Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Япония в период оккупации. Япония

И демилитаризация. Для достижения своей цели правительство США провело ряд реформ. Одним из наиболее важных моментов стало утверждение новой конституции, которая на тот момент являлась самой демократической в мире. Макартур дал лишь четыре предписания: император остаётся, феодализм от-меняется, гражданские права обеспечиваются, демилитаризация закрепляется.

Важным нововведением явилось положение статьи 9, в которой говорилось об отказе Японии от войны как средства решения меж-дународных споров и о запрещении Японии иметь свои вооружён-ные силы.

Статья 9 японской Конституции гласит: «Япония навсегда отказыва-ется от войны как суверенного права нации. Сухопутные, морские и воздушные силы никогда не будут восстановлены».

Соединённым Штатам нужен был новый союзник на Дальнем Востоке. Никто лучше Японии на эту роль не подходил. Начались переговоры. Была остановлена репарационная программа. США ста-ли реализовывать программу по восстановлению японской промыш-ленности. В Японию устремились американские инвестиционные капиталы. Было принято решение восстанавливать промышленный сектор, за исключением производств, связанных с военной отрас-лью. Восстановление японской экономики шло крайне медленно. До 1949 г. оно продвигалось в основном по линии правительствен-ных субсидий крупным монополиям и американской помощи.

Используя военно-оккупационный контроль, американское пра-вительство имело возможность определять японскую внешнетор-говую, денежно-кредитную и инвестиционную политику. Выдвинув лозунг развития Японии по пути самостоятельной экономики, США стремились приспособить японскую экономику к исполне-нию своих военных заказов, использовать страну в качестве баз снабжения американских вооружённых сил на Дальнем Востоке. Более дальние стратегические цели США состояли в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для американских капиталовложений в япон-скую экономику и в послеоккупационный период.

В июне 1950 г. Японию посетил совет-ник госсекретаря США А. Даллес, который на встречах с руководителями японского правительства подчёркивал «необходи-мость ремилитаризации Японии». Впер-вые после окончания войны высокопостав-ленный чиновник США высказался в та-ком плане. В июле 1950 г. по директиве штаба оккупационных войск США в Япо-нии началось формирование «резервного полицейского корпуса» в составе 75 тыс. человек , ставшего в будущем базой для возрождения вооружённых сил Японии. Материал с сайта

Японское правительство в целом поддерживало эту идею, однако многие говорили о том, что экономический потенциал страны ещё недостаточно силён и что не пришло время для осуществления по-добных планов. В результате было принято решение заключить воен-но-политический союз с США и наращивать вооружённые силы «в ог-раниченных масштабах». Причём огромное внимание уделялось обоснованию «конституционности» создаваемых вооружённых сил.

В период с 1951 по 1954 г. между США и Японией был заключён ряд договоров, которые обозначили конец оккупационного перио-да и официально оформили военно-политический союз между эти-ми двумя странами.

Важнейшими договорами в данный период стали Сан-Францисский мирный договор и Договор о гарантии безопасности. Именно эти два документа предопределили дальнейшие взаимоотношения США и Японии.

Вторая мировая война закончилась для Японии полным поражением. Страна лежала в развалинах, утратила суверенитет, оккупация американскими войсками. Ситуацию в стране контролировал штаб оккупационных войск во главе с генералом Маккартуром до 1948 года, потом до конца 1950 в руках американского посольства.

Тяжёлая социальная ситуация – утрата всех прежних ориентиров. Модель развития эпохи Мэйдзи завершилась полным крахом. Встал вопрос – как жить дальше.

Состояние общества находившегося в состоянии разрухи стало нулевой отметкой для создания новой Японии. В Японии проведены многочисленные реформы отметившие более успешное развитие страны.

Проводились первыми послевоенными правительствами, большую роль сыграло правительство Юсидо Сегеру. Американцы контролировали реформы и предлагали свои проекты.

Меняется вся политическая система. С милитаризмом было покончено и все организации правого толка были запрещены. Большая часть генералов и политические деятели покончили с жизнью. Остальные сидели в тюрьме совершенно бессрочно. Новая политическая элита разработала конституцию заменяющую прежнюю. Провозгласили в 1946, а в мае 1947 года она начала действовать. Япония стала государством символической монархии. Император лишь символ единства нации, от божественного происхождения отказались. Политический строй – демократический со множеством партий. Всеобщее избирательное право и для мужчин и для женщин. Буржуазные свободы. Главенствующая роль – законодательная ветвь власти – Парламент. Партия побеждающая на выборах в нижнюю палату формирует правительство во главе с министром. Отказывалась от войны как инструмента права нации. Становиться пацифистским государством. В стране действует много партий, но ведущие позиции занимает либеральная партия, её оппоненты социалистическая и коммунистическая партии.

Экономика:

Ликвидация прежней высокомонополизированной военной экономики. Военная промышленность была остановлена и в дальнейшем эти предприятия должны были перейти на мирные рельсы. Антимонопольное законодательство – ликвидация концернов и разукрупнение компаний. Ликвидировали лишь 1/3 часть, и только 1,20 разукрупнили в реальности. Не больше 10% акций в одних руках. Восстанавливалась деятельность рынка.

В конце 1948 года американцы проводят пакет неотложных мер предполагавших дальнейшее преобразование в этой сфере. Проведена денежная реформа, изменена налоговая система. Урезаны расходы на содержание госаппарата. Создавались благоприятные условия для работы японских компаний на американскую экономику.

США станут важнейшим экономическим партнёром Японии.

В сельском хозяйстве ликвидировано помещичье землевладение. Не выше 3 гектаров, излишки выкупались государством и в рассрочку в 30 лет продавалась нуждающимся и не родственникам помещиков. В течении 20 лет сельское хозяйство будет датироваться госбюджетом. Ориентирована на американскую фермерскую модель.

В начале 1950 годов неблагоприятная ситуация в политике, необходимость возращения независимости Японии.

1949 год Китай коммунистический. Корейская война. Вьетнам Северный – красный.

В сентябре 1951 года Сан-францисская мирная конференция. Мирный договор с воевавшими странами. СССР покидает конференцию, объявив договор сепаратным. СССР восстановил свой контроль над всем Сахалином и Курильскими островами. 1956 год совместная декларация – шаг к подписанию мирного договора – два на два, - но договор не подписали.

Япония выплачивала репарации пострадавшим странам и с 1952 года становиться независимым государством.

