Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Функция у корень из х карточки задания. "Функция "корень из х", её свойства и графики"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Березово

Пугачёвского района Саратовской области»

Рабочая программа

дополнительного образования

кружка «Юный правовед»

составил учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Барышева Любовь Ивановна

Базовый уровень на 2014-2015уч.год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» _________2014г

Пояснительная записка

Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе.

Актуальность дополнительной образовательной программы «Юный правовед» состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона.

Цели:

Формирование правовой культуры у младшего школьника;

Формирование элементарных представлений об обществе в целом;

Задачи:

Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

Воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;

Расширить кругозор детей, развить их активность, творчество, воображение;

Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли.

Рабочая программа «Юный правовед» рассчитана на детей 6-7 классов,

на 2 часа в неделю, что составляет по 68 часов в год.

В процессе занятий формируются основные и индивидуально- психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности.

Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - ролевым играм, так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

Игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Она позволяет выявить уровень развития личностных качеств ребёнка, определить статус в детском коллективе.

Гражданско-правовое образование в среднем школьном возрасте имеет, прежде всего, нравственно - этическую основу. Поэтому на первый план выходят следующие понятия: «Родина», «малая родина», «гражданин», «правила поведения», «добро и зло», «права и обязанности» и т.д.

У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль играет формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности.

Возраст от 11 до 13 лет характеризуется тем, что в этот период у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроен мир. Идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, что обеспечивает формирование таких качеств как умелость, трудолюбие, компетентность. Происходит смена преобладающей сферы социализации, на первый план выходит учебная деятельность. Социальный характер этой деятельности проявляется в том, что она организована обществом и направлена на её воспроизводство и её развитие.

Основные методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала обучающимися:

    Словесный метод (беседа, лекция, чтение, рассказ);

    Метод социальных проектов;

    Практическая работа (решение правовых задач, работа с документами, просмотр видеофильмов, экскурсии);

    Игры (дидактические, ролевые с фрагментами кукольного спектакля, развивающие, познавательные);

    Проблемно - поисковый метод (создание и решение проблемных ситуаций);

    Самостоятельная работа (выполнение задач по праву);

    Метод контроля (тесты, викторины ит.д.).

Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе.

Основные формы проведения занятий:

    Практические занятия;

    Наблюдение;

  • Экскурсия;

    Общение с представителями различных профессий;

    Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

    Сюжетно- ролевые игры;

    Дискуссии;

    Подготовка сообщений по проблеме;

    Викторины;

  • Творческие работы (рисование);

    Массовые мероприятия.

Формы контроля:

Оценка эффективности программы включает следующие критерии:

    Качество знаний, умений и навыков характеризуется следующими показателями:

Глубиной знаний правовых понятий;

Прочность овладения правовыми умениями.

2. Положительная мотивация к занятиям включает такие показатели как

заинтересованность и самостоятельность обучающихся в деятельности творческого правового объединения.

    Положительная эмоциональная настроенность включает такие показатели, как:

Характер взаимоотношений друг с другом и педагогом;

Характер настроения на занятиях.

4. Интеллектуальный и личностный рост включает такие показатели, как:

Сформированность качеств: любознательность, информированность;

Ценностные отношения к нормам морали и права.

Ожидаемые результаты

После прохождению курса программы обучающиеся должны:

    Понимать современное общество и роль человека в его развитии;

    Уважительно относиться к законам, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;

    Иметь широкий кругозор;

    Уметь оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

    Уметь применять юридические знания в конкретных жизненных ситуациях;

    Осознавать свою принадлежность к различным социальным группам (семья, класс, школа) и свои социальные роли.

Учебно - тематический план

тема

Всего часов

К-во часов теория

К-во часов практика

На приёме у госпожи Конвенции.

Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

Принятие решения в семье.

Конфликтная ситуация в семье.

«Мост доверия»

Наука не обижать людей.

Наш класс. Мы договариваемся.

Настроение другого человека.

Я – ты – мы.

Берегите землю!

Итоговое занятие.

Гражданин и его права.

Гражданин- это личность

Гражданин и общество.

Жизнь даётся один раз.

Правонарушения.

Гражданин и гражданство.

Обобщающие занятия.

итого

1.Вводное занятие.

Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ.

Практика: игра - путешествие в знания правоведения.

Цель: проверить знания обучающихся по правоведению.

2.Что такое право? В гостях у мадам Декларации на приёме.

Практика: путешествие в страну прав. « По праву хочу всё знать!». Правовая ассамблея сказочных героев. Викторина «Ваши права».

