Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Мотивация страхом может быть полезна когда. Мотивация страхом: от негатива к позитиву

Выявление мотивации каждого конкретного работника, разработка мотивационных программ, максимально персонализированных для каждого члена коллектива, поможет выстроить грамотную систему мотивации в компании.

Зачем вообще работодателю нужна мотивационная программа?

Если говорить простыми словами, то ее цель — увеличение производительности труда всех сотрудников и, соответственно, повышение эффективности деятельности компании. Поэтому сегодня практически каждая организация имеет свою систему мотивации, призванную ненавязчиво « заставить» человека работать более продуктивно. В одних компаниях может доминировать материальная составляющая мотивационной системы, в других — нематериальная. Материальная мотивация включает в себя разного рода финансовые поощрения.Материальная мотивация включает в себя разного рода финансовые поощрения: денежные бонусы, ценные подарки, оплата мобильной связи, транспортных расходов т. п. Соответственно, нематериальное поощрение — это повышение квалификации сотрудников за счет компании, различного рода внутренние тренинги, грамоты за выдающиеся заслуги и т. п. Работа в известной международной организации и/или личное общение с харизматичным собственником бизнеса также может являться одной из составляющих системы нематериальной мотивации персонала. Пример: после ухода директора по маркетингу PR-менеджер стала подчиняться напрямую собственнику компании. Как и любая деятельность в этой сфере, ее работа была сопряжена массой стрессов, в том числе связанных и с тяжелым характером ее нового руководителя, который ко всему прочему был еще весьма эмоциональным человеком. Однако все эти недостатки компенсировались предоставившейся возможностью общаться напрямую с первым лицом компании, незаурядной и харизматичной личностью.

Кнут и пряник

Мотивация « пряником» воздействует на позитивные стороны человеческой личности, стимулирует его на созидательную и творческую деятельность, на достижение выдающихся результатов, повышая тем самым эффективность бизнеса компании, в которой он работает. Мотивация „кнутом“ оказывает давление на слабые стороны человека, при таком подходе любой сотрудник будет в первую очередь думать не о том, как улучшить показатели своей работы, а о том, как бы не ухудшить текущее положение дел (что необходимо предпринять, чтобы его не оштрафовали и/или не уволили). В рамках компании деятельность такого работника направлена, прежде всего, на поддержание бизнеса, а не на дальнейшее его развитие.

Мотивация « пряником» стимулирует человека на созидательную и творческую деятельность, на достижение выдающихся результатов.

Какой вариант мотивации правильный? Или работников можно и нужно мотивировать только « кнутом»?

В российских компаниях очень часто мотивация базируется на системе административных наказаний и поощрений. Ольга, менеджер по маркетингу строительной компании, рассказывает, что мотивационная схема в ее компании была построена на штрафах и лишении бонусов. Например, за несвоевременную сдачу отчета должен быть выплачен штраф в размере 5% от заработной платы, за просроченное предоставление документов — еще 5% и так далее по списку. При этом не учитывались внутренние и внешние бюрократические проволочки, которые очень сильно затрудняли сбор нужных документов. Для Ольги такая схема имела прямо противоположный демотивационный эффект.

Вот еще один пример: в компании, владеющей сетью одежды, финансовый директор ввел правила для сотрудников отдела маркетинга, которые часто задерживали сдачу актов и счетов-фактур в бухгалтерию. Если менеджер по маркетингу приносит в бухгалтерию документы позже установленного срока — штраф 10% из зарплаты провинившегося сотрудника. При этом в компании были неоплаченные счета по уже выполненным маркетинговым услугам и подрядчики, шантажируя отдел маркетинга, заявляли: « Пока не оплатите свои долги, документы не предоставим» (хотя согласно закону они обязаны предоставить закрывающие документы, даже если оплата по ним еще не была совершена). Бедному маркетологу подрядчики, с одной стороны, не отдают документы, потому что компания не погасила свой долг перед ними, а с другой — руководство запугивает штрафами за то, что подрядчик не предоставляет акты выполненных работ в компанию. Что же делать в таком случае маркетологу? Ведь он не может погасить долг компании из своего кармана.

Руководителей компаний в какой-то мере можно понять: в России много людей ленивых, даже не ленивых, а лишенных амбиций, которые ни к чему не стремятся. Таких сотрудников очень сложно мотивировать, и иногда страх — единственный рычаг, который может оказать на них практическое воздействие. Генеральный директор кадрового агентства, недовольный презентацией, запретил идти своим сотрудникам на обед, сказав, что до тех пор, пока презентация не будет готова в соответствии с его требованиями, они не имеют права уйти с рабочего места. Кто здесь прав? Как можно убедить сотруднкиов выполнять свою работу качественно и в срок без своего рода « шантажа» со стороны руководителя?

В российских компаниях очень часто мотивация базируется на системе административных наказаний и поощрений.

Причины этой особенности русского менталитета можно попробовать отыскать в нашей истории. Когда в России в 1861 году было отменено крепостное право (читай — рабовладельческий строй), в это же время в Европе уже развивалась эпоха индустриализации. Русский крестьянин (слегка обалдевший от нового ощущения свободы) ходил от одного барина к другому в поисках работы, даже не помышляя о том, что можно открыть свое дело и работать на себя. Семидесятилетняя эпоха советской власти окончательно отбила предпринимательские инстинкты у русского народа, а вместе с этим амбициозность и целеустремленность. А ведь здоровая порция амбиций помогает человеку развиваться и совершенствоваться, в том числе и профессионально. Поэтому совсем неудивительно, что многих людей очень сложно вдохновить на какие-либо достижения и/или выдающиеся результаты. Некоторым просто ничего не надо, их устраивает все, что у них есть сейчас. При этом они могут бесконечно жаловаться на свою жизнь, но совершенно не готовы что-либо предпринять для ее изменения в лучшую сторону. Возможно, для таких людей страх является единственным действенным мотиватором.

