Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Коллаборационисты в ссср во время войны. «Русский» коллаборационизм: апофеоз безволия

Игорь Чубайс, доктор философских наук, историк и основатель дисциплины "Россиеведение", вызывает, пожалуй, не меньше споров и разносной критики, чем его младший брат, с которым Чубайс-философ давно не общается.

Его книги "Разгаданная Россия" и "Российская идея" на фоне сегодняшнего пессимизма в отношении традиционных отечественных ценностей выглядят вполне оптимистично: Чубайс доказывает, что никакого исторического проклятия над нами нет, что тысячелетний российский путь был в числе самых успешных на континенте, пока не случилась катастрофа 1917-го, перевернувшая страну с ног на голову.

И когда мы осознаем, что 90 лет скитаемся на обочине, когда поймем, что СССР и пост-СССР – это не Россия, когда вернемся и продолжим свой маршрут, мир нас опять примет, а мы обретем сами себя.

ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ЭКОНОМИКИ НЕ БУДЕТ

– Начну с вопроса, который больше всего меня волнует сегодня: Путин – это некто вроде Юлиана-отступника, петля в историческом пути России или возвращение на наш традиционный путь, к исконным ценностям?

– Путин? Какое отношение он имеет к России? Режим, в котором мы сейчас живем, – продолжение СССР в ухудшенном, обедненном варианте. Здесь нет высших целей, нет мифа про коммунизм, но власть остается в руках самоназначаемых чиновников, которые, как и раньше, остаются вне контроля общества и обслуживают себя, а не страну. Сравнение Путина с Гитлером тоже некорректно: при Гитлере плохо было евреям, цыганам, но немецкое население Германии как сыр в масле каталось. При Путине плохо именно России и россиянам, страна угасает у нас на глазах.

Есть такой замечательный, известный за рубежом экономист – Владимир Квинт, – знаете его? В том и беда, что не знаете: Владимир – иностранный член РАН, к его прогнозам прислушиваются в Европе, в Штатах, это ведущий в мире эксперт по экономическому стратегированию.

В 1990-м он предсказал распад СССР.

Три года назад он показал, что к 2017 году, если не начнутся глубокие реформы, российская экономика остановится, прекратятся поступления в бюджет. Да уже сейчас малый и средний бизнес почти исчез, бегство капитала увеличивается, реальные доходы граждан падают, а сборы, штрафы, налоги растут в разы!

В 2016 году нас ждут думские выборы в имитационный парламент. Ведь в России нет, как при традиционной демократии, системы сдержек и противовесов, у нас действует "вертикаль власти", и парламент – не место для дискуссии, как, впрочем, и больница – не место для лечения… Через два года, когда грянут "отложенные кризисы", выборы с "административным ресурсом", а по-русски – с фальсификациями, никого не устроят.

– Тогда почему все сейчас в таком восторге? Такие рейтинги?

– Это не рейтинги общественного мнения, это измерение эффективности пропаганды! На самом деле важен другой показатель – мнения так называемых opinion makers, людей, к которым прислушиваются. В последние пятнадцать лет лидеров мнения вытеснили из СМИ… Но сегодня уже все российское искусство, кроме двух персонажей – Михалкова и Бондарчука, оппозиционно. А пассивная часть общества на любой вопрос отвечает то, что слышит по телевизору.

– По-моему, вы все-таки преувеличиваете мощь пропаганды. Ей верят, пока она совпадает с собственным тайным настроем...

– Тайный настрой всегда похож. Всякая пропаганда льстит чувству национальной исключительности. Немцы были нацией с огромной интеллектуальной традицией, томики Канта и Гегеля были почти в каждом доме. Между тем после тридцать третьего года у них значительно снизилась критичность к собственной власти и к самим себе; а пять лет спустя она исчезла вовсе, за ничтожными исключениями. И все это сделала пропаганда – идею judenfrei поддерживала почти вся интеллигенция, причем не только в Германии.

– Но разве Путин не опирается на ту самую российскую матрицу?..

– К российской матрице, или, выражаясь точнее, к российской идее, это никакого отношения не имеет: в начале ХХ века, когда страна уверенно выходила в мировые лидеры, эта идея как раз реформировалась.

Сегодня считается, что основа империи – непрерывный территориальный рост, тогда как на деле последние проявления российской экспансии в Европе – это начало ХIХ века, потом была война на Кавказе.

А в конце второй трети позапрошлого столетия присоединения закончились. Александр III уже не воевал вовсе. Начался переход от стратегии собирания земель к философии обустройства и качественного роста.

А многие сегодня в упоении от нелепой территориальной экспансии в Крыму, тогда как никакого обустройства громадной и фактически бесхозной территории не происходит.

Нынешняя власть, объявив о правопреемстве с СССР, с тоталитарным, неправовым государством, сделала себя нелегитимной.