Цель: способствовать расширению знаний статей Всеобщей Декларации прав человека.

3.На приёме у госпожи Конвенции.

Практика: инсценировка статей. Информационно- познавательные занятия со спортивными элементами.

Цель: способствовать расширению знаний статей Конвенции ООН о правах ребёнка.

4.Кто я?

Практика: игра «Кто я?»

Цель: способствовать формированию понимания ребёнком своей социальной роли в семье и обществе.

5.Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье.

Практика: психологический тест.

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что основой семьи и дружеских отношений является любовь, доверие, уважение и взаимопонимание.

6.Принятие решений в семье.

Практика: а нализ истории «Как мы боролись с тройками», «Наша собака». Дискуссия «Микрофон»: «Принимать решение легко или трудно».

Цель: способствовать формированию умений анализировать вместе с родителями семейные проблемы и принимать решения.

7.Конфликтные ситуации в семье.

Практика: дискуссия «Микрофон».

Цели: обеспечить усвоение детьми понятий, которые приводят к конфликтным ситуациям.

8. «Мост доверия»

Цель: обеспечить усвоение детьми нравственных понятий, которые служат «мостом доверия» в человеческих отношениях.

9.Как научиться не ссориться, а жить дружно. Наука не обижать людей.

Практика: конкурсы, игры.

Цель: способствовать пониманию обучающимися. Что от их поступков и поведения в целом зависит настроение, состояние здоровья близких им людей.

10.Наш класс. Мы договариваемся.

Практика: разминка «Верёвочка». Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками.

Цель: способствовать укреплению чувства «мы» в классе, приблизить к пониманию смысла общественного договора, на основе этого выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе.

11.Настроение другого человека.

Практика: творческая работа «Настроение моего соседа по парте»(рисование). Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками?»

Цель: содействовать осмыслению того, что залогом дружеских отношений является умение контролировать своё настроение и учитывать настроение друзей.

12.Я – ты - мы.

Практика: разминка «Угадай-ка». Загадки о человеке. Работа с понятием «человек».

Цель: способствовать закреплению понятия «индивидуальность» и главного вывода. Что моё «Я» тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям.

13.Берегите Землю!

Практика: творческая работа «Цветы в рисунках». Викторина. Загадки. Игра- путешествие «Встреча на полянке».

Цель: научить познавать окружающий мир и бережно относиться к природе.

14.Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

Практика: викторины «Я и ПДД», «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя!». Эстафета «Дисциплинированные пешеходы»

Цель: обеспечить усвоение обучающимися ПДД, так как это является главным условием безопасности ребёнка.

15.Итоговое занятие: «Правовой турнир»

16.Мораль и право.

Практика: диагностическая игра «Я и общество»

Цель: выявить отношение обучающихся к нормам морали и права, изучаемых в программе.

17.Гражданин и его права.

1. Понятия «гражданин» и «обыватель»

Практика: диагностическая игра «Кто такой гражданин?»

Цель: определение какими качествами должен обладать гражданин.

    Поведение человека в рамках закона.

Практика: дискуссия «Карусель»: «По каким причинам люди совершают необдуманные поступки».

Цель: помочь обучающимся разобраться. К чему могут привести необдуманные поступки, и какую роль в поведении человека играют его ум, воля, характер.

    Конвенция ООН о правах ребёнка. Всеобщая Декларация прав человека

Практика: диагностическая игра «Отличия Конвенции от декларации». Игра «Путешествие в сказку»

Цели: обеспечить усвоение прав ребёнка на основе образного и ассоциативного мышления; оценка поступков сказочных героев в соответствии со статьями Конвенции(с использованием кукол); проверить уровень знаний обучающихся некоторых статей Конвенции.

    Первый документ человека.

Практика: творческое задание (нарисовать младенца, дать ему имя и определить, что ему нужно, чтобы он был счастлив.

Цель: помочь обучающимся разобраться и определить, что такое прав ребёнка, зачем ребёнку нужно свидетельство о рождении.

    Право на имя.

Практика: ребусы, загадки, связанные с именами людей.

Цель: способствовать осознанию важности выбираемого имени родителями для своего ребёнка и значимости имени.

18.Гражданин- это личность

1. Достоинства и недостатки.

Практика: игра «Кто я?». Анализ произведений А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», К.И.Чуковского в переложении из библии «Каин и Авель»

Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия «личность»; умения объективно оценивать недостатки и достоинства человека.