Однако есть и другого рода сотрудники, готовые и желающие работать, готовые добиваться поставленных целей и постоянно развиваться профессионально. А на таких людей мотивация страхом действует отрицательно и может только демотивировать. К ним требуется уже совершенно другой подход: похвала, признание, возможность видеть результаты своего труда и т. п. Если специалист уверен в себе и знает себе цену, запугать его очень сложно: он может быстро оценить сложившуюся ситуацию и предпринять соответствующие данному моменту действия — сменить работу или открыть свое собственное дело.

Очевидно, что в одной компании могут работать сотрудники с совершенно разными мотивами. И что хорошо может быть для одного, для другого будет очень плохо. Исследование персонала, как внутреннего клиента компании, выявление мотивации каждого конкретного работника, разработка мотивационных программ, максимально персонализированных для каждого члена коллектива, поможет решить подобные противоречия.

К постоянному « кнуту» люди привыкают и со временем просто перестают на него реагировать.

Можно, конечно, уже на стадии отбора кандидатов пытаться выявлять их мотивацию и сопоставлять ее с ценностями организации. С одной стороны, это, действительно, может помочь найти людей, максимально близких по духу компании, но с другой — процесс подбора персонала может затянуться на очень долгий срок (ведь часто компании не имеют прописанной корпоративной культуры, а система мотивация нередко очень размыта и не прозрачна даже для отдела персонала). Такой вариант, скорее всего, возможен, но уже на более развитом уровне взаимоотношений работодатель-соискатель.

Известно, что для поддержания человека в тонусе оптимальное соотношение хороших новостей к плохим должно составлять 5:1. То же самое можно отнести и к соотношению « похвала-критика» в вопросе мотивации персонала. Руководитель департамента крупной компании-производителя отличался вспыльчивым характером, в случае ошибок подчиненных мог накричать на них (что происходило достаточно регулярно). При этом все сотрудники были рады тому, что работают именно в его отделе, так как только у них (по инициативе руководителя) была введена бонусная система оплаты труда (в то время как в остальных департаментах бонусная система отсутствовала как таковая).

Возможно, основой вопрос заключается именно в балансе, в правильном сочетании кнута и пряника, которое очень индивидуально для каждого рабочего коллектива, не говоря уже об отдельно взятом человеке. Ведь к постоянному « кнуту» люди привыкают и со временем просто перестают на него реагировать, как, впрочем, и „к прянику“.

Анна Мурзаева , руководитель компании md.consulting .

Во времена стародавние, ещё до изобретения айфона, а то и паровоза, мотивировать людей к работе фактически было не надо - они жили сами по себе, по большей части фактически не жили, а выживали; на этом держалась вся экономика, правящие круги и так далее и тому подобное. Мотивировать человека, чтобы выживать, особо не надо - он и так будет стараться со всех сил, ибо работает мотивация страхом . Не пойдёшь на работу летом - не соберёшь урожай, не проживёшь зиму. Не будешь готовить телегу зимой - обратно не сможешь убрать или привезти урожай, и см. выше. Почти всё в народной жизни - не только у нас в России, но и во всём мире - связано именно с выживанием, которое связано с земледелием.

Сею-вею, посеваю, с Новым Годом поздравляю!
В поле колосисто, в доме пирожисто!
(Новогодняя колядка)

Весна красная, тёплое летице...
...зароди, Боже, жито густое, колосистое!
(Масленичная закличка)

И такая ситуация, как не покажется странным нынешним поколениям, особенно молодёжи - продолжалась повсеместно до 2-й мировой войны включительно; через несколько жирных лет следовал очередной кризис, даже не затронутые войнами США и то накрывало Великой Депрессией .

И только где-то годах в 1960-х и у нас в СССР, и на Западе - во многом благодаря противостоянию двух систем и холодной войне - удалось поднять минимальный уровень жизни до состояния, когда уже не надо физически выживать. В определённом плане мотивация страхом - самым базовым - перестала работать; в СССР мотивировали народ репрессивными методами (в особо запущенных случаях), а также с помощью пропаганды; поэтому значительная часть населения работала более-менее на совесть, но жили особо никто не рвал - зачем, если минимум гарантирован, а выше головы не прыгнешь. На Западе работала протестантская мотивация, но потом она начала сбоить (об этом ), такшта пришлось ворочать обратно мотивацию страхом, и сейчас попробую объяснить, как.

В западной экономике также, как было и у нас в СССР, гарантирован некий минимум проживания - где-то он повыше, где-то пониже, но тем не менее в "развитых" странах зачастую можно вообще ничего не делать, и всё равно не сдохнешь с голоду - будешь жить на талоны и пособие . Но фактически это будет означать "жизнь на дне", она обеспечивает уровень овоща без каких-либо возможностей; выскочить с этого дна удаётся немногим.

Помнится, нам в Перестройку говорили, что "у них" безработные негры получают больше, чем у нас учёные с учителями. Местами это было правдой - в лобовом пересчёте курсов, даже по самому выгодному для рубля ценнику, так оно и получалось; но при этом умалчивались особенности советского общества в виде бесплатных жилища, образования, медицины и прочая; человек мог практически безбедно существовать на несколько рублей в день - что является уровнем Африки - но при этом у него были перспективы, дети могли посещать вполне престижную школу, и затем учиться в институте; но нам по-прежнему вдалбливают, что в СССР люди жили на уровне американского "дна". Ведь если , то так оно и есть; но многое в нашем мире не имеет цены, или оценивается с большим трудом. Вот как оценить возможность бесплатного образования в любом ВУЗе страны?.. Я вот не знаю, но ведь это было, и я так даже учился...

