Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Борьба за существование конспект. Конспект урока по биологии "борьба за существование"

Тема урока « Борьба за существование.»

Задачи урока:

- изучить сущность борьбы за существование; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

- личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать

- воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока:изучение нового материала.

Оборудование:

Ход урока

    Организационный момент

-Сообщение темы и задач урока

- Психологический настрой

2.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

    Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование .Борьба за существование- сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

    Самостоятельная работа учащихся

Задание.Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа 41 стр 186-188

Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Внутривидовая

Межвидовая

Борьба с неблагоприятными условиями

    Дан перечень конкурирующих организмов и абиотических факторов. Знаком «+» отметьте вид борьбы за существование

Примеры конкурирующих организмов

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

С абиотическими факторами

прямая

косвенная

Между близкородственными видами

Хищник\

жертва

1.Заяц\волк

2.Волк\волк за самку

3.Заяц \кролик

4.Волк\лисица

5.Берёза\берёза

6.Волк\ олень

7.Берёза /сосна

8.заяц/паводок (наводнение)

9. Лиса \глубокий снег

10. Берёза \лесной пожар

3.Закрепление усвоения материала.

тест

    Какой процесс относится к движущим силам эволюции

А) борьба за существование;

В)Относительная приспособленность организмов;

С) Наследственность;

Г) изменчивость.

2. В чём выражается межвидовая борьба за существование

А) Конкуренция между особями разных видов;

В) Конкуренция между особями одного и того же вида;

С)Реакция на неблагоприятные условия неорганической природы;

Г) Ограничение участка обитания системой меток.

3. В ареале чёрная крыса вытесняется серой, ель хорошо развивается под защитой лиственного леса, а потом затеняет его. Какую форму борьбы за существование отражают такие примеры

А) Внутривидовую;

Б)Межвидовую;

В) Симбиоз;

Г)Борьба с абиотическими факторами среды

4. На опушке леса стоит одинокая береза. Имеет ли место в этом случае борьба за существование?

А) да, внутривидовая;

Б) да, межвидовая;

В) борьба с неблагоприятными условиями;

Г) борьбы нет.

4.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) плодами питаются многие птицы;

в) всходами питаются травоядные животные;

г) топчут люди, автомашины, тракторы;

д.) мешают другие более высокие растения;

е) одуванчики вытесняют друг друга;

ж) семена погибают в пустынях, на скалах;

З.) семена погибают и в средней полосе, если они упадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).

Конкурс кто быстрее приведёт больше правильных примеров разных типов борьбы за существование у растений и у животных.

Вопрос Какая из форм борьбы за существование как наиболее острая? Почему?

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: п.41 стр. 186-188

План - конспект урока

Борьба за существование. Естественный отбор и его формы.

(урок с использованием ИКТ). Учитель: Дрокова Л.В.

Цель урока:

Задачи:

Образовательная: познакомить с формами борьбы за существование и формами естественного отбора, выяснить их роль в эволюции.

Развивающая: продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции, составлять схемы.

Воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Тип урока: урок комбинированный

Методы обучения : рассказ, беседа

Оборудование : компьютер с диапроекто­ром; учебник, мультимедийная презентация

Тема урока: Борьба за существование. Естественный отбор и его формы. (Слайд 1)

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о двух взаимосвязанных процессах.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация

Эпиграф:

В борьбе стихий, в развитье
постепенном
Все существа, все формы
создались
И жизнью могучею зажглись!
Э.Дарвин

План урока (Слайд 2)

    Оргмомент

    Проверка домашнего задания.

    Изучение нового материала

Борьба за существование.

Естественный отбор.

    Закрепление.

    Домашнее задание

    Рефлексия.

    Что такое изменчивость и какие ее формы выделил Дарвин?

    В чем особенности модификационной изменчивости?

    Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение?

II I . Изучение нового материала.

Актуализация знаний. (слайд 4-6)

Кто не наблюдал, как летят по ветру, подвешенные на парашютиках семянки одуванчика? Задумайтесь, что случилось бы, если каждое семя одуванчика проросло и дало потомство? И так продолжалось бы много лет? Подсчитано, что уже за 10 лет потомство только одного одуванчика покрыло бы нашу планету сплошным слоем толщиной 20 см. Но есть растения, приносящие ещё больше семян. Так, в коробочке мака насчитывается до 3000 семян, а таких коробочек на одном растении бывает до десяти. Нетрудно подсчитать, сколько семян рассеивает только одно растение мака ежегодно.

Плодовиты и многие животные. Осётр живет около 50 лет. Каждый год он мечет почти 300 тыс. икринок, выметывая за свою жизнь более 15 млн. Если ни одна икринка не пропадет, то потомство одной самки осетра достаточно, чтобы заселить все наши реки. Пара слонов – одного из менее плодовитых животных, - дающая за весь период не более 6 детенышей, за 750 лет потенциально может дать потомство, исчисляющееся в 19 млн. особей. Но ни слоны, ни одуванчики не заполняют собой весь земной шар.

