Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Построить односкатный гараж своими руками. Как построить гараж с двухскатной крышей своими руками: конструкция, обзор материалов, чертежи и расчёты

Конструкции крыш для гаража бывают нескольких видов. Для того чтобы выбрать оптимально подходящую, нужно ознакомиться со специфическими чертами каждой из них. Так, разные варианты по-разному монтируются.

Особенности

Крыша для гаража во многом отличается от кровли для дома. Это обусловлено не только тем, что гараж используется в качестве дополнительного хозяйственного сооружения, но и тем, что отпадает всяческая необходимость столь качественной теплоизоляции. Поэтому крыши покрывают недорогими материалами, не вызывающими сложностей при их монтаже.

Специфической чертой гаражной крыши является то, что ее форма и конструкция подбирается относительно расположения гаражного домика. К тому же ее определяет стилистическая окраска фасада основного дома, а также окружающего ландшафта. Однако необходимо помнить, что здесь не должно быть каких-то особенных изысков, потому что гараж – строение все же не основное, и по идее он не должен приковывать к себе слишком много внимания.

Благодаря простоте конструкции крыши для гаража не будут стоить много. Это обусловлено дешевизной материала и ремонтных работ. Из-за простоты монтажа работы по возведению будут стоить немного. Благодаря этой же черте монтаж может быть произведен самостоятельно, без привлечения специалистов.

фотографий

Настолько качественное утепление не требуется, поэтому от этой побочной детали можно с легкостью отказаться.

Виды

Нельзя сказать, что гаражная кровля представлена большим разнообразием видов. Простота и функциональность – вот основополагающие принципы, в соответствии с которыми и делается выбор в пользу той или иной конструкции. Этим и обусловлен столь скудный выбор.

Выбор в пользу того или иного вида принимается на основе нескольких факторов. Во-первых, важна климатическая зона, в которой строится гараж. То, насколько ветреный участок, сколько здесь выпадает осадков, напрямую сказывается на выборе конструкции и уклоне крыши. Во-вторых, опять же, важна общая гармония. Намного лучше, если крыша гаража подобна той, что имеется у дома. В-третьих, играет роль выбранный материал. Некоторые типы смотрятся хорошо только на крышах с одним скатом, другие – с двумя.

Прежде чем выбрать тот или иной вид, необходимо проанализировать ситуацию со строительством гаража. В первую очередь, нужно знать:

  • климат, в котором будет располагаться гаражная постройка;
  • будет ли гараж смежным с домом или отдельно стоящим;
  • из какого материала настилается кровля;
  • высота кровли над уровнем земли.

Ответив на каждый из поставленных вопросов, вам удастся выбрать наилучший, подходящий именно в конкретном случае вариант.

Каждая из разновидностей крыш имеет свои подтипы, которые тоже стоит иметь в виду. Использование того или иного подтипа определяется в зависимости от площади кровельного покрытия. Таким образом, получается не допустить обвала крыши, ее проседания под весом осадков, а также регулируется нагрузка на фундамент.

Плоская

Крыша с высотой уклона до 3 градусов относится к плоским. По сравнению со скатными крышами, она обладает рядом преимуществ:

  • плоская крыша занимает намного меньше места, чем скатная, благодаря чему достигается экономия на материалах для ее изготовления;
  • плоскую крышу можно построить намного быстрее, чем скатную, поскольку здесь не потребуются сложные расчеты по поводу стропильной системы;
  • ремонт плоской конструкции намного проще и безопаснее благодаря тому, что снижен риск упасть, скатившись по поверхности с крутым уклоном;
  • если гараж пристраивается к дому, то такую крышу можно переоборудовать в балкон или использовать в качестве террасы на втором этаже.

Тем не менее плоские крыши не подходят для местностей с сильными ветрами и большим количеством осадков, поскольку они могут не выдержать и провалиться под весом снега. Этим же обусловлено и то, что такую крышу придется периодически очищать от снега и оледенелой корки.

фотографий

Для отвода воды с таких крыш часто приходится организовывать дополнительные водосточные каналы. Герметичность кровли оказывается под угрозой: за этим необходимо постоянно следить, производя каждый год профилактические работы.

Малоуклонная

Малоуклонные скатные крыши считаются универсальным решением. Они подходят для местностей со средним климатом. Гараж может быть расположен не в городе, но не должен стоять и в степном ветреном пространстве. Угол уклона малоуклонных конструкций варьируется от 3 до 30 градусов. Достоинствами таких крыш являются некоторые черты, о которых пойдет речь далее. Особенностью является то, что уклон для каждого конкретного случая определяется посредством расчетов, при этом выбирается минимальное допустимое значение. Расчеты производятся исходя из кровельного материала.

При строительстве крыш с малым уклоном необходимо будет учитывать несколько специфических черт:

  • Необходимость в оборудовании водосточной системы внутреннего или внешнего типа.
  • Кровля обязательно должна обладать хорошей герметичностью.
  • Необходимость в наличии вентиляционного зазора под кровлей. Его размер определяется в соответствии с углом наклона: чем более плоская крыша, тем больше зазор.

Таким образом, выбор в пользу малоуклонной крыши гарантирует экономию на материалах, но вам придется потратить намного больше усилий и денег на само обустройство конструкции. Убедитесь, что выбор малого уклона обоснован, с точки зрения эстетической привлекательности.

Крутоуклонная

Угол наклона крутоуклонных крыш начинается с 30 градусов. Как и с прочими вариантами, данная разновидность имеет как плюсы, так и минусы. Использовать кровли с крутым наклоном необходимо в случаях размещения гаража на безветренных площадках (например, в условиях городской застройки). Если в местности выпадает много снега, то такая кровля позволит не тратить время на ее очищение, ведь снег не будет задерживаться на ней, скатываясь по крутым поверхностям.

Этот вариант совершенно неприемлем для ветреных территорий. Так, крышу с легкостью может снести сильным порывом ветра. Если местность безветренная, и осадков здесь выпадает мало, то затраты на такое строительство не будут обоснованными.

Таким образом, выбор той или иной разновидности в первую очередь обусловлен расположением гаража и участка в целом.

Для степных ветреных пустынь лучше всего выбирать плоские или малоуклонные крыши, для лесистых местностей лучше всего подойдут малоуклонный варианты, а для городских застроек при большом количестве осадков оптимальным выбором станет крутонаклонная разновидность.

Однако кровли делят не только по углу наклона. Есть и другая классификация крыш – по количеству скатов. Для гаражей используются только две разновидности: односкатная и двухскатная.

Односкатная

Односкатная кровля ценится за свою простоту и функциональность.

  • Во-первых, ее монтаж занимает действительно меньше времени, чем строительство двухскатного варианта.
  • Во-вторых, произвести все расчеты по требуемому количеству материала не составит труда. Этот шаг может быть предпринят самостоятельно, причем точность расчетов не будет вызывать сомнений.
  • В-третьих, материала на такую крышу уходит значительно меньше, чем на двускатную конструкцию такой же площади.
  • В-четвертых, односкатная крыша – прекрасный вариант, если нужно оформить гараж, пристроенный к дому. Она выглядит наиболее гармонично.
  • В-пятых, считается, что односкатные крыши более долговечны, чем двускатные. К тому же они более надежные и крепкие, а благодаря вовремя проводимому ремонту смогут прослужить до 50 лет.

Не лишены односкатные конструкции и недостатков.

  • Из-за того, что в большинстве случаев односкатные варианты – плоские, возрастает нагрузка на них в зимний период. Снег сам по себе не скатывается, и его приходится либо самостоятельно счищать, либо уповать на то, что крыша выдержит.
  • При односкатном варианте точно придется отказаться от чердака, даже если изначально небольшое чердачное помещение все же планировалось.
  • Эту разновидность труднее оснастить достойной теплоизоляцией.
  • Многие замечают, что односкатная конструкция выглядит простовато на фоне выразительной двускатной, и в ряде случаев это доставляет владельцам определенные неудобства.

Двухскатная

Двухскатная крыша чаще применяется для гаражей, стоящих отдельно. Увидеть ее на пристроенной к дому конструкции – большая редкость. Тем не менее двухскатные варианты обладают своими преимуществами.

  • Благодаря особой форме на такой крыше не задерживаются снег и дождь. Они скатываются вниз вместо того, чтобы утяжелять конструкцию.
  • Хоть двухскатная крыша и более сложная, чем односкатная, но гаражный вариант можно сделать самостоятельно, если принимать в расчет некоторые поправки.
  • Выбрав элементарный вариант, вы сможете значительно сэкономить на работах, поскольку будете в состоянии выполнить их в одиночку, максимум – с напарником.
  • Двухскатная конструкция позволяет оснастить ее хорошей теплоизоляцией, тем самым добиваясь снижения теплопотерь. Так, при планировании теплого гаража иные варианты кровли рассматриваться не могут.
  • Двухскатная крыша позволяет организовать маленький чердак, на котором можно будет хранить инструменты и прочий инвентарь. В случаях, когда выбрана навесная двухскатная конструкция, получается добиться увеличения высоты потолка.

Оценив, каким именно вы хотите видеть свой гараж в итоге, вы сможете без труда выбрать тип конструкции крыши для него.

