Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Пейзаж как средство изображения романтического героя демон. Поэма «Демон» вершина русской романтической поэзии

В ведение

Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.

Романтика, по словам К.Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».

Лермонтов – один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе, Лермонтов использовал литературный опыт и многих других русских и западноевропейских писателей – своих современников и предшественников. При этом все унаследованное и традиционное он органически освоил и творчески переработал, создав в результате оригинальное, неповторимое поэтическое искусство.Он является ярким представителем русского романтизма в литературе.

На основе его творчества появились в России новые произведения искусства: художественные, музыкальные. После знакомства с ними возрос мой интерес к Лермонтова, его творческому наследию, поэтому объектом исследования является романтизм в русском искусстве 19 века.

Предмет исследования – черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» и влияние этого произведения на творчество М.А. Врубеля и Рубинштейна.

Гипотеза : мы предполагаем, что

1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» является романтическим произведением;

2. Она дала толчок для появления новых произведений в живописи и музыке.

Исходя из гипотезы, вытекает цель нашего исследования: познакомиться с явлением романтизма в русском искусстве 19 века, выявить черты романтизма в произведении «Демон».

1. Изучить информационное пространство по заявленной теме

2. Определить черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

3. Проанализировать поэму «Демон» как произведение романтизма

4. Выявить влияние творчества Лермонтова на появление произведений живописи и музыки.

Для реализации поставленных задач мы использовали общенаучные и конкретно-научные теоретические методы: конкретизация, анализ, синтез, сравнение, анализ литературы, анализ понятийно-терминологической системы.

В решении поставленных задач большую роль сыграли книги Максимова Д.Е, Вацуро В.Е, репродукции картин М. Врубеля и интернет ресурсы, для прослушивания оперы «Демон».


1. Романтизм в русском искусстве

1.1 Общая характеристика романтизма

Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и выясним лексическое значение слова «романтизм».

Романтизм . 1. Направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Романтизм возникает в странах Западной Европы на рубеже XVIII–XIX веков как реакция на последствия Великой французской революции (1789–1794 гг.) и существует как литературное направление до 30-х годов XIX века, когда на смену ему приходит критический реализм.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями. Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.

Первые романтические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-е годы романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы, центром оживленной и шумной журнально-критической полемики.

1.2 Особенности русского романтизма

Русский романтизм возник в иных условиях, чем западноевропейский. В России он сформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих крепостнических порядках, неясность их представления о путях исторического развития страны. Вполне естественно, что русский романтизм отличался от западноевропейского.

С романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева. Романтической мечтой русской живописи стала Италия. Именно там создали свои лучшие полотна А.А. Иванов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский и др.

В развитии русского романтизма обычно выделяют три главных периода. Первый этап – 1801–1815 гг. – период зарождения романтического направления в России. Родоначальниками русского романтизма принято считать К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.

Второй этап – 1816–1825 гг. – время интенсивного развития романтизма. Важнейшим явлением этого периода стала деятельность писателей – декабристов и творчество ряда замечательных лириков: Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского. Но центральной фигурой русского романтизма был, конечно, А.С. Пушкин.

В третий, последекабрьский период (1826–1840 гг.), романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевывает новые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей. Вершинные достижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранние произведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева. Наиболее яркое романтическое произведение М.Ю. Лермонтова – это поэма «Демон».

2. Романтизм «Демона»

2.1 Создание поэмы «Демон »

Поэму «Демон» М.Ю. Лермонтов начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте и работал над ней около десяти лет. Много раз он за нее принимался, оставлял, потом начинал снова. Но интересно: первая строка – «Печальный демон, дух изгнанья» – прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца. В первых вариантах действие поэмы происходит вне времени и пространства, в нереальной, условной обстановке.

Печальный демон, дух изгнанья,

Блуждал под сводом голубым,

Написав еще несколько строк, Лермонтов в скобках обозначил дальнейший план:

Демон узнает, что ангел любит одну смертную, обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив, но она скоро умирает и делается духом ада.

Уже в этом первом опыте отчетливо выражен богоборческий характер поэмы, отрицание божественной власти. Вслед за тем, в той же тетрадке, следует продолжение:

Любовь забыл он навсегда.

Коварство, ненависть, вражда

Над ним владычествуют ныне…

В нем пусто, пусто: как в пустыне.

… груды гибнущих людей

Не веселят его очей…

«Груды людей» не очень удачно сказано, но вспомним: поэту только 15 лет. После этих стихов возникали новые и новые планы. И вот представим себе: живет в Москве, на Малой Молчановке, в одноэтажном домике с мезонином невысокий, коренастый и смуглолицый подросток с огромными темными глазами, сидит за столом, в своей горнице под самой крышей, время от времени отрываясь от бумаги, вскидывает глаза, видит крыши приземистых арбатских особнячков и пишет о духе зла, о демоне-разрушителе. У него есть друзья – у этого мальчика, друзья, которые его любят, высоко ценят его стихи, порою немножко над ним подтрунивают. А он и серьезен, и весел, остроумен. Он любит их. Но в глубине души бесконечно одинок. Он совсем иной, чем они. Он ненавидит светское общество, хотел бы бежать из этой душной среды, от ее законов. Он полон презрения и гнева. И герои его поэм и трагедий, как и он, одиноки в мире, их окружающем. И каждый раз они у него погибают или влачат одинокие дни. Как пушкинский Пленник, как Гирей, как Алеко. Как герои байроновских поэм. Нет, у него они чаще гибнут!

