Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что такое проблема? Значение слова «проблема.

Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.

Специфика. Задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции.

ПРОБЛЕМА

В основном – ситуация, в которой некоторые из имеющихся компонентов известны, и необходимо установить или определить дополнительные компоненты. Проблемы представляют интерес для психологов, когда неизвестные характеристики, ведущие к решению, не являются ни очевидными, ни легко устанавливаемыми. См. решение задач.

ПРОБЛЕМА

от греч. probl?ma – преграда, трудность, задача) – возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания м. б. представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный характер содержания отличает их от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. B научном познании способы разрешения П. совпадают с общими методами исследования. На современном этапе развития в отечественной конфликтологии больше нерешенных, чем решенных П.

Проблема

греч. problcma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А.Вербицкий

Проблема

греч. problema – задача, задание) – 1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования, а также решения, которого не существует (в отличие от задачи, для решения которой нужно воспользоваться уже существующим знанием); 2. в психиатрии и психологии – это обычная в работе психиатра и психолога диагностическая ситуация «кота в мешке», в которой только некоторые из имеющихся в ней компоненты известны, и необходимо установить или определить неизвестные либо почему-либо отсутствующие переменные с тем, чтобы решить поблему дагноза, планировать вытекающие из последненго практические действия, предметно решать многие другие задачи, в том числе и вопросы терапии, прогноза.

ПРОБЛЕМА

проблема научная) - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.

Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.

Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.

В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.

Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.

Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами.

Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.

Проблема (от греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье) - ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть.

Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, ты узнаешь о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, ты сглаживаешь отклонения от нормы. К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна.

Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность . Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением. В этом случае ты осознаешь проблему, когда поймешь - кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом, ты выступаешь в качестве менеджера-предпринимателя.

Под проблемами обычно понимают противоречия, требующие разрешения, это своего рода трудности по преодолению трудностей.

Проблема - понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта.

Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Проблема - это ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема - это противоречие, требующее первоочередного разрешения.

Наличие проблемы - критическое рассогласование между желаемым положением и реальным. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели.

Проблема есть неудовлетворительное состояние системы (организации, подразделения и т.п.), противоречие, требующее разрешения.

В некоторых случаях руководители организаций склонны называть проблемами некие симптомы - признаки существования патологии, что в свою очередь и является проблемой, но сами по себе симптомы не содержат противоречий или выраженных причинно-следственных связей.

Проблема - это связь между двумя явлениями, содержащая противоречие и носящая деструктивный характер по отношению к целям организации.

Опираясь на определение понятия «стратегия» как модели достижения целей организации, дадим определение понятия «стратегическая проблема».

Стратегическая проблема - это неудовлетворительное состояние системы, вызванное противоречиями между целями организации как системы и целями внешней среды (местного сообщества, конкурентов, потребителей, поставщиков, компаньонов, государства).

Корректным будет и такое определение.

Стратегическая проблема - это разрыв между существующей (не соответствующей цели) стратегией и стратегией, гипотетически соответствующей целям организации, способной привести организацию к данным целям.

Стратегические проблемы - корневые по значимости, так как в большинстве случаев они причины целого комплекса проблем разного уровня.

Проблемное поле организации представимо в виде иерархической структуры.

Рис. Иерархия проблем организации по стратегическому, тактическому и оперативному уровням

На рисунке показано, в каком направлении идет анализ проблемного поля. Пунктирные стрелки направлены от результирующих проблем к корневым, т.е. определение причинно-следственных связей производится от частных проблем (оперативных) к более общим (стратегическим).

Проблемное поле может быть разбито по разным признакам проблем, например, по сфере возникновения возможно разбиение на следующие блоки: кадровый; финансовый; технологический; инновационный; маркетинговый; организационный.

Кадровый блок - включает проблемы, связанные с личным составом организации, нехваткой, а также избытком персонала, его обучением, уровнем квалификации и т.п.

Финансовый блок - включает проблемы, связанные с финансовыми ресурсами, их движением, распределением и перераспределением, применением, а также проблемы взаимодействия организации с внешней средой, имеющие своим предметом денежные расчеты, использование денег, их инвестирование и т.п.

Технологический блок - блок проблем, связанных с преобразованием вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий.

Инновационный блок - проблемы, присутствующие в организации, связанные с введением новаций в области техники, технологии, организации труда и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта.

