Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Проективное мышление. Как развивать проектное мышление

Основы проектного мышления:

От проблемы - к идее проекта.

От проектной идеи – к реализации

Введение

Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ работы уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Это означает, что мы все чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность. Результатом такой работы становится появление уникальных и принципиально новых продуктов или услуг. При этом нам приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченных ресурсов.

Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!

В лекционной части курса будут изложены основы современных подходов к разработке и реализации проектов. Главная задача состоит в том, чтобы научиться:

Находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать,

Оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи,

Составлять четко структурированный план проекта,

Разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта,

Организовывать достойную презентацию проекта,

Разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта,

Вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта,

Готовить рабочую проектную документацию.

Формирование проектной идеи

Понятие проекта

Проект, как правило, осуществляется на основе ограниченности ресурсов и предполагает целенаправленное непрерывное улучшение всех его элементов в…

Этапы формирования и реализации проекта

Инициация – определение проблемного поля и формулирование идеи проекта

Планирование – распределение (наложение) содержания и бюджета проекта на время

Исполнение – реализация плана – собственно управление проектом на основе систематического мониторинга и контроля

Завершение – оформление результатов, передача продукта проекта заказчику, завершение взаиморасчетов, роспуск команды проекта

Инициация проекта

Источником проектной деятельности является проблема или потребность. И то и другое имеет три возможных происхождения: 1. Дефицит или избыток чего-либо

Техники формулировки проектной идеи

Мозговой штурм, как самый доступный прием выработки идеи проекта

Для составления перечня проблем, генерации идей по их разрешению при разработке проектов широко используются различные варианты мозгового штурма. Общим для всех вариантов этого метода является разделение фазы генерации идей и фазы их анализа.

Правила проведения мозгового штурма

1. «Что будем штурмовать?» Постановка вопроса. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна… 2. «Запрет на критику и ограничения!»

Варианты сценариев мозгового штурма

Стратегия Диснея

Сначала участники становятся Мечтателями – демонстрируют безудержный полет фантазии, называя все то, что приходит на ум в связи с темой обсуждения.… Когда поток фантазий Мечтателей иссяк, все перевоплощаются в Критиков. В этой… На следующем этапе участники мозгового штурма в роле Прагматиков(Реалистов) выделяют из полученного материала то, что…

Синектика

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её… 1) При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее… 2) Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую…

Ключевые параметры проекта

Первичная оценка проекта: трудно оценивать то, что не имеет четких параметров. Ни один проект не может быть ни сформулирован, ни реализован, если он не имеет точных значений – ключевых параметров.

Ключевые параметры проекта:

Бюджет – совокупная стоимость всех ресурсов проекта

Время – срок, в течение которого должен быть достигнут результат, или дата, к которой должен быть изготовлен и передан Заказчику продукт.

Сбалансированность ключевых параметров

Ключевые параметры должны быть сообразны цели проекта и пропорциональны друг другу. Идеальная конструкция – равносторонний треугольник. После достижения равновесия в этом треугольнике изменение на любой из его сторон для поддержания баланса требует модификаций на другой (двух других) сторонах и/или на изначально измененной стороне.

Матрица компромиссов

Она отражает достигнутое на ранних этапах проекта соглашение между проектной группой и Заказчиком о выборе приоритетов в возможных в будущем… Матрица компромиссов помогает обозначить проектное ограничение, воздействие на… Принципиально важно наличие у проектной группы и Заказчика единого, однозначного взгляда на матрицу компромиссов…

Работаем самостоятельно

Формулируем ключевые параметры проекта:

Время

Бюджет

Матрица компромиссов:

SMART-цель

Для оценки проектной идеи и степени ее проработанности используют так называемый SMART-тест . В основе лежит аббревиатура, состоящая из первых букв терминов на английском языке:

1. Конкретность (specific), точность, актуальность и однозначность определения предмета.

2. Измеримость (measurable), - идея проекта должна содержать цифровые значения того, что мы хотим получить, поддающиеся (подлежащие) исчислению и / или измерению в установленных единицах, по установленным критериям. Значения могут быть абсолютные или относительные, в обязательном порядке предполагающие возможность объективной оценки.

3. Достижимость (achievable), - предполагаемый результат может быть достигнут с высокой степенью вероятностью в заданные сроки на основании имеющейся ресурсной базы.

Важно! Лица, привлекаемые к реализации проекта (команда проекта) имеют соответствующие знания, навыки и опыт.

4. Выгодность (rewarding), - реализация предлагаемого проекта предполагает получение положительного эффекта (благ), удовлетворяющие принципиальные потребности целевой аудитории (Заказчика) или решающие соответствующую проблему. Общий положительный эффект существенно превосходит возможные издержки, оправдывает «возможные риски» и по значению и вероятности достижения существенно превосходит возможные угрозы.

5. Временные рамки (time bound) – сроки, определенные для реализации проекта а) позволяют достичь намеченного результата, б) не превышают критических значений для решения конкретной проблемы, удовлетворения конкретной потребности.


Работаем самостоятельно:

Проверяем идею проекта на основе SMART-теста:

Конкретность
Измеримость (!)
Достижимость (!)
Выгодность
Временные рамки (!)

SMART-цель проекта:

SWOT-анализ

Внутренние факторы Внешние факторы Сильные стороны Возможности … Примечание:

Проведение SWOT-анализа позволяет оценить жизнеспособность проекта.

Такого рода анализ позволяет породить новые интересные идеи по доработке проекта, лучше продумать стратегию его реализации. Внутренние факторы Внешние факторы Сильные…

Угрозы и риски в проекте

Все, что в рамках проекта мы вынуждены оценивать как: «предположительно»,…

Виды рисков

Риски бывают управляемые и неуправляемые, явные и неявные, а также риски, имеющие характер обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажоры). Риски выявляются либо по симптомам – обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о характере и вероятности…

Ключевым параметром оценки рисков является фактор времени, т.е. как быстро… Второй параметр (важно) определяет значимость негативных последствий данного риска для всей системы (в нашем случае,…

Оценка рисков. Матрица Эйзенхауэра

Оценка рисков. Матрица Эйзенхауэра

Понижение уровня риска (угрозы) возможно лишь на основе целенаправленного…

Разработка предварительного описания содержания проекта

Описание содержания проекта представляет собой формулировку проекта – что необходимо сделать.

  • Цели проекта и продукта
  • Требования к продукту или услуге и их характеристики
  • Критерии приемки продукта
  • Границы проекта
  • Требования и результаты поставки проекта
  • Ограничения проекта
  • Допущения проекта
  • Первоначальная организация проекта
  • Первоначально сформулированные риски
  • Контрольные события расписания (план по вехам)
  • Первоначальная иерархическая структура работ (ИСР)
  • Смета расходов с указанием порядка величин
  • Требования к управлению конфигурацией проекта
  • Требования к одобрению

План по вехам

Веха проекта характеризуется завершением и утверждением одного или нескольких промежуточных результатов. Прохождение вех подразумевает сдачу промежуточных результатов и переход от… Спонсор, заказчик и другие участники проекта часто жестко привязывают вехи проекта к определенным датам, вследствие…

Основы планирования и проектирования при оформлении проекта

Иерархическая структура работ

Иерархическая структура работ (ИСР) - это ориентированный на результат способ группировки частей проекта, позволяющий упорядочить и определить… ИСР используется для структурированного разделения продукта проекта и работ… Порядок разработки ИСР:

Разработка матрицы ответственности проекта

Выполните три шага для разработки матрицы ответственности: 1 шаг: Перечислите основные результаты проекта/важные решения в строках… 2 шаг: Перечислите участников/группы участников проекта в столбцах матрицы.

Сетевой план-график. Календарный план-график

Сетевой план-график отображает хронологическую последовательность выполнения операций. Операции могут выполняться как последовательно, так и… Выстраиваем цепочки операций:

Составление бюджета проекта

1. Оплата труда (заработная плата штатных и внештатных сотрудников): …

Непрямые расходы;

6. Имеющиеся средства, имеющиеся ресурсы (в т.ч. добровольный труд).