Режим не получил законное "право на власть" ни от Бога, ни от чуровских выборов, нет даже исторической легитимации – как только "гайки ослабевают", люди выходят протестовать и заявляют о непринятии существующих правил.

За 95 лет не произошло "исторического привыкания". Как писал А. Солженицын, Советский Союз соотносится с исторической Россией, как убийца с убитым!

А теперь "совок" продолжает "постсовок".

В начале ХХ века Россия становилась промышленным гигантом, Европа писала о "русском экономическом чуде", был построен Транссиб, уже в конце ХIХ века Николай II запретил экспортировать сырую нефть, а через 120 лет мы живем за счет продажи сырья.

ПАРТИЗАН ПОБЕДИТЬ НЕВОЗМОЖНО

– Кстати, чем вы объясняете дикое остервенение, с которым Россия набросилась сначала на Майдан, а потом и на Украину в целом?

– Тем же, чем оккупацию Венгрии в 1956-м, ввод танков в ЧССР в 1968 году… Я, кстати, в августе 68-го протестовал против оккупации Чехословакии перед обкомом КПСС в Одессе, это то самое здание, где в мае погибли люди. Украина восстанавливает свою идентичность, становится свободной, возвращается в европейскую семью, она выходит из-под контроля квазирусского, а на деле антирусского режима. Скоро они проведут суд над компартией, проведут люстрацию и простятся с советским наследием. Кончится девяностолетний морок.

– Вернемся к Украине: может ли победить так называемая Новороссия?

– Не может, потому что огромное большинство украинского народа готово с этим бороться. Я в начале шестидесятых увлекался Кубой, учил испанский, с увлечением читал теоретические работы Че Гевары, он был не только практиком, но и мыслителем; в своей книге "Партизанская война" он показал, что победить гражданский протест, если его поддерживает народ, невозможно.

В украинской ситуации парадокс состоит в том, что украинская армия и нацгвардия поддержаны большинством населения – именно народ их обеспечивает. Посмотрите на социальные сети. Медикаменты нужны? – везут медикаменты; продовольствие? – поставляют продовольствие: генералы-то там не особо продвинутые… И если вдруг российская армия решилась бы войти на украинскую территорию – она бы столкнулась с народной войной, всерьез и до победы.

– Каково будущее Стрелкова, по-вашему?

– Он сам считает, что скоро погибнет.

– А если нет?

– Тогда убьют нас. Вам как больше нравится?

– А стать президентом он никак не может?

– Победить на честных выборах? Нет, за ним нет правды!

Никакой победы Кремля над Украиной не будет, и никакой эйфории по поводу Крыма в ближайшее время тоже не останется.

За все надо платить, и политик обязан просчитывать на пять ходов, на 10 лет вперед.

Нашим детям придется отдавать Крым, их обрекли на поражение.

Вы знаете, когда Германия закончила платить репарации за развязывание Первой мировой – в 2010 году!

Крым взят в противоречии со всеми законами – юридическими и человеческими. "Крымненаш", иначе придется вернуться в советские времена, когда весь мир шел не в ногу, а мы – в ногу. Вот и все объяснение.

А про окончательный развод с Украиной я бы говорить не торопился. Мне кажется, что после освобождения России – после того, как она скинет всю нынешнюю коррумпированную дрянь и восстановит свою идентичность – нам со свободной Украиной по пути.

И я бы не исключал, что в этой новой свободной стране столица будет в Киеве, если они нас не бросят... Ведь Киев – мать городов русских, почему бы не вернуться к истокам? Я же говорю: за все надо платить. А Москва не справилась.

МИРОВУЮ ВОЙНУ МЫ ПРОСКОЧИЛИ В 1991-м

– Как вы относитесь сегодня к Ельцину? Многие считают, что главная трагедия страны – его победа над Горбачевым, отсюда вытекают все нынешние проблемы.

– Корни нынешних бед – в непреодоленности последствий переворота 1917 года, главная геополитическая катастрофа ХХ века – не распад СССР, а разрушение Российской империи.

Ну а если вернуться в 1991 год… Пришел бы тогда к власти политик типа Путина – и мировая (даже не югославская) война была бы очень вероятна.

При Ельцине мы отделались чеченской войной, после Ельцина – украинской.

Ельцину было сложнее, но войны внутри СНГ он избежал.

А пожалуй, главный промах Ельцина в том, что он не создал класс собственников, номенклатура осталась хозяином страны, и именно за это мы расплачиваемся сегодня.

В 90-е вместо класса собственников создавался слой олигархов с одной стороны и бомжей – с другой, национальное достояние сосредоточилось в руках нескольких сот семей, сегодня разрыв между доходами десяти процентов самых обеспеченных и десятью процентами обездоленных – стократный. А в Европе нормой является дифференциация в шесть-семь раз.

– Но вы верите в то, что этот класс собственников можно было создать? С населением, не готовым ни к бизнесу, ни к конкуренции, ни к соблюдению законов?