Маркетинговый блок - проблемы, присутствующие в организации, связанные с широким спектром ее деятельности в области исследования рынка, динамики его развития, прогнозирования развития, планирования развития рынка, с одной стороны, с целью разработки и выпуска товаров, наилучшим образом удовлетворяющих потребности общества, а с другой - с целью получения прибыли и увеличения доли рынка.

Организационный блок - проблемы, связанные с координацией действий элементов организации, направленных на обеспечение требуемой функциональности подсистем организации и организации как системы в целом.

Разработка стратегии, направленной на решение стратегических проблем, сама по себе не гарантирует автоматическое решение всех тактических проблем. Но в случае, если детализация стратегии до политик, программ, проектов и т.д. будет подчиняться стратегии и опираться на результаты структуризации проблемного поля, можно предположить, что большинство оперативных проблем будут решены.

Масштаб стратегической проблемы с течением времени может существенно увеличиться. Это означает, что отклонение развития организации будет настолько велико, что в какой-то момент времени для разработки и реализации новой стратегии нужно будет задействовать больше ресурсов по сравнению с тем, как если бы необходимые изменения были внесены ранее.

Выявление стратегических проблем - это один из этапов анализа внутренней среды организации. Анализ внутренней и внешней среды предприятия необходим для того, чтобы лицо, принимающее решение, имело по возможности полный набор факторов, так или иначе воздействующих на деятельность предприятия.

Разнообразие, привнесенное в организацию, увеличивает ее потенциал, но вместе с тем понижает стабильность и приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то говорят о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работников адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как наличием у работников прошлого опыта и прочих социокультурных факторов, так и физиологическими способностями каждого работника.

Для лечения «заболевания» организации необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению. Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками организации.

Наличие признаков патологии на входе и выходе из организации обусловлено реакцией на внешнюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Патология проявляется в формальном характере изменений в организации, наличии скрытых изменений при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвращающих старение организации.

Проблемы организации проявляются в исполнении функций, в реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, в осуществлении деятельности, в выработке решений и исполнении внутренних правил организации.

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причина их возникновения - деятельность человека, который непрерывно создает себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление организации» и развитие.

При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели - решению проблемы, поэтому в течение процесса сбора информации целесообразно корректировать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации состоит из таких этапов:

  • · фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации)
  • · предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности)
  • · информационный поиск (получение дополнительной информации приводит к ее разупорядочению)
  • · полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способность его воспроизведения. Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступают в виде переформулировке описания проблемной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым.

При переформулировке следует учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, целевые установки. Эмпирический базис - это совокупность накопленных данных в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями изучаемой предметной области. В структуру эмпирического базиса обычно входят как отдельные результаты процедур наблюдения и эксперимента, выраженные в стандартном языке соответствующей научной дисциплины, так и описания всевозможных зависимостей между ними, представленные в виде так называемых «эмпирических обобщений» (примерами подобных обобщений могут быть закон Ома, закон всемирного тяготения, законы термодинамики и др.).

Полезно поставить вопрос: как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок?

В результате либо описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе анализа описания, либо совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемом, работники организации могут находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.

Если представить проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядро проблемной ситуации - противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне теоретической схемы проблемы.

Наиболее важные факторы, определяющие процесс формулирования проблемы, - методологические установки (разграничение старого и нового, проблемного знания, содержащегося в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы.

Таким образом, генезис проблемы представляет собой последовательную реализацию следующих процедур:

  • · описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме)
  • · осмысление описания проблемной ситуации (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности)
  • · формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов)
  • · формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации).

Следует отдавать себе отчет в том, что на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, а также существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; трудности по преодолению трудностей.

знание о незнании; осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОБЛЕМА

атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все, но в первую очередь - философия. Поэтому у философии всегда есть своя особая проблема". Проблемность человеческого бытия проявляется в его противоречивости, неопределенности, непредсказуемости, рискованности; она есть онтологическое основание любой формы его постижения и осмысления: художественного, религиозного, научного, философского, которые фиксируются в многообразных видах антиномий, вопросов, задач, парадоксов и т. д.

