Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Развитие галерейного бизнеса в россии. Галерейный бизнес теснят новые формы продаж искусства

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

Слушатели познакомятся с главными аспектами управления галереей современного искусства.

Курс будет интересен широкой публике, художникам и всем тем, кто хотел бы работать в галерее, управлять ею или открыть свою галерею.

В начале курса будут рассмотрены такие вопросы, как определение предназначения арт-галереи, а также различие в функционировании галерей первичного и вторичного рынков. Затем, слушатели узнают, с чего начать создание своей собственной галереи. Как и почему становятся галеристом? Большая часть курса будет посвящена этапам построения отношений с художниками и организации различных проектов, связанных с их продвижением. Слушатели узнают о наиболее важных пунктах, которые необходимо обсудить с художником перед тем, как начать с ним сотрудничать, а также о написании контракта.

Аудитории будет представлено несколько примеров контрактов, составленных для художников европейской галереи. Можно ли их использовать для галерей, расположенных на территории России? В программу курса войдут также вопросы о сотрудничестве галереи с частными компаниями, государственными учреждениями и аукционными домами, об участии галереи в арт-ярмарках и фестивалях современного искусства. Слушатели узнают, как правильно вести PR-компанию, чтобы продвигать своих художников. Как построить отношения с арт-критиками и журналистами?

Курс поможет слушателям понять каждодневную работу галериста, роль галереи на рынке современного искусства.

Примерная программа курса:

1. Что такое арт-галерея?

Роль арт-галереи на рынке современного искусства. Различное функционирование и цели галерей «первичного» и «вторичного» рынков. В чем отличие арт-галереи от арт-магазина?

2. Личность и роль галериста.

Как и почему становятся галеристом? Можно ли научиться этой профессии?

Понятия «галерист» и «арт-дилер».

3 / 5. Разработка проекта по открытию галереи (3 академических часа).

– определение концепта галереи;

– составление бизнес-плана;

– поиск художников;

– выбор помещения;

– составление годичной программы выставок.

В качестве примера будет приведен личный опыт по созданию галереи современного искусства Oneiro в Париже.

6 / 7. Основные этапы организации выставок (2 академических часа).

– главная идеи выставки;

– транспортировка работ/ оценка стоимости перевозки;

– PR-компания проекта; (данный пункт будет рассмотрен более подробно в №8).

– создание каталога и других необходимых печатных текстов;

– чего ожидать от вернисажа первой выставки галереи.

8. Как обратить на себя внимание СМИ.

– выбор названия галереи и ее логотипа;

– написание пресс-релизов;

– работа над сайтом галереи.

9. Галерея и художник.

– окончательный выбор художников галереи;

– составление и подписание контракта между галереей и художником; (будет приведен пример контракта галереи Oneiro с учетом русских реалий рынка современного искусства).

10/11. Продвижение карьеры художника галереи (2 академических часа).

– организация выставок за пределами галереи (арт-фестивали, арт-ярмарки, биеннали, государственные учреждения, «обмен» художниками/ выставками с другими галереями).

– сотрудничество с известными мировыми брендами.

12. Роль арт-ярмарок.

Рассмотрение крупных международных арт-ярмарок Art Basel, FIAC, Art Paris, Frieze London, Cosmoscow.

13. Разные каналы продаж арт-объектов современного искусства.

– сотрудничество с частными компаниями;

– отношения галереи с аукционными домами;

– продажи арт-объектов онлайн. Данный пункт будет рассмотрен более подробно в №14-15.

14 \ 15. Онлайн-площадки по продаже предметов современного искусства. Главные стратегии (2 академических часа).

Обзор таких известных сайтов, как Artnet, Artspace, Artsper, Paddle8 и т. д.

16. Коллекционеры. Частные музеи / фонды современного искусства.

– помощь галериста в составлении частной коллекции;

– несколько историй создания крупных европейских частных музеев и их сотрудничество с галереями.

17. Как увеличить число коллекционеров?

– организация семинаров;

– участие в различных культурных проектах, позволяющих познакомиться и представить галерею любителям современного искусства;

– покупка государством арт-объектов галереи.

18. Российские особенности работы арт-галерей.

– функционирование галерей на территории России;

– галереи современного русского искусства в Париже.

19 / 20. Эволюция развития галерей на сегодняшнем арт-рынке (2 академических часа).

– интернационализация галерей современного искусства;

– открытие галерей - номад;

– появление онлайн-галерей.