Начав работу над поэмой «Демон» в 1829 г., поэт в 1829–1831 гг. пишет или намечает четыре редакции ее. В 1833–1834 гг. Лермонтов создает пятую редакцию поэмы, в 1838 г. – шестую. Изменяется облик героини. Она постепенно теряла черты абстрактно-романтической грешницы и получала психологически мотивированную биографию. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия – Кавказ, а сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княжна Тамара предстала как живой и полнокровный образ.

С появлением такого образа Демон получил меру ценности своих деяний. По своему философско-этическому содержанию образ Тамары равновелик образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан безысходным одиночеством (как было в ранних, «байронических» редакциях), но и побежден в самый момент своей мнимой победы – ибо его жертва возвысилась над ним. Этот последний этап эволюции замысла был связан с общей переоценкой индивидуалистической идеи, затронувшей все творчество Лермонтова конца 30 гг. Однако переоценка не означала «разоблачения», дискредитации. Демон оставался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос начинал сливаться с голосом автора. В «Демоне» нашли наиболее ясное воплощение свойственные Лермонтову мотивы богоборчества. Они стали причиной запрещения поэмы к печати.

К 1839 г. Лермонтов посчитал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 г. в «Сказке для детей» он вспомнил о «безумном, страстном, детском бреде», мучившем его много лет, от которого он, наконец, «отделался стихами». К 1839 г. относится последняя редакция «Демона».

Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

Романтический герой, который впервые был обрисован А.С. Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» М.Ю. Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.

Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой - фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский, социальный смысл.

Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, - это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но в дальнейшем признал эти мечты «безумными» и проклял их. Лермонтов, продолжая анализ романтического индивидуализма, с глубокой психологической правдой, скрывает причины этой неудачи. Он показывает, как в развитии переживаний о событии благородный общественный идеал подменяется иным - индивидуалистическим и эгоистическим, возвращающим Демона к исходной позиции. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовёт к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбы», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской…» Демон не смог преодолеть в себе эгоистического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона.

Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений отрицания и выдвинул необходимость иных путей борьбы за свободу. Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя. Демон Лермонтова - «могучий образ», «немой и гордый», который столько лет сиял поэту «волшебно-сладкой красотой». В поэме Лермонтова бог изображен как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон - враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля.

Этот злой, несправедливый бог как бы действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо, как это делают герои других произведений Лермонтова. «Ты виновен!» - упрёк, который бросают богу герои драм Лермонтова, обвиняя творца Вселенной. Лермонтов любит недосказанность, он часто говорит намеками.

Демон наказан не только за ропот: он наказан за бунт. И его наказание страшное, изощренное. Тиран бог своим страшным проклятьем испепелил душу Демона, сделал её холодной, мертвой. Он не только изгнал его из рая - он опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему ни прикасается, вредит всему живому. Бог сделал Демона и его товарищей по мятежу злобными, превратил их в орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»

Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он «не был злым», проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком». Возвращение к прошлому вовсе не значило для него примирение с богом и возвращение к безмятежному блаженству в раю. Ему, вечно ищущему мыслителю, такое бездумное состояние было чуждо, не нужен был ему и этот рай с беззаботными, спокойными ангелами, для которых не было вопросов и всегда всё было ясно. Он хотел другого. Он хотел, чтобы душа его жила, чтобы откликалась на впечатление жизни и могла общаться с другой родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Полной жизнью жить - вот что значило для Демона возрождение. Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог. В ранних редакциях радость Демона, почувствовавшего в сердце трепет любви, юный поэт описывает очень наивно, примитивно, как-то по-детски, но удивительно просто и выразительно.

«Железный сон» душил Демона и был результатом божьего проклятья, это было наказанием за битву. У Лермонтова вещи говорят, и силу страданья своего героя поэт передаёт образом камня, прожжённого слезой. Почувствовав впервые «тоску любви, её волненье», сильный, гордый Демон плачет. Из его глаз катится одна-единственная скупая, тяжёлая слеза и падает на камень. Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы.

«Как демон мой, я зла избранник», - говорит о себе поэт. Он сам такой же мятежник, как и его Демон. Герой ранних редакций поэмы - милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе. О страшных наказаниях «согрешивших» монахинь много раз рассказывалось в произведениях литературы, иностранной и русской. Пробудившееся в нём чувство подлинного добра молодой Демон проявляет также и в том, что помогает людям, заблудившимся в горах во время метели, сдувает снег с лица путника «и для него защиты ищет». Поэтические пейзажи Кавказа у Лермонтова имеют характер документальности, эти серые, обнажённые скалы сопоставимы с опустошённостью души своего героя. Но действие поэмы развивается. И Демон уже перелетел за Крестовый перевал. Эта резкая перемена пейзажа правдива. Она поражает каждого, кто проезжает через Крестовую гору.