С т. зр. системного анализа, П. - это целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное (Р. Акофф, Ф. Эмери). В гносеологическом аспекте П. - это идеальное отображение реальной проблемной ситуации (практической и/или познавательной). Проблемная ситуация возникает как несоответствие между: а) целью и средствами ее достижения; б) целью и результатами деятельности; в) необходимостью и возможностью некоторого действия (индивидуального или социального); г) сущим и должным. Это несоответствие может обостряться до противоречия (в т. ч. антагонистического). С т. зр. психологии, возникновение проблемной ситуации и ее последующее преобразование в исходную П. характеризуют начальные стадии процесса мышления. Для философской традиции (Сократ, Августин, Н. Кузанский и др.) характерно понимание П. как знания о незнании. Философы Древней Греции выразили это понимание в форме следующего парадокса мышления: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то что же нам еще искать? Современная когнитивная психология разрешает данный парадокс, указывая, что здесь неприменим закон "все или ничего".

Вся жизнедеятельность общества (наций, классов, организаций и т. д.), а также индивидов в определенном отношении представляет собой диалектический процесс формирования и разрешения П. "Возникновение и решение проблем, словно систола и диастола - две фазы сердечного цикла, обусловливают характер биения пульса жизни всего социального организма" (В. И. Куценко). Социальная П. - это форма существования и выражения необходимости для общества осуществить определенную деятельность. В более узком смысле социальная П. - это форма существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями ее реализации. Внутренние основы социальной П. - общественные необходимость, потребность интерес, противоречие - "передают" ей такой фундаментальный а/грибут, как объективный характер. Независимость социальной П. от воли и сознания людей подчеркивается в современной марксистской философской литературе (См.: Куценко В. И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев, 1984). Исходя из других оснований, Ж. Делез также подчеркивает объективный характер П.: "Проблематическое является одновременно и объективной категорией познания, и совершенно объективным видом бытия". Он призывает "покончить с застарелой привычкой мысли рассматривать проблематическое как субъективную категорию нашего знания" (Делез Ж. Логика смысла. М., 1995, с. 76). Поиски онтологических оснований проблемности человеческой жизнедеятельности весьма актуальны. Э. Фромм писал: "Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться". Согласно Э. Фромму, основание проблемности - утрата гармонического единства человека и природы. В поисках указанных оснований весьма перспективны, на наш взгляд, онтология И. Гартмана и идеи синергетики. В современной философскометодологической литературе обсуждается и частично реализуется проект создания проблемологии - специальной дисциплины в рамках общенаучной методологии, призванной системно описать и объяснить закономерности возникновения, функционирования и развития многообразных видов П.: научных и философских, социальных и экзистенциально-личностных, глобальных, региональных и уникальных и т. д. Общепринятая типология П. пока еще не разработана.

Научная П. - форма организации и развития научного знания. Исторически первой работой по проблемологии следует считать "Гопику" Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Согласно Стагириту, тезис и П. есть предметы спора: "...тезис есть проблема, но не каждая проблема есть тезис..." (Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 2 с. 361). В диалектической П. должны быть явно сформулированы обе альтернативы. Он различал практические и познавательные П.: "Диалектическая проблема есть задача, поставленная или ради выбора и избегания, или ради (достижения) истины и ради познания..." (там же, с. 360), а также самостоятельные и вспомогательные П. Аристотель разработал классификацию П. и формы их опровержения.

Этимологию термина "проблема" (как синонима "задачи") принято вести от греческого глагола "баллейн" - бросать, т. е. П. - это "объект, брошенный вперед" (пред-мет). Неоплатоник Прокл (V в.), комментируя "Начала" Евклида, противопоставлял теоремы и П., для него П. - это практическая (в рамках геометрии) задача, которая выполняется определенным способом, и необходимо найти эти способы, изобрести их и выполнить требуемое построение (отнюдь не единственно возможное). Предыстория проблемологии во многом совпадает с историей становления логики вопросов и ответов. Основополагающие идеи были выдвинуты Р. Декартом, Г. В. Лейбницем и И. Кантом (антиномии чистого разума).

