Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Урок по теме компьютер и личная безопасность. Урок по обж " компьютер и его влияние на здоровье школьников"

Сочинение по тексту:

К чему приводит жестокое, безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или ещё есть слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими вопросами заставил меня задуматься текст В.П. Астафьева, известного российского писателя.

Автор обращается к проблеме варварского отношения человека к природе. Сегодня уже не: может быть сомнений в том, что этот вопрос является жизненно важным для всего человечества. Люди XXI века в погоне за развлечениями, выгодой утрачивают возможность видеть боль природы, исчезает потребность в бережном отношении ко всему живому. Писатель с болью говорит о том, что «оглохла земля, коростой покрылась». Это и в прямом смысле короста: грязь, нечистоты, в смысле выделения которых, по мнению В.П. Астафьева, нет никого равного человеку. Это и другая короста: глухота души, эгоизм человека, необъяснимая жестокость и даже определённый вызов всему живому. Автор считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство вандалов-людей. Как многозначительно последнее предложение текста: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик...» Автор убеждён: если и дети, самые беззащитные из людей, самые ранимые, способны смеяться над смертью маленького беззащитного зверька, то действительно близка экологическая и нравственная катастрофа.

Главная мысль текста состоит в том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Пока ещё не всё разрушено, не всё в природе безвозвратно потеряно, нужно приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу красавицу Землю.

Невозможно не согласиться с мыслями автора: вандализм человека по отношению к природе достигает сегодня своего апогея, за которым может быть только одно — страшная и мучительная гибель человечества.

Проблема отношения человека к природе — одна из главных проблем русской литературы. Так, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» говорит о том, что сегодня, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В произведении звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

Другой известный русский писатель, С.Т. Аксаков, в очерке «Буран» признавался, что никогда не мог равнодушно видеть ни вырубленные рощи, ни даже падение от старости одного большого дерева. В этом он чувствовал что-то невыносимо грустное, тягостное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигает дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо.

Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, за её первозданную чистоту и нетронутость. Нельзя допустить, чтобы «изуродованная, пораненная, битая, обожжённая» природа страдала от рук того, кто должен беречь и лелеять её красоту.

Текст Виктора Петровича Астафьева:

(1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

(5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета — цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».—(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! —(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
(По В. Астафьеву)

Введение

Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. В наше время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.

В данный момент с этой экологической проблемой столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.

Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально - политические и организационно - хозяйственные механизмы, которые подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предотвратить угрозу уничтожения мира.

Цель работы: исследовать и отразить этический аспект взаимоотношений человека и природы и общие вопросы связанные с ним.

Структура работы определена целью и задачами работы.

1. Изучить теоретические источники, документы и накопленный опыт по исследуемой цели реферата;

2. Отразить отношение человека к природе;

3. Проанализировать законы взаимоотношений «человек-природа»;

4. Проследить хронологию внедрения экологической этики;

5. Раскрыть понятие «экологическая этика»;

6. Показать значение и влияние экологической и глобальной этики, природоохранной эстетики.

Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей, посвященных выбранной тематике, прочие актуальные источники информации.

Методологической основой исследования являются общие методы познания, как: системное и комплексное исследование.

Отношение человека к природе

Это одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содержание. Отношение к природе зависит от господствующего в обществе способа производства, осуществляется на основе общественных связей между людьми. В субъективном плане отношение к природе - своеобразная проекция тех критериев и оценок, которые применяются в межличностном общении.

Можно выделить три основных исторических типа, а соответственно и три ценностные модели отношения к природе.

На начальной стадии развития, когда производство осуществлялось главным образом в форме охоты и собирательства, отношение к природе носило по преимуществу приспособительный характер. Объективная зависимость от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном мироощущении древнего человека, в его отношении к природе с суеверном страхом. Природа при таком подходе осмысливается как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поклонения.

С ростом производительных сил человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям, преобразует формы природного вещества по своему усмотрению. Господство человека над природой необычайно возрастает с переходом от ручного орудия к машинному производству (промышленная революция). Однако частнособственническая форма развития производительных сил обусловливает превращение эксплуатации природы в ее хищническое ограбление. На этой основе складывается представление о природной среде лишь как о внешнем объекте пользования. Утилитарно-торгашеское сознание полностью лишает природу ценностного статуса, низводит ее до уровня средства для достижения экономической выгоды.