Материалы

Кровельные материалы – это не только те, что находятся с внешней стороны. Для внутренней конструкции тоже используются свои типы. Если стропила можно сделать из деревянного бруса, то для гидроизоляции подойдут сразу несколько материалов. Чаще всего для этого применяют рулонные изоляторы, например, бикрост, рубероид, толь. Вместо них можно использовать битумную мастику, которая надежно защитит кровлю от проникновения воды.

Но также важно не покупать слишком дорогие материалы для обшивки гаражной кровли. Например, крыша гаража, выложенная керамической черепицей, будет смотреться странно и неуместно. Если же крыша основного дома отделана подобным элитным материалом, все же лучше для гаража будет выбрать дешевый эквивалент. Это покажет и хороший вкус владельца, и его практичность, позволив значительным образом сэкономить.

Для внутренней деревянной конструкции тоже есть аналог – бетонный каркас. Следует иметь в виду, что бетон значительно тяжелее дерева, нагрузка на фундамент строения сильно вырастет. В связи с этим прежде чем выбрать подобную альтернативу, необходимо убедиться, что прочность сооружения достаточна.

Профнастил

Одним из самых распространенных материалов, применяющихся для перекрытия гаражной кровли, является профнастил. Этот вид так часто применяется благодаря ряду преимуществ, в числе которых – большой выбор расцветок, цена, легкость монтажа. К тому же профнастил прочный. Если настелить его должным образом, то долговечное эстетически привлекательное покрытие будет гарантировано.

Профнастил для крыши отличается по высоте гофры, ширине самих листов и типу оцинкованной стали, которая применяется при производстве. К кровельному классу принадлежит материал категории НС, поэтому при выборе обязательно нужно искать именно такую маркировку. Обратите внимание и на наличие пометки ГОСТ. Если ее нет, это означает, что при производстве за образец брались другие стандарты либо стандартов не было вообще. Из этого можно заключить, что профнастил без подобного значка не всегда качественный.

Для кровли необходимо выбирать профлисты с полимерным покрытием. Подходящими считаются поливинилдихлорид, пурал и полиэстер. Первый – наиболее прочный образец, но стоимость его несколько выше, зато остальные варианты стоят дешевле, но менее износостойкие.

Шифер

Серый унылый шиферный материал давно стал классикой жанра, и когда речь идет о шифере, все представляют именно такие крыши. Несмотря на непривлекательный внешний вид, шифер обладает отменными прочностными характеристиками. Если подобрать качественный образец, произведенный в соответствии с современными технологиями, он без труда сможет прослужить до 50 лет.

  • Шифер производится из разного вида сырья. Используется пластиковый, асбестоцементный, мягкий, резиновый и металлический. Каждая из этих подкатегорий обладает своими особенностями и достоинствами.
  • Например, асбестосодержащий вариант обладает отличными техническими показателями и низкой стоимостью, но асбест токсичен, и подобный тип шифера вреден для здоровья.
  • Мягкий шифер не обладает морозостойкостью, зато он прочный, долговечный и в то же время гибкий.
  • Пластиковый шифер служит до 15 лет без потери прочности, но монтировать его нужно аккуратно, учитывая, что он имеет тенденцию то сжиматься, то расширяться в зависимости от температурных изменений.

Сейчас на рынке представлено большое разнообразие декоративных решений, и можно подобрать шиферный материал любой расцветки.

«Ондулин»

Название фирмы Ondulin уже давно стало именем нарицательным, которое используется для обозначения кровельных листов, имитирующих иные материалы. Наиболее популярны три их вида.

  • Smart. Материал обладает небольшой массой, вследствие чего получается производить монтаж и в одиночку, без помощи напарника. Благодаря оптимальному размеру листов и их небольшой толщине всего в 3 мм полностью обшить крышу гаража можно за одни сутки. Потребуется много гвоздей. И также при работе с материалом Smart стыки нужно будет закрывать дополнительными декоративными элементами.
  • Diy. Данная разновидность обладает большей жесткостью, чем предыдущая. Это обусловлено тем, что волны здесь чаще и выше. Масса материала остается прежней. Так, подобные варианты больше подходят для крыш сложной архитектуры, а не для элементарных гаражных конструкций. Материал укладывается внахлест, за счет чего его расход увеличивается.
  • «Черепица». Отделка этим видом листов неотличима от отделки металлочерепицей, но осуществить ее гораздо легче, чем выкладывать настоящую черепичную крышу. Представлено большое цветовое разнообразие вариантов, причем есть не только однотонные крыши, но и пятнистые.

Фальц

Стальные крыши вызывают больше вопросов, чем все остальные.

  • Во-первых, они недостаточно прочные. Любые сильные механические повреждения с легкостью покоробят слишком гибкий материал.
  • Во-вторых, сталь совсем не держит температуру, вследствие чего необходимо будет дополнительно позаботиться о теплоизолирующем слое.
  • В-третьих, гидроизоляция также находится не на должном уровне: крыша легко может начать протекать, поставив под угрозу сохранность вашего автомобиля. Понадобится дополнительно герметизировать крышу.

Однако фальцевые стальные перекрытия отличает несколько весомых достоинств. На первом месте находится цена: она на порядок ниже, чем стоимость остальных вариантов. Починить эту крышу тоже легко, поскольку крепление панелей друг к другу происходит посредством обыкновенных защипов. Крышу можно перекрывать данным материалом даже зимой. Благодаря своей гибкости сталь великолепно подходит для зимнего монтажа. Так, из-за всего этого фальцевые кровельные покрытия уверенно держатся в списке самых востребованных среди всех материалов для оформления побочных строений.

Рубероид

Укладка рубероида производится на сплошную обрешетку. Его достоинство состоит в том, что он продается в рулонах, а также сложностей с монтажом не возникнет. Однако и здесь есть несколько подводных камней.

  • Следует учитывать, что расход материала будет внушительным. Рубероид укладывается в три слоя, которые промазываются битумной мастикой для лучшей термо- и гидроизоляции.
  • Срок службы материала составляет 15 лет, по истечении которых его необходимо будет демонтировать.
  • В основном материал применяется для отделки плоских крыш. Покрытие рубероидом нельзя назвать эстетически привлекательным: когда им обшивают скатные крыши, их дополнительно сверху перекрывают каким-либо материалом с лучшими декоративными свойствами.

Рубероид для кровли производится в четырех основных категориях, которые различаются по типу основы.

  • Рубемаст придает покрытию долговечность за счет того, что он более гибкий, менее подверженный растрескиванию.
  • Стеклорубероид или стекломаст обладает сходными с рубемастом характеристиками, однако он базируется на стеклоткани, а не на строительном картоне.
  • Толь практически не выпускается, так как он сильно отстает по качеству, но по цене изготовления находится на уровне с остальными типами.
  • Еврорубероид имеет сложную структуру. Этот материал самый новый из всех, и его качества сильно превосходят характеристики традиционных рубероидных покрытий.

Поликарбонат

Эта разновидность представляет наибольший интерес благодаря необычному виду. Особенность поликарбонатных крыш состоит в том, что они прозрачные. В зависимости от того, какой тип поликарбоната выбран, варьируется степень прозрачности. Так, поверхность может быть от слегка мутноватой до практически не пропускающей свет. По структуре различают монолитные и сотовые поликарбонатные плиты. Первый вариант дешевле, зато второй не потребует дополнительного обустройства теплоизоляции.

Поликарбонат устойчив ко всевозможным воздействиям как физического, так и химического плана. Он негорючий, поэтому его можно причислить к пожаробезопасным материалам.

Однако стоит иметь в виду, что если планируется сделать теплый гараж, поликарбонат не подойдет. Из-за обустройства дополнительной теплоизоляции потеряются все его декоративные качества, и результат не порадует так, как мог бы. Если нужен теплый гараж, то лучше сделать крышу из более дешевого материала.

Угол ската

Устройство крыши подразумевает проведение сложных расчетов, в числе которых – подъем крыши. Вне зависимости от того, двускатная или односкатная конструкция выбрана, осуществлять поднятие обязательно. Исключение составляют только плоские крыши, но небольшой уклон в пару градусов имеется всегда.

То, на какую высоту необходимо поднять крышу, определяется многими факторами. Важной деталью является то, как именно будет расположен скат. Обратите внимание, что оптимально располагать скат на наветренную сторону . Не имеет значения, будет ли закрыт гараж от ветра остальными сооружениями или забором – это правило непреложно.

Крыша любого типа отвечает за сохранность постройки, целостность стен и внутренней отделки здания. Она хранит дом от палящего зноя летом, от снегопадов зимой, проливных дождей в межсезонье, а также выполняет не последнюю функцию в формировании общего экстерьера здания. В отличие от ломаных, многоуровневых, вальмовых и других модификаций, односкатная крыша надёжная, экономная и наименее затратная. Такой вид часто используют для хозяйственных построек, веранд и гаражей. Несмотря на простоту, крыша делается по расчётам и строительным нормам с соблюдением правил и технологий укладки кровельного материала.

