Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

4 реакции получения кислорода. Получение кислорода

Программа предназначена для студентов младших курсов психологических факультетов университета. Знакомит с основами биологии и экологии человека, его биологической и культурной эволюции, а также со взаимодействием научного знания о человеке и массовых стереотипов.

Тема 1. Феномен человека

Что такое человек, разнообразие представлений.
- Общие принципы биологии и экологии в применении к человеку.
- Предыстория (эволюционное прошлое) человечества.
- Основные механизмы эволюции человека.
- Географическое разнообразие человеческого вида. Популяции и расы.
- Эпохальные тенденции человечества. Человек будущего.

Тема 2. Человеческий организм

Молекулярный уровень организации человеческого тела. Гены. Белки, ферменты. Углеводы. Жиры. Ионы.
- Обмен веществ и энергии. Витамины, антиоксиданты.
- Строение и жизнь клетки. Взаимодействие клеток.
- Передача информации на молекулярном уровне. Межклеточные рецепторы. Сигнальные вещества. Факторы роста. Гормоны. Нейромедиаторы.
- Тканевый уровень организации. Виды тканей. Регуляция деятельности тканей. Особенности нервной ткани.
- Система транспортных жидкостей организма (кровь, лимфа, ликвор).
- Защита и очищение организма. Иммунная и выделительная система.
- Регуляторные системы. Нервная и гуморальная регуляция.
- Коммуникативная система организма. Возможности передачи информации с помощью кожи, мимики, всего тела. Речедвигательный аппарат.
- Биохимическая коммуникация. Феромоны.
- Целостность организма. Взаимодействие систем и органов.

Тема 3. Эколого-физиологические аспекты

Питание. Источники вещества и энергии. Здоровая пища. Обработка и усвоение пищи в организме.
- Стресс физиологический и психологический.
- Отношение к болезням в разных обществах. Традиции поддержания здоровья.
- Значение традиции одурманивания.
- Традиции искусственного травмирования.

Тема 4. Человек в экосистеме

Тема 5. Жизненный цикл

Феномен пола.
- Воспроизводство. Физиологические аспекты.
- Вынашивание плода. Процессы развития.
- Забота о потомстве. Отношение к детям.
- Стратегии детства.
- Стратегии взрослости.
- Феномен старения.
- Факторы продления жизни.

Тема 6. Антропосфера

Антропологический покров. Элементы демографии и социологии.
- Расселение людей по ойкумене. Мигрантность.
- Роль технологического прогресса в формировании антропосферы. Возникновение ноосферы.
- Агрессия, каннибализм и воинственность у человека. Влияние военного прогресса на развитие техносферы. Подавление агрессии и гуманизация мышления.
- Стратегии взаимодействия человека и биосферы. Экологизация сознания.
- Использование биотехнологий на человеческий организм. Плюсы и минусы.
- Возможные сценарии будущего для антропосферы.

Литература

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., Наука, 1980
- Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1993.
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 1994.
- Резанова Е. А., И. П. Антонова, А. А. Резанов. Биология человека в таблицах и схемах. М.:Школа ХХI век, 2005г.
- Харрисон Дж., Дж.Уайнер, Дж.Тэннер, Н.Барникот, В.Рейнолдс. Биология человека. Мир, 1979.
- Пикеринг Т. Биология человека в диаграммах (Оксфорд). Т.:АСТ, 2003.
- Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., Недра, 1991.
- Моррис Д. Людской зверинец. Спб: Амфора, 2004.
- Морфология человека. Под ред. Никитюка А.Б., Чтецова В.П. М., 1990.
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М: ВШ, 1989.
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. Феникс, 2003.
- Фоули Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.
- Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.

Источники Интернета:

Происхождение и эволюция человека. Обзор материалов, ссылки. http://www.macroevolution.narod.ru/human.htm
- Первобытная культура. Иллюстрированный альбом. http://www.macroevolution.narod.ru/culture/culture.htm
- Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Антропология. Интерактивный учебник. Под ред. Алексеевой Т.И. http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology/index.html
- Интересные факты по эволюции гоминид. Обзор специальных статей. http://www.macroevolution.narod.ru/human2.htm
- Деревянко А.П. Археологические данные о расселении человека несколькими волнами. http://www.macroevolution.narod.ru/derevjanko.htm
- Назаретян. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. 2004. http://www.macroevolution.narod.ru/nazaretyan03.htm
- Биология человека. База знаний. http://obi.img.ras.ru/
- Шабанов А.Д. Что есть человек? http://evolutio.narod.ru/shabanov04.htm