Представляем вашему вниманию второе издание книги «Галерейный бизнес», расширенное и дополненное. Первое издание пользовалось у читателей большой популярностью, что вдохновило нас включить в эту книгу дополнительные материалы: интервью, статьи, образцы договоров и документов, а также новые контакты участников международной арт-индустрии.

Основной материал составляют практические советы профессионалов галерейного бизнеса, которые были отражены в журнале «Арт-менеджер» в течение восьми лет. В книге собраны статьи и интервью коллекционеров, художников, кураторов, критиков, владельцев галерей и экспертов, которые рассказывают о своем личном опыте.

Книга адресована не только специалистам галерейной инфраструктуры, участникам рынка художественных ценностей, но и широкой аудитории, желающей узнать, как функционирует рынок произведений искусств в России и за рубежом. У читателя есть возможность посмотреть на изобразительное искусство как на предмет маркетинговых технологий, где много разных тонкостей и нюансов. Возможно, некоторые читатели захотят после прочтения книги открыть собственную галерею. Издание подскажет, как эффективно управлять своей галереей.

Надеемся, что это издание станет настольной книгой для профессионалов арт-рынка.

  • Размер книги 17x24 см. 370 страниц в мягком переплете.
  • ISBN 978-5-91453-015-7
  • Цена - 1100 рублей, только .
  • В. Бабков
    Вступление. Экономика переживаний и впечатлений
  • Т. Клэйман, К. Стейнберг
    Что нужно знать художнику о галерее
  • С. Попов
    Есть ли шанс у новых галерей на арт-рынке?
  • Г. Пузенков, В. Фролов, Д. Кузнецов
    Есть ли логика ценообразования в искусстве?
  • Н. Суворов
    Произведение искусства как символический капитал
  • Б.-А. Милленар
    Искусство инвестировать в искусство
  • Н. Колодзей
    Российские художники на арт-рынке США
  • М. Парк
    Биеннале современного искусства и развитие города
  • М. Сурков
    Особенности ярмарки современнго искусства «Арт-Пермь»
  • Д. Мартин
    Новая ярмарка современного искусства «Art Dubai»
  • А. Кузнецова
    Арт-рынок ближнего востока. Цифры и факты
  • Ц. Фресчини
    Развитие арт-рынка в Китае
  • М. Комарова
    Некоторые правила игры на рынках экспертизы
  • Ж.-Г. Пейе
    Эксперт несет ответственность пожизненно
  • Б. Гуггенхайм
    Консалтинг в искусстве коллекционирования
  • А. Лебель
    Национальный Синдикат Антикваров Франции: принципы профессиональных взаимоотношений
  • А. Вилков
    Государственная политика в сфере антикварного бизнеса
  • Б. Кнадсон
    Антикварный бизнес: принципы профессионализма
  • К. Петерсон
    Как открыть аукционный дом
  • Ю. Тюхтин
    Как работает аукционный дом
  • М. Каменский
    Аукционный дом Sotheby’s: как продавать и покупать искусство
  • Й. Пулканнен
    Аукционный дом Christie’s: как продавать искусство и покупать искусство
  • М. Рейд
    Особенности покупки произведений искусства через аукцион
  • Ж. Нуармон
    Владеть и управлять галереей - это очень личные переживания
  • Ю. Маркович
    Галереям нужны квалифицированные менеджеры, критики и эксперты
  • А. Щелущенко, Ю. Маринчук
    Стратегия и тактика галереи в Украине
  • А. Булянская
    Как открыть галерею
  • Ф. Мазната
    Галерея в глобальном рынке
  • Д. Аббондио
    Я не верю в современный арт-рынок
  • Е. Селина
    Галерея - это партнер
  • М. Шмит
    Галерея - это бизнес поколений
  • М. Гельман
    Стратегия развития галереи
  • О. Лопухова
    Галерист - это исполнительный продюсер современного искусства
  • Б. Смольский, О. Маурер
    Маркетинг в современном галерейном бизнесе
  • С. Аренс
    Маркетинг галерей современного искусства. Расширение целевой аудитории
  • Н. Суворов
    Организация рекламы художественной галереи
  • М. Рейд
    Как покупать и продавать искусство
  • Д. Стюарт
    Коллекционер - это куратор общественных интересов
  • М. Образцова
    Галерея и коллекционер
  • П. Броше
    Коллекционирование - это неизлечимый вирус
  • И. Маркин
    Моя частная коллекция
  • М. Царев
    Клуб коллекционеров современного искусства
  • Г. Пельман
    Изобразительное искусство - это продажа мифов
  • А. Назаров, Ю. Сидоров
    Коллекционирование - это процесс и коммуникация
  • В. Дудаков
    Заповеди коллекционера
  • В. Данилов
    Корпоративные музеи и галереи
  • М. Лэньер
    Корпоративные коллекции в США
  • П. Харрис, Дж. Флауэрс
    Корпоративные художественные коллекции: как улучшить ваш бизнес
  • Х.-У. Обрист
    Куратор не должен стоять на пути у художника
  • Р. Мартинес
    Профессия и роль куратора
  • Е. Прилашкевич
    Работа куратора выставки: взгляд изнутри
  • Е. Прилашкевич
    Где обучают кураторов: обзор образовательных программ
  • Х. Крамер, А. Ковалев, П. Шелдал, М. Боде, Д. Уэйлен, Е. Деготь, В. Мизиано
    Роль критика в развитии современного рынка искусств
  • А. Боровский
    Критик - это бренд
  • П.-М. Менгер
    Рынок творческого труда и карьера
  • Г. Пузенков, Г. Брускин, З. Церетели, В. и Н. Черкашины
    Как управлять карьерой художника
  • Ш. Окштейн
    Карьера художника
  • Л. Гринфилд, В. Клавихо-Телепнев, Ж. Лорье
    Как управлять карьерой фотографа
  • И. Славинский, Д. Пушилин
    Художник как галерист
  • В. Церетели
    Московский музей современного искусства и современный арт-рынок
  • Т. Нечаева
    Некоммерческая галерея - центр современного искусства
  • В. Бабков
    Заключение. Все только начинается