Договор безопасности между США и Японией. Сохранение военных объектов американцев на территории страны, Окинава под контролем США.

Политика союзных держав в отношении побежденной Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении милитаризма, устранению всех препятствий для развития демократических тенденций, установления в стране свобода слова, вероисповедания и уважения основных человеческих прав. Декларация являлась общей программой антифашистской коалиции союзных держав. В ней нашли свое отражение те цели, которые ставили перед собой демократические силы всего мира во второй мировой войне. В некоторых ее разделах в частности говорилось следующее. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будут существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, -- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем. Японским вооруженным силам, после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступления, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа. Несомненно, что эта Декларация была справедливой и, прежде всего, отвечала чаяниям самого японского народа …

Вопросы послевоенного устройства. После вступления Советского союза в войну и разгрома им Квантунской армии правящая верхушка Японии приняла условия Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав. Сразу же после капитуляции Японии развернулась борьба пор вопросам ее послевоенного устройства. С одной стороны выступали правящие круги США, которые опасались усиления движения народных масс Японии в защиту своих прав, настаивали на отдельных ограниченных реформах, не затрагивающих основ существующего строя. Противоположные позиции занимали некоторые международные демократические силы, которые требовали проведения широких прогрессивных преобразований, обеспечивающих превращение Японии в современное демократическое государство.

При этом правящие круги США с самого начала оккупации стремились обойти принцип единогласия четырех великих держав (СССР, США, Китая и Англии) при разрешении японских проблем. В октябре 1945 г. США в одностороннем порядке создали в Вашингтоне Дальневосточную консультативную комиссию по Японии, что вызвало резкий протест со стороны Советского Союза и других стран. В конце концов в декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел, созванном по инициативе СССР, после длительных переговоров США были вынуждены дать согласие на роспуск Дальневосточной комиссии и принять план, согласно которому в Вашингтоне учреждалась Дальневосточная комиссия из представителей 11 стран. Эта комиссия провозглашалась директивным органом, определяющим основные принципы оккупационной политики и по идее была поставлена над главнокомандующим американскими оккупационными войсками. Однако из-за обострение отношение между СССР и США привели к тому, что на практике Дальневосточная комиссия не сыграла отведенной ей роли.

Американская оккупационная политика началась в условиях резкого обострения общего кризиса капитализма, распада колониальной системы. В это время народы всего мира, в том числе и американский, в результате победы в войне, носившей антифашистский, освободительный характер, переживали демократический, революционный подъем. В этих условиях США не могли не считаться с условиями Потсдамской декларации и вынуждены были провозгласить политику демократизации и демилитаризации Японии. При этом они преследовали свои собственные цели - ослабить своего вчерашнего конкурента на мировом рынке, установить политический, экономический и военный контроль над ним.

Однако для того, чтобы устранить опасность возрождения японской угрозы Америке, необходимо было, прежде всего, подорвать позиции абсолютистской монархии, военщины, помещиков, бюрократии, ослабить влияние монополистического капитала. Соединенные Штаты понимали, что осуществить такие важные задачи силами только оккупационной армии нельзя, и поэтому пытались использовать социальные и политические силы внутри самой Японии - пацифисты, представители средней и мелкой буржуазии, рабочие и крестьяне, либералы и т.д. Первые шаги оккупационных властей. В отличие от оккупации Германии, в результате которой ее правительство было полностью распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь несколько перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под свой контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать связи с иностранными державами. Сразу же после капитуляции США предприняли ряд мер, направленных возрождение в стране некоторых демократических норм, которые или вообще отсутствовали в Японии, или были ограничены в ходе мировой войны. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций, которые своей деятельностью содействовали ограничению свобод японского народа. Уже в сентябре 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией оккупационные власти издали директивы о роспуске вооруженных сил страны, о запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников. 4 октября 1945 г. была ликвидирована тайная полиция (Токко), аналогичная немецкому гестапо, одновременно были выпущены политзаключенные.

С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о его божественном происхождении. 4 января оккупационные власти издали декрет о чистке государственного аппарата и политических организаций от лиц, связанных в прошлом с фашистской и милитаристской деятельностью и о роспуске 27 шовинистических организаций. В результате этих чисток от общественной и политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек. Были арестованы и преданы. Международному военному трибуналу 28 главных военных преступников, в том числе бывшие премьеры Тодзё, Койсо, Хирота, Хиранума, генералы Араки, Дойхара, Итагаки, Кимура, Минами, Мацуи, и некоторые дипломаты. Хотя оккупационные власти таким образом намеревались избавиться от неугодных им лиц, преследовали только свои интересы, тем не менее был нанесен серьезный удар по старой бюрократической системе, на которую опирался императорский режим.

В декабре 1945 г. был опубликован Закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам государственных предприятий и учреждений, право на организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал также участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, выплату зарплаты освобожденным профработникам.

22 октября 1945 г. вышел меморандум оккупационных властей в отношении народного образования. В нем предусматривалось запрещение культивирования милитаристской идеологии и преподавания военных дисциплин в обычных школах. Указывалось, что воспитание детей должно вестись в с учетом воспитания у детей уважения к достоинству личности, его правам, уважения прав и интересов других народов. Меморандум предусматривал также реабилитацию работников просвещения, уволенных в свое время за либеральные или антивоенные взгляды. Одновременно запрещалась любая дискриминация по отношению к учителям, учащимся и работникам просвещения на почве расовой или религиозной принадлежности и политических убеждений. Впредь до выхода новых учебников запрещалось преподавание в школах истории Японии.

Экономическое положение. Производственно-техническая база японской промышленности сравнительно мало пострадала от военных действий. Наибольшее сокращение производственных мощностей произошло только в легко промышленности - пищевой, текстильной -- которые удовлетворяли потребительский спрос населения на товары первой необходимости.

Что же касается мощностей тяжелой промышленности, то они сохранились на довольно высоком уровне. Разрушая и предавая огню малозащищенные мирные города и села, американцы почти совершенно не затронули главную угольно-металлургическую базу Японии на острове Кюсю. В частности целиком сохранился крупнейший в Японии металлургический комбинат «Явата». Тем не менее производство в Японии резко упало. Импорт сырья, топлива и продовольствия по существу прекращен в результате запрещения поддерживать торговые связи с другими государствами. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленности. Тем не менее Соединенные Штаты в начальный период оккупации были вынуждены оказывать Японии экономическую помощь. Делалось это больше по политическим, чем по экономическим соображениям - с целью предупреждения острых социальных конфликтов, а также для достижения самоокупаемости японской экономики. В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших колоний и оккупированных территорий (Корея, Маньчжурия, Тайвань, острова Южных морей) возникла массовая безработица. Около 10 млн. безработных были брошены на произвол судьбы.