Достоинства и недостатки односкатной крыши

Односкатная крыша, как любая медаль, имеет две стороны: у неё есть свои достоинства и недостатки. Возведение кровли такого типа характеризуется простотой и дешевизной, так как монтировать её можно собственноручно, не прибегая к услугам строительной бригады и сэкономив на этом определённую сумму.

Гараж с односкатной крышей надёжно защитит машину от снега и дождя

Итак, обратите внимание на основные преимущества:

  • в основе конструкции лежит прямоугольный треугольник - самая «лёгкая» геометрическая фигура, зная длину её сторон, можно запросто высчитать угол между ними (в нашем случае это определяет угол наклона ската);
  • монтаж односкатной крыши интуитивно прост и понятен;
  • на покрытие типичной «односкатки» понадобится несколько дней, при определённых навыках и сноровке такую крышу можно уложить даже за выходные.

Ко всему прочему, проблемы дизайна отходят на второй план и уступают место основательности и надёжности. Обязательно нужно предусмотреть, в какой местности будет возводиться гараж, сколько осадков свалится на крышу. Теперь недостатки:

  • недостаточно прочная стропильная система не сможет без проблем справиться с большой массой снега. Именно поэтому в регионах с суровыми зимами предпочтительнее использовать двускатную крышу;
  • вторым недостатком будет отсутствие полнофункционального чердачного пространства, что существенно ограничивает возможность пользоваться дополнительной площадью для временно неиспользуемых материалов или инструментов;
  • фактическое отсутствие подкрышевой зоны значительно усложняет или практически полностью сводит на нет укладку качественной термоизоляции. Едва ли можно утеплить крышу, угол ската которойы равен 9 о – 12 о.

Расчёт уклона односкатной крыши в зависимости от выбора кровельного материала

Если предпочтение отдано односкатной конструкции, обратите внимание на подбор кровельного материала. От этого будет зависеть угол наклона крыши, что, в свою очередь, необходимо для беспрепятственного схождения снега, дождя, наледи со склона:

  • для рулонных, битумных, полимерных материалов уклон ската не должен превышать 10 о. Минимально безопасный наклон - не менее 6 о;
  • для плоского или волнистого шифера, листового железа с фальцевым соединением максимально допустимый угол наклона - 20 о;
  • если в качестве кровельного покрытия вы используете профнастил, черепицу, асбоцементные и сланцевые плиты, металлочерепицу, не следует превышать максимально допустимые 25–30 о.

От выбора типа кровельного материала будет зависеть угол наклона ската

Конструкция односкатной крыши с чертежами

При постройке односкатной крыши обратите внимание на проектирование стропильной системы и подбор кровельного материала - от этого зависит безопасность эксплуатации и способность справляться с нагрузками. В редких случаях используют железобетонные плиты (при условии, что угол наклона минимален). Но в основном применяют стропильную основу из деревянного бруса.

Для правильного расчёта необходимо знать несколько параметров:

  • длину и ширину несущих стен строения;
  • угол наклона и желаемую длину ската;
  • вид материала, которым покрывается крыша.

Исходя из размеров станет ясно, нужны ли дополнительные опорные стойки для усиления стропил. Угол наклона определит необходимость дополнительного возведения фронтона и его высоту, а также надо ли делать чердачное перекрытие. По нормам противопожарной безопасности чердак с высотой ниже 1,6 м запрещено устанавливать.

Стропильная система крыши рассчитывается в зависимости от ширины ската

Определиться с углом наклона гаражной крыши крайне важно ещё на стадии проектирования, так как от этого будет зависеть высота противоположных сторон коробки и целесообразность использования консольной рамы на одной из сторон для соблюдения необходимого уклона.

Используйте дерево только после того, как оно основательно высохнет. Пиломатериал для стропил не должен иметь сколов и других изъянов в местах соединений. Для длинных стропил используйте клееный брус. Доски применяют только для лёгких кровельных поверхностей.

Мауэрлат - надёжная основа односкатной крыши

Стропильный каркас представляет собой конструкцию из уложенных параллельно досок или брёвен, опирающихся на основу разновысотных противолежащих стен. Мауэрлат выполняет переходную функцию от стен к крыше и является связующим звеном. Если стены гаража выгнаны из дерева, что маловероятно в век новых строительных технологий, надобности в нем нет. Кирпич (силикатный и керамический) также сам по себе является крепким и прочным стройматериалом, поэтому на стены толщиной в один кирпич укладывать мауэрлат нет необходимости. Это только добавит финансовых проблем и лишних затрат рабочих сил. В случае с односкатной кровлей стропильную систему можно устанавливать непосредственно на обвязку - это оправдывает себя, когда уклон минимальный и покрытие нетяжёлое. Монтаж черепичной крыши, асбоцементной или сланцевой предполагает наличие мауэрлата. Он помогает равномерно распределить нагрузку стены по всему периметру строения. Без мауэрлата не обойтись, если стены выгнаны из газосиликатных блоков или пенобетона. Такой материал слишком хрупкий и рыхлый - анкерный болт или дюбель в нём навряд ли удержится.

Как закрепить мауэрлат на стенах гаража

Мауэрлат укладывается на две противолежащие стены, на которые впоследствии будут опираться стропила. Итак:

  1. Уложите на торцы стен любой гидроизоляционный материал. Это может быть рубероид или битумная лента.
  2. Поверху уложите мауэрлат. Для этого используйте брус размером 50*150 мм или 100*150 мм в зависимости от толщины стен строения.
  3. При помощи анкерных болтов или дюбелей закрепите дерево к основе.

Такое равномерное перераспределение нагрузки особенно актуально для стен из блоков, так как они имеют меньшую прочность, чем, к примеру, кирпич.

В некоторых случаях для крепления стропильной системы к стенам во время выгонки используют закладки из арматуры. При помощи стальной проволоки к арматуре вяжут стропила, следы обвязки прячут под отделкой стен внутри гаража.

Арматурные закладки используют для крепления стропил

Иногда необходимо установить армированный пояс: в верхнюю кладку стены вставляют специальные шпильки или обрезки армированных труб, на которые насаживают брус мауэрлата. Кроме дополнительного перераспределения нагрузки, такой пояс позволит максимально отрегулировать и зафиксировать горизонтальный уровень.

Технология возведения односкатной крыши гаража

Перед тем как приступить к строительным работам, нужно провести небольшие тригонометрические расчёты. С их помощью находят разность высот противоположных стен, высчитывают угол наклона и площадь будущей крыши. Большинство расчётов можно провести самостоятельно, используя знакомые всем школьные формулы по нахождению площади, длины и других параметров разных фигур. От расчётов зависит количество необходимых стройматериалов и, соответственно, просчитывается бюджет, необходимый для осуществления идеи.

От расчётов зависит количество необходимых стройматериалов и просчитывается бюджет, необходимый для осуществления идеи

Сделав необходимые расчёты и закупив материал, можно приниматься за постройку крыши гаража.

Как сделать крышу из профилированного листа своими руками

Рассмотрим пример исполнения односкатной крыши из профнастила. Прочность, лёгкость и жёсткость выгодно выделяет его среди современных строительных материалов. Профлист изготавливают из листа оцинкованной стали методом холодного катания. Для большей жёсткости при производстве подвергается профилированию, благодаря чему на листах можно видеть рёбра волнообразной или трапециевидной формы. Он выпускается разной толщины и соответствующей маркировки. Для кровли наиболее подойдёт профлист марки NS44 или NS35.

Крыша из профнастила надёжно защитит ваше авто

Для монтажа крыши нам понадобятся:

  • деревянные доски соответствующей длины и брус для мауэрлата;
  • кровельный материал (в нашем случае профнастил), покрывающий всю площадь крыши с учётом нахлёстов;
  • инструменты для работы по дереву: топор, циркулярка, молоток, рубанок, фуганок, шуруповёрт;
  • инструменты для работы по металлу: болгарка, резиновый молоточек, шило;
  • крепёжные материалы: степлер со скобами, гвозди, саморезы или кровельные шурупы с резиновыми прокладками;
  • измерительно-разметочные инструменты: рулетка, линейка, уровень, карандаш, мел.

После того как каркас гаража выведен на достаточную разноуровневую высоту, приступаем к строительству крыши:

  1. Приступаем к монтажу мауэрлату (технология укладки описана выше).
  2. Строим стропильную систему и укладываем обрешётку.
  3. Укладываем первую стропилину на мауэрлат, выходя за пределы для свеса на 40–50 см, делаем на нём заруб для фиксации и используем его, как лекало для последующих досок.
  4. При помощи металлических уголков, саморезов и шуруповёрта крепим доски-стропила по всей площади крыши через одинаковые расстояния.

    Стропила укладываются на мауэрлат через одинаковые расстояния

  5. Делаем обрешётку снизу вверх.

    Укладываем на стропильную систему обрешётку

  6. Укладываем под свесы рубероид или битумную ленту для гидроизоляции (при внешней отделке гаража можно обшить сайдингом или тем же профлистом).
  7. При помощи строительного степлера монтируем гидроизоляционную плёнку или паронепроницаемую мембрану, поверх кладём контробрешётку.