2.

Практика: анализ картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне» .Дискуссия «Карусель»: «Злые и добрые поступки».

Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что добро сильнее зла.

19.Гражданин и общество.

1. Что такое общество? Что такое нация?

Практика: дискуссия «Карусель»: «Какие явления в обществе, на ваш взгляд, улучшают самочувствие человека, а какие ухудшают его и почему?»

Цели: обеспечить понимание влияния общественных процессов и явлений на человека; понимание принятия и выполнения законов на основе собственного законотворчества.

2. Моя семья.

Практика: знакомство с семейным кодексом. Семья и закон. Разминка «Мои родные»- составление генеалогического дерева.

Цели: формировать понятие о складывании семейного бюджета; расширить знания о родственниках и членах своей семьи.

3. Моя школа.

Практика: школа глазами детей. Ролевая игра «Если бы был директором…». Диспут «Права ребёнка в школе»

Цели: способствовать пониманию сложности управления школой и выявить детские проблемы в школе; познакомить с правами обучающихся в школе и методами защиты прав ребёнка в школе.

    Мои друзья.

Практика: игра «Крушение корабля»

Цель: создание ситуации, способствующей познанию цены дружбы.

20.Жизнь даётся один раз.

Практика: конкурс на составление словесного портрета курильщика, пьяницы, наркомана, спортсмена.

Цели: показать, что вредные привычки сокращают жизнь; определить, какие качества человека приближают его к вредным привычка, а какие отдаляют, и почему?

21.Правонарушения.

1. Причины и виды правонарушений.

Практика: анализ стихотворения А.Барто «О дурном родительском примере»

Цели: обеспечить усвоение обучающимися влияния отрицательного поведения родителей на воспитание детей; способствовать формированию умения самостоятельно анализировать и принимать решение в конкретных ситуациях с применением юридических знаний(занятия проводятся с элементами кукольного театра).

2. Что такое ответственность и наказание.

Практика: тесты: «Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости».

Цели: обеспечить усвоении понятий ответственности, наказания на конкретных примерах.

22.Гражданин и государство

1.Власть и государство.

Практика: практическая работа «Познай людей и самого себя». Игра «Если бы я был президентом…»

Цель: способствовать формированию умения самостоятельно принимать решение по общественным проблемам.

2. Что должно защищать государство?

Практика: ролевая игра «Нуждается ли человек в защите?». Практическая работа «Познай людей и самого себя»

Цель: способствовать формированию понимания механизма защиты прав человека.

3. Что такое федерация?

Практика: знакомство с фантастической страной по рассказу Е.С.Римара «Кость и хлеб».

Цель: способствовать формированию у обучающихся умения найти выход из трудного положения для народа фантастической страны.

4.Гимн. Герб. Флаг.

Практика: конкурс на лучший эскиз герба г. Пугачёва.

Цель: обеспечить понимание значимости государственной символики.

23.Обобщающие занятия.

1. Итоговое занятие

Игра «Звёздный час» по теме «Наши права»

Ожидаемые результаты

К концу обучения должны знать:

    Понятия «Декларация», «Конвенция», «добро и зло», «человек», «личность»;

    Свои социальные роли;

    Права и обязанности;

    Правила дорожного движения.

    Основные понятия: гражданин, закон, правопорядок, личность;

    Права ребёнка;

    Защита закона;

    Суд, прокуратура;

    Президент.

Должны уметь:

Оценивать свои поступки, прогнозировать их возможные последствия;

Защищать свои права при участии родителей;

Принимать несложные решения в различных ситуациях;

Ценить дружбу;

Беречь природу.

- Р аботать с документами;

Осознанно пересказывать некоторые статьи Конвенции и Декларации;

Давать оценку поступкам с позиции права; объяснять основные правовые понятия.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Юный правовед"

Диагностический и контрольный материал:

1.Диагностическая игра по станциям "Мы с вами знакомы".

2.Тест-рисунок "Моя Родина".

3.Тест - рисунок "Я и моя семья".

4.Тест - рисунок "Наш класс".

5.Диагностическая игра-путешествие на волшебном экспрессе в "Правоведение".

6.Контрольное занятие - "Игра - путешествие по станциям на волшебном экспрессе".

7.Психологический тест "Взаимоотношения в семье ".

8.Контрольное занятие - правовой турнир(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы).

9.Диагностическая игра " Я и объединение".

10.Диагностическая игра "Кто такой гражданин".

11.Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"".

12.Диагностический тест "Юный правовед".

