Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Хоопонопоно 12 шаговой процесс изучить. Метод Хоопонопоно

Стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его, называется в НЛП якорем. Иногда эти ассоциации оказываются очень приятными, например, любимая музыкальная пьеса, которая навевает нежные воспоминания. Якоря - это все, что вызывает эмоциональное состояние, и они являются настолько очевидными и широко распространенными, что мы вряд ли замечаем их. Способов установки якорей два. Во-первых, путем повторений. Если вы встречаетесь с повторяющимися случаями, когда красное ассоциируется с опасностью, эта ассоциация закрепляется. Это простое научение: красное означает опасность. Во-вторых (и это значительно важнее), якорь может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлеченными вы оказываетесь, тем больше повторений вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.

Спортсмены используют талисманы на счастье, чтобы включить свое мастерство и выносливость. Использование ресурсных состояний с помощью якорей - это один из наиболее эффективных способов изменять свое собственное поведение и поведение других людей.

Якорение РЕСУРСОВ.(Правила установки якорей)

0. Определите состояние, которое вы хотите заякорить. 1. Вызовите это состояние. 2. На пике состояния установите якорь. 3. Прервите состояние. 4. Проверьте, работает ли якорь. 5. Пользуйтесь.

Аудиальный якорь. Это может быть слово или фраза, которую вы произносите про себя. Не имеет значения, какое слово или фразу вы выберете, лишь бы они были созвучны вашим ощущениям. Способ, которым вы это говорите, используемый вами особенный тон голоса будут иметь столь же сильное влияние, как и сами слова и фразы. Сделайте их характерными и запоминающимися Используйте уверенный тон голоса. Убедитесь, что он является подходящим к проблемной ситуации.

Визуальный якорь. Вы можете выбрать символ, или вы можете вспомнить то, что вы видели, когда действительно чувствовали себя уверенным. Если выбранный вами образ является особенным и помогает вам вызывать ощущение уверенности, то он будет работать.

Когда вы уже выбрали якорь в каждой репрезентативной системе, следующий шаг заключается в том, чтобы пережить это ощущение уверенности путем живого воссоздания ресурсной ситуации. По мере того как ситуация будет становиться более отчетливым, вообразите, что вы вернулись в тот момент, что вы видите то, что видели тогда... Вы можете слышать какие-нибудь звуки, которые тогда слышали, и начать переживать те ощущения, которые так сильно связаны с этим опытом. Потратьте некоторое время на то, чтобы пережить этот опыт настолько полно, насколько это возможно...


Чтобы в действительности снова войти в соприкосновение с целостным ощущением ресурсного состояния, часто оказывается полезным снова выполнить те действия, которые вы выполняли в тот момент. Возможно, вы захотите принять ту же самую позу, делая те же самые вещи, которые делали тогда (если это возможно) ...

Когда эти ощущения достигли пика и начали спадать, вернитесь физически в свою привлечен позицию. Теперь вы знаете, как это замечательно - воссоздавать свое ресурсное состояние - и сколько времени это занимает.

Через некоторое время, если вы будете продолжать использовать якорь, сигнал сам станет якорем для вас, чтобы ощутить себя в ресурсном состоянии. Тот триггер, который обычно заставлял вас чувствовать себя плохо, теперь становится триггером, который будет переводить вас в устойчивое ресурсное состояние. Ниже приведена краткая запись основных шагов данного процесса.

Якоря должны: по времени совпадать с пиком интенсивности состояния; быть уникальными и различимыми, быть легко воспроизводимыми; быть связанными с тем состоянием, которое отчетливо и легко переживается.

Якорення ресурсных состояний.

1. Идентифицируйте ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Идентифицируйте необходимый вам особенный ресурс, например, уверенность.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно является подходящим, задав себе вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс сейчас, воспользовался бы я им в действительности или нет?» Если так, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните случай в своей жизни, когда у вас был этот ресурс.

5. Выберите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных систем, - то, что вы видите, слышите и чувствуете.

6. Перейдите на другое место и в своем воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния. Переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, измените состояние и выйдите из него.

7. Переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет своего пика, присоедините три якоря. Продержите это состояние столько времени, сколько вы хотите, затем измените состояние.