В философии и науке XX в. интерес к исследованию научной П. возникает вследствие преодоления кризиса оснований математики (работы А. Пуанкаре и Д. Гильберта), под влиянием достижений математической логики (в частности, исчисления задач, построенного А. Н. Колмогоровым в 1932 г., и разработки теории алгоритмов - труды К. Геделя, А. А Маркова, П. С. Новикова и др.), кибернетики ("искусственный интеллект"), когнитивной психологии, системного анализа, истории и методологии пауки. Значительный вклад в становление проблемологии внесли работы Д. Пойа, К. Поппера, И. Лакатоса, Л. Лаудана, 3. Цацковского и др., в отечественной литературе - работы В. Ф. Беркова, В. М. Глушкова, В. Н Карповича, П. В Копнина, М. С Бургина и В. И. Кузнецова, Е. С. Жарикова, В Е. Никифорова, Л. М. Фридмана и др.

Структура научной?. включает следующие элементы: а) предпосылочное знание всех уровней (специально-научное, методологическое, мировоззренческое, неявное); б) центральный вопрос научной П.; в) императив - требование разрешить этот вопрос; г) предварительный образ искомого решения. Очевидно, что научная П. не может быть сведена к вопросу Научная П. - это система знания, отображающая проблемную ситуацию и ее социокультурный фон, имеющая личностный смысл для исследователя и принятая (или отвергнутая) научным сообществом. Это развивающаяся, открытая, упорядоченная система исследовательских задач, характеризующаяся неопределенностью методов и результатов решения. С этой т. зр., исследовательская задача - прафеномен научного познания, его "живая клетка", а научная П. - многоклеточный "организм" во внешней среде.

Функционирование научной П. определяется тем, что она является "вечным двигателем" научного познания, источником его самоорганизации и саморазвития. В процессе исследования научная П. выполняет следующие функции: а) детерминирующую - она определяет направление исследования и побуждает к нему; б) интегративную - выступает как форма интеграции научного знания; в) систематизирующую. Кроме того, возможна функциональная типология научных П., в которой выделяются П. описания, объяснения, предвидения и праксеологические П. ("Как это сделать?"). Последний тип П. в современном естествознании, по-видимому, доминирует (П. управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, "искусственного интеллекта" и т. д.).

Развитие научных П. описывается как совокупность состояний и процессов, образующих движение к новому знанию. Эта совокупность может быть упорядочена по разным основаниям: по стадиям проблематизации знания, по функциональным типам П., по стадиям исследования и т. д. Согласно К. Попперу, рост научного знания описывается следующей схемой: Р, - ТТ - ЕЕ - Ру где Р, - исходная научная П., ТТ - "пробные теории", ЕЕ - этап "устранения ошибок", Р, - новая научная П. Эта схема релятивизирует развитие науки. Для указанных выше технологически ориентированных П. более адекватной является другая схема: научная П. порождает исследовательскую программу, которая реализуется в познавательных и практических результатах.

Понятие исследовательской программы вошло в методологию науки после работ И. Лакатоса 1968 - 70 гг., однако в рефлексии ученых оно функционирует очень давно и воплощается в форме программных работ. Эффективность исследовательской программы может служить показателем потенциальной истинности породившей ее научной П. Указанные понятия используют в методологическом анализе научного прогресса. Так, например, в модели Л. Лаудана критерием прогресса является максимизация объема решенных эмпирических П. при минимизации объема аномалий и концептуальных П. Это направление проблемологии находится в процессе становления.