13.Диагностический тест "Что я знаю о законе "Об образовании"?

14.Контрольный тест "Я и власть".

15.Итоговое проверочное задание "Если бы президентом был я, то провел бы следующие реформы...".

16.Диагностический тест "Сможешь ли ты устоять...?”

17.Контрольное занятие "Правовой турнир"(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы).

Список литературы:

1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002.

2. Закон " Об образовании"

3. Изучение правил дорожного движения: сценарии, театрализованных занятий /Авт.-сост. Е.А.Гальцова. Волгоград, учитель,2007.

4. Конституция РФ.

5. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.

6. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., о соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ: Доклад. 2000. СПб.: образование - культура, 2001.

7. Лебев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних; возможности системы образования: Аналитический доклад. М.; СПб.; Интеллект - Центр, 2011.

8.Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение" Соколова Я.В. М.,1998.

9. Никитина А.Ф. Право и политика. М.Ростовцева

10. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2002.

11. Семина Л.И Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. И.: Бонфи, 2002.

12. Фришмах И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.

Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Вид деятельности учащихся

Примечание

Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Знакомство с планом работы на год.

Что такое право? В гостях у мадам Декларации на приёме.

Игра-путешествие в страну прав

Путешествие в страну прав.

Игра-путешествие

« По праву хочу всё знать!»

викторина

Правовая ассамблея сказочных героев.

Инсценирование сюжетов

Викторина «Ваши права».

викторина

На приёме у госпожи Конвенции

Инсценирование статей

На приеме у госпожи Конвенции

Инсценирование статей

Информационно-познавательное занятие

Урок- соревнование

Инсценировка статей

Ролевая игра

Ролевая игра

Ролевая игра «Кто я?»

Решение проблемных ситуаций

Психологический тест «Взаимоотношения в семье»

тестирование

Тест-рисунок «Я и моя семья»

Составление теста-рисунка

Друг ли ты своим родителям?

Обсуждение проблемы

Главное счастье в семье.

Обсуждение кинофрагментов

В вашей семье родился ребенок.

дискуссия

Принятие решения в семье.

Ситуативная игра

Принятие решения в семье.

Ролевая игра

Конфликтная ситуация в семье

Анализ ситуации

Конфликтная ситуация в семье

Дискуссия «Микрофон»

«Мост доверия»

Усвоение нравственных понятий

«Мост доверия»

Усвоение нравственных понятий

Как научиться не ссориться, жить дружно.

конкурсы

Наука не обижать людей

Как научиться не ссориться, жить дружно.

Наш класс.

Разминка «Веревочка»

Мы договариваемся

Дискуссия «Карусель»

Как избежать ссор.

Ролевая игра

Настроение другого человека.

Рисунок «настроение моего соседа по парте»

Я – ты – мы.

Дискуссия «Карусель»

Берегите землю!

Творческая работа «Цветы в рисунках»

Берегите землю!

Викторина

Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения.

Повторение правил дорожного движения

Ролевая игра

Дисциплинированный пешеход

Эстафета

Итоговое занятие

Правовой турнир

Гражданин и его права

Понятия «гражданин» и «обыватель»

Диагностическая игра

Поведение человека в рамках закона.

Дискуссия «Карусель»

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Диагностическая игра

Всеобщая Декларация прав человека

Диагностическая игра

Первый документ человека

Выполнение творческого задания

Право на имя

Ребусы,загадки,связанные с именем

Гражданин- это личность

Достоинства и недостатки

Анализ произведений А.С.Пушкина

Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым?

Анализ картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне» .Дискуссия «Карусель»: «Злые и добрые поступки».

Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым?

Гражданин и общество Что такое общество? Что такое нация?

Дискуссия «Карусель»

Моя семья

Составление генеалогического дерева

Моя школа

Ролевая игра

Мои друзья

Игра «Крушение корабля»

Жизнь даётся один раз

Составление портрета курильщика,пьяницы,

наркомана

Причины и виды правонарушений

Анализ стихотворения А.Барто «О дурном родительском примере»

Игра «Юридическая консультация»

Что такое ответственность и наказание.

Власть и государство

Практическая работа

Что должно защищать государство?

Ролевая игра

«Юридическая консультация»

Что такое федерация?

Гимн. Герб. Флаг.

Контрольный тест "Я и власть

тестирование

Диагностическая игра "Кто такой гражданин".

Диагностический тест "Что я знаю о законе "Об образовании

тестирование

Диагностический тест "Юный правовед".