В случае наличия некоторого / полного средств, ресурсов на реализацию проекта, бюджет может быть составлен в двух вариантах: 1) стоимость реализации проекта с учетом имеющихся средств (фактическая реализация); 2) стоимость реализации проекта без учета указанных средств, либо с показанной разницей стоимости (полная стоимость проекта).

Бюджет, также как и допустимые от него отклонения, форма и сроки отчетности, порядок внесения поправок, оговариваются, и должны быть утверждены Спонсором / Заказчиком.

Результат: определена стоимость реализации проекта. Бюджет утвержден Спонсором / Заказчиком.

Задание: Составьте бюджет проекта.

Презентация

Презентация – важнейшая часть проекта, нацеленная на заведомо определенный эффект от аудитории, как правило, принятие решения о финансировании… Этапы работы над презентацией: 1) Определение целевой аудитории. Определение точки зрения аудитории.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Как развивать проектное мышление

Несмотря на то, что современная российская школа практически перешла на ФГОС, довольно часто встречаются такие случаи, когда старшеклассник за время обучения в школе не выполнял ни одного проекта, если не считать поделки из природного материала в начальной школе и коллаж для урока английского языка. У большинства ребят есть понимание того, что проект - это некий продукт, но как к нему прийти, как правильно его спланировать и выполнить - об этом известно далеко не многим. Происходит это потому, что учителя не ведут системной работы по развитию проектного мышления. Вы можете не согласиться со мной и выдавать аргументы вида:

  • мы работаем с одарёнными детьми, участвуем в научно-практических конференциях;
  • мы изменили один модуль в рабочей программе по предмету так, чтобы он уложился в проект;
  • мы задаём творческие домашние задания, которые направлены на развитие проектного мышления и создание продукта;
  • ещё что-то, можете продолжить в комментариях.

Например, совсем недавно мои 9-классники погрузились в проект под названием “Шкала электромагнитных волн”. И я поняла, что к окончанию основной школы они многого не умеют. А именно:

  • не умеют видеть общую концепцию проекта, не конкретизируют цель;
  • не умеют структурировать проект, видеть логику в нём, взаимосвязь этапов;
  • не всегда самостоятельны, инициативны; весьма часто просто ждут от взрослых конкретизации задач;
  • не умеют укладываться в обозначенные сроки работы;
  • с трудом распределяют внутри команды функции;
  • недостаточно хорошо коммуницируют друг с другом.

Конечно, некоторые умения у ребят сформированы:

  • они неплохо презентуют работу;
  • хорошо могут подкрепить практику теорией, подобрать необходимую информацию и структурировать её;
  • могут использовать для работы в проекте знания по другим предметам и привлекать их в нужный момент (иногда это оказывается весьма полезно, неожиданно и эффектно).

Однако в большинстве своём сегодня проекты в школе - это единичные разрозненные активности, которые существуют пока в виде отдельных пазлов как в голове учителя, так и в голове ученика. Да, эти активности хороши как самостоятельные звенья в развитии проектного мышления, однако, следует задуматься над тем, каким образом необходимо изменить общую канву обучения, чтобы всё, что мы делаем или пытаемся делать в плане проектов, логично встроилось в эту канву.

Дело в том, что проектное мышление обладает своими особенностями, развивать которые мы можем (равно - должны) последовательно от занятия к занятию. И только планомерная, системная работа приведёт к синергетическому результату. Предлагаю порассуждать, что это за особенности проектного мышления, и как можно работать с упором на них.

Особенность 1. Открытость новому

Проектировщик должен быть открыт новому - как освоению новых видов действий, так и принятию новой информации. Получается, что чем чаще мы используем на занятиях различные приёмы работы, тем лучше. Вы меняете расстановку парт в классе, переформировываете рабочие группы, предлагаете сначала работать с использованием гаджетов,а затем вообще без них - всё это, несомненно, будет располагать к тому, чтобы дети психологически привыкли к изменениям и новшествам. Они станут понимать, что учебные ситуации могут иметь совершенно разнообразный формат. Тогда “свалившийся” однажды на их бедные головы проект будет воспринят как очередная учебная ситуация, а не как что-то из ряда вон выходящее и противоречащее процессу познания и обучения. Итак, следует раздвинуть “шоры” стандартного урока и разнообразить подходы.

Особенность 2. Возможность управлять обстоятельствами

При проектировании важно проявить самостоятельность, сделать своевременный и правильный выбор. На любом уроке можно предложить ребятам выбирать способы и методы работы. Если это стандартная лабораторная по физике, разрешите детям выбрать из предложенного оборудования подходящий динамометр или мензурку. Пусть они аргументируют, на чём обоснован выбор: они определяли, какой прибор наиболее точный или смотрели на предел измерений. Если это обыкновенное сочинение, пусть разнообразят его фотографиями или видеорядом, разместят в соцсети, а может быть, они опишут его в стихотворной форме.
Ребятам иногда полезно бывать в позиции учителя: принимать зачёт, проверять тетради, работать с младшими товарищами, отвечать за какую-либо часть урока-семинара и пр. Ведь всё это учит организовывать и самоорганизовываться одновременно. Для развития умения планировать и управлять процессами можно использовать приёмы eduScrum, где работа разбивается на отдельные задачи и происходит спринтами.

Особенность 3. Умение смотреть в будущее

Осязание результата - важная составляющая проектирования. Необходимо помогать ребятам видеть целостные блоки учебного материала, который они осваивают. И совсем неважно, в проектной форме будет происходить освоение или нет. Покажите на вводном уроке, чем должна будет завершиться тема, какие результаты будут достигнуты, проанализируйте вместе с детьми учебную программу, выделите сразу же наиболее узкие и сложные места. Некоторые педагоги проводят так называемые постановочные уроки, погружающие в предметный модуль, где можно вместе с детьми построить MindMap по теме, составить тезаурус, провести мозговой штурм, сделать входное опережающее тестирование и т.д. Тем самым ученик осуществляет связку между настоящим и будущим, благодаря которой более осознанно будет двигаться вперёд.

Особенность 4. Способность воспринимать явления и процессы в необычных сочетаниях

Это тот самый момент, где проектное мышление пересекается с творческим и критическим. Разрешите детям выдвигать гипотезы, фантазировать, делать предположения о том, как может развиваться сюжет рассказа или исторического события. Сделайте акцент на том, что не бывает неправильных мнений. Недавно на одном своём уроке я предложила ребятам описать работу крутильных весов - тех самых, при помощи которых открыт закон Кулона. Примечательно, что некоторые из детей сразу же обратились к учебнику, а некоторые начали креативить, предполагать, описывать работу прибора, опираясь только на его изображение. В завершении такого приёма важно, чтобы дети сами определили, какие из высказанных предположений правдоподобны, а какие нет.
Ещё один замечательный приём для развития таких способностей заключается в поиске различных способов применения привычных нам вещей (например, канцелярской скрепки, консервной банки). Такое задание можно дать ребятам перед стартом любого образовательного события, чтобы мозг совершил своеобразную разминку.

Особенность 5. Грамотное использование шаблонов и алгоритмов

Алгоритм решения квадратного уравнения можно просто выучить, а можно:

  • попробовать вывести самому, решив ряд уравнений методом подбора;
  • протестировать его работу, используя компьютерную программу;
  • сравнить разные алгоритмы и выбрать, какой из них лучше подходит для определённых случаев;
  • составить шпаргалку или плакат для кабинета математики по решению уравнений.