8. Испытайте ассоциацию, включив якоря и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вы неудовлетворены, повторите шаг 7.

9. Идентифицируйте тот сигнал, который дает вам знать, что вы попали в проблемную ситуацию, в которой вы хотите воспользоваться якорем.

Теперь вы можете использовать эти якоря для того, чтобы вызывать свое ресурсное состояние тогда, когда захотите. Не забывайте экспериментировать с этой и другими техниками НЛП, чтобы отыскать тот способ, который работает для вас наилучшим образом. Держите в голове свой результат (испытывая более ресурсные ощущения) и экспериментируйте с техникой до тех пор, пока не добьетесь успеха. Некоторые люди обнаруживают, что простое воспроизведение жестов («включение» кинестетического якоря) является достаточным для воссоздания ресурсного состояния.

Якореніє ресурсов это техника для расширения эмоциональных выборов. Наша культура, в отличие от некоторых других культур, убеждена в том, что эмоциональные состояния являются непроизвольными и создаются внешними обстоятельствами и другими людьми. Природа может сдать нам смешанный набор карт, но мы можем выбирать, как и когда ими играть. Как сказал Олдос Хаксли: «Опыт - это не то, что с нами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло».

ЦЕПОЧКА ЯКОРЕЙ

Якоря могут быть связаны в цепочку так, чтобы один приводил к другому. Каждый якорь обеспечивает связь в цепи и запускает следующий точно так же, как электрический импульс пробегает от нерва к нерву в нашем теле. В некотором смысле якоря являются внешним отражением того, как мы создаем новые нервные пути в своей нервной системе между начальным стимулом и новой реакцией. Чтобы выстроить эту цепочку, вспомните то время, когда вы были очень любопытны, и закрепите его якорем, возможно, кинестетическим (прикосновением к руке). Выйдите из него и теперь верните себя в то время, когда вы были в весьма творческом состоянии, и заякорить его, прикоснувшись, допустим, к другому месту на своей руке. Далее, вернитесь к переживанию расстройства и, как только вы получите сигнал расстройства, включите якорь любопытства и, когда ощущение любопытства достигнет максимума, коснитесь своего якоря креативности.

Якореніє может быть использовано для того, чтобы помогать клиентам осуществлять изменения замечательно быстро, и может быть выполнено в любой системе: визуальной, аудиальный или кинестетический.

РАЗРУШЕНИЕ ЯКОРЕЙ

Что случится, если вы попытаетесь почувствовать горячее и холодное в одно и то же время? Для того чтобы разрушить якоря, вы якорь нежелательное отрицательное состояние (назовем его холодным или голубым) и положительное состояние (назовем его горячим или желтым) и включаете якоря одновременно. После короткого периода смешивания негативное состояние изменится, и возникнет новое состояние. Вы можете использовать эту технику разрушения якорей с другом или клиентом. Ниже приведено описание шагов. Убедитесь, что вы установили и поддерживаете раппорт в течение всего сеанса.

Краткое описание шагов техники разрушения якорей.

1. Идентифицируйте проблемное состояние и мощное позитивное состояние, вполне доступное этому человеку.

2. Извлеките позитивное состояние и калибр физиологию так, чтобы вы смогли его отличить. Измените состояние: заставьте клиента перейти в другое состояние, отвлекая его внимание или просто попросив его об этом.

В своей предыдущей статье я рассказывал об одной из методик НЛП, а именно о якорях и их установке для самого себя. В этой статье я хотел бы продолжить эту интересную и несомненно, очень полезную тему и рассказать об установке якоря другим людям, этот процесс в НЛП называется якорением. Еще раз напомню, что такое якорь и как это работает: якорь – это любой внешний стимул, раздражитель, то, что предшествует условному рефлексу, например это визуальный образ, слуховой, обонятельный или кинестетический, все что оказывает влияние на наши органы чувств. Якорь вызывает реакцию человека, эта реакция является определенным внутренним состоянием человека, например внешний стимул вызывает у человека чувство страха, или же просто привлекает его внимание, например звонок в колокольчик или стук молотка о стол, как это происходит в суде, обращает на его производящего внимание аудитории. Якоря можно устанавливать и контролировать тем самым свое внутреннее состояние, то есть вызывая необходимый вам ресурс, чувство удовлетворение, концентрацию внимания, различные эмоциональные состояния, такие как обиду, злость, чувство радости и так далее и тому подобное.