И Лермонтов с тем же мастерством, с каким он только что описал суровый и величественный пейзаж Кавказского хребта до Крестового перевала, теперь рисует «роскошный, пышный край земли» - с кустами роз, соловьями, развесистыми, обвитыми плющом чинарами и «звонко бегущими ручьями». Полная жизнь роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому, и мы начинаем невольно ждать событий. На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы. Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой, полной жизни красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. На кровле, устланной коврами, среди подруг проводит свой последний день в родном доме дочь князя Гудала Тамара. Завтра её свадьба. Волновавшая Тамару мысль о «судьбе рабыни» была протестом, бунтом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно ей он и мог обещать открыть «пучину гордого познанья».

Между героем и героиней поэмы «Демон» существует некоторая родственность характеров. Философское произведения в то же время и поэма романтическая и психологическая. В ней и громадный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта.

Все черты присущие романтизму как художественному методу, ярко прослеживаются в поэме «Демон»:

Главный герой - одиночка, бросивший вызов даже не человеческому обществу - самому Богу

Демон - личность яркая, сильная, как и подобает романтическому герою.

Огромную роль в поэме играют пейзажи Кавказа: Демон сродни эти горам, он такой же независимый, также обречен на вечность.

«Демон»

(подзаголовок «Восточная повесть»)

«Печальный Демон, дух изгнанья» летает над грешной нашей землей, вспоминает время, когда он жил еще в раю, когда «он верил и любил». Пролетал он над вершинами Кавказа: как грань алмаза, сверкает Казбек, львицей прыгает Терек - и ничего, кроме презрения, не испытывает. Зло и то наскучило духу зла. Все в тягость: и бессрочное одиночество, и бессмертие, и безграничная власть над ничтожной землей. Ландшафт между тем меняется. Под крылом летящего Демона уже не скопище скал и бездн, а пышные долины счастливой Грузии: блеск и дыхание тысячи растений. Увы, и эти роскошные картины не вызывают у обитателя надзвездных краев новых дум. Лишь на мгновение задерживает рассеянное внимание Демона праздничное оживление в обычно безмолвных владениях грузинского феодала: хозяин усадьбы, князь Гудал сосватал единственную наследницу, в высоком его доме готовятся к свадебному торжеству.

Родственники собрались загодя, вина уже льются, к закату дня прибудет и жених княжны Тамары - сиятельный властитель Синодала , а пока слуги раскатывают старинные ковры: по обычаю, на устланной коврами кровле невеста, еще до появления жениха, должна исполнить традиционный танец с бубном. Танцует княжна Тамара! Ах, как она танцует! То птицей мчится, кружа над головой маленький бубен, то замирает, как испуганная лань, и легкое облачко грусти пробегает по прелестному лицу. Ведь это последний день княжны в отчем доме! Как-то встретит её чужая семья? Нет, нет, Тамару выдают замуж не против её воли. Ей по сердцу выбранный отцом жених: влюблен, молод, хорош собой - чего более! Но здесь никто не стеснял её свободы, а там… Отогнав «тайное сомненье», Тамара снова улыбается. Улыбается и танцует. Гордится дочерью седой Гудал, восхищаются гости, подымают заздравные рога, произносят пышные тосты: «Клянусь, красавица такая/ Под солнцем юга не цвела!» Демон и тот залюбовался чужой невестой. Кружит и кружит над широким двором грузинского замка. В пустыне его души неизъяснимое волненье. Неужели случилось чудо? Воистину случилось: «В нем чувство вдруг заговорило/ Родным когда-то языком!» Ну, и как же поступит вольный сын эфира, очарованный могучей страстью к земной женщине? Увы, бессмертный дух поступает так же, как поступил бы в его ситуации жестокий и могущественный тиран: убивает соперника. (По дороге караван проезжает часовню, где лежит «какой-то князь, теперь святой, убитый мстительной рукой». Каждый путник приносил у часовни усердную молитву, и «та молитва сберегала от мусульманского кинжала». Но удалой жених послушал Демона, представил как целует свою ненаглядную, презрел обычай прадедов и проскакал мимо.) На жениха Тамары, по наущению Демона, нападают разбойники. Разграбив свадебные дары, перебив охрану и разогнав робких погонщиков верблюдов, абреки исчезают. Раненого князя верный скакун (бесценной масти, золотой) выносит из боя, но и его, уже во мраке, догоняет, по наводке злого духа, злая шальная пуля. С мертвым хозяином в расшитом цветными шелками седле конь продолжает скакать во весь опор: всадник должен сдержать княжеское слово: живым или мертвым прискакать на брачный пир, и только достигнув ворот, падает замертво.


В семье невесты стон и плач. Чернее тучи Гудал, он видит в случившемся Божью кару. Упав на постель, как была - в жемчугах и парче, рыдает Тамара. И вдруг: голос. Незнакомый. Волшебный. Утешает, утишает, врачует, сказывает сказки и обещает прилетать к ней ежевечерне - едва распустятся ночные цветы, - чтоб «на шелковые ресницы/ Сны золотые навевать…». Тамара оглядывается: никого!!! Неужели почудилось? Но тогда откуда смятенье? Которому нет имени! Под утро княжна все-таки засыпает и видит странный - не первый ли из обещанных золотых? - сон. Блистая неземной красотой, к её изголовью склоняется некий «пришелец». Это не ангел-хранитель, вокруг его кудрей нет светящегося нимба, однако и на исчадье ада вроде бы не похож: слишком уж грустно, с любовью смотрит! И так каждую ночь: как только проснутся ночные цветы, является. Догадываясь, что неотразимою мечтой её смущает не кто-нибудь, а сам «дух лукавый», Тамара просит отца отпустить её в монастырь. (II часть начинается с просьбы Тамары). Гудал гневается - женихи, один завиднее другого, осаждают их дом, а Тамара - всем отказывает. Тамара признается, что ее терзает дух лукавый, и Гудал уступает. И вот она в уединенном монастыре, но и здесь, в священной обители, в часы торжественных молитв, сквозь церковное пенье ей слышится тот же волшебный голос, видит Тамара все тот же образ и те же очи - неотразимые, как кинжал.

