Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Рвать прерывистый каких слов не хватает. Значение слова прерывистый

Департамент образования Орловской области

Малоархангельский филиал БОУ ОО СПО «Глазуновский

сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка урока биологии

Тема: «Борьба за существование»

Преподаватель Е.А.Чекоданова

г. Малоархангельск

2015 г.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка адресована преподавателям биологии.

Предлагаемая методическая разработка содержит подробное описание урока биологии с использованием презентации, раздаточного материала.

Методическая разработка поможет преподавателю проверить теоретические знания обучающихся по данной теме, позволит создать атмосферу активного творческого труда, усилит учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся к предмету.

Введение…………………………………………………………………………………..4

1.Основная часть………………………………………………………………………… 6

1.1. Ход урока……………………………………………………………………………. 6

Заключение………………………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………………… 10

Приложение……………………………………………………………………………… 11

ВВЕДЕНИЕ

По тематическому планированию данная тема изучается на 2 курсе в течение 1 часа. На уроке ставятся следующие задачи: расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о борьбе за существовании как движущей силе эволюции; изучить виды борьбы за существование, рассмотреть типы взаимоотношений между особями одной популяции, между особями популяций и условиями среды, , развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Обеспечение занятия: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Во время проведения урока используются следующие методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. В течение урока устанавливаются связи с предметами география, экология.

Предлагаемые на уроке задания направлены на повторение уже имеющихся знаний, изучение и закрепление нового материала.

Средства активизации: слово преподавателя, беседа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО.

Структура урока соответствует типу урока и его задачам. Материал урока отражает современный уровень преподавания.

Время, отведенное на все этапы урока рационально распределено, что позволяет поддерживать высокий темп работы обучающихся.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебных целей и задач.

Следующий этап урока проверка домашнего задания по повторению изученных тем. Задача данного этапа – актуализация знаний ранее изученных тем программы, выявление недостатков в знаниях обучающихся. Для определения уровня знаний предлагается использование терминологического диктанта и задания «Найдите соотношение рисунков и понятий» с использованием слайдов презентации. Обязательны на этапе повторения - комментирование ответов обучающихся.

Этап формирования новых знаний предполагает объяснение преподавателя с применением компьютерной презентации (демонстрируются слайды).

При выполнении самостоятельной работы обучающиеся делятся на две группы и выполняют задания. Проверку заполнения таблиц в тетрадях преподаватель проверяет и сообщает оценки на следующем уроке.

Завершающим этапом является подведение итога урока: комментирование деятельности учащихся, выставление оценок за урок, сообщение домашнего задания обучающимся.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. Использование здоровье сберегающих технологий:

При планировании урока учтены психологические особенности обучающихся;

Смена видов деятельности обучающихся в ходе урока.

Выбранные преподавателем формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и преподавателя – доброжелательное и доверительное.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ХОД УРОКА

Тема урока: Борьба за существование.

Цель урока: изучение борьбы за существование как движущей силы эволюции органического мира, рассмотрение причин и следствий борьбы за существование.

Задачи:

образовательные: расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о борьбе за существовании как движущей силе эволюции; изучить виды борьбы за существование, рассмотреть типы взаимоотношений между особями одной популяции, между особями популяций и условиями среды.

развивающие: развивать интерес к предмету, умение анализировать текст и работать самостоятельно с учебной литературой, таблицами, слайдами, делать выводы , развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

воспитательные: расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: география, экология.

Обеспечение занятия: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

1.Организационный момент (1-2 мин).

2.Сообщение темы и цели урока (Презентация слайд 2) (1-2 мин).

3.Актуализация знаний студентов (5 мин).

3.1.Терминологический диктант (Презентация слайд 3)

3.2.Задание: Соотнесите понятия и рисунки (Презентация слайд 4)

4.Изучение нового материала.(20 мин)

4.1.Борьба за существование.

Термин "борьба за существование" Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся кровопролитием и гибелью.