Для того, чтобы несколько сгладить надвигающийся финансовый кризис, правительство встало на путь массового выпуска бумажных денег для погашения своих многочисленных обязательств перед монополиями, для выплаты пособий офицерскому составу армии и флота, для покрытия дефицита государственного бюджета. В результате этих мер возникла острая инфляция и резко снизилась реальная заработная плата и без того очень низкая. Образование политических партий. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии.

  • 10 октября 1945 г. были освобождены из тюрьмы коммунисты в том числе и руководители партии, находившиеся в заключении 18 лет. Компартия Японии впервые получила возможность легального существования и немедленно развернула свою работу среди масс. 1 декабря 1945 г. открыл свою работу 1У съезд К П Я - первый легальный съезд японских коммунистов. На нем была принята программа и устав. В своих программных документах коммунисты призывали к осуществлению в стране глубоких демократических преобразований, ликвидация императорской системы и образование демократической республики, проведение аграрной реформы и искоренение милитаризма.
  • 2 ноября 1945 г. на учредительном съезде было провозглашено о создании Социалистической партии Японии (СПЯ). В нее вошли социал-демократы всех оттенков. Программа партии выдвигала лозунги демократии, мира и социализма. При чем под социализмом СПЯ подразумевала не уничтожение капиталистических отношений, а проведение глубоких социальных реформ в рамках капиталистического строя.
  • 9 ноября 1945 г. была образована Либеральная партия (Дзиюто), основное ядро которой составили члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Эта партия станет в будущем отражать интересы крупной монополистической буржуазии.
  • 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия (Симпото). Она отражала интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхушки японского крестьянства.

Роспуск японских монополий - дзайбацу. В экономике довоенной Японии господствовали крупные монополистические объединения, именуемые «дзайбацу». Обычно они носили закрытый или замкнутый характер и контролировались одной семьей. Используя систему «личной унии» и другие средства. Головные компании дзайбацу контролировали десятки и сотни дочерних акционерных компаний, занятых в области промышленности, торговли, кредита, транспорта и в других отраслях хозяйства. Эти дочерние компании, в свою очередь, г7осподствовали над различными другими компаниями и т.д. Таким путем сравнительное небольшое число могущественных дзайбацу -- Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда - при поддержке поддерживающего их правительственного аппарата охватывало своими щупальцами буквально все отрасли японской экономики. Кроме всего, дзайбацу являлись главными вдохновителями и организаторами империалистической агрессии Японии и во время войны еще более усилили свою роль.

Вопрос о роспуске этих объединений выдвигался демократическими силами как первоочередная задача. Ликвидация всевластия дзайбацу рассматривалась ими как необходимая предпосылка подлинной демократизации и демилитаризации Японии. Ситуация в какой-то степени облегчалось еще и тем, что уже давно дискредитировали себя в глазах общественности и мешали восстановлению позиций крупной японской буржуазии. В директиве американского правительства от 6 сентября 1945 г., переданной Макартуру, кроме некоторых экономических проблем, в том числе и указывалось на необходимость «разработки программы роспуска крупных промышленных и банковских объединений, которые осуществляют контроль над большей частью промышленности и торговли Японии», и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить «более широкое распределение доходов и собственности на средства производства и торговли». В феврале 1946 были ограничены в правах занимать руководящие посты в компаниях 56 членов семей руководящих деятелей дзайбацу, что должно было способствовать устранению господства дзайбацу над другими компаниями посредством личной унии. В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены.

Правда, дзайбацу получили полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Впоследствии головные компании этих крупных концернов объявило о своем самороспуске. Несколько позднее оккупационные власти и само японское правительство приняло несколько законодательных актов, которые предусматривали ряд экономических и юридических мер, которые должны были воспрепятствовать возрождению дзайбацу в будущем …

Аграрная реформа. Аграрный вопрос давно принадлежал к числу наиболее острых социальных проблем Японии. До войны в японской деревне господствовала феодальная помещичьего землевладения, которая сформировалась после преобразований Мэйдзи в 70-80-х гг. Х1Х в. Более половины обрабатываемой земли принадлежало помещикам, которые сдавали ее крестьянам в аренду на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 60 % с урожая и в основном собиралась только натурой. Кабальная система аренды приводила к образованию аграрного перенаселения, служившего резервуаром дешевой рабочей силы. Все это отрицательно сказывалось на общем жизненном уровне, как в городе, так и в деревне. Существовавшая система феодального землевладения сдерживала развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовала повышению производства продовольствия и сельхоз сырья. Одновременно с эти феодальный облик деревни отрицательно сказывался и на развитии капиталистических отношений в системе городского производства. Ликвидация этих отношений, несомненно, позитивно могла сказаться и на демократизации всего политического строя Японии. Капитуляция Японии открыла новую страницу в борьбе крестьян за свои права. Резкий подъем крестьянского движения, объединение его в лице Всеяпонского крестьянского союза вызвали серьезные опасения как у оккупационных властей, так и у правящих кругов страны. Стремясь не допустить демократического преобразования сельского хозяйства силами самого народа правящие круги США и Японии вынуждены были провести земельную реформу сверху, легальным, парламентским путем.

В ноябре 1945 г. японское правительство само внесло в парламент законопроект земельного закона. Этот документ был составлен японскими правящими кругами и отражал интересы только самих помещиков.

В декабре 1945 г. в разгар парламентских дебатов, штаб оккупационных войск опубликовал «Меморандум о земельной реформе». Этот закон вызвал острое недовольство японских демократических сил. С такой же критикой закона выступила КПЯ и Всеяпонский крестьянский союз. Закон о земельной реформе был подвергнут жесткой критике и со стороны представителей советских властей. Советская администрация предложила свой довольно радикальный вариант закона, в котором больше учитывались интересы крестьян. В конечном итоге японский парламент утвердил третий вариант закона, предложенный Англией, который был менее радикальным, чем советский, но более позитивный, чем американский. В основу этой земельной реформы были положены следующие общие принципы. Земли, сверх определенной нормы, выкупались государством у помещиков и затем продавалась крестьянам. При продаже земли предпочтение отдавалось тем крестьянам, которые раньше обрабатывали эту землю в качестве арендаторов. После проведения реформы (1949- 1950 гг.) частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой хозяйства. Арендные платежи с этого времени могли взиматься только в денежной форме и не должны были превышать 25% от урожая.

