Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Приложение к уроку. Кроссворд

Класс: 6

Цель: закрепить знания учащихся о многообразии растений на Земле; об отличительных признаках растений различных отделов; проверить теоретические знания о растениях и практические навыки определения растений.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: “Отделы растений”. Вам необходимо разделиться на 4 команды. На доске вывешивается пирамида.
  4. Закрепление знаний и умений.

Игра “Брейн-ринг” для 6-х классов “ПИРАМИДА”

  1. Разминка.
  2. Что это такое?
  3. Узнай орган по таблице.
  4. Реши кроссворд.
  5. Систематика.
  6. Собери слово.

1. Конкурс “Разминка”. Командам задаются вопросы на знание отделов растений, какая из команд будет отвечать быстрее, та будет получать баллы (жетоны).

  1. Для представителей этого отдела характерно наличие цветка и плода. (Покрытосеменные)
  2. Какая группа растений участвует в образовании болот, создании торфа. (Мхи)
  3. С помощью чего передвигаются 1-клеточные водоросли (жгутиков).
  4. Как называются листья папоротника (вайи).
  5. Какими свойствами обладает мох сфагнум (бактерицидными).
  6. С помощью чего прикрепляются многоклеточные водоросли к субстрату (с помощью слоевища).
  7. Растения отдела покрытосеменные делятся на 2 класса. (Однодольные и Двудольные)
  8. Как называются корни у мхов (ризойды).
  9. За счёт чего происходит образование торфа (за счёт переувлажнения почв).
  10. Для представителей этого отдела характерно двойное оплодотворение. (Покрытосеменные)
  11. Их высота от 3 мм до 5-7 см. (Мхи)
  12. Зачем одноклеточным водорослям светочувствительный глазок? (Для того чтобы двигаться к свету)
  13. Какие древние растения называют древние ископаемые. (Папоротники)
  14. Представитель этого отдела Кукушкин лён. (Мхи)
  15. Почему водоросли имеют зелёную окраску? (там содержится красящее вещество зелёного цвета – хлорофилл)
  16. Второе название покрытосеменных растений? (Цветковые)
  17. К какому классу и отделу относится Баранец обыкновенный. (Плауны)
  18. Чем представлен спорофит у моховидных (коробочкой, в которой созревают споры).
  19. Этот отдел делится на 2 класса: Листостебельные и … Что это за отдел растений. (Печеночники, Мхи)
  20. К какому классу и отделу относится Щитовник полевой (папоротники).
  21. К представителям этого отдела растений относится маршанция. (Мхи)
  22. Что такое спорофит? (Орган, в котором созревают споры)
  23. О чем сигнализирует появление кукушкиного льна на влажных почвах? (О заболачивании почв)
  24. Как питаются водоросли? (На свету как растения, в темноте как животные)
  25. Где можно встретить мхи, плауны, хвощи в природе? (Во влажных тенистых местах)
  26. Как называется комнатное растение папоротника? (Нефролепис)

2. Конкурс “Что это такое?”. За одну минуту один из участников объясняет термин своей команде так, чтобы команда догадалась, о чём идёт речь. Время 1 минута. Термины на разносе каждая из команд вытягивает по одному. Чем быстрее команда будет угадывать термин, тем больше очков она получит. Каждой команде по 3 понятия. За каждое понятие команда получает балл.

Термины: Жгутики, ризойды, хроматофор, водоросли, кукушкин лён, папоротник, спора, глазок, вайи, покрытосеменные, лиственница, сфагнум.

3. Конкурс “Узнай орган по таблице”. Один из учеников команды получает список органов, которые ему нужно показать по таблице, команда – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута.

4. Конкурс “Реши кроссворд”. Каждая команда в течение 5 минут должна отгадать кроссворд.

По горизонтали: 4 – покрытосеменное, 5 – водоросли, 8 – хлорелла, 10 – хроматофор, 11 – однолетнее, 12 – спорангии, 13 – плод, 14 – папоротник, 15 – плаун, 17 – сперматозоид, 18 –яйцеклетка.

МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ План конспект по биологии Учитель Ширыпаева М.Д. Тема урока: Отдел Папоротниковидные. Цель урока: изучить строение папоротника, доказать, что папоротники наиболее высокоорганизованные среди споровых растений. Задачи урока: Образовательная: расширить знания учащихся о высших споровых растениях, их многообразии и происхождении, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими споровыми растениями. Развивающая: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы проблемного обучения. Продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ, навыки работы с текстом (умение находить в тексте необходимую информацию). Воспитательная: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, гербарии папоротника щитовника мужского, лупа, инструктивные карточки, текстовый материал, комнатное растение отдела Папоротниковидных (Нефролепис высокий), таблицы, динамические пособия. План урока: № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Этапы урока Организационный момент. Контроль знаний по пройденным темам. Постановки проблемного вопроса. Изучение нового материала:  Изучение строения папоротника (выполнение лабораторной работы)  Размножение папоротника (изучение текста и рисунка учебника)  Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и среда обитания.  Значение папоротников в природе и жизни человека. Время (минуты) 0,5 10 0,5 28 7 Рефлексия, закрепление изученного материала. Подведение итогов. Домашнее задание. 4 1 1 7 4 3 Ход урока: Ребята, мы с вами на прошлом уроке познакомились с хвощами, как представителями споровых растений. Давайте повторим данный материал. 1) по таблице разобрать строение хвоща; (1 ученик у доски) 2) используя динамическое пособие, составить схему размножение хвоща (2 ученик у доски) 3) разгадать кроссворд; (3 ученик у доски) 4) фронтальный опрос: (разминка) А) Какие растения называются споровыми? - растения, у которых бесполое размножение осуществляется при помощи спор. Б) Что такое гаметофит? - половое поколение у растений. В) Что такое спорофит? - бесполое поколение у растений. В) Как называются органы, в которых созревают споры? - спорангии. Г) Чем является мох, плаун, хвощ во взрослом состоянии? - мох - гаметофитом, хвощ и плаун - спорофитом. Д) Что образуется при прорастании спор? - заросток. Е) Как называются половые органы споровых растений? - антеридии и архегонии. Заслушиваются ответы учеников, работающих у доски. Задать дополнительные вопросы каждому ученику: (На какой тип почвы указывают растущие на ней хвощи. Какое вещество накапливают в своем организме хвощи.) Какое ключевое слово записано в кроссворде по вертикали - папоротник. Что вы можете сказать про это растение? Заслушиваются ответы. Мы постараемся дать на эти вопросы, более правильные ответы, изучая папоротники. (слайд 1).Откройте тетради, запишите число и нашу тему урока: Отдел Папоротниковидные (Папоротники) (слайд 2) С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян - дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По легенде, загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится заветный клад, приносящий богатство и счастье. Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти у папоротника цветок - нет, т.к. папоротник споровое растение и размножаться будет спорами, а не семенами. Давайте изучим строение папоротника и докажем что никаких цветов он не образует. Я предлагаю вам выполнить лабораторную работу. У вас на столе гербарии папоротника, текстовый материал, инструктивная карточка. Открывайте свои тетрадочки, записывайте. (слайд 3) Лабораторная работа №5. “Строение папоротника”. К доске вызывается ученик, который пользуясь рисунком, рассказывает о строении папоротника. (слайд 4) Далее разбирается размножение папоротника. Ребята самостоятельно изучают текстовый материал и схему книжного рисунка на странице 63. (слайд 5). К доске вызывается ученик, который пользуясь схемой, рассказывает о размножении папоротника. (слайд 6). Поясните высказывание: «Уголь - это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения». На Земле период, когда папоротники занимали господствующее положение. (слайд 7) 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь. (слайд 8) Папоротники как и все споровые растения произошли от псилофитов. В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов. (слайд 9) Выделяют следующие их жизненные формы: (слайд 10,11,12,13,14, 15) 1.Древовидные 2.Травянистые 3.Лиановые 4. Эпифиты Познакомимся с папоротниками нашей Нижегородской области. (слайд 16). Последний вопрос, который нам нужно разобрать. Это значение папоротников в природе и жизни человека. (слайд 17) Закрепление изученного материала. 1) вставить пропущенные слова в тексте; (слайд 18, 19) Папоротники - высшие растения, потому что они имеют корни, листья, корневище. Размножаются папоротники спорами, поэтому они относятся к споровым растениям. Спорофитом у папоротника является взрослая особь. Гаметофитом - заросток, образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции фотосинтезирующую и проводящую. Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы споры попадали на землю. Папоротник не цветет, так как не образует цветков. Папоротник отличается от хвоща наличием проводящей системы, поэтому папоротники стоят на ступень выше, чем хвощи. 2) небольшой тест; (слайд 20) 1. Где происходит оплодотворение у споровых? А. В воздухе Б. В воде В. В почве Г. В клетке растения 2. Как называются первые наземные растения, давшие начало споровым? А. Маршанция Б. Плаун булавовидный В. Псилофит Г. Сфагнум 3. Заросток папоротника это: А. Спорофит Б. Гаметофит В. Маленькое растение папоротника Г. Вайи 4. В жизненном цикле папоротников преобладает: А. Спорофит Б. Гаметофит В. Обе формы развиваются одновременно (параллельно) Г. Обе формы развиваются последовательно - то гаметофит, то спорофит 5. Вайи это: А. Побеги плауна Б. Листья папоротника В. Листья мха Г. Побеги хвоща 3) комнатное растение - нефролепис, предложите способы размножения этого растения. Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайд 21) изучить материал с. 61 - 65; разобрать вопросы № 1 - 5 на с 65. Приложение к уроку. Кроссворд. 1) растение, споры которого используются для приготовления детской присыпки. 2)созревают в спорангиях. 3)определяет кислотность почвы. 4)в нем созревают сперматозоиды 5)взрослая форма мха 6)в него прорастает спора. 7)образует залежи торфа. 8)отвечают у мха за фотосинтез. п г а а з с н м а ф х т е р а л с в е т о г л п а п о р о т н и к у о щ и ф о у с н р д и к м т ы и т й ь я Лабораторная работа №5. Изучение внешнего папоротника. Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнения папоротников по сравнению с хвощами. Оборудование: Гербарии папоротника щитовника мужского, текстовый материал, лупа, рисунки. Ход работы: 1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по рисунку и гербарию. Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют? Чем является корневище для папоротника? 2.Рассмотрите лист, (молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение. 3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые мешочки со спорами. Это спорангии, которые собраны в определенные группы сорусы. Каково значение спор в жизни папоротника? 4. Сделайте вывод об усложнении строения папоротника по сравнению с хвощами. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям. 5.Зарисуйте папоротник, подпишите его органы. Текстовый материал по строению папоротника. Папоротники наиболее хорошо развитые растения среди споровых. В период расцвета папоротниковых они имели древесные и кустарниковые формы, до наших дней сохранились в основном травянистые формы, в тропических лесах растут древовидные лианы. В отличие от других споровых они имеют не зачаточные листья и слабо развитые корни, а хорошо развитые корневища, от которых отходят вниз придаточные корни, имеются также подземные выводковые почки, которые участвуют в вегетативном размножении. Хорошо развита проводящая ткань. Листья у большинства папоротников крупные, сильно рассеченные, носят название вайи. Отрастание листьев начинается весной. Вначале они свернуты и имеют улиткообразную форму, затем распрямляются. Растут они кончиками, достигают больших размеров. Их длина колеблется от нескольких миллиметров и до 30 м. Листья выполняют две функции: 1. в процессе фотосинтеза образуют органические вещества; 2.образуют споры и участвуют в размножении. Цикл развития папоротника. Папоротниковидные размножаются вегетативным, бесполым и половым путями. Вегетативное размножение осуществляется корневищем и почками. Такие почки располагаются по всей длине листа. Из почек появляются маленькие папоротники. Они отрываются от листа, пускают корни, прикрепляются к почве и превращаются в настоящие папоротники. Бесполое размножение. В летнее время у щитовника на нижней стороне листа образуются сорусы (группы расположенных скученно спор или спорангиев). В спорангиях развиваются споры. Спорангии прикрепляются к центральной жилке листа длинными ножками. Сверху сорус покрыт защитным покрывальцем, по форме похожим на почку. При созревании спор происходит разрыв оболочки спорангия, и споры высыпаются наружу. В благоприятных условиях из споры вырастает заросток. Заросток представляет собой пластину сердцевидной формы зеленого цвета диаметром до 4 мм. Он прикрепляется к земле ризоидами. Бесполое размножение схоже с размножением хвощей и мхов. Укажите основные черты такого размножения (спорангии, споры, заросток). Половое размножение. На нижней стороне пластины заростка образуются мужские и женские органы: мужские антеридии, женские - архегонии. В них образуются половые клетки гаметы - сперматозоиды и яйцеклетки. При наличии воды сперматозоиды подплывают к яйцеклетке и один с ней сливается. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется зигота, а из нее - зародыш. В зародыше имеются зачатки органов будущего растения. В первое время оно питается за счет питательных веществ заростка. Из зародыша вырастает молодое растеньице папоротника с мелкими листьями.