Приложение

  • Международные художественные выставки и ярмарки
  • Ведущие арт-дилеры мира
  • Ассоциации антикваров и арт-дилеров антиквариата
  • Аукционные дома россии и представительства зарубежных аукционных домов
  • Правила проведения торгов на аукционах Sotheby’s
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Sotheby’s»
  • Правила участия в торгах аукционного дома «Christie’s»
  • Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
  • Образец экспертного заключения
  • Образец гарантийного письма. Прием на ответственное хранение художественного произведения
  • Образец гарантийного письма. Сохранность и своевременный возврат художественного произведения
  • Образец акта приема на ответственное хранение
  • Образец акта возврата после временного хранения художественного произведения
  • Образец акта на возвращение экспонатов принятых во временное пользование
  • Образец счета на покупку художественного произведения на аукционе Christie’s
  • Предварительный договор купли-продажи картины
  • Авторский договор с художником
  • Договор на создание произведения и предоставления на него исключительных авторских прав
  • Договор на издание фотоальбома

В связи с изменениями в России в последней четверти XX века, такими как перестройка, в области культуры и искусства, в сфере художественного рынка стали возникать и развиваться новые организации. В области галерейного дела появились оформившиеся художественные галереи художественного искусства, привнесшие качественные изменения в сферу галерейного бизнеса.

Каждая художественная галерея ставит перед собой определенные цели и задачи, для достижения которых разрабатывает собственную программу деятельности, тактику и стратегию развития (галерейную политику), от которых в свою очередь зависит ее структура, выполняемые функции и содержание деятельности. Однако интересно отметить одну из особенностей российских галерей: если за рубежом место галереи в культурном пространстве зависит от искусства, которое она представляет, и статуса, которого она достигла посредством кропотливой работы в течение многих лет, то в России место галереи пока что позиционируется непосредственно через социальное положение галериста. Галерея в России - это галерея амбициозной и запоминающейся личности, именно поэтому очень часто галереи называются именем галериста (галереи Марата Гельмана, Марины Гисич, Дмитрия Семенова, Георгия Михайлова, Айдан Салаховой, Евгения Юфита и т.д.). Это объясняется, скорее всего, тем, что в России галерея существует не только за счет профессиональной работы всех субъектов организации ее деятельности, но и за счет репутации и в первую очередь социального положения непосредственно самого галериста. За рубежом все зависит от многих факторов: профессионализма участников деятельности, количества и статуса ярмарок и форумов, в которых принимала участие галерея, уровня художников (их признанности), которых она представляет и т.д. А когда статус уже достигнут, то новые художники, которыми начинает заниматься галерея, автоматически получают признание. В России такого пока нет, но наблюдается движение в этом направлении, .