– В Польше в результате реформ Бальцеровича он был создан. И в Венгрии создан, и Чехословакия ушла из-под нашего влияния вполне благополучно и разделилась, кстати, без проблем.

И Украина сейчас это сделает, хотя я отлично понимаю, что гадить ей будут по полной программе, мешать, в чем только можно. Не решившись на большую агрессию, не остановятся ни перед какими аморальными способами давления. Уверен, что Ющенко после отравления выжил только чудом.

– Вы верите в то, что реформы можно проводить, одновременно закручивая гайки?

– Только так их и нужно проводить!

Особенность российского реформаторства в том, что реформатор тут должен обладать очень большой властью, иначе и власть будет потеряна, и реформы остановятся.

Столыпин, к примеру, этой полнотой не обладал, ему постоянно норовили связать руки и обвиняли в диктаторстве. А он воевал только с террористами, одновременно предлагая эффективные решения действительных социальных проблем!

И общину он разрушал совершенно правильно – без отказа от общины в ХХ веке не могло быть развития. Толстой ему писал, что частная собственность на землю есть величайшее зло и что разрушение общины аморально. Столыпин отвечал уважительно и серьезно: "Бедность, по мне, худшее из рабств. Смешно говорить этим людям о свободе или о свободах. Сначала доведите уровень их благосостояния до той, по крайней мере, наименьшей грани, где минимальное довольство делает человека свободным. А это достижимо только при свободном приложении труда к земле, то есть при наличии права собственности на землю". Ну и кто прав, а кто безнадежный идеалист? Столыпину не хватило нескольких лет или даже месяцев, чтобы похоронить саму идею революции в России.

Русская традиция прервалась в семнадцатом, не возродилась и не восстановилась после девяносто первого, и пока мы не подведем черту под советчиной – она не восстановится. Мы остаемся в имитационном квазигосударстве, не имеющем правовой основы, не имеющем цели и программы будущего.

Существующая система также сознает, что может сохраняться только в ценностном вакууме, – почему сегодня нет ни героев, ни антигероев, нет ни одного настоящего учебника истории. История ХХ века вообще не написана – она переписывается каждое десятилетие сообразно нуждам момента. Правда, В. Ключевского и С. Соловьева переиздают 150 лет, это настоящая история, ведь в досоветской России цензура исторических исследований была запрещена.

РОССИЯ СИЛЬНА СВОИМ МАСШТАБОМ

– Вам не кажется, что кратчайший путь к выходу из русского круга – все-таки слом централизации, пирамидальной власти? Пока Россия так огромна и так централизована – здесь нельзя управлять иначе.

– То есть вы предлагаете ее территориально разорвать?

– Я ничего не предлагаю, в наше время предлагать опасно. Есть сторонники федерализации, они предлагают, не будем называть имен...

– Федерализация или разрыв? Это важно. Один историк, проживающий в Штатах, выступал в одном из столичных университетов с предложением отделить Сибирь, Урал, сделать маленькую европейскую Россию...

Я спросил его: если бы я выступал в Штатах и предложил отделить Техас или Калифорнию – успел бы я дойти до выхода из аудитории или повязали бы прямо там?

С какой стати я должен лечить головную боль гильотиной? Или вы думаете, что Тверскую губернию, не приведи Господи, после ее "суверенизации" кто-нибудь вообще заметит на карте мира? Россия сохраняет свой потенциал, пока она огромна. Придет время, и мы этот потенциал реализуем. Никогда еще распад не снял ни одной проблемы. И на каком основании, по каким границам делиться? Раздача максимума власти на места – это другое дело, это давно пора осуществить; но говорить, что сам масштаб территории предопределяет пирамидальную власть... Напротив, на этой огромной территории как раз естественно уйти от неадекватной централизации, стратегические вопросы – для центра, региональные – на места, их из Москвы не решить!

– Вы говорите, что с сырьевой экономикой надо покончить, а какую промышленность здесь надо развивать в первую очередь?

– Всю. У России есть в резерве вся таблица Менделеева, первые на планете ресурсы пресной воды, практически неисчерпаемые запасы нефти, гигантские необработанные земли, и если, скажем, Андрей Паршев в книге "Почему Россия не Америка" отказывает нам в эффективности экономики из-за суровости климата – мы действительно северней Штатов, – он упускает из виду, что Америка на кондиционирование помещений летом тратит втрое больше, чем вся Россия на отопление зимой. Если наши природные запасы начать перерабатывать… Пропилен, продукт шестого передела нефти, в 1000 раз дороже сырой нефти – за несколько лет можно избавиться от нищеты и построить еще одну Россию!

– Хорошо. А кто будет выполнять всю эту прекрасную работу по возрождению страны?

– О лидерах помалкивают, но они есть, от Явлинского до Касьянова, отличного, кстати, экономиста и порядочного человека. И потом, говоря о народе и его растленном состоянии, все почему-то исключают из этого народа лично себя: разве вы не готовы возрождать, работать, верить, в конце концов? Ведь чувство безнадежности – оно не для нашего народа: как только появится определенность и обозначатся ориентиры – всем станет ясно, зачем жить. Нужно другое телевидение, другие СМИ!