Происхождение – было или не было? // 1999. – № 4. – С. 69-78. (о закономерностях эволюции гоминид)
- Три измерения человеческой природы // 1999. – № 7-8. – С. 86-93. (об экологических особенностях человека)
- Спутники на пути эволюции // 2000. – №1. – С. 64-71. (о влиянии симбионтов и психоактивных веществ на эволюцию человека)
- Время сновидений // 2001. – №2. – С. 71-78. (о мифологическом восприятии времени)
- Философия болезни // 2001. – №2. – С. 26-30. (что такое норма и патология; о роли болезней в эволюции человека)
- Симфония кризиса // 2001. – №3. – С.85-91. (экологический кризис в сознании людей)
- Время временится из прошлого // 2001. – №4. – С.63-69. (от культа прошлого к культу будущего)
- Сенсация! Найден предок человека... // 2001. – №6. – С.74-83. (о влиянии политики и общественного мнения на науки о человеке)
- Насколько африканские вирусы страшнее Бармалея // 2001. – №8. – С. 53-59. (о влиянии вирусов на эволюцию человека)
- Эта легкая задача - игра // 2001. – №10. (о феномене игрового поведения - у животных и человека)
- Мужчина и женщина // 2001. – №12. (о биологической и социальной сущности пола у человека)
- Звездные карты галактики «Человечество» // 2002. – №1. (о разнообразии расовых типов)
- Человек-волк // 2002. – №5. (О тайных военно-мистических союзах «людей-оборотней»)
- Как человек сам себя сотворил (или почему мы разные) // 2002. – №5. (о причинах разнообразия современного человека)
- Медвежий угол Европы // 2002. – №5. (о расовом составе Восточной Европы)
- Короли и медведи // Знание - сила. – 2002. – №7. – С. 104-112. (об эволюции мировоззрения)
- В начале было пальцеслово // Знание - сила. – 2002. – №9. (о предыстории человеческого языка)
- Поведение человека // Знание - сила. – 2002. – №10. – С.32-39. (подборка статей о территориальной агрессии и репродуктивном поведении человека)
- Портрет господина Черепа // Знание - сила. – 2003. – №9. – с. 58-65. (о восстановлении костных останков; архаических культах; эволюция изобразительного искусства)
- Цивилизация и стресс // Знание – сила. – 2004. -- №4. (тема номера, посвященная стрессу)

Биология человека – это наука о строении, процессах жизнедеятельности, развитии, происхождении, эволюции и географическом расселении людей.

Науки, которые изучают биологию человека, можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

Теоретические биологические науки: цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, биохимия, биофизика.

Прикладные: медицина, гигиена, валеология, экология.

Анатомия – наука о строении организма и всех его органов. Срок анатомия происходит от древнегреческого анатоме – рассечение. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод вскрытия трупов.

Физиология – наука о функциях и процессах жизнедеятельности организма в целом, его органов, тканей, клеток, обнаруживает причины, механизмы и закономерности
жизнедеятельности организма.

Генетика – наука, которая изучает процессы наследственности и изменчивости организмов, в частности механизмы передачи наследственной информации, изъяны развития
человека, вызванные ее нарушениями.

Антропология – научная дисциплина, которая исследует происхождение и эволюцию человека как особенного социально биологического вида, образования человеческих рас.

Экология человека – исследование влияния на человека естественных и социальных факторов окружающей среды.

Гигиена – наука о здоровье и его сохранении.

Гигиена – отрасль медицины, которая разрабатывает и внедряет методы предотвращения заболевания, изучает влияние разных факторов окружающей среды и производства на здоровье человека.

Срок гигиена происходит от греческого гигиенос – целебный, тот, который приносит здоровье.

Знание гигиены и применение на практике этих знаний помогает человеку укрепить свой организм, закалить его, уберечь от разных заболеваний, стать физически развитой, здоровой, способной к любому труду.

На организм человека действуют непрерывно изменяемые факторы окружающей среды. Однако эти изменения не вызывают заболевания, потому что организм человека приспосабливается к ним. Между организмом и внешней средой существует функциональное равновесие. Заболевание возникает лишь тогда, когда это равновесие нарушается, то есть на человека действуют факторы окружающей среды, необычные по силе и качеству.

Человек не только поддается влиятельные факторов и условий внешней среды. Она способна сама влиять на него с целью улучшения условий труда, питания, быта и создания соответствующих условий для сохранения здоровья.