Упав на колени перед божественной иконой, бедная дева хочет молиться святым, а непослушное ей сердце - «молится Ему». Прекрасная грешница уже не обманывается на свой счет: она не просто смущена неясной мечтой о любви, она влюблена: страстно, грешно, так, как если бы пленивший её неземной красотой ночной гость был не пришлецом из незримого, нематериального мира, а земным юношей. Демон, конечно же, все понимает, но, в отличие от несчастной княжны, знает то, что ей неведомо: земная красавица заплатит за миг физической близости с ним, существом неземным, гибелью. Потому и медлит; он даже готов отказаться от своего преступного плана. Во всяком случае, ему так кажется. В одну из ночей, уже приблизившись к заветной келье, он пробует удалиться, и в страхе чувствует, что не может взмахнуть крылом: крыло не шевелится! Тогда-то он и роняет одну-единственную слезу - нечеловеческая слеза прожигает камень.

Поняв, что даже он, казалось бы всесильный, ничего не может изменить, Демон является Тамаре уже не в виде неясной туманности, а воплотившись, то есть в образе хотя и крылатого, но прекрасного и мужественного человека. Однако путь к постели спящей Тамары преграждает её ангел-хранитель и требует, чтобы порочный дух не прикасался к его, ангельской, святыни. Демон, коварно улыбнувшись, объясняет посланцу рая, что явился тот слишком поздно и что в его, Демона, владениях - там, где он владеет и любит, - херувимам нечего делать. Тамара, проснувшись, не узнает в случайном госте юношу своих сновидений. Не нравится ей и его речи (диалог Тамары с Демоном)- прелестные во сне, наяву они кажутся ей опасными. Но Демон открывает ей свою душу - Тамара тронута безмерностью печалей таинственного незнакомца, теперь он кажется ей страдальцем. И все-таки что-то беспокоит её и в облике пришлеца и в слишком сложных для слабеющего её ума рассуждениях. И она, о святая наивность, просит его поклясться, что не лукавит, не обманывает её доверчивость. И Демон клянется. Чем только он не клянется - и небом, которое ненавидит, и адом, который презирает, и даже святыней, которой у него нет. Говорит, что хочет примириться с небом, любить, молиться. Клятва Демона - блистательный образец любовного мужского красноречия - чего не наобещает мужчина женщине, когда в его «крови горит огонь желаний!». В «нетерпении страсти» он даже не замечает, что противоречит себе: то обещает взять Тамару в надзвездные края и сделать царицей мира, то уверяет, что именно здесь, на ничтожной земле, построит для нее пышные - из бирюзы и янтаря - чертоги. И все-таки исход рокового свидания решают не слова, а первое прикосновение - жарких мужских уст - к трепещущим женским губам. Ночной монастырский сторож, делая урочный обход, замедляет шаги: в келье новой монахини необычные звуки, вроде как «двух уст согласное лобзанье». Смутившись, он останавливается и слышит: сначала стон, а затем ужасный, хотя и слабый - как бы предсмертный крик.

Извещенный о кончине наследницы, Гудал забирает тело покойницы из монастыря. Он твердо решил похоронить дочь на высокогорном семейном кладбище, там, где кто-то из его предков, во искупление многих грехов (грабежа и разбоя), воздвиг маленький храм. К тому же он не желает видеть свою Тамару, даже в гробу, в грубой власянице. По его приказу женщины его очага наряжают княжну так, как не наряжали в дни веселья. Три дня и три ночи, все выше и выше, движется скорбный поезд, впереди Гудал на белоснежном коне. Он молчит, безмолвствуют и остальные. Столько дней миновало с кончины княжны, а её не трогает тленье - цвет чела, как и при жизни, белей и чище покрывала. А эта улыбка, словно бы застывшая на устах?! Таинственная, как сама её смерть!!! Отдав свою пери угрюмой земле, похоронный караван трогается в обратный путь… Все правильно сделал мудрый Гудал! Река времен смыла с лица земли и высокий его дом, где жена родила ему красавицу дочь, и широкий двор, где Тамара играла дитятей. А храм и кладбище при нем целы, их еще и сейчас можно увидеть - там, высоко, на рубеже зубчатых скал, ибо природа высшей своей властью сделала могилу возлюбленной Демона недоступной для человека. Душу Тамары ангел забрал на небеса («она страдала и любила, и рай открылся для любви»), а демон опять остался один без надежды и любви.

Поэма «Демон», начатая в 1829 году, имеет восемь редакций, восьмая - декабрь 1838 - январь 1839 года.

В основе поэмы – библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая.

Созданная под воздействием передовых идей освободительного движения своего времени, она опирается на литературные и устнопоэтические источники, прежде всего на фольклор кавказских народов и предания Грузии.

Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон «отрицает для утверждения, разрушает для созидания. Это тема движения вечного обновления , вечного возрождения» (Белинский).