В любой практической или лабораторной работе можно лишь обозначить основные шаги, которые должны быть отражены: цель, приборы и материалы, теория работы, ход работы, таблица данных, расчёты, графическая зависимость, результат, вывод, анализ результата. Совершенно неправильно будет разрешить учащимся просто-напросто списать цель из учебника. Пусть они сформулируют её самостоятельно, исходя из контекста изучаемого материала и собственных потребностей. Более того, у каждого ребёнка цель может оказаться разной: один учится собирать электрические цепи, а другой учится работать с многопредельным прибором. А дальше они учат этому друг друга в процессе работы, самостоятельно определяя, какие материалы для этого использовать и какие шаги необходимы для достижения цели. Таким образом, обычная лабораторная превращается в целую проектную работу, а урок изучения алгоритма может стать исследовательским. То есть если вы предлагаете ребятам шаблоны, оставьте место для творчества, креатива, самовыражения, проявления собственных потребностей. Результат не заставит себя ждать.

В заключении хотелось бы спросить у коллег: насколько системно вы работаете в направлении развития проектного мышления? Какие приёмы используете и каковы практические результаты?

Фото в анонсе by on

Культура проектного мышления формируется с рождения. Любое целевое действие будет мотивировать человека, если имеет план, умения его организовать и контролировать этапы

Культура проектного мышления формируется с рождения. Любое целевое действие будет мотивировать человека, если имеет план, умения его организовать и контролировать этапы. В начале 19-го века взаимосвязь простых управленческих функций была сформулирована горным инженером Анри Файолем – последовательное исполнение любого действия при взаимосвязи простых управленческих функций «организация – планирование – контроль – мотив» будет достигать своей цели.

Это и ответ на вопросы почему вопреки (!!!) граждане России ещё живы и сохраняют жизненную способность своих предприятий при уничтожении культуры проектного мышления:

Организации обучения Министерством образования и науки (исключение из образования основ проектного мышления взаимосвязь «знания-умения-навык» и др.), но граждане России ещё живы и способны воспроизводить свою жизнь, здоровье своих детей и семьи.

В спорте остались ещё успехи, хотя преподаватели физкультуры и тренеры не умеют применять простые управленческие функции при обучении даже простых физических упражнений. Хотя есть рост погибших детей на занятиях физкультуры. О. Васильева сообщила что в 2016 году на занятиях физкультуры умерло 211 школьников. Без мотива даже самая вкусная пмща может превратиться в яд;

В деятельности чиновников исчезла обратная связь и различие в управлении по функциям – как улучшить планирование, как организацию процессов сделать эффективнее, как контроль этапов позволит оптимизировать результативность работы. Интересный факт! Культура проектного мышления осталась в деятельности чиновников Тюменской, Мурманской области, как необходимое условие организовывать сезонность работ и организацию производства по вахтовым методам.

Если ваш ребёнок сходил в туалет и не прибрал за собой, то у него не сформирована культура проектного мышления. Иногда в здании офиса вас встречают деловые, успешные и улыбающиеся люди, но если в туалетных комнатах они ведут себя неряшливо, то после того как за вами закроется дверь, они начинают общаться между собой на каком –то ином слэнге, может и криминальном. Двойную мораль, двойные стандарты у организаций, факты безответственности и аморальности у людей - есть следствие отсутствия культуры проектного мышления.

Проектное мышление формируется на основе тождества планов, их исполнения в деятельности, а затем в организации процессов оптимизации достижения блага в различных обстоятельствах. Притом, коррекция необходима на каждом этапе, с учетом отслеживания обратной связи. Ничего нового, это всем известная взаимосвязь «знания - умения- навык», которая в дидактики является основой обучения проектного мышления. Но лет двадцать назад, эту взаимосвязь в Министерстве образования объявили преусловутой и выбросили из процесса обучения во всех школах и ВУЗах России.

В начале 20-го века Анри Файоль предложил взаимосвязь элементарных управленческих функций «организация - планирование – контроль» с наличием обратной связи и мотивации. Но без основ проектного мышления в книгах по менеджменту они представлены как пример взаимосвязи простейших функций, которые можно даже увеличить до 4-х, 6-ти, 9-ти и т. д.

Мне повезло, я получил «заточку» культуры проектного мышления на военном заводе, работая инженер конструктором. Наличие стандартов, микрофильмирование определяло строгие требования в выполнении обязанностей и формировало проектное мышление:

Этап составления проектов нестандартного оборудования требовал не только инженерных знаний, но и особенности составления проектов в соответствии с различными стандартами. Проекты составлялись и обсуждались коллективно, тем не менее, иногда готовый проект браковался и люди прорабатывали новую концепцию. И вот утверждённый проект готов к реализации.

Этап деятельности, воплощение проекта в материале. Если вы курируете изготовление, то должны забыть все основания жизнеспособности проекта. Цеха изготовители имеют свои технологии и определённый уровень квалификации персонала, которые ты должен знать и с уважением к ним относиться. В процессе изготовления и сборки обязательно возникают коррекции проекта. Так работают в связке НИИ и опытные заводы.

Этап внедрения в имеющиеся обстоятельства. Здесь вы также должны забыть все технологии уже на уровне создания проекта и его изготовления, потому что на этом этапе твоё оборудование органично должно войти в имеющийся техпроцесс и принести с собой дополнительное благо: облегчение труда, повышение производительности труда, уменьшение вредности и многое другое. Люди, которые работают на этом участке, должны принять его и с удовольствием его использовать. В течении полугода иногда приходится устранять некоторые шороховатости.

Когда появилось проектное мышление?

Оно всегда участвовало в становлении человеческой цивилизации. Но впервые его приоритетная важность была утверждена примерно в 8- ом веке до н. э. в соревновании двух поэтов Древней Греции Гомера и Гесиода. Интересный факт, все присутствующие требовали признать победителем Гомера, но царь Панед отдал венок Гесиоду, объявив, что по праву тот человек, который призывает к миру и земледелию, должен получить приз, чем тот, который жил на войне и убивал.

В то время это была официальная идеология Древней Греции, которая несколько веков жила в условиях, которые историки называют Золотым Веком человеческой цивилизации. Эта вершины достижений культуры, развития всех видов искусства, которыми мы до сих пор восхищаемся. В истории человеческой цивилизации этот опыт на планете Земля, так и остался единственным!

Но этот опыт забыли, так как руководители, стараясь завоевать симпатии своего народа во всех странах, на протяжении тысячелетий, шли на поводу простых стремлений граждан – получить желаемый результат как можно быстрее. Самый простой способ завоевать и поделить добычу. Поэтому руководители всех рангов обычно не скупятся на обещания, призывают к единству через факты единомыслия и подражания в манере поведения, одежде и даже в еде. Как оказалось, такие способы облегчают обнаружение противников и несогласных.

Через несколько веков после этого соревнования, древнегреческий философ Сократ, впервые дал представление о проектном мышлении в своей майевтике, как взаимосвязи «слова – значения – смысла». Обратите внимание, что она коррелирует со взаимодействием «знание-умение-навык». Майевтика позволяла ему делать странные и непонятные умозаключения. Например, суждение, что «ночной горшок может быть и произведением искусства», не возмущало граждан, но слова, что «преступник тоже полезен обществу» шокировало правящую элиту Афин.

Как такое возможно в проектном мышлении и какой в этом смысл и благо для людей?

Первый этап. Чтобы составить представление о преступнике, необходимо не только собрать все признаки преступлений, но и описать способы совершения преступлений.

Второй этап. Для того чтобы создать службу по профилактике и пресечению преступления необходимо забыть о преступлениях и воссоздать деятельность организации, которая сможет воспроизвести в своей организационной структуре нормы, ценности существующего общества.

Третий этап. Забыть первое и второе для возможности создания технологий работы по пресечению преступлений, их профилактике и возвращению оступившихся граждан к жизни добропорядочного гражданина.

Сократ сам отмечал, что мудрость в решении практических поступков отступает на второй план, забывается и даже подвергается осмеянию. Более подробнее о Сократе в Пособии о проектом мышлении «Базовая этика».