– А в истории советского периода были какие-то светлые моменты?

– Вы никогда не задавались вопросом, почему Хрущев вынужден был разоблачить культ Сталина? Сталинизм был осознан как тупик, это осознание пришло после двух масштабных восстаний в лагерях в Норильске и Воркуте летом и осенью 1953 года. В Норильске бастовали порядка 20.000 человек, в воркутинской зоне на город пошли, захватив оружие, примерно 100 тысяч зэков. Большинство из них составляли политические – бандеровцы и власовцы.

Хрущев быстро все понял и начал закрывать лагеря. Революция зэков многое изменила. А вслух про Сталина сказали только на ХХ съезде, который был придуман как обычная политическая мифология и попытка присвоить партией несуществующие заслуги.

И после самой страшной ночи наступает рассвет!

Родился 26 апреля 1947 года в Берлине. Отец - Борис Матвеевич Чубайс (15 февраля 1918 года - 9 октября 2000 года) - участник Великой Отечественной войны, полковник, после выхода на пенсию преподаватель марксизма-ленинизма Ленинградского горного института. Мать - Раиса Ефимовна Сагал (15 сентября 1918 года - 7 сентября 2004). После окончания войны Борис Чубайс вместе с женой некоторое время жили в побеждённой Германии. Потом дивизию, где служил отец Игоря, расквартировали в Лядищах (Борисов). Там родился его младший брат - Анатолий Борисович Чубайс. В начале 1960-х семья переехала из Борисова в Одессу

В 1972 году закончил философский факультет Ленинградского государственного университета.

Вступил в КПСС при поступлении в аспирантуру Института социологии академии наук СССР в Москве, после предупреждения о невозможности обучения беспартийных.

В 1978 году закончил аспирантуру Института социологии, защитил кандидатскую диссертацию о польской социологии телевидения.

С 1980 по 1997 - доцент кафедры философии ГИТИСа.

В 1987-1990 годах был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений «Перестройка» и «Перестройка-88». В 1988-1990 годах являлся членом Московского Народного фронта. В 1989 году был исключён из КПСС за «деятельность, направленную на раскол партии».

В 1990 году Игорь Борисович стал «отцом-основателем» Демократической платформы в КПСС, а затем (после недолгого пребывания в Республиканской партии) входил в бюро Политсовета Народной партии России.

Весной-летом 1991 года присоединил Московскую организацию НПР к коалиции пяти партий «Демократическая Москва» и участвовал в создании Коалиции демократических сил Москвы, направленной против руководства «Демократической России».

Главный редактор журнала (альманаха) «Новые вехи».

В 2000 году защитил докторскую диссертацию по проблеме новой российской идеи и идентичности.

В 2006-2007 годах - ведущий программ радио «Говорит Москва».

Активный член созданного в декабре 2006 года Фонда «Возвращение».

В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

С 2010 года ведущий нескольких радиопередач на радиостанции Русская служба новостей.

В настоящее время:

  • директор Межвузовского центра по изучению России в составе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
  • декан факультета россиеведения Института социальных наук

Семья

Женат. Дочь окончила юридический факультет Института экономики и права.

Государственно-политическую деятельность брата Игорь Чубайс не одобряет и не общается с ним.

Библиография

  • «От Русской идеи - к идее новой России» (1996)
  • «Россия в поисках себя» (1998)
  • Учебник «Отечествоведение», 2003, вместе с группой сотрудников
  • «Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами», Москва: АиФ Принт, Столица-Принт, 2005 ISBN 5-94736-074-8, 5-98132-071-0. Награждена премией «Словесность» Союза литераторов РФ.

Игорь Чубайс: "В советское время я ощущал национальное давление и никогда бы публично не сказал, что я - еврей"

Евгений КУДРЯЦ

Беседа с публицистом и россиеведом Игорем Чубайсом

Наш сегодняшний гость Игорь Борисович Чубайс - российский философ и социолог, доктор философских наук, автор многих научных и публицистических работ. Инициатор введения в российскую систему образования нового предмета «Россиеведение». Декан первого в России факультета россиеведения в Институте социальных наук. Член правления Союза литераторов России. Участник многих политических ток-шоу на различных российских телеканалах, где всегда занимает жесткую антикремлевскую позицию, за что постоянно подвергается остракизму и критике со стороны ведущих и политических оппонентов. Ярый противник политики России по отношению к Украине, в связи с событиями на Донбассе и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, которое он считает аннексией. 26 апреля Игорю Чубайсу исполнилось 70 лет. Накануне этой даты с юбиляром побеседовал наш корреспондент.

- Игорь Борисович, вы родились в Берлине, так что вполне символично и закономерно, что накануне юбилея вы даете интервью именно изданию, которое выходит в столице Германии. Расскажите, пожалуйста, немного о своих детских годах.