Но вернёмся к нашим баранам. Есть некое "дно", находясь на котором, ты не сдохнешь, но будешь жить как бомж или бродячий пёс - чуть ли не в коробке от холодильника. Это "дно" знакомо всем людям на Западе, но на него не принято обращать внимания; исходя из протестантской морали это всё - грешники, и им не место на земле. Поэтому надо со всех сил выпрыгивать со дна на уровень выше, на уровень "синих воротничков", рабочих, оттуда выше - на уровень белых воротничков, сиречь клерков, а оттуда и до среднего класса уже вроде бы недалеко... вроде бы.

Проблема заключается в том, что на каждом из уровней количество усилий, чтобы просто удержаться на плаву, возрастает чуть ли не на порядок. Многие знают, что на Западе можно заработать кучу денег, но не все знают, сколько для этого надо впахивать. А впахивать надо дофига, это вам подтвердит почти любой, сталкивающийся с жизнью "там" не по интернету, а живьём. Примеры расслабленных стран типо греции или испании трогать не будем, ибо они сейчас уже дорасслаблялись, и щаз их будут жрать.

При переходе "с уровня на уровень" человек в такой экономике часто радикально меняет свою жизнь - дом, машину, даже круг друзей; это, возможно, особенности национальной психологии, и тем не менее... В общем, если с высшего уровня откатиться на нижний, то посыпется всё вышеуказанное, и человек может даже не один уровень пролететь, ибо, как вы понимаете, если беда приходит не одна, тут не до шуточек. Вот и приходится пахать по-стахановски не из-за грамот и поощрения от товарища Сталина, а просто чтобы оставаться на месте .

К России всё вышеперечисленное относится постольку поскольку; хотя у нас фактически сейчас западная система экономики - кривая и ущербная, но не без национальных особенностей, и остатки советского наследства ещё дают о себе знать.

Например, у нас фактически нет "дна" в его западном понимании - не в плане того, что у нас все в небесах витают, а в прямом смысле, как у перевёрнутой кружки , нет такого уровня; нельзя у нас в стране длительное время существовать на пособие; пенсионеров не имею в виду, речь про работоспособное население. Человек, упавший "на дно", фактически сталкивается с физическим выживанием - нет у нас системы содержания иждивенцев; тут на помощь можно только родственников и друзей звать.

С другой стороны, остатки советской системы позволяют более-менее сносно существовать на среднем уровне - приватизированные квартиры не просят больших банковских ипотечных процентов, медицина фактически бесплатная (на минимальном уровне - буквально на днях самолично проверял); так что наше с вами "дно" фактически проходит по среднему россиянину - который живёт от зарплаты до зарплаты. Оно не такое гарантированное, как на Западе, зато и возможностей предоставляет больше, хотя и не как при СССР, конечно.

Ещё одним отличием России от Запада является расслабленность средних классов - у нас фактически не надо крутиться, чтобы оставаться на уровне - во всяком случае, в больших городах. Устроился на работку за эндцать тугриков - и сиди себе, флуди в интернете. Кое-где пытаются навести гестаповские порядки, но это практически не прокатывает - народ просто перейдёт на другую работу, такую же, но только без Гитлера . Это не то чтобы лень - это особенность , в котором человек привык напрягаться только ради выживания, ну и в случае аврала включает мобилизационный режим; как говорится, "я не ленивый - я энергосберегающий ".

Как-то так получается, что не работает у нас в стране мотивация страхом, а никакой другой прикрутить в нынешних условиях не получается. Советский опыт мотивацией грамотами и вниманием власти либералы сами же осмеяли и оплевали, мотивация "заработай побольше денег" не работает просто потому, что это Россия, а не Израиль; с мотивацией страхом в нашей стране играть опасно, ибо 1917-й год... Вот так и живём, как придётся и куда кривая вывезет - думаю, процентов на 10 от своих возможностей. У нас сейчас не 5-7% роста можно показывать, а 10-20 легко, после таких провалов отскок всегда проще.

Почему же на Западе работают больше, а толку нет, спросите вы? Ведь если все работают больше, то и выхлопа должно быть больше!.. Ан нет, граждане и товарищи; во-первых, я уже говорил, что у нас "нет дна" (в Китае и других не-западных странах тоже), а на Западе такая прослойка профессиональных бездельников - мама не горюй. А во-вторых, чем "свободнее рынок", тем он неэффективнее, про что я . Вот и получается, что пашут много, а толку нет. Китай развивается без всякого рынка, даже наша с вами крайне неэффективная и депрессивная Россия даёт рост ВВП больше, чем в США и Европе, вместе взятых . Вот такая вот получается загогулина - народ тиранят, а результаты где?.. видимо, в Караганде.

01.08.2016 06:17

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто мяучит, кто плачет, кто хнычет...
О. Мандельштам

Вертикаль - это не только власть. Это еще и торчащий из кулака средний палец. Для чего, казалось бы, почти все мы так настойчиво и упорно ползем в верх? Одни, хочется верить, чтобы больше увидеть, но зато другие - чтобы лучше видели их. Вы наверняка обращали внимание, что очень часто столы и кресла в кабинетах начальников размещены так, чтобы руководитель мог смотреть на подчиненных сверху вниз. И это вовсе не случайно. Ибо чем выше располагается человек, тем более авторитетным он кажется. Пусть даже и на чисто подсознательном уровне. Возможно, это в какой-то степени объясняется тем, что в детстве наши родители всегда были для нас недосягаемой высотой. И непререкаемым авторитетом. По этой модели кроятся и все диктатуры.