Борьбу с преступностью во все странах организовывали хирургическими мерами – поймали, наказали, изолировали на время. Чтобы поймать необходимо иметь доносчиков среди преступников, которые «наполовину» становились защитниками общества. Показательна история Ваньки Каина (Ивана Осипова) в середине 18 века в Москве. Авторитетный вор прошел путь от доносчика до руководителя службы по борьбе с преступностью. В итоге преступность в Москве не уменьшилась а стала более изощрённей – преступников не сжали, а отпускали за выкуп, появился рэкет, похищали состоятельных людей и пр. За что Иван Осипов получил в народе прозвище Ванька Каин.

Примерно такая же истории происходили а других столицах Европы, при формировании полицейских ведомств. Не изменились эти формы работы и сейчас. Например, для борьбы с коррупцией создано огромное количество комитетов по борьбе с этим злом. Среди их руководителей уже арестовали несколько «Каинов». Ориентирование ведомств по борьбе с преступность только на первый этап породило явление личностной и профессиональной деформации сотрудников полиции – во всех странах полицейские воспринимают каждого гражданина как потенциального преступника, а в служебном общении используют слэнг и отношения преступного мира. Эта субкультура через СМИ, фильмы, песни о преступной романтике стала насаждаться и в обществе и формировать криминальные отношения даже в обыденных отношениях между людьми.

Предупреждает об этих последствиях и древнейшая легенда «Убить дракона», когда Герой победивший дракона, был назначен Правителем и принёс своему народу ещё большее бед, чем дракон.

Поиски и разработка основ проектного мышления.

О том что источником нравственности и основ развития цивилизации является народ писали и говорил многие. В России о бережном отношении к народу писали М. В Ломоносов, К. Д. Ушинский, который в одной из своих сказок так и пишет «Не плюй в колодец – пригодиться напиться».

Наиболее полное теоретическое обоснование необходимости проектного мышления было разработано Гегелем. Его основы моделировались через всеобщность взаимосвязи: «тезис – антитезис --синтез». По содержанию они коррелируют с взаимосвязью «существительное – прилагательное – глагол». То есть, любой смысл появляется только в том случае, когда его можем «сделать». За открытие этих закономерностей с Гегелем обошлись ещё хуже как с Сократом – вот уже триста лет его пытаются предать забвению, даже через преследование его последователей. Как это было в СССР и сегодняшней России. Почему?

Так получалось, что руководителями стран чаще всего становились люди со средними способностями и глуповатые. Сформировать проект через взаимосвязь «знания-умения-навык» они не способны, но выделять отдельно в «знаниях», «умениях», «навыках» положительные и отрицательны они могут. Поэтому никто уже и не удивляется, когда для принятия очередного управленческого решения, даже руководитель какого-нибудь государства, перечисляет отрицательные моменты, как доказательство, что он здравомыслящий, а затем перечислением положительных признаков, обосновывает правильность принимаемого решения.

Поэтому нет удивительного в том, когда достижения проектного мышления предаются забвению. Так это случилось с опытом А. С. Макаренко. Во всём мире рецидив среди несовершеннолетних преступников составляет больше 60%, а среди бывших беспризорников, детей с сильной степень заражённостью криминальными отношениями не больше 3%. Как это возможно? У этих подростков, часто даже не было положительного социального опыта, на который могут опираться воспитатели. Такова волшебная сила проектного мышления.

Антон Семёнович Говорил: «Производство наш главный учитель», то есть, все отношения формирующие профессионализм подростков, выполнялись на уровне планов, деятельности, обстоятельств без разделения на бытовые, служебные, производственные и прочее. Независимо от сферы жизни, все решения принимались коллегиально воспитанниками, которым подчинялся сам А. С. Макаренко и все сотрудники – законы проектного мышления объединили всех и не допускали двойных стандартов, особых отношений.

Элементы проектного мышления были и в инициативах бригадного подряда Н. А.Злобина, "коллективного подряда" И. И Травкина. Но организаторы увидели только внешние эффекты от этих опытов работы и не обратили внимание на то, что люди в них изменились.

В командировках по Тюменской области меня изумляло поведение граждан при переходе улиц на светофор и поведении в общественном транспорте. Жители Тюмени, Сургута не суетились на переходах улиц, они спокойно ждали зеленого света светофора, а на остановках транспорта привычно становились в очередь, пропуская вперёд пожилых и родителей с детьми. Это молодые города и в них большинство приезжих. Почему у них нет двойной морали, двойных стандартов. Следовательно, Оказывается руководство Тюменской области уже давно применяет проектное мышление – Золотой Век Человечества возможен и в России.

Как наука разрабатывает проектное мышление.

Наука во всем мире стала обслуживать кабинеты. Поэтому взаимосвязь «гносеологии- аксиологии – онтологии» в философии рассматривают отдельно, без учёта взаимосвязи. Таким образом, философия стала существовать для философов, а на практике стал торжествовать плюрализм мнений – каждый имеет право на своё мнение, истинность которого зависит от признания большинством.

В проектном мышлении понятие компетентность раскрывается, как право исполнять профессиональную работу. Замена его на «компетенции» позволило устранить возможности существования проектного мышления.

В РАН и ФАНО России имеют ежегодные планы по открытию фундаментальных гнаук, преодолению межнаучных и междисциплинарных границ. Интуитивно они понимают, чем больше говорить о границах, тем глубже будет пропасть между ними. Но таков порядок организации всех министерств России. Поэтому, как и все, вынуждены под липовые проекты получать бюджетные деньги.

Вот такая история с применением проектного мышления. Притом, как вы убедитесь, читая Базовую этику, мало знать технологию проектной деятельности, необходимо познать и вид деятельности, как проект. Таково содержание 7 параграфа Пособия по проектному мышления «Базовая этика», которую можно скачать по адресу http://philosophystorm.org/proektnoe-myshlenie-0

Этот текст, решил поместить в основной материал.

Beria пишет: "Но мания величия очевидна. Великолепное трио - Сократ, Гегель и Мигашкин. Ильф и Петров васисуалия лоханкина писали вот с таких))"

Советские классики Асмус, Лосский, Нарский и др. не считали Сократа за философа. Для них он был мастер диалога. Некоторые же, приводили в пример какое-то высказывание Сократа, а потом просто стебались над ним. Тоже самое было с философией Гегеля, её растащили на отдельные направления и критиковали. Традиции эти сохранились в России и мире до наших дней.

Если ранний К. Маркс пытался понять Гегеля в начале, то потом остановился на раскручивании «обрезанных» алгоритмов. Технология Гегеля «тезис –антитезис – синтез» исчезла, заменив модификациями. типа «товар –деньги - товар». Так родилась лживая концепция о путях развития социализма, которой мечтало человечество. Гуманистические основания в капитализме исключались.

Лозунги сначала поделим собственность, а потом её коллективизируем уничтожили здоровую экономику России различными революциями и прорывными начинаниями. В 90-е годы эти же лозунги Разрушили государство СССР и стали причиной глубокого экономического кризиса.

Ленин говорил, что в мире Гегеля понимают человек 20-ть. В 80-е годы на философском факультете УрГУ профессор Любутин К. Н. говорил уже о четырех, среди которых назвал только Ильенкова Э. В. Поскольку гегельянцев не понимали и даже преследовали, то такая жизнь вынудила Эвальда Владимировича покончить свою жизнь.

В конце 90-х я узнал, что в Челябинск часто приезжает в свой филиал РАО, академик М. Бим-Бад, который докторскую защищал у Э. В. Ильенкова. После нескольких встреч он заинтересовался и взял работу стр. на двести. Откровенно говоря на помощь с его стороны я рассчитывал на процентов 10%, в остальном был уверен, что украдут.

Это мнение опиралось на существующую практику некоторых евреев заимствовать у других. Даже Эйнштейн был грешен, когда украл идею у Резерфорда. Немецкому физику нужны были «свободные уши» для обсуждения обнаруженным им явлении относительности. Но поскольку не всё открывал, то опубликованные работы Эйнштейна надолго остановили познание мира в его взаимосвязи и гармонии.