В поэме «Демон» широко используется символика . В ее фантастическо - «космическом» сюжете о «духе изгнания», полюбившем смертную деву, ясны земные приметы.

Это философское и социально-политическое произведение смело ставит сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия : о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле.

Демон в полном смысле слова - «герой века». В нем сконцентрированы основные противоречия лучших людей 30-х годов : действенный скептицизм и критицизм по отношению к господствовавшим общественным отношениям и бессилие их изменить; могучие порывы к деятельности и вынужденная пассивность; мучительно-страстные искания идеала социально-политического, морального, эстетического, и горькое сознание безуспешности этих поисков; ощущение ужасающего политического гнета и ничем неудержимое стремление к воле; неутомимая жажда счастья и бесцельность жизни.

Неизъяснимое волнение Демона служит как бы завязкой поэмы. Лермонтов повествует о взаимоотношениях Демона и Тамары, сосредоточивая внимание на вершинных эпизодах. Идейная противопоставленность поэмы, построенной на борьбе добра и зла, на внутренних противоречиях Демона, являлась причиной многочисленных стилистических антитез.

Несомненно, что поэма - «история души» главного героя. Но «история души» Демона является способом, формой решения соц.-философских и полит. проблем.

«Демон» - романтическая поэма , но завершенная в переходную пору острой борьбы в творчестве Лермонтова романтических и реалистических тенденций. Таковы объективно-описательные изображения природы Кавказа, Грузии, быта Гудана, приготовлений к свадьбе, красоты Тамары, гибели ее жениха, виды монастыря, облика сторожа, прощания родных с умершей Тамарой.

Местом действия у Лермонтова очень часто является монастырь - воплощение аскетизма, законов духа, в корне отвергающих грешную землю. Против монастырской святости, против небесного начала направлены горячие протесты любимых детей его фантазии, в защиту иных законов - законов сердца, они же законы человеческой крови и плоти. Кощунственные речи явственно слышатся в "Мцыри", правда, в смягченном виде. То же отрицательное отношение к монастырю и во всех очерках "Демона", не исключая даже последних: в стенах святой обители он заставляет демона соблазнить свою возлюбленную. Так намечается все глубже и глубже эта изначальная антитеза: земля и небо.

Неминуема борьба между ними, полем битвы является человеческая душа. Демон ближе, родственнее Лермонтову, чем ангел. Демон не однороден; угрюмый, непокорный, он бродит всегда "один среди миров, не смешиваясь с толпою грозной злых духов". Он равно далек как от света, так и от тьмы, не потому, что он не свет и не тьма, а потому, что в нем не все свет и не все тьма; в нем, как во всяком человеке "встретилось священное с порочным", и порочное победило, но не окончательно, ибо "забвенья (о священном) не дал Бог, да он и не взял бы забвенья". Жительница кельи, святая дева - все же не ангел, и она не противостоит ему, как непримиримая противоположность. Она скорее поймет его душевные муки и, быть может, исцелит его, даст ему часть своих сил для победы над злом, не отрекаясь при этом окончательно от земного начала. Демон нарушает "клятвы роковые", любит чистой любовью, отказывается "от мщения, ненависти и злобы" - он уже хотел "на путь спасенья возвратиться, забыть толпу недобрых дел".

Но ангел, стоявший на страже абсолютной чистоты, не поняв его, снова возбудил в нем его мрачные, холодные мысли, вызвал к действию его злобу. Любовь, по вине ангела, не спасла демона, и он, неискупленный, остался со своими прежними затемненными страданиями. Демон не раскаялся, не смирился перед Богом; для этого он был слишком горд, слишком считал себя правым. Не его вина, что душа его такая двойственная; Творец его создал таким и обрек тем самым на неодолимые мучения. К Нему надо взывать, Его вопрошать о смысле этой душевной пытки.

В холодном мире обыденной жестокости, где человек с умом и сердцем унижен и раздавлен, оказался в жизненном тупике, лирический герой запоздалой романтической поэзии не может быть ангелом, он постоянно ощущает давление "общего зла" и тьмы, отсюда его стоическое отчаяние и спокойная тоска, разуверение во всем, гордое презрение и сознательный демонизм всеобщего отрицания.

В России «Демон» полностью впервые опубликован лишь в 1860 году .

Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил тираноборческий пафос. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло - неповиновение ему. Против монастырской святости, против небесного начала направлены горячие протесты любимых детей его фантазии, в защиту иных законов - законов сердца, они же законы человеческой крови и плоти. Отрицательное отношение к монастырю и во всех очерках "Демона", не исключая даже последних: в стенах святой обители он заставляет демона соблазнить свою возлюбленную. Так намечается все глубже и глубже эта изначальная антитеза: земля и небо. Неминуема борьба между ними, полем битвы является человеческая душа. Демон - такой же мученик, такой же страдалец душевных контрастов, как и сам Лермонтов. Демон не однороден; угрюмый, непокорный, он бродит всегда "один среди миров, не смешиваясь с толпою грозной злых духов". Он равно далек как от света, так и от тьмы, не потому, что он не свет и не тьма, а потому, что в нем не все свет и не все тьма; в нем, как во всяком человеке - и прежде всего как в душе самого Лермонтова, - "встретилось священное с порочным", и порочное победило, но не окончательно, ибо "забвенья (о священном) не дал Бог, да он и не взял бы забвенья". Демон не раскаялся, не смирился перед Богом; для этого он был слишком горд, слишком считал себя правым. Не его вина, что душа его такая двойственная. Чувство правды было подавлено и оскорблено в сердце целого поколения. Люди эти остались одни, без ангелов и надежды, им открылось "море зла", в душе их родились разуверение и "сердечная пустота". Стоит ли удивляться явлению демонов... Но именно Лермонтов и его поэзия - великолепное доказательство того очевидного обстоятельства, что "потерянное" поколение послепушкинской молодежи не пожелало быть таковым, не отступило, не смирилось с навязываемой ему жизненной ролью вечных неудачников, мелких бесов и "шалунов". За "Демоном" у него неизбежно следует "Ангел". Иначе поэт не стал бы судьей этого поколения. Именно Лермонтов написал о языке поэзии: "Как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык". Таков сам поэт, таков его лирический герой, выразивший душу и мысли "потерянного" поколения молодежи.