Психологи называют это принципом вертикали. Чтобы понять, к примеру, истинную радость человека метр с кепкой, достаточно поставить рядом с ним кого-нибудь хотя бы чуточку ниже его. Посмотрите на окружение Сталина. Рост Ворошилова 157 см. У Калинина на два сантиметра меньше. А у Ежова вообще полтора метра. Конечно, не все были столь мелкими. Но "вождь народов" всегда интуитивно располагался на ступеньку выше тех, с кем разговаривал. Не говоря уже о таких маленьких хитростях для увеличения роста, как высокие каблуки и специальные утолщенные супинаторы. Это очень важно для постижения характера. Все малорослые, как правило, страдают "комплексом Наполеона". Поскольку чрезвычайно амбициозны и нередко жестоки. А жестокость, в свою очередь, - удел слабых, которые, дай им волю, не остановятся ни перед чем.

Впрочем, то, что у одних считается страшным пороком, другие называют социальным экспериментом. История если чему и учит, то только тому, что ничему не учит. Для того, чтобы изменить сознание людей достаточно каких-то пяти-шести лет. Это давно известно на примере тех же фашистской Германии и сталинского Советского Союза. Даже к созданию "новой общности людей" они приступили почти одновременно. Германия после захвата власти Гитлером, провозгласившего себя в августе 1934 года фюрером. А Советский Союз - с "большого террора", началом которого послужило постановление ЦИК и СНК СССР "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик" от первого декабря того же года.

Диктатура тем и отличается от демократии, что не плодит законов. Зато строго следит за тем, чтобы тщательно соблюдались ее указы. Во благо, естественно, народа, то бишь самой диктатуры. В циковско-совнаркомовском постановлении, определявшем порядок проведения следствия по делам о "террористических организациях и террористических актах против работников советской власти", всего пять пунктов. Но они заменяли, по сути, все законодательство. Судите сами. На следствие по этим делам отводилось не более десяти дней. Обвинительное заключение вручалось всего за одни сутки до суда. Дела слушались без участия сторон. Кассационное обжалование приговора, как и подача ходатайства о помиловании, полностью исключалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. А подвести под эту статью можно было любого, что в принципе повсеместно и постоянно делалось.

Всякая диктатура держится исключительно на репрессиях и страхе. И в этом ее слабость. Ибо страх - фундамент саморазрушения. Стоит только запустить этот процесс, и остановить его больше невозможно. Это мы в очередной раз наблюдаем сейчас в Турции, где местные "июлисты" повторили судьбу российских декабристов. Они, сами того не подозревая, вбили последний кол в могилу ататюркской республики. На ее месте прямо на наших глазах возникает " эрдоганат" - вроде бы совершенно новое, но с теми же до боли знакомыми деспотическими замашками государственное образование. Его судьба незавидна. Потому что новоявленный султан начал с того, с чего начинают все диктаторы - с разгрома армии и упразднения независимых институтов власти, включая средства массовой информации. А это западня, из которой уже не выбраться. Есть все-таки чему поучиться у мыши: еще ни одна из них не додумалась изобрести мышеловку.

И все-таки чаще убивает даже не страх, хотя это и одна из самых сильных человеческих эмоций. Убивает низменный инстинкт толпы, которой легко манипулировать, поскольку ей хочется не только хлеба, но и зрелищ. Не случайно кроме мотивации страхом психологи выделяют еще и так называемую "спираль молчания". Многие люди, разделяя определенную точку зрения, стараются не афишировать ее, боясь ответной агрессивной реакции. Это явление тоже основано на страхе. Ибо никто не хочет оказаться в изоляции, не говоря уже о враждебном окружении. Предохранительный клапан подсознания, как правило, срабатывает и в тот момент, когда кто-то безапелляционно говорит о вещах, в которых ничего не смыслит. Прибегая при этом к беззастенчивым передергиваниям, а то и просто к наглой лжи. Достаточно вспомнить советских лекторов и пропагандистов, везде и всюду неистово клеймивших позором "израильских захватчиков". А возражать было не только бесполезно, но и опасно. Поэтому ничего другого не оставалось, как просто молча держать дулю в кармане.

Очень часто наша жизнь совсем не то, что мы о ней думаем. Может быть, потому что любой нормальный человек, по сути, беззащитен от тех или иных манипуляций. В 1967 году школьный учитель истории из Калифорнии Рон Джонс провел интересный эксперимент. Однажды на уроке кто-то из десятиклассников спросил, как немцы могли утверждать, что ничего не знают о лагерях смерти и массовом истреблении людей. И тогда Джонс предложил "игру". На первом занятии он рассказал им о важности дисциплины. После чего заставил несколько минут сидеть не шелохнувшись. Затем встать и снова застыть на месте. Наконец, выйти из класса и вскоре бесшумно вернуться назад. Ученикам это понравилось и они охотно выполняли все его указания. На следующий день он велел классу хором скандировать: "Наша сила в дисциплине и общности!". И показал учащимся приветствие, которым они должны салютовать друг другу.

На третьем занятии Джонс выдал всем членские билеты. Отказников не было. Более того, тринадцать человек ушли с других уроков, чтобы примкнуть к "экспериментальному" классу. На трех билетах он поставил красные крестики, объявив, что их обладатели обязаны сообщать о тех, кто нарушает установленные правила. Их число тут же увеличилось до двадцати. За счет... добровольных доносчиков. И продолжало быстро расти, поскольку в организацию записалось более двухсот человек. К удивлению Джонса взрослые тоже отнеслись к его игре с "полным пониманием". А директор школы даже обменялся с ним условным приветствием.