Общим для всех галерей является стремление оптимально сочетать успешную экономическую и культурно-просветительскую деятельность в рамках поставленных задач и целей. Для многих галерей продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время, полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров, . Однако, тем не менее, одни галереи ориентируются на получение прибыли, и вся остальная деятельность подчинена этой цели, другие же для достижения своих целей и решения первоочередных задач пытаются создать определенный имидж и занять свое место в культуре, в связи с чем занимаются преимущественно выставочной деятельностью и изучением явлений в современном искусстве, а продажи у них стоят на втором месте. Третьи организуются скорее для создания имиджа уже существующей организации, нежели с целью получения дополнительной прибыли. Это, например, галерея «Рахманинов Дворик» при одноименном отеле-бутике, «Гостиная искусств» при ресторане «Палкинъ». Однако процент таких галерей в городе невелик. На сегодняшний день такие галереи имеют довольно простую структуру организации, поскольку создаются в виде своего рода отдела, занимающегося одним определенным направлением. Однако нельзя исключать, что со временем сфера их деятельности будет расширяться. Довольно часто галереи имеют статус некоммерческой институции и занимаются в основном просветительской деятельностью, что выражается в осуществлении различных социальных проектов (галерея «Navicula Artis»). В этом их отличие от художественных галерей зарубежья, где галерея в первую очередь - коммерческая организация. Здесь следует отметить, что рынок современного искусства в России только формируется и российские галереи вынуждены много внимания уделять привлечению посетителей, формированию своего имиджа и достижению определенного статуса.

Галереи, ориентированные на культурно-просветительскую деятельность, непременно учитывают, что каждый слой общества является носителем своих ценностей. И, заинтересованная в своем развитии, галерея как элемент системы галерейного дела стремится удовлетворить культурные потребности каждого субъекта, включенного в систему галерей и определяющего уровень ее развития, статус и место в культурной жизни общества.

В целом галерея заинтересована в том, чтобы зритель удовлетворил свои духовные потребности и утолил любопытство, ознакомившись с произведениями искусства, улучшил вкус, а покупатель, приобретя работу того или иного художника, остался доволен своим выбором, и ему захотелось бы и далее приходить в галерею и приобретать произведения искусства. И более того, творческая личность, включенная в деятельность галереи как целостной системы, должна получить возможность развиваться и, приходя в галерею, знакомиться с новыми тенденциями современного искусства и одновременно способствовать их появлению. Так, одной из основных функций художественных галерей современного искусства является репрезентативная функция, . Галерея приобщает зрителей к новым направлениям и течениям в искусстве, устраивая персональные и групповые выставки, организуя различные художественные акции; участвует в международных арт-ярмарках, форумах, бьеннале; знакомит с современным искусством России западных деятелей культуры и художественную общественность. У каждой состоявшейся галереи, как правило, имеется свой круг друзей, которым близка художественная политика данной галереи, и именно они являются потенциальными и реальными покупателями.

Художественные галереи занимаются и научно-просветительской деятельностью, создавая информационное поле для каждой выставки, для каждого художника галереи, выпуская просветительскую литературу, научные труды, монографии, каталоги художников и буклеты выставок, проводя круглые столы и конференции. Так, в каждой галерее можно получить достаточно полную информацию по каждому художнику, которым она занимается, или по выставке, которая проходит или проходила в ее стенах. В последнее время увеличивается количество Интернет-сайтов галерей, освещающих их деятельность. Практически к каждой выставке пишутся специальные пояснительные тексты, издаются буклеты. На сегодняшний день в выставочной работе широко распространена система кураторства, когда определенный специалист-искусствовед ведет выставку, пишет профессиональные тексты, дает интервью, работает с художником.