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, высокой работоспособности и социальной активности человека.

Здоровье бывает физическим, психическим и духовным. Каждый человек, если она хочет быть здоровой, повинная запомнить такие правила здорового образа жизни: правильно питаться, постоянно тренировать свое тело, придерживаться определенных гигиенических норм, дежурить труд и отдых, избегать разных вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

Состояние здоровья определяется добрым самочувствием человека (субъективный критерий). Существуют и объективные критерии здоровья. Это антропометрические показатели: нормальный рост, нормальное и пропорциональная строение тела, анатомические, физиологичные, биохимические. Что отвечают норме не только при условиях физического покоя, но и в период определенных физических или психических нагрузок, перемены климатических условий проживания.

Здоровье – это состояние, когда в ответ на действие разнообразных раздражителей в организме возникают соответствующие реакции, которые за характером и силой временами и длительностью свойственные большинства людей данного возраста и пола.

Болезнь – это жизнь и функционирование организма в условиях анатомических и функциональных нарушений клеток, тканей, органов и систем. Болезни бывают приобретенными, наследственными и вродженими.

Болезни возникают под действием вредных факторов, когда их сила превышает захисно-пристосувальни возможности организма. Иногда достаточно лишь одноразового действия такого агента. Развиваются болезни также и при длительном действии вредных факторов. Вредно влияют на организм человека повышено радиоактивное излучение, химическое и пылевое загрязнение окружающей среды, разные бактерии и вирусы; нарушение правил здорового образа жизни, нарушения гигиенических норм.

Следовательно, болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, взаимосвязи его с окружающей средой, которая приводит к временному или постоянному снижению или потере работоспособности. Перебежал болезни бывает скрытым, острым, хроническим. Болезнь может закончиться выздоровлением, инвалидностью или смертью. Больной человек нуждается в лечении, сочувствии и беспокойстве.

Болезнь – это единство двух противоположных тенденций – разрушительной и защитной, что находятся в постоянной борьбе.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Организм человека состоит из клеток и межклеточного вещества, которые образуют ткани, органы и системы органов. Эти компоненты совмещены в единственный организм, который функционирует под воздействием нервной и эндокринной систем. Организм – это биологическая система, которая имеет свойства: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция.

Орган – часть тела, которая имеет определенную форму, строение, расположение и выполняет одну или несколько специальных функций. Каждый орган образован несколькими тканями, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и нервы. Часть органов расположена в полостях тела, потому их называют внутренними.

Анатомическое или функциональное объединение органов, которые выполняют в организме общую функцию, составляет физиологичную систему органов. Различают такие физиологичные системы: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, нервная, эндокринная, мочеполовая, система органов чувств (сенсорные).

Системы органов работают не изолировано, а объединяются для достижения полезного для организма результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой. Например, бег может быть обеспечен функциональной системой, которая включает: нервную систему, органы движения, дыхания, кровообращения, потовыделения.

ГОМЕОСТАЗ, ПУТИ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Главным условием существования любого существа является сохранение постоянства строения и функций, то есть состоянию внутренней среды при любых обстоятельствах.

Постоянство внутренней среды организма на любом уровне – молекулярному, клеточному, тканевому, органному, системному – называется гомеостазом. Он прежде всего зависит от постоянства химического состава крови, кровообращения, газообмена, пищеварения, температуры тела, иммунной системы.

БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ

Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма. Это постоянство поддерживается буферными системами. К ним принадлежат: химические – это буферные системы крови, и физиологичные: легкие, почки, печенка, костная ткань, потовые железы.

В биологической среде под кислотно-основным состоянием понимают соотношение концентрации водородных Н+ и гидроксильных ОН– ионов. Ионы водорода образуют кислую реакцию среды, ионы ОН– и другие компоненты биологических жидкостей – щелочную. Жидкая среда организма имеет определенное рн среды и только при его норме возможно оптимальное протекание обмена веществ (метаболизм).

Кровь имеет слабощелочную реакцию. рн артериальной крови 7,4. а венозной – 7,35. Длинное смещение рн человека даже на 0,1-0,2 может оказаться смертельным. рн венозной крови 7,35 в результате. Внутри клетки рн кое-что более низкий (7,0-7,2), что зависит
от образования в них при метаболизме кислых продуктов.

В процессе метаболизма в кровь попадает постоянно углекислота, молочная и другие продукты обмена. Однако рн крови сохраняется постоянно. Что предопределяется буферными свойствами крови, деятельностью легких и органов выделения.