35. “Песня про купца Калашникова...” м.Ю. Лермонтова: фольклорные образы и мотивы.

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова» - единственная в XIX в. удачная стилизация фольклора в большой эпической форме, в стихе, близком к речевой организации песенного "лада". В "Песне..." нет чисто отрицательных персонажей, облагороженное, возвышенное про­шлое в целом противопоставляется измельчавшей современности. Све­дения из "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами краси­вых жен знатных людей, дьяков, купцов, о том, что царь избрал некоторых похищенных женщин для себя в поэму не попали, как и то, что исторический Грозный конфисковывал имущество каз­ненных, а не обеспечивал их семьи. Лермонтовский царь Иван Васильевич не знает, что Кирибеевич влюблен в замужнюю, и готов помочь лишь законным путем: "Как полюбишься - празд­нуй свадебку, / Не полюбишься - не прогневайся"."Лукавый раб" обманул царя, нарушил христианский закон, почти обезумев от любви. Страсть его так велика, что он, как потом Мцыри, готов удовольствоваться несколькими мгновениями счастья. Такое умение любить вызывает сочувствие к нему автора и даже условных повествователей-гусляров. Гибель Кирибеевича описана так, как в фольклоре описывается смерть традиционного "добра молодца". И Кирибеевич, и Калашников - типично лермонтовские волевые, деятельные герои, но весьма разного морального достоинства. Дело Калашникова правое, однако он вершит самосуд. В поэме кроме конфликтов "Кирибеевич - семья Калашниковых" и "Калашников - царь" есть и третий конфликт, романтический конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму вполне исторической социальной психологии. То, что глава обесчещен­ной семьи убил обидчика, "вольной волею", должно быть извест­но всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Как верно говорится в исследовании русского роман­тизма, "Грозный в поэме убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных". Личное достоинство в Калашникове неотрывно от народных нравственных представле­ний. Потому, несмотря на "позорную" казнь (что в данном случае отчасти означает и обставленную как зрелище), похороненный не совсем по христианскому обряду - не на кладбище - Степан Па­рамонович оставил по себе хорошую память в народе. Повествование в ”Песне про купца Калашникова” основано на двух началах - коллективном и индивидуально-авторском. Стихия песенного исполнения гусляров наиболее проявлена в слове. Узнаваемы характерные ”устойчивые” формулы, синтаксические построения с градациями, повторами, инверсиями, которые свойственны поэтической речи. Индивидуально-авторское повествование, выражающее иную точку зрения, не сводимую к народной, заметить в тексте сложнее. Она выражена скорее не стилевыми, а композиционными формами. Иллюзия непосредственного гуслярного исполнения с характерным обрамлением рассказа зачином, запевом, концовкой, исходом, обращениями к слушателям настолько велика, что лишь сравнение с подобным типом рамочной конструкции в фольклоре, в частности, в былине, позволяет заметить индивидуально-авторскую точку зрения, которая объемлет повествование гусляров. Сравнение с былинами позволяет отметить, что запев, прибаутка, исход в ”Песне про купца Калашникова” выполняют более широкое, чем в былинах, задание, обрамляя повествование. Как и в фольклорном эпосе, эта ”рама” непосредственно связана с содержанием ”Песни” своей оценочностью, интонацией прославляющего примирения, которая гармонично завершает произведение. Но есть и отличие. Стянутые повторяющимися ”моментами” исполнения, эти традиционные детали повествования несут дополнительный смысл, которого нет в былинных ”прибаутках”. В них конкретизируется место исполнения - двор боярина Матвея Ромодановского,- упомянут гуслярный аккомпанемент рассказу, угощение певцов и ”полотенце белое, шелком шитое” - подарок белолицей боярыни. Благодаря деталям и смысловому единству обрамления возникает представление об особенностях пения гусляров, их аудитории, месте и времени исполнения. Отметим, что именно здесь, в обрамляющей части вводится одно из особых понятий, определяющих природу не только пения гусляров-скоморохов, но древнерусского искусства как особого феномена в целом - это ”потеха”. В ”Песне” содержится широкий круг древних смыслов и значений этого слова. Гусляры ”тешат” народ, вспоминая любовь-кручину царского опричника, суровый приговор царя, глашатаи зовут ”потешить” царя-батюшку зрелищем кулачного боя, ”посмеивается” Кирибеевич, обещая отпустить своего противника, и палач ”весело похаживает”, ”руки голые потираючи”. Следы древнего ритуального смеха, звучащего на игрищах, во время обрядовых праздников, придают особый колорит драматической истории. В ”песне о песне” лермонтовских гусляров проступают глубинные основы серьезно-смеховой культуры Древней Руси, гармонично соединявшей в карнавализованном действии скоморошины полярные начала смеха и плача, жизни и смерти. Внутри поэмы эту авторскую позицию выражает личный повествователь. Композиционно формы его проявления в тексте выражены в активном вмешательстве в течение событий. Для эпического сказителя такая активность не характерна, как не характерна она и для ранних форм классической эпопеи. В лермонтовской поэме концовки глав не завершены в виде отдельных песенных единиц эпопеи, а, напротив, содержат мотивы неопределенности, даже непредсказуемости дальнейшего хода событий. По-своему отдают ему должное и "стар человек", и "молодец", и "девица", и гусляры, которые, проходя мимо его могилы, "споют песенку". Мажорным, подлинно песенным аккордом "Песня..." и кончается.

