Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Понятие о педагогическом общении. Педагогическое общение

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Педагогическое общение [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современных условиях, когда педагогика в очередной раз переживает непростые времена, крайне важно не забывать те понятия и явления, которые составляют ее основу. Одним из важнейших категорий в педагогической науке является педагогическое общение. Кроме того, коммуникативные навыки педагога относятся к числу его профессиональных компетенций.

Понятие педагогического общения

В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом. При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания .

Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие "педагогическое общение" было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

К проблеме трактовки термина "педагогическое общение" обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

Понятие педагогического общения

Трактовка термина "педагогическое общение"

А.А. Леонтьев

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся .

Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты .

И.А.Зимняя

Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся .

В. А. Сластенина

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

Коджаспирова Г. М.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе

В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия "педагогического общения" как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

  1. контактная,
  2. информационная,
  3. побудительная,
  4. координационная,
  5. понимания,
  6. амотивная,
  7. установления отношений,
  8. оказания влияний .

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

Важно выделить следующие особенности педагогического общения :

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
  5. Сочетание делового и личностного общения.
  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
  9. Полифункциональность, целенапавленность.
  10. Комплиментарность.

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения . Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации. Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных.

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение . Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Литература

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП "Инновационный центр "РОСТ", 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.


Педагогическое общение это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности . (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).

Стили педагогического общения и руководства

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Стили педагогического руководства:
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

Этапы педагогического общения

1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком

1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Основные правила педагогического общения

Проявлять педагогический такт.
Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогическое общение Выполнил: студент I курса группы ПДЗ заочной формы обучения Хрипкова Наталья Васильевна

Введение 1.Сущность и структура педагогического общения 2.Виды педагогического общения 3.Стили педагогического общения 4. Культура педагогического общения Заключение Литература Содержание

Общение является центральной проблемой педагогики и педагогической психологии. Оно выступает основным средством решения задач обучения, воспитания и личностного развития учащихся и направлено на создание благоприятного психологического климата, оптима­льного состояния учебно-воспитательного процесса и эффек­тивное достижение педагогической цели. Сфера педагогического труда, как известно, относится к так называемому социономическому типу (по классификации Е.А. Климова), или такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Введение

Начало изучению этих вопросов положили несколько направлений исследований, проводившихся и проводимых в стране. Это работы по вопросам социальной перцепции (А.А. Бодалев и его сотрудники), исследования по теории коллектива и межличностных отношений в педагогическом процессе (А.В. Петровский и его сотрудники, Я.Л.Коломинский), цикл трудов по психологии труда учителя (Н.В. Кузьмина и ее сотрудники, А.И. Щербаков и его сотрудники). Эти психологические исследования в известной мере подготовили появление в середине 70-х гг. ряда первых отечественных работ по проблемам педагогического общения (В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Я.Л. Коломинский). В них была предпринята попытка изучить структуру и особенности педагогической коммуникации, выделить ее основные образующие компоненты, изучить их взаимосвязь с содержательными и методическими аспектами как педагогического процесса, так и деятельности самого педагога. Так была выделена и формализована категория педагогического общения, которая в педагогической деятельности выступает как ее социально-психологический стержень.

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. Сущность и структура педагогического общения

Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности. В общении выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Существенно, что все эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная – в регуляции взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная же – в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Функционально педагогическое общение – это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Образующийся в нем специфический синтез всех его основных характеристик выражается в новом качественном содержании взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяемого особенностями той системы отношений или «педагогической системы», в которой они находятся. Выделяют следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: Общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); Система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; Ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Виды педагогического общения (классификация по А.А.Леонтьеву)

1. Социально-ориентированное общение, формами которого являются лекция, доклад, ораторская речь, обращенная к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступает при этом как представитель общества, он побуждает людей к непосредственной социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторой социально значимой идеи, задачи и т.п., обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения. 2 . Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде, в учебе. 3 . Личностно-ориентированное общение представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направленное на решение личностных задач, в том числе и в процессе совместной деятельности. 4 . Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором, по словам А.А. Леонтьева, взаимоотношения “субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные”.