Когда приехал в Москву, Бим-Бад не стал приглашать в кабинет, а декан вернула работу, пояснив, что он ничего не понял и она ему не интересна. Стало ясно –кража совершена.

Я обратился к приятелю из МВД с просьбой опубликовать её. Через год я разными путями сообщил академику что книга издана в качестве учебного пособия в Свердловском юридическом институте. И стал ждать.

Заинтересовала почти детективная история, что Григорий Перельман доказал теорию Пуанкаре и отказался от премии миллион долларов. Я просмотрел источник и обнаружил, соотношение Целого и части (этапы проектного мышления) не доказано. Это блеф.

Гриша Перельман позиционировал среди математиков как честный и принципиальный человек. А тут такой конфуз. Хотя о началах теории объёмных множеств была публикация в 1998 году. А без неё теорию Пуанкаре не докажешь.

За двадцать лет опубликованы статьи и монография, но это доказательство необхдимости в проектном мышлении не видят. Почему? Плюрализм мнений не позволяет. Ну и другие названные нюансы. Вот такую историю мотивировал рассказать некто Beriа

Николай Мигашкин

Способность к проектной деятельности в современную эпоху - это «новая грань человеческой образованности» (В. Е. Радионов). Попробуем уточнить, какими качествами и почему необходимо обладать, чтобы успешно заниматься проектированием. В монографиях и пособиях по педагогическому проектированию и проектированию в образовании в основном подробно описывается организационно-содержательная сторона проектной деятельности, этапы ее реализации, т. е. внешние, видимые условия осуществления. Нам хотелось бы больше внимания уделить внутренним (субъектным и субъективным), «невидимым» условиям, без которых проектная деятельность не приобретает свойств, позволяющих преобразовывать не только объект и ситуацию, но и самих людей, участвующих в этом преобразовании. Дело в том, что сознание и поведение людей, вовлеченных в проектную деятельность, под ее влиянием приобретают новые, дополнительные свойства.

Позиция проектировщика отличается счастливой возможностью получения принципиально новой для себя информации, освоения совместно с другими людьми новых видов активности, переживания позиции «управляющего обстоятельствами человека» (О. С. Газман, В. П. Бедерханова). Принятию подобной позиции сопутствует развитие определенных личностных характеристик. Остановимся на них подробнее.

Прежде всего это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному. Проективное сознание, с одной стороны, ориентировано на извлечение знания из опыта, из рефлексии над этим опытом и действиями субъекта в его рамках. С другой - способно порождать на основе знания, полученного опытным путем, некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущих состояний объектов.

Проектное воображение во многом сродни творческому воображению, которым обладают художники, поэты, композиторы, представители других творческих профессий. Однако в дополнение к свойствам творческого воображения оно отличается «методологической дисциплинированностью». Природа проектного воображения сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу нескольких контекстов, составить его целостный контекстный образ. В частности, творческие открытия, проявляющиеся в ходе проектирования, отличаются от озарения (инсайта) изобретателя, спонтанно прорывающегося из хаоса мыслей и образов к оптимальному решению задачи, своей, если можно так выразиться, планомерностью.

Совмещение в сознании различных образов становится возможным технологически при мысленном или реальном использовании так называемого приема «экрана», куда проецируются сразу несколько имеющихся изображений, иногда противоречащих друг другу. Этим проектное воображение отличается от «просто» воображения, способного нарисовать какую-то одну картину, отражающую лишь авторскую точку зрения.



Очевидно, что врожденное проектное воображение имеется у незначительного количества людей. Причем с возрастом его формирование все больше затрудняется в силу накопления по мере взросления стереотипов восприятия и реакций. Это выдвигает перед педагогами задачу развития и практического использования данного вида воображения у детей уже с раннего возраста. Для этого существует множество методов, приемов, технологий, в частности технологии развития латерального мышления, подробно описанные Э. де Боне (СНОСКА: Боне де Э. Латеральное мышление. - СПб., 1997. Термин предложен Э. де Боне). В свою очередь участие в проектной деятельности выполняет развивающую функцию по отношению к сознанию, как бы расширяя его границы.

Яркой иллюстрацией возможностей проектного воображения авторов может служить известный мультфильм про пластилиновую ворону. Меняющийся на глазах контекст происходящего с «вороной, а может быть, собакой, а может быть, коровой» не меняет смысла хорошо известного сюжета, подчеркивая универсальность ситуации и неизбежность конечного результата для глупого, самодовольного существа, кем бы оно ни было.

С проблемой включения проектного воображения сопряжена педагогическая проблема развития и формирования культуры восприятия действительности в рамках проектирования. Использование соответствующих диагностических процедур, владение исследовательскими умениями позволяют получать адекватное реальности первоначальное представление о сфере проектирования.



Особенности проектного мышления проявляются в умении промысливать будущее, используя для этого определенные процедуры. В частности, это касается структурирования и переструктурирования информации об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии. Есть несколько основополагающих типов проявления такого мышления. Среди характеристик, которые «отвечают» за порождение новых мыслей, идей, решений, особо выделяют латеральность, критичность, креативность, методологичность, проблемность мышления.

Латеральное (параллельное) мышление предназначено для генерирования неконкурирующих идей. Оно способно предлагать параллельно различные варианты решения практической задачи или теоретической проблемы, работая тем самым в режиме мозгового штурма. Включая латеральное мышление, участник проекта использует поступающую информацию не как самоценность, а как средство получения оптимального результата. Этому типу мышления могут быть свойственны ошибки, но в итоге оно ведет к правильному решению. Оно помогает усомниться в любом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.

Критическое мышление рационально и продуктивно. Его носитель способен к отстранению, отчуждению от ситуации, от авторитетных мнений. Критическое мышление тяготеет к оценивающей позиции, в которой необходимо выразить свое отношение к чему-либо и сформировать собственное суждение. Оно основано на сравнении и выборе наиболее целесообразных и продуктивных вариантов из уже имеющихся компонентов. Причем критичность в данном случае распространяется не только на оценку полученных данных, но и на собственную позицию, на состояние проектной готовности, на проектные действия.

Креативное (творческое, продуктивное, эвристическое) мышление отличает поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции, воспринимая явления и процессы окружающей действительности в необычных сочетаниях, с необычной стороны, в новом контексте. Для подобного типа мышления характерно стремление к поиску нестандартных подходов к решению проблемы, переживание удовольствия от самого процесса думания над проблемой. Если креативность мышления проявляется как способность порождать новые идеи, взгляды, подходы к известной проблеме, то проблемность характеризуется умением отыскивать и формулировать новые проблемы, а также распознавать их природу.

На практике участники проектирования сталкиваются с наличием разноуровневых проблем. Практические проблемы порождаются противоречием между наличием прикладной задачи и отсутствием способов ее решения. Научно-методические - связаны с противоречием между теоретическим замыслом организации деятельности и отсутствием надежных, продуктивных путей его осуществления. Теоретические проблемы возникают, когда в противоречие вступает понимание сущности явления (процесса) и форм ее проявления либо обнаруживается рассогласование самих сущностей (например, оказывается, что объект по-разному проявляет себя в разных контекстах или способы осуществления процесса противоречат объективной логике эффективного получения результата). Методологические проблемы отражают противоречия между предметом преобразования и методом его познания, между информацией о предмете и непониманием того, как ее использовать при взаимодействии с ним. Для решения каждого типа проблем требуется активизация различных способностей.

Проектное мышление носит методологический характер. Слово «методология» обычно пугает специалиста-практика, ибо он не улавливает смысла этого понятия. А смысл очень прост - «знание о способе», «осознание пути», «постижение метода», которым изучается и преобразовывается действительность, умение определить основания для деятельности, в данном случае проектной. Обозначив методологические основания, человек проявляет для себя содержательно-смысловые рамки возможных действий и их последствий. Методология предполагает процедуру осмысленного отбора центральных положений и ведущих идей, которыми мы пользуемся, принципов, которыми мы руководствуемся.

