Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Разнообразие растений на земле схема. Разнообразие растений на Земле

Проект занятия:
Предмет - внеурочная деятельность;
Цель урока: знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах, группах
Задачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием растений на Земле.
  2. Расширить знания детей о растениях.
  3. Закрепить навыки постановки целей работы.
  4. Формировать навык самостоятельного изучения материала.
  5. Формировать навыки работы в парах, группах
  6. Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.
  7. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
  8. Развитие речи, памяти, воображения

Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

  1. Развивать умение работать текстом учебника и дополнительной литературой.
  2. Развивать умения выделять главное.
  3. Учиться работать в парах и группах.
  4. Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

Ход занятия

№ этапа

Этапыурока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Тему сегодняшнего занятиямы можем сформулировать, отгадав загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может (растение)

Вспомните, что вы знаете о растениях.

Я предлагаю провести наш урок по следующему плану.

растение

живой организм, без него невозможна жизнь

Знакомство с темой и планом

Постановка цели работы

Каковы цели нашего урока?

Замечательные цели вы поставили перед собой.

Целеполагание.

  1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.
  2. Совместное изучение свойств групп растений.

Знакомство со схемой.

Совместное изучение материала по плану

Рассмотрим схему «Разнообразие растений на Земле».

Какие группы растений представлены в ней?

Сможете ли вы назвать представителей каждой из этих групп?

Рассматривание схемы.

Перечисление представителей каждой из представленных групп

Знакомство с темой изучения.

Рефлексия 1.

Вывод.

Что вы узнали о первой группе растений?

Подведение итогов работы.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с глаз.

Изучение нового материала

Работа по «маршруту». Инструкция к работе.

1.Знакомство с темой изучения.

Для лучшего изучения материала я предлагаю провести тщательное изучение каждой группы растений.

Но такой большой материал трудно будет изучить самостоятельно, поэтому мы разделимся на группы и проведем работу по маршруту.

Каждый из вас имеет своё задание.

Прочитаем тему изучения для каждой групп

1 группа: С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

2 группа: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

3 группа: Лесная трава - резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками -

великанами могучими с кронами дремучими

Ещё 1 подсказка :

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

4 группа:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем

5 группа:

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде

Водоросли.

Папоротники

Хвойные растения

Цветковые растения

2. Изучение плана работы над темой.

Любая работа должна идти по строго определенному плану.

Прочитаем план работы «по маршруту», приведенный на индивидуальной карточке и на экране

Есть ли у вас вопросы по этому плану?

Желаю вам плодотворной совместной работы.

Изучение плана работы «по маршруту».

(Приложение 1).

  1. Самостоятельное изучение темы.

Работа по группам с использованием карточек.

1. Водоросли

3. Папоротники

4. Хвойные растения

5. Цветковые растения

  1. Взаимообучение

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Работа «по маршруту», определенному на карточках (приложение 3)

Рефлексия 2.

Вывод:

Что вы узнали о группах растений?

Удалось ли вам изучить материал?

Что помогло вам в этом?

Подведение итогов работы.

Самооценивание.

Оценивание работы одноклассников.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

Экспресс - тест.

Для подтверждения успешности работы на уроке предлагаю провести экспресс - тест с самооцениванием.

Выполнение экспресс - теста (приложение 2).

Самооценка работы

Рефлексия № 3.

Чему мы научились на уроке?

Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой?

Что помогло нам её достигнуть?

Обсуждение записи на доске.

Высказывания детей о форме проведения урока.

Оценивание работы

Сегодня мы провели прекрасную совместную работу.

Оценивание работы команд и отдельных учеников.

Оценивание работы отдельных учеников.

Приложение 1

План работы «по маршруту»

  1. Прочти статью.
  2. Подготовь пересказ.
  3. Задай свои вопросы, выслушай ответы соседа.
  4. Перескажи свою статью соседу.
  5. Внимательно послушай рассказ соседа.
  6. Ответь на его вопросы.
  7. Оцени свою работу.

Приложение 2

Экспресс - тест «Проверь себя» по теме «Растения в жизни человека»

Приложение 3

1) Водоросли.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Древнейшие

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

2) Мхи. На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум - это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

3) Папоротники. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

У славян легендарным растением был папоротник - ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

4) Хвойные растения

Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности

Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это - лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса - хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения

Цветковые - наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок - знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим

Кластер



Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на полученные знания, заполнить ее.

Список использованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс. Ч.1.- М.: «Вентана-Граф», 2012.
2. Исакова О.А. Поурочные планы по учебнику Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г. С. - В.: «Учитель», 2006.
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/

Виктория Таибова
Конспект образовательной деятельности на тему «Разнообразие растений» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности на тему "Разнообразие растений " для детей старшего дошкольного возраста (Интеграция образовательных областей : познание, художественное творчество, коммуникация.