И вот настал день, когда Джонс поведал ученикам, что они - неотъемлемая часть общенациональной молодежной программы "Третья волна". Перед ними благородная и ясная цель политического преобразования страны. "Вы должны твердо уяснить, - обратился он к школьникам, что если мы смогли кардинально изменить здешние школьные порядки, то сможем это сделать где угодно - на заводах и фабриках, в гостиницах и магазинах, в колледжах и университетах. Пришло время показать, чему вы научились за последние четыре дня. Судьба народа - в ваших руках". Джонс подождал, пока стихнет неистовый рев восторга и велел назначенным конвоирам вывести из аудитории трех девушек, чья лояльность вызывала сомнения. А затем объявил, что в пятницу о движении "Третья волна", сотни отделений которого открыты во многих городах и школах, будет показана передача по телевидению. Они увидят лидера движения, который готов вступить в схватку за президентский пост.

Недельный эксперимент подходил к концу. В актовом зале, украшенном знаменами "Третьей волны", яблоку негде было упасть. В полдень Джонс выставил у закрытых дверей "часовых". После дружного скандирования: "Сила в дисциплине!" он включил телевизор. Но вместо вождя несуществующего молодежного движения на экране появились кадры из документального фильма о фашистской Германии. С ее железной дисциплиной, бесконечными парадами и факельными шествиями. Это был шок, усиленный беспощадными словами любимого учителя: "Вы ничем не лучше тех немцев, которые ничего не хотели видеть и слышать. Вам нравилось быть "избранными". И вы, не задумываясь, продали свою свободу за те преимущества, которые якобы дают дисциплина и превосходство. Легко променяв собственные убеждения на хоть и большую, но приятную ложь. Но вы никогда не признаетесь в этом даже себе".

Не каждому дано искусство слушать пульс нации открытым ртом. Однако и пропагандистская ложь может многое рассказать о нравственном климате государства. Тот же турецкий путч был хоть и отчаянной, но совершенно безнадежной попыткой переломить ход истории. За тринадцать лет эрдоганской власти страна изменилась кардинальным образом. Прежде всего, идеологически. Но еще разительней - психологически. Выросло поколение, взявшее на вооружение совершенно иные ценности. А "июлисты" этого либо не учли, либо вообще проигнорировали. Кстати, подобная аналогия просматривается и в так называемом "палестинском вопросе". Тот анклав, который по задумке международных политических мошенников должен был стать цивилизованным государством, превратился в рассадник беззакония и террора. И другим ему уже не стать. Ибо вместо того, чтобы строить государство, тунисская банда на протяжении более двадцати лет разрушала то, что было уже построено. При полном всеобщем "одобрямс".

Впрочем, если вдуматься, то и историю, с точки зрения современного международного права, можно смело отнести к разряду чисто агитационных материалов. Нюрнбергский трибунал так и не смог подписать смертный приговор нацизму, а скорее лишь констатировал, что основная задача любой власти - остаться у власти. Еще не успели просохнуть чернила под обвинительным заключением, как вчерашние обвинители дружно бросились спасать избежавших суда немецких военных преступников. Только в Северной Америке нашли убежище, как минимум, три тысячи беглых гитлеровцев. По данным "The New York Times", каждый восьмой из них работал на ЦРУ. А из 20 миллионов установленных пенсионных отчислений около шести миллионов долларов было выплачено депортированным впоследствии из США полицаям и эсэсовцам. И это только вершина айсберга. "Коричневое" наследие нынче всюду - от ветеранских шествий и неонацистских сборищ до международных шабашей отрицателей Холокоста.

Впрочем, жизнь тоже не стоит на месте, добавляя в свою палитру новые краски. Сегодня красно-зелено-коричневые идут единым строем. В ООН, ЮНЕСКО и МАГАТЭ. На митингах и демонстрациях, в интернет сообществах и молодежных лагерях. Исламо-фашизм возник не на пустом месте. Его вскармливали нацистской идеологией. Оплачивали нефтяными деньгами. Обучали, вооружали, обеспечивали всестороннюю политическую и дипломатическую поддержку, причем на самом высоком уровне. Пытаются делать это и сейчас. Но правила изменились. И теперь дракон начал пожирать тех, кто его нянчил и пестовал. Америка больше не указ. И Европа - не диктат. А Россия - просто поставщик дарового оружия. Все они повязаны одной цепью. Поскольку мало того, что вмешались в суннито-шиитские разборки, так еще и открыто выступили на стороне шиитов, составляющих в лучшем случае всего лишь пятую часть от общей численности мусульман. И за это придется заплатить большой кровью. Одним страхом, похоже, на этот раз не отделаться. Израилем тоже больше не прикрыться. В этой войне без правил каждый теперь сам за себя.

Рону Джонсу не могло такое присниться даже в страшном сне. Многие годы спустя он признался, что и предположить не мог, как его невинный, на первый взгляд, педагогический эксперимент сможет зайти столь далеко. Не оставив, по сути, в душах никакого следа, кроме разве что разочарования и опустошенности. Более того, об этом в общем-то совершенно спонтанном опыте, возможно, никто так бы и не узнал, если б Джонс не рассказал о нем в своей книге, посвященной проблемам педагогического воспитания. Потребовалось еще десять лет, чтобы этот эпизод лег в основу короткометражного фильма Александра Грассхоффа "The Wave". Что, в свою очередь, натолкнуло Тодда Страссера на идею романа с одноименным названием, который 27 лет спустя экранизировал немецкий режиссер Деннис Ганзель. А в 2011 году был снят документальный фильм "Lesson Plan", главными героями которого стали сами участники эксперимента, включая его инициатора Рона Джонса.