Но якоря как вы сами понимаете можно устанавливать не только себе, но и другим людям, и обращаться с их помощью к чужим ресурсам, вызывая к примеру у человека чувство стыда, жалости или доверия к вам. Если использовать этот прием исключительно в собственных целях, добиваясь поставленного результата отвечающего исключительно вашим интересам, то это можно назвать манипуляцией поведением других людей, о чем я вам сейчас и расскажу более подробно. Отчасти установка якоря напоминает гипноз, в какой-то степени им и являясь, только в менее откровенной форме, все-таки не настолько вы зомбируете человека, чтобы он выполнял беспрекословно все ваши желания. Хотя те люди, которые прекрасно научились устанавливать якоря и обладают сильным внушением, способны вводить людей в гипнотическое состояние, я много раз был свидетелем таких сеансов, очень надо сказать впечатляющих. Но про гипноз я расскажу вам как-нибудь в другой раз, пока же вернемся к установке якорей, тоже весьма увлекательному процессу, способному влиять на людей, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Прежде всего необходимо выделить ту группу людей, на которых проще всего поставить якорь – это люди с развитым правым полушарием мозга. Такие люди думают не структуированно, они больше полагаются на органы чувств и ощущения, действуя интуитивно, не анализируя и не переосмысливая поступаемую к ним информацию. Но это вовсе не означает что эти люди не склонны думать, и потому далеко не на всех можно установить якорь, то есть с некоторыми людьми это сложнее проделать. Решив поставить человеку якорь, необходимо выяснить какой из органов восприятия для него является основным, установка якоря через этот орган, будет наиболее действенным. То есть вам надо определить какой тип человека перед вами: визуал – лучше воспринимает информацию с помощью зрения, аудиал – лучшим способом воспринимать информацию для них является слуховой канал, кинестетик – человек который преимущественно чувствует, нежели видит, слышит или думает, или такой тип людей как дискреты – то есть люди воспринимающие информацию по большей части с помощью логического мышления, осмысления поступаемой к ним информации, с помощью цифр, фактов, различных знаков и логических доводов.

Конечно не обязательно только аналогичный их каналу восприятия якорь будет работать, установка других якорей тоже даст результат, но то, что этим людям ближе, сработает лучше всего. Хотя кинестетический способ установки якоря считается наиболее действенным, все-таки ощущения закладывают в память информацию лучше всего, в большинстве случаев. Теперь собственно о процессе установки якоря, который сводится к созданию для человека определенной обстановки, в которой он чувствует себя максимально комфортно. Якорение может происходить любым образом, вы можете вести непринужденную беседу о прошлом человека, возвращаясь в которое он переживает положительные эмоции, носящие умиротворяющий характер. То есть вам любым образом необходимо создать для другого человека самую что не на есть благоприятную обстановку, в которой он чувствует себя максимально комфортно, спокойно, непринужденно.

Музыка, запахи, визуальное окружение, ваши слова, поведение и конечно же прикосновения, в том числе и со стороны того человека, у которого вы ставите якорь. То есть все гениально просто, определенные действия с вашей стороны, закладывают в память человеку эту благоприятную обстановку, вы можете коснуться определенным образом руки человека, сказать приятные слова, попросить например сделать что-то непринужденное, чтобы это осталось в памяти как сопутствующее ситуации действие. Впоследствии при воспроизведении некоторых моментов из этой ситуации, вызовут у человека воспоминания о ней, о вас и приведут его в то состояние, в каком человек находился, когда у него устанавливали якорь. То есть если вы хотели запомниться как положительная личность, то связанные с ситуацией которую вы создали ассоциации, напомнят человеку о вас, и естественно это будет приятное воспоминание.