Философская П. - форма организации и функционирования исторически изменяющегося философского знания. Принципиально неустранимое многообразие философских направлений, систем, школ и т. д., отсутствие однолинейного прогресса в истории философии приводят к неоднозначным трактовкам природы философских П. Тем не менее возможно выделить некоторые относительно инвариантные характеристики философской П. 1. Бытийная укорененность. А. Шопенгауэр провозглашал: "Мир, мир, ослы! - вот проблема философии, мир и больше ничего!" У древних греков символом философии была богиня - вестница Ирида (дочь Тавманта - "Удивляющегося"), т. к. она вопрошала о сущем. Дезонтологизация философской системы завершается ее крахом. 2. Экзистенциально-личностная значимость философской П. для ее постановщика и исследователя. "Философия такова, каков сам философ", - отмечал Фихте. Понимание философской П. невозможно без выявления ее жизненных корней, в т. ч. тех, которые находятся в образе жизни мыслителя, складе его души, особенностях биографии и т. д. "Решение встающей перед тобой жизненной проблемы - в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает", - писал Л. Витгенштейн. 3. Фундаментальность. Она присуща философской П., поскольку философская рефлексия есть поиск оснований. "В каждый метафизический вопрос... всякий раз включается также и вопрошающее человеческое бытие" (М. Хайдеггер). 4. Системное единство предметного, операционного и ценностного аспектов философской П. Система базовых интеллектуальных операций обусловлена не только свойствами предмета, но и стремлениями субъекта. По мнению Д. В. Пивоварова, в основном вопросе философии кристаллизованы базовые умственные операции, из которых произрастают различные философские доктрины и которые придают этим доктринам специфические операционные значения. 5. Синтез вечного и преходящего, инвариантного и вариативного. Подобно "вечным образам" в искусстве, существуют "вечные" П. в философии (например, П. истины, свободы, блага и др.), что не отрицает их конкретно-исторического своеобразия. П., поставленные мыслителями древности, не только понятны современным философам, но и продолжают их волновать: они вечны, поскольку всегда сохраняют свою значимость для человечества. "Не хочу ли я сказать: живущий лишь сиюминутным просто слеп, как крот; сумев прозреть, он увидел бы и проблему?" (Л. Витгенштейн). 6. Голографическая связность философских П. ДРУ!" с другом (по принципу "все со всем"). "Никто, как кажется, и не догадывается о том, как тесно многие отвлеченные вопросы связаны не только с важными интересами человеческой жизни, но и с самим существованием этой жизни. ...А между тем это так" (В. В. Розанов). М. Хайдеггер писал: "Чем ближе мы подходим к опасности, тем ярче начинают светиться пути к спасительному, тем более вопрошающими мы становимся. Ибо вопрошание есть благочестие мысли". Проблемность философского разума всегда будет привлекать мыслящих людей. (См. "Вопрос и Ответ".)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Проблема [греч. problēma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

А.А. Вербицкий

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Проблема(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе по­знания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдви­жения П. и кончается ее решением....

Философский словарь

(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения П. и кончается ее решением. Иногда...

Философский словарь

по , конспективно: преграда, трудность, задача; вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания и практики. Иногда сама проблема формулируется одновременно с ее решением, случается даже, что она осознается только через некоторое время после ее...

Философский словарь

1) форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос (или комплекс вопросов), возникший в ходе познания и требующий ответа; 2) более или менее осознанное противоречие в субъект-...

Философский словарь

Форма знания, содержанием которой является то, что не познано человеком, т.е. это знание о незнании. Считается, что современная наука начинается не с наблюдения, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Проблемы...

Философский словарь

Атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феноменеЖизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все...

Новейший философский словарь

ПРОБЛЕМА (греч problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели Творчество как процесс создания...

парадигма, формы слова ПРОБЛЕМА

проблема

пробле́ма,

пробле́мы,

пробле́мы,

пробле́м,

пробле́ме,

пробле́мам,

пробле́му,

пробле́мы,

пробле́мой,

пробле́мою,

пробле́мами,

пробле́ме,

пробле́мах

+ ПРОБЛЕМА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

что такое ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА

(от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

+ ПРОБЛЕМА - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

что такое ПРОБЛЕМА

проблема

ПРОБЛЕ́МА, -ы, ж.

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

2. перен. О чём-н. трудно разрешимом, осуществимом (разг. ). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

| прил. проблемный , -ая, -ое (к 1 знач. ). Проблемная статья (ставящая проблемы).

Синонимы к ПРОБЛЕМА - Словарь русских синонимов

ПРОБЛЕМА синонимы

проблема

Синонимы:

вопрос, дело, задача; трудность, предмет внимания, геморрой, засада, осложнение, положение, заморочка, рана, заколупка, затруднение, предмет обсуждения, препятствие, апория, рак головы, тема, закавыка, переделка, загвоздка, переплет, закорючка, узкое место, заковырка, закавычка, материя, сложнячка, загадка

+ ПРОБЛЕМА - Словарь иностранных слов

что такое ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Теоретическая п. П. воспитания.

Проблемный - содержащий проблему, проблемы.

2. перен. , разг. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом. Для него самому проснуться - целая п.

Это не п.! (о том, что легко и просто сделать).

+ ПРОБЛЕМА - Малый академический словарь русского языка

что такое ПРОБЛЕМА

проблема

Ы, ж.

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема происхождения Земли. Разрешить проблему.

Проблема землепользования, проблема Человек и Земля приобрела общегосударственное значение. Грибачев, Земля, вода, солнце.

О том, что трудно разрешить, осуществить.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...