Стили педагогического общения В.А. Кан-Калик выделяет пять различных стилей педагогического общения на основе следующих позиций: Стиль общения преподавателя и учащихся на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Такое об­щение может складываться в процессе совместных исследований, руководства выполнением курсовых и дипломных работ, приглашения выпускника в аспирантуру. Оно характерно для сложившихся научных школ. 2. Стиль общения на основе дружеского расположения. Однако при этом обязательно должна быть соблюдена определенная мера дистантности, которая сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса педагогического взаимодействия.

3 . Стиль общения на основе четко установленной и неукоснительно выдерживаемой дистанции. При этом преподаватель дистанцируется от учащегося, подчеркивая свой опыт и знания, различия в социальном статусе. Но дистанция должна быть основана на авторитете. В противном случае может резко снизиться общий творческий уровень совместной работы обучающего и обучаемого. 4. Стиль общения, основанный на устрашении учащихся. Является крайне негативной формой общения, носит антигуманный характер и чаще всего вскрывает педагогическую не­состоятельность прибегающего к ней преподавателя. 5. Стиль общения на основе заигрывания с учащимися. Этот стиль общения является ложным, обычно преподаватель, прибегающий к нему, имеет целью завоевать у учеников дешевый авторитет.

А. С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Общение-заигрывание возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции при частом их использовании становятся своеобразными штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения и затрудняя достижение целей учебно-воспитательного процесса. В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

С позиций наиболее характерного проявления в классификации стилей педагогического общения выделяются такие его разновидности, как автократический, авторитарный, демократический, свободно-либеральный, либеральный и непоследовательный. Автократический (или самовластный) стиль общения имеет место в тех случаях, когда преподаватель осуществляет единоличное управление учебно-познавательной деятельностью коллектива учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды, не допуская каких-либо критических замечаний. При этом он последовательно предъявляет к учащимся определенную совокупность требований и осуществляет жесткий контроль их исполнения. Авторитарный (или властный) стиль общения допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими принципами, взглядами и установками. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учеников, прививает им культ силы, способствует формированию невротиков, приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам. Основными формами взаимодействия преподавателя при этом стиле является приказ, указание, инструкция, выговор.

Демократический стиль общения предполагает внимание преподавателя к ученикам и учет их мнений, стремление понять их, убедить в своей правоте, а не приказывать. В этом случае преподаватель стремится вести диалогическое общение “на равных”, развивать у учащихся навыки самоуправления, максимально учитывать их индивидуальные особенности. При демократическом стиле общения преподаватель стимулирует обучаемых к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. Основными способами общения при этом выступают просьба, совет, информация, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения отличается проч­ными учебно-научными контактами с учениками и стимулирует их к успешной познавательной деятельности. Свободно-либеральный стиль общения характеризуется фамильярностью, попустительством, анархией. Это наиболее “вредный” для дела и разрушительный стиль. Он дезорганизует нормальную учебно-познавательную деятельность учеников, снижает значение контроля ее результатов, порождает у обучаемых неопределенность, вызывает у них напряженность и тревогу.

Либеральный стиль общения выступает как своего рода анархический, попустительский. Преподаватель, который следует ему, старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. При использовании этого стиля преподаватель лишь формально выполняет свои функциональные обязанности, ограничиваясь только преподаванием как изложением учебного материала. Следствием подобной тактики также является отсутствие должного контроля за результатами деятельности учащихся и динамикой их личностного развития. Непоследовательный, алогичный стиль общения состоит в том, что преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей общения, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учениками, к появлению конфликтных ситуаций.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: монологическому и диалогическому. При монологическом х арактере общения осуществляются субъект-объектные отношения, где субъектом выступает преподаватель, а объектом – ученик. При диалогическом же общении устанавливаются более продуктивные субъект-субъектные отношения, в процессе которых преподаватель взаимодействует с учениками на основе партнерских отношений, в союзе с ними. Здесь в максимальной степени реализуются принципы современной педагогики сотрудничества.