В чем же все-таки урок Рона Джонса? Неужели только в том, что негодяями не рождаются, а становятся? В 1971 году стэнфордский психолог Филип Зимбардо провел свой эксперимент, вошедший в историю как "тюремный". Отобрав 24 добровольца, он с помощью жребия разделил их на охранников и заключенных. После чего поместил в условную тюрьму. "Охранники" должны были в течение двух недель обеспечивать установленный порядок, не прибегая при этом к насилию или физическому давлению, а "заключенные" - соблюдать тюремный режим. Однако эксперимент пришлось свернуть уже на шестой день. Ибо все без исключения "охранники" превратились в натуральных садистов, которые самыми изощренными способами начали издеваться над "заключенными". Особенно по ночам, когда, как они считали, камеры наблюдения были отключены. В итоге "заключенные" оказались на грани нервного срыва, а двоих и вовсе пришлось срочно заменить.

Позже Зимбардо назвал это "эффектом Люцифера". Но его попытка объяснить в своей книге "The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil", почему, казалось бы, хорошие люди превращаются вдруг в закоренелых злодеев и подонков, по-моему, не увенчалась успехом. Ибо психоанализ, если и дает ответ, то в лучшем случае лишь частичный. Вокруг нас много соблазнов. И коль человек лишен внутреннего нравственного стержня, ему против них не устоять. Он будет раз за разом, как флюгер, разворачиваться вслед за "ветром". Вопрос лишь в "учителе", за которым дело рано или поздно не станет. В этом главная ценность экспериментов Рона Джонса и Филипа Зимбардо. И одновременно поистине настоящая трагедия. Потому что признать их правоту - значит, признать, что этот мир, построенный на подлости и лжи, вообще лишен какого-либо смысла. Но, что ни говорите, как все-таки приятно, сидя в глубокой заднице, смотреть при этом на всех свысока.

Боязнь совершить ошибку, выглядеть нелепо, обратить повышенное внимание на себя, быть осмеянным — это питательная среда для формирования поведения, позволяющего избегать неудач. Казалось бы, что в этом страшного? здорово, если человек умеет лавировать и не ввязываться в рискованные предприятия. Но нет, такая мотивация прямо противоположна
стремлению к успеху.

Если мотивация — избегание неудач рулит нами, мы преувеличиваем трудности, искаженно оцениваем ситуацию, игнорируем помощь, занижаем свои возможности и находимся в постоянном недовольстве собой. Даже обладая всем необходимым для решения задачи, не отдаём себе в этом отчет и раздражаемся на людей, пытающихся нас вдохновить.

Внутренние объяснения поведения подстраиваются под мотивацию — мы говорим себе, что другие люди удачливее, что у них есть протекция, что не всем везет, что попробуем в следующем году, мы уже слишком стары для всего этого, и самое грустное — что нам все это не надо.

Иногда мы даже беремся за некоторые задачи, но организуем все так, чтобы потом можно было себе простить эту неудачу и не быть за неё ответственным. Мы прикладываем слишком мало сил («ну и что, ведь я даже не старался!») или непропорционально много («я все жилы порвал, а они даже не оценили!»), чтобы можно было снять с себя ответственность за то, что ничего не получилось.

А коридор между этими крайними вариантами, в котором количество вложенных сил соответствует требованиям задачи, игнорируем. Вам показалось знакомым это описание?
Не мудрено, ведь страх сделать ошибку в той или иной мере присущ каждому человеку.
Вот его основные элементы:
недооценка своих возможностей;
переоценка трудностей задачи;
переоценка последствий неудачи;
страх перед тем, «что скажут люди».
Используя эти элементы как мишени, мы можем прикоснуться к страху неудачи и поставить его под сомнение.

1. Недооценил свои возможности

Это — фильтр из убеждений, которые мы присвоили в процессе жизни и не подвергаем сомнениям.
«Не берись, если не знаешь», «Ты неуклюжий», «Все равно не получится», «Мама (папа, бабушка — подставьте сами) лучше знает», «Поставь, а то разобьешь», «Так и знал, что у тебя не получится», «У Васи оценки лучше, а ты — бестолочь ленивая», «Сколько ни бейся — все равно не выйдет».

Такие убеждения в массе своей закладываются в детстве, когда еще трудно противопоставить собственный опыт тому, что вкладывается, как истина, снаружи. Иногда можно увидеть такую ситуацию: ребенок висит на турнике вниз головой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как здорово у него получается, а мама ему кричит: «Немедленно слезай, а то упадешь!» У него уже получилось, он уже смог, но этот опыт вычеркивается, вместо него записываются стыд, вина и запрет на экспериментирование.

Внешний взгляд на себя — неловкого, недалекого, неумного — заменяет собственное мнение, становится пыльным стеклом, через которое человек смотрит на себя и свои желания. Вооружаемся самой сильной бытовой химией и устраиваем генеральную уборку!

Понадобится — возможность уединиться. Дополнительные опции — семейный фотоальбом, старые детские тетрадки (если они сохранились).