В современный период активизируется борьба мировой общественности за сохранение среды обитания, в ходе которой утверждаются новые нормы отношения к природе. Преодоление трудностей во взаимодействии общества и природы, возникших с ростом масштабов и интенсивности хозяйственной деятельности человека в период научно-технической революции, наряду с новыми технологическими решениями, социально-экономическими преобразованиями требует также существенного изменения культурно-ценностных ориентаций.

Богатство человеческой чувственной природы является выражением и многообразия природных связей, поэтому сохранение среды обитания в ее целостности, забота о растительном и животном мире имеют непосредственное гуманистическое значение. Экологический кризис в решающей мере есть результат узкоутилитарного подхода к миру природы. Поэтому выход из кризиса предполагает выработку такого отношения к окружающей среде, которое исходит из общечеловеческих интересов, включая интересы грядущих поколений. Иными словами, решение глобальных экологических проблем, помимо всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит к этике.

Исторически этика прежде всего имела дело с обязанностями человека по отношению к обществу, к другим людям и к самому себе. Обязанности по отношению к природе оставались вне поля ее зрения. Вместе с тем существовали теории, придававшие морали универсально-космический смысл. Как ответ на современную экологическую ситуацию на Западе возникает идея преодоления традиционно-гуманистических горизонтов морали и возрождения так называемой универсальной этики, которая не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами. Универсальная этика противоречит труду специфическому виду обмена веществ, в ходе которого человек преобразует природу и приспосабливает ее к своим постоянно возвышающимся потребностям. Кроме того, ее нормативные выводы (не есть мяса и т. п.) далеки от общепризнанности и не могут обрести той степени действенности, которая характерна для нравственных требований. Идеи универсальной этики, которые в прошлом разрабатывались, как правило, деятелями культуры (Г. Торо, Толстой, Ганди, Швейцер и др.), существовали скорее не в виде развернутой этической концепции, а в форме жизненных идеалов и социально-психологических настроений, являясь часто превращенной формой критики классового общества.

В действительности этика включает в себя экологический аспект, но объектом нравственной оценки и регулирования становится не природа сама по себе, а отношение человека к природе, которое по сути своей является общественным отношением.

Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества и ответственного отношения к природе. Признание ответственности человека за сохранение природной среды не только реальный факт общественного сознания, но и важная задача, которая решается общественностью в борьбе против узкохозяйственного прагматизма, ведомственных интересов, планового фетишизма, национальной узости, других форм группового эгоизма.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение.

1. Человек и природа.

2. Специфика взаимодействия человека и природы.

2.1. Труд как способ взаимодействия человека и природы.

2.2. Ступени развития труда как нарастание опосредованности во взаимодействии общества и природы.

3. Масштабы воздействия человеческого фактора на природу.

Список использованной литературы

Введение

Едва ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды. Ее решение возможно только на основе экологических знаний. Невозможно охранять природу, использовать ее богатства, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки может позволить себе общество, чтобы не разрушить их. Все это является предметом экологии.

В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету живыми существами, растениями и средой их обитания, хотя практически это вряд ли возможно ввиду сложности этих связей.

Использование богатств природы осуществлялось человечеством при крайне недостаточном знании ее законов. В результате, неожиданно для себя, мы оказались на грани катастрофы, избегнуть которую можно, только познав законы экологии и подчинив дальнейшую жизнедеятельность выполнению этих требований.

1. Человек и природа.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Природа является его местообитанием и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности.

Технические достижения последних лет создали иллюзию обособленности от природы и даже господства над ней. Однако на самом деле все обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием зависимость человека от природы только усиливается: ведь все машины тоже ее создания. Их двигатели сжигают нефть и кислород, для выплавки стали нужна железная руда, уголь, вода и кислород, т.е. продукты природы. Причем в конечном итоге для удовлетворения своих биологических потребностей, которые практически не изменились, современный человек нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше.

Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преимущества в борьбе за выживание перед остальными животными, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природную среду своей собственной жизни. Всю предыдущую историю можно рассматривать в экологическом смысле как шедший с ускорением процесс накопления тех изменений в науке, технике и в состоянии окружающей среды, которые, конце концов, переросли в современный экологический кризис. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана - все эти проблемы встали перед человечеством, грозя гибелью и требуя немедленного решения.

Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей знаний и духовной культуры, которые их обслуживают. Человечество в целом держит экзамен на подлинную разумность перед лицом тех новых требований, которые предъявляет ему биосфера. Этими требованиями являются:

Биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы,

Умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества,

Взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношения друг с другом,

Следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям общественного развития.