Касательно установки якоря посредством воспоминания, о котором я упомянул, то здесь смысл сводится в вызове у человека определенных эмоций с помощью воспоминаний, как это происходит во время гипноза, и связывание этой ситуации с собой. То есть вы просите вспомнить человека приятные моменты его жизни, а когда он находится на пике эмоциональных переживаний, производите какое-нибудь действие, например прикосновение и произносите приятные слова, то есть, те позитивные воспоминания, в которых находится человек, допускают и ваши присутствие, тем самым можно например добиться доверия к себе со стороны этого человека и многого другого. Подобным образом можно установить и якорь вызывающий чувство страха, связывая определенные действия с негативным для человека чувством, простой пример замах на человека рукой, которое может вызвать у него чувство страха или другой ответной реакции, в случае если его часто били. Скажем если вы хотите поставить якорь у ребенка с целью чтобы он не лез в розетку, то должны любым удобным для вас способом вызвать в нем страх каждый раз, когда он приближается к розетке, например эмоционально объяснить ему как это страшно, чем больше эмоций, тем лучше, или просто вдарить ему по рукам.

Это информация для подсознания, которая выдает рефлекторную реакцию, человек боится не того что есть в данный момент, а того, что было когда-то, а существующая ситуация просто вызывает у него это чувство. Думаю смысл вам понятен, поскольку ситуаций в каждом конкретном случае может быть очень много, как я уже упоминал ранее в первой своей статье по якорям, тема это достаточно глубокая, но изучать ее интересно и полезно. Еще хочется вам рассказать про установку якоря посредством непрямого воздействия на человека, то есть создания о себе определенного мифа, в виде положительного или отрицательного образа, в зависимости от того, что вам нужно. Этим занимаются люди, которые создают положительный образ в глазах общественности, например для какой-нибудь поп звезды, или политического деятеля, то есть для человека искусственно создаются ассоциации с ним связанные. Например, политический деятель на фоне детей, семьи, на фоне рабочих с ним общающихся и тому подобные фокусы, создают впечатление у людей о таком человеке как о ком-то своем из их мира.

Таким образом, устанавливается якорь позитивного отношения одних людей к другим, без прямого воздействия, а косвенным образом.

Я вообще вам так скажу, вызов у человека определенных воспоминаний и создание тем самым у него определенного внутреннего состояния, уже устанавливает у него якорь на вас, как на человека положительного или отрицательного. Это будет так называемое первое впечатление, которое вы можете создать у человека с помощью разговора с ним на определенную тему. Вы можете сделать его, это впечатление, таким, каким пожелаете, если подойдете к этому вопросу со всей серьезностью, контролируя каждое свое слово. Если вы заставите человека вспомнить – самые ужасные моменты в его жизни, то он их неизбежно свяжет с вами. А если вы будете помогать ему вспоминать и думать о хорошем, то те приятные ощущения, которые он испытает, также будут связаны с вами. Вот почему некоторые грамотные продавцы стараются вызвать у человека как можно больше приятных ассоциаций во время общения, чтобы он не только купил у них нужный им товар или услугу, но и привязался к ним – к продавцам, к магазину, к компании. Вот это установка якоря, которая часто используется многими людьми.

Кстати, психологам такой прием использовать сложно, так как во время работы с людьми им часто приходится затрагивать крайне неприятные для человека моменты, что, конечно, не прибавляет популярности специалисту, но зато помогает людям справиться со своей проблемой. Поэтому, если психолог, с которым вы работаете, раздражает вас или вынуждает вас страдать, поднимая в вашей памяти крайне неприятные для вас пласты информации, то знайте – он работает, и можно со всей уверенностью заявить, что это хороший психолог.

Таким вот образом, друзья, устанавливаются якоря или как это еще называется, происходит якорение. Конечно далеко не все примеры, которые могут создать у вас полную картину о якорении мы рассмотрели, но как и касательно всего остального, к этому вопросу мы тоже будем возвращаться, рассматривая конкретные ситуации и различные способы управления поведением человека, психологию ведь изучаем в конце концов.

В последующих статьях мы обязательно затронем вопрос снятия якоря, способы распознать применяемую подобным образом манипуляцию в отношении вас, а также возможность ей противостоять. Главное, помните, что все необъяснимое, случайное, неожиданное, непонятное и необычное, происходит в жизни тех людей, которые многого не осознают из того, что с ними происходит. А там где нет осознания, работает внушение. В бессознательной жизни есть только один приятный момент – это приятная неожиданность, хотя неприятных неожиданностей, как правило, больше. А вот в жизни человека понимающего и осознающего, приятных моментов всегда больше, поскольку он сам их себе создает.