Горные леса и большая часть целинных земель по-прежнему оставались в руках помещиков. Леса ранее принадлежавшие императорской фамилии, были объявлены государственной собственностью. Хотя земельная реформа и привела к существенному изменению классовых отношений в деревне, тем не менее она полностью не решила аграрного вопроса. Мелкокрестьянское хозяйство не могло обеспечить значительного роста производительных сил и технического прогресса в сельском хозяйстве. Простое превращение арендаторов в самостоятельных землевладельцев в конечном счете поставило их в зависимость от преобразованной капиталистической экономики. Многие прежние помещики, сохранившие в своих руках леса, пастбища, луга, осуществляли контроль над местными органами власти, кооперативами и различными обществами и в значительной степени сохранили экономические и политические позиции в деревне.

Реформа образования. В марте 1947 г. был издан Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении. Использовав рекомендации американских специалистов, японские работники просвещения создали систему народного образования, в основном отвечающую положениям новой конституции. Период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с 6 до 9 лет. Существенному изменению подверглись методы преподавания и программы. Из школьного обучения была устранена националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные пре6образования были проведены и в системе университетского образования. Была проведена децентрализация управления школьным обучением. Муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, значительно ускорило темпы подготовки и качество новых кадров. Закон о труде. В апреле 1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25% надбавку к зарплате за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск, ответственность нанимателя за охрану труда и за санитарные условия, выплату компенсаций за производственные травмы, об охране труда подростков и т.д.

И хотя после выхода этого Закона в производстве сохранились некоторые негативные явления, сам по себе этот Закон имел очень большое прогрессивное значение. Принятие новой Конституции. Острая борьба демократических и реакционных сил развернулась вокруг проекта новой японской конституции. Американские оккупационные власти считали, что императорский строй может быть удобным орудием осуществления политики США. Подобные проекты вызвали резкую критику как за рубежом, так и внутри Японии. Несколько стран, в том числе и Советский Союз, склонялись к тому, чтобы вообще ликвидировать императорский строй и создать в Японии систему парламентской буржуазной демократии. В конце концов штаб оккупационных войск в феврале 1946 г. предложил новый компромиссный вариант, по которому император сохранялся, но только в качестве национального символа, по примеру Англии. Макартур признавал позднее, что вынужден был пойти на уступки только благодаря позиции Советского Союза. Большое влияние на характер проекта оказало демократическое движение самого японского народа. В уже готовый перед этим проект были внесены несколько очень важных статей и исправлений. В частности была добавлена статья об отказе от войны, как метода разрешения конфликтов. Японии запрещалось иметь собственные вооруженные силы. Прерогативы императора ограничивались представительскими функциями как символа Японии. Палата пэров упразднялась.

Демократические тенденции содержались также в разделе «Права и обязанности народа», где торжественно заявлялось, «что народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должны являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел». Конституция провозгласила равенство всех граждан перед законом и упразднение в связи с этим привилегированного аристократического сословия. Кроме того - «неотъемлемое право граждан избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности»; «свободу мысли и совести, свободу собраний, слова и печати»; «свободу научной деятельности»; «право трудящихся на создание своих организаций и коллективные договоры».

Международный военный трибунал. Важным звеном в послевоенном обустройстве Японии играли вопросы, связанные с проблемой японской армии, полицией, офицерскими кадрами и вопросы о придании суду политических и военных деятелей страны. Японские правящие круги уже накануне капитуляции, предвидя будущие последствия, пытались сохранить контроль над ситуацией и не довести ее до нежелательного для себя исхода. 17 августа 1945 г. правительство Хигасикуни быстрыми темпами осуществило демобилизацию японской армии. Вооруженные силы в то время составляли 7 млн. человек, из них 4 млн. находилось в собственно Японии.

28 августа 1945 г. были уничтожены или спрятаны многие мобилизационные документы и списки офицерского состава. Гвардейскую дивизию реорганизовали в управление императорской полиции, сохранив ее костяк на случай восстановления. Основные руководящие и наиболее опытные кадры армии и флота были распределены по государственным учреждениям и военно-промышленным компаниям. Все это делалось для того, чтобы сохранить офицерские кадры и вывести их из под возможных негативных последствий в случае поражения Японии. Однако эти планы и действия последнего японского правительства не оправдались. В соответствии с условиями Потсдамской декларации, а также по настоянию международной общественности и народов азиатских стран, был создан Международный военный трибунал, который заседал в г. Токио. В его состав вошли представители 11 стран - СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Индии и Филиппин. Он привлек пристальное внимание миллионов честных людей во всем мире, видевших в нем проявление борьбы за мир и искоренение фашизма. Суду Международного трибунала были преданы 28 представителей правящих верхов Японии, среди которых были бывшие премьер-министры, высшие военные руководители, дипломаты, идеологи японского империализма, хозяйственные и финансовые деятели. В ноябре 1948 г. Международный трибунал в Токио, после судебных процессов, которые длились более 2,5 лет, вынес свой приговор по делу 25 главных военных преступников. Трибунал приговорил к смертной казни восьмерых. 16 подсудимых были приговорены к пожизненному заключению. Приговор трибунала был встречен с большим одобрением мировой демократической общественностью.

Кроме того, Трибунал осудил японскую агрессию как международное преступление и установил, что империалистическая Япония в тесном союзе с гитлеровской Германией, добивалась завоевания целых стран и порабощения их народов. Было также доказано, что Япония на протяжении многих лет готовила агрессию против СССР и в 1938-1939 гг. совершала вооруженные нападения на СССР. В разделе «Политика Японии по отношению к СССР», в частности говорило: «Трибунал считает, что агрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией в течение рассматриваемого периода, что она была одним из основных элементов японской национальной политики и что ее целью был захват территорий СССР на Дальнем Востоке». В приговоре были перечислены конкретные виды помощи, которую Япония оказывала Германии в ее войне против Советского Союза в нарушение ее обязательств по Пакту о нейтралитете. В частности указывалась, что Япония снабжала Германию военно-разведывательными данными о Советской Армии, ее резервах, о переброске советских войск, о промышленно потенциале СССР.