тестирование

Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"".

Ролевая игра

Обобщающее занятие

Обобщающее занятие

Итоговое занятие

Итоговое занятие

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области 446218, Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, ул. Свердлова,23

«Согласовано»

Руководитель МО

Протокол №___от_______

Гранкина Т.В.

«___»___________2014г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

Протокол №___от_______

Тустова С.А.

«___»___________2014г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ № 19

Приказ №___от________

Макарова О.Н.

«___»____________ 2014г.

Программа кружка

«Юный правовед»

для 5-6 классов

учителя

Гранкиной Тамары Владимировны

2014 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочного курса «Юный правовед»

Программа кружка «Юный правовед» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы внеурочной деятельности (Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов –М.: Просвещение, 2011) и предназначена для организации познавательной деятельности школьников , срок реализации – 2 года . Продолжительность реализации –68 часа за 2 года, из них – 20 теоретических, 48 практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. (34 часа в год). Занятия проводятся по расписанию.

Актуальность программы обусловлена тем, что содержание правового образования обучающихся определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью. Школьник, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении обучающегося.

Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание школьниками отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у обучающегося собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением; от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников среднего общего образования по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Цель программы внеурочной деятельности - формирование у школьников правовой культуры, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).

Задачи программы:

    сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы;

    сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;

    сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий

Игра;

Проблемная ситуация;

Групповая и парная работа;

Практическая деятельность;

Тренировочные упражнения;

Ситуативные тренинги;

Чтение и обсуждение документов;

Обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

Выступления на классных часах;

Подготовка статей для публикации в газетах.

Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные технологии. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.

Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, ролевые игры

Продолжительность занятий – 40 минут.

Содержание курса

1. Нормы права.

Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра» (по подгруппам). Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».

О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.

2. «Я - гражданин».

Судебное разбирательство. Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

3. Права человека

Группы прав человека и гражданина.Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

4. Государство и политика.

Власть в государстве

5. Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

Планируемые результаты

Предметные результаты:

усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Метапредметные результаты:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Личностные результаты:

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Календарно-тематическое планирование: 5 класс

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

теоретическое

04.09

диагностика

практическое

11.09.

Что такое вина?

Беседа

теоретическое

18.09

Что такое ответственность?

Беседа

теоретическое

25.09

Рассказ учителя

Теоретическое

02.10

Виды юридической ответственности.

Работа с источниками

практическое

16.10

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

23.10

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

30.10

Диагностика

теоретическое

07.11

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

Анализ

практическое

13.11

практическое

29.11

Правила человеческого общества: правила морали.

Выступление

практическое

04.12

О правопорядке.

Рассказ учителя

теоретическое

11.12

О правопорядке.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

18.12

Правонарушения.

Определение поступков

практическое

25.12

Преступления.

Определение поступков

практическое

31.12

Взыскания и наказания.

Рассказ учителя

Теоретическое

15.01.

Взыскания и наказания.

Назвать особенности

Практическое

22.01

Встреча с участковым ОДН.

Беседа

Практическое

29.01

Обзор событий в районе.

Практическое

05.02

Родина – это…

Рассказ учителя

Теоретическое

12.02

Викторина «Я - гражданин»

Составление списка вопросов

Практическое

19.02

Викторина «Я - гражданин».

Викторина

Практическое

04.03

Судебное разбирательство.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

11.03

Судебное разбирательство.

Составление кроссворда

Практическое

18.03

Судебное разбирательство.

Разгадывание кроссворда.

Практическое

25.03

Правовая игра «Большой круг».

Практическое

01.04

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

08.04

Право на достойную жизнь, образование, культуру.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

22.04

Права и обязанности.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

29.04

«Дети и терроризм» - беседа.

Определение параметров.

Теоретическое

06.05

«Дети и терроризм»

Игра

Практическое

13.05

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Творческая работа

Практическое

20.05

Итоговый повторительно - обобщающий урок

Викторина

Практическое

27.05

Календарно-тематическое планирование: 6 класс

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

Введение. Зачем нам необходимо знать законы?

Знакомство с программой кружка

Теоретическое

04.09

Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

Диагностика

Практическое

11.09.

Роль права в жизни общества и государства.

Беседа

Теоретическое

18.09

Соотношение права и нравственности.

Анализ источников

Практическое

25.09

Источники права.

Рассказ учителя

Теоретическое

02.10

Отрасли права.

обзор местных печатных СМИ за неделю

Практическое

16.10

Понятие правонарушения.