Но для этого требуются совместные усилия всех людей, независимо от места жительства и рода занятий. Необходимо соответствующее перераспределение средств, отказ от некоторых материальных благ в пользу экологических программ, перестройка образа жизни и мышления. И от экологического воспитания и образования населения во многом будет зависеть, произойдут ли необходимые перемены во взаимоотношениях общества и природы достаточно быстро и безболезненно.

2. Специфика взаимодействия человека и природы.

2.1. Труд как способ взаимодействия человека и природы.

Хорошо известен афоризм «труд создал самого человека». Но что такое труд как не постоянное взаимодействие человека с объектами природы в их естественном или преобразованном состоянии? Однако с объектами природы постоянно взаимодействует любой живой организм, да и тела неживой природы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Следовательно необходимо выявить специфику труда как особого способа взаимодействия человека с природой.

Благодаря изготовлению и применению орудий труда человек пошел в своей эволюции не столько по пути приспособления к окружающим условиям, сколько по пути их изменения соответственно своим нуждам и потребностям. Таким образом, человек нашел качественно новый способ разрешения противоречия между тем состоянием, в котором объекты находятся в природе, и тем, в каком они ему необходимы.

Биологическая эволюция человека с появлением цивилизации не прекратилась. Она продолжается, и изменения, происшедшие в организме людей даже со времени античного периода, очень велики. Буквально за последние 25 лет отмечены существенные сдвиги как в соматическом, так и в психическом развитии, особенно молодых людей (акселерация). Иначе и не может быть. Человек своей деятельностью вносит столь существенные изменения в окружающую среду, что это непременно отражается на его физической и тем более психической организации. Биологическая эволюция человека приобрела явно опосредованный характер и определяется социотехническими факторами.

Биологическая эволюция человека не ведет теперь к образованию новых видов Homo sapiens, поскольку благодаря применению технических средств человек создает искусственную среду своего обитания и тем самым преодолевает изолированность экологических ниш как важного фактора видоизменения в органическом мире.

Труд с момента появления человека стал основным способом взаимодействия общества с природой. Все остальные формы этого взаимодействия отступили на второй план. В отношении природы выработался своеобразный утилитарный взгляд: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Труд привыкли рассматривать как фактор, обслуживающий только потребности человека. Попробуем взглянуть на процесс труда с другой стороны, уяснить его место и роль в природных явлениях.

Человеческое общество участвует в процессе движения вещества на планете, но делает это необычно для природы. Основным способом преобразования вещества для человека стал труд, а основным источником энергии служат продукты фотосинтеза прошлых эпох - горючие ископаемые. Человек выступает как исключительно многокачественный фактор изменения природных явлений, может оказывать на природу механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное воздействие.

Еще одна черта современного производства в плане сопоставления его с процессами движения вещества в природе - необычайная расточительность в отношении природных ресурсов. Пока объем производства был относительно небольшим и основывался на материалах естественного происхождения, отрицательные последствия производственной деятельности людей были не столь заметны. Однако по мере ускорения темпов индустриального развития и увеличения масштабов производства, механизмы природной саморегуляции стали давать срывы. Можно с полным основанием сказать, что, помимо биологического и геологического круговоротов, за время развития общества под воздействием производственной деятельности людей возник более мощный антропогенный круговорот. Он не существует отдельно, а включен в структуру природных круговоротов - в движение масс воды, воздуха, смещения почвы и пород. Необходимо тщательно изучать законы движения круговоротов вещества как естественно сложившихся, так и вызванных трудовой деятельностью человека. Нужно позаботиться о совмещении указанных круговоротов, так как через них обеспечивается саморегуляция природного равновесия.

В свете задач рационального природопользования значительно расширяется не только сфера труда по деструкции вещества, но и сфера по реконструкции и воспроизводству природных ландшафтов и ресурсов. То, что раньше перекладывалось на плечи природы, должно теперь выполняться самими людьми. Этот новый вид созидательной трудовой деятельности людей можно назвать природотворчеством.

2.2. Ступени развития труда как нарастание опосредованности во взаимодействии общества и природы.

Иногда неточно говорят, что первой формой труда наших предков была охота на крупных животных и разделка туш. В действительности первой специфической формой труда явилось изготовление орудий труда для охоты и разделки туш. Главным в средствах труда с самого начала была и остается их созидательная суть.

Труд сообщил качественно новый характер формам поведения и общения человека. Прежде всего, труд потребовал новых форм коллективных действий людей. Коллективное применение орудий труда, а тем более их изготовление, потребовало новых форм разделения труда между членами общины и новых форм общения.