Образ Демона из одноимённой поэмы - образ романтического героя в творчестве Лермонтова.
Он бунтарь; жажда познания превратила его в отверженного богом «духа изгнанья», в «царя свободы». Им не признаётся идеальность вселенной, отрицается и совершенство жизни на земле, на которой властвует неправда. Демон мстит не только богу, но и людям «ничтожной» земли. Это бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему.

К романтическим героям поэм Лермонтова можно отнести и храброго купца Калашникова (и, может, даже Кирибеевича). Черта, которая связывает всех романтических персонажей Лермонтова – бунтарство.
Кирибеевич и Калашников – вариации героев лермонтовских романтических поэм. Главная черта Кирибеевича – ничем не ограниченное индивидуалистическое начало. Этот герой – своеобразный вариант демона в фольклорно-песенном освещении. Калашников продолжил линию героев-бунтарей и мстителей. Но бунт Калашникова, в отличие от унта героев ранних поэм, мотивирован тем, что он защищает конкретные ценности: честь семьи и народные представления о нравственности. Калашников предстаёт эталоном справедливости и добра, тогда как Кирибеевич – эталоном безнравственности и зла.

В «Песне про… купца Калашникова» Лермонтов показал различные типы индивидуального бунта. Поведение Кирибеевича – тоже бунт, но принципиально иной в сравнении с бунтом Калашникова. Кирибеевич бунтует против народных представлений о чести и совести. Он отрицает не только условности «домостроевского» быта, но и просто приличия, и готов убить всякого, кто встанет на его пути.

Для него не существует законно, кроме слова царя и веления темной, необузданной страсти.
«Неправда» одного (Кирибеевича) и «правда истинная» другого (Калашникова) – вот что разделяет два бунта в лермонтовской поэме.

Наконец, говоря о романтических героях, нельзя не сказать о Мцыри.
Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нём воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их стремление к свободе, их мечта о дейстенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав. В этой поэме Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Тема поэмы – свобода и шире – в смысле человеческого бытия. Основной идейный её пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического её служения.

Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность.
Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, духу. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но его примирение – не признание внешнего бессилия при оправданности своих ничем не истребимых влечений к воле. Свобода осталась для него превыше всего.

В поэме автор и главный герой, отличающийся гиперболичностью переживаний, наделенный признаками титанизма («рукою молнии ловил»), как бы сливаются. Поэтому Белинский и Огарёв считали Мцыри – «любимым» и «единственным» идеалом поэта.

(из лекции) «Мцыри» - поэма о современности. В ней нет публицистических элементов, но разговор о свободе воспринимается как разговор очень актуальный. Лермонтов аппелирует к восточным поэмам Байрона, но творчески-оригинально их использует. Мцыри – герой-бунтарь; но если у Байрона герой – бунтарь разочарованный, то Мцыри – совсем наоборот: он благодарен трём дням, проведённым на воле. Основной текст поэмы – это исповедь (обязательный признак байронической поэмы). Но если говорить об исповеди, как о феномене христианской, да и духовной культуры в общем, то такая исповедь должна нести в себе покаяние.
Но здесь покаяния нет. Герой прямо заявляет, что ему не за что просить прощения у Бога – это подчёркивает его бунтарские настроения.Признак романтической поэмы скрывается и в некой недоговорённости в истории героя. Мы знаем, как он попадает в грузинский монастырь. Он попадает, но не находит там людей родных ему по духу.
Мцыри – мальчик из северокавказских народностей, поэтому для него все чужаки: монахи, которые его вырастили… даже грузинка, которую он увидел у ручья, не могла его остановить – он уходит, это не его мир.

Основа сюжета поэмы – бегство из монастыря. Но это особое бегство – признак вольнолюбивых народностей, которые не могут жить без вольницы. Особое оно ещё и потому, что это бегство-возвращение. Напрашивается параллель с пушкинским героем: Алеко бежит из своего мира в чужой, мир свободный, живущий без законов мир цыган. А Мцыри бежит от чужого мира к своему, и его мечта – прижаться к родной груди. Хоть и смутно, но он помнит своих родных. И такое бегство на родину определяется его целеустремлённость.