Результаты исследования карьерных ориентации с помощью методики «Якоря карьеры»

Концепция «карьерных якорей» была разработана профессором менеджмента Эдгаром Шейном, профессором менеджмента, занимающимся вопросами карьеры и организационных перемен в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT).

«По мнению Шейна, «карьерные якоря» -- это ряд представлений сотрудника о себе, определяющих выбор карьеры. Они развиваются с течением времени и становятся все прочнее по мере накопления жизненного и рабочего опыта. По «якорям» можно предсказать, какой вид карьеры окажется для человека наиболее удовлетворительным. Шейн пишет, что его выбор метафоры якоря обусловлен тем, что нам свойственно чувствовать себя несчастными и «стремиться обратно в безопасную гавань», если оказалось, что работа не соответствует нашему образу себя. Шейн выделяет восемь самостоятельных «карьерных якорей». Первые четыре относятся к ведущему мотиву или потребности, следующие два связаны с ощущением своей компетентности, а последние два -- с конкретными ценностями:

ѕ автономия / независимость: потребность ощущать себя свободным и независимым;

ѕ безопасность / стабильность: потребность в карьере, которая обеспечивает длительную стабильность и надежность;

ѕ предпринимательское творчество: представления человека о себе опираются на его способность создать собственное предприятие;

ѕ вызов: потребность преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия;

ѕ техническая / функциональная компетентность: потребность

ѕ быть лучшим в какой-либо области;

ѕ общая компетентность руководителя: люди, которые оценивают себя по способности управлять другими;

ѕ служба или преданность: потребность выразить преданность любимому делу через профессиональную карьеру;

ѕ образ жизни: желание интегрировать работу в повседневную жизнь».

На основании данных положений была создана методика для изучения карьерных ориентаций. Результаты изучения карьерных ориентаций у сотрудниц ОВД отражены на рисунке 4 и в Приложении 2.

У 21% сотрудниц ОВД выражена такая карьерная ориентация как профессиональная компетентность. Данные сотрудницы ориентированы на развитие своих способностей и навыков в областях, непосредственно связанных с их специальностью. Важнейшими критериями карьеры для них является постоянное совершенствование их опыта и знаний и признание их профессионализма. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Так как они талантливы и любят, что к ним относятся как к знатокам своего дела, люди этой категории испытывают чувство причастности, возникающее из содержания их работы, развивают и совершенствуют свои навыки.

Рис.5.

Менеджмент является ведущей карьерной ориентации у сотрудниц ОВД 3%. Эти сотрудницы рассматривают свою специализацию как ловушку и признают, что важно знать несколько функциональных областей. Они развивают знания и опыт на уровне своего своей отрасли. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами.

На стабильность работы ориентированы 16% сотрудниц ОВД. Эти женщины испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения, Отличаются невысоким уровнем притязаний.

На стабильность места жительства ориентированы 7% сотрудниц ОВД. Для них важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для них неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.

Служение является ведущей ценностной ориентацией для 19% сотрудниц ОВД. Данная категория описывает женщин, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели.

У 27% сотрудниц ОВД ведущей карьерной ориентацией является вызов.Эти женщины считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Для одних вызов представляет более трудная работа, для других это конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять.

Интеграция стилей жизни ведущей карьерной ориентацией является у 7% сотрудниц ОВД. Для женщин этой категории карьера ассоциируется с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам.

Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено - карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно.

Автономия и предпринимательство как карьерные ориентации не выражены ни у одной сотрудницы ОВД.

Для начала, давайте, прежде всего, разберемся в том, что такое якорь. Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием. Так, когда мы слышим мелодию, которая звучала на нашем первом свидании, то мысленно мы непроизвольно переносимся в то самое время. И даже если и не делаем этого более или менее осознанно, то, как правило, погружаемся в него эмоционально. Эта мелодия как раз и является тем самым якорем, который запускает у нас целую цепь реакций.

Любые мысли, позитивные или негативные, расслабляющие или напрягающие нас, сопровождаются тем или иным эмоциональным фоном. А эмоции в свою очередь вызывают различные физиологические изменения, как то выброс гормонов и других активных веществ в кровь, замедление или учащение сердцебиения, дыхания, обмена веществ, напряжение или расслабление различных групп мышц. Т.о., на любое событие мы реагируем комплексно, задействуя все составляющие себя как человека: и психологическую и физиологическую (телесную).