4.2.Виды борьбы за существование. (Презентация слайд 5)

Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование.

Главная причина борьбы за существование - несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов.

Внутривидовая борьба (Презентация слайды 6-8)

И меж растений царствует война.

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно

А корни их, в земле неся, свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

Э. Дарвин

Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же, причем сильно ограниченных ресурсах - пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. Каждый вид обладает комплексом приспособлений, уменьшающих возможность столкновения между особями (разметка границ индивидуальных участков, сложные иерархические отношения в стаде, стае и т.п.). Однако видовые приспособления, приносящие пользу виду в целом, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Например, зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют конкурента от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, приводя к гибели менее приспособленных особей вида, она обусловливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию. (Слайд

Межвидовая борьба (слайды 9-10)

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка

Не посмотрев на прелесть огонька,

Светляк же – ночи светоч оживленный

Вползая вверх, цветок съедает томный

Э. Дарвин

Межвидовая борьба за существование происходит между разными видами. Она протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в сходных условиях. Так, серая и черная крысы - разные виды одного рода, но серая крыса крупнее и агрессивнее и поэтому совершенно вытеснила черную крысу в поселениях человека. Вместе с тем черная крыса лучше лазает, перебегает по канатам с берега на корабли и обратно. Колумб и Магеллан завезли черных крыс из Европы в Америку, а Васко да Гама в Африку. Мореплаватели древнего Дальнего Востока способствовали расселению черной крысы по островам Тихого океана. Серая крыса доминирует внутри континентов, черная - в узкой портовой зоне, на островах и в лесных районах.

Примером борьбы за существование является благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена), взаимное приспособление видов друг к другу (цветки и их опылители). Таким образом, межвидовая борьба приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Межвидовая борьба усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. (Слайд 16-18).

Борьба с неблагоприятными условиями (слайд 11) неорганической природы также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и другие условия существования. Неслучайно про растение в пустыне говорят, что оно борется с засухой. В тундре деревья представлены карликовыми формами, хотя и не испытывают конкуренции со стороны других растений. Победителями в борьбе оказываются наиболее жизнеспособные особи (у них более эффективно протекают физиологические процессы, обмен веществ). Если биологические особенности передаются по наследству, то это в конечном счете приведет к совершенствованию видовых приспособлений к среде обитания.

5.Самостоятельная работа (7 мин)

Форма работы - групповая

  1. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование» (Приложение 1)
  2. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование одуванчиков» (Приложение 2)

6.Закрепление знаний (5 мин )

Задание 1.

Определите формы борьбы за существование (слайды 12-13).

Задание 2.

Какие формы борьбы представлены на слайде 19.

7.Подведение итогов урока. Домашнее задание. (4 мин)

(слайд 20)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение урока побуждает студентов к активной мыслительной работе.

Разнообразие методов обучения создает у студентов интерес к учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебному занятию. В ходе урока повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление изученного материала. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения. Работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

Проведение контроля знаний при помощи разнообразных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности обучающихся.

Использование информационно-компьютерных технологий значительно повысило интерес и внимание студентов к изучаемой теме на основе представленных материалов в презентации.

Применение в данном уроке активных методов обучения увеличило активность познавательной учебной деятельности студентов через традиционные методы освоения учебного материала. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность студентов своей формой представления проблемных ситуаций, формой общения в виде диалога, свободного обмена мнениями. В ходе урока используются групповые формы работы, осуществляется индивидуальный подход к студентам.

В целом – в ходе урока студенты проявили высокую активность и показали хорошие результаты усвоения изучаемого материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

3. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. - Волгоград, 2002. - 120 с.

4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.