(из учебника) Романтическое содержание поэмы «Мцыри» определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно. Её фокус – личность молодого послушника. Исповедь Мцыри о трёх днях, проведённых на воле, противопоставляется быту монастыря-тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним природы; воспоминания о детстве в родном ауле и путь к нему; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его вновь к монастырю; бред и сон. Каждый эпизод его рассказа подчинён раскрытию его внутреннего облика. /

* «удар меча» - так назвал Белинский мужские рифмы этой поэмы, усиливающиеся смежной расстановкой.

12. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. Вопрос об alter ego поэта.

В основу поэмы «демон» положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая. Эта тема получила широкое распространение в западноевропейской литературе («Потерянный рай» Мильтона, «Каин», «Небо и земля» Байрона, «Фауст» Гёте…).
Своеобразно проявилась она и на русской почве, например у Пушкина («Демон», «Ангел»). «Демон» - это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по силе эмоционально-поэтического воздействия.
Поэма вобрала в себя лучшие постижения русской и мировой поэзии.
Отдельные исследователи утверждают реалистичность «Демона», но большинство относят её к романтическому направлению.

Созданная под воздействием передовых идей освободительного движения своего времени, она опирается на литературные и устно-поэтические источники, прежде всего на фольклор кавказских народов и предания Грузии.

Основной идейный пафос «Демона» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира.
Лермонтовский Демон – по словам Белинского – «демон движения, вечного обновления».

Жажда познания превратила его в отверженного богом «духа изгнанья», в «царя свободы». Им не признаётся идеальность вселенной, отрицается и совершенство жизни на земле, на которой властвует неправда. Демон мстит не только богу, но и людям «ничтожной» земли. Это бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему.

Восхищая образом могучего протестанта, неукротимого и гордого мятежника, поэма славит чувство любви как силу, возрождающую человека и поднимающую его против зла. Демон, все презирая иль ненавидя, увлекается Тамарой, олицетворяющей идеал красоты. Вспыхнувшая в Демоне страсть пробуждает в нём все лучшие чувства, и он, готовый любить, появляется перед Тамарой «с душой открытой для добра». Путь добра, на который он решил встать, - это путь слияния с миром, с природой, с людьми на основе высших истин, им познанных.
В Тамаре происходит борьба: рассудок велит защищаться от «лукавого духа», но чувства безотчётно влекут её к Демону. Одерживая победу с небом за Тамару, он одновременно и терпит поражение. Тамара погибает от его поцелуя, а он остаётся страдающим, гордым и «без торжества», исполненный ненависти, презирающий природу и людей. Он не связан ни с небом, ни с землёй – в этом его трагедия. Поэма ставит сложнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах, назначении человека, бездумной вере и разумном скептицизме, рабстве и свободе, добре и зле.

(из лекции) Демон жаждет любви, ему не просто надоело зло: любить для него оказывается той потребностью, которую невозможно реализовать. В этом заключается трагедия поэмы. «Любить и с небом примириться» - практически синоним Бога. Это всё говорится от третьего лица – что вполне можно считать объективной характеристикой лермонтовского Демона. Демон – не совсем моноцентрическое произведение. Очень важна оппозиция Демону – персонаж, выступающий полной его противоположностью: Тамара – ангельская душа. Очень важна последняя, заключительная сцена – почему при второй встрече Ангела и Демона в борьбе за душу Тамары побеждает Ангел? Она же пала, она же поцеловала Демона? Но здесь Ангел показывает суть христианского спасения через раскаяние, страдание и сопротивление искушению: «Она страдала и любила, она моя».

Любовь – это порог, через который Демон не может перейти. Он не способен к большой, спасительной любви. Даже слеза его прожигает камень: она разрушительна, как и его сущность. Демон в полном смысле слова – «герой века». В нём сконцентрированы основные противоречия: скептицизм и критицизм по отношению к господствовавшим общественным отношениям и бессилие их изменить; могучие порывы к деятельности и вынужденная пассивность; искания идеала, социально-политического, морального,

Демон – это символ непрерывных, никогда не прекращающихся стремлений в поисках истины, который не может обратиться вспять. Примириться с небом – значило дл него уничтожить свою сущность. Открытием Лермонтова стал образ Демона, которому наскучило зло. Взбунтовавшись против судьбы, он обратился к земле, простым человеческим ценностям и пожелал «с небом примириться». Но и тут он противоречив: он хочет «веровать добру», но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару.

Образ Демона занимает особое место в творчестве – шире – в духовной жизни Лермонтова. «Во всех стихотворениях, - проницательно заметил В.В.Розанов, - есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный». Если Мцыри – пленник, один из множества героев-пленников в произведениях Лермонтова, то Демон – один из множества лермонтовских героев-изгнанников. Но образ Демона многограннее. Демон изгнан только из рая и никогда не сможет вернуться в него. В остальном он абсолютно свободен. Дух зла, «дух изгнанья» свободен во времени и пространстве. Он бессмертен: для него не существует понятие «возраст», без которого не мыслим образ «вечного юноши» - Мцыри. При всей необычности Демона в нем нетрудно увидеть черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Своей главной целью Демон считает разрушение духовных и материальных ценностей. Он сеет зло, потому что, по его мнению, мир несовершенен, наполнен бессмыслицей. И в этом, наверно, и заключено alter ego самого Лермонтова. Демоническое мироощущение, воплощенное в его герое, выражало неудовлетворённость общественной моралью, неприкаянность и душевную опустошённость.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...