С появлением в обществе классов именно интерес господствующего класса стал движущим фактором производства. Непосредственной целью производства стало не удовлетворение потребностей самих трудящихся, а получение прибыли собственником средств производства. Потребление же, ради которого производство исторически возникло, стало выступать как побочная его цель. Вот почему в современном обществе, где все подчинено наживе, реализуются лишь те проекты, которые сулят ближайший и наиболее ощутимый результат, в то время как достаточно полное управление природными процессами требует зачастую отказа от этих принципов и предполагает вложения средств без непосредственной отдачи в ближайшее время.

3. Масштабы воздействия человеческого фактора на природу.

В XX веке произошел количественный скачок в масштабах антропогенного воздействия, приведший к качественным изменениям во взаимоотношениях человека и биосферы. Человек превратился решающую силу, воздействующую на все природные процессы, на все экологические компоненты биосферы даже в тех случаях, когда его деятельность прямо не направлена на них. Это влияние распространяется на все важнейшие компоненты биосферы: атмосферу, водные ресурсы, почву, недра, животный и растительный мир. Рассмотрим подробнее.

Атмосфера. Ежегодно в мире сотни миллионов загрязняющих веществ выбрасываются в воздух предприятиями и транспортом. От значительной части этих веществ атмосфера освобождается, так как под действием силы тяжести или с осадками они поступают в почву или воду, загрязняя их. Однако этот процесс самоочищения все больше отстает от процесса поступления отходов, которые взаимодействуя друг с другом, образуют новые, иногда еще более вредные соединения.

Очень опасно увеличение в атмосфере содержание углекислого газа, являющегося следствием, с одной стороны, массового сжигания органического топлива, а с другой - вырубки лесов. Результатом этого может стать глобальное потепление климата под воздействием «парникового эффекта».

Другую серьезную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами планеты, но и вблизи экватора и в средних широтах. Разрушению озона способствуют такие процессы, как широкое применение азотных удобрений, выбросы продуктов сгорания высотной авиацией и космической техникой. Но главной причиной считается массирование применение фреонов, используемых в качестве растворителей в аэрозолях, в морозильных камерах.

Еще одна острая проблема - кислотные дожди. Основной причиной выпадения кислотных дождей является попадание в воздух оксидов серы и азота - отходов сгорания любого ископаемого топлива, особенно низкосортного угля и мазута. Образуясь в результате загрязнения атмосферы, кислотные дожди, в свою очередь, загрязняют и губят другие компоненты биосферы - водоемы, леса, почвы, их живое население.

Водные ресурсы. Вода - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ, растворяет, выщелачивает горные породы и минералы и транспортирует их из одних мест в другие. Казалось бы, пока воды хватает. Но, во-первых, вода нужна не только людям, во-вторых, распределена она на Земле крайне неравномерно и большая ее часть приходится на реки и озера, расположенные в малонаселенных местах. К тому же, вырубая леса и осушая болота, человек способствует перераспределению воды между водоемами суши и океана в пользу последнего. Ну а массированное загрязнение рек, озер и грунтовых вод промышленными и сельскохозяйственными отходами окончательно подрывает нашу водообеспеченность.

Не менее важной является проблема сохранения качества воды. Если в начале века науке было известно всего 17 загрязнителей природных вод, то сейчас их более 2,5 тысяч. Это пагубно влияет на здоровье населения и ведет к гибели рыб, водоплавающих птиц и других животных, усыханию и снижению продуктивности растений.

Значительно снижает проточность, а значит, и способность к самоочищению строительство гидротехнических сооружений - плотин, водохранилищ, шлюзов.

Почва. Почва, т.е. поверхностный слой земной коры толщиной в несколько десятков сантиметров, обладающий плодородием, образуется из продуктов разрушения горных пород под влиянием климата и жизнедеятельности многих поколений растительных и животных организмов. Плодородный почвенный слой образуется очень медленно - 1 см за 200-300 лет.

Важной проблемой является снижение плодородия почв. При культивировании сельскохозяйственных культур и уборке урожая естественный процесс возвращения в почву питательных веществ, потребляемых растениями, нарушается. Приходится возмещать эти ежегодные потери путем внесения органических и минеральных удобрений. Но при игнорировании закона минимума это приводит к загрязнению почвы, к накоплению в растениях таких вредных для человека веществ, как нитраты. Населяющие почву организмы стремятся переработать попадающие в нее вещества-загрязнители, но если последних слишком много или они ядовиты для самих редуцентов, то земля может потерять способность к плодородию. Этот процесс, а также водная и ветровая эрозии почв приводят к опустыниванию.