На современном этапе развития галерейного дела издание печатных материалов также является неотъемлемой частью процесса формирования имиджа и статуса галереи. При этом тираж определяется материальными возможностями галереи, а дизайн - размером выделенных средств и индивидуальным стилем галереи. Непосредственно галереи редко издают каталоги художников, а если и издают, то лишь тогда, когда занимаются имиджем данного художника и продвижением его работ на художественном рынке. Примечательно, что на Западе каталоги, изданные самим художником и не имеющие знака галереи, не ценятся. Такие издания условно относят к категории общеобразовательных. Для западных галеристов они не являются доказательством «уровня» художника. В России такие каталоги широко распространены. Это обусловлено тем, что галерейное дело и художественный рынок современного искусства еще находятся на стадии становления. И в настоящее время еще недостаточно организаций, занимающихся данной сферой, чтобы уделить внимание всем творческим личностям. В отличие от галерей, музеи чаще издают каталоги выставок, поскольку получают определенные субсидии от государства, спонсоров и меценатов. Однако, к сожалению, такие каталоги, как правило, стоят очень дорого и простому обывателю не по карману. Это затрудняет процесс формирования вкуса у зрителя, поскольку дети продолжают воспитываться на старых пособиях, в которые не включены произведения современных авторов, хотя работы многих из них находятся в фондах крупных музеев не только России, но и зарубежья.

С целью восполнения информационного пробела, галереи организуют круглые столы и конференции, которые чаще всего проходят в рамках выставки, открыты для всех желающих и материалы которых затем публикуются. Эти мероприятия включаются в программы практически всех проектов крупных культурных центров, таких как Немецкий культурный центр им. Гете, Британский совет, или консульств, среди которых на данный момент наиболее активную деятельность ведут Генеральные консульства Федеративной Республики Германия, Великобритании и Италии. В связи с тем, что в последнее время установилась традиция проведения совместных проектов с различными организациями, в том числе и с галереями, проводятся круглые столы и конференции в рамках не только крупных фестивалей, но и отдельных камерных галерейных выставок. Из таких проектов наиболее крупный - Историко-художественная передвижная выставка «Андреевский флаг в Бизерте». Это совместный проект Фонда сохранения исторического и культурного наследия имени А.А. Манштейн-Ширинской и издательства «Арт-Волхонка». В этом проекте приняли участие многие художественные и культурные организации России, Парижа и Туниса.

Для успешного сотрудничества и взаимодействия между всеми субъектами галереи вырабатывают специальные формы работы. И одним из основополагающих элементов стратегии галереи, тесно связанным с ее целями и задачами, ее особенностями и позиционированием на рынке, является художественная политика. Политику галереи можно охарактеризовать как ряд действий, направленных на достижение целей и решение поставленных перед ней задач. Это совокупность неких мероприятий по продвижению художественных произведений на арт-рынке. Политика галереи связана с ее имиджем и формирует ее лицо. Цели художественной политики галерей достигаются в определенных правовых рамках, с помощью организационных процессов, научных и экономических решений с использованием маркетинговых технологий. Художественная политика включает стратегию галереи, т.е. концепцию деятельности, и тактику - комплекс мер по реализации этой стратегии.

Понятие «художественная политика» включает структуру галереи, специфику ее выставочной деятельности, её бренд и круг ее художников. Художественная политика формирует и критерии отбора художников галереи. Занимаясь каким-либо направлением в искусстве, галерея старается объединить интересующих ее художников, работы которых устраивают ее по качеству, . Ведь именно художники создают лицо галереи, при этом и сама галерея работает на формирование имиджа художника. Соответственно галерея имеет право «первичного отбора», тем самым, препятствуя проникновению на рынок непрофессиональных работ. При этом производится оценка эстетических качеств произведений искусства, поскольку профессиональный галерист хочет представить на выставке лучшее из творчества мастера. Экспертиза в данном случае слагается из двух составляющих: интуитивного определения актуальности на основе знания механизмов развития искусства (из опыта галереи) и легитимности того или иного явления современного искусства (критики). Коммерческая оценка тематических, групповых, персональных и других выставок и определение ценности отдельных произведений искусства также важны, поскольку в отличие, например, от антикварных магазинов и салонов, галереи современного искусства имеют свою специфику: они непосредственно работают с авторами произведений, которые не могут объективно оценивать свои работы. Поэтому в объективной оценке им тактично помогают галеристы, как постоянные участники деятельности арт-рынка, которые лучше ориентируются в области ценообразования на произведения искусства. И именно в ходе развития галерейного дела в целом и деятельности художественных галерей современного искусства в частности вырабатываются критерии оценки произведений современных авторов, формируется ценовая политика, появляются новые любители искусства, коллекционеры, меценаты, определяются вкусовые предпочтения, как зрителя, так и покупателя произведений искусства, создается определенное общественное мнение.

Кроме изучения творчества современных мастеров, галереи занимаются их рекламой и продвижением на арт-рынке, проводят персональные выставки, издают каталоги, вывозят их работы на российские выставки. Более того, со второй половины 90-х годов возникла необходимость и представилась возможность выставлять произведения искусства на международных художественных ярмарках и форумах для продвижения российских художников на мировом арт-рынке, повышения статуса галереи и улучшения ее PR.