Как вы думаете, почему? Это происходит потому, что далеко не каждый организм доживает до половозрелого возраста: большинство особей погибает из-за недостатка места, пищи, влаги, света и других причин. Противоречие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью средств жизни неизбежно приводит к борьбе за существование. Результатом борьбы за существование является естественный отбор. (слайд 7)

Название темы, запись её в тетрадь.

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о двух взаимосвязанных процессах. (слайд 8)

Изучение нового материала

Под выражением “борьба за существование” Ч. Дарвин понимал сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой. Наградой в такой борьбе являются жизнь и возможность её продолжения в череде последующих поколений. Решающее значение для эволюционных преобразований имеет интенсивность размножения и избирательная гибель особей, плохо приспособленных к меняющимся условиям окружающей среды. Не следует думать, что особь, имеющая неже­лательный признак, непременно должна погибнуть. Просто суще­ствует большая вероятность того, что она либо оставит после себя меньше потомков, либо совсем их не оставит, тогда как нормальная особь - размножится. Следовательно, выживают и размножаются всегда более приспособленные. В этом и заключен главный меха­низм естественного отбора. Избирательная гибель одних и пере­живание других индивидуумов - неразрывно связанные явления.

Именно в таком простом и на первый взгляд очевидном утверж­дении состоит гениальность дарвинской идеи естественного отбора, т.е. размножения более приспособленных особей, побеждающих в борьбе за существование.

Ч.Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями (запись схемы в тетрадь).

(Слайд 9)

А) внутривидовая борьба (Слайд 10)

И меж растений царствует война. Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно А корни их, в земле неся, свой труд, За почву и за влажность спор ведут.
Э. Дарвин

Возникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных условиях для размножения, в одинаковых убежищах. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной. Но в тоже время взаимоотношения особей в пределах вида не ограничиваются борьбой и соревнованием, существует также и взаимопомощь. Взаимопомощь особей, разграничение индивидуальных террито­рий - все это снижает остроту внутривидовых взаимодействий. Наиболее четко взаимопомощь проявляется в семейной и групповой организации животных, когда сильные и крупные особи защищают детенышей и самок, охраняют свою территорию и добычу, способ­ствуя успеху всей группы или семьи в целом, часто ценой своей жиз­ни. Размножение и гибель индивидуумов приобретают избиратель­ный характер через соревнование генетически разнородных особей внутри данной популяции, поэтому внутривидовая борьба - наибо­лее важная причина естественного отбора.

Б) межвидовая борьба (Слайд 11-13)

Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка Не посмотрев на прелесть огонька, Светляк же – ночи светоч оживленный Вползая вверх, цветок съедает томный Ч. Дарвин

Под межвидовой борьбой следует понимать борьбу особей разных видов. Особой остроты межвидовая борьба достигает в тех случаях, когда противоборствуют виды, которые живут в сходных экологических условиях и используют одинаковые источники питания. В результате межвидовой борьбы происходит либо вытеснение одного из противоборствующих видов, либо при­способление видов к разным условиям в пределах единого ареала или, наконец, их территориальное разобщение.

Злой овод в теле лошади, быка, Оленя, поселяет червяка Червь роется, грызет под теплой кожей И выросши на свет выходит божий.
Ч. Дарвин

В) борьба с неблагоприятными условиями (Слайд 14)
Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются (суточные и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности

2. Естественный отбор. ( Слайд 15)
Явление изменчивости было известно давно. Давно была известна и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии. Но именно Ч.Дарвин сопоставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следовательно, вероятность выживания неодинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство. Процесс сохранения одних особей за счет гибели других Ч. Дарвин назвал естественным отбором.

Результатом борьбы за существование является естественный отбор . Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

«Выражаясь метафорически, можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и невидимо, где бы и когда бы ни представился к тому случай, над усовершенствованием каждого органического существа в связи с условиями его жизни, органическими и неорганическими».

Ч. Дарвин (Слайд 16)

Так, чисто белый цвет меха арктического зайца на фоне снега делает его почти незаметным для лисы, песца или другого хищника. Подобная окраска помогает зверьку выжить и размножиться. Аллели генов, контролирующих цвет меха и определяющих его белый цвет, повышают приспособленность популяции в целом, поэтому их доля в генофонде должна возрастать. (слайд 17)

Естественный отбор можно наблюдать в природе, но можно получить и его экспериментальные доказательства. На опушке леса разложили на досках насекомых 200 видов. Птицы склевали лишь тех, которые не имели предостерегающей окраски.

А вот опыты по искусственной мимикрии. Птицы поедали личинок жука мучного хрущака, окрашенных безвкусной краской кармином. Часть таких личинок покрыли смесью краски с хинином или другим неприятным на вкус веществом. Натолкнувшись на этих личинок, птицы переставали клевать всех окрашенных хрущаков.