Оккупация Японии союзными войсками (яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон ) имела место в -1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс , принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. Оккупация закончилась после вступления в силу Сан-Францисского мирного договора .

Организация и контроль над оккупированной Японией [ | ]

На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбардировку), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки . В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией . Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.

На совещании министров иностранных дел Советского Союза , США и Великобритании , которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне) и Союзный совет (с местонахождением в Токио) для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года, постепенно сокращалась.

Оккупационная политика [ | ]

Политика демократизации [ | ]

В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 году император публично отрёкся от своего «божественного происхождения» (см. Нингэн-сэнгэн).

Экономическая политика [ | ]

В 1945 году оккупационными властями начат выпуск в обращение оккупационных иен , находившихся в обращении параллельно с японской иеной. В 1948 году оккупационная иена была изъята из обращения, за исключением Окинавы, где она была объявлена единственным законным платёжным средством, полностью заменив в обращении японскую иену.

Культура оккупированной Японии. Цензура [ | ]

В первые годы оккупации американским командованием был издан ряд законов и директив, были декларированы основные права и свободы, выпущены из тюрем политические и культурные деятели, распущены профашистские объединения (в том числе Японское литературное общество и Ассоциация писателей Великой Восточной Азии), упразднена цензура в кинематографе и театральном искусстве. Вместе с тем масштаб преобразований был урезан рядом специальных указаний, запрещавших, в частности, упоминание жестокостей американских военнослужащих .

Изданные в первый послевоенный месяц распоряжения открыли американской администрации путь к вестернизации японской культуры и образа жизни. При штабе оккупационных войск было создано Управление гражданской информации и просвещения, в функции которого вошло руководство различными областями культуры, контроль за исполнением распоряжений штаба в этой области и на первое время пресечение проявлений идеологии японского милитаризма. Отдел гражданской цензуры (Минкан дзёхокёку) занимался цензурой всех форм информации - книг, фильмов, радиопередач, корреспонденции и т. д. В сентябре 1945 года был издан «Кодекс прессы» («Прэсу кодо») - директива, запрещавшая публикацию критики оккупационной администрации и любых материалов, способных повредить американской политике .

Одной из мер по демократизации японского общества стали и регламентации в области религии. Согласно директиве от 15 декабря 1945 года все синтоистские учреждения (храмы, училища и т. д.) были отделены от государства, а Бюро по храмам при министерстве внутренних дел и учреждения, занимавшиеся подготовкой священников и исследованием этой религии, были распущены. Распространение идей синтоизма в учебных заведениях подпало под запрет, а синтоистские алтари были убраны из всех школ. Вместе с тем увеличивалось влияние христианства : под эгидой американских властей в Японии активизировали свою деятельность миссионеры. Католики и представители других конфессий создали в стране большую сеть школ, семинарий и университетов .

Оживление культурной жизни, начавшееся с окончанием Второй мировой войны, коснулось и живописи. В то время как в годы войны в соответствии с политикой «японского духа» насаждалось направление традиционной японской живописи нихонга , и опиравшиеся на европейские традиции художники были вынуждены практически прекратить деятельность, после войны появилось сразу несколько организаций работавших в жанре европейской масляной живописи - «Докурицу бидзюцу кёкай» («Ассоциация независимого искусства»), «Иссуй кай» и др.

«Обратный курс» в политике США в области культуры выразился в незаконных преследованиях деятелей культуры, стремлении ускорить процесс американизации японского общества и общем усилении контроля над культурной жизнью. С июня 1949 года по февраль 1950 года прошла первая волна «чистки красных»: репрессии, направленные против работников просвещения, встречали сопротивление со стороны учащихся и их родителей; бывали случаи, когда целые школьные классы, протестуя против увольнения учителя, уходили в горы, отказываясь вернуться . В то же время, как реакция на американизацию культуры и политику «обратного курса» в Японии повысился интерес к культурному наследию страны: классической литературе, традиционному театру, бытовой культуре (чайной церемонии , искусству икебана). Например, большой резонанс получил выход в 1952 году полного перевода на современный японский язык классического романа Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатари », выполненного Дзюнъитиро Танидзаки .

Театр [ | ]

В годы Второй мировой войны тех актёров, что не были мобилизованы в армию, заставляли участвовать в представлениях для солдат . По распоряжению Отдела информации был создан Японский союз передвижных театров, коллективы которых разъехались по Японии и демонстрировали программы, призванные мобилизовать население . В результате бомбардировок была уничтожена значительная часть театральных помещений, а немногие из уцелевших зданий были преобразованы оккупационными властями в кинотеатры и клубы для военных .

В сентябре 1945 года Управлением гражданской информацией и просвещения была издана директива «О направлении творческой деятельности в кино и театре», в которой определялось каким принципам следовало придерживаться деятелям этих искусств. Традиционный театр Японии - кабуки , но , нингё-дзёрури - был объявлен антидемократическим . По свидетельству американского театроведа Эрла Эрнста, назначенного сразу после войны экспертом по театру при Штабе оккупационных войск, работниками театральной секции Управления «был просмотрен весь репертуар японских театров, особенно традиционный театр дзёрури и кабуки», и после консультации с японскими учёными «секция пришла к заключению, что большинство наиболее популярных пьес традиционного театра основано на феодальной идеологии и не подходит для народа, который намерен навсегда отказаться от войны и встать на путь демократии» . Допущенные к постановке пьесы были включены в особый список. Театрам было предписано ежегодно обновлять репертуар минимум на одну треть, причём английский перевод новых пьес было необходимо предоставлять в Отдел гражданской цензуры при Управлении за неделю до предполагаемой премьеры .

Такое отношение к театру вызывало у общественности недовольство, и в газетах стали появляться заметки, авторы которых выражали сомнения, что традиционный театр сможет выжить в таких условиях . Тем не менее, на сцену стали возвращаться артисты, находившиеся в эвакуации, работавшие в бригадах Японского союза передвижных театров и репрессированные во время войны . Развитию театра в первое время мешали высокие налоги и отсутствие материальной базы . В наиболее трудном положении находился театр но . В августе, незадолго до конца войны, была создана ассоциация актёров и музыкантов но «Ногаку кёкай» , которую, объединившую около тысячи человек, возглавил Кита Минору. Целью организации стало спасение но от деградации и уничтожения . Ассоциация занималась снабжением трупп реквизитом и вела переговоры с оккупационными властями о намечавшихся постановках; создавались частные и общественные школы для обучения актёров и музыкантов - «Ногакудзюку» и «Ногаку ёсэйкай», издавался журнал «Но» (с 1946 по 1953 год) .