Инструкция — Ваше прошлое и настоящее пластичны. Вы сами решаете, какие события в них действительно важны, а какие — нет. Нет воспоминаний более важных и менее важных, но вы сами решаете, на какие из них опереться. Вспомните уникальные эпизоды из вашей жизни, когда вы были настойчивы, решительны и смелы (исследовали что-то, ходили в поход в лес и помогли другу спастись от пчел, добились признания в дворовой команде по футболу, спасли тонущего товарища, защитили от неприятностей друга и многое другое). Каждый человек — герой, если даст себе труд об этом помнить. Вспомните ситуации, в которых вам удалось добиться желаемого, в которых исполнялись ваши заветные желания, сбывались мечты.
Каждый такой эпизод опишите одной фразой — емкой, глубокой и важной, которая станет вашим компасом и флагом. Например, «Я переплыл глубокую реку, сейчас река не глубже, чем тогда». Разместите напоминания об этом эпизоде в своем пространстве — увеличьте и распечатайте фотодоказательства, повесьте на память об этом событии кулон, вложите в паспорт записку, нарисуйте картину по этому сюжету — используйте любые средства, чтобы сделать воспоминание ярким и стойким. Постройте из напоминаний об успехе опорную сеть и каждый раз, когда сомнения пытаются взять верх, откидывайтесь на нее, чтобы она спружинила и придала сил.

2. Переоценил трудность задачи

Этот «дефект» восприятия реальности можно преодолевать интеллектуальным путем. Нужно научиться внимательно разбирать ситуацию, раскладывать ее на части и анализировать. Строить график работ — «делить слона по частям». Даже многостраничный роман, который вы, может быть, не решаетесь написать, состоит из глав, а главы — из страниц.

Понадобится — свободное время, специализированные книги.

Инструкция — Изучайте методики и техники, которые заметите вокруг себя, расспрашивайте друзей и знакомых о том, как они справляются со своими задачами. Найдите тот способ, который подходит именно вам. Зачем? Чтобы вывести себя из того парализованного состояния, в которое вас вводит мысль «Я не справлюсь». Перед тем, как перепрыгнуть преграду, всегда нужно разбежаться. Если встать вплотную к ней и смотреть, какая она высокая, ничего не получится. Вопрос только в том, какая техника и тактика разбега подходит именно вам.

3. Переоценил последствия неудачи

Часто мы даже не пытаемся рискнуть и взяться за что-то новое, важное и сложное, потому что ошибка кажется нам фатальной. Если не получится — случится что-то страшное! А что, собственно? Вы когда-нибудь заглядывали за свой страх? Вдруг там на самом деле ничего нет?

Понадобится — лист бумаги и карандаш.

Инструкция — Вверху листа кратко опишите суть задачи, с которой вы боитесь не справиться. Поставьте под ней в середине листа стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «Что в действительности произойдет, если не получится?» Напишите под стрелочкой первый пришедший в голову ответ. Поставьте под ним стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «К чему это приведет?» Зафиксируйте ответ, под ним нарисуйте стрелку. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не дойдете до предельного ответа, из которого уже ничего не выводится. Если листок кончился, а ответы еще есть, приклейте к нему снизу еще столько листов, сколько будет необходимо, — так, чтобы все ответы были перед глазами и вам не нужно было переворачивать листы бумаги, чтобы прочитать продолжение. Отложите получившуюся последовательность в сторону на полчаса.
Вернувшись, прочтите свои ответы и задумайтесь: стоят ли эти последствия того, чтобы отказываться от попытки? Похожи ли они на реальность, или вы позволили страху увести вас на темную сторону бытия? Приводят ли такие ошибки именно к этим последствиям, или все немного преувеличено? Есть ли у вас возможность заранее подстраховаться против этих последствий? Не получилось ли так, что в ваши решения вмешиваются страхи, не имеющие отношения к задаче? Это ваши мишени, вас беспокоят именно они, а вовсе не страх ошибиться.

4. А что скажут люди?

Страх общественного осуждения построен на дисбалансе в оценках — их достижения и мнение «стоят» по вашему внутреннему курсу выше, чем собственные. Таким образом, почти каждый посторонний человек может назвать черным то, что вы видите белым, и заставить вас сомневаться в собственном видении.
А в наших ожиданиях мнение посторонних людей сливается в массу общественного мнения. Как будто в каждый момент времени мы окружены толпой наблюдателей и судей с лупами и биноклями, регистрирующих каждый шаг. У них нет своих семей, работы, занятий и досуга, вся их жизнь посвящена тому, чтобы вас осуждать, а их мнение сразу же записывается на небесах как истинное и нерушимое. Так?
Мы, конечно, преувеличиваем, но в конечном итоге можно обнаружить, что величина страха ошибиться на глазах у других людей не соответствует реальному любопытству и времени, которое они могут посвятить именно вам. Этот страх уходит своими корнями в установку, с позиций теории Эрика Нерпа описанную как «Я не окей, ты — окей». Все вокруг — лучше меня, их мнение важнее, их опыт ценнее, их успехи ярче. «Я» скрыто от глаз, а «Другой» освещен блеском наград и достижений. Этот дисбаланс дорого стоит носителю подобной установки.

Понадобится — несколько листов бумаги А4, карандаш или ручка, линейка, не меньше одного часа времени.

Инструкция — На уроках истории вы, наверное, не раз чертили стрелу времени и размещали на ней события в хронологическом порядке. Сейчас в похожей форме вам нужно будет расположить на стреле вашего личного времени достижения и победы начиная от раннего возраста до сегодняшних дней. Например, то, что в начальной школе вы справились со страхом зубного кабинета, — это подвиг. Не поддавайтесь на голос скепсиса, который будет нашептывать, что подвиг — это спасти человека или завоевать золотую медаль на Олимпийских играх.