Уровень образования: основное общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 7 класс Предмет(ы): Биология Цель урока: 1) Образовательная: изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников, формировать понятия об усложнении и развитии растений; 2) Развивающая: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения; продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ; 3) Воспитательная: Воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности, подвести детей к выводу, что не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а гораздо лучше заработать деньги честным трудом Тип урока: Комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия: "Многообразие живых организмов" - учебник биологии для 7 класса, автор Сонин Н.И. Используемая методическая литература: Кроссворд «Отделы: Моховидные, Плауновидные, Папоротниковидные» с ответами без ответов 1. Женские споры папоротников. 2. Детская присыпка. 3. Мелкий папоротник, который можно встретить в горах. 4. Многолетние травянистые с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем растения. 5. Подземный стебель хвоща. 6. Содержимое спорангия. 7. Небольшая пластинка, формирующаяся у папоротников при благоприятных условиях. 8. Высшие растения, которые имеют вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения. 9. Образования на нижней стороне листа у папоротников, в которых образуются споры. 10. Мелкие мужские споры. 11. Папоротник, у которого листья растут по одному, а корневище длинное. 12. Мелкий папоротник, приспосабливающийся к жизни в воде. 13. Процеhttp://slovari.yandex.ru/сс, происходящий в зелёных стеблях и ветвях у хвощей. 14. Форма папоротников, растущих в тропических лесах юго-восточной Азии 15. «Волчья лапа». 16. Папоротники, поселяющиеся на стволах и ветвях тропических деревьев. 17. Процесс, происходящий у папоротников только в присутствии воды. 18. Отдел растений потомками, которых являются псилофиты и представляют собой одну из наиболее древних групп древних растений. Кроссворд «Отдел Моховидные» с ответами без ответов 1. Залежи отмирающих частей растений. 2. Первые наземные растения. 3. Бесполое поколение, на котором формируются споры. 4. Водяной мох. 5. Высшие растение, которое имеет вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения. 6. Белый мох. 7. Процесс, вызываемый сфагновыми мхами в виду того, что они накапливают в листовых частях тела воду и разрастаются плотными дерновинами. 8. Мох, покрывающий стволы деревьев во влажных субтропических лесах. 9. Половые клетки. 10. Нитевидные выросты, состоящие из одной или нескольких клеток. 11. Половое поколение растений. 12. Места обитания мхов. 13. Мох, чьи коробочки разрастаются в виде ярких зонтиков. 14. Ткань, содержащая хлоропласты. 15. Печёночный мох. 16. Группа мхов, имеющая вегетативное тело в виде стелющегося таллома. 17. Процесс, происходящий при отсутствии кислорода в кислой среде, что препятствует гниению растений. россворд «Отдел Моховидные» с ответами без ответов 1. Залежи отмирающих частей растений. 2. Первые наземные растения. 3. Бесполое поколение, на котором формируются споры. 4. Водяной мох. 5. Высшие растение, которое имеет вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения. 6. Белый мох. 7. Процесс, вызываемый сфагновыми мхами в виду того, что они накапливают в листовых частях тела воду и разрастаются плотными дерновинами. 8. Мох, покрывающий стволы деревьев во влажных субтропических лесах. 9. Половые клетки. 10. Нитевидные выросты, состоящие из одной или нескольких клеток. 11. Половое поколение растений. 12. Места обитания мхов. 13. Мох, чьи коробочки разрастаются в виде ярких зонтиков. 14. Ткань, содержащая хлоропласты. 15. Печёночный мох. 16. Группа мхов, имеющая вегетативное тело в виде стелющегося таллома. 17. Процесс, происходящий при отсутствии кислорода в кислой среде, что препятствует гниению растений. Кроссворд «Отделы: Моховидные, Плауновидные, Папоротниковидные» с ответами без ответов 1. Женские споры папоротников. 2. Детская присыпка. 3. Мелкий папоротник, который можно встретить в горах. 4. Многолетние травянистые с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем растения. 5. Подземный стебель хвоща. 6. Содержимое спорангия. 7. Небольшая пластинка, формирующаяся у папоротников при благоприятных условиях. 8. Высшие растения, которые имеют вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения. 9. Образования на нижней стороне листа у папоротников, в которых образуются споры. 10. Мелкие мужские споры. 11. Папоротник, у которого листья растут по одному, а корневище длинное. 12. Мелкий папоротник, приспосабливающийся к жизни в воде. 13. Процеhttp://slovari.yandex.ru/сс, происходящий в зелёных стеблях и ветвях у хвощей. 14. Форма папоротников, растущих в тропических лесах юго-восточной Азии 15. «Волчья лапа». 