Первым послевоенным представлением стал показанный в театре «Дзэнсиндза» в сентябре 1945 года спектакль «» , один из самых популярных классического репертуара кабуки . В декабре усилиями трёх трупп театра «Бунгакудза», «Хайюдза» и «Токё гэйдзюцу гэкидзё» был поставлен «Вишнёвый сад » А. П. Чехова , что ознаменовало возвращение на японскую сцену и русской драматургии . В 1946 году вернулся к театральной деятельности репрессированный; в организованную им труппу сингэки «Синкё гэкидан» вошли 40 актёров, придерживающихся наиболее левых взглядов. Подвергался критическому переосмыслению классический репертуар кабуки; в октябре 1946 года под руководством Мураямы в театре «Дзэсиндза» была поставлена антифашистская пьеса американской писательницы-драматурга Лилиан Хеллман «» .

Литература [ | ]

По окончании войны возобновили выпуск такие литературные, театральные и общественно-политические журналы, как «Бунгэй сюндзю» («Литературная летопись»), «Тэаторо» («Театр»), «Тюо корон» («Центральное обозрение»), появились новые издания - «Синсэй» («Новая жизнь»), «Синтё бунгэй» («Литература нового направления»), «Тэмбо» («Панорама»). Увеличение числа печатных изданий открыло новые возможности перед японскими авторами. В 1946 году Кафу Нагаи были опубликованы несколько произведений («Танцовщица», «Непрошенные заметки», «Взлёт и падение» и др.), которые в целом отражали довоенный жизненный опыт писателя. В том же году опубликовали свои работы два крупнейших писателя неогуманистического направления: («Тяга к новому», «Меняющийся мир», «Страдания жертвы войны») и Наоя Сига («Серая луна») .

Началось возрождение подавленного в 30-х годах демократического литературного движения, во главе его стали литературный критик, а также писатели Сунао Токунага и Юрико Миямото . В декабре 1945 года было создано Общество новой японской литературы (Син нихон бунгаку кай), которое ставило своей целью борьбу за демократическое развитие японской литературы . Общество повсеместно организовывало литературные кружки для молодёжи и вело работу по привлечению в свои ряды демократически настроенных литераторов .

Юрико Миямото, переживавшая в этой период новый расцвет творчества, опубликовала несколько произведений: «Футисо» (1946), «Равнина Бансю» (1946-1947), «Два дома» (1947), «Вехи» (1947-1949), первые два из которых показывают жизнь в стране после капитуляции, а последние являются заключительными частями её автобиографической трилогии. Сунао Токунага опубликовал повесть «Спи с миром, жена!» (1946-1948), в который раскрыл свои переживания предвоенных и военных лет, и роман «Тихие горы» (1950), в которой изобразил борьбу рабочего класса в новых условиях .

Демократический подъём испытывала и поэзия: при Обществе новой японской литературы была создана секция поэтов. Результатом её работы стал выпуск журнала «Новые японские поэты» («Син нихон сидзин»). К обществу примкнули такие поэты, как, один из крупнейших поэтов периода пролетарского литературного движения выпустил в 1946 сборник стихов «Плоды» .

По окончании войны сложилось ещё одно писательское объединение - «Послевоенная группа» («Сэнго ха»), участники которой своими задачами ставили формирование «современного свободного человека» и углублённое изображение личности . С января 1946 года «Сэнго ха» стала выпускать журнал «Новая литература» («Киндай бунгаку»), вокруг которого постепенно сложилась группа завоёвывавших внимание читателя писателей - Хироси Нома , Синъитиро Накамура и др.

Участникам «Послевоенной группы» было свойственно резко отрицательное отношение к войне, значительную роль в их творчестве играла критическая литература. Среди проблем, поднимавшихся «Сэнго ха» - вопрос взаимоотношения искусства и политики, а также вопрос о «современной личности»: представители группы, объяснявшие отсутствие организованного сопротивления распространению фашизма интеллигенцией отсутствием у японцев качеств «раскрепощённой современной личности», делали вывод, что главной задачей литературы является выработка и последующее распространение правильного понимания отношений личности и общества, прежде пренебрегавшего интересами индивидуума .

Рост интереса к культурному наследию в области литературы выразился в увеличении числа изданий, посвящённых таким жанрам поэзии, как танка и хайку: «Танка дзасси» («Журнал танка», 1948), «Танка хайку кэнкю» («Изучение танка и хайку», 1948), «Танка сэйтё» («Звук танка», 1950) и др. Эта тенденция привела и к созданию Дзюндзи Киноситой нового жанра пьес минвагэки на темы народных сказаний. Пьесы Киноситы ставились коллективами различных направлений и жанров и вызвали такой интерес, что даже было создано Общество по изучению народных сказаний. В конце 1940-х годов приобретают популярность литературные произведения, в которых воспевается специфика национальных обычаев и традиций.

Уже первые шаги американского руководства после капитуляции Японии показали, что оно стремится установить единоличный контроль над Японией, игнорируя при этом как интересы других держав, так и задачи, сформулированные в совместных решениях союзников, принятых в годы войны {946} . Как известно, основным документом, который должен был определять политику союзных держав по отношению к побежденной Японии, являлась Потсдамская декларация. В ней предусматривались совместные действия всех союзных держав, направленные на создание миролюбивой, демократической и независимой Японии. Однако правящие круги США заняли позицию, враждебную духу сотрудничества.

22 сентября 1945 г. госдепартамент опубликовал заявление, в котором был изложен политический курс США в отношении Японии. Через весь документ, названный «Основные принципы политики США в Японии в начальный период оккупации», красной нитью проходила идея о преобладающих интересах США в этой стране. В нем говорилось, что конечными целями Соединенных Штатов являются:

«а) гарантирование того, чтобы Япония не стала вновь угрозой для Соединенных Штатов или для мира и безопасности во всем мире;

б) содействие конечному установлению миролюбивого и ответственного правительства, которое будет уважать права других государств и поддерживать цели Соединенных Штатов, как они отражены в идеалах и принципах Устава Объединенных Наций...» {947}

По договоренности между союзниками оккупационные войска подчинялись верховному командующему, назначенному Соединенными Штатами. Однако в заявлении прямо указывалось, что хотя США и будут стремиться к проведению в Японии политики, удовлетворяющей все союзные державы, но «в случае возникновения расхождений между ними политика Соединенных Штатов будет господствующей».