Подготовила и провела воспитатель Таибова Виктория Эседулаховна

Цель : уточнить и систематизировать знания о растениях ; закрепить знания детей о частях растений и их назначении : корень, стебель, листья, цветы, семена. Закреплять приемы работы кистью и красками.

Воспитывать бережное отношение растениям .

Ход занятия

Здравствуйте ребята.

Внимательно послушайте мелодию и скажите, куда мы сегодня с вами отправляемся. Включается кассета («Звуки живой природы» ).

Как вы догадались? (На природу) .

На какие два вида делится природа? (Живая и неживая природа) .

Что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни) .

Что относиться к живой природе? (Растения , грибы, животные, человек) .

По каким признакам мы отличаем живое от неживого? (Питание, размножение, движение, дыхание, умирают) .

Связаны ли между собой живая и неживая природа? (Без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить) .

-Где легче дышится : в городе или в лесу? Почему? (В лесу. Так как растения выделяют кислород ) .

И сегодняшнее занятие мы посвятим растениям .

Я вам подготовила видео, в котором вы увидите большое разнообразие видов растений . Давайте сейчас посмотрим.

Ребята, что же общего у всех растений (стебель, лист, цветок, корень) .

Общее строение. А что разного (Окраска, форма листьев.)

Молодцы!

Что есть у растений и зачем это им нужно.

Корень – корень дышит, корень удерживает растение в земле , как насос всасывает влагу и питательные вещества из почвы

Стебель – дышит, проводит воду от корня к другим органам, удерживает растение (механическая опора)

Лист – улавливает свет, испаряет влагу, дышит.

Растения сами себе готовят еду, в отличие от животных и эта кухня находится в листьях. Лист на свету улавливает углекислый газ и выделяет кислород.

Цветок – дышит, из него появляется плод, который сохраняет семена для размножения.

Дидактическая игра :

«Волшебный цветок»

Детям раздаются карточки с моделями того или иного растения или цветка и детали этого растения или цветка . Дети должны собрать данную ему модель из деталей. Детям должно быть сказано, что данная игра ограниченна по времени.

А сейчас мы превратимся в растения и под музыку будем расти .

«Мы растения »

1. мы маленькие зернышки, посеяны в земле

2. дождь прошел и нам, стало хорошо

3. потихоньку мы растем

4. стебелек уже большой

5. ветерочек поддувает

6. и листочки колыхает

Под музыку и слова дети имитируют рост растения .

Ну а сейчас мы попробуем закрепить полученные знания на листе бумаги с помощью красок.

Давайте разделим лист бумаги на две части путем рисования границы земли и неба.

Так как любое растение имеет корни , то, наверное, лучше начать наш рисунок с корня, который будет располагаться со стороны земли. Цвет корня растения может быть как серым, черным, коричневым.

Потом нарисуем стебелек, который будет расти от корня . На стебле мы расположим листья. Цвет стебелька и листьев может иметь различные оттенки зеленого цвета. Если наше растение является цветком , то нужно дорисовать лепестки цветка.

Урок разнообразие растений

Цели деятельности учителя :

Образовательные: создать условия для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.

Развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование : кроссворд «Растения»; схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений»; тест; иллюстрации лекарственных растений, гербарии.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

II. Проверка домашнего задания.

Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь?

к живой или не живой природе можно отнести почву? ( в почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии.)

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

р азгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.

Кроссворд «Растения»

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета 7. С моего цветка берет

Фиалкового цвета. Пчелка самый вкусный мед.

Это в летний жаркий день, (Липа.)

Расцвела в саду... (сирень.) 8. Платье потерялось,

Пуговки остались. (Рябина.)

Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях .

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

(С. Красиков.)

д ети читают наизусть стихотворение:

Не спеша живут д еревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в з емлю,

Простирая ветки к с олнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят –

Им ведь нужно так немного:

Свет, Земля, Вода и в етер –

То, чего искать не надо,

То, что всем дается даром.

А еще д еревьям нужно,

Чтоб з емля была прекрасна,

И живут они, д еревья,

Украшая нашу з емлю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной!..

(Б. Заходер. Почему деревья не ходят.)

IV. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

Беседа.

Что такое растение?

Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.

Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.

Заполните схему:

Какое значение имеют растения в жизни человека?

Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?

Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

Какие растения называют культурными?

Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.

Практическая работа (работа в парах).

Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу.

1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)

2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.)

3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)

4. Яркий, благоухающий… (цветок) .

5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый . (Плод.)

6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)

Тестирование.

Тест

1. Какое из этих растений выращивают в садах?

а) п шеница; б) слива; в) помидор.

2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?

а) р ожь; б) ель; в) огурцы.

3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?

а) д ыня; б) овес; в) яблоня.

4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?

а) с векла; б) арбузы; в) картофель.

5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?