    Поверх гидроизоляции крепится контробрешётка

    8. Укладываем листы слева направо, начиная с нижнего ряда, с нахлёстом в 2 волны. Если высота гофры не больше 2 см, крепим саморез в вершину ребра. Если выше 2 см - крепим в основание. Прокладки под саморезами не должны болтаться, но и пережимать их нельзя - это приведёт к последующим протеканиям кровли.

    Порядок укладки профлиста на обрешётку

Когда крыша готова, остаётся заключительный необходимый штрих - монтаж системы водоотвода. Отсутствие отливов со временем приведёт к износу фундамента, повреждению цоколя и фасада.

Отливы защитят гараж от разрушения фундамента и цоколя

Видео: крепление стропил для односкатной крыши гаража

Видео: как сделать односкатную крышу своими руками

Если все инструкции по укладке односкатной крыши для гаража были соблюдены, вы получите сухую и надёжную защиту для любимого автомобиля. Прочная кровля убережёт помещение от протеканий и разрушений. А сделать его можно самостоятельно, но вдвоём с напарником будет быстрее, надёжней и веселее. Тем ценнее будет такая постройка.

Надёжная крыша гаража является важным условием сохранности постройки. Кровельные работы в гараже в основном выполняются так же, как и на других строениях, однако есть свои нюансы.

Виды гаражных крыш

По особенностям конструкции можно выделить несколько видов крыш. По наличию скатов кровли бывают:

  • скатные;
  • плоские.

Плоская крыша нуждается в обустройстве сплошного эластичного покрытия из полимерно-битумных материалов, стойких к изменениям температуры. Опорными деталями для подобной конструкции служат стенки здания. В качестве основы могут использоваться стяжки или плиты. В некоторых случаях на плоской крыше делают подвесной сад. В таком случае конструкция будет эксплуатируемой.

Скатная крыша образуется основаниями, угол наклона которых может быть от 10 до 60°. Конструкции имеют упор на стропильный механизм. Для гаража можно соорудить следующие виды крыш:

  1. С одним скатом. Конструкция имеет упор на стенки здания, в связи с чем одна из стен должна быть выше остальных, чтобы была возможность создать уклон. Перепад высоты рассчитывается по формуле: H = tg α x s, где s - ширина здания, tg α - тангенс угла наклона, значение которого можно посчитать на калькуляторе или взять из таблиц Брадиса. Величина уклона крыши зависит от особенностей климата региона: количества снега и сил постоянного ветра.

    Односкатная крыша формируется разными по высоте стенами

  2. С двумя скатами. Этот вариант при сооружении гаражей используется чаще всего, так как он позволяет увеличить полезную площадь здания за счёт чердачного помещения. Крыша данного вида может быть выполнена с перекрытием или без, однако она должна опираться на мауэрлат - обвязку по горизонтали из брусков, которая объединяет стропильный механизм в прочную конструкцию.

    Двускатная крыша увеличивает полезное пространство гаража за счёт чердачного помещения

  3. Шатровая крыша. Для гаражей используется довольно редко, однако в некоторых случаях её применяют для поддержания единого стиля застройки территории. Стропильный механизм в этом случае не будет иметь прогона конька, поскольку каркас кровли образуется четырьмя одинаковыми скатами.

    Шатровая крыша состоит из четырех одинаковых скатов

  4. Мансардная. Этот вид конструкции позволяет устроить над гаражным строением дополнительную комнату, которая может использоваться хозяином для собственных нужд. К примеру, можно создать мастерскую, кладовку, кабинет или комнату для гостей. От чердачного помещения она отличается высотой подъёма перекрытия: минимум 1,5 м. Этот проект крыши считается дорогим, так как он нуждается в паро-, гидро- и теплоизоляции. Также нужно установить стеклопакеты нестандартной формы. Стропильная пара будет иметь крутой излом, что может повлечь за собой уменьшение прочности постройки.

    Минимальный подъём перекрытия в помещении под мансардной крышей составляет 1,5 м

Материалы и инструменты для изготовления

Грамотное возведение крыши с единым скатом подразумевает соблюдение уклона, требуемого для беспрепятственного схода талых вод после дождей или снегопадов. Высота опорных деталей должна отличаться. Выбирать уклон следует с учётом таких факторов:

  1. Климат региона, в котором проводятся строительные работы. Пологие крыши с уклоном в 5–7° нецелесообразно изготавливать в регионах с большим количеством снега. Однако они подходят для мест, где есть сильный ветер. Крыши с наклоном в 20–25° не следует изготавливать над отдельно размещёнными гаражными помещениями в регионах с умеренными ветрами. Такие конструкции можно возводить только над пристроенными зданиями.
  2. Вид материала покрытия:
    • при изготовлении крыш с уклоном в 15° или меньше надо применять материалы в рулонах - полимерные, полимерно-битумные или битумные;
    • если уклон составляет до 10°, то кровлю следует устраивать в 2 слоя;
    • при угле наклона 17–20° применяются листы из металла, скреплённые фальцем, плоский или волнообразный шифер;
    • для крыш уклоном в 25° и больше лучше выбирать профилированные листы или металлочерепицу.
  3. Дизайн участка. Особенности архитектуры обязывают применять кровлю одинакового цвета и формы на всей территории.

При расчёте площади ската необходимо учесть установку свесов, которые защищают конструкцию от дождей.

Свесы представляют собой выносы конструкции кровли, которые защищают здание от дождей и снега

Важно учитывать такие нюансы:

  1. Над срубом должны быть свесы в 55–60 см.
  2. Свес над обшитым железом каркасным строением должен быть минимум 15–20 см.
  3. Свес над зданием из бетона или кирпича должен составить 35–40 см.

В некоторых случаях размер свесов делают больше, чтобы сформировать навес со стороны входа или вдоль стены. Навес понадобится опереть на опорные столбы, изготовленные на отдельном или общем с гаражом основании.

Материал для покрытия гаражной крыши

Крышу гаража можно покрыть разными материалами. Выбирать нужно исходя из условий эксплуатации и финансовых возможностей. К примеру, здание с крышей из черепицы обойдётся намного дороже постройки, которая покрыта шифером. При этом укладка металлочерепицы занимает много времени. Чаще всего применяются такие материалы:

  1. Рубероид. Это материал, в основе которого лежит плотный или облегчённый картон с пропиткой из битума. Он покрывается тугоплавким битумом, после чего в него добавляются минеральные вещества. Нагрузка на разрыв - 26–28 кг. Одного рулона хватит для того, чтобы покрыть примерно 10 м 2 крыши. Рубероид может переносить нагрев до 80° на протяжении двух часов. Материал можно применять при уклоне ската не менее 5°. Раскатанные листы соединяются клеящей смесью или мастикой в несколько слоёв или наплавляются при помощи газовой горелки. Рубероид рекомендуется использовать в случае, если изготавливается гараж с крышей сложной формы. Основные достоинства материала:
  2. Битумная черепица. Это искусственный мягкий материал для кровли, в основе которого находится стеклохолст, пропитанный резиновым битумом с присыпкой из базальта или сланца. Период службы - до 50 лет. Декоративность покрытия достигается за счёт большой гаммы цветов и форм нарезки. Битумная черепица обладает всеми достоинствами рубероида, однако имеет более эстетичный внешний вид. Дополнительным преимуществом является возможность замены отдельных фрагментов при выполнении ремонта. Материал можно устанавливать на крышу с минимальным уклоном от 2°.

    Крыша из битумной черепицы имеет намного более эстетичный внешний вид по сравнению с рубероидной

  3. Ондулин. Это формованная масса на основе целлюлозы, битума, различных пигментов и наполнителей. После просушки листы с волнами становятся стойкими к химическому воздействию. К достоинствам можно отнести маленький вес и невысокую стоимость. Период возможной эксплуатации - до 15 лет. В продаже можно найти в материал разных цветов. Для фиксации листов следует применять особый крепёж.

    Ондулин хорошо подходит для крыши гаража, потому что это лёгкий и красивый материал

  4. Шифер. Представляет собой листы асбестоцемента с поверхностью в виде волн. Несмотря на не самый эстетичный вид и гигроскопичность, имеет довольно много преимуществ:
  5. Железные листы. Материал имеет полимерное покрытие и является прочными и долговечными. Листы скрепляются фальцевым способом в замок, в связи с чем необходим опыт в проведении данных работ и специальный инструмент. Допустимый уклон - 19–30°. На металлическую кровлю желательно нанести дополнительное защитное покрытие, которое может быть организовано с помощью акриловой краски.
  6. Профнастил. Это металлические листы волнообразной формы, которые укладываются с нахлёстом в одну волну с каждой стороны и крепятся к обрешётке кровельными саморезами, что заметно упрощает процесс установки. Рекомендуемый угол наклона - от 8°.

    Покрыть крышу гаража профилированным листом можно в одиночку за день

  7. Металлочерепица. Является одним из самых популярных кровельных материалов. По своим свойствам металлочерепица схожа с профнастилом, но выглядит гораздо привлекательнее. Покрытие состоит из профилированных железных листов толщиной порядка 0,5 мм с гладкой или шероховатой поверхностью, защищённой слоем полимерного напыления. Средний срок службы - 30 лет. Минимальный уклон - 14°.