Характеристики и функциональное назначение методологического мышления многообразны (см. табл. 2).

Таблица 2. Характеристики и функциональное назначение методологического мышления

Функции Влияние на деятельность
Мировоззренческая Определяет общие концептуальные подходы и позицию в проектной деятельности
Исследовательская Обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию
Информационно-организующая Помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим
Интегрирующая Позволяет обобщать, синтезировать знания об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем
Прогностическая Обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности
Ориентировочно-регулятивная Помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий
Конструктивно-преобразующая Делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования
Поисково-эвристическая Обеспечивает выдвижение новых проблем
Оценочно-селективная Позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов

Проектному мышлению свойственна также рефлексивность, способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых явлений и процессов.

В основе рефлексии лежит свойство развитого мышления производить знание «из самого себя». Reflexio (лат.) - отражение, обращение назад. Мышление в данном случае воспроизводит себя через постоянное развитие, оставаясь «живым». С помощью такого воспроизведения мышление осознает свои границы, оказывая влияние на деятельность, тем самым обретая возможность выйти за свои пределы. Начиная с Декарта, рефлексия - основной методологический принцип философского познания. Используя способность сознания, человек вступает на новый путь познавательных, более глубоких отношений с реальностью, позволяющих получить суждения о сущности того, что становится предметом рефлексии.

В отличие от анализа акт рефлексии предполагает одновременную работу мышления, направленную на удержание в сознании целостности объекта и последовательное структурированное рассмотрение этой целостности. Рефлексивное начало лежит в основе развития субъекта и свойства субъектности. Рефлексия необходима, когда речь идет о развитии категориального мышления, методологических знаний и умений; когда требуется сформировать опыт ценностного отношения или творчества; когда требуется осознанная корректировка деятельности. Как мы уже знаем, все это необходимо участнику проектной деятельности.

Основными функциями рефлексии в процессе проектирования становятся: проблематизация, концептуализация, перенормирование деятельности, самоопределение в проектном поле. Специфика содержания знания, полученного в результате рефлексии, обусловлена его:

· способностью служить мерой уже имеющегося знания и опыта;

· связью с самосознанием;

· методологической природой;

· проблематизирующим характером;

· духовным наполнением;

· смыслопорождающей ориентацией;

· промежуточным состоянием, открывающим путь от эмпирии опыта к теоретически обобщенному знанию.

Будучи эффективным инструментом установления актуальных границ знания (умения, системы отношений), рефлексия одновременно становится универсальным средством выхода за пределы этих границ. Предварительно для этого необходимо «сделать остановку», прервать прежний, привычный ход мысли или деятельности. В этом случае результаты рефлексии открывают возможность перепроектирования способов действий на новых основаниях.

В этом смысле прекрасной иллюстрацией является сказка Л. Кэррола про Алису. Когда во время пребывания в Стране Чудес исчезали все привычные и мыслимые до этого ориентиры, героине «ничего не оставалось, как думать, думать и думать». В результате она получала выводы рефлексивного порядка, помогающие самоопределиться в ситуации полной неопределенности. «Поначалу я была не это», - размышляла она. «Но я столько раз становилась то тем, то этим, что совершенно запуталась. Должна же я знать хотя бы то, что я знать должна...» В последнем замечании довольно точно схвачена возможность с помощью рефлексивной деятельности устанавливать собственные границы знания, умения, опыта (тем самым определяясь и в незнании или неумении). Получение такого «ученого незнания» (Н. Кузанский) является важной методологической предпосылкой для саморазвития.

Поводом рефлексивного отражения в проектировании становятся предмет совместной с другими деятельности, собственная личность в отображении других, система отношений. При правильной педагогической инструментовке групповая рефлексия открывает широкие возможности не только для решения проектных задач, но и для самопознания. В групповой проектной работе совокупное мнение выступает своеобразным зеркалом, помогающим выходу индивида за свои пределы за счет создания предпосылок к формированию новой установки, позиции, оценки по отношению «к себе в проекте». По мере проговаривания членами группы мнения относительно личностных свойств и проявлений друг друга открываются новые функциональные возможности в регуляции динамики поведения и развития личности.

Наряду с перечисленными свойствами проектный тип мышления отличается дисциплинированностью, способностью к структурированию, умением увидеть связи внутри объекта и его с внешней средой, следовать за логикой построения нормированных мыслительных процедур.

8.2. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования

Участнику проектной деятельности необходимо творческое отношение к действительности в сочетании с верой в собственные преобразовательные силы и ориентацией на позитивный результат. Опытных участников проекта отличает пытливость ума, любознательность, интерес к окружающему миру и людям. Без этого не найти свой вопрос, свою проблему, для решения которых, собственно, и предпринимается проектная деятельность. Поэтому и детям, и взрослым, занимающимся проектированием, свойственно отношение к действительности, которое можно охарактеризовать как «вопрошающее бытие», т.е. стремление к обнаружению проблем, противоречий, рождению своего вопроса в, казалось бы, знакомой ситуации.

Проектное отношение выражается в эмоционально окрашенном желании целенаправленного преобразования объекта. Проектное отношение аксиологично. Оно всегда носит ценностно-оценочную окраску, будучи основано на суждениях субъекта проектирования по поводу настоящего состояния объекта и ситуации, в которой он рассматривается. Оно охватывает систему всех связей объекта. Тех, которые сложились к настоящему моменту, и тех, которые возникнут в будущем. Это требует умения принимать на себя роли других возможных участников проекта, а также его заказчиков и потребителей.

Проектное отношение всегда прагматично, поскольку предполагает получение результата, имеющего практическую пользу. Оно вполнереалистично, так как участники проектирования достаточно ясно представляют себе логику перехода от актуального состояния к желаемому. Вместе с тем проектное отношение не лишено элементаромантизма, за ним всегда кроется возможность некоего приключения, встречи с неизвестным. Оно также включает волевую (энергетическую) составляющую, ведь в ходе реализации проектного замысла, как правило, приходится преодолевать «сопротивление материала» и сопротивление окружающей объект среды.

Действия в проекте требуют осознанности, осмысленности, понимания того, к какой сфере принадлежит проблема. От этого зависит, какой формат проектирования понадобится.

Проектировочное действие отличается в первую очередь своей нормированностью. Оно не может быть полностью произвольным или спонтанным, поскольку находится в рамках определенных проектных процедур, свойственных каждому из этапов организации проектной деятельности, и изначально глубоко промысленно. Проектировочное действие целенаправленно, содержательно определено общей методологией проектирования. Этим оно в корне отличается от творческой импровизации, построенной на интуитивном ощущении действий в ситуации, разворачивающейся «здесь и сейчас». Методологи отмечают, что весьма существенно, с каким опытом проективного действия приходят участники в проект. От этого зависит, что они будут транслировать на проектируемый объект.

На основе формирования перечисленных свойств у участников проектной деятельности вырабатывается качество, которое можно определить как концептуалъность поведения, его соответствие выработанным на предпроектном этапе теоретическим основаниям и нормам. Под этим подразумевается:

· способность осознанно осуществлять целеполагание, делая цель исходным пунктом самопрограммирования;

· устойчивость принципов и норм осуществления деятельности в проекте, т.е. наличие определенной собственной стратегии решения проектных задач;

· присутствие логики действий, связанной с пониманием хода проектирования и учетом своих функций и возможностей;

· умение структурировать свою деятельность, приводить ее в систему соответственно с этапами осуществления проекта;

· способность творчески ориентироваться в любой ситуации проектной деятельности, используя ее для реализации намеченного замысла;

· использование рефлексии для оценки, коррекции и развития своей деятельности в проекте.

В силу технологичности процедур, входящих в структуру проектной деятельности, собравшиеся вместе люди, не обладающие каждый по отдельности особым творческим потенциалом, действуя по правилам проекта, способны получить сообща социально интересный и полезный результат. Поскольку проект обычно выполняется командой, его успешность в значительной степени обусловлена уровнем развитиякоммуникативных способностей всех участников. От этого во многом зависит эффективность их общения друг с другом, психологическая совместимость и срабатываемость.