В своей работе художественные галереи огромное внимание уделяют и работе со зрителем, средствами массовой информации, кураторами и критиками, рекламе индивидуальных авторских стилей, школ, объединений, направлений, течений. Важное место отводится и проведению рекламных акций во время выставок, направленных на привлечение посетителей, усиление интереса к представленному направлению в искусстве и в конечном итоге к увеличению объема продаж, созданию и поддержанию с помощью рекламы имиджа художественной галереи, также работающего на увеличение продаж произведений современного искусства. Целью рекламной деятельности является создание определенного имиджа арт-галереи, а также ее проектов и художников и их продвижение в информационном поле: это статьи в журналах и газетах, репортажи на телевидении, публикации в Интернете. Представители масс-медиа приглашаются на вернисажи, для них организуются интервью, как с художниками, так и с кураторами выставок, видными деятелями культуры, иногда со зрителями, галеристы объясняют публике и описывают существующее положение дел в современном искусстве. Диалог между художником и прессой осуществляется при посредничестве и активном участии галериста или дилера. Кроме того, организуются круглые столы, конференции и обсуждения, иногда лекции, когда галереи выступают в качестве связующего звена между куратором и зрителем. Это дает возможность куратору из первых уст услышать мнение о подготовленной им выставке, а галеристу - определить вкусы и пристрастия зрителя и наиболее правильные пути дальнейшей деятельности. Следует отметить, что российские галереи организуют выставки любого понравившегося им художника (это может быть даже единичный случай их сотрудничества), тогда как зарубежные галереи не устраивают выставки художников, продвижением которых не занимаются. На Западе отношения между художником и галеристом строятся на иной основе: существует договорная форма отношений, когда художник не имеет права работать (при этом сроки оговариваются) с другими галереями и у него есть только один постоянный представитель. В России на сегодняшний день вводить такую форму отношений между художником и галеристом не имеет смысла, поскольку рынок современного искусства окончательно еще не сформирован и это будет невыгодно как для галереи, так и для творческой личности. В начале 90-х годов данную систему отношений попыталась ввести Ирина Болотова - директор галереи «Дельта». Однако это привело только к тому, что в помещении галереи оставались висеть непроданные работы.

Одной из функций галереи является продажа произведений искусства с целью получения прибыли (коммерческая функция). Для этого художественные галереи современного искусства проводят анализ этого сегмента рынка, определяют направления наиболее выгодные с коммерческой точки зрения и уровень спроса на авторские работы, непосредственно продают произведения искусства как экспонируемые в галерее, так и находящиеся на временном хранении. Необходимость получения прибыли обусловлена также обязательными затратами, на содержание галереи (это аренда помещений, заработная плата сотрудников, оплата рекламных услуг и публикаций и т.д.). Именно поэтому ряд галерей имеет сложную организацию: они включают не только художественные компоненты, а, например, и так называемые дочерние предприятия (сувенирные лавки, багетные мастерские, кафе и т.д.).

Для успешной коммерческой деятельности галереи ведут активную политику в области налаживания контактов между художником и коллекционером. Однако неоднозначный, противоречивый характер общей социокультурной ситуации накладывает отпечаток на их деятельность в этой сфере. Коллекционер - одна из центральных фигур арт-рынка. Коллекционер современного искусства - тот, кто приобретает произведения искусства в первую очередь для получения эстетического удовольствия, хорошо ориентируется в художественной жизни общества, подписывается на специализированные журналы по искусству, предоставляет свои работы на выставки по просьбе их организаторов. Следует также отметить, что именно собиратели современного искусства прославились своими коллекциями и вошли в историю. Это П.М. Третьяков, И.А. Морозов, С.И. Щукин и т.д., .

Немало коллекционеров занимается меценатством. На Западе государство гарантирует сохранность коллекции, защиту прав коллекционера, уменьшает налогообложение и даже выплачивает им определенную компенсацию. При этом тот собиратель и любитель искусства, коллекция которого не выставляется и служит только для удовлетворения собственных эстетических потребностей, коллекционером не считается. В России же статус коллекционеров пока не определен. В России коллекционер - в сущности, теневая фигура, а доступ к его коллекции в основном ограничен и возможен только для людей ближнего круга. Только недавно в Москве был организован «Клуб Коллекционеров Современного Искусства», профессионально занимающийся организацией работы как с самими коллекционерами, так и с их коллекциями. Подобную деятельность в данном направлении ведут и художественные галереи, которые периодически предлагают коллекционерам предоставить ту или иную работу для проходящей выставки, знакомят их с интересными для них художниками, критиками, людьми искусства, обеспечивают информативными материалами по деятельности того или иного художника, явлению культуры и т.д.