Вот поэтому, когда мы мысленно или в большей степени эмоционально переносимся в то или иное событие, мы не просто думаем о нем или испытываем какую-то эмоцию, мы при этом изменяем свое физическое состояние. Если это событие радостное и приятное, то у нас наблюдается прилив сил, увеличение активности, улучшение мышечного тонуса. А негативное событие вызывает чувство подавленности, апатию, упадок сил. Бывало ли у Вас так, что вдруг ни с того ни с сего у Вас портилось настроение и Вы даже не понимали, почему это произошло? Скорее всего, это сработал какой-то негативный якорь, который связан с неприятным событием в Вашем прошлом. Вы услышали, увидели или почувствовали что-то, что вызвало у Вас переживания того времени, хотя и не смогли осознать, как это произошло. Т.е. сознательно Вы не обратили на этот якорь внимания, зато Ваше бессознательное его считало и отреагировало на него.

Точно так же, как нам не нужно участие нашего сознания для того, чтобы распознавать и считывать якоря, мы способны к неосознанной постановке таких якорей в своей психике. Так, пример с мелодией является как раз таким неосознанным якорем, возникшим у нас непроизвольно. Неосознанные якоря возникают у нас в психике в двух случаях: при частом повторении (то, что Павлов назвал условным рефлексом) или при одноразовом, но очень сильном переживании. В этом случае, как и всегда, действует такое правило: чем меньше наше эмоциональное вовлечение, тем большее количество повторений нам нужно для того, чтобы закрепить реакцию. Вспомните, когда Вы учились в школе, то какую информацию запоминали быстрее и легче: ту, что интересна или ту, которая никак Вас не задевала? То же самое касается и неосознанного запоминания нашей реакции, которое мы назвали якорем.

Но мы можем ставить себе якоря и вполне осознанно. Возникает вполне закономерный вопрос: а для чего нам это делать? А вес дело в том, что якоря являются теми самыми доступными нам пусковыми кнопками, которые способны запустить скрытые ресурсы нашего организма. Так, в какой-то трудный жизненный момент, когда нет ни сил, ни желания что-то делать, сильный позитивный якорь способен изменить нашу внутреннюю программу, перенастроив ее на новый лад. Ведь все знают, как трудно бывает отвлечься от негативных мыслей и переключиться на что-то хорошее. А якорь открывает нам доступ к тем внутренним ресурсам, которые делают это практически автоматически. Якорь способен сообщить нам дополнительные силы, когда они уже на исходе, поднять настроение, возродить угасший интерес, придать уверенности в волнительной ситуации (экзамен или публичное выступление) и даже поможет преодолеть фобию.

Для того, чтобы заякорить ресурс из своего прошлого и сделать его доступным для какой-то ситуации в будущем, нужно проделать следующие шаги:

1.Определите ту ситуацию, для которой Вам нужен дополнительный ресурс.

2. Определитесь с тем, какой именно ресурс Вам нужен. Например, Вам предстоит экзамен, и Вы хотели бы чувствовать себя увереннее.

3. Убедитесь в том, что именно этот ресурс Вам и нужен. Это можно сделать, задав себе вопрос: Если бы у меня был этот ресурс, я бы действительно им воспользовался или нет? Если Вы ответили утвердительно на этот вопрос, то переходите к следующему пункту. Если Ваш ответ отрицательный, вернитесь к предыдущему этапу.

4. Вспомните то событие в своей жизни, когда Вы наиболее ярко переживали нужное Вам ресурсное состояние.

5. Выберите, какие якоря Вы будете использовать, для того, чтобы вызвать у себя это ресурсное состояние в будущем. Это могут быть якоря одного или нескольких видов: картинка, звук, прикосновение. Чаще всего используют прикосновение или жест, поскольку их наиболее легко и незаметно можно повторить в любой нужной ситуации. При выборе якоря важно соблюсти 2 правила: во-первых, якорь не должен иметь еще какое-то значение, помимо того, которое Вы ему придадите, т.е. распространенные жесты лучше исключить, во-вторых, он должен быть легко воспроизводим. Но наиболее сильны и эффективны якоря, которые задействуют сразу несколько каналов восприятия, т.е. звук подкрепляется картинкой и движением.

