лишились имущества, утратили гражданство, профессию.

Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. В первые послевоенные годы к тяготам войны доба­вился голод в целом ряде стран. Многие экономисты и ученые, политические деятели тогда считали, что Европе не по силам восстановиться за сколь-нибудь короткий срок, на это потребуются десятилетия.

Одновременно с экономическими, демографическими и социальными проблемам и в освобожденных от нацист­ского господства странах вставали политические проблемы возрождения Европы. Предстояло преодолеть политиче­ские, социальные и моральные последствия тоталитарных режимов, осуществить восстановление государственно­сти, демократических институтов, политических партий, создать новые конституционные нормы и пр. Первоочеред­ной задачей было искоренение нацизма, фашизма, нака­зание виновников самой кровавой в истории цивилиза­ции войны.

Ситуация в послевоенной Европе и в мире в целом осложнялась тем, что на смену совместным коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел рас­кол мира на две системы, началось противоборство СССР и США, двух самых сильных держав. Конфликтные от­ношения двух великих держав-победительниц в общей борьбе против гитлеровской Германии определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам мирного раз­вития. Жестко ставился вопрос - коммунизм или капи­тализм, тоталитаризм или демократия. Однако в пер­вые Послевоенные годы великие державы действовали в рамках договоренностей о послевоенном мире, опреде­ляемых решениями, принятыми ими на заключительной фазе Второй мировой войны.

Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важ­ные договоренности о послевоенных проблемах были дос­тигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференцияхбыли определены основные линии политики держав- победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии - Италией, Австрией, Болгарией, Венгри­ей, Румынией и Финляндией. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию былсоздан Совет министров иностранных дел (СМИД), представляющий главные державы. Мирные договоры, под готов ленные для Парижской мирной конференции, всту­пили в силу с 1947 r. (договор с Австрией был заключенПозднее, в 1955 г).

Урегулирование в отношении Германии. Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и СОЮЗНЫЙ контроль, целью которого являлось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в Согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угро­жала Своим соседям или сохранению мира во всем мире».

Территория Германии была разделена на оккупаци­онные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобрита­нии и Франции. На четыре зоны был разделен и Бер­лин.

Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами контрольного совета, который должен был руководствоваться основными политиче­скими и экономическими принципами в осуществлении целей оккупации Германии: полное разоружение и деми­литаризация Германии, ликвидация ее военного произ­водства, уничтожение Национал-социалистской партии и всех нацистских учреждений и всякой нацистской пропа­ганды; военные преступники должны были быть аресто­ваны и преданы суду, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений должны быть арестованные интернированы, члены нацистской партии должны быть удалены с общественных и полуобщественных долж­ностей и с соответствующих постов в важных частных предприятиях. Союзники договорились также о децентра­лизации германской экономики с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов, трестов. С учетом «необходимости поддерживания военной безопасности. будет разрешаться свобода слова, печати и религии, создание свободных профсоюзов.

Таким образом, политика держав в отношении Герма­нии предусматривала денацификацию, демократизацию и декартелизацию.

Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегла граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие деся­тилетия.

В 1949г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Респуб­лика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое дейст­вие как оккупация, так и четырехсторонние договоренно­сти относительно Германии.

Вопрос о мирном договоре с Австрией. Затянулся так­же вопрос о мирном договоре с Австрией. Причиной было противоборство двух мировых держав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и обязательство не вступать в военно-политические блоки. Такая договоренность, а также статья о недопустимости аншлюса, то есть поглощения Германией Австрии, подобно тому как это имело место накануне Второй мировой войны, были запи­саны в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. это позволило завершить конфликт подписанием мирного договора

Вопрос о мирном договоре с Японией. Важной частью новой послевоенной структуры международных отно­шений было мирное урегулирование на Дальнем Восто­ке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, и главно­командующий этими войсками генерал Макартур осуще­ствлял фактически единоличное управление оккупацион­ной администрацией. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 госу­дарств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.

Противоречия между СССР и США по вопросу послево­енного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересо­ванных стран, в том числе и Китайской Народной Рес­публики, которая образовалась в октябре 1949 г. в резуль­тате победы революции.

В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась кон­ференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушались к поправ­кам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и ряда других участников СССР добивался четких формули­ровок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск, запрещения Японии вступать в" военные союзы и пр. Од­нако поправки и дополнения делегации СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Поль­ша и Чехословакия отказались присоединиться к дого­вору.

Вопрос о мирном договоре СССР с Японией так и остался нерешенным.