При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Приложение 1

Таблица «Формы борьбы за существование»

Название формы борьбы за существование

Причины её вызывающие

Примеры

Приложение 2

Задание: Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

  1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
  2. Плодами питаются многие птицы;
  3. Всходами питаются травоядные животные;
  4. Топчут люди, автомашины, тракторы;
  5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники и деревья), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром;
  6. Сами одуванчики вытесняют друг друга;
  7. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;
  8. Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;
  9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи;
  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Заполните таблицу (в каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных выше)

Цель урока:

    сформировать представление о борьбе за существование и ее формах;

    научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом;

    воспитывать умение работать в коллективе.

Задачи урока:

    Образовательная : изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

    Развивающая : развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

    Воспитательная : воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : проблемный метод изложения материала урока, применение ИКТ, словесный.

Форма организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, таблицы "Форма борьбы за существование", Естественный отбор".дополнительная литература, Интернет.

Ход урока

    Оргмомент

Добрый день, ребята!

II . Актуализация. В чем состоит заслуга Чарльза Дарвина?

Состоит в том, что он раскрыл главные движущие силы эволюции. Он объяснил изменение организмов действием законов природы, без вмешательства сверхъестественных сил. В основу своего объяснения эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора:

    изменчивость организмов;

    борьба за существование;

    естественный отбор.

Считаете ли вы верными эти утверждения? Запишите на карточках (верно или неверно)

    Животные становятся агрессивными из-за нехватки пищи.

    Идет борьба за спаривание внутри вида особей.

    Идет борьба между видами животных за место в популяции.

Ребята! Обратите внимание на экран. После просмотра видеоролика, вы должны ответить на вопрос.

Проблема урока.

В чем причина возникновения борьбы за существование?

Ответы учащихся

    несоответствие между численностью особей в популяции и имеющимися в наличии жизненными ресурсами приводит к борьбе за существование

    чем лучше приспособлен организм к условиям жизни, тем больше у него шансов выжить и оставить потомство

Все живые существа способны производить большее количество потомков, чем их может выжить в реальных условиях.

Например, аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, серая крыса приносит 5 пометов в год (в среднем 8 крысят), одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белена - более 400 тыс.

Почему не наблюдается безудержного роста численности живых организмов?

Плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование.

Ребята! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема урока: Борьба за существование.

III . Объяснение нового материала

1. Борьба за существование это многообразные взаимоотношения организмов друг с другом и условиями окружающей среды.

1. Дарвин различал 3 формы борьбы за существование:

    внутривидовая

    межвидовая

    борьба с неблагоприятными условиями

    Внутривидовая борьба – это борьба между особями одного вида . Наиболее напряженная. Обостряется при повышении плотности популяции, например у птиц чаек, буревестников.

    Межвидовая борьба – это борьба за существование между организмами, принадлежащими к разным видам (серые и черные крысы, европейская пчела).

    Борьба с неблагоприятными условиями (абиотические факторы) – это выживание тех или иных организмов в изменяющихся условиях среды (температура, влажность, соленость, освещенность, состав воз духа, почвы, воды и др.). Нехватка пищи заставляет окуня переходить на питание собственной молодью.

Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа

Внутривидовая

Это борьба между особями одного вида. Протекает наиболее остро. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы: пищевые, территориальные, борьбы между самцами за оплодотворение самки.

Состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса; при обилии птенцов у некоторых видов птиц более сильные выталкивают из гнезд более слабых и т.д.

Межвидовая

Происходит между особями разных видов. Организмы конкурируют за пищевые и территориальные ресурсы. Это может быть конкуренция или использование одного вида другим.

Конкуренция за пищу между гепардами и гиенами;

Выселение серой крысой черной крысы из ее местообитаний;

Отношения хищник-жертва (волк-косуля, судак-уклея и др.)

Борьба с неблагоприятными физическими условиями

Может усиливать или ослаблять внутри- и межвидовую борьбу. Появляется конкуренция за факторы неживой природы. Наследственная изменчивость, повышающая приспособленность вида к факторам окружающей среды, приводит к биологическому прогрессу.