Буферные системы крови:

Буферная система гемоглобина.

Карбонатная буферная система.

Фосфатная буферная система.

Буферная система белков плазмы крови.

Есть два способа регуляции функций органов и систем, направленные на сохранение гомеостаза – нервная и гуморальная.

Нервная регуляция – при участии нервной системы.

Гуморальная – при участии гуморальных факторов (гормоны, Са, СО2 …), тканевой жидкостью.

Гуморальная регуляция осуществляется веществами, которые попадают во внутреннюю среду организма в очень малых дозах, но способные вызывать значительные изменения функций отдельных органов и организма в целом. Химическое вещество что поступила к кровеносной системе, действует в то же время на все клетки организма. Но чувствительными к ней будут только те, в которых есть соответствующий рецептор. Кроме того, гуморальная регуляция характеризуется медленностью действия и длительностью влияния.

Поведение человека как социобиологического вида Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для […]

Прикус — характер смыкания между собой верхних и нижних резцов и клыков. В ситуации, когда нижняя челюсть выдвинута вперёд по отношению к верхней, говорят о клещеобразном прикусе. При точном смыкании челюстей прикус называется нормальным. Ножницеобразный прикус (как у человека в норме) имеет место в случаях, обратных клещеобразному.

Психический стресс, эмоциональный стресс, психологический стресс — эмоциональная напряжённость, психическая напряжённость, понятие, отражающее разновидность общей системной реакции (адаптационного синдрома) индивида с характерными симптомами на воздействие внутренних и внешних факторов информационной природы. Термином психологический стресс у человека называется состояния тревожности, конфликта, эмоционального расстройства, переживания угрозы безопасности, неудачи, досады и прочее.

Кровяное давление — давление крови на стенки сосудов, создаваемое за счёт сокращения желудочков сердца. Разность кровяного давления в различных отделах кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови в сосудах. Максимальное кровяного давления в аорте, минимальное — в полых венах. У человека артериальное давление, которое обычно измеряют в плечевойартерии, в норме при сокращении сердца (систолическое давление) составляет около 120 […]

Круги кровообращения — пути, по которым следует обогащенная кислородом и отработанная кровь в пределах сосудистой системы. Различают малый и большой круг кровообращения. Кровь, отдав в тканях организма кислород и связав углекислоту — продукт жизнедеятельности тканей, попадает по венозной системе в сердце, в правое предсердие, затем в правый желудочек. Мощные сокращения последнего нагнетают кровь в сосуды малого […]

Негроидная (негро-австралоидная) раса Характеризуется темным цветом кожи и глаз, волновыми или кудрявыми волосами, широким носом, который мало выступает, поперечным расположением ноздрей, полными губами и определенными отличными признаками черепа. Борода и усы вырастают едва заметно. Все перечисленные признаки носят адаптивный характер. Например, темная кожа меньше повреждается лучами солнца, препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей в кожу, оберегает ее […]

Расы — исторически сформированы группы людей, которые характеризуются общностью наследственных и физиологичных особенностей. На данное время существует один вид человека. Расы человека — систематический подраздел внутри вида Homo sapiens. Каждая раса характеризуется совокупностью наследственно предопределенных признаков (цветом кожи, глаз, волос, особенностью мягких частей лица, черепа, ростом, но др.). Современное человечество разделяют на три или пять больших […]

Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны и совершенны. Среди них встречались наконечники, скоблила и рубила. С помощью таких орудий древний человек обеспечивал себя всем необходимым. Неандертальцы умели не только поддерживать, но и добывать огонь. Поселялись они на побережьях рек, жили под естественными навесами или в пещерах. У них формируется язык. Есть предположение, что они предприняли первые […]

Австралопитеки — сравнительно большие организмы (масса около 20-65 кг, рост 100-150 см), которые жили на Земле от 8 000 000 до 750 000 годов потому. Ходили на коротких ногах при прямом положении тела. Масса мозга достигала у некоторых видов 550 г, что больше, чем в современных человекообразных. Австралопитеки жили на открытых пространствах, где занимались охотой и […]

Формирование человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семьи гоминид: предшественник человека (протоантроп); самый давний человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп). На сегодняшний день еще нет палеонтологических данных для воссоздания всех промежуточных этапов в развитии гоминид, что привели к человеку современного типа. Безусловно, что в целом эволюция […]