    Покрытие издалека напоминает натуральную черепицу, но стоит значительно дешевле

Инструмент для устройства крыши гаража

Чтобы работы были произведены качественно, требуется подготовить следующий инструмент:

  • молоток;
  • киянку из дерева;
  • домкрат для поднятия материала на крышу;
  • рулетку;
  • уровень для выполнения замеров;
  • шпатель, если планируется штукатурить и красить гараж;
  • ножницы по металлу, если планируется использовать профнастил;
  • пила;
  • топор.

Для некоторых металлических кровельных материалов потребуется подготовка отверстий. В таком случае в список следует добавить зенковку и зенкер.

Устройство гаражной крыши своими руками

Крыша для гаражной постройки состоит из таких элементов:

  1. Стропильный механизм. Применяется в качестве основы, на которую фиксируются все детали. Конструкция будет брать на себя общие нагрузки крыши.

    Стропильный каркас задаёт форму крыши и является её несущей частью

  2. Обрешётка. Служит опорой для крепления кровельного покрытия.

    Шаг обрешётки зависит от применяемого кровельного материала

  3. Материалы для гидро-, паро- и теплоизоляции. Требуются для того, чтобы удерживать тепло и защищать постройку от влаги.

    Чтобы крыша могла удерживать тепло и защищать гараж от влаги, нужно уложить изоляционные материалы в определённой последовательности

  4. Финишное покрытие.

    Укладка финишного покрытия является завершающим этапом строительства крыши

  5. Дополнительные детали для усиления стропильного механизма.

Если предполагается сооружение гаража с односкатной крышей, то на верхних торцевых частях надо разместить мауэрлат или брёвна. Элементы будут применяться в качестве опоры для стропильного механизма. Они фиксируются к стенам с помощью проволоки через анкерные болты. Крепёжные детали надо забить в стену или замуровать в кладке.

Основными деталями стропильного механизма двускатной крыши являются стропильные ноги. Они могут быть:

  • подвесными (опираются крайними частями);
  • наслонными (имеют промежуточные детали для опоры).

Если пролёт, который образуется опорными стенками, имеет длину меньше 5 м, то на стропильный каркас можно установить лишь горизонтальные элементы. Они называются ригелями. В местах крепления мауэрлата и стропильных ног нужно подготовить отверстия для крепежа. Опоры устанавливаются в данные отверстия и надёжно фиксируются гвоздями или анкерными болтами.

Установка мауэрлата

Укладку крыши для гаража следует начинать с монтажа мауэрлата. Для этого используется брус 15х10 см. Если стены гаража изготовлены из бруса, то в качестве мауэрлата можно использовать верхний венец.

  1. Для стен из кирпича или бетонных блоков изготавливается армирующий пояс. В него монтируются шпильки из стали, на которые затем будет надеваться мауэрлат. Конструкция армопояса требуется не только для распределения нагрузок от крыши, но и для горизонтального выравнивания торцевых поверхностей стен. Без этого элемента в разных частях крыши уклон может быть разным.

    Перед заливкой бетона к арматурному каркасу привариваются металлические резьбовые шпильки с тем расчётом, чтобы их выступающая часть была на несколько сантиметров длиннее балки мауэрлата

  2. В опалубку заливается бетон, его поверхность окончательно выравнивается, а затем конструкция закрывается слоем рубероида и оставляется до полного высыхания (не менее 7 дней).

    После выравнивания слоя бетона шпильки должны выходить из него на высоту, превышающую толщину мауэрлата на 3–5 см

  3. Монтируются балки мауэрлата. В местах расположения шпилек сверлятся отверстия соответствующего диаметра, и балки надеваются на шпильки. Сверху накручиваются гайки.

    После того как балка мауэрлата будет уложена на армопояс, его закрепляют при помощи гаек, наручиваемых на концы шпилек

  4. Стропила фиксируются к мауэрлату. Самый простой метод - два гвоздя длиной от 150 мм, расположенных перекрёстно, или скобы из железа. Для более качественного крепления можно применить металлические пластины.

    При помощи металлических пластин можно сделать скользящее крепление, которое позволит элементам перемещаться в небольших пределах при усадке каркаса и сезонных деформациях здания

Разметка стропил и изготовление обрешётки

На этом этапе понадобится выполнить разметку стропил:


Монтаж стропил для односкатной крыши не отличается сложностью. При устройстве стропильного механизма следует руководствоваться такими принципами:


В качестве основания гаражной крыши под материал для покрытия должна применяться обрешётка из планок или железных прогонов. Обрешётка подбирается таким образом:


Обрешётка должна быть выполнена снизу вверх.

Каждую рейку следует крепить на один гвоздь к стропильной ноге.

Утепление и гидроизоляция крыши гаража

Наружное утепление гаражной крыши следует производить в такой последовательности:


Внутреннее утепление крыши выполняется таким образом:

  1. Прежде всего выполняется гидроизоляционный слой. Стыки заделываются скотчем.

    Плёнку гидроизоляции лучше уложить с небольшим провисом, чтобы избежать излишнего напряжения при температурных деформациях

  2. Если планируется применять пенопласт, то под него должна быть выполнена обрешётка. Далее листы крепятся при помощи саморезов. В процессе надо проклеивать стыки клеящей смесью.
  3. Если используется минеральная вата, то она укладывается в промежутки между стропилами враспор.

    Плиты минеральной ваты должны заходить в промежутки между лагами враспор и держаться там без дополнительного крепления

  4. Утеплительный материал накрывается пароизоляционной плёнкой. Места стыков проклеиваются строительной лентой.

    Пароизоляционная плёнка защищает утеплитель от тёплого влажного воздуха, выходящего из нижних помещений

Следует позаботиться о том, чтобы утеплительный материал не контактировал с плёнкой гидроизоляции. Между ними должен быть зазор. Для этого поверх плёнки набивают контробрешёту из брусков 30х40 или 50х50 мм. Если для гидроизоляции используется супердиффузионная мембрана, устройство вентиляционного зазора не требуется.

Утепление крыши внутри можно выполнить с применением пеноизола.

Пеноизол наносится на крышу методом напыления

Пенообразный материал следует наносить способом напыления. Он будет проникать во все зазоры, расширяться при подсыхании и распределяться по всему основанию. В результате не будет щелей, в которые могла бы проникать влага или холод. Пеноизол является одним из лучших материалов для утепления. Он исключает появление грибка и плесени. Единственный недостаток заключается в высокой стоимости. Однако следует помнить о том, что период возможного использования материала составляет 70 лет.

В качестве материала для гидроизоляции односкатных крыш чаще всего используется битумная мастика. Распределённое по поверхности крыши покрытие способно сформировать основу с отличными параметрами гидроизоляции. Также допускается использование антиконденсатной плёнки, которая производится на основе вискозы. Такой вариант чаще всего подходит для крыш, которые покрываются профилированными листами.

Гидроизоляция производится после того, как будет выполнена система стропил и обрешётка, а также уложен утеплитель:


Если крыша не будет проветриваемой, то в качестве материала для гидроизоляции следует применять не обычную плёнку, а с защитой от конденсата. Возможно также применение современной паропроницаемой мембраны, которая излишки водяного пара будет отводить наружу. Облегчить процесс гидроизоляции можно при помощи использования самонаплавляемой кровли. Однако важно следить за тем, чтобы материал для покрытия не перегревался.

Видео: гидроизоляция гаражной крыши

Укладка кровельного покрытия

Одним из популярных вариантов является устройство кровельного покрытия из рубероида.

Пошаговое руководство по укладке рубероида

Рубероид монтируется на сплошную обрешётку. Материал способен выполнить сразу две функции:

  • защитить внутренние помещения от осадков;
  • создать сплошное бюджетное покрытие.

Рубероид - мягкий рулонный материал для кровли, поэтому его легко укладывать. Чтобы надёжно защитить крышу, рубероид надо монтировать в 2–3 слоя. Первый слой применяется в качестве подкладки, а последующие - в качестве основного покрытия.


Помимо рубероида можно применять и другие материалы рулонного типа. Они выкладываются на мастику или наплавляются при помощи газовой горелки. Второй метод требует повышенного внимания, т. к. он является пожароопасным. Такие работы должен выполнять человек с опытом.

Видео: покрытие крыши битумом и рубероидом

Последовательность монтажа кровельного профнастила

Профнастил имеет незначительный вес, поэтому есть возможность сэкономить на изготовлении стропильного механизма и обрешётки. Стропильные ноги могут быть изготовлены из брусков 100х30, 50х30 или 50х50 мм. Выбор нужно делать исходя из того, какая нагрузка будет на стропильный механизм. Чтобы создать качественную кровлю, её нужно утеплить и уложить материал для гидроизоляции. Последовательность действий:

  1. На поверхность каркаса укладывается гидроизоляция. В этом случае допускается использование плёнки из полиэтилена толщиной 200 микрон. Плёнка фиксируется к обрешётке с помощью планок небольшой толщины сечением 20х20 мм. Расстояние между рейками нужно делать таким, чтобы на деталях мог плотно расположиться профилированный лист.