Борьба с засухой у растений – снижение интенсивности транспирации;

Борьба с холодом – накопление подкожного жира у тюленей и моржей.

3. Закрепление : определение соответствия рисунков по видам формы борьбы за существования.

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока?

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: 7.4, подготовить ответы на вопросы, стр.206

1. Название синквейна.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза на тему синквейна.

5. Существительное.

Синквейн.

1. Борьба за существование.

2. Жесткая, беспощадная.

3. Борются, погибают, выживают.

4. Многообразие видов.

5. Жизнь.

помогите пожалуйста срочно.только давайте правельные ответы. А1. С каким словом НЕ пишется раздельно?

□ 1) (не)слушая

□ 2) (не)здоровится

□ 3) (не)аккуратно

□ 4) (не)мало

А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Море взволнова..о бурей.

□ 2) Мастер искус..о выточил фигурку.

□ 3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.

□ 4) Учитель вызвал другого, и я облегче..о вздохнул.

□ 1) досрочн..

□ 2) измученн..

□ 3) искос..

□ 4) влев..

□ 1) (по)молодецки

□ 2) (в)миг

□ 3) (где)то

□ 4) (с)налёту

□ 1) Солнце встаёт над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь, никогда не встречаясь с облаками.

□ 2) Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым.

□ 3) От неожиданности я вздрогнул, пролив молоко.

□ 4) Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому.

□ 1) ржАвея

□ 2) некогдА

□ 3) черпАя

□ 4) по двОе

(1)В воздухе уже не так сильно пахло, - в нём снова как будто разливалась сырость… (2)Разговор мальчиков постепенно угасал вместе с огнями. (3)Собаки даже дремали, лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы…

В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.

С1. Напишите, какую роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» играет описание природы.

Вариант 2

А1. С каким словом НЕ пишется слитно?

□ 1) (не)спится

□ 2) (не)громко

□ 3) (не)прочитав

□ 4) (не)по-летнему

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) Обстановка в доме была проста и непринуждё..а.

□ 2) Ты поступил мужестве..о.

□ 3) Цветы в букете выглядели естестве..о.

□ 4) Поклажа была облегче..а на несколько килограммов.

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

□ 1) исправн..

□ 2) снов..

□ 3) доверчив..

□ 4) насух..

А4. Какое наречие пишется слитно?

□ 1) (сей)час

□ 2) (по)французски

□ 3) (когда)нибудь

□ 4) (на)ходу

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш.

□ 2) Обе собаки вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

□ 3) Запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги расположились куренями.

□ 4) Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) мелькОм

□ 2) неоткУда

□ 3) досЫта

□ 4) балУясь

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.

(1)Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… (2)Кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок пошёл бродить и порхать над землёю. (3)Я, проворно встав, подошёл к мальчикам.

В1. Из предложения (1) выпишите слово категории состояния.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие.

В3. Из предложения (3) выпишите неизменяемые части речи.

С1. Напишите, с помощью каких приёмов изображает И. С. Тургенев природу в рассказе «Бежин луг» (на примере приведённого отрывка).

Сгруппируйте слова, образованные одним способом. Варка, артистка, лентяйка, стирка, москвичка, тренировка. и вот ещё одно:

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:

Компа с, а рест, полифо ния, дело возбу ждено, то рец, ко клюш

Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое
3. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:

[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

4. Даны слова:

моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.

В каких словах пропущена буква н?

II. История русского языка

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.


А) Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Иную жизнь и берег дальний.
(А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…")
Б) Медлить нечего: "Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Слово «инженер» является заимствованным.


А) Из какого языка заимствовано слово «инженер» и каково его первичное значение?
Б) В 1647 г. в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается уже в другом значении.
В) Определите, в каком значении слово «инженер» употреблялось в 1647 г., а также в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
-А каков Германн!- сказал один из гостей, указывая на молодого инженера
- Вы его знаете? – спросила Лизавета Ивановна.- Нет! Он военный или статский?
- Военный.
- Инженер?
- Нет. Кавалерист.
- А почему вы думали, что он инженер?
Г) В каком значении слово «инженер» употребляется в современном языке?