Растительный мир. Растения играют в жизни человека важнейшую роль: поставляют кислород и поглощают углекислый газ, служат продуктом питания ему или поедаемым им животным, являются лекарственным и производственным сырьем и т.д. Велико хозяйственное значение лесных ресурсов. Бурное развитие науки и техники не вытеснило древесину, а, наоборот, расширило границы ее применения. В результате варварского отношения - вырубок, превышающих темпы восстановления, пожаров, кислотных дождей, пылегазовых загрязнений воздуха, изменения уровня и загрязнения грунтовых вод - ежегодно гибнет до 1 % от общей площади лесов планеты.

Животный мир. Дикие животные обогащают атмосферу углекислым газом, используемым растениями при фотосинтезе, удобряют почву навозом и останками, способствуют перекрестному опылению и расселению растений, разреживают излишне густые травостои и насаждения и т.п. Люди используют их для получения продуктов питания, кожи, пушнины, лекарственного сырья, а также как генетический фонд для селекционной работы - создания новых видов сельскохозяйственных животных. Однако в результате прямого (охота, рыбалка, промысел) и косвенного (уничтожение местообитания или изменение экологических факторов) истребления многие виды стали редки или исчезли совсем за последние несколько веков. Массовому уничтожению, приведшему к резкому сокращению популяции, вплоть до полного исчезновения, подвергались животные в Африке со времен ее колонизации и до наших дней. Слонов, носорогов, антилоп и других животных убивали не столько ради мяса, сколько ради охотничьих трофеев и сувениров, из военно-политических соображений и просто для развлечения. А ведь ни один вид растений или животных, особенно крупных, не погибает в одиночку, а тянет за собой связанных с ним более мелких (а иногда и крупных, если исчезнувший вид был основным объектом их питания) организмов. Освобождающиеся экологические ниши и звенья в цепи питания в ходе экологического дублирования занимаются другими видами, которые могут оказаться нежелательными для человека в хозяйственном или медицинском отношении. Если же из-за резкого видового обеднения природа не найдет подходящего материала для замены, то это может привести к полной гибели экосистем вплоть до опустынивания.

Человек индустриального общества стремится использовать природу: быстрое развитие экономики требует все больше и больше энергии и сырья, в то время как технических возможностей для добычи становится все больше и больше. К сожалению, на этой стадии развития человечества, в котором мы и находимся сейчас, экономика доминирует над экологией, и через несколько десятилетий экосистема окажется под угрозой уничтожения. Только наступление постиндустриальной эры, когда ноосфера начнет преобладать над техносферой, способно предотвратить неминуемую катастрофу.

Некоторые могут сказать, что в настоящий момент мы и находимся в постиндустриальном периоде: устанавливаются очистительные сооружения, ограничивается потребление близких к исчерпанию ресурсов, разводятся близкие к исчезновению животные, очищаются грязные водоемы. Но ведь все это производится не повсеместно и под видом очищения окружающей среды наоборот происходит усугубление ситуации.

Заключение.

Любое слишком резкое изменение человеком экологических факторов может иметь непредсказуемые катастрофические последствия из-за слабой изученности цепных реакций, происходящих в природе. В настоящее время масштабы антропогенного воздействия на биосферу так резко возросли, что реальной стала угроза недопустимого видового обеднения, опустынивания и термодинамического и теплового кризисов. Научно-технический прогресс сопровождается усилением зависимости человечества от количества и качества природных ресурсов при одновременном их исчерпании и загрязнении. Избежать экологической катастрофы можно только обеспечив переход биосферы в стадию ноосферы, то есть в стадию разумного управления антропогенными процессами, целью которого должна стать не победа над природой, что в принципе невозможно и безнравственно, так как все мы ее дети, а проникновение в сущность действующих в ней экологических законов и организация всей деятельности в соответствии с их требованиями.

Список использованной литературы.

1. Т.А.Демина «Экология, природопользование, охрана окружающей среды». Аспент Пресс, Москва,2000,

2. С.А.Боголюбов «Экология». Знание, Москва, 1999,

3. Э.В.Гирусов, С.Н.Бобылев, А.Л.Новоселов, Н.В.Чепурнов «Экология и экономика природопользования». Юнити, Москва. 1998,

4. В.В.Денисов, И.А.Денисова «Экология». МарТ, Москва - Ростов-на-Дону, 2003.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...