Поскольку российский художественный рынок современного искусства только формируется, многие галереи, как уже говорилось, работают и на зарубежный рынок, и это также отличает их от иностранных галерей. Несмотря на то что «бум» на советское искусство прошел еще в начале 90-х годов и российским галеристам пришлось переориентироваться на русского инвестора, многие галереи не оставляют надежды завоевать зарубежный арт-рынок. Здесь, ими руководит, с одной стороны, желание познакомить зарубежного зрителя с искусством России, а с другой - стремление выйти на зарубежный рынок с его более высокими ценами и стабильным интересом к вложению денег в искусство, а также мечта занять свою нишу уже в мировом культурном пространстве.

Если посмотреть на список участников практически любой известной международной ярмарки или форума, таких как Art Forum Berlin (Германия), Armory Show (Нью-Йорк, США), Венецианской бьеннале (Италия), Art Cologne (Франция), Miami Art Fair (Майами) и т.д., то можно заметить, что в них участвуют российские представители галерей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Практически каждая художественная галерея сама создает собственный художественный фонд. Формирование коллекции - важный аспект в деятельности галереи: это придает ей статус не просто коммерческой организации, а культурной, которая занимается собиранием художественных работ новейшего времени, тем самым частично выполняя роль музея.

«...серьезные галереи, заинтересованные в том, чтобы современное искусство в России имело какой-то контекст (а также просто не рассеялось бы и не погибло), не могут не создавать собственных коллекций, выступая даже не столько спонсорами художников (хотя и такое бывает), сколько единственными грамотными коллекционерами...», . Формирование коллекции и фонда чаще всего осуществляется за счет работ с выставки, причем, как правило, художник дарит одну работу с персональной выставки галерее для ее коллекции. Другой путь пополнения собрания - закупка галереей работ художников. Такие коллекции в будущем могут составить часть музейного собрания.

Исходя из истории художественных галерей и анализа их деятельности, можно сделать вывод о том, что оптимальной и устойчивой (отвечающей понятию «художественная галерея»), является такая организация, работа которой направлена, с одной стороны, непосредственно на развитие современной культуры и искусства России, в частности Санкт-Петербурга, а с другой - на развитие художественного рынка. Это проведение персональных и групповых выставок художников, как России, так и зарубежья, что позволяет сохранять определенный качественный уровень; проведение круглых столов и конференций, организация лекций; сотрудничество с различными культурными институциями. Более того, галереи работают с узким кругом художников, выступая, таким образом, своеобразным гарантом качества для коллекционеров, организуют выездные выставки в других галереях и музеях; обеспечивают участие в международных художественных ярмарках и форумах, издание персональных каталогов, буклетов и выпуск другой рекламной продукции. В идеале галерея не должна зависеть от внешних структур и иметь дочерние предприятия, то есть она должна иметь относительно простую структуру, что будет способствовать оперативности в принятии решений и необходимых действий. На современном этапе развития галерейного дела и художественного рынка современного искусства, в свете изменения вкусовых предпочтений коллекционеров и с учетом их внимания к актуальному искусству можно достичь окупаемости и доходности только за счет продажи произведений современного искусства. В то же время оптимально организованные галереи должны быть достаточно гибкими, чтобы постоянно развиваться: расширять сферу своей деятельности, заниматься молодыми художниками (вполне возможно, «искать» их в образовательных художественных учреждениях), быть открытыми для новых направлений и веяний в современном искусстве, принимать активное участие в различных проектах, находиться непосредственно в центре культурных событий.

Кроме того, непреложным условием для успешного функционирования галереи, помимо удачного направления деятельности и подходящей структуры организации, является как определенный культурный уровень населения (именно поэтому галереи и расположены в основном в крупных городах), так и стабильная экономическая ситуация, позволяющая человеку тратить деньги на удовлетворение своих духовных потребностей.