3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы ? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Прощанье».

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его (1830 г.).
А) Проведите лингвистический анализ стихотворения (речеведческий, языковой).

Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе.

IV. Современный русский язык

1. Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный».

- Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

- Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь.

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».
2. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:

glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesi rodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.

Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься?

3. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?

Рвать - … прерывистый

4.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.

Много - ….

Обмануть - …

5. Прочитайте фрагмент поэмы Е. Баратынского «Бал».

Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух!
О каком очерке идет речь? Какие значения слова «очерк» вы знаете?

6.Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово,

Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

7. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

Свой ответ аргументируйте.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

Ответы.


I. Нормы русского литературного языка

1.

Приведённые слова с таким ударением употребляются только в профессиональной деятельности людей. Однако такое ударение является ошибочным, потому что есть литературные орфоэпические нормы языка. Согласно этим нормам слова надо произносить так:

КО мпас, арЕ ст, полифонИ я, дело возбужденО , торЕ ц, коклЮ ш.

А) Художник увидел то , чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то , чего ждал, что смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

В этом предложении грамматической ошибки нет.

Г) Читая данный текст , у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст , у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

Старомосковские: [шы гат’],[падм’иг’а ват’],[мойус ].

Современные: [ша гат’]; [падм’иг’и ват’]; [мойус’ ].

Полностью или частично оказались утраченными к настоящему времени:

1. Произношение редуцированного [Ы] вместо современного редуцированного [А] (обычно он обозначается значком «крышечка» [^]) в первом предударном слоге на месте ударного [А] - см. 1 пара.

2. Произношение твердых заднеязычных [к, г, х ] с последующим редуцированным гласным на месте [а] вместо современных мягких [ к’, г’, х’] с последующим гласным [и].

3. Произношение твердого [с ] вместо современного мягкого [ с’] в возвратных формах глагола.

Мошенн ик, племянн ик, бесприданн ица.

II. История русского языка

1.

А) Оне - во времена А.С. Пушкина (и в современном русском языке) форма устарела. Оне – местоимение 3 лица женского рода множественного числа. Оне – она.

Б) На конь – устаревшая форма существительного 3 склонения в В.п.
На конь – на коня.

А) Слово «инженер» является заимствованием из немецкого языка.В XVIII веке это слово пришло в немецкий из старофранцузского, где слово «инженер» означало «искусный изобретатель, остроумный выдумщик» (это первое значение слова).


Б) В 1647 г. в «Актах Московского государства» и в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается в значении «специалист по военной технике, по осаде крепостей или их защите». (Это значение можно определить по названию документа «Учение о хитрости ратного строения пехотных людей».) В эпоху Петра I слово «инженер» в значении «специалист по военной технике , по осаде крепостей или их защите» окончательно было освоено русским языком.
В) В повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» слово «инженер» обозначает прежде всего военного специалиста. Герман – сапёр. В 1881 г. слово инженер закрепилось в значении «ученый строитель». В словаре В.И. Даля мы найдем: военный инженер, гражданский инженер, горный инженер, корабельный инженер, инженер – механик.
Г) В современном русском литературном языке инженером называют специалиста в какой-либо области техники с высшим образованием. Наряду с наименованием типа инженер-электрик, инженер-строитель и т.п. появились новые названия инженерных профессий: инженер-программист, инженер-электронщик, бортинженер.

3.

1. Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма - отделять плевелы от пшеницы.

2. Современное значение - отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

III. Язык художественных произведений

Скороговорка – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях: на умышленном повторе трудных для произношения звуков в словах. В этом состоит комический эффект. Например: На дворе трава, на траве дрова. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

2.

Ответ на вопрос носит творческий характер.