В Берлине я прожил ровно год. Мой отец (Борис Матвеевич Чубайс, 1918-2000. - Е.К.) после окончания войны продолжал служить в армии. Он воевал с первого дня, а последний день войны встретил в Праге. Потом он служил в Европе: в Венгрии, в Германии, куда перевез из Москвы свою жену - мою маму. В 1947 г. родился я и первые шаги делал по немецкой земле. Вообще, я много раз был в Германии, но уже во времена перестройки: гостем на съездах Социал-демократической партии в Западном Берлине и Бремене, несколько месяцев работал в Центре по изучению Восточной Европы в Бременском университете, на радио «Свобода» в Мюнхене…

- А кем была ваша мама?

С мамой (Раиса Ефимовна Сагал, 1918-2004. - Е.К.) у меня, увы, были очень сложные отношения. Ее уже давно нет, но я вспоминаю эти трудности до сих пор… Мама со своими родителями приехала в Москву из Могилева в раннем детстве, окончила здесь школу и институт, потом вышла замуж за моего отца, ставшего к тому времени профессиональным военным, и в 1940 г. они уехали в Литву, оккупированную Красной армией. Когда началась война, маме удалось бежать из Алитуса и вернуться в Москву, а отец, как я уже говорил, воевал. После окончания войны родители разъезжали по воинским частям, вдалеке от крупных городов. Потом папа учился в Москве в Академии им. Ленина, затем мы жили в Белоруссии, потом - в Одессе и во Львове. Я еще не сказал, что отец окончил адъюнктуру - военную аспирантуру - и защитил кандидатскую диссертацию, после чего работал на кафедре в военном вузе. Последнее место его работы - заведующий кафедрой марксизма-ленинизма в одном из вузов Ленинграда.

- А у вашей мамы была какая-либо профессия?

- У нее было высшее экономическое образование, но она очень недолго работала по специальности, потому что семья постоянно переезжала.

- Могли бы вы сравнить антисемитизм во времена СССР и в постперестроечное время? В этой связи можно вспомнить недавние вполне одиозные и недвусмысленные высказывания депутатов Государственной думы РФ Петра Толстого и Виталия Милонова. Как вы считаете: с тех пор что-то в этом вопросе принципиально изменилось?

Вы знаете, вообще жизнь в СССР, как многие догадываются, это ситуация, когда вас заставляют быть несвободным человеком в несвободном государстве. Самое острое воспоминание в этом ряду - 21 августа 1968 г., оккупация Чехословакии. 23 августа я вышел протестовать на площадь перед обкомом партии в Одессе. Именно в политическом отношении я испытывал предельно жесткое давление. Что касается национального вопроса, здесь многое зависело от семьи. Моя мама - еврейка, у папы предки - прибалты, русские и евреи, но поскольку он был политработником, национальный вопрос у нас вообще не звучал, и я оставался вне этой темы. Контекст и рефрен был такой: «Мы - советские люди», хотя полностью избежать проблемы не удавалось…

- В чем же конкретно это выразилось?

Вспоминаю далекий 1952 г. Мне было всего пять лет, но произошедшее навсегда осталось в памяти. Мы жили в Москве, отец учился в академии, в это время началась борьба с космополитизмом, затронувшая очень многих людей… Брат моей мамы, дядя Боря, - красивый и крепкий мужчина, проработавший всю войну на военном заводе, а после войны - мастер на автозаводе им. Лихачёва, который тогда носил имя Сталина. Дядя Боря пришел к нам и… плакал, говоря о том, что его теперь сошлют. Он не знал, что будет дальше. Эта картина надолго засела у меня в памяти. Но все обошлось: его не сослали, а через некоторое время борьба с космополитизмом закончилась. Отец все это как-то демпфировал, и я привык к тому, что он - абсолютно честен и справедлив. У меня эта проблема выразилась весьма своеобразно: в советское время я ощущал национальное давление и никогда бы публично не сказал, что я - еврей, я бы ушел от такого разговора.

- В советское время вообще не было принято афишировать национальность, тем более тем, кто относился к национальным меньшинствам. Но почему-то на излете СССР - в 1990-е - наступил некий всплеск антисемитизма, когда появились чернорубашечники, Макашов, Баркашов, РНЕ и им подобные черносотенные организации. Чем вы это можете объяснить?

Я это все ощущал немного иначе. Национальная проблема для меня выражалась в том, что я бы ни с кем не стал это обсуждать. Когда ты ничего не можешь изменить, проблема уходит в подсознание. Но во время перестройки происходило другое: это не было взрывом какого-то антисемитизма или национализма. По головам людей 70 лет ходил тоталитарно-цензурный каток, который не давал ничему расти, и вдруг этот пресс убрали, и оказалось, что мы различаемся по национальности. Стали проявляться самые разные вещи, о которых прежде вообще нельзя было говорить. Оказалось, что у нас есть секс, что в советское время отрицалось. Проявилось и что-то национальное: еврейское и антиеврейское, семитское и антисемитское.