16. Папоротники, поселяющиеся на стволах и ветвях тропических деревьев. 17. Процесс, происходящий у папоротников только в присутствии воды. 18. Отдел растений потомками, которых являются псилофиты и представляют собой одну из наиболее древних групп древних растений. Изучение нового материала Плауны - многолетние, споровые, вечнозеленые травянистые растения, ведущие свое происхождение как от моховидных так и от псилофитов. Учитель предлагает познакомиться со строением плаунов на примере гербарных образцов. Далее учитель обсуждает вместе с учениками особенности вегетативного размножения плаунов, а также бесполого и полового размножения. Половое размножение происходит только при наличии воды, в отличие от бесполого размножения. При изучении жизненного цикла плаунов следует отметить, что созревшие гаметофиты плаунов не отделены от спорофита, чем отличаются от мхов, и имеют преимущество в приспособлении к жизни на суше. Потом переходит к рассказу применения плаунов в жизни человека и их роли в биоценозе, рассказывает о причинах их сокращения (практически все плауны занесены в Красную книгу России). Дополнение. Плауны относятся к высшим споровым растениям. Имеют укороченные или длинные стебли, как правило ветвистые, стелющиеся или приподнимающиеся; листья (филлоиды) чешуевидные или шиловидные. Спорангии почковидные, расположены на верхней стороне спорофиллов. Выделяют 2 семейства: плауновые со спорангиями, обычно собранными в плотные колоски (стробилы), и баранцовые с дважды или четырежды дихотомически ветвящимися стеблями, с пазушными спорангиями, не собранными в плотные колоски. Семейство плауновых включает около 200 видов; семейство баранцовых - около 150 видов. Известно, что некоторые виды плауна содержат сильный парализующий яд, но эти растения использовали в народной медицине, в ветеринарии, а также как источник получения зеленой, синей и желтой красок. Их используют при лечении никотинизма, алкоголизма, глазных болезней. Следует только помнить, что неосторожное применение этих растений при самолечении может привести даже к смертельному для человека исходу. Споры некоторых видов плаунов богаты жирными маслами и раньше использовались в пиротехнике (при изготовлении взрывчатых веществ и для получения световых эффектов). Сейчас используют при фасонном литье (при соприкосновении с жидким металлом споры, покрывающие поверхность формы, вспыхивают и образовавшийся газ способствует получению гладкой поверхности детали). Использовались и используются споры в медицине в качестве порошка (ликоподия) для присыпки, для обсыпки пилюль. Затем по тому же плану учитель знакомит учащихся со строением хвощей, отметив также отличия весеннего и летнего побега хвоща. Дополнение. В настоящее время эта группа растений представлена одним родом хвощ (Equisetum), включающим около 30 видов, в России - 17 видов. Растут на болотах, лугах, лесах и по берегам водоемов. Стебли прямостоячие отходят от подземных корневищ; на стеблях и корневищах присутствуют четко выраженные узлы. На корневище от узлов отходят корни, а на надземном стебле - розетки мелких чешуевидных листьев. Зеленые стебли имеют сложную систему сосудистых тканей и выполняют функцию фотосинтеза. Стебли содержат кремнезем (раньше хвощ использовался как абразивный материал). Споры образуются на верхушке стебля в компактных стробилах; у некоторых видов для этого развивается особый спороносный стебель, лишенный хлорофилла. Споры прорастают в половые заростки. Размножаются в основном корневищами. Растение хорошо переносит засуху, лесные пожары. Закрепление изученного материала 1. Ответить на вопросы учебника на с. 60-61. 2. Начать заполнение сравнительной таблицы, указав в соответствующих графах по плаунам и хвощам наличие (есть, нет) органа или процесса: Домашнее задание 1. Составить схему жизненного цикла плаунов и хвощей. 2. Завершить заполнение раздела таблицы по плаунам и хвощам. 3. Составить список наиболее известных представителей плаунов (плаун сплюснутый, плаун булавовидный, плаун баранец) и хвощей (хвощ полевой, хвощ зимующий, хвощ лесной, хвощ болотный), а также схематично зарисовать данных представителей в тетради. УРОК 17 (9) ТЕМА: «Отдел Папоротниковидные» ЦЕЛИ УРОКА: изучение особенностей строения папоротников. Сравнительная характеристика споровых растений: плаунов, хвощей и папоротников. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, фотографии и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников. ПЛАН УРОКА: ХОД УРОКА Организационный момент НА ДОСКЕ: Число, месяц. Тема: «Отдел Папоротниковидные». Проверка усвоения материала прошлого урока Фронтальный опрос. 1. Кто является предком хвощей и плаунов? (Псилофиты.) 2. На какой тип почвы указывает растущий хвощ? (Кислую.) 3. Чьи споры используются для изготовления детской присыпки? (Споры плаунов.) 4. Какой химический элемент содержат хвощи? (Кремний.) 