Различные стили общения порождают определенные модели поведения преподавателя при взаимодействии с учениками. Условно их можно обозначить, следуя Л.Д. Столярен­ко, следующим образом: Диктаторская модель соответствует поведению преподавателя, при котором он как бы отстранен от обучаемых. Они для него существуют лишь как некая безликая ма­сса слушателей. У такого преподавателя отсутствует всякое личностное взаимодействие с ними. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствием этой мо­дели поведения выступает отсутствие необходимого психологического контакта, а следовательно, полная безынициативность и пассивность учеников. Неконтактная модель близка по своему психологическому содержанию к первой. Однако отличается от нее тем, что между преподавателем и учащимися существует слабая обратная связь ввиду произвольного или непреднамеренно возведенного барьера, в роли которого могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, поверхностно-сни­сходительное отношение к обучаемым. Отсюда и происходит его слабое взаимодействие с учениками и подчеркнуто равно­душное отношение к нему с их стороны.

Модель дифференцированного внимания основана на из­бирательном отношении преподавателя к учащимся. Преподаватель при этом обычно ориентирован не на весь состав класса, а лишь на некоторую ее часть, преимущественно либо на самых талантливых учеников, либо на самых слабых. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения учеников с фронтальным подходом. В результате нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель – коллектив учащихся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. Гипорефлексная модель заключается в том, что преподаватель в процессе общения с учениками как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична, он слышит только себя и никак не реагирует на слушателей, не интересуется восприятием ими учебного материала. В этом случае отсутствует необходимое взаимодействие между учениками и педагогом, его учебно-воспитательное воздействие оказывается чисто формальным.

Гиперрефлексная модель психологически противоположна предыдущей модели. Преподаватель, избирающий такую модель поведения, озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается учащимися. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая для него доминирующее значение, он постоянно сомневается в действенности и убедительности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, часто принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву. Выбор этой модели поведения не исключает ситуации, в которой бразды правления окажутся в руках учеников, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования состоит в том, что свои взаимоотношения с учениками преподаватель строит по некоторой жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитывается состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и другие особенности. В результате идеально спланированное и методически отработанное занятие не достигает своей цели.

Модель активного взаимодействия является наиболее эффективной. При этом преподаватель постоянно находится в диалоге с учениками, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате класса и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением необходимой ролевой дистанции. Как следствие, все возникающие учебные, организационные и этические проблемы обычно плодотворно и творчески решаются совместными усилиями. Именно поэтому такая модель поведения наиболее продуктивна.

Культура педагогического общения Культура педагогического общения - профессиональное общение педагога с учащимися с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, которое предполагает учет эмоционального состояния, интеллекта, возраста воспитанников и психологического микроклимата в коллективе. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому). Процесс социального восприятия предполагает, прежде всего, наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания. Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться, безусловно, принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит: проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия. Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

Заключение Проблема педагогического общения является в настоящее время одной из наиболее сложных проблем современной школы, поскольку общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями.

Литература 1.Бодалев А. А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО « Модэк », 1996. – 213 с. 2.Золотнякова А. С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 1979. – 323 с. 3.Каган М. С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. – 256 с. 4.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 290 с. 6.Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн.для учителя. М.,1989–249 7.Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К.Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. – 367 с. 8.Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 52-67 . 9.Макаренко А. С. Собрание сочинений: т. 4. – М.: Педагогика. – 360 с. 10.Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Якушева С.Д. – Оренбург.: 2004 – 230 с. 11.Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - C. 238-247 . 12.Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. С. Ярошевского. М., 2004. – 560 с. 13.Психология: Учебник для пед. Вузов/Под редакцией Б.А.Сосновского.М., 2008. – 660 14.Интернет - ресурсы: http:// ped - kopilka . ru / .