Интересами США был продиктован и раздел о взаимоотношениях между оккупационными и японскими властями, в соответствии с которым занявший пост верховного командующего генерал Макартур должен был «осуществлять свою власть через японский правительственный аппарат и институты, включая императора, в тех пределах, в каких это будет удовлетворительно способствовать достижению целей Соединенных Штатов» {948} .

Таким образом, этот документ хотя и был составлен на основе Потсдамской декларации, но содержал и такие положения, которые шли вразрез с нею. Политика США была нацелена на то, чтобы, убрав наиболее одиозные фигуры в правящей верхушке Японии, подчинить своему контролю японские монополии и направить политическое, экономическое и социальное развитие страны в выгодное для себя русло.

Обеспечение господствующего положения США связывали с тем, что проводить оккупацию Японии, по крайней мере в начальный период, предстояло исключительно американским войскам {949} . Макартур, формально считавшийся верховным командующим оккупационными войсками союзников, на практике выполнял указания лишь американского правительства и военного командования.

Высадка американских войск и последующее их продвижение к пунктам назначения проходили в основном согласно плану «Блэклист» и практически без сопротивления японских вооруженных сил или населения. Сначала темпы оккупации были невысокими. Используя «передышку», правящая верхушка Японии сделала все, чтобы сохранить позиции монополистического капитала. 14 августа, в день капитуляции, японское правительство приняло решение «О чрезвычайных мерах в области военных материалов, находящихся в руках армии и других организаций», по которому все списки и документы, касавшиеся военных материалов, подлежали уничтожению, а огромные материальные ценности стоимостью около 100 млрд. иен по тогдашним государственным ценам были распределены среди военно-промышленных и других монополистических объединений. Когда основная их часть была роздана, правительство 28 августа издало указ о запрещении дальнейшего распределения военных материалов и об их изъятии. Парламенту было доложено, что только около 30 процентов их было изъято, однако действительную картину восстановить невозможно в связи с уничтожением всех документов {950} . Правительство выплатило военно-промышленным компаниям свыше 10 млрд. иен в виде компенсации.за военные заказы, независимо от того, были они выполнены или нет.

Усилия японской пропагандистской машины направлялись на то, чтобы «создать представление у известной части народа, что Япония не разбита», а «сложила оружие по воле императора». «Оборонная стратегия» правящей верхушки заключалась в том, чтобы до прихода оккупационных властей отстранить от власти военных лидеров, позиции которых были дискредитированы в глазах народа, представить их единственно ответственными за войну и принести «и жертву победителям».

Утрату военной опоры правящая верхушка решила возместить путем максимального укрепления своей второй опоры - высшей бюрократии, государственного аппарата.

В день оккупации на улицах Токио и других городов появились плакаты, утверждавшие, что капитуляция - всего лишь неприятный период в истории страны, за которым последует подготовка к будущим победам. Никогда еще великая Япония не терпела поражений, - было написано на одном из таких плакатов. - Нынешние трудности - только ступенька к будущему. Сплотившись вокруг императорского трона, продолжим борьбу...» {951}

В октябре 1945 г. американское командование установило полный контроль лад важнейшими стратегическими пунктами Японии. Вся территория страны была поделена на оккупационные зоны. В зону 6-й армии входили острова Кюсю, Сикоку и южная половина Хонсю; 8-я армия занимала северную половину Хонсю и Хоккайдо. Численность 8-й армии к этому времени составляла более 232 тыс. солдат и офицеров, почти столько же было и в 6-й армии. Эти цифры оказались значительно ниже намеченных, но отсутствие сопротивления со стороны японцев позволило еще сократить количество войск. К концу года, когда штаб 6-й армии был расформирован и управление всеми оккупационными войсками перешло к командующему 8-й армией генералу Р. Эйчельбергеру, ему подчинялось (исключая немногочисленные контингенты военно-морского флота) всего 241,5 тыс. солдат и офицеров {952} .

Одновременно создавались оккупационные органы власти. 2 октября 1945 г. директивой Макартура был учрежден штаб верховного командующего, в котором наряду с чисто военными отделами (разведывательным, оперативным и т. п.) организовывалось 10 отделов, ведавших различными областями жизни Японии: экономический и научный, дипломатический, природных ресурсов и другие. Контроль за выполнением приказов оккупационных властей на местах осуществляли аналогичные службы штабов 8-й и 6-й (до конца 1945 г.) армий. Все они работали в тесном взаимодействии с соответствующими учреждениями японского государственного аппарата.

Управление Японией носило не непосредственно военный характер, как это было в Германии, а осуществлялось косвенно, через японский правительственный аппарат. С приходом оккупационных войск государственный строй Японии претерпел минимальные изменения, у власти по-прежнему оставались те, кто развязал и вел захватническую войну. Устранены были лишь наиболее скомпрометировавшие себя политические и военные руководители. И хотя в заявлении госдепартамента от 22 сентября 1945 г. содержалась оговорка, что американская политика «заключается в том, чтобы использовать существующую форму правительства и Японии, а не поддерживать ее», фактически Макартур взял под защиту правящую верхушку страны {953} . В то же время в условиях победы над силами мировой реакции, фашизма и милитаризма американское правительство было вынуждено пойти на проведение хотя бы некоторых демократических реформ.

4 октября штаб Макартура издал приказ, согласно которому все законы, ограничивавшие гражданские права, подлежали отмене, а один из наиболее одиозных органов режима - политическая полиция - распускался. 10 октября была объявлена амнистия политическим заключенным Ч 320 тыс. человек полностью освобождались от наказания, 37 тыс. были сокращены сроки наказания и 600 тыс. человек были восстановлены в правах. Тогда же министерство внутренних дел уволило несколько сот высших чиновников тайной полиции, большое число полицейских было перемещено из одних префектур в другие {954} .

11 октября Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ: ликвидации абсолютизма, предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, демократизации экономики и системы просвещения, уравнении женщин в правах с мужчинами {955} . В целях борьбы с идеологией милитаризма и великояпонского шовинизма было отменено привилегированное положение религии синто. 15 декабря директивой Макартура церковь была отделена от государства, запрещалось обожествлять императора и государство. Большое внимание оккупационные власти уделяли перестройке просвещения в направлении, выгодном США. С 31 декабря до составления новых учебников отменялось преподавание в школах этики, истории Японии и географии. Милитаристам и ультранационалистам запрещалось заниматься педагогической деятельностью.