- А что происходит сегодня в этом вопросе?

Если говорить о сегодняшнем дне, то, на мой взгляд, никакого государственного антисемитизма теперь нет, это надо признать. Сегодня еврей в России может занимать любую должность, и никто не будет ограничивать его из-за того, что он еврей. Правда, существует ограниченный бытовой антисемитизм. Проблема в другом: наше квазигосударство, созданное в 1917 г., постоянно находится в кризисе. Выйти из кризиса можно либо демонтировав всю систему, либо найдя «козла отпущения». Вся история СССР и пост-СССР - это история борьбы с антисоветчиками, с контрреволюционерами, с диссидентами, с сионистами - кто только не мешал нашей любимой родине построить рай на земле. Но рай так и не построили. И сегодня мы находимся в ситуации, когда кризис крайне обострился, вполне возможно, что в ближайшем будущем произойдут изменения всей госсистемы. Но пока власть непрерывно выдумывает каких-то врагов - иностранных агентов, национал-предателей… Закрытость системы - это страшная опасность, это показатель ее деградации.

Это значит, что наши идеи никто не принимает и «их» идеи нам принять запрещено. В таком контексте возобновляется попытка возродить старую «игру» в антисемита. Петр Толстой, которого я немного знаю, так как не раз участвовал в его телепрограммах, - человек очень странных взглядов. Всем понятно, что абсолютное большинство людей, выкрикивающих: «Слава Путину!», - просто продажные и коррумпированные лжецы, которые таким образом себя страхуют. Но говорят, что Толстой - другой человек, что он это (речь о фразе Толстого о «выскочивших из-за черты оседлости с наганом в 17-м году». - Е. К.) выкрикнул, а Володин (председатель Госдумы РФ. - Е.К.) его поддержал. Похоже, происходит прочистка старой технологии на новом витке кризиса.

- Насколько я знаю, вы являетесь автором термина «россиеведение». Вы можете немного рассказать нашим читателям об этом?

Да, с удовольствием. Но должен уточнить, что, к сожалению, автор этого термина - не я. В большинстве стран мира система образования решает три задачи: специальные знания, используемые в конкретной профессии; знания для общего развития (например, изучение иностранного языка) и, условно говоря, идеологическое или патриотическое воспитание. Американцы изучают американоведение (American Studies), в Индии изучают индиеведение, в Австралии - австралиеведение. В Евросоюзе, где вы живете, есть не очень распространенный курс, который называется «европоведение». В этом смысле «россиеведение» - это общая традиция. А само это понятие ввел Дмитрий Иванович Менделеев - не только химик, но и россиевед. Правда, в советское время его работы по россиеведению не издавались, любое знание о стране, кроме марксизма, изуродованного ленинизмом, пресекалось. Россиеведение - это совокупность всех социальных наук, которые изучают Россию: литературоведение, этнография, статистика России и, конечно, история России и ее философия. Поскольку у меня философское образование и я все время занимался социальными проблемами, то после краха советской системы в 1991 г. я решил не идти во власть, хотя многих там знал и поэтому лично предупредил Бориса Ельцина о покушении в январе 1991 г. Туда пошел мой брат (Анатолий Чубайс; государственно-политическую деятельность брата Игорь Чубайс не одобряет и с ним не общается. - Е.К.), и я наивно думал, что он все сделает, поэтому решил вернуться в науку и занялся россиеведением.

Если по-настоящему изучать Россию, очень многое проясняется. Становится понятно, что система, в которой мы живем сто лет, - тупиковая и бессмысленная, ее необходимо как можно скорее демонтировать. Сознавая эту ситуацию, власти ввели в школах не россиеведение, а «основы православной культуры», т.е. изучение России, но в отраженном свете - через православие. Православие и Россия - вещи близкие, но вовсе не синонимичные. 15 лет назад я получил заказ из Калининградской области от Лазаря Фуксона, который тогда был начальником областного управления образования. Лазарь понимал, что Калининград находится на отшибе, поэтому там нужно укреплять чувство родины. Он прочитал некоторые мои работы и заказал учебник «Отечествоведение», который я написал. По нему обучались в 42 школах, но потом в Калининграде сменился губернатор и, соответственно, все это «безобразие» прекратилось.

Тема вашей кандидатской диссертации - «Воздействие телевидения на формирование общественного мнения на материалах ПНР и СССР» - сегодня не просто актуальна, но и вообще - тема № 1. Я смотрю российские политические ток-шоу, и у меня создается ощущение, что есть специальная методика, в соответствии с которой люди в студии начинают говорить одновременно, из-за чего растет напряжение и при этом телезрители вообще теряют какую-то нить повествования. Вы принимаете участие в подобных программах и все видите изнутри…

Да, существует ряд приемов, которые хорошо заметны мне как человеку, профессионально занимавшемуся социологией телевидения и бывающему на отечественных телеканалах. Могу назвать некоторые из них. Мало кто знает, что «масссовка» в студии полностью управляема: сзади прячется режиссер зала, который дает команду: «хлопать» или «гудеть и не одобрять» и т.д. Так за «реакцию общества» выдается жесткая цензурная линия, причем массовка, в отличие от экспертов-оппонентов, получает за это деньги. При этом учитываются и другие телеправила…

- Какие, например?