Антропогенез — происхождение человека и становление ее как виду в процессе формирования общества. У человека есть ряд специфических признаков, которые отличают ее от животного мира. Человек — существо социально и живет не только за биологическими законами, но и за общественными. Человек владеет членораздельным языком и передает за ее помощью свой жизненный опыт. Человек мыслит абстрактно, понятийное. […]

Антропология — наука, которая изучает происхождение и эволюцию человека. Человек, как биологический вид, занимает определено систематическое положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести ее к типа хордовых: наличие в эмбрионном развитии хорды, нервной трубки, жаберной щели. К классу млекопитающих ее относят за следующими признаками: внутриутробное развитие, наличие молочных и потовых желез, […]

При осуществлении простых двигательных реакций нервные импульсы, которые поступают к мышцам, формируются исполнительными нервными клетками, которые лежат в спинном мозге. Выполнение сложных двигательных актов зависит от работы высших двигательных центров, расположенных в коре больших полушарий головного мозга. Свои влияния пробковые центры направляют в глубокие отделы головного мозга, в мозжечок и к исполнительным клеткам спинного мозга, […]

В организме человека есть три вида мускульной ткани: скелетная, сердечная и гладкая и блестящая. Гладкие и блестящие мышцы есть в стенках кровеносных сосудов и во многих внутренних органах. Скелетные мышцы образованы большим количеством мускульных волокон и обеспечивают передвижение человека в пространстве. Сердечная мышца имеет большое количество переплетений и связей между отдельными волокнами, что имеет большое […]

Скелет свободных верхних конечностей складывается сплеча, предплечье и кисти. Плечо имеет лишь одну плечевую кость. Предплечье образовано двумя костями: локтевой и лучевой. В кисти различают запястье, пястье и пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей. Пять длинных костей пястья строят скелет ладони и обеспечивают опору костей пальцев. Скелет тазового пояса образован двумя неподвижными плоскими тазовыми […]

Костный скелет предоставляет нашему телу опору, обеспечивает сохранение его формы, защищает внутренние органы от повреждений. Кости отличаются по форме, размерам и занимают определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они способны к движению благодаря прикрепленным к ним мышцам. Скелет головы — череп состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Основные кости мозгового […]

После оплодотворения яйцеклетка начинает продвигаться по маточной трубе; одновременно с этим происходит процесс клеточного разделения, в результате чего яйцеклетка превращается в многоклеточного зародыша. Попав через 4-5 дней до полости матки, зародыш проникает в ее слизевую оболочку. Из зародышевых оболочек и кровеносных сосудов слизевой матки образуется плацента, через которую зародыш получает из организма матери питательные вещества […]

Личность — это конкретный человек с неповторимым сочетанием ее физических, физиологичных и психологических качеств и свойств. Для формирования личности, ее самовоспитания, самопознания и самооценки, чрезвычайно важными являются общения с людьми, которые ее окружают, установления личностных контактов. Один из основных признаков личности — уравновешенность, что позволяет человеку при любых обстоятельствах хранить свои жизненные установки и убеждения. Личность […]

Важное значение для организма имеет сон. Лишение человека сна пагубно отражается на ее здоровье. Сон возобновляет работоспособность клеток мозга. Они накапливают необходимую энергию, тем самым готовят человека к активной дневной деятельности. Во время сна, невзирая на недвижимость тела, закрытые глаза, отсутствие контакта с окружающим миром и т. д., в организме человека происходят активные, жизненно важные, […]

Человек отличается от животных языком и словесным мышлением, которые возникли благодаря трудовой деятельности и жизни в обществе. С помощью слов люди могут обмениваться мнениями, сознательно руководить своим поведением, согласовывая ее с другими людьми. Для развития языка человека чрезвычайно важный первый год ее жизнь. Поскольку взрослые постоянно разговаривают с малышом (во время кормления, переодеваний и других […]

Важность для нас какого-то события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем поведением. О. О. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который назвал принципом доминанты. В соответствии с этим принципом, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное притеснение рефлексов, которые мешают и отвлекают, мобилизируют всю энергию […]

Для нормального существования организма в переменчивой внешней среде нужно вовремя изменять свое поведение, приспосабливаться ее к конкретным условиям. Умение руководить своим поведением, вовремя ее изменять, а иногда и полностью сдерживать те или другие поведенческой реакции — одна из «важных черт воспитанного человека. Различают безусловное торможение (когда безусловный ориентировочный рефлекс тормозит соответствующее поведение) и условно торможение […]

Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы. Самые простые рефлексы принадлежат к врожденным, или безусловным; они передаются в наследство и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Безусловные рефлексы относятся к видовым признакам поведения животного. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание глаз (защитный безусловный рефлекс), рефлекс, «что такое?» […]

Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при условии поддержания постоянного состава внутренней среды. Организм непрерывно регулирует недостаток или избыток питательных веществ, минеральных солей и других соединений. Недостаток чего-нибудь, необходимого для поддержки жизни и развития, вызывает особенное состояние организма, который называется потребностью. Потребности — это основная движущая сила нашего поведения, это внутренние стимулы, мотивы нашей деятельности. Выделяют физиологичные […]

Главный орган прикосновения у человека — рука. Наибольшую чувствительность имеют кончики пальцев, у каких кожных рецепторов больше всего. Сигналы от них по чувствительным нервам направляются к спинному и главному мозгу. В коре головного мозга анализируются свойства предметов, к которым человек прикасается. Орган нюху расположен в верхней части носовой полости и является скоплением очень чувствительных обонятельных рецепторов, […]

Положение нашего тела постоянно контролируется специальным органом равновесия — вестибулярным аппаратом, который находится во внутреннем ухе. Он воспринимает любые изменения положения тела. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов, которые расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, которые отвечают трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены топкой жидкостью; в середине каждого […]

С помощью слуха человек воспринимает звуки. Органом слуха является ухо, которое являет собой систему последовательно связанных между собой отделов: внешнее, среднее и внутреннее ухо. Внешнее ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, который соединяет внешнее ухо со средним. Внутри слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой, которая туго натянута и способна вибрировать от удара звуковой волны. […]

Организм человека находится в постоянном взаимодействии с абиотическими и биотическими факторами окружающей среды, которая влияет на него и изменяет его. Происхождение человека интересует науку уже давно, и теории его происхождения различны. Это и то, что человек произошел из маленькой клетки, которая постепенно, образуя колонии клеток себе подобных, стала многоклеточной и в процессе длительного хода эволюции превратилась в человекоподобную обезьяну, и которая благодаря труду стала человеком.

Понятие уровней организации организма человека

В процессе обучения в общеобразовательной средней школе на уроках биологии изучение живого организма начинается с изучения растительной клетки и ее компонентов. Уже в старших классах на уроках школьникам задают вопрос: «Назовите уровни организации организма человека». Что это такое?

Под понятием "уровни организации организма человека" принято понимать его иерархическое строение от маленькой клетки до организменного уровня. Но этот уровень - не предел, и его завершает уже надорганизменный порядок, который включает в себя популяционно-видовой и биосферный уровни.

Выделяя уровни организации организма человека, следует подчеркнуть их иерархию:

  1. Молекулярно-генетический уровень.
  2. Клеточный уровень.
  3. Тканевый уровень.
  4. Органный уровень
  5. Организменный уровень.

Молекулярно-генетический уровень

Изучение молекулярных механизмов позволяет охарактеризовать его такими компонентами, как:

  • носители генетической информации - ДНК, РНК.
  • биополимеры, это белки, жиры и углеводы.

На этом уровне выделяют структурным элементом гены и их мутации, которые определяют изменчивость на организменном и клеточном уровне.

Молекулярно-генетический уровень организации организма человека представлен генетическим материалом, который закодирован в цепочке ДНК и РНК. Генетическая информация отражает такие важные составляющие организации жизни человека, как заболеваемость, обменные процессы, тип конституции, гендерную составляющую и индивидуальные признаки человека.

Молекулярный уровень организации организма человека представлен обменными процессами, которые состоят из ассимиляции и диссимиляции, регуляции обмена веществ, гликолиза, кроссинговера и митоза, мейоза.

Свойство и строение молекулы ДНК

Основными свойствами генов являются:

  • конвариантная редупликация;
  • способность к локальным структурным изменениям;
  • передача наследственной информации на внутриклеточном уровне.

Молекула ДНК состоит из пуриновых и пиримидиновых оснований, которые соединены по принципу водородных связей между собой и для их соединения и разрыва требуется ферментная ДНК-полимераза. Конвариантная редупликация происходит по матричному принципу, который обеспечивает их соединение по остатку азотистых оснований гуанина, аденина, цитозина и тимина. Этот процесс происходит за 100 секунд, и за это время успевает собраться 40 тыс. пар нуклеотидов.

Клеточный уровень организации

Изучение клеточного строения организма человека поможет понять и охарактеризовать клеточный уровень организации организма человека. Клетка является структурным компонентом и состоит из элементов периодической системы Д. И. Менделеева, из которых наиболее преобладающими являются водород, кислород, азот и углерод. Остальные элементы представлены группой макроэлементов и микроэлементов.