Выбранный якорь необходимо воспроизвести несколько раз, для того, чтобы выработать у себя необходимый навык. Ведь дело в том, что якорь будет работать только тогда, когда он будет повторен в абсолютной точности и полном соответствии с первоначальным выбранным образцом.

6. После того, как Вы выбрали и несколько раз отрепетировали якорь, самое время войти в необходимое Вам ресурсное состояние. Для этого перейдите в другое место и в своем воображении представьте те переживания, которые хотите у себя закрепить. В примере с уверенностью представьте ситуацию, когда Вы испытывали абсолютную уверенность в собственных силах. Представьте ее во всех красках и деталях. Прочувствуйте, что Вы видели и слышали в этот момент, в каком положении находились, что ощущали в теле. Пусть эта мысленная картинка будет наиболее яркой и насыщенной, на какую Вы только способны. Погрузитесь в эти воспоминания полностью, пусть они Вас наполнят, охватив Вас целиком.

7. В тот момент, когда Ваши воспоминания достигнут своего пика, поставьте якорь или несколько якорей (зрительный, слуховой, тактильный). Пробудьте в этом состояние столько времени, сколько захотите, а потом плавно выйдите из него.

8. Теперь проверьте, закрепился ли Ваш якорь. Для этого, воспроизведите тот якорь, который Вы поставили на пике своих переживаний. Этот якорь должен вновь перенести Вас в это состояние. Если этого не произошло или Ваши переживания недостаточно интенсивны, повторите шаг 7.

9. И, наконец, финальная проверка того, насколько этот якорь эффективен. Для этого выделите тот сигнал, по которому Вы определяете, что приближается проблемная ситуация. Например, в примере с экзаменом у Вас начинает нарастать тревога, учащается сердцебиение, возникает испарина. Войдите в это состояние, а затем воспользуйтесь поставленным якорем. Какой получился результат? Вам удалось полностью избавиться от тревоги и почувствовать уверенность в себе или лишь немного снизить уровень тревоги? Если так, то Вам, возможно, понадобится несколько ресурсных ситуаций, для того, чтобы преодолеть свою тревогу.

Следуя этому алгоритму, Вы можете закрепить на разные якоря несколько разных ресурсов. Так, удобно закреплять различные ресурсные состояния, каждое на своем пальце. Но можно также завязать все эти состояния на один палец. Такая техника получила название Накачка ресурсов.

Чем чаще Вы будете практиковаться в технике якорения ресурсов, тем более легко и быстро Вы сможете ее использовать в нужных ситуациях. Выше описано то, как ставить позитивные якоря, но точно также можно поставить себе и негативный якорь.

Пример негативного якоря , метода НЛП Ричарда Бендлера с супружеской парой:

Перед началом своего сеанса, Бендлер, зайдя в комнату, где принимал пациентов, сказал, что его, как городского жителя, здесь в деревне многое поражает. И затем поведал им вымышленную историю о том, как вчера в его гостиную заползла змея, и красочно описал, как это было ужасно. При этом он взглядом как бы прослеживал путь змеи, проходящий позади кресел пациентов. Затем, когда уже начался сеанс психотерапии, и супруги начинали спорить друг с другом, он воспроизводил то самое движение глаз, символизировавшее движение змеи, что заставляло супругов каждый раз прекращать спор. К концу сеанса супруги уже и не пытались спорить друг с другом, поскольку теперь спор у них ассоциировался с их чувствами к змеям. Вот так негативный якорь позволил отучить супружескую пару от неэффективного метода решения споров, что позволило им в дальнейшем выработать другие, более продуктивные формы взаимодействия.

Метод якоря достаточно прост в исполнении и ему может научиться практически каждый. При этом, он весьма эффективен и позволяет решить множество разных задач: быстро поднять настроение, снять тревожность и придать уверенности, избавиться от страхов, помочь расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в общем войти в любое эмоциональное состояние, в котором мы хотим находиться в данный момент времени. Он может также помочь Вам избавиться от вредных привычек. В общем, метод якоря позволит Вам лучше управлять своей жизнью и быстрее и легче достигать поставленных целей.

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...