Если участники ток-шоу в один голос начнут кричать «Слава Путину!», через пять минут зрители выключат телевизоры: на это будет невозможно смотреть. Но смотреть программу можно, если два-три эксперта пытаются оппонировать и высказывать альтернативную точку зрения. Однако когда вы высказываетесь против, вам постоянно мешают, вас сбивают. Вы оказываетесь в сложном положении. Хотя мне удавалось в прямом эфире гаркнуть «Слава Украине!» или, чем я до сих пор горжусь, разоблачить несколько фальсификаций.

Один раз со мной рядом посадили кагэбэшного генерала Здановича, который стал меня заговаривать. Тогда я пару минут в полный голос повторял: «Это - цензура КГБ! Это - цензура КГБ». Он не знал, как реагировать - продолжать или прекратить, и чем больше он говорил, тем дольше оказывался в глупом положении. Еще один метод, который тоже используется: когда вы говорите в полный голос и довольно убедительно, в ходе трансляции передачи можно снизить громкость вашего голоса и пустить какую-то звуковую помеху. Я иногда начинаю выступление предупреждением: «Мне не дадут сказать, меня сейчас будут глушить», после чего ведущий вынужден дать мне хотя бы минуту, но при этом он все равно меня сбивает.

- Следующая тема касается внесистемной оппозиции, хотя этот термин не всем нравится. Как вы думаете, почему в 2011 г. «Болотная» «захлебнулась»? С тех пор прошло почти шесть лет, и уже можно делать какие-то выводы…

Я думаю, что создать в субтоталитарном государстве независимое и мощное гражданское движение почти невозможно. Правда, уже лет восемь я веду гражданский дискуссионный клуб «Россия». Нам регулярно приходится менять помещение, к нам приходила полиция, меня выводили на улицу, но мы приняли определенные правила, которые позволяют самосохраняться. А вот создать какое-то политическое объединение чрезвычайно сложно, потому что это сфера контроля ФСБ. Без этих трех букв государство не может существовать. Кроме того, в наши головы вбито большое недоверие почти на подсознательном уровне, и, с кем бы я ни общался, я всегда думаю: «А может быть, он не совсем искренен?»

С человеком нужно очень долго поддерживать отношения, чтобы возникло доверие… Совсем недавно я пришел к печальному выводу: один из тех, с кем я дружил еще во время перестройки, кто много лет был в демократическом движении, и мне казалось, что мы вместе, выполнял «определенное поручение». Конечно, у меня по этому поводу нет никаких документов, но я в этом уверен и меня никто не переубедит, потому что такую глупость, которую этот человек сегодня говорит об Украине, может сказать только тот, кто находится «при исполнении».

- В прошлом году вы издали сборник статей под названием «Чубайс против Путина». Насколько реальным, по-вашему, является рейтинг Путина, достигающий космических 86%? Есть ли в российском обществе реальная поддержка президента со стороны огромной части населения либо это - сплошные выдумки и кремлевская пропаганда?

- Когда речь идет об официальных цифрах, заявлениях и обещаниях, доверять можно только тому, что проверяемо. Поэтому я не доверяю тому, что нельзя проверить. Власти могут сказать все, что захотят, и самый страшный пример, который подтверждает мои слова, это то, что произошло в середине февраля и не вызвало большого резонанса.

- О чем идет речь?

Важно другое: у нас изучается не общественное мнение, а эффективность пропаганды, и это - совсем иная субстанция. Речь здесь идет не об углубленных представлениях людей, имеющих определенный уровень подготовки, а о пропагандистском манипулировании. В действительности социология показывает, что минимум 15% населения России не удается одурачить. Интересно, что самые высокие проценты за «Единую Россию» дают наиболее депрессивные регионы, потому что местное начальство знает: если люди проголосуют за «Единую Россию», то хоть гармошку в клуб пришлют, а если нет, то неизвестно, что потом будет с этим начальством. Цифра 86% «за» мало о чем говорит. Напомню, что за неделю до расстрела Чаушеску его рейтинг был 96%.

"Еврейская панорама", Берлин

ИЗ ДОСЬЕ

Игорь Чубайс родился 26 апреля 1947 г. в Берлине. Отец - участник Великой Отечественной войны, полковник, после выхода на пенсию преподавал марксизм-ленинизм в Ленинградском горном институте. После окончания войны Борис Чубайс вместе с женой некоторое время жил в побежденной Германии. Потом дивизию, где служил отец Игоря, расквартировали в Лядищах (Борисов). Там родился его младший брат - Анатолий Чубайс. В начале 1960-х семья Чубайсов переехала из Борисова в Одессу.