Структура клетки

Клетка открыта была Р. Гуком в XVII веке. Основными структурными элементами клетки являются цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды клетки и ядро. Цитоплазматическая мембрана состоит из фосфолипидов и белков как структурных компонентов для обеспечения клетки порами и каналами для осуществления обмена веществ между клетками и поступления, выведения веществ из них.

Клеточное ядро

Ядро клетки состоит из ядерной оболочки, ядерного сока, хроматина и ядрышек. Ядерная оболочка выполняет формообразующую и транспортную функцию. Ядерный сок содержит белки, которые участвуют в синтезе нуклеиновых кислот.

  • хранение генетической информации;
  • воспроизведение и передача ;
  • регуляция деятельности клетки в ее жизнеобеспечивающих процессах.

Цитоплазма клетки

Цитоплазма состоит из органелл общего назначения и специализированных. Органеллы общего назначения разделяются на мембранные и немембранные.

Основной функцией цитоплазмы является постоянство внутренней среды.

Мембранные органеллы:

  • Эндоплазматическая сеть. Основными ее задачами является синтез биополимеров, внутриклеточный транспорт веществ, является депо ионов Ca+.
  • Аппарат Гольджи. Синтезирует полисахариды, гликопротеиды, участвуют в синтезе белка после выхода его из эндоплазматической сети, осуществляет транспорт и ферментацию секрета в клетке.
  • Пероксисомы и лизосомы. Переваривают поглощенные вещества и расщепляют макромолекулы, нейтрализуют токсические вещества.
  • Вакуоли. Хранение веществ, продуктов обмена.
  • Митохондрии. Энергетические и дыхательные процессы внутри клетки.

Немембранные органеллы:

  • Рибосомы. Синтезируют белки при участии РНК, которая переносит из ядра генетическую информацию о строении и синтезе белка.
  • Клеточный центр. Участвует в делении клеток.
  • Микротрубочки и микрофиламенты. Осуществляют поддерживающую функцию и сократительную.
  • Реснички.

Специализированные органеллы - это акросома сперматозоида, микроворсинки тонкой кишки, микротрубочки и микрореснички.

Теперь на вопрос: «Охарактеризуйте клеточный уровень организации организма человека», можно смело перечислить компоненты и их роль в организации строения клетки.

Тканевый уровень

В организме человека нельзя выделить уровень организации, в котором не присутствовала бы какая-либо ткань, состоящая из специализированных клеток. Ткани складываются из клеток и межклеточного вещества и по своей специализации их подразделяют на:


  • Нервная. Осуществляет интеграцию внешней и внутренней среды, регулирует процессы обмена веществ и высшую нервную деятельность.

Уровни организации организма человека переходят плавно друг в друга и образуют целостный орган или систему органов, которые выстилают множество тканей. Например, желудочно-кишечный тракт, который имеет трубчатое строение и состоит из серозного, мышечного и слизистого слоя. Кроме этого, он имеет питающие его кровеносные сосуды и нервно-мышечный аппарат, которым управляет нервная система, также множество ферментных и гуморальных систем управления.

Органный уровень

Все уровни организации организма человека, перечисленные ранее, являются компонентами органов. Органы выполняют специфические функции по обеспечению в организме постоянства внутренней среды, обмена веществ и образуют системы соподчиненных ей подсистем, которые выполняют определенную функцию организме. Например, дыхательная система состоит из легких, дыхательных путей, дыхательного центра.

Уровни организации организма человека как единое целое представляют собой интегрированную и полностью самообеспечивающуюся систему органов, образующую организм.

Организм как единое целое

Объединение систем и органов образуют организм, в котором осуществляется интеграция работы систем, обмен веществ, рост и размножение, пластичность, раздражимость.

Интеграция существует четырех видов: механическая, гуморальная, нервная и химическая.

Механическая интеграция осуществляется межклеточным веществом, соединительной тканью, вспомогательными органами. Гуморальная - кровь и лимфа. Нервная - это высший уровень интеграции. Химическая - гормонами эндокринных желез.

Уровни организации организма человека - это иерархическое усложнение в строении его организма. Организм как единое целое обладает телосложением - внешней интегрированной формой. Телосложение - это внешняя человека, которая имеет различные половые и возрастные особенности, строение и положение внутренних органов.