Спасибо за внимание!


Педагогическое общение — это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко. На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнерами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний. Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации. Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Виды деятельности - игровая, познавательная, трудовая, художественная, творческая, спортивная - осуществляются в определенной системе отношений с другими людьми.

Воспитывая творческую личность, мы воспитываем чувство ответственности человека перед своим даром и понимание того, что он живет среди людей. Чем больше душевных сил человек тратит в процессе общения, тем больше получает сам. В процессе педагогического общения формируется умение работать с людьми, понимать их, дружить и любить.

Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда, применял новые методы и способы в своей профессиональной сфере. На уроках искусства воспитываются гуманистическая позиция, способность принимать мир открытой душой, радоваться жизни во всех ее проявлениях, а не искать бесплодных удовольствий, особенно за счет других людей. Таким образом, по ходу воспитания и обучения ученики усваивают культуру чувств и общения.

Общение строится на основе закона, открытого П. П. Кропоткиным: фактором эволюции человеческого общества является не только борьба за существование, но и полярное ей явление - взаимопомощь. Подражание и взаимопомощь, включенные в общение и труд, способствовали превращению стада в первобытную орду и затем в племя.

Другой закон общения перекликается с библейской истиной: «Мерою, которой ты меряешь, будет отмеряно и тебе». Стало быть, в общении получаешь столько, сколько отдаешь сам.

Наконец, третий закон сформулировал А. А. Ухтомский. Он назвал его «законом заслуженного собеседника». Этот закон гласит: каждый имеет таких партнеров по общению, каких он заслуживает. Продолжим эту мысль: каждый педагог имеет таких учеников, каких он заслуживает.

Целью общения во всех случаях является:
Формирование образов другого и понятий о личностных особенностях другого. Педагогическое общение имеет, таким образом, познавательный аспект.
В процессе общения проявляется эмоциональное отношение общающихся. Эмоциональный аспект педагогического общения имеет важное значение. Так возникает особая атмосфера доверия, в которой ученик может раскрыться. В противном случае могут возникнуть зажимы, и тогда способности не получат развития.
Общение предполагает определенный поведенческий комплекс: слова, поступки, дела, стиль общения. В педагогике искусства желательно стремиться к диалогу учителя и ученика, вовлекать ученика в атмосферу совместных поисков, где нет готовых ответов.
Принцип взаимной доброжелательности должен соотноситься с принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога.

Все сказанное требует от педагога постоянного расширения собственных творческих возможностей. Очень трудно преодолевать силу инерции, шаблона, формальностей, искать новые средства воздействия на ученика.
Во-первых, творчество педагога проявляется в способности диагностировать психологическое состояние ученика, уровень его способностей, индивидуальные особенности его личности.
Во-вторых, педагогическое творчество - это способность предвосхищения, предвидения того, кем может стать ученик, в какую сторону разовьются его способности. В связи с этим педагог не имеет права на предвзятость. Он должен диагностировать потенциальные способности и творческие возможности ученика.
В-третьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих способностей не только на уроках, в пределах избранной специальности. Индивидуальное обучение - важная особенность художественного образования. И необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала ученика.
В-четвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход к обучению.
В-пятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из импровизаций - мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ученика.

Наконец, в-шестых, творчество проявляется и в том, чтобы придать уроку выразительную форму - со своей экспозицией, конфликтами, кульминацией и развязкой. Таким образом, урок является как бы маленьким спектаклем, цель которого - увлечь ученика.

Итак, педагогика творчества-это активный, конструктивный диалог с учащимися, общение личности с личностью, в процессе которого совместными усилиями добывается истина. Воспитывать творческую личность может только творческий педагог. Однако в отличие от многих других видов творчества он, как и врач, не имеет права на ошибку.

Рассмотрим содержание педагогического общения.