А) о вощи; б) фрукты; в) корнеплоды.

Ответы : 1-б. 2-в. 3-б. 4-б. 5-б.

Взаимопроверка работы.

V. Изучение нового материала.

1. Царство растений.

б еседа.

Почему растения считают живыми организмами?

Что нужно растению для роста и развития?

Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?

Давайте совершим удивительное путешествие в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным – так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Вместе с Флорой познакомимся с жителями ее царства. Начнем с самых простых.

Составьте схему:

Учитель демонстрирует гербарий.

Водоросли – растения, обитающие главным образом в воде. Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения.

Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.

Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Мхи – небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями.

Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми мхи размножаются.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх, как ветка, по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников.

Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.

В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.

После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите (демонстрирует) .

Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

(К. Женэ.)

Могут ли растения расти на камнях? (Да, но только особенные. Это лишайники , похожие на зеленые и оранжевые пятна.)

Физкультминутка (см. урок 13, с. 87)

2. Растения в жизни человека.

Беседа.

Какое значение в жизни человека имеют растения? (Ответы учащихся.)

Учитель читает стихотворение и демонстрирует гербарий лекарственных растений:

Рассмотри и запомни эти цветы,

В них столько тепла и земной

красоты!

Все, человек, что тебя окружает,

Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи,

Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта.

Банка с малиной мамой открыта.

Это варенье, оно же лекарство,

Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни,

Летом ее насуши, сохрани.

В зимнюю стужу чай завари,

Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом.

Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.

Ты, человек, их понимай,

Пользуйся ими, не обижай.

(Н. Д. Коваленко.)

Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( ш алфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины и др.)

Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( ч истотел, подорожник, отвар крапивы.)

Рассказ учителя о том, как появилась наука о растениях – ботаника.

С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях – ботаника , получившая название от греческого слова «ботане» – «трава».

Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь – будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения с природой.

Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их!

VI. Повторение и закрепление изученного материала.

Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( о тветы учащихся.)

к апуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.

Какие растения называют цветковыми?

Какие органы есть у всех цветковых растений?

VII. Итог урока.

Чем важно для человека озеленение города?

Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?

Почему и для чего создана Красная книга растений?

Сколько всего видов деревьев?

Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Пополнили ли вы свой багаж знаний?

Получили удовольствие от урока?

Я думаю, вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит «растения».

Домашнее задание: рабочая тетрадь, задания № 3,4 , с. 41 ; подготовить рассказ (устно) об интересном растении на темы: «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде», или нарисовать любимое растение; учебник, с. 69–73.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разнообразие растений на Земле мхи водоросли папоротники цветковые хвойные

МХИ Мхи –очень древние представители царства растений. Растут мхи лишь в местах повышенного увлажнения. Они участвуют в образовании болот, создании торфа, влияют на увлажнение почвы.

Папоротники Эти растения часто называют живыми ископаемыми. Они нуждаются в охране. Папоротники помогают понять учёным, как развивалось многообразие растительного царства Земли.

Папоротники

ВОДОРОСЛИ Ученые считают, что среди существующих на Земле растений самые древние - это сине-зеленые водоросли. Их возраст около трех миллиардов лет.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Отличаются особыми игловидными листьями- хвоей. Хвоинки опадают не все сразу, как обычные листья, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зелёные.

У хвойных пород очень ценны смола (живица), древесина, плоды (например, кедровые орешки).

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами.

Цветковые растения Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений.

Разнообразие растений К 2004 году ученым удалось классифицировать около 290 тысяч видов, среди них 240 тысяч цветковых, 16 тысяч мхов, 11тысяч папоротников, 8 тысяч зеленых водорослей. Растения встречаются повсюду.

В лесу На лугу В водоёме В горах

В пустыне В степи В городах В доме

Вопрос №1 Какие растения называют «живыми ископаемыми»? Папоротники

Вопрос №2 Какой вид растений учёные считают самым древним на земле? Водоросли

Вопрос №3 Что такое «Ж И ВИЦА»? Ж и вица- это смола хвойных деревьев.

Вопрос №4 Опадают ли хвоинки у хвойных деревьев? Хвоинки опадают постепенно в течении нескольких лет.

Вопрос №5 Какой вид растений сейчас является господствующим на Земле? Сейчас на Земле господствуют цветковые растения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"

Урок по познанию мира проводится в 3 экспериментальном классе по переходу на модель 12-летнего образования....

Обобщающий урок "Как сохранить разнообразие растений на Земле"

Урок окружающего мира в 3 классе разработан по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с ФГОС. Урок построен на. К конспекту прилагается презентация, призванная осуществить проверку выполняемых н...


Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев янтарь. янтарь


Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (2379 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.






Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.






Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.




Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.


Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось ведь папоротник вообще не цветет!


Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.
















Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.


Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.


Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.


Работа учителя начальных классов Назаровой А.Н

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...