Различают астенические, нормостенические и гиперстенические типы строения телосложения, которые дифференцируются по росту, скелету, мускулатуре, наличию или отсутствию подкожного жира. Также в соответствии с типом телосложения системы органов имеют различное строение и положение, размеры и форму.

Понятие об онтогенезе

Индивидуальное развитие организма обусловлено не только генетическим материалом, но и внешними факторами окружающей среды. Уровни организации организма человека понятие об онтогенезе, или индивидуальном развитии организма в процессе своего развития, использует разные генетические материалы, участвующие в функционировании клетки в процессе развития ее. На работу генов влияет внешняя среда: через факторы окружающей среды происходит обновление, появление новых генетических программ, мутаций.

Например, гемоглобин изменяется трижды за все развитие человеческого организма. Белки, синтезирующие гемоглобин, проходят несколько стадий от эмбрионального гемоглобина, которые переходит в гемоглобин плода. В процессе созревания организма гемоглобин переходит в форму взрослого. Эти онтогенетические характеристики уровня развития организма человека кратко и понятно подчеркивают, что генетическая регуляция организма выполняет важную роль в процессе развития организма от клетки до систем и организма в целом.

Изучение организации позволяет ответить на вопрос: «Назовите уровни организации организма человека?». Организм человека регулируется не только нервно-гуморальными механизмами, но и генетическими, которые расположены в каждой клетке организма человека.

Уровни организации организма человека кратко можно описать как сложную соподчиненную систему, имеющую строение такое же по построению и усложнению, как и вся система живых организмов. Эта закономерность - эволюционно закрепленная особенность живых организмов.

Человек рождается и умирает, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, и каждая клетка состоит из сложных и простых молекул. Не смотря на это, организм человека имеет сложную систему, которая состоит из большого количества органов связанных друг с другом в единое целое. Поэтому изменение работы одного органа вызывает изменение в работе всего организма. Кроме того, на имеющиеся раздражители внешней и внутренней среды, организм реагирует как единая биологическая система. Высшее управление обеспечивает мозг - венец природы.

Проект «Биология человека» содержит расширенную учебную информацию, т.к. в рамках школьной программы не всегда удаётся представить достаточно в полном объёме. Предлагаемый учебный материал имеет, с одной стороны, базовую основу, а, с другой - мотивирует учащегося на самостоятельное изучение и погружение. Это заметно проявляется в схемах, таблицах, рисунках выполненных в программе Paint. Схемы и таблицы помогут сконцентрировать внимание на главном, а рисунки способствуют визуальному восприятию конкретного органа или его части. Учитель может в любой момент использовать этот материал как на уроке или при его подготовке, так и при проведении индивидуальной работы школьников увлечённых анатомией.

Не все темы отражены в проекте. Почему? В основном мы исходили из объёма учебного материала учебника. Более глубоко раскрыт материал в разделе «Науки изучающие организм человека» и «Происхождение человека». Исторический материал даёт представление о вкладе гениальных личностей разных поколений в науку, для которых слова «Высшее благо науки - служить человеку» - больше чем слова. В некоторых разделах («Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Кожа», «Выделительная система», «Нервная система») затронуты вопросы эволюционного характера, что немаловажно для материалистического понимания при обучении. Подборка «Вопросы-ответы и интересные факты» показывает совершенство человеческого организма. Внешне люди сильно отличаются друг от друга, тем не менее, в строение тела каждого человека прослеживаются общие черты. Хотя строение органов и их функции неимоверно сложны, деятельность человека в труде, быту, спорте скоординирована, согласована. Таким образом, как говорили древние, многознание не есть ум, но в то же время надо признать, что знание фактов, способствует развитию умственных способностей школьников разного уровня.

Литература.

  1. Д. В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Человек. 8 класс. -М.: Дрофа, 2009
  2. И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. -М., Просвещение, 1983
  3. Справочник по биологии под ред. академика АН УССР К. М. Сытника. Киев. Наукова Думка. 1985
  4. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников. -М., "АСТ-пресс школа", 2005
  5. А. В. Ганжина. Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск, Высшая школа, 1978
  6. Л. В. Ёлкина, Биология. Весь школьный курс в таблицах. Минск: Букмастер: Кузьма, 2013
  7. Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли Лимитед, Лондон. Слово. 1991
  8. Биология. Анатомия человека. Сборник рефератов I, II части. -М., Эксмо, 2003
  9. А. П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург, Паритет, 1999
  10. М. М. Бондарук, Н. В. Ковылина. занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8–11 классы. Волгоград: Учитель, 2005

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...