формы естественного отбора(схема в тетрадь) (Слайд 18)

А) Стабилизирующий отбор (Слайд 19-20)
Приспособленность к определенным условиям среды не означает прекращения действия отбора в популяции. Поскольку в любой популяции всегда осуществляется мутационная и комбинативная изменчивость, то постоянно возникают особи с существенно отклоняющимися от среднего значения признаками.
Стабилизирующая форма отбора , направлена в пользу установившегося в популяции среднего значения признака. При стабилизирующем отборе устраняются особи, существенно отклоняющиеся от среднего значения признаков, типичного для популяции или вида.
Наблюдаемое в любой популяции животных или растений боль­шое сходство всех особей - результат дей­ствия стабилизирующей формы естествен­ного отбора.

    Действует в постоянных условиях среды.

    Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства.

    Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Примеры:

    Латимерия – палеозойская (девон) 570 млн. лет

    Наутилус – мезозойская (триас)

    Черепахи – триас 200 млн. лет

    Гаттерия – юрский период 165 млн. лет

    Действием этой формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и формы цветков у насекомоопыляемых растений.

Теорию о стабилизирующем отборе разработал И. И. Шмальгаузен.

Б) Движущий отбор (Слайд 21)
Но окружающий мир меняется и организмы, чтобы выжить тоже должны приспосабливаться к новым условиям и здесь включается в работу движущий отбор который способствует изменениям фенотипов.

    Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.

    Движущая форма действует при изменении условий внешней среды .

Яркий пример существования движущего отбора индустриальный меланизм (бабочка перечная пяденица):
в загрязненный районах - темные бабочки, в незагрязненной местности – светлые (Слайд 22)
- Утрата признака как результата действия движущего отбора могут служить редукция глаз у слепыша, ведущего подземный образ жизни.
- Устойчивость крыс к яду, вызывающему кровотечение. (Слайд 23)
- восприимчивость некоторых видов комаров к действию инсектицидов (ядов). Отбор помог многим видам насекомых противостоять ядам. У некоторых видов комаров, например, имеется ген, кодирующий образование фермента, который блокирует действие малых доз яда. Там, где используются инсектициды, большинство комаров погибает, выживают единицы, но способные вырабатывать соответствующий фермент с удвоенной скоростью. Они-то и дают начало новой популяции, особи которой практически невосприимчивы к яду.

3. Значение отбора. (Слайд 24) - многообразие видов;

- приспособленность организмов к условиям окружающей среды;

- постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ.

Накапливая полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды. Естественный отбор- главная движущая сила эволюции. (Слайд 25 )

I V . Закрепление:

Задание 1. Определите формы взаимоотношений организмов: (Слайд 26)
А) В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.
Б) Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.

В) После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.
Г) Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос:
Какая форма борьбы за существование представлена и почему?

(слайд 27)

V . Домашнее задание п.7.4-7.5 Заполните таблицу (Слайд 28)

Когда действует

Результат

Примеры

Литература

    А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -Дрофа, М.- 2008 - 305 стр.

    Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Каменского и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». В 2 частях/ Сост. Ишкина. – Волгоград: Учитель –АСТ, 2004. -96 с.

    http :// www . eorhelp . catalog / res / db 2 a 719 e -7 e 02-4 f 82-95 - bae 2-4 f 50- bd 1 e -255 dd 3 d 753 fc / view (результаты естественного отбора)

Воспитательные:

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

  1. Автор первой эволюционной теории. (Ж.Б. Ламарк)

Биологический прогресс

Биологический регресс

  1. Увеличение численности особей
  2. Эволюционная неудача
  3. Эволюционный успех
  4. Вымирание
  5. Увеличение численности видов
  6. Сокращение численности видов
  7. Сокращение численности особей
  8. Сужение занимаемого ареала

Конкурс №3 «Капитанский»

Запись в тетради - под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами).

Конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

2.Межвидовая борьба - существует между особями разных видов.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная - без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами - взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах - наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"»

КГУ «Мостикская средняя школа»

Урок биологии на тему:

«Борьба за существование, ее причины и виды»

(9 класс)

Учитель биологии: Голяшова Е.В.

2015-2016 учебный год

Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.

Задачи:

Образовательные:

    изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции

    выявить причины борьбы за существование

    сформировать понятие о видах борьбы за существ

Развивающие:

    развить познавательный интерес учащихся

    развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении

    развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)

    развивать инициативу, уверенность в своих силах

    развивать свои умения применять на практике

Воспитательные:

    воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная, игровая

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

    Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)

    Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)

    Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)

    Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. (эволюция)

    Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать (биологический прогресс)

    Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.(Ж.Б. Ламарк)

    Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются (биологический регресс)

    Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.(наследственность)

    Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)

Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.

    Увеличение численности особей

    Расселение на обширных территориях

    Эволюционная неудача

    Эволюционный успех

    Вымирание

    Увеличение численности видов

    Сокращение численности видов

    Сокращение численности особей

    Сужение занимаемого ареала

Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.

Распределите их соответственно.

Конкурс №3 «Капитанский»

    Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)

    К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)

    А к чему приводит борьба за существование? (к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)

    Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)

Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.

Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)

Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:

    Неограниченной способности живых организмов к размножению.

    Ограниченности природных ресурсов.

Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами) .

Рассмотрим более подробно каждую форму

1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.


конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.

Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы? (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:

-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»

-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.

Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!

2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.

Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод, к чему мы пришли?

В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.

5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...