5. Какие побеги хвоща используются для рассеивания спор?(Весенние.) 6. Как располагаются на стебле листья плаунов? (Поочередно, супротивно или мутовчато.) 7. Что снижает возможность самооплодотворения у плаунов? (Спермии созревают раньше яйцеклеток.) 8. Какую форму имеет заросток хвоща? (Форму расчлененной пластины, похожей на заросток папоротника.) 9. Как используют хвощ в медицине? (Каклекарственное растение, например, мочегонное.) 10. В какой части растения происходит фотосинтез у хвощей? (В основном в разветвленном зеленом стебле.) Изучение нового материала Папоротники - процветающая группа растений, насчитывающая большое количество видов (более 10 тыс.) и ведущая свое происхождение от псилофитов. Учитель отмечает особенности внешнего строения папоротников (лист - вайя, молодые листочки свернуты в улитку). Знакомит с особенностями размножения папоротников и предлагает рассмотреть схему жизненного цикла на с. 63 учебника (отмечая преобладание фазы спорофита над гаметофитом). В заключение рассказывает о практическом значении папоротников и их роли в биоценозах. Дополнение. Папоротники относятся к отделу Высших растений. Для них характерно наличие корней и листьев, чередование поколений - бесполого (спорофита) и полового (гаметофита). Бесполое поколение преобладает. Спорофит папоротника - это травянистое или древовидное растение с крупными, многократно рассеченными листьями (молодые листья улиткообразно свернуты). Листья папоротника характеризуются дифференциацией верхней и нижней поверхности листовой пластинки. У большинства папоротников проводящая система представляет собой сифоностелу - проводящие ткани находятся вокруг паренхимной сердцевины. Многие папоротники не способны к вторичному росту стебля. Ксилема обычно состоит из трахеид, но у орляка и марсилеи есть также настоящие сосуды. Есть придаточные корни, которые, вероятно, произошли из видоизмененных подземных корневищеподобных органов риниофитов. Папоротники отличаются разнообразием форм, внутреннего строения и размеров. Листья их варьируют от многократноперисто-рассеченных до цельных, от гигантских - длиной 5- 6 м (мараттиевые и циатейные) и даже до 30 м (вьющиеся листья у представителей семейства Схизеевых), до крошечных листьев длиной всего 3-4 мм, образованных 1 слоем клеток (представители семейства Гименофилловых). Длина стебля изменяется от нескольких сантиметров до 20-25 м (представители рода Циатея). Они бывают подземными (корневища) и надземными, прямостоячими и вьющимися, простыми и ветвистыми. Чаще спорангии находятся на листьях; у некоторых листья дифференцированы на спороносные (спорофиллы) и вегетативные, зеленые (или же дифференцированы сегменты одного и того же листа, как, например, у чистоуста). У большинства видов спорангии расположены на нижней стороне листа, они относительно мелкие, с однослойной стенкой и образуют мало спор. Папоротники могут размножаться вегетативно - корневищами, а также с помощью выводковых почек, образующихся на листьях. Папоротники произрастают на всех континентах во влажных тропиках и субтропиках, являясь основными растениями влажных ущелий и горных лесов. В умеренном поясе они растут чаще всего в тенистых лесах и на болотах. Есть виды (ксерофиты), которые растут на скалах или на склонах между камнями. Другие виды растут в воде, а также в составе мангровой растительности. В тропиках много эпифитных форм. Древовидные папоротники главным образом произрастают в горах во влажных тропиках, а также в Чили, Новой Зеландии и Южной Африке. Некоторые новозеландские виды растут у ледника Франца-Иосифа на Южном острове и проникают даже на субантарктические Оклендские острова. Папоротники используют как декоративные растения, некоторые употребляют в пищу (листья малазийского вида кочедыжника, молодые побеги одного из видов орляка, молодые листовые почки и сердцевину некоторых древовидных папоротников). Корневища видов щитовника, многоножки и др. применяют в медицине (корневища щитовника мужского - как средство против ленточных глистов). Есть ядовитые виды. Закрепление изученного материала 1. Ответить на вопросы учебника на с. 66-67. Домашнее задание 1. Составить схему жизненного цикла папоротника. 2. Завершить заполнение сравнительной таблицы. 3. Составить список наиболее известных представителей папоротников (орляк, щитовник мужской, кочедыжник женский, страусник, голокучник Линнея) для записи в тетрадь и запоминания. УРОК 18 (10) ТЕМА: «Строение папоротника». Лабораторная работа ЦЕЛИ УРОКА: закрепление знаний о строении высших споровых растений. В соответствии с указаниями рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения папоротника и его органов: корневища, листа, спорангиев. ТИП УРОКА: закрепление знаний. ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради к учебнику, таблицы, рисунки, натурные объекты (образцы разных видов папоротников и их частей), необходимый инструментарий и оптика. ПЛАН УРОКА: ХОД УРОКА Организационный момент НА ДОСКЕ: Число, месяц. Тема: «Строение папоротника». Лабораторная работа. Лабораторная работа «Строение папоротника». Ход работы. 1. Рассмотреть и сравнить строение разных видов папоротников. 2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных частей. 3. Рассмотреть строение листа. 4. Найти мужские и женские экземпляры. 5. Рассмотреть и зарисовать спорангии и споры. 6. Подвести итог работе, выделив основные функции разных частей папоротника. Молодые листья папоротника спирально закручены и покрыты множеством сухих чешуек, которые защищают молодые листья от высыхания. Весной молодые листья начинают расти своей верхушкой. На нижней поверхности листьев папоротника появляются округлые возвышения кожицы, располагающиеся в два ряда вдоль средней жилки на каждой доле листа (начало бесполого размножения папоротника). Со временем эти уплотнения становятся бурыми, в них под тонкой пленкой находятся мельчайшие мешочки - спорангии, содержащие одноклеточные споры. В сухую погоду спорангии лопаются, и споры высвобождаются. Во влажной почве споры прорастают и дают тончайшую трубочку, которая разрастается в зеленую многоклеточную пластинку - заросток. Заросток - это уже половое поколение папоротника. При увеличении видно, что верхняя сторона заростка гладкая, а нижняя - покрыта тончайшими волосками, помогающими ему прикрепляться к влажной поверхности почвы. Между волосками находятся полые бугорки, где находятся сперматозоиды. Около сердцевидной выемки заростка находятся удлиненные возвышения с канальцами, идущими внутрь. На дне каждого бугорка находится яйцеклетка - женская половая клетка. Домашнее задание. Ответить на вопросы на с. 60 учебника. УРОК 19 (11) ТЕМА: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа ЦЕЛИ УРОКА: выявить уровень знаний учащихся о высших споровых растениях, предложив выполнить тестовые задания. ТИП УРОКА: закрепление знаний. ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, гербарный материал. ПЛАН УРОКА: ХОД УРОКА Организационный момент НА ДОСКЕ: Число, месяц. Тема: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа. Проверочная работа Напомнить учащимся о порядке выполнения тестовых заданий и предложить классу приступить к работе. Правильные ответы выделены курсивом. Тестовые задания. 1. Где происходит оплодотворение у споровых? А. В воздухе Б. В воде В. В почве Г. В клетке растения 2. Как называются первые наземные растения? А. Маршанция Б. Родобриум В.Псилофит Г. Сфагнум 3. Тело мхов подразделяется на: А. Стебли и листья Б. Листья и корни В. Стебли и корни Г. Стебли, листья, корни 4. Плауны это: A. Однолетние растения с ризоидами Б. Многолетние растения с крупными листьями B. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями Г. Многолетние растения с ризоидами 5. Хвощи имеют: А. Ризоиды Б. Луковицу В. Ползучий стебель Г. Корневище 6. Заросток папоротника это: А. Спорофит Б. Гаметофит В. Маленькое растение папоротника Г. Разворачивающиеся листья папоротника 7. В жизненном цикле папоротников преобладает: А. Спорофит Б. Гаметофит В. Обе формы развиваются одновременно (параллельно) Г. Обе формы развиваются последовательно - то гаметофит, то спорофит 8. Вайи это: А. Побеги плауна Б. Листья папоротника В. Листья мха Г. Побеги хвоща 9. Весенние побеги хвоща: А. Зеленые, ветвистые без спорангиев Б. Бурые тонкие гаметофиты В. Зеленые гаметофиты Г. Бурые со спороносными колосками 10. Хвощ - показатель того, что почва: А. Кислая Б. Щелочная В. Нейтральная Г. Не является показателем Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы: 1. Составить цепь питания для сфагнового болота. 2. Составьте схему размножения папоротников. 3. Найдите черты сходства и различия в развитии мхов и папоротников. 4. Приведите доказательства того, что хвощи относятся к высшим растениям. Домашнее задание Повторить систему Царства растений. Повторить основные признаки высших и низших растений. Вид. Его критерии и структура. Цели обучения: Сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях. Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином. Определить понятие о популяции, как о структурной единице вида. Цели развития: Сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. Цели воспитания: Выработать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости учения критерий вида. Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности. Методы: частично-поисковые, проблемный, выполнение лабораторной работы: «Изучение морфологических особенностей растений», сообщения обучающихся. Средства обучения: гербарные растения местных видов (комнатные растения) - трёх видов для проведения лабораторной работы, рисунки, фотографии растений и животных редких и исчезающих видов, занесённых в Красную книгу России, Ростовской области, компьютерная презентация. Этапы урока I. Организационный момент Проверка готовности класса к уроку. II. Актуализация знаний Классу задаются вопросы, которые лучше написать на доске: 1. Что понимают под эволюцией органического мира? 2. Назвать фамилию и годы жизни учёного - автора эволюционной теории. 