Беседа по теме

Теоретическое

23.10

Нарушение норм права.

Написать эссе на заданную тему.

Практическое

30.10

Причины правонарушений.

Рассказ учителя

теоретическое

07.11

Охрана правопорядка.

Определение поступков

практическое

13.11

Цель наказания.

Назвать особенности

Практическое

29.11

Справедливость и гуманность при назначении наказания.

Написание материала для газеты

практическое

04.12

Понятие прав человека.

Просмотр презентации

теоретическое

11.12

Понятие прав человека.

Составление списка вопросов

практическое

18.12

Основные документы по правам человека.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

25.12

Личные (гражданские) права человека.

Урок-усвоение новых знаний

практическое

31.12

Личные (гражданские) права человека.

Найти и исправить ошибки в тексте

теоретическое

15.01.

Политические права.

Определение параметров.

Игровые моменты

практическое

22.01

Политические права.

Творческая работа

практическое

29.01

1

Характеристика газет по признакам

практическое

05.02

Право на достойную жизнь, образование и культуру.

1

Беседа. Игровые моменты

теоретическое

12.02

Права и обязанности

1

Беседа. Рассказ учителя

Теоретическое

19.02

Права и обязанности

1

Написание заметки

Практическое

04.03

Государство.

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

11.03

Средства и способы властвования.

1

Подготовка репортажа

Практическое

18.03

Правовое государство.

1

Написание репортажа для газеты

Практическое

25.03

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

01.04

Конституция Российской Федерации.

1

Постановка и решение проблемных вопросов

Практическое

08.04

1

Подготовка исследовательской статьи

Практическое

22.04

Правовой статус человека и гражданина.

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

29.04

Органы государственной власти.

1

Подготовить обзор местных печатных СМИ за неделю

Практическое

06.05

Мы строим государство.

1

Проект

практическое

13.05

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права

1

Проект

Практическое

20.05

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

1

Игра

Практическое.

27.05

Информационно-методическое обеспечение:

Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы,
стулья.
Технические средства: компьютер, фотоаппарат.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.

Список литературы:

1. А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство «Просвещение», 2011 г., 351

2. А. Ф. Никитин «Право и политика», Издательство «Просвещение», 2012 г.

3. М. В. Мустафина «Правоведение» Сборник элективных курсов, 2011 г.

4. Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2012 – 2013 г.

5. Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.

Интернет-ресурсы : http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Мое представление о нравственных качествах»

Ход выполнения.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы.

1.Что значит для тебя высказывание «Этот человек любит свою Родину?»

2.Какого человека можно назвать трудолюбивым?

3.Приведи пример совершенного кем-то бесчестного поступка.

Законопослушный человек – это ________________________

Конституция – это ________________________

4.Кого из учащихся вашего класса ты мог бы назвать исполнительным и ответственным? Почему?

Обработка результатов.

Исходя из ответов ребят, можно понять, в какой мере они понимают сущность названных качеств личности. Проделав качественный анализ по следующим критериям:

- низкий уровень (неправильное представление о качестве)

- средний уровень (правильное, но недостаточно полное и четкое представление)

- высокий уровень (правильное представление)

Этикометрия

(для учащихся 5-11 классов, автор В.М. Шепель)

Цель : получить более полный банк данных об учащихся.

Ход выполнения : этот метод состоит в дописывании пяти начатых ниже тезисов, включающих в себя их подробное обоснование.

  1. Мои основные ценности – это _____________________________________________________.

___________________, потому, что _______________________________.

    Наиболее устойчивыми моими целями являются _________________,

Потому, что ___________________________________________________.

    Мои повседневные привычки __________________________________,

___________________, потому, что ________________________________.

    Я могу написать о своих родителях _____________________________

__________________, ласковых слов, потому, что ____________________.

    Мое поведение я могу охарактеризовать как поведение человека________________________________________________________

потому, что ____________________________________________________.

Приложение № 2.

« Памятные даты моей жизни »

Цель : данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

Ход выполнения : учащимся предлагается написать памятные даты своей жизни, начиная с того времени, когда они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнить работу, заполняя следующую таблицу:

Дата

Событие

Социометрия

Цель : получить более полный банк данных для оказания адресной помощи старшекласснику.

Ход выполнения:

Старшеклассникам предлагается дописать пять нижеследующих тезисов с указанием причин такого ответа.

    У меня __________ друзей потому, что _________________________.

    У одноклассников я вызываю _________________________________.