Таким образом, перспективы развития благоприятны для галерей «нового типа», которые смогут сохранить свою нишу и место в культурной жизни города. Остальные же художественные галереи (которые не стали «малыми музеями», получающими государственные дотации и поддержку меценатов), не сумевшие перейти на новые формы рыночных отношений, к сожалению, постепенно себя изживут и исчезнут из культурного пространства города. Однако их место займут молодые галереи с четкой стратегией и тактикой развития, с конкретными целями и задачами. И все же каждая художественная галерея современного искусства играет важную роль как в культурной жизни города и общества, так и в формировании художественного рынка. Они охватывают разные слои общества, с различными материальными возможностями и духовными потребностями.

Галерея – государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

Сейчас, когда произведение искусства больше не является исключительно предметом эстетического наслаждения, оно обретает статус товара в рамках установившихся связей внутри масштабного культурного поля. И галереи современного искусства - неотъемлемые звенья этой цепи. Проблемы галерей современного искусства напрямую связаны с арт-рыночными отношениями, что подразумевает анализ и прогнозы.

Коммерческие галереи имеют чёткие концепции деятельности и либо работают по принципу выставки продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты отдавая проданные веще только после окончания выставки.

В основе концепции, как правило, заложена галерейная специализация (например, авангард 20-х годов, старая живопись, наивное искусство, фотография и т.д.).

Галерея должна обладать:

1. Правом юридического лица.

2. Помещением для выставок и хранения произведений искусства (депозитарий).

3. Штатными искусствоведами-экспертами.

4. Лицензией на право торговли произведениями искусства и концепцией работы на арт-рынке.

Галерея должна быть не просто выставочным залом, а местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Так или иначе, галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции, о проектах их художников пишут в газетах и журналах.

В структуре арт-рынка художественные галереи и коллекционеры играют значимую роль. Появление негосударственных, частных галерей и салонов оживило художественную жизнь общества. Возникнув, как культурная альтернатива государственному патронажу художников, галереи разработали разные программы деятельности, тактику и стратегию своего развития. Следует отметить, что статус галерей не определен. Специфика новых рыночных отношений в нашей стране накладывает существенный отпечаток на особенности функционирования галерей и на их взаимоотношения с художниками, искусствоведами, критиками, общественными фондами, госструктурами. Законодательная и налоговая системы недостаточно разработаны и практически не учитывают особенности художественной деятельности как мастеров различных видов изобразительного искусства, так и галерей, салонов. Галереи, художественные салоны приравниваются к обычным коммерческим структурам. Они не имеют права платить наличными деньгами; работы художников чаще всего оплачивают по безналичному расчету. Создается парадоксальная ситуация: художник должен стать частным предпринимателем и иметь свой счет в банке. Совершенно не учитывается индивидуальность, уникальность труда художника. Результаты труда многих мастеров изобразительного искусства (особенно декоративно-прикладного искусства) приравниваются к сувенирной продукции.

Художественная галерея является абсолютным гарантом качества продаваемого произведения. Ее авторитет и, соответственно, доверие нарабатывается с годами благодаря грамотной работе с художниками и покупателями, квалифицированному отбору товара, профессиональной работе специалистов.

Цена на произведение искусства образуется с учетом стоимости материала, затраченного времени на его обработку художником, торговой наценкой и налогами. Также учитываются редкость и художественное достоинство, репрезентация художника, либо прежнего владельца, география происхождения, мода (до тех пор, пока в погоне за модой не нарушается правило редкости и рынок не перенасыщается).

В нашей ситуации отсутствие разработанной модели белорусской культуры сдерживает развитие арт-рынка. Частная инициатива почти не развивается из-за неотлаженности, неразвитости системы налогового обложения. Благотворительность, меценатство, спонсорство как система поддержки национального искусства и его творцов практически отсутствуют, так как не поощряется государством. Необходима трансформация законодательной и налоговой системы. Она должна способствовать сохранению и развитию культуры в нашей стране. К тому же галереи только сейчас становятся коммерческими, а раньше они были плацдармом развития искусства, играли роль выставочных залов. Основной доход галерее приносит «раскрутка» и продажа картин собственных художников. Продажа осуществляется на основе комиссионной торговли по договору. Этот бизнес сильно персонализирован. Как правило, у художников и их промоутеров дружеские отношения, но художники не готовы, за редким исключением, выполнять условия договора, избегая ответственности за взятые обязательства. Требовать же возмещения ущерба от частных лиц в белорусской судебной системе практически бессмысленно.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...