Напомним, что воспитание формирует потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы, мировоззрение, причем педагог добивается максимального развития каждого ребенка согласно его уникальной природе и его потребностям. Это процесс непрестанного руководства, для того чтобы каждый ребенок стал хорошо приспособленной и счастливой личностью. Вместе с тем это руководство осуществляется максимально незаметно.

Воспитание творческой личности осложняется тем, что, как мы уже знаем, творческому ребенку свойственны частые нарушения дисциплины; способности выше среднего уровня, широкие интересы, большая чувствительность способствуют возникновению конфликтов. Один из основных законов педагогики творчества можно сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у ребенка было удовлетворяющее его творческое дело.

Воспитание протекает параллельно учебному процессу и неотделимо от последнего. Поэтому напомним некоторые принципы творческого обучения: важнейший из них - принцип опережающего развития. Его смысл состоит в том, чтобы давать ученикам задания достаточно трудные, но выполнимые. Это заставляет работать с предельным напряжением и стимулирует развитие имеющихся у ученика потенций.

Другим принципом педагогики творчества является признание способностей ученика и поощрение его творческой деятельности. Важно только помнить, что поощрение, ставшее привычным, демобилизует личность, и его надо вовремя прекратить. Поощрять следует только выполнение более трудных, но посильных заданий.

Важно внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям активности ученика, особенно если это ребенок. Трудность состоит в организации благоприятного психологического климата, где легко «высказывать идеи», но организована дисциплина, а труд осмыслен и целесообразен.

Отсюда принципы, сформулированные в свое время известным театральным педагогом 3. Я. Корогодским:
Педагог, как садовник, - он не должен ждать непосредственных результатов своей деятельности, они могут сказаться в отдаленном будущем. Педагог должен уметь ждать.
Ученик имеет право на ошибку. На ошибках учатся, поэтому всегда лучше пробовать, чем наблюдать, как выполняют задания другие.
Нет глупых вопросов, есть глупые ответы.

Одной из важных задач воспитания является стимуляция высокой самооценки, вытекающей из успехов сделанного дела. Поэтому оценивать результаты учебной деятельности следует не с позиций общего стандарта или предвзятости, а особо отмечать индивидуальные достижения ученика. Оценивать результаты достаточно трудно: оценка должна быть максимально объективной и «включать цель будущего обучения», а форма поощрения - очень гибкой. Если поощрение стало привычным, его надо прекратить. Всегда можно в виде поощрения дать более трудное задание со словами: «Я знаю, ты с этим справишься». Так постепенно формируется мотив достижения, где главное - получить радость от хорошо сделанного дела. При этом фокус самооценки переносится с себя самого на дело, на выполнение поставленной цели (не «я умный, талантливый, удачливый», а «я хорошо, удачно выполнил это задание»).

Мастерство и искусство воспитателя состоят в том, чтобы ученик как можно меньше чувствовал давление и опеку, которая его тяготит и сдерживает творческое развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ученику должны быть максимальны. Поэтому от педагога требуется максимально гибкое отношение к тем, с кем сводит его профессиональная судьба.

Творческий ребенок может быть не понят в своей семье или в среде сверстников. Всегда важно наладить контакт с родителями, стараться дать возможность ребенку, и особенно подростку, помочь разобраться в себе и помочь родителям понять своих детей.

Обобщим сказанное.
1. Мы воспитываем творческую, т. е. общественно активную личность. Как писал В. А. Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, кто переживает эмоциональное благополучие. Поэтому необходимо постоянно помнить, что творческое воображение работает только на положительном эмоциональном фоне.
2. Педагогика творчества - это, прежде всего, педагогика отношений. Диалог личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом климате - атмосфере доверия, совместного поиска истины, восприимчивости к новым проблемам и новым способам их решения.
3. Главная задача воспитателя - формирование способности к труду в избранной области искусства. Для этого необходимо развитие комплекса свойств, необходимых для деятельности, и формирование умений применять на практике эти профессионально важные качества.
4. Обретенный опыт все время обновляется и используется избирательно в соответствии с новыми творческими задачами.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...