    Для укладки профилированного листа толщиной 0,4–0,5 мм достаточно шага обрешётки в 50 см

  2. Поверх гидроизоляционного материала укладывается металлическая кровля. Профлисты закрепляются к обрешётке при помощи особых самонарезающих винтов с подкладками из резины. Для удобства можно предварительно проделать маленькие отверстия в основании. Саморезы нужно вкручивать без натяга, чтобы материал мог сжиматься и расширяться при изменении температуры.

    Листы профнастила крепятся кровельными саморезами в углубление волны

  3. Кровля утепляется изнутри гаража. Процесс утепления под профнастил полностью аналогичен описанному выше.
  4. С внутренней стороны кровли монтируется пароизоляционная плёнка и финишное покрытие стен и потолка чердачного помещения.

Видео: самостоятельное покрытие крыши профлистами

Особенности укладки фальцевой и шиферной кровли

Укладывать фальцевую кровлю из оцинкованного металла можно только при наличии определённых навыков и специальных приспособлений. Самостоятельно это делать не рекомендуется.

Крыша из шифера способна служить более 40 лет. Материал укладывается так же, как и профнастил, однако шифер имеет большой вес. Соответственно, он нуждается в прочном и надёжном стропильном механизме. Стропила должны изготавливаться из деревянных брусков сечением не менее 100х80 мм.

Видео: покрытие крыши шифером

Эксплуатация и обслуживание крыши для гаража

Мягкие покрытия являются довольно прочными, однако рекомендуется выполнять регулярный осмотр основания. Признаки, которые свидетельствуют о необходимости проведения ремонта:

  1. Различные механические повреждения: сквозная потёртость, глубокая трещина, разрывное отверстие.
  2. Появление впадин, в которых может застаиваться вода или грязь.
  3. Изменение внешнего вида покрытия: появление мха, плесени или грибка.
  4. Возникновение аварийных расслоений в местах соединений.

При наличии данных признаков рекомендуется незамедлительно провести ремонт крыши. Опытные специалисты рекомендуют хозяевам гаражей выполнять регулярные мероприятия по обслуживанию конструкции минимум раз в 3 года. В этом случае достаточно будет лишь устранить мелкие огрехи. Если крыша будет долго находиться в запущенном состоянии, то может потребоваться полная замена покрытия.

Ремонт гаражной крыши

Метод ремонта зависит от вида кровли и степени износа постройки. В частных строениях, где гараж расположен отдельно от здания, применяются бюджетные материалы для кровли с длительным периодом службы. Гаражи в кооперативах не получится покрыть профилированными листами или гибкой черепицей, поэтому используются мягкие материалы на битумной основе. Выделяют 3 варианта ремонта гаражной крыши:

  1. При помощи разогретого битума.
  2. Применение мягкого материала для кровли.
  3. Применение профилированных листов или черепицы.

Перед тем как приступить к работам по ремонту, понадобится убрать с крыши мусор и очистить места, которые нужно будет ремонтировать. Если установленный ранее материал для покрытия можно использовать, то потребуется вырубить топором углубления в местах с дефектами. Если крыша покрывалась рубероидом, то конструкцию надо осмотреть на наличие трещин или вздутий. Такие изъяны должны быть устранены до ремонтных работ.


Когда подготовительные работы будут выполнены, можно приступать к работам по ремонту:


Отремонтировать крышу при помощи рубероида довольно просто. Понадобится вырезать несколько кусков материала, после чего закрыть с их помощью углубления. Каждый отрезок должен соответствовать величине углубления. Последовательность действий:


Видео: частичный ремонт кровли гаража

Построить долговечную крышу для гаража самостоятельно вполне возможно, однако важно следовать инструкциям и выбирать качественные и надёжные материалы на всех этапах работ.

Крыши с одним скатом – вариант, идеально подходящий для обустройства гаражей. Широко распространенные на просторах отечества пологие плоскости авторитетно завершают солидные кирпичные постройки и небольшие каркасные боксы.

Принцип строительства значительно проще, чем возведение двухскатной соперницы. Работы проводятся гораздо быстрее, и результат служит дольше, что весьма убедительно действует на самостоятельных мастеров. Однако для успешного завершения дела следует твердо знать, как сооружается односкатная крыша для гаража, каким способом ее разумней устроить.

Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.

Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:

  • Экономичность . На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
  • Конструктивная простота . Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
  • Долгосрочность безукоризненной службы . Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.

Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.

Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или , предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.

Тонкости проектирования крыши гаража

Вариантов сооружения односкатных крыш над гаражами существенно больше, чем подсказывает конструктивная незамысловатость. Их возводят над отдельно стоящими объектами и над пристройками.

Один скат может перекрывать не только гараж, но заодно и баню или летний домик со смежной стеной. Основой строительства может служить не только стопа со стенками разной высоты, но и коробка, стены которой доведены до единого уровня.

Главный признак односкатной крыши – наличие опоры под обоими краями стропильной ноги. Элементы стропильной системы просто укладываются, т.е. как бы наслоняются на опоры, в связи с этим носят техническое название «наслонные».

По сути, стропилины односкатной крыши представляют собой обычные балки, уложенные под незначительным углом к горизонту. Потому крутизну сооружения при проектировании и расчетах не учитывают.

Принципы определения угла наклона

Грамотное строительство односкатной крыши обязано соблюсти уклон, необходимый для свободного схода дождевой воды и удаления осадков в период снеготаяния. Именно поэтому высота опорных конструкций должна различаться.

На выбор угла наклона ската влияют три фактора:

  • Климатическая специфика конкретного региона. Пологие односкатные сооружения крутизной до 5-7º нерационально возводить в областях с обильным выпадением зимних осадков. Зато они прекрасно работают в местностях с высокой ветровой активностью и с незначительным количеством снега. Односкатные крыши с углом наклона 20-25º не стоит строить в районах с частыми сильными ветрами над отдельно стоящими гаражами. Возможно сооружение над пристройкой.
  • Вид кровельного покрытия. В обустройстве пологих крыш до 8º применяются рулонные кровли: полимерные, 3х и 4х-слойные битумные или битумно-полимерные материалы. Если крутизна крыши 8-10º кровля укладывается в два слоя. Если угол наклона 15-20º, используются металлические листы, соединенные фальцем, плоский и волнистый шифер. Для крыш крутизной 25º подойдет или одна из его вариаций, металлочерепица.
  • Ландшафтный дизайн усадьбы. Архитектурные каноны повелевают использовать кровли одного цвета и вида в пределах одной территориальной единицы. Хотя бы на собственном участке, если это не слишком обременит бюджет.

Неважно, угол наклона выбирается с ориентиром на указанные обстоятельства, или наоборот. Важно, чтобы в результате нашелся консенсус, удовлетворяющий всему спектру перечисленных условий.

Крутизна односкатной крыши – крайне важный параметр для гаража, определиться с которой необходимо на стадии проектирования гаража. Она даст понять, нужно ли будет сооружать стены коробки разной высоты или можно обеспечить уклон установкой с одной стороны консольно-прогонной рамы.

Длина стропильных ног

Площадь ската должна учитывать формирование свесов, защищающих строительные конструкции от прямых и косых дождей. Мастерам, желающим знать, как грамотно сделать проект односкатной крыши для гаража, необходимо учитывать тип материала, из которого выполнены стены, потому что:

  • Свесы над обшитыми металлом каркасными строениями должны составлять по минимуму 10-20см.
  • Свесы над срубами должны быть 50-60см.
  • Свесы над кирпичными и бетонными гаражными коробками 30-40см.

Иногда свесы увеличивают с целью формирования навеса со стороны входа или вдоль длинной стенки. Увеличенный по площади навес необходимо опереть на столбы, сооруженные на общем с гаражом или отдельном фундаменте.

По завершению разбора геометрических показателей можно смело приступать к расчетам размеров стропилин.

Правила расчета стропильной системы

Для расчета элементов стропильного каркаса проще воспользоваться одной из предложенных интернетом программ. Принципиальных различий в их вычислениях нет.

Данные банально вводятся в специфические таблички, после чего практически моментально появляется результат. Т.к. интенсивных пешеходных передвижений по поверхности односкатной крыши обычно не предполагается, то для расчетов знать нужно будет только:

  • Вес кровельного покрытия, распределенного на 1м² площади без учета угла наклона.
  • Вес сплошной обрешетки, применяемой для обустройства скатов до 25º. Принимается вес доски, приходящейся на 1 м², фанеры или ОСП.
  • Вес утеплителя, если планируется его установка.
  • Масса снежного покрова, установленная по многолетним наблюдениям в конкретной местности.

Вес осадков в районе строительства можно определить по карте, которую мы приводили , или найти в сборнике нормативов по строительной климатологии.

Степень сложности стропильного каркаса

Конструктивная сложность стропильной системы односкатной крыши напрямую зависит от размера перекрываемого ею пролета:

  • Если пролет не превышает 4,5м, стропильный каркас до предела прост. В его составе есть только параллельно уложенные стропильные ноги, соединенные с брусьями мауэрлата или с равнозначными элементами.
  • Если пролет больше 4,6м, но меньше 6м, то система усложняется. Ввиду внушительной длины стропилины появляется вероятность ее провисания и кручения. Чтобы избежать деформации и повысить жесткость конструкции, стропильные ноги подпираются подкосами.
  • Если пролет больше 6м, его делят на условные сегменты, между которыми устанавливается прогонная конструкция с вертикальными опорами. Естественно, для установки прогонной рамы нужна собственная опора в виде внутренней стены. Опереть можно на бетонное перекрытие, для устройства крыши поверх которого расчеты почти не требуются.