    ___________(симпатию, антипатию) потому, что ___________________.

    Ко мне обращаются за помощью и советом _____________________.

    ___________(часто, редко) потому, что ___________________________.

    Меня называют ___________(добрым, злым), потому, что

    _____________________________________________________________.

    При виде плачущего человека я _______________________________.

    _______________, потому, что ________________________.

Пояснительная записка

Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе.

Цели курса:

Формирование правосознания и правовой культуры, изучение основ законодательства;

Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли.

Осознание необходимости соблюдения закона;
- ребенок должен понять, что он полноправный гражданин страны, который обладает определенными правами и обязанностями;
- воспитание патриотизма, уважения к другим людям и чувства собственного достоинства;

Развитие творческих способностей, речи, памяти, коммуникативных навыков и умения самостоятельно принимать решения.
В процессе занятий формируются основные и индивидуально- психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности.

Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - , так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности

Основные формы проведения занятий:

Практические занятия;

Наблюдение;

Беседа;

Экскурсия;

Общение с представителями различных профессий;

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно- ;

Дискуссии;

Подготовка сообщений по проблеме;

Викторины;

Тесты;

Творческие работы (рисование);

Массовые мероприятия.

Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе.

Кроме этого, детки учатся выступать перед своими одноклассниками и друзьями, проводить учебно-исследовательскую деятельность, работать самостоятельно и в группах.

Современная школьная программа требует от своих учеников дополнительных знаний и умений. Для того, чтобы человек мог уверенно чувствовать себя в обществе, он должен обладать своей собственной позицией, быть интеллектуально развитым и уметь поддержать любую тему разговора. Как известно, основы всей будущей жизни ребенка закладываются именно в детстве. Возможность посещать различные кружки и секции – неоценимый вклад в его жизнь! «Юный правовед» - это курс, который позволит узнать ребенку много нового о своей стране и ее законах. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Учебно – тематический план

Всего часов

В том числе

теория

практика

Раздел I . Закон - один для всех.

Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование.

Что такое вина? Что такое ответственность?

Виды правонарушений

Действие и бездействие. «Борьба с безразличием»

Закон для нас. Закон внутри нас.

Служба доверия

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Раздел II . Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

«Мы и наши права» (по материалам
Конвенции ООН о правах ребенка).

Конституция РФ. Дети под защитой государства.

Я гражданин своей страны. Беседа

Мои документы

Мой дом - моя крепость.

Жизнь в неволе (рабство).

Свобода выбора: где жить и с кем жить.

Честь и репутация

Подготовка буклета «Права ребенка»

«Дети и терроризм» - беседа. Проект «Мы против насилия!»

Оформление стен газеты «Мы против насилия!»

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.(среди 5-х кл)

Раздел III . Знакомство с профессиями

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по
делам несовершеннолетних (планируется встреча с инспектором по делам несовершеннолетних)

Профессия - юрист

«Мудрые мысли»

Раздел IV . Экологическое право

Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?»

Правовая игра «Большой круг»

За первый год занятий кружка учащиеся должны:

Знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

Усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел. прокуратуры, адвоката, нотариуса.

- Официальный сайт Консультант Плюс

- Информационно-правовой портал Гарант.ру

-Информационно-правовая система Кодекс

- Официальный интернет-портал правовой информации

- Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения

- Портал государственных услуг

- Официальный сайт Президента Российской Федерации

- Официальный сайт Правительства Российской Федерации

- Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

- Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

- Портал «Президент России – гражданам школьного возраста»

Список литературы

I . Нормативные источники

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. М., 2015

2. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.

II . Литература

1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2012.

2. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая 2000г. Калуга,2010.

3. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион. Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2012.

4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита из прав: Сборник нормативных документов. М, 2013.

5. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2012.

6. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В. Ответственность за правонарушение. М.: НВЦ "Гражданин",2012.

Приложение

В нашей стране каждый ребенок, пришедший в школу учиться, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:

    получить качественное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом;

    ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы;

    обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

    получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

    бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

    получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

    свободно выражать своё мнение;

    участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол­нять домашние задания;

в случае пропуска занятий предъявлять классному справку от врача или объяснительную записку от родителей;

выполнять распоряжения и требования директора, руководства, учителей и других работников школы;

относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

предъявлять дневник по требованию учителя;

записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей и внешнего вида строгому деловому стилю;

заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека , немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории.

Права и обязанности школьников находятся под охраной законодательства его страны и Конвенции о правах ребенка, принятой ООН.