Создание ООН. Неотъемлемой частью мирного послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. ООН была создана на заключи­тельном этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля"- 26 июня 1945 г.). В ее соз­дании первоначально участвовало 51 государство, все уча­стники антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День OOH.

В Уставе ООН записаны ее цели: поддержание между­народного мира и безопасности, подавление актов агрес­сии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между на­циями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гу­манитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительст­венных организаций. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно, а Совет Безопасности является постоянно дей­ствующим органом, на который возложена обязанность по поддержанию мира. Совет Безопасности включает 5 по­стоянных членов (США, Россия, Великобритания, Фран­ция, Китай) и 6 непостоянных членов, сменяемых каждые два года. Важным принципом в деятельности Совета, позволившим сохранить эту организацию в условиях по­слевоенного противоборства великих держав, был прин­цип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии "и поддержанию ми­ра (так называемое право вето, то есть право отклонить любое решение, с которым не согласен один из членов пя­ терки). Под эгидой ООН также были созданы важные ин­ституты экономической стабилизации: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции развития. Таким образом, в конце войны и вскоре после ее окон­чания был заложен фундамент для продолжения сотрудничества Стран антигитлеровской коалиции в послевоен­ные годы. При всех острых столкновениях интересов СССР и США, в первые послевоенные годы им приходи­лось вести борьбу в рамках созданных международных ор­ганизаций и согласованных решений. Нюрнбергский процесс. Среди послевоенных проб­лем урегулирования особое место занимали Процессы над главными военными преступниками. На Нюрнберг­ском процессе главным нацистским военным преступникам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных Войн, в военных преступлениях и преступлениях Против человечности. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной каз­ни, а остальных к различным Срокам тюремного заклю­чения. Этот процесс явился не только наказанием для главных военных и нацистских преступников. Он стал осуждением Фашизма и нацизма,мировым сообществом. Это было началом Процесса очищения Европы от фа­шизма. В Германии в первые послевоенные годы прошло свы­ше 2 млн процессов Над военными и нацистскими пре­ступниками, от них был Очищен административный аппа­рат, судебная система и система образования.

В маленькой Бельгии после освобождения было от­крыто к рассмотрению свыше 600 тыс. дел о сотрудни­честве с оккупантами и вынесено около 80 тыс. приго­воров.

Во Франции приняты более радикальные меры: было вынесено 120 тыс. приговоров коллаборационистам, из них около тысячи - смертных. Главарь фашистского режима Лаваль был казнен, а Петэн приговорен к пожиз­ненному заключению.

В Голландии было рассмотрено свыше 150 тыс. дел аре­стованных по обвинению в сотрудничестве с немцами.

Однако чистки в разных странах были не всегда после­довательными. Тысячи нацистов, коллаборационистов не только избежали наказания, но и остались на своих по­стах в администрации, судах, системе образования.

Немало военных преступников укрылось в странах Ла­тинской Америки. Однако при всем этом в Европе начал­ся процесс покаяния и очищения от скверны фашизма.

Начало «холодной войны» После Второй мировой вой­ны две великие державы, СССР и США, оказались самы­ми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса двух вели­ких держав не могли не отразиться на международных отношениях этого периода. Разделяющее эти две держа­вы идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене, а во внутренней жизни этих стран - поиски врага. Инакомыслие в обеих странах рассматривалось как проявление подрывной деятельно­сти. В результате в США появилось такое уродливое яв­ление, как «маккартизм. - преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такая атмосфера была одной из черт тоталитарного ре­жима. Две великие державы приняли на вооружение кон­цепции двух полюсного мира и жесткой конфронтации.

Влиятельный американский журналист назвал тогда эти конфликты «холодной войной. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х гг. Выступление Черчилля в США. Обычно в истори­ческих работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято счи­тать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в присут­ствии американского президента г. Трумэна 5 марта1946г. в. университетском городке Фултон. Присутст­вие Г. Трумэна должно было подчеркнуть особое значениеэтого события. Иначе зачем было лететь президенту в са­мый центр США, в заштатный городок слушать речь, с со­держанием которой он был заранее ознакомлен? Не былослучайным и то, что в это время в Канаде уже начался поддавлением США процесс против советских агентов. Вы­ступление У. Черчилля в Фултоне считают началом «хо­лодной войны».Черчилль заявил, что «железный занавес» отделилВосточную Европу от европейской цивилизации и англо­саксонскому миру следует объединиться перед лицомкоммунистической угрозы.