Оптимальными размерами внутреннего пространства гаража на одно авто считается 3,5×5,2м. Даже если не учитывать толщину стен, ясно, что построить крышу над коробкой с указанными размерами по схемам из первого или второго пункта. При уклоне ската поперек длинным стенам постройки стропила укладываются без дополнительных элементов.

Если уклон направлен вдоль длинных стен, стропилины необходимо будет подпереть подкосами. В любом случае продумать и рассчитать следует оба варианта. Желательно составить два чертежа гаража с односкатной крышей, чтобы выбрать наиболее подходящий тип по технологическим и экономическим аспектам.

Инструкции по строительному процессу

Лучшего метода изучения технологий строительства, чем разбор реальных разработок и примеров, пока не придумано. Полезны они и для тех, кто своими руками решил сделать односкатную крышу над запланированным к строительству гаражом, и для тех, кому требуется контролировать возведение объекта на личном участке.

Пристальное внимание следует уделить устройству фундамента под гараж. Основа постройки должна быть безупречной и действительно прочной. Если грунты под массой «железного коня» неравномерно просядут, фундамент обязательно даст трещину. Едва заметное на первоначальном этапе повреждение через год превратиться в крупную щель с полным списком вытекающих последствий: с нарушением теплоизоляции, смещением части стены и перекошенной в результате крышей.

Неравномерность просадки особо опасна для сборных и столбчатых фундаментов. Устроенный поверх них ростверк не спасет от разрушения кирпичные и бетонные стены из-за незначительной собственной мощности. Потому под капитальные сооружения вполне обоснованно принято заливать монолитную плиту или ленту. Заглублять монолитные основания требуется ниже горизонта сезонного промерзания грунта минимум на 30см, для уверенности в надежности на 50см.

В северных областях настолько серьезно заглубленная плита будет слишком дорогостоящей. Там предпочитают ленты с перекрытиями из бетонных плит, если предполагается устройство смотровой ямы, или с бетонным полом по утрамбованной основе, если организация ямы не предстоит.

Каркасные гаражи не слишком требовательны к фундаментам. Из-за неравномерной просадки подстилающих грунтов их может несколько перекосить. Однако рамы верхней и нижней обвязки, жестко сцепленные со стойками стен, не дадут постройке разрушиться. Причем исправить перекос не составит труда: достаточно приподнять просевшую часть строения домкратом и выровнять фундамент посредством подкладки кирпичей, пеноблоков, обрезков бруса и др.

В возможности свободного устранения недочетов заключается причина применения столбчатых типов фундамента под каркасные гаражи, с сооружением одного из которых будем разбираться.

Строительство обособленного гаража с «односкаткой»

Неоспоримые достоинства каркасной технологии отлично отображает сладкая парочка определений «дешево и быстро». Приплюсуем к ним возможность строительства своими руками и немногословно отошлем вдаль малейшие сомнения. Приступим.

Процесс сооружения каркасного гаража по шагам:

  • Устраиваем по столбчатому фундаменту нижнюю обвязку каркаса. Первым делом из бруса 150×200 создаем раму согласно размерам гаража. Элементы укладываем широкой стороной плашмя, соединяем в углах косым прирубом. Соединения укрепляем гвоздями, болтами, металлическими пластинами. Пространство между ребрами рамы заполняем брусом 150×150, укладываемым на рядовые столбы фундамента. Углы дополнительно усиливаем скобами;
  • Сооружаем переднюю стенку гаража. Устанавливаем брусья 150×150 длиной по 3м по углам обвязки. Крепим их усиленными оцинкованными уголками и фиксируем временными укосинами к смежным ребрам обвязки. Устанавливаем брусья равнозначного сечения и длины согласно ширине проема под гаражные ворота, крепим уголками. Соединяем полученные стойки путем укладки сверху бруса 100×150 с аналогичным креплением – получаем переднюю деталь верхней обвязки.
  • Собираем тыльную стенку. Устанавливаем четыре отрезка бруса 150×150 длиной 2,5 – 2,7м через равные расстояния. Высота стоек задней стенки вычисляется в процессе проектирования и зависит от длины гаража. Угловые столбы дополнительно фиксируем временными укосинами. Перевязываем все четыре элемента сверху брусом 100×150. Это задняя деталь верхней обвязки.
  • Укладываем стропила ребром на брусья обвязки. Для раскроя стропильных ног используем доску 25×150. Крепим их уголками или скользящими опорами к брусьям обвязки.
  • Сооружаем боковые стенки. Прикладываем к середине боковой стенки дюймовку, на которой отмечаем линии запила по факту. Согласно сделанного из дюймовки шаблона изготавливаем стойки боковой стены из бруса 150×150. Устанавливаем их и соединяем вверху брусом 100×150, прикрепленным к боковым граням стоек.
  • Обвязываем весь каркас посередине доской 50×150. За точку отсчета средней обвязки возьмем половину длины столба тыльной стенки.
  • Устанавливаем постоянные укосины. Демонтируем все ранее установленные вспомогательные элементы. Каждый сегмент каркаса, полученный в результате установки средней обвязки, снабжаем укосиной из доски 25×150.
  • Оформляем крышу. Устраиваем сплошную обрешетку, уложив на стропила доску 25×150 с зазорами 2-3мм. Вместо доски можно использовать фанеру или панели ОСП-3. Обшиваем периметр ветровой доской, расстилаем гидроизоляцию, монтируем покрытие.

Остается обшить каркас гаража доской, стеновым профнастилом или влагостойкой фанерой, применяемой в качестве основы под последующую отделку.


При желании утеплить гараж перед обшивкой между элементами каркаса закладывается теплоизоляция. В обшивке стен и потолка изнутри неутепленной постройки вообще нет необходимости. Открытые к свободному доступу воздуха деревянные составляющие хорошо просыхают, благодаря чему долго служат.

Сооружение пристройки с односкатной крышей

По экономическим показателям гараж-пристройка значительно опережает отдельно стоящий объект. Дело не только в существенном сокращении стройматериалов за счет общей стены с основным зданием. При необходимости подвести к пристройке коммуникации выгоднее и проще.

Под описанную в примере каркасную пристройку сделан ленточный фундамент. Для его заливки рыли не котлован, а траншею, в которую устанавливалась опалубка. Высота опалубки рассчитывалась так, чтобы в итоге над поверхностью земли возвышался небольшой цоколь в 15 – 20см. В период заливки устанавливаем закладные детали для крепления каркаса к фундаменту.

После распалубки внутри контура выбираем грунт на 30см ниже поверхности земли. Трамбуем дно и засыпаем сначала 10см смеси щебня с песком, затем 10см песка, потом снова трамбуем. На утрамбованный песок настилаем промасленную бумагу или рубероид, а поверх этой прослойки заливаем 10см бетона. Получили наиболее подходящий для гаража бетонный пол.

Если есть желание сделать некоторый уклон около 1% в сторону ворот, перед заливкой нужно установить в продольном направлении деревянные планки под требующимся углом. Планки устанавливаются на ребро в 60см от стен. В пространство между ними заливается бетонная смесь и распределяется путем затирания с необходимым наклоном. После удаления планок образованные ими борозды заполняются раствором.

Последовательность работ по устройству гаража-пристройки:

  • Устройство нижней обвязки. На цоколь полосой настилаем рубероид, толь или подобный гидроизоляционный материал. Укладываем поверх гидроизоляции детали нижней обвязки, заранее раскроенные из бруса 150×150. Проверяем уровнем горизонтальность, при необходимости выравниваем положение путем подкладки щепы. Детали обвязки соединяем прирубом, места соединений дополняем болтами, углы усиливаем скобами.
  • Установка стоек входа. Перед установкой в брусе обвязки с краю делаем врубку по размету бруса глубиной около 7см. Устанавливаем стойки, изготовленные из бруса 150×150, высота их должна соответствовать проекту.
  • Сооружение стенок пристройки. Сначала из доски 50×150 формируем угловые опоры. Две доски устанавливаются под углом друг к дружке так, чтобы смежная доска формировала край смежной стенки. Заполняем пространство между угловыми опорами рядовыми стойками. Устанавливаем их с шагом примерно 60см.
  • Устройство верхней обвязки. Укладываем плашмя доску 50×150 в два ряда с перевязкой стыков.
  • Укладка потолочных балок. Устанавливаем доску 50×150 ребром с шагом около 60см на верхнюю обвязку. Между балками располагаем обрезки доски 50×50 для фиксации их положения.
  • Установка стропилин. Стропильные ноги устанавливаем рядом с балками под углом. Для формирования угла используем либо стеновые кронштейны, заранее прикрученные к несущей конструкции основного здания, либо короткие опорные стоки, установленные на обвязку.
  • Устраиваем по стропилам сплошную обрешетку, перекрываем ее гидроизоляцией, укладываем покрытие.