Урок и презентация на тему: "График функции квадратного корня. Область определения и построение графика"

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 8 класса
Электронное учебное пособие к учебнику Мордковича А.Г.
Электронная рабочая тетрадь по алгебре для 8 класса

График функции квадратного корня

Ребята, с построением графиков функций мы с вами уже встречались, и не раз. Мы строили множества линейных функций и парабол . В общем виде любую функцию удобно записать, как $y=f(x)$. Это уравнение с двумя переменными - для каждого значения x мы получаем y. Выполнив некоторую заданную операцию f, мы отображаем множество всех возможных x на множество y. В качестве функции f мы можем записывать практически любую математическую операцию.

Обычно при построении графиков функций мы пользуемся таблицей, в которой записываем значения х и у. Например, для функции $y=5x^2$ удобно использовать следующую таблицу: Отметим полученные точки на декартовой системе координат и аккуратно соединим их гладкой кривой. Наша функция не ограничена. Только этими точками мы можем подставить совершенно любое значение х из заданной области определения, то есть тех х, при которых выражение имеет смысл.

На одном из прошлых уроков мы изучили новую операцию извлечения корня квадратного . Возникает вопрос, а можем ли мы, используя эту операцию, задать какую-нибудь функцию и построить ее график? Воспользуемся общим видом функции $y=f(x)$. y и х оставим на своем месте, а вместо f введем операцию корня квадратного: $y=\sqrt{x}$.
Зная математическую операцию, мы смогли задать функцию.

Построение графика функции квадратного корня

Давайте построим график этой функции. Исходя из определения корня квадратного, мы можем вычислять его только из неотрицательных чисел, то есть $x≥0$.
Составим таблицу:
Отметим наши точки на координатной плоскости.

Нам осталось аккуратно соединить полученные точки.

Ребята, обратите внимание: если график нашей функции повернуть на бок, то получится левая ветка параболы. На самом деле, если строчки в таблице значений поменять местами (верхнюю строчку с нижней), то у нас получаться значения, как раз для параболы.

Область определения функции $y=\sqrt{x}$

Используя график функции, свойства описать довольно таки просто.
1. Область определения: $$.
б) $$.

Решение.
Мы можем решить наш пример двумя способами. В каждой букве опишем разные способы.

А) Вернемся к графику функции, построенному выше, и отметим требуемые точки отрезка. Хорошо видно, что при $х=9$ функция больше всех остальных значений. Значит и наибольшее значение она достигает в этой точке. При $х=4$ значение функции ниже всех остальных точек, а значит, тут и есть наименьшее значение.

$y_{наиб}=\sqrt{9}=3$, $y_{наим}=\sqrt{4}=2$.

Б) Мы знаем, что наша функция возрастающая. Значит, каждому большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Наибольшее и наименьшее значение достигаются на концах отрезка:

$y_{наиб}=\sqrt{11}$, $y_{наим}=\sqrt{2}$.


Пример 2.
Решить уравнение:

$\sqrt{x}=12-x$.


Решение.
Проще всего построить два графика функции и найти их точку пересечения.
На графике хорошо видна точка пересечения с координатами $(9;3)$. А значит, $х=9$ - решение нашего уравнения.
Ответ: $х=9$.

Ребята, а можем ли мы быть уверены, что больше решений у этого примера нет? Одна из функций возрастает, другая - убывает. В общем случае, они либо не имеют общих точек, либо пересекаются только в одной.

Пример 3.


Построить и прочитать график функции:

$\begin {cases} -x, x 9. \end {cases}$


Нам нужно построить три частных графика функции, каждый на своем промежутке.

Опишем свойства нашей функции:
1. Область определения: $(-∞;+∞)$.
2. $y=0$ при $х=0$ и $х=12$; $у>0$ при $хϵ(-∞;12)$; $y 3. Функция убывает на отрезках $(-∞;0)U(9;+∞)$. Функция возрастает на отрезке $(0;9)$.
4. Функция непрерывна на всей области определения.
5. Наибольшего и наименьшего значения нет.
6. Область значений: $(-∞;+∞)$.

Задачи для самостоятельного решения

1. Найти наибольшее и наименьшее значение функции корня квадратного на отрезке:
а) $$;
б) $$.
2. Решить уравнение: $\sqrt{x}=30-x$.
3. Построить и прочитать график функции: $\begin {cases} 2-x, x 4. \end {cases}$
4. Построить и прочитать график функции: $y=\sqrt{-x}$.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...