Разные авторы по-разному выделяют типы (виды) и структуру таких способностей (А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Л. Тайер), однако в любом случае речь идет о развитии «чувства коммуникативной ситуации», умения ее проанализировать, понять, правильно в ней сориентироваться, а также продуктивно использовать личный запас коммуникативных приемов. В ходе проектной деятельности у участников постоянно возникает необходимость обмениваться информацией, воспринимать и оценивать действия друг друга, оказывать то или иное психологическое влияние на партнеров. Им также приходится отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, в которую они входят, место и ситуативную роль каждого из ее членов. В этом смысле работа в проекте становится мощным фактором социализации. Действенными средствами формирования и развития коммуникативных способностей являются различного рода тренинги общения, ролевые игры, групповые регламентированные дискуссии.

8.3. Обучение проектной деятельности

Таким образом, проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто много участвовал в проектировании, безусловно, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются свои личностные «приращения». Становится заметна динамика ценностей, норм, установок, овладение новыми процедурами, смена отношений с окружающими людьми. Лич-ностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию. Воплощение «Я» в проектируемом предмете имеет далеко идущие педагогические последствия. Важнейший для организаторов проектирования вопрос - что в первую очередь задействовано в осуществлении проекта: руки, сознание, самосознание, т.е. что станет ведущим человеческим началом проектной деятельности. От ответа на этот вопрос во многом зависит ее развивающий потенциал.

Спецификой подготовки участников проектной деятельности является их обучение в ходе самой деятельности. (Обучение проектированию в проекте) «Заразительность» проектирования неоднократно подтверждена практикой. Примером служит распространение преобразующего эффекта не только на совместный продукт, но и на участников, представляющих совокупный субъект проектирования. Непосредственное проживание своего участия в проекте становится формой приобретения соответствующих знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Причем чем разнообразнее в содержательном, функционально-ролевом плане опыт проектной деятельности, тем интенсивнее идет формирование проектных способностей.

Обучение проектированию может осуществляться в нескольких основных направлениях. Оно включает:

· развитие соответствующих личностных и групповых свойств субъекта проектирования в различных ситуациях, не обязательно связанных с проектированием;

· обучение взаимодействию с различными информационными потоками и носителями информации;

· освоение способов нормирования деятельности в проекте;

· непосредственное формирование опыта осуществления проектной деятельности, включая все необходимые процедуры;

· обучение приемам рефлексии по поводу этого опыта;

· обучение культурной коммуникации.

1. Ниже сформулированы в общем виде критерии готовности к участию в проектной деятельности:

· наличие проектного типа мышления;

· способность работать «в команде»;

· проектная дисциплина;

· ангажированность (искреннее желание участвовать в проекте, внутренняя включенность, заинтересованность);

· социальная активность;

· открытость изменениям;

· способность к коррекции своих действий.

Наполните их конкретным содержанием применительно к учащимся и педагогам, сформулировав несколько показателей к каждому критерию.

2. Проведите самооценку готовности к участию в проектной деятельности, основываясь на данных критериях и показателях.

1. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. - М., 1989.

2. Боне де Э. Латеральное мышление. - СПб., 1997.

3. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001. - Разд. 3.5. Проектировочная деятельность как средство развития участников образовательного процесса и становления личностно-ориентированной позиции педагога.

4. Громыко Ю. В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. - М., 1997.

5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб., 2003.

6. Колесникова И. А. Основы технологической культуры педагога. - СПб., 2003.

Тема: «Развитие проектного мышления: условия и средства»

План

2.

3. Этапность формирования проектного мышления учащихся в ходе работы над проектом

4. Вопросы для учащихся, направляющие проект

5. Курс, направленный на формирование проектного мышления учащихся

Вопросы для самоконтроля

Литература

Аннотация. В предлагаемом материале раскрывается понятие о проектном мышлении, задачи его формирования у учащихся, рассматриваются вопросы для учащихся, направляющие проект, предлагается программа курса, направленного на формирование проектного мышления учащихся. Материал лекции можно использовать для обучения членов Вашего педагогического коллектива в режиме методических семинаров или заседаний методических объединений.

1. Понятие о проектном мышлении

Проектное мышление - взгляд на дела, как на проекты, отношение к ним, как к проектам. Проектное мышление - эффективнее, чем мышление шаблонное.

Основные черты проектного мышления:

    Результатная ориентированность: проект делается не ради процесса, а ради четко определенного результата.

    Свобода выбора средств: поскольку у нас определен результат, а не процесс, мы может выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства.

    Понимание, что перед проектом мы свободны: любой проект мы можем как начинать, так и нет. Любой проект также может быть нами закрыт.

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.

    Задачи формирования проектного мышления

    развивать у учащихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, способность выявлять, анализировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальную ответственность;

    формировать умение описывать объекты реальной действительности, выделять существенные и несущественные признаки объектов, выявлять отношения между понятиями, строить определение понятия через родовое понятие и видовое отличие, производить естественную и вспомогательную классификацию объектов, строить общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, строить правильные умозаключения;

    формировать умение использовать информационные технологии для наглядного представления результатов исследования;

    овладеть такими приёмами формирования понятий, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение;

    воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

3. Этапность формирования проектного мышления учащихся в ходе работы над проектом

Первоначально учитель определяет цель и задачи учебного проектирования. Затем проводится начальная диагностика развития учащихся для оценки их индивидуальных способностей, уровня развития качеств личности, степени сформированности знаний и умений.

С учетом выбранной цели, программы, требований стандарта и диагностических данных производится отбор содержания обучения во время выполнения проекта школьниками. На этой стадии учителем оцениваются имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения, сотрудничество с учителями других предметов) и разрабатывается план педагогического проекта.

В ходе планирования учебного проектирования педагогу желательно разработать варианты названия проекта школьников, сформулировать для них потребность (проблему) и краткую формулировку задачи, определить условия запуска проекта и ожидаемые результаты проектной деятельности учащихся.

Затем необходимо уточнить вид проекта, выполняемого школьниками. Если проект, включает детальную проработку учащимися всех компонентов (этапов) проектирования, то он является полным. Количество таких проектов зависит от уровня проектировочных и технологических умений учащихся и должно расти от класса к классу. Однако нецелесообразно в каждом проекте в одинаковой степени прорабатывать все компоненты (этапы). При планировании проектов на учебный год для каждого из них необходимо определить акцент, или “фокус” на отдельные компоненты (этапы проектирования) с тем, чтобы учащиеся постепенно осваивали их. В классах, где учащиеся только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования.

В проекте на основе проведенных исследований, дискуссий, игр и обзора литературы учащимися изучаются основы формальной логики, формируются такие понятия, как ощущение, восприятие, представление, объект. Учащиеся знакомятся с формами мышления: понятие, суждение, умозаключение. В ходе дискуссий осознанно используются такие приемы формирования понятий как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. В процессе игр и упражнений учащиеся рассматривают содержание и объём понятия, отношения между понятиями, учатся классифицировать. Учащиеся знакомятся с видами суждений, учатся формировать умозаключения. В процессе работы над проектом учащиеся приходят к выводу, что умение мыслить – уникальная способность, присущая человеку.

  1. Вопросы для учащихся, направляющие проект

Вопросы, направляющие проект делятся на основополагающие, проблемные и учебные. Ниже приведем примеры вопросов разного типа.

Основополагающий вопрос:

    Как мы мыслим?

Проблемные вопросы:

    Зачем нужно думать?

    Мыслят ли предметы, растения, животные, грудные дети?

    Что значит «мыслить»?

    Что значит «правильно мыслить»?

    Можно ли мыслить «неправильно»?

    Есть ли правила, как думать?

    Можно ли их изучить?