Б) Душевное состояние героя и характер его отношения к возлюбленной выражены в первой строфе с помощью глаголов дерзаю мысленно ласкать, будить мечту…, …лю­бовь воспоминать . Выбор слова дерзать очень знамена­телен. Слово это книжное, окруженное высоким ореолом: проявление воли, которое можно назвать «дерзновенным», требует отваги, большого напряжения душевных сил. «Дерзно­венность» вызова «образа милого» может быть связана с «сердечной болью», требовать от героя напряжения его душевных сил. Глагол будить (мечту сердечной силой) в своем переносном употреб­лении вошел в общий язык со значением «возбуждать какое-нибудь чувство, состояние». Представляется, что здесь мы сталкиваемся у Пушкина с оживленной метафорой, опирающейся на прямое значение слова «заставлять про­снуться», что сообщает действию большую напря­женность («сердечной силой»). По суще­ству каждое из этих сочетаний - повтор одного широко­го смысла, различное лексическое выражение которого обогащает выражение психологического состояния героя и его отношения к возлюбленной. (См. книгу А.Д. Григорьевой и др. «Язык русской лирики 19 века», Просвещение, М., 2002 г.)

4. Современный русский язык

Разговорный стиль проявляется в следующих особенностях:

Диалог.

Лексика, имеющая разговорную окраску : помилуй, дурак; глаголы повелительного наклонения - не хитри, отвяжись.

Экспрессивно-эмоциональная лексика : междометия - ей-богу, эй, ох.

Риторические обращения, вопросы, восклицания.

Порядок слов в предложении свободный.

Неполные предложения.

Не прижиматься – nesi glausti, беречься -saugotis.

Глаголы не прижиматься и беречься – возвратные, значит надо выяснить, как образуются возвратные глаголы в литовском языке. Сравнивая формы rodytis - nesirodyti, можно понять, что возвратность выражается с помощью показателя –s , присоединяемого к положительной форме глагола, или при помощи показателя –si , вставляемого между отрицательной приставкой и корнем. Такие показатели (их называют в лингвистике амбификсами ) могут «гулять» по слову и ставиться то перед корнем, то после него. Это мы и видим в приведённых глаголах. Осталось построить требуемые формы: не прижиматься = ne + возвратность si + корень glausti = nesiglausti, беречься – saugoti + возвратность is = saugotis

3.

Не хватает двух звеньев: прервать – прерывать. Полная цепочка выглядит так: рвать - прервать – прерывать – прерывистый.

Много . Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т.д. (17 фразеологизмов).

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т.д.

(34 фразеологизма.)

5.

Волшебный очерк – контур.

В современном русском языке слово очерк имеет три основных значения:

1. Контур, очертание.

2. Описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сути какой-нибудь темы, проблемы, вопроса.

3.Небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-нибудь.

6.

Балашиха - балашихинцы, Видное - видновцы, Дубна - дубнинцы, Зарайск - зарайцы и зарайчане, Клин - клинчане и клиняне, Луховицы - луховичане, Подольск - подольчане, Люберцы - люберчане, Реутово - реутовцы, Химки - химкинцы, Руза - ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

С коро мы с д рузьями будем расш ифровывать старые рукописи.

[С] коро мы [з] друзьями будем ра[ш ]ифровывать [с] тарые рукопи[с]и.

Звук [ с ] повторяется в предложении два раза : в словах «скоро» и «старые».

Звук в предлоге с перед звонким д (с друзьми) обозначает звук [з ]. В слове «расш ифровывать» мы слышим долгий звук [ш ], который образовался в результате соединения звуков [с ] и [ш ], а в слове «рукопис и» звук [с ] мягкий.

8.

А) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Ю. Тынянов.) Прид. изъяснительное: …не любил чего? (вопрос косвенного падежа); относится к глаголу, выражающему чувство; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

Б). И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (М.Лермонтов.) Прид. Определительное: ….о днях каких? относится к существительному; присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова когда ; всегда стоит после определяемого существительного.

3). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин.)

Прид. Обстоятельственное (времени): Я вернусь когда? (вопрос обстоятельства времени); относится ко всему предложению; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

прерывистый

прерывистая, прерывистое; прерывист, прерывиста, прерывисто (книжн.).

    Такой, течение, ход, развитие к-рого через короткие промежутки прерывается, прекращается, приостанавливается, действующий с перерывами. Прерывистый ток.

    Звучащий с перерывами, короткими остановками. Спасибо, - начала она прерывистым голосом. Тургенев. Прерывистое ударение (с мгновенной приостановкой звучания ударяемой гласной по средине; лингв.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

прерывистый

Ая, -ое; -ист. С перерывами в своем протяжении, течении развитии. Прерывистая линия. Прерывистые звуки. Речь звучит прерывисто (нареч.).

сущ прерывистость, -и, ж.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

прерывистый

    1. Имеющий перерывы через короткие промежутки времени.

      Прерывающийся через равные промежутки времени.

  1. Имеющий промежутки, не сплошной.

Примеры употребления слова прерывистый в литературе.

Затем полумрак превратился в непроглядную темноту, послышалось легкое бульканье вязкой жидкости, кипение лавы, и мы оказались в кратере вулкана, внутри которого клейкая и темная материя клокотала в прерывистом блеске желтых и синеватых языков пламени.

Если они к вам обра тятся,--сказал он прерывистым голосом,--скажите, что маршрут наш проходит так: если идти от них, снизу, то все время надо брать правее и по самым верхушечкам гребешков.

Какой-то общий выдох, похожий на прерывистое всхрапывание, не звук даже, а камешки из звуков донеслись до нас.

По данным сибирских гидрогеологов, северо-западнее Байкала, по обе стороны строящейся магистрали, прерывистыми цепочками тянутся горячие источники.

Махмуд Гаван, великий визирь, князь купцов, стоял у решетчатого узкого окна дворцовой библиотеки, смотрел в сад, где меж пальм и цветов, распустив глазчатые хвосты-веера, разгуливали павлины, и слушал прерывистый голос хазиначи Мухаммеда.

По мере продвижения головки по родовым путям и достижению ею мышц, выстилающих дно таза, усиливается ощущение прерывистого давления.

Он увидел, что испуг в темных глазах женщины сменился удивлением, потом она прерывисто вздохнула, и тут Веселый Роджер крикнул: - Желтая Птица!

На лице проступило нервозное выражение, которое Франклин без труда опознал: это была прелюдия к многочасовому заламыванию рук и прерывистым вздохам.

Мы без всяких там приборчиков Превзойдем толпу фонологов, - То зарыкаем раскатисто Иль гиеною, прерывисто , Захохочем лаем радостно, Леденяще и заливисто.

Посреди излога, уже в высоте, обернувшись, они увидели бесчисленные факелы, красновато-огнистый ковер, расстилавшийся у горных подножий, и прерывистые

Посреди излога, уже на высоте, обернувшись, они увидели бесчисленные факелы, красновато-огнистый ковер, расстилавшийся у горных подножий, и прерывистые огненные струи, всползавшие по склонам.

И из ее горла до ушей слуги донесся прерывистый , глухой голос, похожий на карканье вороны: -- Рвала волосы.

Я чувствую на шее прерывистое дыхание мосье Ома, в то время как доктор Клоб смотрит на меня исподлобья, и ноги подо мной подгибаются.

Подбегая, он в прерывистом свете редких вспышек увидел мону Сэниа, которая, распахнув свой легкий скафандр, старалась прикрыть им маленького Юхани, а бьющееся и вырывающееся наружу - это был ее сиреневый крэг, яростно выдирающий свои крылья из-под непроницаемой пленки да еще норовивший ударить клювом в лицо.

Бой становится прерывистым , внешне некрасивым и очень невыгодным для любителя сложной, комбинационной манеры ведения боя.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...