Когда стрела времени будет готова и осмыслена, на отдельном листе сделайте такую же стрелу, но только посвященную вчерашнему дню. Зафиксируйте все свои достижения за последние сутки — даже если их масштаб будет небольшим, вроде «встал по будильнику и успел вовремя на работу». Проделывайте это упражнение десять дней подряд, рисуя стрелу с успехами последних суток.
В какой-то момент вы заметите, что беретесь за более сложные задачи, потому что вам приятно зафиксировать их на этой линии. Если потребуется, продолжайте рисовать стрелы до тех пор, пока будете нуждаться в этом инструменте.

Страх неудачи — это такой же «слон», как любая другая задача. Перестав принимать его как данность, вы можете начать с ним бороться и справляться. Мы разбили его для вас на удобные куски, каждый из которых можно легко «прожевать». На «переваривание» может уйти довольно много времени, и, возможно, вам захочется повторить некоторые этапы несколько раз для закрепления эффекта, но оно того стоит.


А ещё у нас есть


Страх – это самое сильное и самое мотивирующее животное чувство. Если на человека, который еле ходит, спустить собаку, он будет бежать как спринтер, спасая свою жизнь. В этот момент он вряд ли вспомнит, что у него больное сердце или ревматизм.

Мотивация от страха работает всегда

Как бы мы ни были воспитаны, и чем бы ни занимались в жизни. Но мы-то хотим научиться мотивировать себя заниматься здоровьем, или семейными отношениями, или карьерой не когда «жареный петух клюнул», а когда сами того пожелаем!

Почему человеку трудно начать действовать и развиваться, пока не прилетит страшная «задница», мотивирующая «бежать», чтобы спастись?

Чему нас научили в школе?

В системе, где людям ставили оценки, унижали двоечников и воспевали отличников, учили действовать исключительно от страха. Не ответишь – получишь двойку, ответишь плохо – тоже двойка.

Ученик сидит и трусится от страха, пока учитель водит ручкой в журнале, вычисляя, кого вызвать сегодня. В этот момент ему больше всего хочется убежать от ответственности, скрыться с глаз долой. Ему добровольно вызываться не хочется (т.е. самому начать действовать), потому что в основном инициатива и гибкость в любом ее проявлении задавливается – напр., развести дискуссию, поспорить с учителем, списать, схитрить, поюморить и т.д.

Сделать то, что не велит система, настолько страшно, что в зрелом возрасте мы делаем прорывы и выбор в сторону развития только по принуждению или пинку под зад.

Действовать от мотивации удовольствия (я сам проявлю инициативу, рискну, сделаю первый шаг) – в школе по умолчанию было признаком хамства, зазнайства и наглости. Таких учеников не любили, и пытались всячески демотивировать любые подобные проявления.

Теперь, когда человек вырос, он бьется головой о стену и не понимает, почему же так трудно мотивировать себя положительными установками?

  • Уже весь обложился аффирмациями!
  • Уже все зеркала, туалет и холодильник пестрят картами желаний и прочими уловками для получения денег, любви и прочей радости в жизни!
  • Уже сотый раз начинаю бегать, а хватает только на пару дней. Ничего не помогает!

Почему же так трудно получить результат посредством визуализации и различных положительных установок и мотиваций? Потому что основная масса привыкла добиваться результата от страха. Если страха нет – то просто сидим и ждем его очередного визита, снова бездействуя (парадоксально, но здесь работает привычка).

Что происходит энергетически в момент, когда человек сильно боится?

У него высвобождается большое количество энергии, которую он отдает, спасая свой организм от разрушения. Сильный страх присутствует до и во время экзаменов, контрольных, дипломных и прочих. Вся энергия уходит на поддержание чувства страха в поле человека. Как только экзамен сдан, он буквально падает без сил. На реализацию собственных желаний уже не остается ресурса.

Действовать от страха мы умеем, а чтобы научиться действовать от положительной мотивации, нужно обладать просто невероятным зарядом энергии. Для запуска нового проекта требуется вложить огромный ресурс, как ракета на взлете.

Где брать энергию на действие от положительной мотивации?

Нужно перестать бояться! Т.е. отдавать всю свою энергию на эту огромную присоску из страха в любом его проявлении. Самый верный способ – посмотреть страху в глаза, как многие советуют. На деле же, нужно просто перестать «быть красивым».

Что это значит? Перестать «быть красивым» – перестать лицемерить и улыбаться в глаза тому, что уже давно хочешь «послать».

«Простите, пожалуйста, но вы меня так достали!» или «Извините, но я больше не хочу этого слушать. Мне это не нужно!» Мы боимся отказать, боимся обидеть, боимся показаться глупыми, боимся выглядеть плохо перед кем-то, и потому лицемерим.

Действовать от удовольствия возможно только тогда, когда человек ведет себя искренне и честно отвечает себе на вопрос: «Хочу я это делать или же это чье-то желание и мной просто манипулируют?» Вот примеры положительной мотивации – от удовольствия.

  • «Заработаю денег – поеду на Карибы!»
  • «Приведу себя в порядок – выйду замуж!»

В детстве у нас не было выбора – ходить в школу или нет. Сейчас мы имеем право «послать» то, что причиняет нам боль или дискомфорт, или душит всю жизнь.

Переписать старые программы гораздо проще, чем кажется. Нужно просто начать действовать наоборот. Если раньше улыбался внешне, а внутри все кипело, то сейчас – махать ручкой всему неприятному.

Станьте искренними, как дети, делайте то, что нравится, общайтесь с теми, кто вам приятен – и вы увидите, что энергия на реализацию желаний от положительной мотивации появится!

P.S. Фильм «Секрет» работает там, где нет страха.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...