    Какое значение имеет способность мыслить для человека?

    Как мы создаём представление об окружающем мире?

    В чём может помочь знание правил мышления?

Учебные вопросы:

    Когда люди впервые задумались о правилах мышления?

    Какая наука изучает правила мышления?

    Кто является её основоположником?

    Что такое "реальная действительность"?

    Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?

    Из чего складывается восприятие?

    Из чего состоят мысли?

    Что такое «объект», «класс объектов»?

    Что такое «понятие»?

    Чем отличается реально существующий объект от понятия?

    С помощью чего можно описать любой предмет?

    Как отличить один предмет от другого?

    Как найти сходство и различие между предметами?

    Есть ли предметы, которые невозможно сравнить?

    С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?

    Для чего нужна классификация?

    Что такое суждение?

    Какие бывают суждения?

    Как правильно рассуждать?

    Что такое умозаключение?

    Как строятся умозаключения?

    Как делать правильные выводы?

    Как знание правил мышления может помочь в решении задач?

5. Курс, направленный на формирование проектного мышления учащихся

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения - важная составная часть субъектной позиции личности. Как следствие, обучение такому подходу к проблемной ситуации должно быть необходимым элементом образовательного процесса. С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае – учащийся) способен проанализировать проблему, вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачи собственной деятельности, спланировать шаги по их решению, осуществить необходимые действия и оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели. Такой подход к проблеме мы назвали проектным. Интеллектуальной составляющей подобного подхода является проектное мышление. Развитие проектного мышления мы рассматриваем как важную образовательную задачу школы, над решением которой должны работать различные школьные специалисты, используя для этого специфические ситуации своего профессионального общения со школьниками (урок, время самоподготовки, проектную работу, факультативные часы и т.д.). Кроме того, с нашей точки зрения, необходимы и специальные краткосрочные программы, непосредственно направленные на развитие навыков проектного подхода к проблемам.

Почему именно младшие подростки? С нашей точки зрения, дети этого возраста уже способны осуществлять учебную деятельность такой направленности. Тем более что в рамках нашей школы мы специально формируем готовность детей к проектному подходу к проблемам. На эту задачу работают проектные и исследовательские технологии, применяемые на уроках учителями начальной школы и учебная программа по психологии «Профессия – школьник». Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам 10-12 лет, увлекает их, а следовательно, способствует общему психологическому развитию. Наконец, - и это немаловажно - навыки проектного мышления чрезвычайно востребованы в средней школе, и целесообразно готовить детей к такой деятельности уже в самом начале обучения в среднем звене.

Целью данного курса является развитие навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления. Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.

В рамках курса предполагается решение следующих задач:

    Формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности.

    Формирование у школьников представлений о типах проблемных ситуаций и типах подходов к их решению.

    Развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе.

    Формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения с другими людьми.

    Развитие ряда социально-психологических качеств личности: способности цивилизованно отстаивать свое мнение, коммуникативной культуры и др.

Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на занятиях и в парах, и в мини-группах, и в составе всей учебной группы (оптимальное количество участников - 15-20 человек). Однако авторами предпочтение отдается работе в мини-группах по 3-5 человек (в зависимости от упражнения).

Продолжительность занятий: курс включает цикл из 17 учебных часов: 13 занятий-уроков (по 40 минут каждый) и две сюжетно-ролевые игры (по 90 минут каждая), закрепляющие учебные навыки в модельной проблемной ситуации. Уроки желательно проводить в рамках расписания 1 раз в неделю, а игры - во второй половине дня.

Необходимое оборудование и условия проведения: рабочие тетради школьника, цветные карандаши по числу участников для каждого занятия, музыкальное сопровождение, листы бумаги, картинки для раскрашивания по одной на 4 участников, тематические карточки, мозаика - пазлы, описанные в приложении к курсу и другие материалы, подобранные по теме каждого занятия.

Примечания: курс сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. В течение всех уроков дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения. Кроме того, каждый урок включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение детей в учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего решения. В конце каждого урока дети обсуждают, как и в какой форме они могут применить полученные знания в жизни.

Структура учебного курса . Курс состоит из трех частей.

Первая часть - вводная - направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации.

Вторая часть ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций (их три), формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения.

Третья часть посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.

Курс включает цикл из 13 занятий-уроков (по 40 минут каждый) и две сюжетно-ролевые игры (по 90 минут каждая), закрепляющие учебные навыки в модельной проблемной ситуации. Уроки желательно проводить в рамках расписания 1 раз в неделю, а игры - во второй половине дня.

Вопросы для самоконтроля

    Раскройте понятие проектного мышления.

    В чем отличие проектного мышления от шаблонного?

    Какими типичными чертами характеризуется проектное мышление?

    Можете ли вы на сегодняшний день назвать свое педагогическое мышление проектным?

    Раскройте задачи, направленные на формирование проектного мышления.

    Какие из задач удается достигать в процессе работы над проектами с учащимися?

    Какие операции мышления формируются на каждом конкретном этапе работы над проектом?

    Какова роль каждого вида вопросов, направляющих проект?

    Используете ли Вы прием направляющих вопросов в своей педагогической деятельности? Если да, то преимущественно какие вопросы Вы используете?

    Ставите ли Вы себе цель формирования у учащихся проектного мышления и если да, то каким образом Вы это осуществляете на практике?

Литература

1. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. - М.: Генезис, 2009.

2. Бурков, В.Я. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. -М.: СИНТЕГ-ГЕО, 2007.

    Воропаев, В.Я. Управление проектами в России / В.И. Воропаев. - М: Алане, 2005.

    Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование разви­тия образования / Ю.В. Громыко. - М.: МАРО, 2006.

    Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологиче­ских исследований / В.Г. Гречихин. - М.: Изд-во МГУ,
    2008.

    Джонс, Дж. К Методы проектирования / Дж. К. Джонс. -
    М.: Мир, 2006.

    Зягвязинскип, В. И. Как учителю подготовить и провести экс­перимент: методическое пособие / В.И. Зягвязинский, М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

    Как провести социологическое исследование / под ред. М. К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 2000.

    Котов, Л.Ю. Возможности технологии проектного обуче­ния в развитии творческого потенциала учащихся / Л.Ю. Ко­тов // Повышение квалификации и переподготовка работников об­разования: теория и практика: Сборник статей по материалам научно- практических конференций сотрудников ВГИПК РО, 2001-2002 гг. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007.

    Крылова, Н.Ю. Проектная деятельность школьника как прин­цип организации и реорганизации образования / Н.Ю. Крыло­ва // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 113-121.

    Новикова, С.М. Методика составления социологической анке­ты / С. Новикова. - М.: МПА, 2005.

    Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образова­тельных системах / Т. Г. Новикова. - М.: ACADEMIA , 2007.

    Новые педагогические и информационные технологии в
    системе образования / под ред. Е.С. Полат, - М, 2008.

    Панов, А.И. Проектная и экспертная работа в образовании / А.И. Панов. - Томск, 2008.

    Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образо­вании школьников: пособие для учителя / М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.

    Пахомов, В.П. Методика социально-образовательного про­екта «Гражданин» / В.П. Пахомов. - Самара: Изд-во
    «НТЦ», 2005.

    Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов / Е.С. Полат // Наука и школа. - 2007. - № 4. – С. 25-30.

    Полат, Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат. - М.: Просвещение,
    2000.

    Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 2,3.

    Попова, Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроке истории: методическое пособие для учителя / Л.В. По­пова. - М.: АРКТИ, 2007.

    Прутченков, А.С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов / А.С. Прутченков. - М.: Просвещение, 2001.

    Родионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектиро­вание / В. Е. Родионов. - СПб.: Питер-Пресс, 2006.

    Шапиро В. Д. и др. Управление проектами / В.Д. Ша­пиро. - СПб.: «Два ТРИ», 2005.

    Ядов, В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В. А. Ядов. - М.: Наука, 2002.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...