Завершающие этапы проводятся в традиционной последовательности. Обшиваем гараж, устраиваем косяк для ворот и навешиваем ворота.

Обзор вариантов строительства односкатной крыши с подробным изучением технологии строительства поможет соорудить надежную конструкцию собственноручно или гарантирует надлежащий контроль работы нанятых строителей.

Виды крыш для гаража довольно различны, здесь на первом месте идет площадь строения. Чем она больше, тем и больше буде скатов.
Гаражные крыши делятся и по материалу изготовления, поэтому они имеют и разный вес. И чем тяжелее крыша, тем более мощный надо делать каркас.
Сегодня мы и рассмотрим строительство крыши гаража. У вас будет возможность посмотреть крыша гаража своими руками видео и по фото вы сможете увидеть их разновидности.

Виды крыш и кровельных материалов

Для начала надо рассмотреть какие бывают и после этого выбрать нужный материал и определить из чего сделать крышу гаража. Крыша на гараж вполне может быть сделана самостоятельно, здесь не надо быть большим специалистом, но конечно понятие надо иметь.
Причем вы сможете сделать только простые варианты. Для начала надо будет как следует изучить ее конструкцию.
Для этих целей можно рассмотреть два самых популярных вида крыш. У каждого есть свои конструктивные особенности.

Внимание: В первую очередь перед покупкой материала надо сделать проект крыши гаража. Тогда в ы сможете правильно просчитать количество материала.

Односкатная крыша

Крыша гаража плоская подойдет для не большого помещения.Этот тип крыши наиболее прост в исполнении. Наиболее часто можно увидеть каркасный гараж с плоской крышей.
Он довольно легко собирается, при продаже дается инструкция по правилам установки. Так же делается деревянная крыша гаража в строениях, где не большая площадь земли и нет возможности ее увеличить.

Итак:

  • Упором для нее служат стены строения, возведенные до разной высоты, а стропильная система применяется самая простая.
  • Уровень наклона данной крыши может варьироваться. Выбирать его следует, ориентируясь на климатические условия (в том числе присутствие постоянно дующих ветров) и выбранного материала для покрытия крыши.
  • Угол наклона односкатной крыши может быть сделан от 0 и до 60 градусов. Делать наклон крыши больше этого значения не рекомендуется. Свойства материала, выбранного для покрытия крыши, будут определять величину ее наклона (ската).

Внимание: Чем больше крыша по плоскости, тем больше должен быть уклон. Этим вы уменьшите нагрузку на каркас и осадки будут лучше отводится.

  • Основой для возведения любой крыши являются стропила. Стропильная система делается из хорошо просушенных еловых или сосновых досок и брусьев, которые предварительно пропитываются антисептиком.
    Именно он служит защитой деревянным конструкциям от огня, сырости, насекомых-вредителей. Для возведения односкатной крови больше других подходит наклонная стропильная система.

Двускатная крыша

Гараж на одну машину с двускатной крышей можно увидеть довольно часто. У нас на сайте есть инструкция по ее установке.

Итак:

  • Двускатная крыша гаража кроме эстетических преимуществ имеет и чисто практические. Она дает возможность устроить удобное чердачное помещение. Самая простая по форме двускатная крыша имеет вид равнобедренного треугольника.
  • В ее устройстве нет ничего сложного при наличии желания и необходимых материалов и инструментов. Стропильная система и кровельное покрытие – составляющие любой крыши.
    Стропильные ноги устанавливаются рядами попарно и соединяются верхней частью в районе конька крыши, тем самым образуя ее каркас. Нижняя часть стропил опирается на мауэрлат (горизонтальный брус), который в свою очередь крепится анкерами к стенам строения.
  • Ширина крыши и высота ее до конька необходима для расчета количества необходимых материалов. Для расчета высоты конька и длины стропильной ноги нужны замеры ширины стен строения и угла наклона крыши.
  • Монтаж стропильной системы делается поэтапно, начиная с укрепления мауэрлата и заканчивая устройством обрешетки для дальнейшего покрытия кровли выбранным материалом. Если мауэрлат крепится на стены строения, сделанные из бетона или кирпича, то между ними необходимо сделать гидроизоляцию(см.). В качестве нее может вступить рубероидная подкладка.

Материалы для изготовления крыши

Крыша гараж могут делаться из разных материалов. У них довольно разная цена и здесь все зависит от состояния вашего кошелька.
Гараж с крышей из черепицы будет гораздо дороже от покрытия шифером. Но укладка метало-черепицы займет меньше времени. Но есть и другие материалы которые применяются довольно часто.

Рубероид

Этот широко известный материал считается наиболее простым в использовании и недорогим по цене. Одного рулона рубероида хватает для покрытия 10 кв. метров крыши.

Итак:

  • Укладка рубероида(см.) на бетонное основание делается только после полной ее очистки от старого покрытия и грязи. На бетон наносится слой горячей битумной мастики, и сразу, не дожидаясь ее остывания, укладывается слой рубероида. Для плотного прилегания материала к поверхности, его разравнивают специальным катком.
  • Наплавляемый рубероид можно укладывать, не очищая поверхность от старого покрытия. С помощью газовой горелки, рулон рубероида нагревают до начала расплавления клеящего слоя, и плотно прижимая к поверхности, раскатывают. Разравнивают полотно также с использованием валика.
  • Рубероидное покрытие требует периодического осмотра для своевременного выявления повреждений и проведения необходимого ремонта.

Оцинкованное железо для кровли

Крыша из оцинкованного железа отличается долгим сроком эксплуатации и относительной дешевизной, но имеет некоторые недостатки.


Итак:
  • Листы железа укладываются внахлест снизу вверх, начиная с нижнего угла крыши. Прикрепляются саморезами со стальными прокладками.
  • Монтаж листов с замковой системой позволяет избежать повреждения материала, т. к. проводится без проделывания сквозных отверстий, что препятствует проникновению влаги.
  • Чтобы продлить срок службы крыши, следует ее покрасить. Акриловая грунт-эмаль для оцинкованного железа хорошо защитит цинковый слой от негативного воздействия погодных условий.

Битумная черепица

Мягкая черепица — кровельный материал нового поколения. Изготавливается из целлюлозы, покрытой битумом.
По сути дела, это разноцветные куски рубероида разной формы, для прочности обработанные полимерами. Крыша из нее получается похожей на классическую черепичную, но в современном исполнении.

Итак:

  • Состав этого современного материала: стеклоткань, модифицированный битум и каменная посыпка. Укладывать его рекомендуется при температуре не ниже 5 градусов, иначе он становится хрупким.
  • Монтаж полосок черепицы начинается снизу с центра, и далее вдоль карниза идет вертикальными рядами. Каждый ряд смещается по отношению к предыдущему. Это делается для формирования красивого рисунка.
  • Листы мягкой черепицы крепятся с помощью оцинкованных гвоздей. Края полосок (гонтов) приклеиваются битумной мастикой, что позволяет улучшить гидроизоляцию.
  • Для получения кровли равномерного цвета, черепицу из разных упаковок рекомендуется перемешать.

Шифер

Наиболее часто используется для покрытия кровли традиционный шифер из асбестоцемента.

Монтаж и установка шиферного покрытия проводятся аналогично устройству крыши из профнастила. Шифер крепится к подготовленной поверхности при помощи шиферных гвоздей или специальных шурупов.

Внимание: Предварительно необходимо просверлить в листах шифера отверстия. Внутренние углы каждого из листов обрезаются по диагонали, чтобы обеспечить плотность прилегания шифера.

В последнее время большей популярностью пользуются современные кровельные покрытия, например, профнастил(см.). Он превосходит шифер и в простоте укладки, и в сроке службы.

Ондулин

Еще один популярный современный материал для покрытия кровли.

Итак:

  • Сделанный из целлюлозы и пропитанные битумом, ондулин гораздо экологичнее материалов, в состав которых входит асбест. Этот материал обеспечивает хорошую гидроизоляцию и препятствует проникновению шума.
  • При монтаже нужно обращать внимание на щели, которые могут образоваться на стыке скатов. Их необходимо заделывать профильным уплотнителем.

Внимание: По крыше из ондулина ходить не рекомендуется, она плохо выдерживает большой вес. Во избежание быстрого выгорания материала, при его покупке следует выбирать надежного производителя.

Поликарбонат

Крыши гаражей могут быть покрыты поликарбонатом 2-х видов: монолитным и ячеистым:

  • Монолитные листы по своему виду и свойствам напоминают стекло, но они более прочные и легкие. Хорошо подходят для работ на плоских поверхностях.

Внимание: Из-за стоимости существенно большей, чем у других материалов, монолитный поликарбонат не пользуется спросом.

  • Ячеистый поликарбонат, напротив, приобрел большую популярность. Преимущества в гибкости и легкости позволяют использовать его в строительстве фантазийных конструкций. Стоит он значительно ниже своего собрата, хорошо сопротивляется огню и воздействию химически активных сред.
  • Высокая прочность ячеистого (по-другому сотового) поликарбоната положительно влияет на срок его службы.

Гараж крыша может быть покрыта любым из перечисленных материалов, вам просто надо подобрать тот, который наиболее приемлем именно в вашем случае.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...