В первые месяцы оккупации США пытались ограничить японский монополистический капитал. Макартур предложил японскому правительству ликвидировать крупные монополии («дзайбацу») и запретил производить какие-либо операции с их активами. Декартелизация экономики Японии в тот период отвечала интересам крупного капитала США, стремившегося подавить бывших конкурентов. Однако, опасаясь их чрезмерного ослабления, оккупационные власти вскоре отказались от выполнения этого решения. Директивой штаба Макартура от 6 ноября временно «замораживались» активы лишь четырех крупнейших компаний - «Мицуи», «Мицубиси», «Сумимото» и «Ясуда» {956} .

Штаб Макартура разрешил и поощрял деятельность политических группировок, сформированных представителями различных слоев буржуазии и помещиков. В большинстве это были немногочисленные организации, пользовавшиеся ограниченным влиянием, и только две из них - прогрессивная и либеральная партии, выражавшие интересы крупнейших монополий, действовали в общенациональном масштабе. Политика оккупационных властей по отношению к японским политическим партиям заключалась в том, чтобы поставить у власти те из них, которые изъявляли готовность сотрудничать с США, а затем использовать «японское правительство и самого императора как удобную ширму во всех сферах жизни Японии» {957} .

В то же время Коммунистическая партия Японии (КПЯ), защищавшая интересы трудящихся, не встречала поддержки американской администрации. Однако Макартур, изображая себя поборником «широкой демократии», формально не выступал против легализации КПЯ, хотя и считал, что ее «деятельность и методы более подходят не политической партии, а «пятой колонне», стремящейся распространить в Японии чуждую идеологию» {958} . Кроме того, ого позиция в данном вопросе была продиктована и необходимостью считаться с мнением Советского Союза и прогрессивной мировой общественности.

В начале октября в числе других политических заключенных были освобождены японские коммунисты, и среди них руководители К. Токуда и другие. 10 октября они опубликовали воззвание, в котором, в частности, указывалось, что компартия будет стремиться к созданию демократической республики, для чего необходимо искоренить милитаризм, сформировать подлинно народное правительство, экспроприировать пустующие земли и передать их крестьянам.

1 декабря 1945 г. начал работу IV съезд КПЯ - первый легальный съезд японских коммунистов. Делегаты, представлявшие в то время 1083 члена партии, наметили основные задачи борьбы и деятельности, утвердили устав и избрали новый состав Центрального Комитета. Генеральным секретарем стал К. Токуда - один из основателей партии, которого японская реакция продержала в тюрьмах почти 18 лет {959} .

Съезд предложил руководству социалистической партии Японии создать единый народно-демократический фронт на следующих условиях: социалисты перестанут игнорировать требования рабочих, будут соблюдать соглашения с компартией и свободу взаимной критики. Но социалистические лидеры отвергли эти предложения. В то время они фактически блокировались с буржуазно-помещичьими группировками, хотя и утверждали, что их партия «отвергает капитализм и ставит своей целью осуществление социализма» {960} . Достижению единства с коммунистами мешала и фракционная борьба в рядах социалистов {961} .

Компартия Японии выступала в авангарде трудящихся масс, требовавших принятия эффективных мер борьбы с хозяйственной разрухой, недостатком продовольствия, топлива, жилья и другими экономическими последствиями военного поражения. В то же время правящие классы использовали экономические трудности для того, чтобы еще больше нажиться на страданиях народа. Капиталисты под разными предлогами закрывали предприятия. В конце 1945 г. промышленное производство Японии составляло 28,5 процента довоенного уровня {962} . В невиданных ранее масштабах расцвел «черный рынок». В результате сокращения производства, демобилизации вооруженных сил и репатриации японских граждан из бывших колоний и оккупированных территорий возникла огромная армия безработных - около 10 млн. человек {963} .

Рост цен, ухудшение условий жизни вызывали недовольство трудящихся, которые требовали радикальных изменений в общественной жизни. Увеличилось число организованных выступлений. Они проводились не только под экономическими лозунгами (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. п.), но выдвигались и политические требования. Широкие народные массы добивались установления рабочего контроля над производством, создания демократического правительства, наказания тех, кто вверг страну в пучину кровопролитной войны.

Под давлением демократических сил японское правительство вынуждено было ввести трудовое законодательство. По закону о профсоюзах, опубликованному в декабре 1945 г., рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров и стачки. К этому времени в профсоюзах состояло около 330 тыс. человек, и ряды их быстро росли {964} .

Объединившись, рабочие еще более активно выступали против увольнений, за повышение заработной платы, улучшение условий жизни. Они решительно боролись и с теми владельцами предприятий, которые, взвинчивая цепы на сырье и материалы, по существу, саботировали выпуск продукции. Разоблачая саботажников, рабочие нередко устанавливали контроль над производством, добивались увеличения выпуска продукции и повышения рентабельности предприятий.

Борьба рабочих за свои права сливалась с борьбой других городских слоев, настойчиво требовавших разрешения в первую очередь продовольственного кризиса, выявления скрытых запасов и установления над ними общественного контроля. Повсюду создавались комитеты борьбы за демократическое решение продовольственной проблемы {965} .

Ширилась классовая борьба в японской деревне. Во второй половине 1945 г. было отмечено около 5 тыс. конфликтов между помещиками и арендаторами. Крестьяне не желали больше мириться с неравномерным распределением земли, высокой арендной платой и несправедливой системой поставок.

Стремясь не допустить решения вопроса о земле самим народом и слияния борьбы крестьянства с забастовочным движением рабочих и служащих, японское правительство но указанию штаба Макартура вынуждено было провести аграрную реформу. В декабре 1945 г. она была принята в виде «Закона о поправках к закону об упорядочении сельскохозяйственных земель». Согласно новому закону крестьяне могли получить лишь 40 процентов всей арендной земли (2 600 тыс. га), да и то путем выкупа {966} . Такое решение проблемы встретило резкое осуждение со стороны демократической общественности.

Все эти факты свидетельствовали о растущей политической активности трудящихся масс Японии, которые вели решительную борьбу против возрождения милитаризма, за демократизацию всей жизни в стране

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...