Противоположность интересов двух великих держав выявилась при практическом осуществлении решений со­юзников по послевоенным проблемам, особенно по вопро­сам польских границ, о составе польского правительства, в германском урегулировании и др. Утверждение у власти коммунистических партий в странах Восточной Европы в 1947-1948 гг., партизанское движение в Греции и другие внешнеполитические события рассматривались в США как коммунистическая экспансия. Отсюда и появились внешнеполитические доктрины США «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Советская пропаганда не оставалась в долгу и клеймила экспансию американского империализма.

Гонка вооружений была важнейшей сферой противо­стояния и потенциального конфликта двух великих дер­жав и их союзников. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но и пер­вым актом «холодной войны», после которого началась гонка Вооружений по принципу «вызов-ответ», «щит и меч».

В СССР стало форсироваться создание своей атомной бомбы. Ее первое Испытание успешно прошло уже в 1949 г. США испытали водородную бомбу в 1952 г., а СССР - спустя год. США создали стратегические бом­бардировщики, а СССР - межконтинентальные ракеты. Совершенствовались средства зенитной обороны и проти­воракетные комплексы. Соревнование двух систем в раз­личных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда самим лидерам этих стран стало по­нятно, что численность боезарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Накопленным количест­вом бомб можно было бы уничтожить земной шар не­сколько раз.

Создание военно-политических блоков также стало областью «соревнования. двух великих держав. Началось с военно-материальной помощи США Греции и Турции в начале 1947 г., которым угрожало «коммунистическое давление».

«План Маршалла. об оказании многомиллиардной по­мощи странам Западной Европы имел целью укрепить ус­ тои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы зака­баления американским империализмом.

В 1949 г. создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая первоначально провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможно­го возрождения Германии. ФРГ присоединилась к НАТО в 1955 г. В 1955 г. был создан военно-политический союз под руководством СССР - Организация Варшавского Договора (ОВД)

Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических бло­ков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.

Другой важный признак «холодной войны» - это раскол мира и Европы. Со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы комму­нистических режимов, с победой китайской революции и образованием КНР в октябре 1949 г. в основном за­вершилось формирование «мирового социалистического лагеря». Граница между двумя «лагерями», как тогда называли раскол мира на две непримиримые социально­ экономические системы, проходила в Европе через терри­торию Германии по линии западных и восточной оккупа­ционных зон, на Дальнем Востоке по 38-й параллели в Корее и в Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, где с 1946 г. французские войска вели войну против Демократической Республики Вьетнам, освободившейся своими силами от японских оккупантов.

Хотя двум великим державам удалось избежать прямо­го военного столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), все же военные конфликты име­ли место, и главным среди них и наиболее опасным пере­растанием «холодной войны» В «горячую» была корей­ская война (1950-1953).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите о последствиях войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.

2. Каковы основные черты Ялтин­ско-Потсдамской системы? Каковы причины распада антигитлеровской коа­лиции?

3. Как было организовано послевоенное мирное урегулирование?

4. Каково отличие созданной после Второй мировой войны Организации Объ­единенных Наций от предвоенной Лиги Наций?

5. Каково значение Нюрн­бергского процесса над главными военными преступниками и процессами над нацистами и коллаборационистами в других странах?

6. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?

7. Какие противоречия раз­деляли две великие державы - СССР и США?

8. Какие политические блоки образовались после Второй мировой войны?

Парижская мирная конференция Январь 1919 - Январь 1920 г. Президент Франции Р. Конференция открылась 27 государств Пуанкаре о Германской (не было Советской России и Германии) Решающая роль: Англия, США, Франция, Япония, Италия «Совет десяти» (лидеры стран + министры иностранных дел) империи на открытии конференции: «Рожденная в несправедливости, она закончила существование в бесчестии» 18 января 1919 г. , в тот же день и там же, когда и где в 1871 г. была провозглашена Германская империя – Зеркальный зал Версальского дворца Фактически главные вопросы решали: президент США Вудро Вильсон, премьер-министры: Франции - Жорж Клемансо (председатель на конференции); Великобритании - Дэвид Ллойд Джордж; Италии – Витторио Орландо

Лига Наций l Цель – обеспечение мира и международной безопасности Ассамблея Совет Лиги (США, Великобритания, Франция, Италия, Япония) Создание мандатной системы управления колониями Введение системы санкций против агрессора Санкции против агрессора (по Уставу Лиги Наций): 1) Разрыв торговых и финансовых отношений (если агрессор – член ЛН) 2) Рекомендации в случае войны заинтересованным правительствам направить войска против агрессора

Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию. Саарская область передавалась на 15 лет в управление Лиги Наций, а Саарский угольный бассейн – Франции (затем плебисцит) Германия признавала независимость Люксембурга, Польши, Чехословакии, обязывалась уважать суверенитет Австрии Часть немецких земель передавалась Польше, Чехословакии, Бельгии, Дании Германия теряла привилегии в Китае, все колонии, которые передавались Франции, Бельгии, Португалии, Великобритании, Японии (в форме мандатов Лиги Наций – полномочий на управление) Версальский мир 28 июня 1919 г. Армия Германии - не более 100 тыс. человек (рейхсвер), запрет иметь танки, авиацию, подводный флот, вводить всеобщую воинскую повинность Выплата победителям репараций за ущерб от войны (132 млрд. марок) Германские земли к востоку от Рейна (50 км) составили Рейнскую демилитаризованную зону, где запрещалось держать войска и строить укрепления

Итоги Парижской мирной конференции l Рост германского национализма l Создание Лиги Наций l Обозначились противоречия между ведущими странами Запада из-за претензий на первенство в послевоенном мире

Мирные договоры с союзниками Германии Территориальные потери (Южный Тироль – Италии, Чехия и 10 сентября 1919 Моравия – Чехословакии, Буковина – Румынии) Сен-Жерменский n Ограничение армии (до 30 тыс.) договор n Выплата репараций с Австрией n Запрещался “аншлюс” (присоединение к Германии) n 27 ноября 1919 г. Договор в г. Нейи с Болгарией 4 июня 1920 г. Трианонский договор с Венгрией Территориальные потери (Восточная Фракия – Греции; фактически потерян выход в Эгейское море) n Ограничение армии (до 20 тыс.) n n Сокращение территории (~ 70%) и населения (~ 50%) – невенгерские земли, отошедшие к Чехословакии, Югославии, Румынии и населенные не венграми Ограничение армии (до 33 тыс.) n Отмена всеобщей воинской повинности; выплата репараций n 10 августа 1920 г. n Распад Османской империи (за Турцией ~ 1/5 территории) Севрский n Международный контроль над Черноморскими проливами договор (Босфор и Дарданеллы) с Турцией

Вашингтонская международная конференция 12 ноября 1921 – 6 февраля 1922 г. США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Голландия, Китай Цели: l ограничение морских вооружений l ограничение усиления Японии (доктрина «Азия для азиатов»)

Вашингтонские договоры Договоры Стороны договоров Условия договоров «Договор четырех» США, Великобритания, Франция, Япония 1) Уважение взаимных прав на острова в Океании. 2) Их совместная защита. «Договор пяти» США, Великобритания, Франция, Япония, Италия 1) Запрет кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. тонн. 2) Соотношение военных флотов (линкоров) – 5: 5: 3, 5: 1, 75. «Договор девяти» Все участники 1) Уважение независимости и территориальной целостности Китая. 2) Принцип «открытых дверей» и «равных возможностей» всех стран в Китае. 3) Отказ Японии от п/о-ва Шаньдун и его возвращение Китаю (пересмотр Версальского договора). Рост реваншистских настроений в Японии Первая реальная попытка ограничения вооружений на международном уровне Создание и закрепление Версальско-Вашингтонской системы

Обострение социальных противоречий в результате войны Большие жертвы и разрушения Тяготы тыловой жизни Рост влияния идеологии левого толка 1917 г. – Октябрьская социалистическая революция в России 1918 г. – Ноябрьская буржуазнодемократическая революция в Германии 1918 г. – национальноосвободительные движения в Австро. Венгрии Распад империи Падение монархии Распад империи ·Россия ·Финляндия ·Польша ·Латвия ·Литва ·Эстония 1919 г. – попытка создания Баварской советской республики 1918 -1919 гг. – красное двухлетие · 12. 11. 1918 – Австрийская республика · 28. 10. 1918 – Чехословакия · 01. 12. 1918 – Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1927 года – Югославия) · 1918 -1919 гг. – Венгерская революция

Рабочее движение n n Март 1919 г. – III Интернационал (Коммунистический) – Коминтерн – курс на мировую социалистическую революцию 1920 г. – возрождение II Интернационала (с1923 г. – Рабочий Социалистический Интернационал – Социнтерн) – курс на социальные реформы, расширение прав трудящихся, сотрудничество с властями

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...