В 1972 г. Игорь Чубайс окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Вступил в КПСС при поступлении в аспирантуру Института социологии Академии наук СССР в Москве после предупреждения о невозможности обучения беспартийных.

С 1980 по 1997 г. - доцент кафедры философии ГИТИСа.

В 1987-1990 гг. был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений «Перестройка» и «Перестройка-88». В 1990 г. был исключен из КПСС за «деятельность, направленную на раскол партии».

В 1990 г. Игорь Борисович стал одним из «отцов-основателей» «Демократической платформы» в КПСС, а после ее преобразования в Республиканскую партию стал ее сопредседателем. Позднее был сопредседателем Народной партии России.

Главный редактор альманаха «Новые вехи».

В 2000 г. защитил докторскую диссертацию о проблеме российской идеи и идентичности.

В 2006-2007 гг. - ведущий программ на радио «Говорит Москва».

Активный член созданного в декабре 2006 г. фонда «Возвращение».

В марте 2010 г. подписал обращение оппозиции «Путин должен уйти».

В 2010-2012 гг. - ведущий нескольких радиопередач на радиостанции «Русская служба новостей». Позднее - ведущий программы «Время Ч» на радио «Комсомольская правда».

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Востоке Украины».

Регулярный участник программ русской редакции Радио «Свобода». В настоящее время - профессор Института мировых цивилизаций. Автор 300 статей и около 20 книг по проблемам россиеведения. Его монография «Как нам понимать свою страну» в 2016 г. была переведена на немецкий язык и издана в ФРГ.

Интересна статья?

Название

Серия

Жанр

В новой острополемической книге Игоря Чубайса кратко представлена целостная теория российской цивилизации.

Жанр работы – философская публицистика, возрождающая русскую (досоветскую) традицию, когда сложные научные теории описывались доступным языком.

В то же время автор продолжает линию внесистемных исследователей – А. Авторханова, А. Амальрика, М. Восленского, А. Сахарова, А. Солженицына… в советский период это называлось самиздатом. Читатель найдет в книге ответы на многие нерешенные вопросы.

Адресована студентам, аспирантам, педагогам школ и вузов, ученым-гуманитариям – всем, кого интересует судьба нашей страны.

Серия:

Игорь Борисович Чубайс – россиевед, доктор философских наук, автор публикаций о нашей стране, адресованных одновременно и экспертам, и самой широкой читательской аудитории.

В своей новой книге Игорь Чубайс подробно разбирает политику Владимира Путина. По мнению автора, несмотря на официальную пропаганду, мы имеем дело не с «вставанием с колен», а с углубляющимся российским системным кризисом. Автор выявляет причины, время и механизм формирования этого кризиса. Он показывает, чем следует заменить путинскую систему управления, как можно вывести Россию из тупика, на чем должна основываться будущая политика нашей страны.

Серия:

× Нужно немного подождать!

Страница перезагружается

Схожие по жанру новинки месяца

  • Я/Мы Иван Голунов
    Голунов Иван
    Наука, Образование , Политика , Документальная литература , Публицистика

  • Я/Мы Иван Голунов
    Голунов Иван
    Наука, Образование , Политика , Документальная литература , Публицистика

    Расследования Ивана Голунова, опубликованные на «Медузе», обладают высокой общественной значимостью; герои его текстов могут быть причастны к преследованию журналиста. В знак солидарности и поддержки Ивана Голунова издательский сервис Ridero публикует часть из них в этом сборнике. Тексты Ивана Голунова доступны для распространения по лицензии Creative Commons CC BY.

  • Поймать Еврея
    Тененбом Тувиа
    Наука, Образование , Политика , Документальная литература , Публицистика

    "Поймать еврея

  • Поймать Еврея
    Тененбом Тувиа
    Наука, Образование , Политика , Документальная литература , Публицистика

    "Поймать еврея " - рассказ о приключениях гонзо-журналиста Тувии Тененбома, который, нередко с риском для жизни, семь месяцев путешествовал по Израилю и Палестинской автономии в поисках неизвестной правды о сегодняшней жизни на Святой земле. Тененбом беседовал с самыми разными жителями этой земли - от ненавидящих себя тель-авивских интеллектуалов до выбившихся из грязи в князи активистов ООП из Рамаллы, от черно-белых иерусалимских ортодоксов до пылких иностранных правозащитников в Наблусе - пытаясь понять и очаровать их, преломляя с ними хлеб и стараясь всюду казаться своим. Собеседник за собеседником, город за городом, трапеза за трапезой - благодаря едкому, язвительному, искрометному юмору эта беспрецедентно шокирующая книга постепенно обнажает жизнь беспокойной страны. После этой книги ваши представления об Израиле никогда не будут прежними.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...