3. Заполнить схему: «Движущие силы эволюции» 4. Почему взгляды Ламарка называют эволюционной гипотезой, а учение Дарвина - эволюционной теорией? 5. Что Ч. Дарвин назвал материалом для эволюции? 6. Какой вид изменчивости играет важную роль в эволюции? 7. Назовите формы естественного отбора. Приведите примеры. 8. Каков механизм стабилизирующей формы отбора? 9. Известно, что через некоторое время после применения хлорофоса появляются формы колорадского жука устойчивые к этому ядохимикату. Объясните это с позиций теории естественного отбора. Проблемный вопрос: Могут ли существовать виды на Земле? Назвать знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом, школой. В указанном списке животных подсчитать количество особей, видов и родов. 1. Лисица обыкновенная. 2. Заяц - беляк. 3. Медведь белый. 4. Ласточка городская. 5. Ёж обыкновенный. 6. Черно-бурая лисица. 7. Медведь бурый. 8. Ласточка береговая. 9. Заяц - русак. 10. Ёж ушастый. (Особей - 10, видов - 9, родов - 5) Вопрос: Можно ли отнести зайца-беляка и зайца-русака к одному виду или к двум разным видам. Правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк - это заяц- русак зимой. (Приложение 1) Вывод: 1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид (существительное) а затем видовое название (прилагательное). 2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др. 3. Сходные виды объединяются в один род. 4. Вид - это основная категория биологической классификации. III. Изучение нового материала Хотя эволюция протекает как единый процесс, обычно выделяют два уровня: микроэволюция и макроэволюция. Микроэволюция - процессы, протекающие на уровне популяции и вида. Макроэволюция - процессы, протекающие на уровне выше видового. Сегодня нам известно, что разнообразие видов, существующих в природе огромно, их число оценивается в несколько миллионов. Как это всё начиналось мы сейчас с вами познакомимся, рассмотрев историю развития взглядов на вид в биологии. (Приложение 2, слайды 1-7) Вопрос учащимся: Сравните определение вида с тем, что даётся в вашем учебнике и в доп. лит- ре Поясним понятия, которые встречаются в определении вида: Ареал - область распространения данного вида или популяции в природе. Популяция - совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию - ареал. Генофонд - совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции. Работа в парах: Выступление заранее подготовленных учащихся с краткими сообщениями о признаках появления каждого критерия вида. Самостоятельное усвоение обучающимися новых знаний: каждая пара получает карточку с планом характеристики критерия. (Приложение 2, слайды 8-22. Дополнительный материал по критериям вида см. Приложение 3) 1. Общая характеристика критериев вида. 2. Объяснение с использованием примеров из жизни растений и животных. 3. Выводы: 1) Видовые критерии, по которым отличается один вид от другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие их в природе. 2) Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным. 3) К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся: а) различия ареалов, мест обитания, отсюда невозможность встречи; б) разные сроки размножения; в) различия в строении половых органов; г) нежизнеспособность или стерильность гибридов; д) разные ритуалы «ухаживания» в период размножения. 4) Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе. Вспомните, о чем говорилось в тексте «Заяц-беляк и заяц-русак». Какие критерии вида использованы при описании зайцев? IV. Начальное закрепление и текущее повторение материала Задачи. (Приложение 2, слайды 22-26) Выполнение лабораторной работы. (Приложение 4) Проверь себя. (Приложение 5) Заяц-беляк и заяц-русак Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до Северной Кореи. Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. Русак обитает на территории Европейской России от Карелии и юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала. Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. А на юге он вовсе не меняет окраски. Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. У беляка лапы широкие, с густым опушением - чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. А у русака папы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром». Длина тела беляка — 45-75 см, масса — 2,5-5,5 кг. Уши короче, чем у русака. Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг. Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в Год. У зайцевбеляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков — обычно всего один или два зайчонка. Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...